Политическая система общества. Философия политики. Философия права. Политика, идеология, государство. Политика и нравственность в современном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества. Философия политики. Философия права. Политика, идеология, государство. Политика и нравственность в современном обществе.



 

Любое общество, будучи системой множества элементов, нуждается в институтах, которые согласовывали бы интересы отдельных субъектов деятельности, разрешали бы конфликты между ними и направляли бы их к какой-то коллективной цели. Эту функцию выполняет политическая система. Под политической системой понимается совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе.

Во все времена политика оказывала и ныне оказывает огромное влияние на жизнь людей, государств и народов, ибо она коренится в самой природе человека как существа социального. Можно сказать, что жизнь человека, не сводясь только к политике, всегда была жизнью политической. Политика пронизывает все сферы общественной жизни. французский писатель Ш. Монталамбер сказал об этом так: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Без неё не может существовать ни одна социальная система.

В основе политической деятельности человека лежат его интересы, прежде всего, социально-экономические. У различных групп общества есть общие интересы. Например, для учителей это низкая оплата труда, для молодёжи – проблема трудоустройства. Как исправить положение? Необходимо принятие и проведение в жизнь законов, которые подняли бы уровень жизни одних, уравняли права других. А для этого надо заняться политической деятельностью, поскольку законы принимает государство. Осознание общих потребностей и объединение усилий для их удовлетворения ведёт к возникновению политических интересов и политической деятельности.

В центре политической жизни всегда находится проблема власти. Власть есть способность человека или группы утверждать собственную волю с помощью авторитета, права, насилия. Высшей формой политической власти является власть государственная. Однако любая власть сильна только в том случае, если её законность признаёт большинство общества. Как только власть лишается этой своей духовной поддержки, она, сколь не был силён аппарат принуждения, неминуемо рушится сама собой. Всем должно быть очевидно, что решения принимают те, кто имеет на это право. В политике всегда существует опасность превышения власти. Ради светлой цели или всеобщего блага могут совершаться страшные злодеяния. История ХХ века знает много подобных примеров. Поэтому деятельность любой политической системы должна основываться на законах, а приоритетным принципом следует признать обеспечение прав человека.

Управляя обществом, политическая система не должна подавлять другие социальные сферы. Её задача состоит в обеспечении стабильности и развитии общества.

Политика – наука и искусство жить в обществе, руководить им и управлять людьми.

Многомерность политики, разноречия в трактовке её целей, задач, содержания, обособление политики в автономную сферу жизни общества, необходимость исследования политики в различных социокультурных контекстах стали причинами формирования в социальной философии такого раздела, как философия политики.

Философия политики – исследовательская область философии, анализирующая наиболее общие основания, границы и возможности политики, её цели и идеалы, методы проектирования и создания новых политических институтов и систем, соотношение в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, рационального и внерационального и т.п.

Право – это система норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством.

Оно появляется вместе с появлением государства. В силу того, что право имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением, для чего может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.). Право выражается в официальной форме, оно имеет свои источники, например, законы.

Особый вопрос соотношение политики морали. Мораль и политика представляют собой сферы общества, которые организуют, регулируют, контролируют жизнедеятельность людей. Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для общества искушений. Политика же регулирует поведение людей с помощью специального аппарата принуждения. Она возникает вследствие регулятивной недостаточности морали. Несмотря на эту общность, политика и мораль имеют существенные отличия. Политика ориентирует на достижение определённых целей и результатов. Для морали важны не столько достигнутые результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет. Мораль всегда индивидуальна, её субъект отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика носит групповой характер, где личная ответственность растворяется в коллективных решениях.

Политика ситуативна, т.е. она призвана учитывать реальную ситуацию. Моральные требования универсальны и, как правило, независимы от конкретной ситуации. Политика опирается на силу. Мораль же, главным образом, осуждает насилие и опирается в основном на санкции совести.

Можно выделить четыре основных варианта взаимодействия политики и морали.

1. Подчинение моралью политики. Этот подход означает, что политика должна быть исключительно нравственной, т.е. иметь не только высоконравственные цели, но и при любых обстоятельствах использовать высоконравственные средства. Такой подход разделяют христианские демократы.

2. Подчинение политикой морали. Данный подход освобождает политику от нравственных норм. Допускаются нарушения нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. Родоначальником таких взглядов многие считают Н. Макиавелли.

3. Полный разрыв между ними (анархизм). С точки зрения анархизма, политика – это зло. Зло коренится в самой природе политики – во власти. Известный английский историк лорд Д. Актон как-то произнёс фразу, ставшую в последствии крылатой: «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Негативные оценки политики широко распространены и среди населения. Можно выделить целый ряд причин, объясняющих кажущуюся, а очень часто и реальную аморальность политики.

Во– первых, власть обычно вызывает у её обладателя соблазн использования в корыстных целях, а у зависящих у неё – стремление угодить начальству, польстить ему и т.п.

Во-вторых, в политике реальные, прагматические интересы традиционно стояли на первом плане, оправдывая хитрость, ложь, убийства и другие безнравственные поступки. «Политик – это вежливый человек, который должен лгать в интересах своего государства».

В-третьих, мультипликационный эффект политических злоупотреблений, т.е. аморальные действия в высших эшелонах власти имеют свойство умножаться. Это проявляется в том, что аморальные руководители стремятся окружить себя такими же людьми.

В-четвёртых, политические решения принимаются от имени народа, партии, а не от конкретных личностей, что облегчает отступление от морали. Те кто принимает решения, как правило, их непосредственно не исполняют и часто не видят и не чувствуют негативных последствий своей политики.

В-пятых, ориентации политики на эффективность, достижение цели. Именно за их достижения несёт ответственность руководитель. Средства и способы получения результата мало кого интересуют.

В-шестых, деятельность СМИ создаёт впечатление безнравственности политики, т.к. большое внимание уделяется политическим скандалам, фактам коррупции и т.п.

Эти причины не означают, что политика обречена быть безнравственной. За долгие века своего существования человечество выработало множество способов и приёмов сдерживания власти. Простые граждане, обладая необходимыми знаниями и навыками, могут влиять на нравственность проводимой политики.

4. Компромиссный подход к соотношению политики и морали. Признаётся необходимость соблюдения нравственных норм в политике, с учетом специфики последней. Один из основателей этого подхода М. Вебер считал, что мораль должна учитывать особенности политики, прежде всего в применении насилия. Политик должен бороться со злом, иначе он несёт ответственность за его победу. Необходимо действовать по принципу меньшего зла во избежание большего.

В современном мире универсальным критерием гуманности политики являются права человека. Именно права человека образуют ту невидимую границу, которая отделяет моральную политику от аморальной.

 Государство как политический институт.

Государство является основным институтом политической системы. Это обусловлено той социальной ролью, которую оно выполняет в структуре политических отношений. Государство концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения.

Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, проживающая на определённой территории и организуемая органами государственной власти. В этом смысле оно тождественно стране, обществу, отчизне. В современной науке государство в узком смысле понимается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определённой территории.

В мире существует множество государств. Сопоставляя сведения о самых разных государствах, можно найти в них нечто общее, некие повторяющиеся черты и признаки.

1. Обязательным признаком любого государства является территория. Она составляет физическую, материальную основу государства. Без территории не бывает государств. Территориальные границы определяют сферу суверенности всякого государства. Территория – это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространство.

2. Население – сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Население без государства может существовать, а государства без населения не может быть. Население имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за рубежом.

3. Наличие специального государственного аппарата. Каждое государство создаёт свой, непохожий на другие, государственный аппарат, но, как правило, это различного рода представительные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры, суда, органы охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженные силы.

4. Суверенитет, т.е. верховная власть на определённой территории. Это значит, что государство способно обеспечить стране самостоятельное независимое существование и развитие, что именно его приказы и распоряжения на данной территории являются главными. Суверенное государство действует независимо и во внешней политике, с чем вынуждены считаться и его партнёры. Но суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности. Всякий суверенитет ограничен уже тем, что у любого государства есть соседи, с которыми оно связано тысячами экономических, духовных, исторических и других нитей.

Важнейшее значение в современной философии общества отводится понятию правового государства.

Согласно традиционным представлениям общество делится на гражданское общество и политическое государство. Общество первично, государство вторично. Государство возникает на определённой стадии развития общества для защиты интересов граждан. Оно слуга народа. Однако взаимоотношения между государством и обществом могут носить разный характер.

Вариант 1. Государство, в лице всех своих органов стремится подчинить себе все общество, охватить своим контролем все сферы его жизнедеятельности. Государство вмешивается в экономику, директивно управляя ею, не оставляя места для свободного предпринимательства. Оно подчиняет себе и всю политическую жизнь, не допуская несогласия со своими действиями и уничтожая оппозицию. В орбиту его внимания попадает и культура. Здесь государство стремится диктовать, что хорошо, а что плохо, стремится заключить свободный акт творчества в жёсткие рамки стандартов. В результате государство подчиняет себе всё, т.е. слуга превращается в господина. Подобный процесс принято именовать огосударствлением.

Вариант 2. Общество выходит из под контроля государства. Оно перестает подчиняться его приказам, игнорирует его законы, практически перестает его замечать. Подобные общественные состояния известны в истории человечества. Ещё древние дали ему точное название – охлократия, что в переводе с греческого означает «власть толпы».

Вариант 3. Государство и общество мирно сосуществуют. Государство управляет обществом, но не подчиняет его себе полностью. Общество живёт полноценной жизнью, но не игнорирует государство. Между государством и обществом существует как бы невидимая граница, не позволяющая им поглощать друг друга. Это наиболее оптимальный вариант существования государства и общества. Необходимым условием такого нормального течения социальной жизни является наличие гражданского общества.

Гражданское общество – эта сфера неполитических отношений свободных индивидов и их ассоциаций в различных сферах жизни (экологической, национальной, религиозной, экономической и т.д.). Это та часть общества, куда государство непосредственно не вмешивается, где возможна относительная свобода личности в повседневных делах, заботах, поступках, мыслях, т.е. деятельность личности свободна от директивного (приказного) регулирования со стороны государства.

Гражданское общество нельзя ввести каким-либо декретом или законом. Оно создаётся постепенно. Для его создания необходимо многообразие форм собственности, которые позволяют человеку быть экономически независимым от государства, необходима непротиворечивая и проверенная временем система законов, необходимо и уважение к закону.  

Итак, государство и гражданское общество являются двумя полюсами социальной жизни. Граница между ними – закон. Идея государства, которое строит свою деятельность, опираясь на право, возникла очень давно. Суть её можно выразить в словах: «Пусть погибнет государство, но торжествует закон». В начале 19 века возник даже специальный термин – «правовое государство», который с тех пор утвердился не только в научной, но и в повседневной речи.

Правовое государство – это государство ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность, достоинства личности, и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Правовое государство характеризуется рядом принципов:

1. Суверенитет народа. Это значит, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер.

2. Господство закона во всех сферах общественной жизни.  

3. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Человек и его права не могут быть принесены в жертву какой-либо общей – государственной, религиозной, идеологической – цели и задаче, сколь бы благородными и высокими они не казались.

4. Приоритет закона над государством, т.е. само государство подчинено закону. Оно может издавать законы, но не может их нарушать.

5. Взаимная ответственность личности и государства. Ответственность государства перед личность проявляется в соблюдении её прав, в разработке программ ее социальной защиты и т.п. Личность же обязуется соблюдать законы, идти на необходимые самоограничения во имя порядка и стабильности в обществе. Власть может и не нравиться личности, но, признавая законность процедуры, по которой она избиралась, личность не пытается свергнуть и уничтожить её.

6. Наличие эффективных форм надзора за соблюдением закона. Такой надзор может и должен осуществляться в различных формах: суд, прокуратура, государственные и негосударственные органы и т.п. Контроль за соблюдением законов необходим и на международном уровне.

7. Осуществление принципа разделения властей. Только в том случае, когда ветви власти сдерживают друг друга, могут существовать реальные гарантии соблюдения закона и прав человека.

 

   12. Духовная подсистема общества. Культура. Философия культуры.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, которая формируется человеческим сознанием. Представления, переживания, идеи, ценности составляют её содержание. Духовная сфера объединяет духовные учения, философию, религию, науку, мораль, право, образование, искусство, культуру в целом. Эта сфера жизни общества обычно включает:

1. Духовное производство;

2. Духовное общение;

3. Общественное сознание.

Духовное производство – тип деятельности людей по удовлетворению духовных потребностей и реализации духовных интересов. Оно порождает свои общественные отношения – нравственные, эстетические, религиозные и т.д.

Духовное общение – это деятельность по обмену, распространению знаний (образование), идеалов (воспитание), информации, по приобщению к духовным ценностям. Средствами духовного общения выступают речь, мимика, письменность, СМИ.

Общественное сознание – это массовидное сознание, оно отражает лишь те идеи, взгляды, знания, которые выражают общие интересы людей. Общественное сознание является условием существования социальной системы. Жизнеспособность системы, её стабильность зависят от наличия соответствующего сознания. Появление в сознании людей размышлений по поводу справедливости существующей общественной жизни, её истинности или неистинности и т.п., признак перехода социальной системы в режим нестабильного существования. Поэтому, часто, существующий строй стремится не допустить в массовое сознание мыслей тех, кто его критиковал (аресты, тюрьмы, заказные убийства и т.п.), если новые идеи овладевают массами, система обречена.

Духовная деятельность является стержнем культуры. Некоторые учёные считают, что общество существует и у животных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение и др. позволяют думать так. Но вот чего у них нет, так это культуры. Культура и человек не могут существовать друг без друга. Мы все становимся людьми, только усвоив язык, знания, ценности, нормы, правила, приемы и навыки действия своего общества. Поэтому можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как существа общественного.

Термин «культура» в пер. с лат. означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Существует множество определений культуры. Приведем несколько из них.

Э. Тайлор «Культура включает в себя все способности и привычки, приобретённые человеком как членом общества».

В. Освальд «То, что отличает человека от животного, мы называем культурой».

«Культура – это синтез лучших творческих достижений человечества, а также мера его разумности и одухотворённости».

«Культура – это всё, что человек производит, и сам способ данного производства».

Культура в наше время представляется чем-то внешним, по отношению к человеку, чем можно овладеть, выучив, затвердив, приняв к сведению, и что можно так же легко отбросить, когда отпала необходимость. Это хорошо заметно у детей, школьников, но зачастую и взрослые легко отказываются от культуры, принимая к руководству принцип «всё дозволено». У них нет иммунитета, для них культура – всего лишь поверхностная плёнка, которая легко смывается во времена социальных потрясений.

Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, у кого культура стала внутренним достоянием, а не внешним набором правил. Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Культурный человек – это одухотворённая, всесторонне развитая личность.

Что касается многообразия культур, то его следует понимать по-разному. В самом общем виде выделяют две главные формы культуры: материальную и духовную. Это разделение достаточно условное, поскольку явления духовной культуры, как правило, существуют в определённых формах материальной культуры.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и об­щества. К. д. включает в себя формы общественного сознания (по­литическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, нау­ку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Сфера К. д. вклю­чает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народ­ное искусство и т. д.

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ — сфера человеческой деятель­ности и результатов этой деятельности. К. м. охватывает матери­альное производство, поселения, жилища, быт, орудия труда, спо­собы возделывания земли и выращивания продуктов питания, пи­щу и домашнюю утварь, одежду. К. м. изучают археология, этноло­гия, история и др. науки.

Можно указать на культуру национальную и мировую, светскую и религиозную, западную и восточную и т.д. Под многообразием культур подразумеваются и такие формы культуры, как элитарная, народная, массовая и её разновидности: субкультура и контркультура.

Элитарная, или высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература – создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами.

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ (от лат. massa — ком, кусок) — явле­ние культуры XX в., порожденное научно-технической револю­цией, урбанизацией, разрушением локальных общностей и размы­ванием территориальных и социальных границ. К. м. характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанного на массовое потребле­ние (массовое производство культуры при этом понимается по ана­логии с конвейерной технологией в промышленном производстве).  

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.

Большое значение в современной жизни имеют политическая, экономическая, трудовая культура, немаловажное значение приобретают культура питания, физическая культура, бытовая культура и т.п.

В любом обществе существую культурные нормы, т.е. определённые правила поведения и действия. Они создаются многими поколениями людей и остаются в традициях, морали, законах. С помощью норм поддерживаются взаимоотношения людей, это невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.032 с.)