Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, кл убы – клубы, мокрота – мокрота. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, кл убы – клубы, мокрота – мокрота.



ПРАКТИКУМ №1 ОРФОЭПИЯ

(выполнить в тетради, либо в этом же word-документе – подчеркнуть буквы, на которые падает ударение):

 

 

1. Поставьте ударения в парах слов: 

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, кл убы – клубы, мокрота – мокрота.

2. Поставьте ударения в следующих словах:

 

Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

3. Расставьте ударения в словосочетаниях (в подчеркнутых словах):

Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключимдоговор, одолевала зевота, давнишнийкаталог, английская аристократия, средстваворотятся, развитие логического мышления.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2.

Написание ЭССЕ «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ» с использованием терминов и слов, необходимых в ВАШЕЙ профессиональной деятельности (профессионализмов). Выстраивание своей письменной речи в соответствии с орфографическими нормами русского литературного языка.

ТЕОРИЯ:

ЭССЕ - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

 

Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал. Эссе может быть написано на любую тему и в любом стиле.

На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру.

ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ:

· - наличие конкретной темы или вопроса;

· - личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

· - небольшой объём;

· - свободная композиция;

· - непринуждённость повествования;

· - внутреннее смысловое единство;

· - афористичность, эмоциональность речи.

 

ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к эссе:

1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

 

СТРУКТУРА эссе:

1. ВВЕДЕНИЕ — определение основного вопроса эссе, актуальность. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. Например:

«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

 

Вопросы, на которые можно ответить во ВТОРОЙОСНОВНОЙ части эссе:

1. описание профессии.

2. почему меня привлекает эта профессия?

3. известные представители этой профессии.

4. кто из членов моей семьи имел эту профессию?

5. какие качества характера и умения нужны для этой профессии?

6. какие сложности у этой профессии, и как я планирую их преодолевать?

7. высказывания известных людей об этой профессии.

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

 

 

Клише, которые можно использовать при написании эссе:

 

Введение.

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Основная часть.

Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов… Например, …

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

С одной стороны, … С другой стороны, …

Заключение.

Подведем общий итог рассуждениям.

К какому же выводу мы пришли…

Таким образом,…

Итак, …

 

 

ПРИМЕР:

Эссе

«Почему я выбрала профессию юриста?»

I. Каждый человек в детстве часто думает, кем он хочет стать. Ведь выбрать профессию своей мечты очень сложно. Ведь именно от этого зависит, будет ли счастлив человек. Перед выбором своей профессии надо задавать себе 3 главных вопроса:

1. Что я люблю и хочу делать?

2. Обладаю ли я необходимыми для этой профессии способностями и талантами?

3. Что мне будет нравиться в моей будущей профессии?

II. Раздумывая над этими вопросами, я поняла, что хочу стать юристом. Ведь юрист – это человек, который защищает права граждан, дает консультацию в любом направлении в области гражданского, уголовного, налогового и других отраслей права.

Чтобы работать, юристом необходимо обладать, многими качествами, во-первых, это ответственность - данное качество самое главное в этой профессии, нужно подходить к любому делу продуманно, внимательно, и доводить все до конца. Каждый юрист должен быть стрессоустойчив, а также уметь правильно вести переговоры.

Моя будущая профессия меня очень вдохновляет. Так как это профессия помогает самореализоваться, ведь даже если не получиться устроиться на работу по специальности, то можно открыть свою собственную юридическую контору. Я буду прилагать все усилия, чтоб добиться в этой профессии самых высоких вершин. Я надеюсь, что у меня все получиться!

III. Я уже студентка 3 курса, и я ни разу не пожалела что выбрала именно эту профессию, а наоборот с каждым днем она мне все больше интересна. Каждый день в техникуме для меня словно праздник.Ежедневно я пополняю свои знания в данной сфере: изучаю законы, уставы, рассуждаю, мыслю – это так здорово и очень познавательно!  

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Составьте МОНОЛОГ -описание фотографии:

(ОДНО из ТРЁХ ФОТО НА ВЫБОР)

АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ (1 человек на фото)

Кто? Что изображено?
Какой предмет?
Какое настроение? Какая атмосфера фотографии?
Что делает изображенный?
Где? Когда?
Как делает?
С какой целью?
Почему?
Ваше впечатление от снимка?

 

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ

 (несколько человек на фото)

1. Передо мной интересная (удачная, занимательная и т.п.) фотография.

2. На ней изображен(а,ы) ……(поход,рыбалка, прогулка, игра и т.д.).

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. Перед нами …..(летний лес, зал музея, комната и т.д.)

5. Мне кажется, фотографию сделал (учитель, родитель, друг, сын и т.д.)

6. На фотографии мы видим ….(двух девочек, семью, класс и т.д.)

7. Они (как выглядят, какая одежда, чем заняты)

8. Их лица (печальны, веселы, грустны, оживленны и т.д.)

9. Я считаю, что снимок получился (смешным, занимательным, удачным, завораживающим и т.д.)

10. Мне понравилась фотография, потому что она (четко передает чувства, эмоции, атмосферу и т.д.).

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

«Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи. Лексикология».

 

1. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами (подчеркните их), а какие сочетания свободные.

1). Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер.

2). Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.

3). Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

2. Замените фразы подходящими по смыслу фразеологизмами.

работали все -               

он вдруг замолчал -

он нередко переусердствовал -

на улице темно -

он сильно покраснел -

он любил задаваться -

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; ни зги не видно.

3. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь).

4. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки……….. Семи пядей во ………. И в ус не ………... Как сыр в масле ……….…….За тридевять…….……Как зеницу ………… Как собаке пятая … ……….. Гусь свинье не …………..

5. Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары.

Тертый калач –
Мурашки по спине ползают –
Мороз по коже пробирает –
От корки до корки –
Только пятки засверкали –
Хоть волком вой –
Провести на мякине –
Тьма кромешная –

Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

6. Подберите фразеологизмы-антонимы к данным.

1. Мухи не обидит –

2. Душа в душу –

3. Себе на уме –

4. Непочатый край –

Для справок: раз-два и обчелся; пальца в рот не клади, как кошка с собакой, душа нараспашку.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Сочинение-миниатюра

(рассуждение)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №6.

«ТЕКСТ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ».

Задание 1.

Восстановите порядок предложений в рассуждении и расставьте предложения в том порядке, при котором текст обретет цельностью.

1. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями.

2. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву.

3. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно.

4. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка — очень плохой проводник тепла и вместе с толстым слоем снега препятствует охлаждению почвы.

5. Листопад у каждого дерева совершается по-своему.

Задание 2.

Исключите текст, в котором предложения соединяются параллельной связью.

1) Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. (Ю. В. Бондарев)

2) Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. (Ю. В. Бондарев)

3) Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы, поэтому их справедливо называют «легкими земли».

 

Задание 3.

Найдите текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

1) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба. Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры.

 

2) Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? (В. П. Астафьев)

 

3) Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. (А.И. Цветаева)

 

Задание 4.

Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните тестовые задания.

 

1) В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться.

2) Все так и не так.

3) Во-первых, это был совсем не мальчик.

4) В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами.

5) Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью.

6) И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду.

7) Таким образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я.К. Голованов)

1. Тема текста отражена в варианте…

А) Гости Москвы

Б) Явление Ломоносова в Москву

В) Пешеходы на московских улицах

 

2. Идея текста выражена в предложении

А) №1             Б) №6                     В) №7

 

3. Текст можно разделить на

А) три абзаца

Б) четыре абзаца

В) пять абзацев

Задание 5.

Подсказка:

 

ПРАКТИКУМ №7

«Прямая и косвенная речь»

ЗАДАНИЕ (внизу дана таблица-подсказка ):

Спишите предложения, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены //...//.

1. //За что он на меня обиделся // подумала Лара и удивлённо посмотрела на этого курносого ничем не замечательного незнакомца. (Паст.)

2. Грэй мог бы сказать // я жду я вижу я скоро узнаю // но даже эти слова равнялись не большему чем отдельные чертежи в отношении архитектурного замысла. (Грин)

3. //Кто здесь хозяин // хрипел он // подавай хозяина //. (Купр.)

4. //Я историк // подтвердил учёный и добавил ни к селу ни к городу // сегодня вечером на Патриарших будет интересная история //. (Булг.)

5. //Ох // вздохнул про себя Мишка // начнёт сейчас воду в ступе толочь //. (Абр.)

6. Налюбовавшись вдосталь озерцом я перешёл к земным практическим размышлениям // в таком озере должна быть тьма рыбы // и тотчас заметил едва заметные кружки в «окнах» меж листьев лилий кувшинок и в прибрежных водорослях. (Аст.)

7. //Это было бы великолепно // воскликнул я // но такой опытный проводник пожалуй запросит очень дорого а у меня средств на экспедицию не так много //. (Обр.)

8. Вдруг Софья Марковна выговорила громко и насмешливо // а правда что он уже сменил пресловутую блузу на костюм велосипедиста //. (Бун.)

9. //Вы представляете // сказал Левченко // какую вкусную и душистую воду пили в Солхате //. (Пауст.)

10. //Дальше // переспросил гость // что же дальше вы могли бы и сами угадать // он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал // любовь выскочила перед нами как из-под земли выскакивает убийца в переулке и поразила нас сразу обоих //. (Булг.)

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

1. Сфера применения: используется в непринужденных беседах обычно со знакомыми людьми.

2. Задача речи – общение.

3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает: Непринужденным Свободным в выборе слов и выражений Отношение автора к предмету речи и собеседнику в нем передается

4. Языковые средства: Разговорные, непринужденные слова: вымахал (вырос), электричка (электропоезд) и т.п. Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: березка, звездочка, ключик; б) с суффиксами неполного качества -оват- (-еват-): бледноватый, горьковатый, синеватый. Глаголы совершенного вида с приставкой за - со значением начала действия (заиграл, запел вместо начал играть, начал петь). Предложения, различные по цели высказывания: вопросительные и побудительные. Восклицательные предложения. Обращения. Прямая речь.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

1. Сфера применения: используется в деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.

 2. Задачи речи: сообщить сведения, имеющие практическое значение для всех; дать точные указания.

3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает: Официальным (строгим). Точным. Бесстрастным.

 4. Языковые средства: Книжные, официальные слова и выражения: электропоезд (не электричка!), принять решение, лесонасаждения, товарооборот и т.д. Распространенные повествовательные предложения. Сказуемое часто выражается прилагательным.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

 1. Сфера применения: используется в научных трудах и выступлениях на научные темы (лекциях, докладах и т.д.).

2. Задачи речи: сообщить общие существенные признаки предмета; объяснить причины явлений.

3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает: Обобщенно-отвлеченным (говорится о березе вообще как о породе дерева) Подчеркнуто логичным Доказательным

 4. Языковые средства: Слова нейтральные и книжные с обобщенным и отвлеченным значением: животное, растение, скорость, движение и т.д. Научные термины (среди них много интернациональных слов): суффикс, корень, основа, функция, элемент. Глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного действия): рыбы дышат жабрами. Распространенные повествовательные предложения. Сказуемое часто выражено существительным или прилагательным.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

 1. Сфера применения: используется в художественных произведениях.

 2. Задачи речи: нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается; передать читателю чувства, эмоции, которые испытывает автор.

3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает: конкретным (описывается именно эта береза, а не береза вообще); о бразным (живым, выразительным); эмоциональным.

 4. Языковые средства: Конкретные слова: не птицы, а грачи, ласточки, воробьи; не сказал, а напомнил, предупредил… Слова в переносном значении: море огней, спит земля, солнце улыбнулось… Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно - ласкательными суффиксами: березка, звездочка, ключик; б) с суффиксами неполного качества -оват- (-еват-): бледноватый, горьковатый, синеватый. Глаголы совершенного вида с приставкой за - со значением начала действия зацвел сад… Глаголы настоящего времени вместо прошедшего: Ходил я за грибами, вдруг вижу … Предложения вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные. Предложения с однородными членами.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

 1. Сфера применения: используется в газетах, журналах, в выступлениях на митингах, собраниях.

2. Задачи речи: воздействовать на массы; формировать общественное мнение.

3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает страстным, призывным.

4. Языковые средства: Предложения побудительные. Предложения восклицательные. Риторические вопросы. Расщепленные предложения. Повторы. Антитезы (противопоставления).

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8.

Текст №1.

При предъявлении претензий по количеству и качеству поставленного товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии следующие обосновывающие ее документы: транспортный документ, а в соответствующих случаях и коммерческий акт, составленный органами транспорта, рекламационный акт, составленный с участием представителя Стороны, получающей товар, либо официальной контрольной организации или другой компетентной незаинтересованной организации Стороны, получающей товар.

 

Текст №2.

Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. Она переходит по шоссе грязную площадь, где много закопченных улиц и свежо дует полевой воздух; дальше, между мужским монастырем и острогом, белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле, а потом, когда проберешься среди луж под стеной монастыря и повернешь налево, увидишь как бы большой низкий сад, обнесенный белой оградой, над воротами которой написано: Успение Божией Матери. Маленькая женщина мелко крестится и привычно идет по главной аллее. 

 

Текст №3.

Простейшими и основными фигурами в пространстве явля­ются точки, прямые и плоскости Наряду с этими фигурами мы будем рассмат­ривать так называемые геометрические тела и их поверхности. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы. Так, например, кри­сталлы имеют форму геометрических тел, поверхности которых составлены из многоугольников. Такие поверхности называются многогранниками. Одним из простейших многогранников является куб. Капли жидкости в невесомости принимают форму геометрического тела, называемого шаром. Такую же форму имеет футбольный мяч. Консервная банка имеет форму геометрического тела, называемого цилиндром.

 

Текст №4.

Зима с ее капризами далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк столицы Черноземья, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны, наконец, проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах и травмирования огромного количества людей. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе — это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу.


Текст №5.

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной — другое дело! Куда ни глянешь — море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц — счету нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе — ястребы. Да штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца — бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют. Будь у меня ружье — настрелял бы много. Не унести. Да я не охотник.

 

 

№ текста СТИЛЬ + СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ (где можно встретить такой текст?) ЗАДАЧА ПРИМЕНЕНИЯ (для чего текст был написан?) ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА:  (выпишите из текста примеры-признаки данного стиля – см. пункты №4 «языковые средства»)
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

 

 

ПРАКТИКУМ №1 ОРФОЭПИЯ

(выполнить в тетради, либо в этом же word-документе – подчеркнуть буквы, на которые падает ударение):

 

 

1. Поставьте ударения в парах слов: 

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, кл убы – клубы, мокрота – мокрота.

2. Поставьте ударения в следующих словах:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.124 с.)