Организация проектной деятельности учащихся при изучении темы «Величины» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация проектной деятельности учащихся при изучении темы «Величины»



Автор: О.В. Тарасова, И.В. Фарафонова.

Журнал "Начальная школа" 2016 г выпуск 11

https://n-shkola.ru/storage/archive/1479202439-205227465.pdf

Раздел «Величины» в начальном курсе ма­тематики по праву относят к важным и до­вольно сложным, несмотря на то, что в при­роде и обществе дети постоянно взаимодей­ствуют с разнообразными величинами, вы­полняя сравнения и измерения. Понимание ребенком общих принципов сравнения и измерения величин и владение ими явля­ются средством формирования научных по­нятий у младших школьников. Как пра­вило, учитель знакомит учащихся с едини­цами измерения величины, учит перево­дить одни единицы измерения в другие, вы­полнять действия со значениями величин. Такая работа важна, однако, на наш взгляд, образовательные и воспитательные воз­можности данной темы намного шире и многограннее.

Современный учитель начальных клас­сов должен глубоко разбираться во всех ас­пектах использования понятия величина. Это позволит ему полноценно сформиро­вать у школьников соответствующие представления. Одним из способов формирова­ния представлений о величинах является организация проектной деятельности уча­щихся, основанной на тесной взаимосвязи взрослого и ученика в практической дея­тельности.

Организация проектной деятельности осуществляется в педагогике в рамках так называемого метода проектов. При этом очевидно, что в начальной школе метод проектов не может быть реализован в пол­ном объеме.

В условиях начальной школы методом проектов будем считать систему учебно­-познавательных приемов, которые позволя­ют учащимся решить ту или иную пробле­му в результате самостоятельных и коллек­тивных действий и подготовить презента­цию результатов своей работы. В основе этого метода лежит развитие критического и творческого мышления учащихся, уме­ний самостоятельно конструировать зна­ния, ориентироваться в информационном пространстве.

Необходимо организовать работу таким образом, чтобы использование метода про­ектов способствовало и реализации продук­тивной деятельности школьников в соответ­ствии с целями учебного процесса, их инте­ресами, желаниями, потребностями, и соз­данию условий для активног-о участия ро­дителей в вопросах обучения, воспитания детей, и развитию педагога в профессио­нальной педагогической деятельности.

Грамотно организованная проектная деятельность позволяет ученикам обрести ощущение успешности, не зависящее от ус­певаемости, научиться применять полу­ченные знания, организовывать сотрудни­чество с родителями на регулярной основе, намечать ведущие и текущие (промежуточ­ные) цели и задачи, искать пути их реше­ния, выбирая оптимальный путь (при наличии альтернативы), осуществлять и ар­гументировать выбор, предусматривать его последствия, действовать самостоятельно (без подсказки), сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, объ­ективно оценивать процесс (свою деятель­ность) и результат проектирования. Особо отметим, что проектное обучение не долж­но вытеснять классно-­урочную систему, его следует использовать как дополнение к традиционной форме обучения.

Существуют требования к организации и осуществлению эффективной проектной деятельности, среди которых наличие зна­чимой для учащихся проблемы, выполне­ние этапа проектирования или планирова­ния действий по разрешению этой пробле­мы, осуществление поиска информации, создание продукта проекта и его презента­ция.

 С целью формирования более полных и точных представлений о величинах у млад­ших школьников можно использовать раз­ личные виды проектов. Например, при изу­чении величины масса учащимся можно предложить рассмотреть несколько проб­лем­вопросов, требующих решения или ис­следования:

Легенды и мифы о весах и весе.

Старорусские меры веса.

Единицы измерения массы в русских пословицах и поговорках.

Масса в Книге рекордов Гиннесса.

Интересные факты о массе.

История появления и развития прибора для измерения массы.

Виды весов.

Так, знакомясь с различными видами весов, младшие школьники могут узнать, что существует несколько классификаций прибора для измерения массы в зависимос­ти от выбранного критерия.Критерием мо­жет быть сфера применения, класс точнос­ти, способ монтажа, тип взвешивающего устройства, метод уравновешивания и др. Можно организовать проектную деятель­ность, опираясь на сведения о классифика­ции весов: торговые, бытовые, товарные, автомобильные, крановые, платформенные, лабораторные, багажные, почтовые, фасо­вочные, портативные, элеваторные и т.д. По типу уравновешивающего механизма весы делятся на две группы: механические и электронные. В качестве продукта данного проекта может быть подготовлен альбом с изображениями всех перечисленных видов весов.

Изучая Книгу рекордов Гиннесса, различную научно­-познавательную литерату­ру, учащиеся откроют для себя огромное ко­личество достижений, связанных с массой.

Приведем несколько интересных фактов. Если тебе кажется, что ты сильно потолстел, садись в ракету и отправляйся на Меркурий: твой вес там будет в четыре раза меньше, чем на Зем­ле. Предположим, что на Земле ты весишь 60 кг. На Меркурии ты будешь весить всего 15 кг!

Обычное ведро, наполненное землей, будет весить в 5 раз больше, чем такое же ведро, напол­ненное солнечной материей. Однако, поскольку сила тяжести на Солнце гораздо больше, чем на Земле, человек, который на Земле весит 75 кг, на Солнце «потянет» более чем на две тонны.

За всю нашу жизнь мы вдыхаем примерно 20 кг пыли.

Мозг мужчины весит в среднем 1400 г, а мозг женщины — 1275 г. (Но это совсем не означает, что мужчина настолько умнее женщины.)

За всю жизнь мы съедаем в среднем столько пищи, сколько весят шесть слонов, — 30 000 кг.

Продуктом проектной деятельности в данном случае может выступать сборник наиболее запоминающихся рекордов, со­бранных учениками из научно-­популярной литературы, интернет-источников и т.д.

Занимаясь исследованием интересных фактов о массе, младшие школьники сдела­ют открытия, связанные с объектами кос­моса.

Так, например, самым большим элементом Солнечной системы является Солнце, составля­ющее более 99 % от массы всей Солнечной систе­мы, а самой большой космической ракетой в мире является «Сатурн 5» с массой 2903 тонны. В качестве продукта данного проекта может вы­ ступать макет или модель этой ракеты.

 Еще одна интересная и важная величи­на в жизни человека — площадь. Предлага­ем рассмотреть ее с помощью проектной де­ятельности. Наряду с традиционными проблемами вопросами, такими, как «Ис­тория развития величины площадь», «При­боры для измерения площади», «Старин­ные единицы измерения площади» и т.д., можно предложить учащимся рассмотреть различные значения слова «площадь».

Исследуя площадь как пространство, можно составить, например, альбом или коллаж «Де­сять самых больших площадей России» или«Знаменитые площади мира». Большое удивле­ние вызывает факт, что всем известная Крас­ная площадь в Москве среди десяти самых больших площадей России находится лишь на седьмом месте, так как ее площадь составляет 23,1 тыс. м2, а самой большой является площадь Куйбышева в Самаре (174 тыс. м2).

 Учитель может использовать в своей ра­боте много других, кажущихся невероятны­ ми, но достоверных фактов, которые будут интересны для учеников.

Например, самый большой орган человека — кожа, общая ее площадь у взрослого человека составляет 750 см2, а вес — 2,7 кг.

Продуктами проектной деятельности по теме «Старинные единицы измерения пло­щади» могут служить таблица этих мер в соотношении с современными мерами из­мерения площади и составленный учащи­мися сборник интересных задач, в котором представлены старинные меры измерения площади.

Время является наиболее сложной и за­гадочной величиной. Вся наша жизнь про­текает во времени, время нельзя вернуть назад или остановить. Среди задач изуче­ния времени младшими школьниками можно выделить три основные: формиро­вание чувства времени; овладение учащи­мися информацией о понятии время, о спо­собах сравнения процессов и явлений по времени, о единицах измерения времени; выработка умения пользоваться разнооб­разными способами сравнения. В жизни современного ребенка время начинает иг­рать важную роль достаточно рано в связи с распорядком жизни всей семьи. При по­ступлении в школу роль времени в жизни ученика лишь увеличивается: начало и ко­нец урока, длительность различных видов работ и т.д.

Важным источником информации о времени могут служить пословицы и пого­ворки, в которых время характеризует определенные человеческие отношения. Время всему научит. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет. Всякому овощу свое время. Неделя год кормит. Времени не воротишь.

Исследуя эту тему как проект, в качест­ве продукта можно предложить младшим школьникам создать иллюстрированный альбом пословиц и поговорок о времени.

 Известно много интересных фактов, связанных со временем.

 На планете Венера сутки длятся дольше го­да! Дело в том, что Венера делает полный оборот вокруг своей оси в течение 243 земных суток, а один оборот вокруг Солнца — за 224 дня.

Всем известно, что человечество медленно, но верно загрязняет и портит Землю. Сегодня отходы выбрасывают даже в космическое прост­ранство. Если так дело пойдет и дальше, то через 100 лет каждый десятый космический корабль обязательно столкнется на орбите с космиче­ским мусором.

Здоровое сердце совершает в среднем 70 уда­ ров в минуту. В промежутках между ударами (сокращениями) оно отдыхает. О семидесяти­ летнем человеке можно сказать, что его сердце отдыхало 40 лет, а 30 лет — работало.

Стрелки часов всегда движутся слева напра­во и никогда — в обратную сторону. Объясняет­ся это очень просто. В старину для определения времени использовали солнечные часы: тень ко­лышка, вбитого в центр круга, довольно точно указывает время суток. Солнце встает на восто­ке и садится на западе. Так что в Северном полушарии тень колышка перемещается слева напра­во. Первые изобретатели часов, жившие в Северном полушарии, естественно, тоже сделали часы со стрелкой, движущейся слева направо. Если бы часы были изобретены в Южном полу­шарии, то стрелки, возможно, шли бы в обрат­ную сторону.

Книгопечатание было изобретено в Германии в XV в. И. Гутенбергом. Для того чтобы на­печатать Библию в двух томах (это 1284 страни­цы), он вынужден был работать беспрерывно в течение трех лет. Всего напечатал 200 книг, из которых до наших дней сохранились только 47. К счастью, сегодня книги печатаются гораздо быстрее!

Дополнить представления учащихся о приборах измерения времени могут проек­ты «Появление и развитие часов» и «Зна­менитые часы мира». Продуктами в этих 52 проектах могут стать коллекции фотогра­фий или выставки рисунков учащихся с изображением различных часов, в том чис­ле и часов будущего. Можно предложить младшим школьникам создать модель или макет понравившихся часов.

 Еще одной интересной темой для иссле­довательского проекта может стать «Влия­ние времени на жизнь человека»: участни­ки проведут эксперименты, обсудят полу­ченные данные, сделают выводы, оформят результаты исследования в виде стенгазе­ты, видеофильма и т.д.

О длине тоже есть много интересной для учащихся информации.

Самое высокое дерево в мире — секвойя. Иногда эти деревья вырастают до 100–200 м. Примерно такова высота 25­этажного дома. Сек­войя «Генерал Шерман» не относится к числу рекордсменов по высоте, зато у нее очень толс­тый ствол. Из древесины этого дерева можно бы­ло бы построить 80 пятикомнатных домов.

 У пальмы рафии самые длинные листья в мире: 20 м — длина самого листа и 4 м — длина черенка. В сумме это 24 м — почти столько же составляет длина дорожки плавательного бас­сейна (25 м). А растут быстрее всего побеги бам­бука, у некоторых видов которого они вытягива­ются за день на 91 см. Кажется, этот рост не толь­ко виден, но и слышен, хотя растет бамбук совер­шенно бесшумно.

 По длительности проекты могут быть краткосрочными (например, проекты «Ви­ды весов», «Десять самых больших площа­дей России» могут быть рассчитаны на 1–3 недели), средней продолжительности (про­ект «Старинные единицы измерения пло­щади» может длиться 1–2 месяца), долго­срочные (проект «Влияние времени на жизнь человека» может выполняться в течение учебного года).

 Осознанию учениками необходимости изучения величин с использованием прое­ктных технологий помогает заинтересован­ность родителей, способствующая проявле­нию детской активности и инициативы.

Таким образом, изучение в курсе мате­матики начальной школы величин и единиц их измерения имеет большое значение для развития младших школьников. Это опре­деляется тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружаю­щей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у учащихся целостное представле­ние об окружающем мире; изучение процес­са измерения величин способствует приоб­ретению практических умений и навыков, необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того, знания и умения, связанные с величинами, которые получены в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.

Метод проектов позволяет перенести акцент с процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в ус­ловиях доступности информационных ре­сурсов, что способствует активному форми­рованию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандарт­ных условиях, как требует Федеральный государственный образовательный стан­дарт начального общего образования.

 

Кронос и Кайрос. Время, в котором мы живем...

Автор: Н.В. Шокина,учитель начальных классов, Дрезненская гимназия, г. Дрезна, Орехово-Зуевский район, Московская область.

 

https://n-shkola.ru/storage/archive/1403600303-1245417676.pdf

Ритм жизни современного общества требует от человека способности организовывать свою деятельность с учетом многочисленных временных рамок, которым подчинена его повседневная деятельность. Умение тщательно планировать время, как рабочее, так и личное, сегодня становится для нас одним из важнейших: оно позволяет нам решать многочисленные профессиональные задачи и житейские проблемы. Однако желание «подчинить» себе время, распланировать свои дела по секундам может привести и к быстрому эмоциональному опустошению, стать причиной депрессии. Когда вдруг наваливается усталость или же охватывает отчаяние из-за отсутствия видимого результата от длинной цепочки действий, каждый из нас задается вопросом: «Так ли важно все то, чем я занимаюсь большую часть времени?» Порой начинает казаться, что ответа на этот вопрос не существует, потому что за чередой действий забывается, ради чего вообще были затеяны все эти дела. И тогда возникает второй вопрос: «Что же для меня главное в этой жизни?» В поисках ответа на него мы приходим выводу: «То, что мы делаем, на что тратим свои силы, никак не связано с этим «главным в жизни».

Достижение баланса при решении задачи распределения времени — одна из сложнейших психологических и социокультурных задач. Трудность ее решения связана в первую очередь с тем, что универсального рецепта работы со временем, общего для всех, не существует. Планирование времени — проблема сугубо индивидуальная, связанная с физиологическим метаболизмом конкретного человека, психологическим типом его личности, а также с теми понятиями о времени как разносторонней категории, которые были заложены в его детстве, в ходе воспитания и обучения.

Течение времени — не просто восприятие человеком последовательности явлений и событий собственного бытия. Порой нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее, — это ощущение в конечном счете зависит от нашего отношения к понятию «время». Представления о времени, его интервальности и текучести у человека формируются в процессе накопления им жизненного опыта, на основании тех культурных норм, которые закладывает в него окружающая социальная среда.

Для учителя начальных классов формирование у учащихся правильных представлений о времени — одна из важнейших задач, причем одна из самых сложных. Чтобы регулировать и планировать деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени, младшим школьникам необходимо научиться ориентироваться во времени, чувствовать основные временные интервалы, уметь измерять их длительность. Умения регулировать и планировать деятельность во времени создают основу для развития многих качеств, таких, как организованность, собранность, целенаправленность, обязательность. Все эти качества необходимы младшему школьнику для успешного обучения и решения проблем, возникающих в повседневной жизни.

Абстрактный характер категории времени и наличие у каждого ребенка индивидуальных особенностей восприятия временных интервалов делают весьма затруднительной задачу объяснения младшим школьникам социальной роли времени и формирования у них умений и навыков оперировать этим понятием. Поэтому в педагогической практике встает вопрос: как «показать» учащимся время, которое воспринимается ими опосредованно, через их МГОГИ 33 отношения с регулярно повторяющимися природными явлениями, событиями в их собственной жизни и жизни окружающих людей?

Следует иметь в виду, что влияние времени на жизнедеятельность ребенка происходит в совокупности с массой других факторов, каждый из которых является достаточно значимым. Решение задач воспитания и обучения, связанных с правильными представлениями учащихся о категории времени, в отрыве от этих факторов может дать отрицательный результат. И наоборот, органичное включение категории времени в содержание решаемых учебных задач способствует усвоению связанных с ней знаний, формированию соответствующих умений и навыков. Одновременно с этим существенно улучшается качество практического освоения младшими школьниками окружающего мира.

Наука, рассматривая время как категорию знаний, придерживается одновременно и философской, и физической стороны его представления. Такая дуальность связана в первую очередь с необходимостью использовать понятие «время» и в общей картине мироздания, и в конкретном, прагматическом его применении, связанном с поддержкой описания множества исследуемых процессов и явлений.

C философской точки зрения время — категория, позволяющая определить существование материи. Время длится. Это означает, что материя существует в таких категориях, как прошлое, настоящее и будущее. Причем смысл этих категорий содержит два компонента: абстрактный и конкретный. Абстрактный компонент, остающийся жестким неизменным ядром понятия, является чисто временным, т.е. касается существования. Конкретный компонент относится к событиям, наполняющим прошлое, настоящее, будущее, т.е. к совершающимся процессам. Между тем время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека, составляя элемент непреложности в его судьбе. Человек может не только познавать время, но и переживать его и даже отчасти управлять им. Время вплетено во все сферы социально-психологического бытия, потому определенное истолкование времени входит в разные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу и просто в обыденное сознание. Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Наиболее полно двоякость социально-психологического восприятия времени выражена в мифологических представлениях древних греков. В древнегреческой мифологии существовали два бога, отвечающие за разное время. Их имена — Хронос и Кайрос.

У Стивена Кови читаем: «Хронос — это греческое слово, обозначающее хронологическое время». Хронологическое время видится как линейное и последовательное. Каждая секунда стоит не больше и не меньше любой другой секунды. Ритм нашей жизни, в сущности, диктуется именно хронологическим временем.

Но в мире существуют целые цивилизации, которые подходят к жизни на основе парадигмы Кайроса — «подходящего времени», «качественного времени». Время — это нечто такое, что нужно пережить. В нашем языке ссылку на кайрос можно найти в таком вопросе: «Хорошо провели время?» Мы не спрашиваем, сколько хронологического времени было потрачено, мы спрашиваем о ценности, качестве этого времени. Но Хронос на практике изменить привычку жить в линейном времени не так легко. Ведь мы уже включены в отношения, которые предполагают некую последовательность действий, составление планов и обязательства по их выполнению.

 О боге Кайросе известно очень мало. В Греции он считался самым младшим из бессмертных сыновей Зевса, а в Риме его часто путали с Фортуной. Известно, что ему поклонялись в древней Олимпии, особенно во время проведения Олимпийских игр. Рядом с входом на стадион находились два алтаря, один из которых был посвящен богу Гермесу, покровителю игр, а другой — Кайросу. Кайрос считался покровителем шансов, благоприятных моментов и счастливых мгновений. До нашего времени сохранилось лишь несколько изображений Кайроса, но даже и в античности его изображали весьма и весьма редко. В одной из своих книг Каллистрат описывает необычайной красоты бронзовую статую Кайроса, созданную в IV в. до н. э. греческим скульптором Лисиппом и считающуюся самым лучшим его произведением. Знаменитый мастер изобразил Кайроса как юношу, «блистающего расцветом молодости» и очень напоминающего Диониса. Он стоит на шаре, балансируя на кончиках пальцев ног, на его ступнях — крылья. В левой руке он держит весы, а в правой — бритву. На его лоб, бровь и щеку ниспадает длинная густая прядь волос, растущая на макушке. Считалось, что Кайрос находится в постоянном быстром движении и что, «порожденный временами года, он непрестанно вращается в Вечности».

Хотя происхождение самого имени Кайрос непонятно, в слове этом заключено множество параллельных символических и сокровенных значений. Философ Рубен Сото Ривера определяет его как «изначальное слово» или «слово семя», поскольку оно является своего рода ключом к разным граням познания, магическим словом, позволяющим открыть многие двери. Больше всего ему подходит свойство зерна, дающего, в зависимости от почвы, в которую оно посеяно, каждый раз новые и удивительные ростки. В древности говорили: «Ты произнеси «Кайрос» и смотри, что перед тобой откроется!»

Чаще всего в трудах античных философов встречаются такие значения имени Кайрос: «подходящий и благоприятный момент (время, место) для действия», «особо благоприятное дерзновение», «справедливая мера всех вещей», «миг вне времени и предшествующий времени», «время Кайроса коротко — оно не ждет», «мгновение великого счастья».

В метафизике Плотина есть понятие ОнтоКайроса — Единого Сокровенного Божественного Начала, находящегося у истоков всего сущего и одновременно дающего первый импульс для любого цикла Космического Сотворения. Плотин ссылается на Платона, утверждая, что Кайрос — это также и Высшее Благо; а Арцесилай из Питаны говорит: «Самое большое достоинство Философии состоит в том, что она помогает понять суть Кайроса — подходящего момента для каждой вещи». Орфики (представители религиозно-мистического течения в Древней Греции) называли Кайроса «временем для посева» и связывали его с Афродитой — силой проявленной Любви, порождающей времена года.

 О Кайросе еще говорили, что «подходящий момент» — это тот миг, когда Судьба откликается на особые и постоянные усилия человека.

Важно понять, чем отличается хронологическое время, известное всем, от кайротического, о котором люди просто не думают либо не берут во внимание.

Профессор Йельского университета Джон Е. Смит описывает различие между кайросом и хроносом следующим образом: «Вот вопросы, относящиеся к Хроносу: «Как быстро?», «Как часто?», «Какого возраста?». Ответы на них могут быть даны в виде количественных числительных. По контрасту с этим термин кайрос указывает на качественный характер времени, на особое положение, событие или действие.

Исследования современных психологов показывают, что дети до момента их осознанного вступления в социальную жизнь живут по кайротическому времени. Они не имеют представления о рассмотренных выше аспектах времени, поскольку не обладают ни историческим, ни социальным опытом. Между тем на психологическом, субъективном уровне они воспринимают время как совокупность естественных биологических событий, имеющих циклический характер, и наиболее ярких явлений в их жизни, воздействующих на центры удовольствия или тревоги (и соответственно оставляющих сильный эмоциональный след, влияющий в дальнейшем на формирование их психики и интеллекта).

Это следует иметь в виду, подходя к вопросу формирования методической базы изучения времени младшими школьниками. Основная задача педагога — объяснить им многокатегорийность понятия времени с точки зрения его представления точными науками, историей и философией, учитывая при этом их внутреннее кайротическое представление о времени. Однобокий подход в обучении, закрепляющий только хронологические аспекты времени и подавляющий естественное, кайротическое его восприятие детьми, является методически неверным подходом. Однако же и опора только накайротические аспекты восприятия времени ребенком, не позволяющие ему освоиться с миром абстракций, к которым относится категория времени, также является крайне неправильным педагогическим приемом.

Как научить ребенка определять время? Время — удивительная вещь. Что это? Река, в которую дважды не войти? Или спираль, идя по которой мы возвращаемся всегда в одно и то же место, но на новом ее витке? Время может «бежать», «тянуться», оно может остановиться, его даже — страшно сказать — можно «убить». Вспомните безумное чаепитие всказке про Алису! До конца осмыслить это явление непросто даже взрослому, что уж говорить о детях! Как ребенка научить определять время? Этим вопросом рано или поздно задаются все. Попробуем поразмышлять на эту тему.

Знакомить ребенка с понятием времени, обращать внимание на его свойства можно и нужно с самого раннего возраста. А вот стоит ли учить ориентироваться по часам дошкольника — вопрос спорный. Многие специалисты считают, что до семи лет у детей слабо развито абстрактное мышление, так что торопиться не стоит. С другой стороны, многие дошкольники прекрасно справляются с этой задачей, значит, это возможно. Но все же куда интереснее искать проявления времени в повседневной жизни и обращать внимание детей на это. Сама природа здесь приходит взрослым на помощь. Важная характеристика времени — его ритмичность. День сменяется ночью, весна — летом. За буднями приходят выходные, и вся семья идет на прогулку. Сначала мы завтракаем, а потом обедаем. Вчера мы были в гостях, а сегодня гости будут у нас. Эти вещи хорошо замечает даже очень маленький ребенок, ведь с ритмичностью он хорошо знаком: еще до своего рождения он слышал стук сердца мамы, потом — ее колыбельные, в конце концов, он питается в определенном режиме! Вот это и можно обсуждать, активно используя слова сначала и затем, раньше и позже, сейчас и потом.

 Хорошо бы еще уточнить, что есть действия, которые мы выполняем каждый день: сначала умываемся, затем завтракаем, потом идем гулять. А еще есть действия последовательные, но не цикличные: в сказке баба с дедом сначала слепили колобка, потом положили остывать, затем он убежал от них и т.д. Надо обратить на это внимание ребенка. И вот уже он понимает такие свойства времени, как цикличность, ритмичность, последовательность. Это — лишь первый шаг в освоении понятия времени. Но не нужно спешить, ведь у каждогоребенка свое время для понимания и осознания каждого явления!

Дальше необходимо знакомить с названиями дней недели, календарем, циферблатом. Разумнее для начала работать с самодельными календарем и циферблатом. На первых порах циферблату хватит только часовой стрелки.

Куда ушло вчера? Все задаются этим вопросом в детстве, а став взрослыми, многие не понимают, как могут дети этого не знать? Родители часто озадачивают своих детей, обещая поиграть с ними через пять минут или купить игрушку послезавтра. Ребенок плохо осознает понятие времени, для него часы и годы — это почти одно и то же.

Для того чтобы выработать умение пользоваться календарем, необходимо выяснить значение слов вчера, сейчас, потом. Вчера, сегодня, завтра — самые запутанные термины. Для детей удивительно то, что сегодня становится вчера, а обещанное завтра не наступает, а вновь приходит сегодня.

 Следует начинать с усвоения последовательности «было — есть — будет». Этот этап — самый простой. Необходимо всегда проговаривать с дошкольниками последовательность их действий и комментировать происходящее с ними в настоящем, будущем, прошедшем временах: «Сейчас мы пойдем завтракать, потом помоем посуду», «Сначала подбери с пола машинку, а затем возьми солдатиков». Полезно просматривать альбомы с семейными фотографиями, рассказывать ребенку, каким он был раньше и каким он стал сейчас, каким он будет потом, когда повзрослеет. Следует вовлекать в разговор и самого ребенка («Чем мы занимаемся сейчас?Чем займемся позже?»). Необходимо приучать его соблюдать порядок действий. Полезно раскладывать картинки в определенной последовательности, собирать простые пазлы. Можно взять также рисунки В. Сутеева и поработать с ними, задавая ребенку вопросы: «Что было раньше?», «Что было потом?».

Понятия дня и ночи дети усваивают легко. Эти слова в речи взрослых повторяются довольно часто, и они их понимают. Однако им все же стоит объяснить, что такое день и ночь, ведь первое из этих понятий взрослые используют и для подсчета суток (два дня, три дня и т.д.). В этом случае опускается факт, что ночь тоже прошла. Сутки — день и ночь, при этом день делится на утро, снова день и вечер. Надо рассказать ребенку, что члены его семьи делают утром, днем, вечером, ночью. Рассматривая вместе картинки, спрашивать его, какое время суток на них изображено. Необходимо также объяснить, что день, который прошел, называют словом вчера, тот, который еще идет, — словом сегодня, а тот, что будет потом, — словом завтра.

При изучении времен года детей знакомят с календарем: показывают разные календари, рассказывают о их назначении, читают названия месяцев, объясняют, из каких месяцев состоят времена года. Можно провести игру: взять календарь (на плакате), кубик, разноцветные фишки и «пройти» по всему году, начав с 1 января. Дополнительные ходы в такой игре делаются в субботу, а пропуски ходов (отдых) — в воскресенье. Числа на таком календаре можно также раскрасить, чередуя цвета.

Определение времени по часам опирается на знание числа, поэтому изучение часов, секунд, минут нужно отложить до усвоения необходимых понятий. Когда ребенок будет готов сосчитать дни и сложить их в неделю, можно начинать учиться пользоваться часами. Для этого нужен специальный циферблат, на который нанесены числа: не только от 1 до 12, но и от 13 до 24, и, самое главное, проставлены минуты в большом круге (над числом 1 (часы) — число 5 (минуты) и т.д.). Необходимо рассказать детям, как называются стрелки, объяснить, что показывает каждая из них и по какому из кругов идет. Эту работу нужно связать с режимом дня ребенка, его занятиями. При знакомстве с секундой ребенок узнает, что можно сделать за этот очень короткий промежуток времени. Скажешь «раз» — и секунда прошла. Что же еще можно успеть за одну секунду? Можно сделать шаг, подпрыгнуть, нажать на клавишу клавиатуры. Надо обязательно проделать этидействия вместе с детьми.

 Минута больше секунды. Что же можно сделать за это время? Гораздо больше, чем за секунду. Например, шестьдесят раз хлопнуть в ладоши, шестьдесят раз моргнуть глазами. А сколько можно сделать за час… Например, во время часовой прогулки — пообщаться с друзьями, побегать и попрыгать, поиграть с собакой, покачаться на качелях, порисовать мелом на асфальте.

Полезно предлагать детям выполнять ту или иную работу за определенное время (не медленнее, но и не быстрее), ориентируясь по часам. Можно экспериментировать с секундомерами, песочными и водяными часами.

Время — одна из наиболее сложных категорий для познания детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Работа по формированию временных представлений предусматривает использование специальных игр, моделирования, системы последовательно усложняющихся задач.

И в заключение. Не старайтесь успевать всегда и везде. Это совсем не нужно. Гораздо важнее делать лишь те дела, которые приближают к достижению цели. Выполняйте меньше дел, но при этом уделяйте каждому максимум внимания. Умейте правильно определять подходящий момент. Это очень важно. Тут нельзя опаздывать или спешить. Старайтесь «ухватиться» за возможность до того, как она окажется упущенной. Развивайте в себе чувство правильного момента, прислушивайтесь к своей интуиции!

 

Как рождается величина...

Автор: С.Е. Царева

Журнал «Начальная школа» 2000 год, 6 выпуск

https://n-shkola.ru/storage/archive/1408533437-1658291955.pdf ст. 105

Понятие величины - сложное и неоднозначное. Слово величина в русском языке имеет несколько значений. Термин величина в разных науках отражает разное содержание.

Существует два отличных друг от друга понятия величины: физическое и математическое. Точнее, два подпонятия одного общего, отражающие разные стороны одного и того же явления действительности. В физическом понятии величины центральное место занимают качественные характеристики явлений действительности. Именно качественное своеобразие определённых свойств мира, элементов мира отражено в каждой конкретной физической величине: массе, длине, площади, объёме, мощности тока, давления и и.д. Количественные характеристики служат средством раскрытия характеристик - качественных, средством мощным, необходимым, но лишь средством. Физик поэтому всегда говорит о величине как таковой: о массе, длине и т.п., даже если он сравнивает числовые значения, выполняет операции с ними, исследует их зависимости. Задача физика как раз и состоит в выявлении качественного своеобразия каждой величины, в разработке способов сравнения (в том числе способов измерения) объектов по каждой величине.

В физике принято такое определение: «Под физической величиной следует понимать характеристику физических объектов или явлений материального мира, общую в качественном отношении множеству объектов или явлений, но индивидуальную для каждого из них в количественном отношении... Физическая величина представляет собой либо обобщенное понятие (например, длина, площадь, объём, масса, вес, сила электрического тока...), либо конкретную величину - индивидуальную характеристику конкретного объекта или явления (например, масса данного вольтметра...)».

В математическом понятии величины главную роль играют количественные отношения. Но так как количественные отношения имеют смысл лишь для одного и того же качества (либо для таких качеств, при количественном изменении одного из которых точно так же меняется и другое), то математика использует (и то лишь иногда) качественные характеристики явлений и объектов действительности как средство объяснения различий в количественных отношениях. В «чистой» математической теории величин качественное своеобразие объектов и явлений отражено лишь в том, что признаётся существование величин «разного рода».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.056 с.)