Эстетика – часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности, и прежде всего в искусстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетика – часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности, и прежде всего в искусстве.



Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.

Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром.

Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства — это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому существовала даже трактовка эстетики как учения о прекрасном, философии прекрасного.

Слово «искусство» и в русском и многих других языках употребляют в двух смыслах в узком (специфическая форма практически-духовного освоения мира), и в широком — как высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни об­щества они проявляются (полководческое искусство, мастерство хирурга, сапожника и т.д.). Нас сейчас интересует анализ искусства именно в первом, узком смысле слова, хотя оба смысла между собой связаны исторически. Искусство реализует ряд общественных функций.

Во-первых, это его познавательная функция. Произведения ис­кусства являются ценным источником информации о сложных об­щественных процессах, порой о таких, сущность и динамику ко­торых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (например, повороты и переломы в общественном сознании).

 Еще одна важнейшая функ­ция искусства — воспитательная, то есть его способность оказы­вать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное станов­ление человека, его самосовершенствование, или, напротив, паде­ние.

И все-таки познавательная и воспитательная функция не являют­ся специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая худо­жественное произведение, мы не просто усваиваем его со­держание (подобно содержанию физики, биологии, математики), мы пропускаем это содержанию через свое сердце, свои эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасного или безобразного, возвы­шенного или низменного, трагического или комического. Искусство формирует в нас саму способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевоз­можных эрзацев.

Познавательное, воспитательное и эстетическое в искусстве слито воедино. Благодаря эстетическому моменту, мы наслаждаемся содержанием художественного произведения, и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитуемся. В связи с этим иногда говорят о гедонистической функции искусства (от греч. «гедоне» — удовольствие).

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ.

В рамках современной социальной философии особое внимание уделяется исследованию феномена техники.

Философия техники – особое направление философии, которое занимается осмыслением технической деятельности человека, её значения и перспектив.  

Возникновение философии техники происходит во второй половине ХIХ века, хотя первые философские рассуждения о технике относятся к эпохе античности. Техника (от греч. «техне» - искусство, мастерство, учение) понималась здесь как искусство делания вещей и как рукотворная реальность, продолжающая и копирующая природный мир.

В современных условиях, техника – это понятие, которым в истории культуры обозначается: совокупность технических устройств, орудий труда, машин, станков, сооружений; инструмент, который использует человек для удовлетворения своих потребностей; использование природы в интересах человека; двигатель прогресса и т.д.

В содержании техники выделяют объектную (орудия, машины, механизированные и автоматизированные системы, коммуникации) м субъектную (знания, навыки, технологии) стороны.

Современная техника делится на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, технику культуры и быта, управления. Особую роль сегодня играет компьютерная техника, используемая во всех сферах общественной жизни.

Значение техники в жизни человека постоянно возрастает. В связи с этим возникает вопрос о возможности замены человека техникой. Наиболее распространённая точка зрения признаёт заменимость человека в том случае, когда он сам выступает как техническое устройство. Так, на производствах внедряю новую технику, а часть людей остаётся не удел. Причина всегда одна и та же: замещаемый человек рядом с машиной выглядит как несовершенное устройство. В то же время техника не составляет человеку конкуренцию там, где человек проявляет свои способности, а именно способность к выработке ценностей, целей действий в принципиально непредвиденных обстоятельствах. Машины не ставят целей, не добиваются исполнения намерений, они реализуют вложенные программы, не более того. Техника ХХ века поставила человека перед выбором: либо ты – личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализации ценностей, либо ты функционируешь подобно техническому устройству. В этом случае рано или поздно ты будешь заменён машиной. Будь человеком, и никакая техника тебе не страшна.

Направленное поступательное развитие и усовершенствование технических средств и навыков называется техническим прогрессом. Следует различать технический и научно-технический прогресс. Первое понятие более широкое и характеризует человечество на всех этапах его развития. НТП – это взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки техники.

Начиная с XVI – XVII вв. западная цивилизация переходит в новое состояние, которое получило название техногенное. Техногенная цивилизация – это цивилизация, основанная на приоритетном развитии науки и техники как базовых механизмов преобразования природной и социальной реальности. Для техногенной цивилизации характерны установки на инновацию и самоценность прогресса, обоснование активного статуса человека в природе, которая рассматривается лишь как пассивный материал, для утверждения человеческой власти и свободы.

В ХХ в. стало очевидно, что техногенная цивилизация помимо несомненных позитивных проекций (повышение производительности труда, улучшение образа жизни, рост образовательного уровня) несёт в себе и ряд негативных следствий (экологический, антропологический и культурный кризисы, создание средств массового уничтожения и т.д.).

В современной философии техники выделяют два основных подхода в вопросе последствий научно-технического прогресса: техницизм и антитехницизм.

Техницизм (Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Д. Белл, Р. Арон и др.) рассматривают науку и технику в качестве основных двигателей социального прогресса, полагая, что со временем с их помощью будут решены все общественные проблемы. Техницизм представлен в концепциях технологического детерминизма (теории постиндустриального и информационного общества) и технократизма (теории, согласно которой власть в обществе должна принадлежать техническим специалистам как носителям прогресса).

Антитехницизм (Н.А. Бердяев, Л. Мэмфорд, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.) видят в технике и технической рациональности угрозу для социального и культурного прогресса. Возникнув как средство усиления человеческих возможностей, в современных условиях она самого человека превратила в средство, винтик огромной Мегамашины. Перспективы прогресса техногенной цивилизации, согласно этой стратегии, сопряжены с последовательным нивелированием человеческой индивидуальности, созданием новых форм тотального контроля и власти, отчуждением человека от природы и культурных ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.122 (0.007 с.)