История развития технологии фотографирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития технологии фотографирования



 

В глубокой древности было известно, что серебро с течением времени темнеет. Н этом эффекте было основано множество приемов обработки середра, в том числе чернение. Долгое время ремесленники считали, что серебро чернеет под воздействием тепла. На самом деле чернение является химическим процессом соединения атомов серебра с атомами кислорода под воздействием серы. В воздухе содержится двуокись (диоксид) серы, которая оказывает ускоряющее воздействие на поверхность серебряных изделий.

 

 

В конце XVII – начале XIX вв. энтузиасты в разных европейских странах проводили многочисленные опыты, которые позволяли наблюдать воздействие света на соединения серебра. В 1694 г. французский врач и естествоиспытатель немецкого происхождения Вильгельм Гомберг (Хомберг; 1652 – 1715) открыл светочувствительность азотнокислого серебра (AgNO3) – оно при длительном воздействии света темнело. В 1727 г. врач Иоганн Генрих Шульце открыл светочувствительность хлористого серебра (AgCl). В конце XVIII в. шведский химик Карл Вильгельм Шееле установил, что воздействие аммиака делает хлорид серебра устойчивым к воздействию света.

Однако какой-либо практической пользы и тем более значимых результатов эти открытия не имели до тех пор, пока не возникла идея использования этого явления для создания изображений. В 1813 г. француз Жозеф НисефорНьелс (1765 – 1833) начал проводить опыты по получению световых изображений на литографских камнях и пластинах, покрытых лаком – этот метод получил название гелиографии.

 

Для этого на отполированную металлическую пластину он наносил лак собственного изобретения, который при длительном солнечном воздействии разрушался. Изобретатель назвал свой метод гелиогравюрой. Если на пластину с лаком спроецировать изображение здания, то после 8-часовой выдержки появлялось изображение. Так, был сделан первый снимок вида из окна в ЛеГра. Протравив пластину в кислоте, получалось изображение – негатив. Метод Ж. Ньелса был не совершенен и не получил своего развития.

 

Вид из окна в ЛеГра. Фотопластина Ж. Ньелса

 

Вид из окна в ЛеГра.

 

Изобретателем фотографического метода получения изображений принято считать художника Луи Жака Манде Дагера (1787 – 1851). Являясь главным художником-декоратором в театре «Амбипо-Комик», Луи Дагер был увлечен поисками создания зрелищных картин. В 1822 г. он вместе с мастером перспективыШарль-Мари Бутоном создает диараму на полупрозрачной основе. Он включала в себя 2 картины размером 14 х 22 м и сопровождалась световыми и звуковыми эффектами. Представление диарамы 11 июня на парижском бульваре Сансон имело большой успех. Дальнейшие поиск новых способов создания изображений привели его к знакомству с Ж. Ньелсом.

В 1831 г. Луи Дагер случайно открыл действие света на йодистое серебро. Промыв пластину горячим раствором поваренной соли (NaCl) или гипосульфата(Na2S2O3), полученное изображение немного улучшалось. 21 мая 1831 г.он сообщил об этом Ж. Ньелсу. В 1835 г. Л. Дагер открыл проявляющее действие паров ртути на скрытое световое изображение и фиксирующее воздействие горячего раствора поваренной соли (NaCl) и гипосульфита (Na2S2O3). В 1837 г. был сделан первый снимок в мастерской Л. Дагера.

 

Луи Дагер. Внутри мастерской. Первый в истории дагеротип. 1837 год

 

В 1839 г. ЛуиДагер сделал фотографию бульвараТампль, на которой впервые был запечатлен человек. По просьбе Л. Дагера один человек стоял неподвижно во время чистки обуви, что и позволило его запечатлеть. Экспозиция длилась всего 10 минут. Технология, предложенная Луи Дагером, получила название по фамилии ее создателя дагеротипия. 9 августа 1839 г. Франсуа Араго представил членам Французской академии наук доклад о дагеротипии, которую вскоре признали первым практическим способом получения изображения на светочувствительной пластине. В том же 1839 г. правительство Франции приобрело право на использование метода Л. Дагера для получения светочувствительных изображений – дагеротипов – с выплатой пожизненной пенсии изобретателю. С этого момента она стала всеобщим достоянием.

 

Вид на бульвар Тампль. Дагеротип Л. Дагера. 1839 год

 

Дагеротипия включала в себя несколько последовательных действий:

«1. Серебряную или посеребрённую медную пластину подвергают в темноте воздействию паров йода в течение нескольких минут. На поверхности пластинки возникает слой йодистого серебра, светочувствительного материала. 2. Пластинку помещают в камеру-обскуру и экспонируют 15 – 30 минут на ярком свету. Под воздействием света молекулы йодистого серебра разрушаются, пары йода улетучиваются, а микроскопические зёрна серебра образуют скрытое (невидимое) изображение. 3. Экспонированную пластинку проявляют в парах ртути, нагретой до 50 - 60°С. Ртуть растворяет серебро, образуя амальгаму – вещество серого цвета. 4. Проявленную пластинку закрепляют, промывая в горячем растворе поваренной соли или гипосульфита, который растворяет оставшееся йодистое серебро и обнажает полированную серебряную поверхность. 5. Плёнка амальгамы непрочна, а серебро легко окисляется на воздухе. Поэтому готовый дагеротип нередко покрывают хлоридом золота, который делает его более долговечным и заодно окрашивает в красно-коричневый тон. Изображение на дагеротипе получается зеркальным.» (Транковский С. Дагер – создатель фотографии // Наука и жизнь. – 2009. - № 7. – Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/16092/)

 

Следующий этап в развитии технологии светописи был связан с именами двух англичан – Ф. Талбота и Дж. Гершеля. Почти одновременно с французами оба начали проводить опыты со светочувствительными соединениями серебра. 31 января 1839 г. Фокс Талбот представил на заседании Лондонского Королевского общества доклад о своем способе негативно-позитивного процесса – изготовлении позитивным изображений, получивший сначала название талботипии (затем более известный как калотипия). В 1844 г. Ф. Талбот патентует способ увеличения фотографии и издает первую книгу с фотографическими иллюстрациями.

Еще в 1819 г. английский астроном Джон Гершель открыл закрепляющее действие гипосульфита (Na2S2O3), т.е. способность растворять хлористое серебро, а в 1840 г. он открыл эффект разложения солнечного спектра при попадании света на покрытие хлористого серебра – под действием солнечного света на бумаге, покрытой хлоридом серебра, появлялись красный, зеленый и синий цвета. Впоследствии эти три цвета стали основными для технологии получения цветных изображений.

В 1839 г. Джон Гершель изготовил первый стеклянный негатив и назвал способ создания изображения «фотографией» (греч.светопись).

В 1839 г. американский фотограф Роберт Корнеллиус сделал первый фотоавтопортрет. Для этого он снял крышку фотообъектива, быстро встал в кадр и просидел больше минуты до закрытия линзы.

 

Фотоавтопортрет Р. Корнеллиуса

 

В 1849 г. французский фотограф Жан-Батист Гюстав ЛеГре (Jean-BatisteGustaveLeGray; 1820 – 1884) начал использовать вощеную бумагу для изготовления фотографических отпечатков. Эта технология на долгие годы предопределила использование фотографической бумаги для получения фотоснимков.

В 1849 – 1850 гг. английский ювелир Фредерик Скотт Арчер(1813 – 1857) научился использовать коллодий для изготовления фотографий. Коллодий – пленка из спиртоэфирного раствора нитроцеллюлозы – была изобретена в 1847 г. в США. Коллодий, содержащий йодид калия, равномерно наносился на стеклянную пластинку. После застывания коллодия ее погружали в раствор нитрата серебра и экспонировали во влажном состоянии для получения изображения. Благодаря быстрому испарению эфира из коллодия, процесс экспонирования был недолгим, но сразу после этого нужно было проявить с помощью пирогаллола и закрепить изображение в растворе гипосульфита. Подготовка пластинки к экспонированию происходила перед самим фотографированием и требовала большой лаборатории со светонепроницаемой палаткой для полива пластинок, проявки и фиксирования изображений.

В 1851 г. Ф. Арчер представил свое изобретение на заседании Королевского научного общества. Несмотря на трудоемкость процесса, важным достоинством метода было быстрое экспонирование (несколько секунд) и хорошая четкость изображения, благодаря чему с 1852 г. мокрый коллодиозный способ полностью вытеснил более дорогие дагеротипию и тальботипию (калотипию). Коллоидный негатив запечатлевал самые мелкие детали, тончайшие переходы тонов и был гораздо дешевле предыдущих. Благодаря новой технологии широкое распространение получила портретная фотография. Именно с этого времени в городах начинается распространяться практика изготовления дешевых фотопортретов.

В 1856 г. англичанин Рихард Норрис предложил покрывать мокрые коллоидные пластинки слоем желатина, что положило начало сухим фотопластинкам. Такие пластинки применялись вплоть до середины ХХ в.

Настоящий прорыв в технологии фотографирования совершило изобретение англичанина В. Гаррисона. В 1868 г. он предложил наливать смесь раствора желатина с бромистым и йодистым серебром на стеклянные пластинки. Полученные фотоматериалы можно было носить с собой и отказаться от трудоемкого мокрого коллодиозного метода и переносной лаборатории. Изобретение В. Гаррисона имело самые впечатляющие последствия для роста популярности фотографии в мире.

В 1878 г. в Англии началось фабричное производство сухих фотопластинок. В 1880 г. производство броможелатиновых пластинок было запущено в России.

В 1881 г. свое производство фотопластинок запускает фотограф Антуан Люмьер. Его сын Луи добивается значительного усовершенствования формулы эмульсии, благодаря чему изображение становится качественнее и стабильнее. В 1882 г. А. Люмьер запускает в квартале Монплезир в Лионе мануфактуру, а сыновья значительно усовершенствовали производственный процесс и постепенно превратили ее в завод – самый крупный производитель фоточувствительной бумаги и фотохимикатов в Европе (работал до начала 1970-х гг.).

В 1880 г. в США была основана всемирно известная фирма «Истмен-Кодак», а в 1888 г. Джордж Истман зарегистрировал товарный знак и название фирмы «Кodak».

В 1888 г. началось производство фотокамер EastmanKodak. Они появились на рынке с рекламным лозунгом «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное» и стали первыми массовыми фотокамерами. Однако первые камеры стоили очень дорого и были доступны лишь состоятельным людям и коммерсантам. В 1900 г. Кодак создал первый любительский фотоаппарат, позволявший делать 100 круглых кадров диаметром 6,5 см на роликовой целлулоидной плёнке, а в 1901 г. началось производство фотокамер KodakBrownie (Kodak-1). Благодаря ей впервые в истории фотография стала доступна для людей среднего достатка. Тогда же компания организовала сеть фотоателье, в которых можно было перезарядить и проявить плёнку, напечатать фотографии.

В 1893 г. в Германии начинает деятельность по производству фотопластинок акционерное общество «Агфа», впоследствии ставшее одним из крупнейших европейских производителей фотопленок.

 

Во второй половине XIX в. значительный прогресс в изучении солнечного спектра позволил перейти к изготовлению цветных фотографий.

В 1861 г. физик,шотландец Джеймс Клерк Максвелл (1831 – 1879) экспериментально показал, что сложением трех цветов (красного, зеленого и синего) можно получить весь спектр натуральных цветов. Для этого Томас Саттонсделал по методу Максвелла первую цветную фотографию трехцветной ленты, завязанной в бант.Снимок был показан Дж. К. Максвеллом17 мая на лекции в Королевском институте в Лондоне. Однако вплоть до середины ХХ в. технология цветной фотографии оставалась сложной и несовершенной, что затрудняло ее массовое внедрение в жизнь.

Тартановая лента (TheTartanRibbon) Дж.К. Максвелла

 

В 1869 г. француз ДюкодюОрон напечатал первые цветные снимки путем совмещения трех негативов (красный, зеленый и синий) разного цвета. Эта технология широко применялась в конце XIX – начале ХХ вв., но процесс съемки из трех последовательных этапов требовал значительной выдержки позирующих перед фотоаппаратом, а затем наложения всех трех негативов для получения цветной фотографии, что препятствовало распространениютехнологию. Вплоть до Первой мировой войны цветная фотография оставалась уделом энтузиастов.

В 1894 г. ирландец Джон Джоли придумал трёхцветный полосковый растр для съёмки цветных диапозитивов.

Следующим шагом в развитии технологии изготовления цветных снимков стало изобретение француза ГабриэляЛиппмана. В 1891 г. он открыл интерференцию света в светочувствительной эмульсии. В 1908 г. это открытие было отмечено Нобелевской премией. Однако этот метод не получил широкого практического применения.

 

В начале ХХ в. энтузиасты в разных странах мира продолжают эксперименты по усовершенствованию технологию цветной фотографии. Одним из них был российский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944).

 

А!!! Сергей Михайлович Прокудин-Горский совершил большое путешествие по Российское империи и запечатлел в цвете жизнь и достопримечательности многих городов. Большую ценность представляют его фотопортреты, передающие атмосферу и этнографически ценные сведения об одежде и материальной культуре народов Средней Азии. Долгое время цветные стеклянные негативы хранились в библиотеке Кнгресса США и были известны малому кругу лиц. В 2002 г. они были восстановлены и оцифрованы. Публикация фотографий С.М. Прокудина-Горского вызвала фурор у общественности, а сами фотографии не оставляют равнодушными никого из зрителей.

 

Параллельно во Франции свои опыты по созданию цветной фотографии проводили братьяОгюст и Луи Люмьер. Они также начинали с усовершенствования технологии съемки 3 цветных негативов, но очень скоро пришли к выводу о необходимости разработки технологии получения цветного снимка в один этап. Для этого примерно в 1900 г. Луи Люмьер начинает опыты по нанесению цветных фильтров на одну пластину, а в декабре 1903 г. он получает авторское свидетельство на пластину с трехцветным экраном.Изобретение получило название автохрома (самоцвет) и сыграло решающее значение в развитии цветной фотографии.Микроскопические зерна картофельного крахмала диаметром 0,01 мм окрашивались в три основных цвета (красный, зеленый и синий) и являлись тремя различными цветовыми фильтрами. Их смешивали, далеепутем просеивания через сито наносили на стеклянную пластину, покрытую специальным клеем, прикатывали крахмал, далее покрывали лаком для защиты от воды, сверху покрывали светочувствительной эмульсией с серебром. Для получения цветного изображения пластину устанавливали стеклянной стороной к объективу, и лучи света до фотографического слоя проходили через слой цветных крахмальных зерен. Еще 4 года ушло на усовершенствование технологии производства пластинок.В 1906 г. братья Люмьер запатентовали свой тип цветного растра, а в 1907 г. начали промышленное производство автохромных пластин.

 

Зерна крахмала в увеличенном размере.

 

Автохромы Люмьер требовали выдержки в несколько секунд. Поэтому первые цветные фотографии требовали статичных поз. Сам Луи Люмьер считал автохром своим главным изобретением, шедевром. Первые автохромы (1907 – 1913) запечатлели события из жизни большой семьи Люмьер.

 

Сюзанна и Андре – дочери Луи и Огюста Люмьер. Автохром. 1909 год.

 

Луи и Огюст Люмьер с семьей. Автохром 1911 год.

 

Технология автохрома братьев Люмьер оказала революционное воздействие на фотоискусство и почти 30 лет была наиболее популярным способом создания простых цветных фотографий. Пластины автохрома до сих пор отлично сохраняют цвета. В 1909 – 1931 гг. французский банкир Альбер Кан собрал одну из самых больших коллекций автохромов – 72 000 снимков из 50 стран мира.

 

А!!! В России последователи братьев Люмьер появились сразу после начала производства автохромов. На международной фотовыставке, организованной в 1908 г. Московским художественно-фотографическим обществом были отмечены автохромы К. Солодовникова, И. Щеголева и В. Беркштекера. Среди казанских любителей фотографии автохромные снимки делал казанский аптекарь Арнольд Бренинг. Он запечатлел некоторые из мест дореволюционной Казани и друзей семьи Бренингов. Сам А. Бренинг пережил революции 1917 г. и Гражданскую войну, но в советское время его судьба сложилась тяжело и закончилась репрессией. На долгие годы имя аптекаря А. Бренинга было забыто. О его уникальной коллекции стеклянных негативов вспомнили лишь в 1990-е годы, когда с них сделали черно-белые цифровые копии. Лишь в началеXXI в. благодаря исследованию А. Липовецкого стало известно о цветных фотографиях А. Бренинга.

 

Вид наКазанку и улицу Подлужную с верхней террасы Фуксовского сада. Автохром А. Бренинга. Публикация А. Липовецкого

 

В самом начале ХХ в. независимо от братьев Люмьер опыты по созданию цветного растра на одной стеклянной пластине проводил Фенлей. Он разработал свою технологию производства пластин для цветных фотографий, запатентовал ее в 1906 г., и его растр был применен в производстве пластин фирмы «Педжет».

На смену автохрому пришла технология нанесения химических реактивов на пленку. В 1935 г. фирма «Kodak» выпустила первую цветную трёхслойную пленку.

В 1981 г. компания Sony изобрела первую цифровую камеру.

В 1991 г. всемирно известная компания «Kodak» начала производство цифровой камеры DSC-100, которая стала первой любительской цифровой камерой в истории фотографии.

 

Липовецкий А. И снова Бренинги / А. Липовецкий // Казань. – 2017. – Апрель. – Режим доступа: http://kazan-journal.ru/news/mashina-vremeni/i-snova-breningi или http://казань-журнал.рф/2016-10-24-11-48-01/item/3173-i-snova-breningi

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.039 с.)