Общие представления о строении и функционировании органов дыхания организма человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие представления о строении и функционировании органов дыхания организма человека.



Общие представления о строении и функционировании органов дыхания организма человека.

Механизм вдоха и выдоха

Благодаря ритмичному сокращению диафрагмы (16—18 раз в минуту) и других дыхательных мышц (наружных межреберных мышц, мышц плечевого пояса, шеи) объем грудной клетки то увеличивается (при вдохе), то уменьшается (при выдохе). При расширении грудной клетки легкие пассивно растягиваются, расширяются. При этом давление в легких понижается и становится ниже атмосферного (на 3—4 мм рт. столба). Поэтому воздух через дыхательные пути извне устремляется в легкие. Так происходит вдох. При глубоком вдохе, форсированном дыхании сокращаются не только дыхательные мышцы, но и вспомогательные. Выдох осуществляется при расслаблении мышц вдоха и сокращении мышц выдоха (внутренние межреберные мышцы, мышцы передней брюшной стенки). Приподнятая и расширенная при вдохе грудная клетка в силу своей тяжести и при действии ряда мышц опускается. Растянутые легкие благодаря своей эластичности уменьшаются в объеме. При этом давление в легких резко возрастает, и воздух покидает легкие. Так происходит выдох. При кашле, чихании, в быстром выдохе участвуют мышцы живота, брюшного пресса, ребра (грудная клетка) опускаются, диафрагма резко поднимается.

При спокойном дыхании человек вдыхает и выдыхает 500 мл воздуха, что называют дыхательным объемом. При глубоком вдохе в легкие поступит еще 1500 мл воздуха. Это резервный объем вдоха. При равномерном дыхании после спокойного выдоха человек при напряжении дыхательных мышц может выдохнуть еще 1500 мл воздуха. Это резервный объем выдоха. Объем воздуха (3500 мл), складывающийся из дыхательного объема (500 мл), резервного объема вдоха (1500 мл), резервного объема выдоха (1500 мл), называют жизненной емкостью легких. У тренированных, физически развитых людей жизненная емкость легких может достигать 7000—7500 мл. У женщин в связи с меньшей массой тела жизненная емкость легких меньше, чем у мужчин.

После того как человек выдохнет 500 мл воздуха (дыхательный объем), а затем еще сделает глубокий выдох (1500 мл), в его легких все еще остается примерно 1200 мл остаточного объема воздуха, удалить который из легких практически невозможно. Дышавшее легкое всегда содержит воздух. Поэтому легочная ткань в воде не тонет. В течение 1 минуты человек вдыхает и выдыхает 5—8 л воздуха. Это минутный объем дыхания, который при интенсивной физической нагрузке может достигать 80—120 л в минуту. Из 500 мл вдыхаемого воздуха (дыхательный объем) только 360 мл проходит в альвеолы и отдает кислород в кровь. Остальные 140 мл остаются в воздухоносных путях и в газообмене не участвуют.

 

Регуляция дыхания и ее возрастные особенности

Гигиена органов дыхания

Гигиена органов дыхания является чуть ли не самым важным элементом здоровья человека. К основным правилам гигиены органов дыхания относятся:

1. Проветриваемое помещение. Для сохранения здоровья необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в жилых, учебных, общественных и рабочих помещениях, постоянно их проветривать.

2. Влажная уборка

3. Прогулки на свежем воздухе

4. Отказ от курения

5. Зелёные растения, выращиваемые в помещениях, освобождают воздух от избытка углекислого газа и обогащают его кислородом. На производствах, загрязняющих пылью воздух, используются промышленные фильтры, специализированная вентиляция, люди работают в респираторах — масках с фильтром для воздуха.

6. В период эпидемии инфекционных заболеваний необходимо своевременно проходить вакцинацию (противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулёзную и др.). В этот период не следует посещать многолюдные места (концертные залы, театры и др.)

7. Соблюдение правил личной гигиены.

8. Прохождение диспансеризации.

9. Повышение устойчивости организма к инфекционным заболеваниям путём закаливания, витаминного питания.

10. Немаловажное значение для органов дыхания имеет спорт, особенно такие виды, как бег, плавание, лыжи, гребля. У людей, начавших заниматься спортом в подростковом возрасте, значительно больше жизненная емкость легких.

Соблюдение этих несложных правил особенно важно для гигиены дыхания у детей, так как детский растущий организм более подвержен дыхательным инфекциям, нежели взрослый.

 

6. Гигиеническое значение чистоты воздуха в помещении. Микроклимат в учебном помещении (температура, влажность и скорость движения воздуха)

Организм контактирует с внешней средой через органы дыхания, поэтому для создания условий нормальной деятельности дыхательной системы необходимо поддерживать оптимальный микроклимат учебных помещений.

Формирование микроклимата закрытых помещений зависит от многих причин: особенностей планировки помещений, свойств строительных материалов, климатических условий данной местности, режимов работы вентиляции и отопления. Температура воздуха в классе должна быть 18-19°С; в физкультурном зале - 16-17°С. Норма относительной влажности воздуха колеблется в пределах 30-70% (оптимум - 50-60%). Оптимальная скорость движения воздуха в классе - 0,2-0,4 м/с.

Не менее важным в плане влияния на здоровье и работоспособность школьников является контроль за химическим составом воздуха. Воздух помещений постоянно загрязняется выдыхаемым человеком СО2, продуктами разложения пота, сальных желез, органических веществ, содержащихся в одежде, обуви, а также химических веществ, выделяющихся из полимерных материалов (поливинилхлорид, фенолформальдегидные смолы). В производственных помещениях многие технологические процессы сопровождаются выделением тепла, влаги, вредных веществ в виде паров, газов и пыли. Показано, что 3-5 минут проветривания вполне достаточно, чтобы воздух в классе полностью обновился.

 

Примечание:

1. Воздухоносные пути – система полостей, по которым воздух перемещается из внешней среды в легкие. В самих воздухоносных путях газообмена не происходит: он идет только в легких. К воздухоносным путям относятся: носовая полость, глотка, гортань, трахея и бронхи.

2. Типы дыхания. Различают грудной, брюшной и смешанный типы дыхания.

При грудном (реберном) типе дыхания, который чаще встречается у женщин, дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка расширяется и слегка приподнимается во время вдоха, суживается и несколько опускается при выдохе.

При брюшном (диафрагмальном) типе дыхания, чаще встречающемся у мужчин, дыхательные движения осуществляются преимущественно диафрагмой. Во время вдоха диафрагма сокращается и опускается, что увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и легкие заполняются воздухом. Внутрибрюшное давление при этом повышается и брюшная стенка выпячивается. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение.

При смешанном типе в акте дыхания участвуют межреберные мышцы и диафрагма.

3. Дыхательный центр – совокупность нервных клеток, расположенных в разных отделах центральной нервной системы, обеспечивающих координированную ритмическую деятельность дыхательных мышц и приспособление дыхания к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организма.

4. Регуляция дыхания – это согласованное нервное управление дыхательными мышцами, последовательно осуществляющими дыхательные циклы, состоящие из вдоха и выдоха.

5. Частота дыхания - это количество циклов (вдохов и выдохов) за определенное количество времени (минута).

6. Гайморит – это один из видов синусита, наиболее часто встречающихся, воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух (гайморовой полости). Гайморит возникает как осложнение при остром насморке, гриппе и кори, скарлатине и других инфекционных заболеваниях.

7. Глубина дыхания – это показатель внешнего дыхания, количественной характеристикой которого является амплитуда дыхательных движений, объём потока нормального вдоха/выдоха.

8. Фронтит – воспаление слизистой оболочки лобных (фронтальных) синусов, расположенных в лобной кости за надбровными дугами.

9. Дыхательные пробы – общее название диагностических проб, основанных на искусственном изменении внешнего дыхания

10. Тонзиллит – хроническое инфекционное заболевание, при котором воспаляются небные, носоглоточные, гортанные и язычные миндалины.

 


 

Заключение

Процесс дыхания представляет собой сложную систему обмена газами между организмом и окружающей средой и включает механизмы частичной обработки вдыхаемых газов органами дыхания человека. Дыхание является одним из основных процессов функционирования и жизнедеятельности человеческого организма, без дыхания жизнь может продолжаться всего несколько минут.Этим следует отметить важное значение дыхательной системы для человека.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Белецкая, В.И. Школьная гигиена: учебное пособие / В.И. Белецкая, З.П. Громова, Т.И. Егорова. - М: Просвещение, 1983. - 160 с.

2. Великанова, Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: учебyное пособие / Л.К. Великанова, А.А. Гуминский, В.Н. Загорская [и др.]. - М., 1992.- 132 с.

3. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 352 с. - Доступ из ЭБС «znanium.com».

4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие / М.Р. Сапин, З.Т. Брыксина. - М.: Академия, 2012. – 453 с.

5. Тюрикова, Г.Н. Анатомия и возрастная физиология [Электронный ресурс]: учебник / Г.Н. Тюрикова, Ю.Б. Тюрикова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 178 с. — Доступ из ЭБС «znanium.com».

6. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1988.

7. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М: Просвещение, 1990. - 319 с.

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

«Оценка индивидуального уровня здоровья»

 Цель работы: оценить состояние индивидуального уровня физического здоровья, уровня функциональных возможностей организма с помощью ряда критериев.

Результаты работы представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Протокол работы

Оценка по возрасту Оценка по соотношению роста и массы тела Оценка по фактору риска – курению Оценка фактического здоровья по пульсу Оценка фактического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельностью и выносливости организма Оценка уровня здоровья
+20 0 +20 10 10 +10 70

 

В результате проделанной работы, после сложения всех показателей, уровень здоровья оказался равен 70. В соответствии с классификацией состояния человека, предложенной академиком Р.М. Баевским, мой уровень здоровья входит в диапазон от 61 до 100, что означает хороший уровень здоровья и адаптации, состояние здоровья среднее или хорошее.

 


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

«Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца»

Цель: провести оценку своей плантограммы (для обеих стоп).

Плантограмма обеих стоп представлена на рисунке 3.

В результате проделанной работы следует вывод, что стопа плоская.

 

Рисунок 3. Плантограмма стоп

 

 

Общие представления о строении и функционировании органов дыхания организма человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.150.11 (0.021 с.)