Особенности регуляции дыхания в детском возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности регуляции дыхания в детском возрасте



Содержание кислорода в крови влияет на регуляцию дыхательных движений у плода. При снижении содержания кислорода увеличиваются частота и глубина дыхательных движений, частота сердечных сокращений, повышаются кровяное давление и скорость кругооборота крови.При повышении содержания кислорода в крови матери у плода прекращаются дыхательные движения и уменьшается частота сердечных сокращений.У новорожденного регуляция дыхания осуществляется стволовыми нервными центрами.

У детей первых лет жизни отмечается более высокая устойчивость к кислородному голоданию, поскольку возбудимость дыхательного центра более низкая, содержание кислорода в альвеолярном воздухе более высокое, окислительно-восстановительные реакции в ранние периоды жизни позволяют длительное время поддерживать обмен веществ на достаточном уровне даже в анаэробных (безкислородных) условиях.

Хеморецепторы (чувствительные клетки, например, нервные окончания) рефлексогенных зон сердечно-сосудистой системы начинают функционировать еще до рождения. Они реагируют на относительно небольшое снижение концентрации кислорода и повышение углекислого газа. У новорожденных при изменениикислорода вентиляции легких при снижении напряжения носят непродолжительный и нестойкий характер. С возрастом вентиляторный ответ на снижение напряжения углекислого газа становится более стойким и выраженным. При одном и том же снижении парциального давления кислород во вдыхаемом воздухе у детей и подростков увеличивается незначительно. Вентиляторный ответ на вдыхание углекислого газа у новорожденных детей выражен сильнее, чем у взрослых.У детей увеличение вентиляции легких при физической нагрузке достигается за счет увеличения частоты дыхания, в то время как у взрослого — за счет углубления дыхания. При частом и поверхностном дыхании воздух обменивается в воздухоносных путях. Поэтому у детей более низкая, чем у взрослых, эффективность легочной вентиляции, которая даже у тренированных детей не может обеспечить должный газообмен организма при интенсивной работе.У детей раннего возраста плохо развито произвольное дыхание, они не могут длительно задерживать дыхание при пении или чтении стихов.

 

3. Возрастные особенности частоты и глубины дыхания. Типы дыхания

Дыхание у детей частое и поверхностное. Это связано с тем, что работа, затрачиваемая на дыхание у детей по сравнению со взрослыми, больше, так как, во-первых, диафрагмальное дыхание, которое преобладает у детей до 3–7-летнего возраста, требует преодоления сопротивления органов брюшной полости (у детей относительно большая печень и частые вздутия кишечника); во-вторых, у детей велика упругость легочной ткани и значительное бронхиальное сопротивление. Частота дыхания у детей разных возрастов представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Возраст Частота дыхания в мин.
1–2 месяца 35–48
1–3 года 28–35
4–6 лет 24–26
7–9 лет 21–23
10–12 лет 18–20
13–15 лет 17–18

                           

Частота дыхания у детей существенно меняется в течение дня, а также значительно больше, чем у взрослых, изменяется под влиянием различных воздействий (психические возбуждения, физическая нагрузка, повышение температуры тела и среды). Это объясняется легкой возбудимостью дыхательного центра у детей.

До 8-ми лет частота дыхания у мальчиков несколько больше, чем у девочек. К периоду полового созревания частота дыхания у девочек становится больше, и это соотношение сохраняется на всю жизнь.

Ритм дыхания. У новорожденных и у грудных детей дыхание аритмично. Глубокое дыхание сменяется поверхностным. Паузы между вдохом и выдохом неравномерны. Продолжительность вдоха и выдоха у детей короче, чем у взрослых: вдох равен 0,5–0,6 сек. (у взрослых 0,98–2,82 сек.), а выдох – 0,7–1 сек. (у взрослых 1,62–5,75 сек.). Уже с момента рождения устанавливается такое же, как у взрослых, соотношение между вдохом и выдохом: вдох короче выдоха.

Если говорить о типах дыхания, то они зависят от возраста. У новорожденного до второй половины первого года жизни преобладает диафрагмальный тип дыхания. Грудное дыхание затруднено, так как грудная клетка имеет пирамидальную форму, верхние ребра, рукоятка грудины, ключица и весь плечевой пояс расположены высоко, ребра лежат почти горизонтально, дыхательная мускулатура грудной клетки слаба. С момента, когда ребенок начинает ходить и все чаще занимает вертикальное положение, дыхание становится грудобрюшным. С 3–7-ми лет в связи с развитием мышц плечевого пояса грудной тип дыхания начинает преобладать над диафрагмальным. Половые различия типа дыхания начинают выявляться с 7–8-летиего возраста и заканчиваются к 14–17-ми годам. К этому времени у девушек формируется грудной, а у юношей – брюшной тип дыхания.

 

4. Показатели функционального состояния дыхательной системы: дыхательные объемы, глубина и частота дыхания, дыхательные пробы (Генчи, Штанге, Розенталя, Серкина), индекс Скибинской

Простейшими показателями системы внешнего дыхания являются: частота дыхания, глубина дыхания, жизненная ёмкость легких,а также показатели тканевогодыхания:проба с задержкой дыхания на вдохе(проба Штанге)и на выдохе(проба Генче).

Глубина дыхания – это показатель внешнего дыхания, количественной характеристикой которого является амплитуда дыхательных движений, объём потока нормального вдоха/выдоха. Глубина дыхания и частота дыхательных движений определяют минутный объём вентиляции лёгких.

Частота дыханиязависит от пола, возраста, уровня здоровья, тренированности. Для подсчета кладут ладонь между нижней частью грудной клетки и верхней частью живота. Спокойный вдох и выдох - одно дыхание. У здорового человека частота дыхания в среднем 14-16 дыханий в минуту. У систематически тренирующихся спортсменов частота дыхания 10-14 дыханий в минуту. У людей с заболеванием дыхательной системы частота дыхания в минуту довольно высокая - более 50 дыханий в минуту.

Жизненная емкость легких показывает максимально возможный объем вдыхаемого воздуха за один вдох и отражает функциональные возможностисистемы дыхания.Определяется ЖЕЛ с помощью водяного или сухого спидометра. ЖЕЛ зависитот пола, возраста, веса тела, развитиядыхательных мышц, уровня здоровья дыхательной системы,тренированности. Средняя ЖЕЛ у мужчин - 3,5-4,5 л, средняя ЖЕЛ у женщин - 2,5-4 л. У тренированных людей: у мужчин - до 8 л, у женщин - до 6 л.

Пробы Штанге, Генчи, и Серкинахарактеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательных систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, выше их функциональные возможности. При заболеваниях органов кровообращения и дыхания, анемиях продолжительность задержки дыхания уменьшается.

Показатели, полученные этими методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.

Проба Штанге – проба с задержкой дыхания во время вдоха. Проба выполняется в положении сидя. Исследуемый должен сделать глубокий (но не максимальный) вдох и задержать дыхание как можно дольше (сжимая нос пальцами). Длительность времени задержки дыхания регистрируется секундомером. В момент выдоха секундомер останавливают. У здоровых, но нетренированных лиц время задержки дыхания колеблется в пределах 40-60 с у мужчин и 30-40 с у женщин. У спортсменов это время увеличивается до 60-120 с у мужчин и до 40-95 с у женщин.

Проба Генчи – проба с задержкой дыхания после выдоха. Сделав обычный выдох, исследуемый задерживает дыхание. Длительность задержки дыхания так же регистрируется секундомером. Секундомер останавливают в момент вдоха. Время задержки дыхания у здоровых нетренированных лиц колеблется в пределах 25-40 с у мужчин и 15-30 с - у женщин. У спортсменов задержка дыхания более продолжительна (до 50-60 с у мужчин и 30-35 с у женщин). Функциональные пробы с задержкой дыхания характеризуют функциональные способности дыхательной и сердечно-сосудистой системы, проба Генчи к тому же отражает устойчивость организма к недостатку кислорода. Возможность длительно задерживать дыхание зависит определенным образом от функционального состояния и мощности дыхательных мышц. Однако при проведении проб с задержкой дыхания следует иметь в виду, что они не всегда являются объективными, поскольку в значительной степени зависят от волевых качеств исследуемого.

Проба Серкина выполняется в три этапа: определяют время задержки дыхания на вдохе в покое, затем на вдохе после выполнения 20 приседаний за 30 с, после чего определяют время задержки дыхания на вдохе через 1 мин отдыха. У здоровых тренированных лиц время задержки дыхания на вдохе до нагрузки составляет 40-60 с, после нагрузки - 50% и более от первой пробы, а после минуты отдыха возрастает до 100% и более от первой пробы. У здоровых нетренированных лиц показатели задержки дыхания на вдохе составляют 36-45 с (30-50%, 70-100%). При нарушении функционального состояния кардиореспираторной системы этот показатель в покое равняется 20-35 с, после нагрузки он уменьшается до 30% и менее от исходной величины, а после 1 мин отдыха практически не изменяется.

Индекс Скибинской (ИС) отражает функциональные резервы дыхательной и сердечнососудистой систем: после 5-минутного отдыха в положении сидя определяется частота сердечных сокращений (по пульсу) и ЖЕЛ (в мл); через 5 мин после этого задерживается дыхание после спокойного вдоха и определяется время задержки (ЗД); индекс рассчитывается по формуле:

ИС=0,01ЖЕЛ*ЗД/ЧСС

Оценка Индекса Скибинской: более 60 – отлично; 30 – 60 – хорошо; 10 – 29 – удовлетворительно; 5 – 9 – плохо; менее 5 – очень плохо. Рассчитываяиндекс, оцениваются функциональные резервы дыхательной и сердечнососудистой систем.

Гигиена органов дыхания

Гигиена органов дыхания является чуть ли не самым важным элементом здоровья человека. К основным правилам гигиены органов дыхания относятся:

1. Проветриваемое помещение. Для сохранения здоровья необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в жилых, учебных, общественных и рабочих помещениях, постоянно их проветривать.

2. Влажная уборка

3. Прогулки на свежем воздухе

4. Отказ от курения

5. Зелёные растения, выращиваемые в помещениях, освобождают воздух от избытка углекислого газа и обогащают его кислородом. На производствах, загрязняющих пылью воздух, используются промышленные фильтры, специализированная вентиляция, люди работают в респираторах — масках с фильтром для воздуха.

6. В период эпидемии инфекционных заболеваний необходимо своевременно проходить вакцинацию (противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулёзную и др.). В этот период не следует посещать многолюдные места (концертные залы, театры и др.)

7. Соблюдение правил личной гигиены.

8. Прохождение диспансеризации.

9. Повышение устойчивости организма к инфекционным заболеваниям путём закаливания, витаминного питания.

10. Немаловажное значение для органов дыхания имеет спорт, особенно такие виды, как бег, плавание, лыжи, гребля. У людей, начавших заниматься спортом в подростковом возрасте, значительно больше жизненная емкость легких.

Соблюдение этих несложных правил особенно важно для гигиены дыхания у детей, так как детский растущий организм более подвержен дыхательным инфекциям, нежели взрослый.

 

6. Гигиеническое значение чистоты воздуха в помещении. Микроклимат в учебном помещении (температура, влажность и скорость движения воздуха)

Организм контактирует с внешней средой через органы дыхания, поэтому для создания условий нормальной деятельности дыхательной системы необходимо поддерживать оптимальный микроклимат учебных помещений.

Формирование микроклимата закрытых помещений зависит от многих причин: особенностей планировки помещений, свойств строительных материалов, климатических условий данной местности, режимов работы вентиляции и отопления. Температура воздуха в классе должна быть 18-19°С; в физкультурном зале - 16-17°С. Норма относительной влажности воздуха колеблется в пределах 30-70% (оптимум - 50-60%). Оптимальная скорость движения воздуха в классе - 0,2-0,4 м/с.

Не менее важным в плане влияния на здоровье и работоспособность школьников является контроль за химическим составом воздуха. Воздух помещений постоянно загрязняется выдыхаемым человеком СО2, продуктами разложения пота, сальных желез, органических веществ, содержащихся в одежде, обуви, а также химических веществ, выделяющихся из полимерных материалов (поливинилхлорид, фенолформальдегидные смолы). В производственных помещениях многие технологические процессы сопровождаются выделением тепла, влаги, вредных веществ в виде паров, газов и пыли. Показано, что 3-5 минут проветривания вполне достаточно, чтобы воздух в классе полностью обновился.

 

Примечание:

1. Воздухоносные пути – система полостей, по которым воздух перемещается из внешней среды в легкие. В самих воздухоносных путях газообмена не происходит: он идет только в легких. К воздухоносным путям относятся: носовая полость, глотка, гортань, трахея и бронхи.

2. Типы дыхания. Различают грудной, брюшной и смешанный типы дыхания.

При грудном (реберном) типе дыхания, который чаще встречается у женщин, дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка расширяется и слегка приподнимается во время вдоха, суживается и несколько опускается при выдохе.

При брюшном (диафрагмальном) типе дыхания, чаще встречающемся у мужчин, дыхательные движения осуществляются преимущественно диафрагмой. Во время вдоха диафрагма сокращается и опускается, что увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и легкие заполняются воздухом. Внутрибрюшное давление при этом повышается и брюшная стенка выпячивается. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение.

При смешанном типе в акте дыхания участвуют межреберные мышцы и диафрагма.

3. Дыхательный центр – совокупность нервных клеток, расположенных в разных отделах центральной нервной системы, обеспечивающих координированную ритмическую деятельность дыхательных мышц и приспособление дыхания к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организма.

4. Регуляция дыхания – это согласованное нервное управление дыхательными мышцами, последовательно осуществляющими дыхательные циклы, состоящие из вдоха и выдоха.

5. Частота дыхания - это количество циклов (вдохов и выдохов) за определенное количество времени (минута).

6. Гайморит – это один из видов синусита, наиболее часто встречающихся, воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух (гайморовой полости). Гайморит возникает как осложнение при остром насморке, гриппе и кори, скарлатине и других инфекционных заболеваниях.

7. Глубина дыхания – это показатель внешнего дыхания, количественной характеристикой которого является амплитуда дыхательных движений, объём потока нормального вдоха/выдоха.

8. Фронтит – воспаление слизистой оболочки лобных (фронтальных) синусов, расположенных в лобной кости за надбровными дугами.

9. Дыхательные пробы – общее название диагностических проб, основанных на искусственном изменении внешнего дыхания

10. Тонзиллит – хроническое инфекционное заболевание, при котором воспаляются небные, носоглоточные, гортанные и язычные миндалины.

 


 

Заключение

Процесс дыхания представляет собой сложную систему обмена газами между организмом и окружающей средой и включает механизмы частичной обработки вдыхаемых газов органами дыхания человека. Дыхание является одним из основных процессов функционирования и жизнедеятельности человеческого организма, без дыхания жизнь может продолжаться всего несколько минут.Этим следует отметить важное значение дыхательной системы для человека.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Белецкая, В.И. Школьная гигиена: учебное пособие / В.И. Белецкая, З.П. Громова, Т.И. Егорова. - М: Просвещение, 1983. - 160 с.

2. Великанова, Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: учебyное пособие / Л.К. Великанова, А.А. Гуминский, В.Н. Загорская [и др.]. - М., 1992.- 132 с.

3. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 352 с. - Доступ из ЭБС «znanium.com».

4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие / М.Р. Сапин, З.Т. Брыксина. - М.: Академия, 2012. – 453 с.

5. Тюрикова, Г.Н. Анатомия и возрастная физиология [Электронный ресурс]: учебник / Г.Н. Тюрикова, Ю.Б. Тюрикова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 178 с. — Доступ из ЭБС «znanium.com».

6. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1988.

7. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М: Просвещение, 1990. - 319 с.

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

«Оценка индивидуального уровня здоровья»

 Цель работы: оценить состояние индивидуального уровня физического здоровья, уровня функциональных возможностей организма с помощью ряда критериев.

Результаты работы представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Протокол работы

Оценка по возрасту Оценка по соотношению роста и массы тела Оценка по фактору риска – курению Оценка фактического здоровья по пульсу Оценка фактического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельностью и выносливости организма Оценка уровня здоровья
+20 0 +20 10 10 +10 70

 

В результате проделанной работы, после сложения всех показателей, уровень здоровья оказался равен 70. В соответствии с классификацией состояния человека, предложенной академиком Р.М. Баевским, мой уровень здоровья входит в диапазон от 61 до 100, что означает хороший уровень здоровья и адаптации, состояние здоровья среднее или хорошее.

 


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

«Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца»

Цель: провести оценку своей плантограммы (для обеих стоп).

Плантограмма обеих стоп представлена на рисунке 3.

В результате проделанной работы следует вывод, что стопа плоская.

 

Рисунок 3. Плантограмма стоп

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.039 с.)