Тема №1  понятие о врожденных пороках (впр) и малых аномалиях развития (мар) у детей. Врожденные пороки развития и малые аномалии развития дыхательной системы у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1  понятие о врожденных пороках (впр) и малых аномалиях развития (мар) у детей. Врожденные пороки развития и малые аномалии развития дыхательной системы у детей



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНИЯТИЙ

КУРС: V

 

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТИВ: «ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ»

 

 Составитель:  к.м.н., асс. Касымова Р.Н.

 

АЛМАТЫ, 2013


Тема №1  Понятие о врожденных пороках (ВПР) и малых аномалиях развития (МАР) у детей. Врожденные пороки развития и малые аномалии развития дыхательной системы у детей

2. Цель:  формирование у студентов общих понятий о ВПР и МАР  и знаний по клинике и диагностике ВПР и МАР дыхательной системы у детей

3. Задачи обучения:

Когнитивный компонент (знания)

· Формирование знаний студентов по этиологии, патогенезу, классификации, клинических симптомов, диагностики и лечения  ВПР у детей

· Формирование умения самостоятельно провести объективное обследование больного ребенка с оценкой нервно-психического и физического развития 

· Формирование навыков в оценке лабораторно - инструментальных данных при  ВПР у детей

· Формирование навыков в обосновании диагноза с составлением плана обследования ребенка

· Формирование знаний современного подхода к диагностике, лечению и профилактике  ВПР   у детей

· Освоение и закрепление навыков межличностного общения с пациентами и их родителями

· Формирование знаний  по клинике и диагностике ВПР м МАР дыхательной системы у детей в зависимости от характера анатомического порока развития

· Формирование знаний по распознаванию основных видов осложнений при врожденных пороках развития и малых аномалиях развития дыхательной системы у детей

· Формирование знаний по алгоритму обследования больного при подозрении на ВПР дыхательной системы

· Формирование знаний по принципам лечения

 

Операционный компонент (навыки и умения)

· формирование и совершенствование умений при   ранней диагностике  ВПР

· формирование умений по выявлению характерных клинических признаков ВПР дыхательной системы и интерпретации результатов обследования  

Правовой компонент

· формировать знания принципов врачебной этики и деонтологии при обследовании и лечении ребенка с ВПР

Компонент самообразования и самосовершенствования

· повышать уровень профессионального образования путем самостоятельного обучения медицинской литературы, использования интернета, подготовкой презентаций, составления тестовых заданий и клинических ситуаций, формировать профессиональную речь.

4. Основные вопросы темы:

· Понятие о ВПР и МАР;

· Понятие о причинах формирования врожденных пороков и малых аномалий развития у детей;

· Определение пороков развития  

· Основные методы диагностики ВПР и МАР

5. Методы преподавания: устный опрос, тестирование, комбинированный опрос,  работа в малых группах,   презентация, работа с мультимедийными базами данных.

Методы и формы обучения:

№ п/п Используемый метод обучения Результат
1 Работа в малых группах На основе полученных знаний формирование способности работать в команде с высказыванием своего мнения
2 Разбор тематических больных или копии истории болезни На основе полученных знаний формирование навыков общения с больным или его родителями, выбора методов диагностики и лечения в зависимости от выявленной патологии с учетом соблюдения этических норм в свете конвенции о правах ребенка, законов РК об охране здоровья матери и ребенка
3 Решение ситуационных задач Научить студентов, используя свои знания клиники и лабораторно-инструментальной диагностики выявить причину,   назначить медикаментозную терапию, организовать уход за больным с  ВПР дыхательной системы
4 Презентации Повышение уровня профессионального образования

6. Литература:

Основная:

1. Шабалов Н.П. Учебник «Детские болезни», СП-б: Питер, 2010.

2. Барашнев Ю.И., В.А. Бахарев, П.В. Новиков «Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей» - Путеводитель по клинической генетике – «Триада-Х», М, 2004

3. Тератология человека. Руководство для врачей / Под ред.Г.И.Лазюка. – М.: Медицина, 1991. – 480 с.

Дополнительная:

1. Новиков П.В. «Основные направления профилактики врожденных и наследственных болезней у детей»// РВПтП, 1, 2004, с.5-9

2. Баранов В.С., Баранова Е.В., Ивашенко Т.Э., Асеев М.В. Геном человека и гены предрасположенности (Введение в предиктивную медицину)СПб, «Интермедика», 2000, с. 272

3. (Romero R., Pilu D., Genty F.) Ромеро Р., Пилу Д., Дженти Ф. Пренатальная диагностика врожденных пороков развития плода / Пер. с англ. – М.: Медицина, 1997. – 448 с.

4. Калмин О.В., Михайлов А.В., Степанов С.А., Лернер Л.А.Аномалии развития органов и частей тела человека. – Саратов, Изд-во СГМУ, 1999. – 184 с.

5. МКБ Х пересмотра

6. Интернет

На английском языке

1. NelsonPediatricstextbook 17 International edition, 2005

2. Chaurasia D.D. – Pediatrics for students. Practitioners, 2000

3. Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised Enlarged, 2005

 7. Контроль

Методы оценки освоенных компетенций:

№ п/п Используемый метод оценки Оцениваемая компетентность
1 Решение тестовых заданий Когнитивный компонент: освоенные знания по теме занятия
2 Клинический разбор больного или копии истории болезни Когнитивный, операционный, аксиологический, правовой компоненты
3 Решение ситуационных задач Когнитивный, операционный, аксиологический, правовой компоненты
4 Подготовка презентации Способность к самообразованию

 

Вопросы:

- что является объектом и предметом медицинской тератологии

- с какими областями медицины связана медицинская тератология

- охарактеризуйте современную структуру медицинской тератология

- охарактеризуйте основные направления развития медицинской тератологии

- перечислите основные тератогенные факторы

- особенности течения беременности и пренатального периода при подозрении на

- наследственную или врожденную патологию у ребенка 

-  диспластическне признаки и синдромы

- понятие врожденных пороков развития дыхательной системы

- принципы классификаций врожденных пороков развития дыхательной системы

- назовите основные виды врожденных пороков развития дыхательной системы

- основные клинические синдромы и симптомы врожденных пороков развития дыхательной системы

- алгоритм обследования больного при подозрении на врожденные пороки развития дыхательной системы

- с какими заболеваниями проводят дифференциальную диагностику врожденных пороков развития дыхательной системы

- клинико-лабораторные особенности ВПР и МАР органов дыхания у детей

№ п/п Этап занятия Средства проведения занятия Хронометраж
1 Организационная часть: ознакомление с темой и планом проведения занятия, контроль посещаемости Тематический план практических занятий, учебный журнал 8.00-8.05
2 Оценка теоретических знаний по теме занятия путем решения тестовых заданий Тестовые задания 8.05-8.30
3 Самостоятельная работа студентов: · Клинический разбор тематического больного или копии истории болезни · Работа в малых группах · Работа с мультимедийными базами                данных.   Больные с  ВПР дыхательной системы или копии истории болезни, литература по теме, мультимедийные данные 8.30-11.10
4 Перерыв   11.10-11.40
5 Совместная работа с преподавателем: · Разбор тематических больных или копии истории болезни · Обсуждение презентаций · Решение ситуационных задач Учебная тетрадь с отраженными данными по результатам и интерпретации обследования больного, по назначенному лечению; подготовленные презентации; ситуационные задачи 11.40-13.20
6 Подведение итогов занятия с оценкой освоенных компетенций Учебный журнал, критерии оценки компетенций 13.20-13.25
7 Задание на следующее занятие Методические рекомендации для практического занятия № 3 13.25-13.30

Итого

6 академических часов (300 мин)

 

Тестовые задания

1. Критическим периодом для зародыша в формировании экзогеннообусловленных пороков является:

а) конец 1- начало 2 недели гестации

б) между 5 – 7 неделями гестации

в) между 10-11неделями гестации

г) между 8-16 неделями гестации

д) между 12-15 неделями гестации

 

2. Мультифакториальными врожденными пороками называют формы патологии, которые вызваны:

а) совместным действием наследственных и экзогенных факторов

б) действием только наследственных факторов

в) действием только экзогенных факторов

г) поочередным действием наследственных и экзогенных факторов

д) действием эндогенных факторов

 

3. В зависимости от стадии онтогенеза, врожденные пороки бывают следствием, кроме:

а) гаметопатий

б) бластопатий

в) эмриопатий

г) фетопатий

д) эндокринопатий

 

4. Тератогенным терминационным периодом называют промежуток времени:

а) предельный срок формирования какого-либо органа

б) предельный срок формирования двух органов

в) предельный срок формирования нескольких органов

г) предельный срок органогенеза

д) предельный срок бластогенеза

 

5. К методикам исследования в клинической тератологии относится все, кроме:

а) антропометрическое исследование

б) клиническое исследование

в) иммунологическое исследование

г) регистрация признаков дизморфогенеза

д) клинико- генеалогический метод

 

6. Выберите правильные утверждения:  

 а) эпикант – сросшиеся брови

 б) арахнодактилия – увеличение длины пальцев

 в) микрогнатия – малые размеры верхней челюсти

 г) гипертелоризм – опущенные наружные углы глаз

 д) фильтр – кожная крыловидная складка

 

7. Все пороки развития внутренних органов можно подразделить на 4 группы, кроме:а) аномалии количестваб) аномалии положенияв) аномалии формы и размераг) аномалии строения (структуры ) д) аномалии органного сочетания 8. К  аномалиям количества, пороков развития внутренних органов относятся все, кроме:а) отсутствие органа, связанное с агенезией    б) отсутствие органа, связанное с аплазией   б) удвоение органа (дупликация) или образование добавочных органов в) слияние (неразделение) органовг) нарушение структуры органов

9. К аномалиям положения, пороков развития внутренних органов относятся все, кроме:

а) гетеротопия б) дистопия в) инверсияг) гамартияд) гетероплазия 10. К аномалиям формы и размера, пороков развития внутренних органов относятся все, кроме:а) гипоплазия б) гиперплазия (гипертрофия) в) сращение парных органов г) гетероплазия д) стеноз 11. К аномалиям строения (структуры), пороков развития внутренних органов относятся все, кроме:а) атрезия б) гетероплазияв) дивертикул г) дисплазияд) киста дизонтогенетическая12. Агенезия – зто:а) неразвитие органа, зависящее от отсутствия его закладки у эмбрионаб) неразвитие органа, зависящее от множественной эмбриональной закладки в) неразвитие органа, зависящее от закладки в необычном месте у эмбрионаг) удвоение органад) смещение органа 13. Аплазия – это:а) неразвитие эмбрионального зачатка, выражается, как и агенезия, во врожденном отсутствии органаб)неразвитие органа, зависящее от отсутствия его закладки у эмбрионав) неразвитие органа, зависящее от множественной эмбриональной закладки г) неразвитие органа, зависящее от закладки в необычном месте у эмбрионад) смещение органа в необычное место в эмбриональном периоде 14. Удвоение органа – это:а) нарушение структуры органаб) дупликация или образование добавочных органов – обусловлено множественной эмбриональной закладкой или разделением зачатка органав) смещение органа в необычное место в эмбриональном периоде.г) обратное положение органа относительно его собственной оси или срединной плоскости тела вследствие нарушения эмбрионального поворотад) образование дивертикула 15. Гетеротопия – это:а) дупликация или образование добавочных органов – обусловлено множественной эмбриональной закладкой или разделением зачатка органаб) нарушение структуры органав) закладка органа у зародыша в необычном месте, в котором и происходит его дальнейшее развитиег) смещение органа в необычное место в эмбриональном периодед) обратное положение органа относительно его собственной оси или срединной плоскости тела вследствие нарушения эмбриональной закладки 16. Дистопия – зто:а) дупликация или образование добавочных органов – обусловлено множественной эмбриональной закладкой или разделением зачатка органа б) смещение органа в необычное место в эмбриональном периодев) обратное положение органа относительно его собственной оси или срединной плоскости тела вследствие нарушения эмбриональной закладкиг) неразвитие органа, зависящее от отсутствия его закладки у эмбрионад) неразвитие органа, зависящее от множественной эмбриональной закладки 17. Инверсия – это:а) обратное положение органа относительно его собственной оси или срединной плоскости тела вследствие нарушения эмбрионального поворотаб) обратное положение органа относительно его собственной оси или срединной плоскости тела вследствие нарушения структуры самого органав) обратное положение органа относительно его собственной оси или срединной плоскости тела вследствие нарушения эмбриональной закладкиг) неразвитие органа, зависящее от множественной эмбриональной закладкид) нарушение структуры органа 18. Недостаточное развитие органа вследствие задержки на какой-либо стадии эмбриогенеза, проявляющееся дефицитом относительной массы или размеров органа, превышающим отклонение в две сигмы от средних показателей для данного возраста– это:а)гипоплазияб) гиперплазияв) агенезия г) сращение парных органов д) аплазия 19. Простая гипоплазия это: а) не сопровождается нарушением структуры органовб) сопровождается нарушением структуры органовв) частично сопровождается нарушением структуры органовг) удвоение органад) смещение органа 20. Диспластическая гипоплазия:а) сопровождается нарушением структуры органовб) не сопровождается нарушением структуры органовв) частично сопровождается нарушением структуры органовг) увеличение относительной массы или размеров органад) сужение канала или отверстия 21. Гиперплазия (гипертрофия):а) увеличение относительной массы или размеров органа за счет увеличения количества или объема клетокб) увеличение относительной массы или размеров органа за счет увеличения объема сосудов и кровоснабженияв) увеличение относительной массы или размеров органа за счет уплотнения интерстицияг) нарушение дифференцировки отдельных типов тканейд) нарушение формирования составных тканевых элементов органа 22. Сращение парных органов: а) зависит от слияния их закладок в эмбриональном периодеб) зависит от вида мутациив) зависит от вида хромосомной аберрацииг) зависит от стадии эмбриогенезад) дифференцировки отдельных типов тканей 23. Атрезия – это: а) аномальный вырост полых органовб) нарушение формирования составных тканевых элементов органав) полное отсутствие канала или естественного отверстия телаг) сужение канала или отверстияд) расщепление канала или отверстия 24. Гетероплазия – это: а) нарушение дифференцировки отдельных типов тканейб) нарушение формирования составных тканевых элементов органав) аномальный вырост полых органовг) увеличение относительной массы или размеров органа за счет уплотнения интерстицияд) смещение органа в необычное место в эмбриональном периоде 25. Дивертикул – это:а) сужение канала или отверстияб) аномальный вырост полых органовв) нарушение формирования составных тканевых элементов органаг) нарушение дифференцировки отдельных типов тканейд) расширение канала или отверстия 26. Дисплазия – это:а) нарушение формирования составных тканевых элементов органаб) нарушение дифференцировки отдельных типов тканейв) неразвитие эмбрионального зачатка г) аномальный вырост полых органовд) смещение органа в необычное место в эмбриональном периоде 27. Стеноз – это:а) сужение канала или отверстияб) отсутствие канала или отверстияв) расширение канала или отверстияг) аномальный вырост полых органовд) расщепление канала или отверстия 28. Гамартия – это:а) неразвитие органа, зависящее от множественной эмбриональной закладкиб) неразвитие органа, зависящее от отсутствия его закладки у эмбрионав) неправильное соотношение тканей в анатомических структурах или наличие отсутствующих в норме остатков зародышевых образований в зрелом организмег) смещение органа в необычное место в эмбриональном периодед) нарушение формирования составных тканевых элементов органа 29. Пренатальная диагностика ВПР  проводится:

а) пробой Апта

б) УЗИ плода, определением α – фетопротеина

в) реакцией Скамбати

г) реакцией Кумбса

д) кривой Прайс-Джонса

 

30. Диспластический вариант ЗВУР характеризуется:

а) макросомией

б) гипертелоризмом

в) тяжелыми неврологическими расстройствами

г) истончением подкожно-жирового слоя

д) хромосомными аномалиями и стигмами дизэмбриогенеза

 

31. Какой метод диагностики позволяет определить наличие у ребенка множественных пороков развития, не относящихся к генному синдрому:

а) молекулярно-генетический метод

б) цитогенетический метод

в) масс-спектрометрия

г) РПГА

д) ИФА

 

32. Анализ сывороточных маркеров и массовое ультразвуковое обследование беременных относятся:

а) цитогенетический метод

б) масс-спектрометрия

в) молекулярно-генетический метод

г) пренатальная диагностика

д) ИФА

 

33. К диагностическим методам исследования пренатальной диагностики относятся все, кроме:

а) биопсия хориона

б) кордоцентез

в) амниоцентез

г) цитогенетический

д) плацентоцентез

 

Эталоны к тестовым заданиям (ТЕМА№1)

1. а  

2. а

3. д

4. а

5. в

6. б

7. д

8. д

9. д

10. г

11. д

12. а

13. а

14. б

15. в

16. б

17. а

18. а

19. а

20. а

21. а

22. а

23. в

24. а

25. б

26. а

27. а

28. в

29. б

30. д

31. б

32. г

33. г

 

 

Тестовые задания

1. К врожденным порокам развития стенки трахеи и бронхов относятся, кроме:

а) трахеобронхомаляция

б) синдром Мунье-Куна

в) синдром Вильямса-Кемпбелла

г) бронхиолоэктатическая эмфизема

д) болезнь Аэрза

 

2. Клинические признаки синдрома Мунье-Куна, кроме:

а) кашель вибрирующего характера

б) шумное «мурлыкающее» дыхание

в) гнойная мокрота

г) рецидивирующее заболевание бронхов и легких

д) «стекловидная» мокрота

 

3. Причиной синдрома Вильямса-Кемпбелла является:

а) порок развития паренхимы легочной ткани

б) недоразвитие хрящевых колец 3-8 порядка

в) недоразвитие хрящевых колец 4-12 порядка

г) агенезия легких

д) врожденный стеноз трахеи

 

4. Синдром Вильямса – Кемпбелла характеризуется следующими клиническими симптомами, кроме:

а) первые три года жизни частые пневмонии или бронхиты

б) постоянный влажный кашель с гнойной мокротой

в) деформация грудной клетки, изменения концевых флангов

г) отсутствием изменений при бронхографии

д) задержка физического развития

5. Основными причинами ателектаза легких у новорожденных являются, кроме:

а) недоразвитие альвеолярной ткани

б) недостаточность сурфактанта

в) аспирационный синдром

г) инфицирование

д) недоношенность

 

6. Рентгенологически при гипоплазии легкого выделяют следующие изменения, кроме:

а) уменьшение легкого поле на стороне поражения

б) негомогенное затемнение с кольцевидными просветами

в) гомогенное затемнение доли легкого

г) расширение грудной клетки с сужением межреберных промежутков

д) негомогенное затемнение, фиброзная тяжистость

 

7. Признаки лобарной эмфиземы, кроме:

а) приступы асфиксии с раннего возроста

б) коробочный перкуторный звук над областью поражения

в) ослабленное дыхание над областью поражения

г) рентгенологически- эмфизема пораженной доли легкого («светлая доля»)

д) обратное расположение внутренних органов

 

8. Пороки развития сосудов легкого диагностируются:

а) ангиопульмографией

б) сцинтиграфией

в) рентгенологически

г) бронхологически

д) томографией

 

9. Клинические признаки синдрома Мунье-Куна, кроме:

а) кашель вибрирующего характера

б) шумное «мурлыкающее» дыхание

в) гнойная мокрота

г) рецидивирующее заболевание бронхов и легких

д) «стекловидная» мокрота

 

10. Врожденный дефект хрящей и мембранозной части трахеи и бронха, приводящей к аномальному их коллабированию при дыхании, характерен для следующего врожденного порока развития органов дыхания:

а) трахеобронхомаляция

б) трахеобронхомегалия

в) кистозной гипоплазии легких

г) врожденной долевой эмфиземы

д) простой гипоплазии легкого

 

11. Врожденное недоразвитие или отсутствие хрящей в стенке сегментарных и субсегментарных бронхов (3-4 порядка), иногда их разветвлений с формированием генерализованных бронхоэктазов характерно для:

а) синдрома Вильямса-Кемпбелла

б) синдрома Картагенера

в) синдрома Мунье-Куна

г) синдрома Айерза

д) синдрома Маклеода

 

12. Пороки развития сосудов легкого диагностируются:

а)ангиопульмографией

б) бронхоскопией

в) рентгенографией

г) бронхографией

д) томографией

 

13. Укажите пороки, связанные с недоразвитием легочных структур из ниже перечисленного, КРОМЕ:

а) агенезии легких

б) аплазии легких

в) гипоплазии легких

г) лобарной эмфизема

д)дивертикулов трахеи и бронхов

 

14. Мальчик 10 лет. Болен с 2-х лет, частыми затяжными пневмониями. Отстает в физическом развитии, пониженного питания, бледный, частый кашель с гнойной мокротой. Справа ассиметрия грудной клетки. Рентгенологически: сужение межреберных промежутков справа, фиброзная тяжистость, негомогенное затемнение правого легкого. Предполагаемый диагноз:

а) правосторонняя нижнедолевая пневмония

б) гипоплазия правого легкого

в) бронхоэктатическая болезнь

г) рецидивирующая пневмония

д) поликистоз правого легкого

 

15. Бронхоскопия позволяет оценить состояние бронхиального дерева у детей до уровня:

а) 3-4 порядка

б) 5-6 порядка

в) 7-8 порядка

г) 9-10 порядка

д) 11-12 порядка

 

16. Бронхоскопическая картина нормального бронхиального дерева характеризуется всем, КРОМЕ:

а) четко выраженного рисунка

б) розовой окраски слизистой оболочки

в) правильной округлой формы просветов бронхов

г) отсутствия деформации бронхов

д) отека слизистой

 

17. Бронхография дает информацию о:

а) объеме морфологических изменений и характере деформации бронхов

б) характере трахеи

в) характере слизистой бронхов

г) характере хрящевого рисунка

д) характере секрета

 

18. В раннем детском возрасте бронхография применяется преимущественно при следующих состояниях, КРОМЕ:

а) обнаружения на рентгенограммах ограниченного пневмосклероза

б) длительно сохраняющегося ателектаза

в) подозрения на наличие аномалий легких и бронхов

г) подозрения на наличие врожденной аномалии бронхов

д)  обструктивного синдрома

 

19. Мальчик 8 лет. Диагноз: Кистозная гипоплазия легкого. Укажите эндоскопическое описание слизистой трахеи и бронхов, характерное для данного заболевания:

а) «сухая», диффузная, умеренно выраженная гиперемия

б) гиперемированная, отечная с признаками воспаления

в) бледно-розовая, гиперемированная, иногда с пурпурным оттеком, местами шероховатая

г) сине-багрового цвета, рыхлая, грязные ложно-фибронозные наложения

д) утолщение слизистой оболочки - цвет грязно-красный, контуры хрящей стерты, но различимы

 

20. Клинические симптомы, характерные для синдрома Вильямса-Кемпбелла:

а) влажный кашель, одышка, деформация легких

б) кашель и головная боль

в) ринит

г) дискомфорт дыхания, кашель

д) приступообразный кашель, эмфизема легких  

 

21. При синдроме Вильямса-Кемпбелла имеет место:

а) порок развития трахеи

б) порок развития бронхов

в)  порок развития легких

г) дефицит ферментов системы протеолиз-антипротеолиз

д) нарушения водно-электролитного обмена

 

Клинические ситуации

1. Ребенок 10 лет. Отстает в физическом развитии, пониженного питания., бледный., частый кашель с гнойной мокротой. Справа ассиметрия грудной клетки. Болен с 2-х лет, частыми затяжными пневмониями. Рентгенологически: сужение межреберных промежутков справа, фиброзная тяжистость, негомогенное затемнение правого легкого. Предполагаемый диагноз:

а) правосторонняя нижнедолевая пневмония

б) гипоплазия правого легкого

в) бронхоэктатическая болезнь

г) рецидивирующая пневмония

д) поликистоз правого легкого

 

2.. Больная А.К. 12 лет. Жалобы на мучительный кашель со слизисто-гнойной мокротой. Кашель лающего характера, типа «блеяния козы». В легких рассеянные сухие хрипы, среднепузырчатые, влажные, дыхание бронхиальное. Вероятный диагноз:

а) трахеобронхомегалия

б) агенезия легкого

в) гипоплазия легкого

г) синдром Картагенера

д) секвестрация легкого

 

3. У ребенка 2 лет при обследовании выявлены: хронический гайморит, бронхоэктазы справа, обратное расположение внутренних органов. Следует думать о диагнозе:

а) синдром Гудпасчера

б) синдром Хаммана-Рича

в) Муковисцидозе                 

г) синдром Картагенера

д) идиопатический гемосидерозе лёгких

Эталоны к тестовым занятиям

1. д

2. д

3. б

4. г

5. г

6. в

7. в

8. а

9. д

10. а

11. а

12. а

13. д

14. б

15. а

16. д

17. а

18. д

19. в

20. а

21. в

22. б

23. г

24. в

25. б

26. б

27. г

28. б

Задачи обучения:

Когнитивный компонент (знания)

· обучить студентов клинике и диагностике ВПР м МАР сердечно-сосудистой системы у детей в зависимости от характера анатомического порока развития

· обучить распознаванию основных видов осложнений при ВПР м МАР сердечно-сосудистой системы у детей

· обучить алгоритму диагностики ВПР сердечно-сосудистой системы

Коммуникативные навыки

· Формировать и совершенствовать навыки общения с пациентами и их родителями

Правовая компетенция

· Формировать и совершенствовать знания по соблюдению этических норм при проведении функциональных и инструментальных методов исследования ребенка в свете конвенции о правах ребенка, законы РК об охране здоровья матери и ребенка

Компонент самообразования и самосовершенствования

· Повышать уровень профессионального образования путем самостоятельного изучения медицинской литературы, пользование Интернетом, подготовка презентаций, составление тестовых заданий и клинических ситуаций, формировать профессиональную речь

4. Основные вопросы темы:

- причины формирования врожденных пороков и малых аномалий развития сердечно-сосудистой системы у детей.

- основные виды врожденных аномалий развития сердечно-сосудистой системы у детей

- основные виды врожденных пороков развития сердца у детей: аномалии формы, размера и структуры сердца.

- виды врожденных аномалий положения сердца у детей.

- основные виды аномалий развития перегородок сердца у детей.

- аномалии входных и выходных отверстий и клапанов сердца у детей.

- аномалии отхождения от сердца основных сосудов.

- комбинированные пороки сердца

- аномалии развития сосудов малого круга

- аномалии развития сосудов большого круга

- клинико-лабораторные особенности ВПР и МАР сердца и сосудов у детей

- инструментальная диагностика ВПР и МАР сердца и сосудов у детей

- понятие и причинах формирования врожденных пороков и малых аномалий развития дыхательной системы у детей

- виды врожденных аномалий развития трахеи и бронхов у детей

- основные виды врожденных аномалий развития легких у детей

- клинико-лабораторные особенности у детей с аномалиями развития дыхательной системы

5. Методы преподавания: устный опрос, тестирование, комбинированный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах, клинический разбор больных, презентация, работа с мультмедийными базами данных.

Методы и формы обучения:

№ п/п Используемый метод обучения Результат
1 Работа в малых группах На основе полученных знаний формирование способности работать в команде с высказыванием своего мнения
2 Разбор тематических больных или копии истории болезни На основе полученных знаний формирование навыков общения с больным или его родителями, выбора методов диагностики и лечения в зависимости от выявленной патологии с учетом соблюдения этических норм в свете конвенции о правах ребенка, законов РК об охране здоровья матери и ребенка
3 Решение ситуационных задач Научить студентов, используя свои знания клиники и лабораторно-инструментальной диагностики выявить причину,   назначить медикаментозную терапию, организовать уход за больным с  ВПР и МАР ССС
4 Презентации Повышение уровня профессионального образования

Литература:

Основная:

1. Шабалов Н.П. Учебник «Детские болезни», СП-б: Питер, 2010.

2. Барашнев Ю.И., В.А. Бахарев, П.В. Новиков «Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей» - Путеводитель по клинической генетике – «Триада-Х», М, 2004

3. Тератология человека. Руководство для врачей / Под ред.Г.И.Лазюка. – М.: Медицина, 1991. – 480 с.

Дополнительная:

1. Новиков П.В. «Основные направления профилактики врожденных и наследственных болезней у детей»// РВПтП, 1, 2004, с.5-9

2. Баранов В.С., Баранова Е.В., Ивашенко Т.Э., Асеев М.В. Геном человека и гены предрасположенности (Введение в предиктивную медицину)СПб, «Интермедика», 2000, с. 272

3. Ю.М. Белозеров. Детская кардиология. Наследственные синдромы. М., 2008

4. (Romero R., Pilu D., Genty F.) Ромеро Р., Пилу Д., Дженти Ф. Пренатальная диагностика врожденных пороков развития плода / Пер. с англ. – М.: Медицина, 1997. – 448 с.

5. Калмин О.В., Михайлов А.В., Степанов С.А., Лернер Л.А.Аномалии развития органов и частей тела человека. – Саратов, Изд-во СГМУ, 1999. – 184 с.

6. МКБ Х пересмотра

7. Интернет

На английском языке

1. NelsonPediatricstextbook 17 International edition, 2005

2. Chaurasia D.D. – Pediatrics for students. Practitioners, 2000

3. Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised Enlarged, 2005

 

1. Контроль:

Методы оценки освоенных компетенций:

№ п/п Используемый метод оценки Оцениваемая компетентность
1 Решение тестовых заданий Когнитивный компонент: освоенные знания по теме занятия
2 Клинический разбор больного или копии истории болезни Когнитивный, операционный, аксиологический, правовой компоненты
3 Решение ситуационных задач Когнитивный, операционный, аксиологический, правовой компоненты
4 Подготовка презентации Способность к самообразованию

Вопросы:

- понятие врожденных пороков развития сердечно-сосудистой системы у детей

- какие выделяют принципы классификаций врожденных пороков развития сердечно-сосудистой системы у детей

- назовите основные виды врожденных пороков развития сердечно-сосудистой системы у детей

- назовите основные клинические синдромы и симптомы врожденных пороков развития сердечно-сосудистой системы у детей

- алгоритм обследования больного при подозрении врожденных пороков развития сердечно-сосудистой системы

 

№ п/п Этап занятия Средства проведения занятия Хронометраж
1 Организационная часть: ознакомление с темой и планом проведения занятия, контроль посещаемости Тематический план практических занятий, учебный журнал 8.00-8.05
2 Оценка теоретических знаний по теме занятия путем решения тестовых заданий Тестовые задания 8.05-8.30
3 Самостоятельная работа студентов: · Клинический разбор тематического больного или копии истории болезни · Работа в малых группах · Работа с мультимедийными базами                данных.   Больные с  ВПР и МАР ССС или копии истории болезни, литература по теме, мультимедийные данные 8.30-11.10
4 Перерыв   11.10-11.40
5 Совместная работа с преподавателем: · Разбор тематических больных или копии истории болезни · Обсуждение презентаций · Решение ситуационных задач Учебная тетрадь с отраженными данными по результатам и интерпретации обследования больного, по назначенному лечению; подготовленные презентации; ситуационные задачи 11.40-13.20
6 Подведение итогов занятия с оценкой освоенных компетенций Учебный журнал, критерии оценки компетенций 13.20-13.25
7 Задание на следующее занятие Методические рекомендации для практического занятия № 4 13.25-13.30

Итого

6 академических часов (300 мин)

Тестовые задания

1. В интранатальном периоде у новорожденных имеется:

а) открытое овальное окно

б) ДМЖП

в) ДМПП

г) недостаточность аортального клапана

д) открытый артериальный проток

 

2. Причины, преимущественно, приводящие к правожелудочковой недостаточности, КРОМЕ:

а) стеноз легочной артерии

б) перикардит

в) пневмонии

г) бронхиальная астма

д) миокардит

 

3. Причинами острой сердечной недостаточности у детей до 3-х лет являются, КРОМЕ:

а) коарктация аорты

б) дефект межжелудочковой перегородки

в) фиброэластоз

г) пароксизмальная тахикардия

д) ревматическая лихорадка

 

4. Причины приводящие к левожелудочковой недостаточности, КРОМЕ:

а) миокардит

б) инфекционный эндокардит (с поражением левых клапанов)

в) коарктация и стеноз аорты

г) артериальная гипертензия

д) пневмония

 

5. Ведущей причиной обогащения малого круга кровообращения при ВПС является:

а) артерио-венозное шунтирование крови

б) венозно-аортальное шунтирование крови

в) стеноз легочной артерии

г) гипертрофия правого желудочка

д) гипертрофия левого желудочка

 

6. На R-грамме органов грудной клетки сердечная тень – «яйцо, лежащее на боку» выявляется при:

а) ДМЖП

б) траспозиция магистральных сосудов

в) открытом артериальном протоке

г) болезнь Фалло

д) стенозе легочной артерии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.284 с.)