Что такое философия? Философия в системе мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое философия? Философия в системе мировоззрения



Категория материи и её эволюция.

Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя». Термин «материя» впервые встречается у Платона. В истории философии синонимами категории «материя» являлись понятия «первовещество», «материал, из которого сделаны все тела», «мельчайшая частица реальности» и др. В античности этим понятием обозначали некий первоначальный «строительный материал», из которого рождаются вещи. на первых порах роль такого материала отводилась простейшим природным явлениям: воде, воздуху, огню и земле, из которых – в различных сочетаниях – якобы возникают все вещи мира.

В средневековье ставились вопросы о том, вечна ли материя, появилась ли она естественно или сотворена, является ли она первоосновой (субстанцией). Так, Фома Аквинский считал, что материя создана Богом и не имеет самостоятельного бытия, т.е. не является субстанцией.

В Новое время под материей понималось вещество, обладающее рядом свойств: масса, форма, протяженность, непроницаемость и др.

В дальнейшем постепенно возникает и укрепляется новый подход к понятию материя – на основе её противопоставления человеческому сознанию. Материя есть объективная реальность, существующая вне человеческого сознания. Ряд философов считает, что реальность, существующая в человеческом сознании, тоже материальна (мысли – особый вид энергии, содержащий информационную нагрузку). Следовательно, материя есть то, из чего состоит объективная и субъективная реальность.

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, неисчерпаемость. Материя постоянно видоизменяется и переходит из одного состояния в другое. При этом возможны любые её превращения, кроме двух – возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Материальный мир делится на три сферы (уровни организации материи): неживая природа, живая природа и социум. Неживая природа подразделяется на микромир, макромир (газы, жидкости, твёрдые тела, геологические и другие системы и т.п.) и мегамир (космические системы). Живая природа имеет ряд уровней своей организации: доклеточные образования; клетки, микроорганизмы, одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения, животные); популяции; биоценозы; биосферу. На социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: вид, семья, группа, коллектив, этнос, раса, народ, человечество.

Проблема истины в познании.

Целя всякого познания – нахождение истины о предмете, явлении или процессе. В философии нет единого мнения о сущности истины. Обычно выделяют три концепции истины.

Классическая концепция истины. Истина – это соответствие знаний действительности. Проверяется же соответствие наших знаний действительности практикой, которая и выступает главным критерием истины. Недостаток её в том, что многие ситуации и процессы слишком сложны, изменчивы и не поддаются прямому наблюдению для сопоставления утверждений с действительностью.

Когерентная концепция истины. В ней знание считается истинным, если оно логически непротиворечиво выведено из другого истинного знания.

Прагматическая концепция истины. Её ведущая идея – идея практической ценности истины. Истина – это то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху.

Все эти концепции не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.

Будучи характеристикой человеческого знания, истина всегда субъективна. Так как вне сознания не существует. Но всякая истина, если это действительно истина, является объективной по содержанию. Она не должна быть связана не со специфическими особенностями личности, ни с методами познания.

Г. Гегель отмечал, что истина есть процесс, а не некое одноразовое постижение объекта сразу, целиком и полностью. Для характеристики истины как процесса используют категории абсолютной и относительной истины.

Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя, и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.

Абсолютная истина – это 1) полное исчерпывающее знание о предмете; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем.

Важным является понятие конкретности истины. Это значит, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Постоянный и необходимый спутник истины – заблуждения. Заблуждение – это неистинное знание, которое принимается за истинное или наоборот. Причины заблуждений разнообразны. Они могут быть психологическими, логическими, социокультурными (ориентация на идеологии или общественное мнение) и др. Заблуждения следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных целях – и связанной с этим передачей заведомо ложного знания. Понятие «вера» имеет два значения: уверенность в том, что ещё не доказано в данный момент; знание догматического характера о сверхъестественном – религиозном, принимаемом без доказательств.

 

Происхождение человека.

Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза.

Антропосоциогенез – это теории происхождения человека как общественного существа.

Происхождение человека до сих пор остаётся далеко не выясненным. Существует несколько гипотез происхождения человека.

В соответствии с эволюционной теорией, считается, что человек – всецело продукт естественного отбора и генетических мутаций. Эти факторы привели к появлению у человекообразных обезьян новых позитивных качеств: прямохождения, развитию гортани, увеличению мозга и т.п. В пользу этой теории указывает тот факт, что у человека очень большое генетическое сходство не только с высокоразвитыми существами, но и с простейшими. Например, с шимпанзе – на 98%, с крысой – на 80% и даже с бананом – на 50%. Дополняет эту теорию трудовая теория происхождения человека. Согласной этой теории природные изменения не стали решающими для появления человека. Только трудовая деятельность не мыслимая без сложных цепочек целей, без их осмысления и т.п. могла сыграть решающую роль в появлении человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась всё более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Но возникает вопрос, почему наши предки начали трудиться. В природе животные, включая наших предков, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать своё существование. Но даже и тогда, когда животные осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

Противники эволюционной теории справедливо указывают на её слабые места и нерешённые вопросы – сомнительную роль случайного фактора в совершенствовании и усложнении форм жизни, необъяснённость причин различий в хромосомном наборе человека и человекообразной обезьяны, неспособность объяснить происхождение огромных доисторических останков человеческих существ, рост которых, по предположению ряда исследователей, мог достигать нескольких метров.

Теологическая концепция (креационизм). Человека створяет Бог благодаря своему всемогуществу. Этот процесс не предполагает никакой эволюции. Как говорит Библия: в тело, сотворённое из «праха земного», Бог вдохнул душу. Это первое человеческое существо явилось мужчиной. Женщина была создана позже из его «ребра». Сначала они существовали в райских садах в духовной сфере бытия. Но за определённый проступок, именуемый «познанием добра и зла», Бог низвергает их в природную жизнь на Землю. Так начинается род человеческий.

В теологической концепции, по сути говоря, нет никакого объяснения процесса происхождения человека, а лишь присутствует констатация «факта» о его сотворении. Не известны и серьёзные аргументы в пользу этой теории.

Инопланетная версия происхождения человека. Здесь упор делается на то, что требования предъявляемые к человеческому мозгу во много раз ниже, чем его возможности. Следовательно, сверхвозможности мозга обусловлены его инопланетным происхождением. Но где та планета, где исходные требования к мозгу во много раз выше чем здесь.

Есть и другие версии происхождения человека.

               

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА.

Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределённое. В понятиях, философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как любовь, вера, красота. Философская наука изучает сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру. Человек познаёт мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в образах. Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Её осмыслением занята философия искусства, получившая название эстетики.

Творчество.

В сознании большинства творчество связывается с сугубо личностным процессом, несводимым ни к каким схемам и стандартам деятельности. Зачастую его рассматривают как некий божественный дар, которым непостижимым образом владеют особые люди, гении.

Творчество – это интеллектуальная и эмоциональная деятельность человека, связанная с созданием нового.

Одной из сложных проблем является вопрос об определении тех видов деятельности, которые можно считать творческими. Традиционно творческим считается занятие искусством, наукой, философией. Однако, если человек пытается не просто механически выполнить работу, но и внести в неё что-то от себя, хоть в чём-то её усовершенствовать – он занимается творчеством. Даже самый скромный, обыденный человек кроме простого, извне предписанного выполнения своих обязанностей вносит в свою работу элемент чутья, догадки, импровизации, справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом, и в этом смысле является творцом. Таким образом, творчество не ограничивается рамками искусства, науки, философии и духовной деятельности вообще. Оно может иметь и в таких видах деятельности, как производственная, политическая, управленческая или семейно-бытовая. Творчеством может быть обучение и воспитание детей, возделывание сада, выращивание комнатных растений и т.п. Но бывает и так, что в самых, казалось бы, творческих видах деятельности, таких как, искусство или наука, может иметь место засилье рутины и бескрылого шаблона.

Люди издавна задают себе вопрос: откуда берётся новое – новая идея, новая мысль? Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться, нужно научиться всё время удивляться миру, видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.

Феномен свободы.

Многие люди хотят быть независимыми, самим решать свои задачи, обладать свободе действий. О свободе люди мечтали еще с незапамятных времён. Многочисленные восстания в Древнем мире были направлены на приобретение независимости. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою волю человеку: греши грешник.

Есть разные подходы к пониманию этого понятия. В философии под свободой понимается возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Свобода – это независимость, обособленность одного предмета от другого. Поскольку не существует явлений не связанных друг с другом, то свобода всегда относительна.

Проблема свободы личности имеет два главных аспекта – природный и социальный. Природный аспект свободы заключается в ответе на вопросы: может ли человек в своей жизни сам делать выбор и следовать ему? От чего зависит этот выбор? То есть речь идет о свободе воли человека.

В философии по этой проблеме высказывались разные мнения.

Фатализм – философское направление, утверждающее, что весь ход жизни человека и его действия предопределены толи судьбой, толи волей Бога. Здесь, по сути дела, не остаётся места для свободного выбора, ибо нет альтернатив. В этом случае применение к человеку моральных и юридических норм становится бессмысленным или даже несправедливым. Ведь если он совершает зло, это не его свободный поступок, а предопределённое действие, в котором конкретный человек есть лишь орудие.

Волюнтаризм – это попытка произвольно решать проблемы общества не считаясь с объективными законами. Реальная жизнь опровергает эту точку зрения, так как выбор человека всё же зависит от многих причин как внутреннего, так и внешнего характера.

Смешенный подход признаёт за человеком свободу воли, но вместе с тем указывает, что выбор и действия человека осуществляются не произвольно, а под влиянием определённых причинных факторов духовного или материального характера.

Таким образом, ядро свободы – это выбор, который представляет для человека определённую трудность. Ибо выбирая, человек не только приобретает, но и теряет. Он ограничивает самого себя лишь одним из вариантов дальнейшей жизни.

Свобода выбора всегда порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, а это возможно лишь при условии его полной самостоятельности. Но если индивид выступает участником группы, то трудно выделить ответственность отдельного человека. Но это необходимо делать.

Социальная свобода человека зависит от общественного устройства – политики, экономики, юридических законов. Человек живёт в обществе, поэтому он не может быть свободен от общества. Если в обществе нет свободы, то и личность обречена на не свободу. Чем демократичнее общество, тем больше свобод предоставляется человеку: свобода жить (удовлетворение потребности в пище, одежде, жилье, работе, образовании, медицинской помощи, передвижении, нормальной среде обитания), свободу мыслить (свободу слова, совести, убеждений, мнений), свободу решать (участвовать в принятии решений в сфере производства, политики, культуры и т.п.), свободу действовать (участвовать в выборах, управлении, демонстрациях, митингах и т.д.).

Но в человеке скрыты как истоки созидания, так и истоки разрушительства, ненависти и авторитарности. Своё бессилие перед жизнью он может выразить в разрушительных, деструктивных действиях. Поэтому существует опасность превращения свободы в фактор нестабильности и дезорганизации общества. Поэтому здесь важно установить баланс между свободой и интересами общества.

Все деспотические режимы успешно боролись с преступностью, поскольку сводили до минимума свободу человека, и наоборот, в демократическом обществе злые люди всегда пользуются демократическими свободами, потому что, в демократическом обществе человека нельзя просто так арестовать, а надо долго готовить обвинение и не дай Бог нарушить какой-либо закон, не ущемить свободу человека, хотя он и преступник.

Люди не только стремятся к свободе, но и бегут от неё. Главными формами бегства от свободы Э. Фромм называл подчинению вождю в тоталитарных режимах и конформизм – в демократиях.

 

 

                                                                            ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИКР

1. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в таких сферах духовной жизни как: мораль, политика, право, религия, искусство, наука.

2. В своих рекомендациях правителю Н. Макиавелли призывал не церемониться в использовании для достижения поставленных целей любых, в том числе неблаговидных, средств. В то время в их числе было всё, что содержал арсенал политика, подкуп, шантаж, угрозы, заговоры. В конечном счёте, полагал мыслитель, народ оценивает правителя по результатам, а победителей, как известно, не судят.

Какие цели, на ваш взгляд, могли бы оправдать неблаговидные средства? Можно ли делать политику (управлять государством) и оставаться честным? Возможны ли в этом вопросе какие-то компромиссные варианты?

3. Существует точка зрения, согласно которой общественная система считается тем стабильнее, чем большую долю в его структуре занимает «средний класс». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему? Что, с вашей точки зрения, служит основанием для существования этой точки зрения?

4. Ниже приведены три различные точки зрения на соотношение политики морали:

А) политика и мораль – это вещи несовместимые. В политике нет и не может быть места морали. Ведь всем известно, что политика – «дело грязное».

Б) мораль существует в политике, но это другая, особая мораль. Иными словами существует профессиональная политическая этика, которая человеку несведущему может показаться не соответствующей общепринятым в обществе моральным нормам.

В) «Сама по себе политика не может быть аморальной. Она становится такой, если её вершат аморальные люди. В самой же политике нет ничего безнравственного».

Какая из позиций вам ближе? Продумайте и запишите, по крайней мере, два аргумента в защиту выбранной вами точке зрения.

5. Приведите примеры:

А) поведения, выявляющих низкий уровень политической культуры;   Б) высокой правовой культуры

В) низкой правовой культуры.

6. Когда-то Платон писал о том, что наилучшим государственным устройством является такое, в котором во главе государства стоят философы. С тех пор прошло много столетий, человечество достигло прогресса во всех сферах жизни, тем не менее, пожелания Платона остались невыполненными.

В чем причина того, что философы до сих пор нечасто оказываются у власти? Ведь они лучше других знают, как должно быть организовано справедливое правление.

7. В связи с ускорением технического прогресса возникла дискуссия о роли техники в жизни человека. Были высказаны три точки зрения. Какую позицию вы заняли бы в этом споре? Выскажите своё мнение и аргументируйте его.

А) Развитие техники ведёт к освобождению от власти природы посредством господства над ней.

Б) Развитие техники ведёт к разрушению не только природы, но и самого человека.

В) Техника нейтральна, она не является ни благом, ни злом, но может быть использована во благо и во зло.

Что значительнее влияет на развитие общества: общественное бытие или общественное сознание?

Ответ поясните.

8. Чем человек отличается от робота?

9. Почему политику так часто именуют «грязным делом»?

Почему никакой другой сфере общественной жизни не адресуют так много упреков в безнравственности?

10. Кто такой философ? Кто из философов (в истории мысли) вам известен? Почему его можно назвать философом?

11. В последнее время широкое распространение в различных областях деятельности человека получил термин «виртуальная реальность» или «виртуальное бытие». Что вы понимаете под виртуальной реальностью и каково её значение для развития человека и человечества?

12. Что в человеке смертно, а что бессмертно? Возможно ли бессмертие?

13. Если Бог существует, то как его нужно понимать (представлять)?

14. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар принадлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как вы его понимаете?

16. Какие факторы в большей степени определяют природу человека, биологические или социальные? Ответ

аргументируйте.

17. Почему чувственное познание не всегда достоверно? Всё ли доступно человеческому разуму?

18. В своей «Исповеди» Л. Н. Толстой в мучительных рассуждениях о смысле бытия человека приходит к выводу, что если жизнь бессмысленна, то из неё есть четыре возможных выхода.

Первый выход: не понимать того, что жизнь – бессмысленна, суета сует и зло, и что лучше – не жить.

Второй выход: пользоваться жизнью такой, какая она есть, не думая о будущем.

Третий выход: поняв, что жизнь – зло и глупость, прекратить жизнь, убить себя.

Четвёртый выход: знать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мной шутка, и все-таки жить: умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книги писать.

Согласны ли вы с этими мыслями Л. Толстого и в чём вы сами видите смысл своей жизни?

Что такое философия? Философия в системе мировоззрения

Вопрос о характере философского знания, о его практических функциях всегда был не прост. Действительно, с помощью физических, химических и других знаний люди удовлетворяют свои конкретные потребности. Философия не производит ни станков, ни продуктов питания. Она не даёт нам что-то полезное, что можно отнести в банк. И многие, поэтому считают философию отвлечённым знанием, никак не связанным с жизнью. Тем не менее, философия существует почти три тысячелетия, и во все времена была и остается одним из самых фундаментальных предметов который изучается в учебных заведениях.

Дело в том, что философия неизбежна. Даже если вы думаете, что у вас нет своей философии, будьте уверены: она у вас есть. Как и любой человек, вы живёте в соответствии с какими-то идеями и мыслями о мире и вашем месте в нём. Если вы не удовлетворены тем, что находится вокруг вас и кто вы есть сами, у вас, возможно, появится желание переосмыслить какие-то свои идеи об окружающей действительности. Этим переосмыслением и занимаются философы на протяжении веков.

Изучение философии – это процесс похожий, похожий на установку нового программного обеспечения в вашем сознании. Эти программы могут дать вам новый способ мыслить, совершенно новые идеи о том, что такое мышление, а также новые темы для размышления.

Конечно, каждый человек вовсе не обязан быть философом-профессионалом, и не обязан изучать философию, но он обязан быть умным. Обязан сам всегда и во всём доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за все беды и несчастья окружающих. И в этом смысле он обязан жить философствуя. Только тогда он будет соответствовать человеческому призванию.

Таким образом, человек начал философствовать, чтобы понять мир, в котором он живет, и изменить его к лучшему. А изменить мир, как полагает английский философ Б. Рассел, лучше всего и вернее всего путем морального совершенствования и самосовершенствования.

Люди занимаются философией, когда размышляют о жизни и всем том, что к ней относится. Слово философия означает на древнегреческом языке «любовь к мудрости». По традиции считается, что слово философ впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону. В различные эпохи человечества слову «философия» придавали разный не во всём одинаковый смысл. Тем не менее, это слово уже по своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Особенность философского знания, прежде всего и является мудрость, которая означает не столько многознание, сколько понимание. Конечно, в философии есть определённый набор понятий и категорий, которые нужно знать. Но эти знания ничего не изменяют в человеке – он не становится от них мудрее, добрее, опытнее. О различии знания и понимания говорит тот факт, что в разные периоды жизни человек одну и ту же идею, одну и ту же книгу понимает по-разному. Человек не может сказать, что что-то знает, если знает только умом. Он должен почувствовать это «что-то» всем своим существом и тогда он его поймёт. Прийти к понимании очень сложно, гораздо проще прочитать или выучить.

Нельзя научить чему-нибудь действительно серьезному и глубокому другого человека, он должен сам понять, ибо научение – это не перекладывание знаний из одной головы в другую. Понять можно только самому, пытаясь дойти до сути явления, ничему слепо не доверяя и все, подвергая сомнению.

Для философской мысли характерно свободомыслие. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей. Философствование не может твориться «по указу» и «по заказу», иначе это уже будет не философствование, а пропись директивной идеологии. Постоянно опровергая общепринятые мнения, разрушая кумиров и идолов, философия побуждает человека свободно мыслить и тем самым делает его вполне человеком. Правда. В этом и трагичность положения философии в обществе. Люди не очень любят свободное мышление, часто подвержены темной вере, ленивой и неподвижной. И тогда критическая по своей природе философская мысль начинает преследоваться (судьба Сократа, преследование философии в послеоктябрьской России).

Для философского знания характерно обращение к «вечным» вопросам, на которые нет сиюминутного однозначного ответа: кто я, для чего живу, есть ли Бог, что такое душа, что значит свобода, справедливость, добро, зло, любовь и т.п.

Чтобы понять суть философии, а также причины и условия её появления, разговор следует начинать с мировоззрения человека. Говорить о философии – это говорить о мировоззрении человека.

Мировоззрение – это система представлений о мире и месте в нём человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе.

Мировоззрение может быть на разном уровне. Это зависит от знаний, осведомлённости в этой проблеме. Может быть наивным или ошибочным, стихийным или обоснованным. По глубине знаний, по степени их рациональной обработки в мировоззрении можно выделить два уровня – жизненно-практический и теоретический.

Мировоззрение жизненно практического уровня отличается тем, что в его основе лежит здравый смысл, проявляющийся в обыденной деятельности людей. В нем преобладает психологический элемент, нередко нарушается логика, отсутствует последовательность, доказательность. Человеку, достигшему лишь этого уровня мировоззрения, недостаёт глубоких знаний, эрудиции, культуры мышления и чувств.

На теоретическом уровне мировоззрения доминируют наука и философия. Здесь уже первостепенное значение имеют знания, полученные экспериментально-опытным путём. Теоретический уровень мировоззрения отличается от жизненно-практического тем, что здесь вырабатывается свой специфический язык, отличающийся строгостью и высоким уровнем абстрагирования. Оба уровня мировоззрения тесно связаны между собой.

В структуре мировоззрения обычно выделяют несколько составляющих;

1. Знания – любая познавательно значимая информация. Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения.

2. Убеждения – твердая уверенность в истинности знаний и готовность им следовать. Однако важным фактором убеждения является сомнение, которое уберегает от догматизма – такого мышления, когда оно становится односторонним, некритическим, принимающим то или иное положение за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

3. Ценностные ориентации – представление о том, что наиболее ценно. Они служат духовным ориентиром для всей человеческой деятельности, придают ей осмысленность и целеустремлённость.

В науке рассматриваются три исторических типа мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.

Миф (повествование, сказание) – это упорядоченное, определённым образом систематизированное мировоззрение, которое характеризуется символическим, фантастически-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке. Мифы были первой попыткой ответить на вопросы о происхождении мира и человека, о том, как устроен мир, о жизни и смерти, о добре и зле и т.п. Ответы на эти вопросы давались в художественно-образной форме, где боги, духи, герои и т.п. наделялись человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. Предметы и явления природы живут по тем же самым законам, что и человек.

Мифология (как совокупность мифов) тесно связана с мировоззрением не только древних людей. И сегодня мифы зримо или завуалировано живут в религии, политике, искусстве.

Религия (благочестие, святость) – форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человеке мире и конкретно в судьбе каждого из нас.

Религия возникла как закономерное явление и имеет свои корни. Социальные корни религии заключаются в том, что в обществе всегда существовали неравенство, нищета и бесправие, изменить и преодолеть которые люди при всем своем желании и многочисленных попытках никогда не могли. Ощущение несправедливости и несовершенства земного мира порождает чувство безысходности и отчаяния, легко перерастающее в веру в загробную жизнь, где как учит любая религия все устроено наилучшим образом и каждому воздастся по его деяниям.

Гносеологические корни связаны с тем, что мир для человека полон чудес и загадок, разгадать которые человек не в состоянии, как не удаётся ему, опираясь только на разум, ни доказать ни опровергнуть многое из того, что признается на веру.

Психологические корни связаны с желанием или потребностью не только понимать, осознавать, но и просто верить.

Нужна ли религия человеку? Как любое явление культуры, она передаёт ему знания и дает повод к размышлению, учит нравственности, помогает человеку в тяжелые минуты жизни и даёт ответы на его вопросы о жизни и смерти и т.п.

Философское мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается, прежде всего, ориентацией на рациональное объяснение мира. Положения философии не просто утверждаются, а доказываются в соответствующей систематизированной логически упорядоченной форме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.059 с.)