Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общества.



Одним из важнейших вопросов философии общества является проблема периодизации исторического развития. Известно, что любой живой, естественно развивающийся организм в течение времени от своего зарождения до прекращения существования проходит ряд этапов, которые, в сущности, одинаковы для всех организмов, принадлежащих к данному виду, независимо от конкретных условий их жизнедеятельности. Вероятно, это утверждение в определённой степени справедливо и для социальных общностей.

К проблеме периодизации истории человечества в живом её движении существуют два основных подхода. Первый из них стадийно-поступательный (или линейный) заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии, с чем выделяются определённые стадии в истории человечества. Второй подход, который обычно называют цивилизационным (нелинейным), исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю. Вся история есть бесконечное творение множества одних и тех же процессов.

Нелинейные интерпретации истории выступают как генетически первичные и восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космических циклах. Древние греки воспринимали мир как завершённый Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека.

Нелинейность означает, во-первых, что малые по своим масштабам события могут породить грандиозные события. Возможет так называемый «эффект бабочки»: взмах крыльев бабочки в дельте Амазонки может вызвать бурю на всём американском континенте.

Во-вторых, для нелинейных процессов характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями). Это означает, что в критической точке возникают различные варианты последующего хода событий, различные альтернативные пути эволюции системы. Разветвление системы на несколько возможных траекторий называется бифуркацией. Точка бифуркаций – это точка ветвления, развилка. В ней система должна сделать выбор направления, по которому пойдет далее её эволюция. Принципиальное отличие общества от природных систем состоит в том, что выбор бифуркационной точки зависит от субъективного фактора – воли, сознания, разума людей. Выбор данной точки также может определяться случаем – прихотью властителя, насморком полководца, оплошностью дипломата, опиской чиновника, выстрелом в политического деятеля и т.п.

В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационно-циклических моделях, основоположниками которых считают русского философа Н.Я. Данилевский, немецкого философа О. Шпенглер и английского историка и культуролога А. Тойнби.

Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах:

· ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер);

· синоним культуры (Тойнби и др.);

· уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (например, античная цивилизация);

· определённая стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (Шпенглер).

Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве исторической судьбы человечества. Линейные интерпретации истории существуют в двух основных видах: прогрессизм и регрессизм.

Регрессизм идеализирует прошлое, в котором усматривается «золотой век» цивилизации, в то время как настоящее и, в особенности, будущее представляется в образах грядущих катастроф.

Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человечества о справедливости, благополучии и свободе.

В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессивного варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяют пять формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Все народы должны прийти к коммунизму как к светлому будущему, где не будет больше эксплуатации, нищеты, где полностью будут удовлетворены все материальные потребности людей и т.п.

Формация – исторически определённый тип общества, основывающийся на определённом способе производства.

Маркс полагал, что в истории господствуют объективные, не зависящие от сознания и воли людей законы. Он сделал этот вывод на основе того факта, что в истории есть повторяемость. В Англии впервые сложился капитализм, появились первые фабрики, появился пролетариат, обнаружилась безработица и нищета. В Германия спустя некоторое время произошло то же самое. И в России ещё при жизни Маркса начал зарождаться капитализм. Если есть законы, то их можно познать, и можно с большей или меньшей точностью управлять историческим развитием общества: предсказывать негативные последствия, выбирать оптимальный путь и т.д.

Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определённым уровнем развития промышленности, науки, техники.

Стадийная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, будущее постпостиндустриальное общество. Стадийная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.

1. Доиндустриальное (традиционное) общество. Оно развивалось на базе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Функционировала культура, основанная на устойчивых традициях. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний контроль, самоорганизацию. Формы социальной организации определялись общинной собственностью на землю, личной зависимостью работника от собственника средств производства.

2. Индустриальное общество. Характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда, массовым производством товаров, ориентацией на рынок. Конвейерная организация производства материальных благ переносится и на другие сферы, в том числе и культуру, создаются индустрия кино, радио, прессы и т.п. Приоритетны идеалы свободы, гражданских прав, человек обладает развитой индивидуальностью, стремится к достижения материальных благ и его символов – денег, вещей.

3. Постиндустриальное общество. Определяющим фактором развития является информация. Массовое производство заменяется производством под заказ, под интересы и потребности групп покупателей и даже отдельных индивидов. Символом постиндустриального общества становится компьютер. Резко возрастает роль знаний, вследствие чего на смену пролетариату приходят надомные работники, когда место работы не отделимо от места жительства. Возрастает значение обслуживающей экономики, направленной на «производство человека»: науки, образования, медицины и т.п. Собственность теряет своё значение и основным социальным противоречием становится не конфликт между трудом и капиталом, а конфликт между профессионализмом и некомпетентностью. Вместо материальных стимулов к труду на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального благополучия и социальной защищённости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.)