В инструктивно-методическом лагере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В инструктивно-методическом лагере



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

В инструктивно-методическом лагере

Направление 050400.62 Психолого-педагогическое образование

 

Методические рекомендации

 утверждены на заседании кафедры

педагогики и психологи

общего и профессионального образования

(протокол № 1 от 09 января 2013 г.)

Заведующий кафедрой, к.пс.н., доцент

_________________ Н.Н.Каданкова


Целью учебной практики в инструктивно-методическом лагере является создание условий, обеспечивающих приобретение студентами опыта организации и осуществления видов деятельности вожатого (воспитателя), приобретение опыта профессиональной деятельности по созданию условий для полноценного взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализации учащихся в условиях летнего отдыха.

Задачи практики:

- закрепление знаний о системе понятий, отражающих сущность и основные характеристики деятельности вожатого (воспитателя);

- формирование умений осуществления видов деятельности вожатого (воспитателя);

- формирование умений критериального анализа видов деятельности вожатого (воспитателя);

- формирование гуманистических установок в осуществлении видов деятельности вожатого (воспитателя).

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата:

Профессиональный цикл. Учебная практика.

Дисциплина тесно взаимосвязана с курсом «Общая и экспериментальная психология» (Профессиональный цикл), «Теории обучения и воспитания» (Профессиональный цикл), «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» (Профессиональный цикл), «Социальная психология» (Профессиональный цикл), «Психология развития» (Профессиональный цикл), «Психология детей дошкольного возраста» (Профессиональный цикл), «Психология детей младшего школьного возраста» (Профессиональный цикл), «Психология детей подросткового возраста» (Профессиональный цикл), «Особенности деятельности вожатого (воспитателя) в летнем оздоровительном лагере» (Профессиональный цикл). Дисциплина позволяет интегрировать знания, полученные в ходе изучения указанных предметов, осмыслить их в аспекте подготовки к осуществлению деятельности вожатого (воспитателя) по созданию условий для полноценного отдыха детей в условиях летнего лагеря, к психолого-педагогическому сопровождению летнего отдыха детей в условиях временного детского объединения.

Для успешного освоения дисциплины необходимо, чтобы студент имел следующую подготовку: 1) понятие о предмете психологии и педагогики (психолого-педагогической действительности); 2) знания о психологических и педагогических теориях, составляющих основу теории воспитания учащихся; 3) знания о специфике процесса воспитания учащихся в рамках различных теорий воспитания; 4) понятие о психолого-педагогическом взаимодействии, как сущностном признаке процессов обучения и воспитания; 5) знания о возрастных особенностях детей и подростков; 6) понятие о детском коллективе и специфике его развития; 7) знания о специфике процесса социализации личности.

Система знаний, умений и навыков, полученных в ходе прохождения данной практики, является основой для подготовки студентов к производственной педагогической практике «Вожатый (воспитатель) в детских оздоровительных лагерях».

Формы проведения производственной практики: у чебная практика в инструктивно-методическом лагере проводится в опытно-практической форме.

Место и сроки проведения учебной практики: у чебная практика в инструктивно-методическом лагере проводится на базе МОУ «СОШ» г. Северодвинска Архангельской области в течение 2 недель на 2 курсе в 4 семестре.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики:

Основные источники:

1. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие – М., 1999.

2. Основы деятельности вожатого (воспитателя) в летнем оздоровительном лагере: учебное пособие / Н.Н. Каданкова, С.В. Пачина, М.А. Шкрябина; Гуманитарный институт филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл. – Северодвинск:, 2011. – 150 с.

Дополнительные источники:

3. Книга Вожатого. Под общ ред. А.В. Джеуса. – М., «Собеседник», 2005. – 352 с.

4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М., «Просвещение», 1978. – 207 с.

5. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993.

Интернет-ресурсы:

6. http://psychlib.ru/mgppu (электронная библиотека МГППУ)

7. www.humanities.edu.ru (электронные периодические издания, научная и специальная литература, законы, нормативные акты, ссылки на литературу)

8. www.pedlib.ru (педагогическая библиотека с текстами учебных и методических материалов)

9. http://elibrary.ru (научная электронная библиотека)


Рекомендации к освоению содержания

Каждого этапа практики

Диагностический этап

Цель: изучение условий организации воспитательного процесса с отрядом (классом).

 Для достижения цели каждый студент осуществляет:

1. Анализ условий осуществления воспитательного процесса на базе практики (беседы с заместителем директора по учебно-воспитательной и с заместителем директора по воспитательной работе):

- изучает особенности базы практики (официальное название базы практики, местоположение, материальная база, количественные характеристики и т.д.);

- изучает особенности организации воспитательного процесса на базе практики (особенности педагогического коллектива; специфику педагогических идей, лежащих в основе организации процесса воспитания; направления кружковой работы и взаимодействия с культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д.);

- характеризует специфику условий осуществления воспитательного процесса на базе практики.

2. Анализ особенностей развития детского коллектива (беседы с классным руководителем, опросы, наблюдение и пр.):

- изучает возрастные особенности детей;

- изучает особенности межличностных отношений класса, интересов и предпочтений его членов;

- характеризует специфику межличностных отношений в классе, интересов и предпочтений его членов.

Рекомендации к выполнению заданий

1. План ознакомления с базой практики:

- официальное название школы, ее тип /общеобразовательная средняя, неполная средняя, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка; государственная, частная/;

- микрорайон школы, ее ближайшее окружение /социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения/;

- взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными и культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д.;

- материальная база /здание - типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение; пришкольный участок - детская площадка, спортивно-физкультурный блок, сад и др.; школьные кабинеты; ТСО; спортивный комплекс - зал, тренажеры, бассейн и др.; актовый зал; библиотека; мастерские для трудового обучения и творческой деятельности; медицинские кабинеты; столовая; оформление школы и классов;

- количественные характеристики /количество учащихся, классов, групп продленного дня/;

- педагогический коллектив /количественный и возрастной состав, стаж, образование/;

- педагогические идеи, лежащие в основе организации процесса воспитания;

- новации в деятельности коллектива и перспективы развития школы.

2. Примерные вопросы для беседы с классным руководителем:

- общая характеристика класса, его особенности, уровень развития учащихся, успеваемость детей по разным предметам, в частности, по предмету специализации студента;

- взаимоотношения детей между собой и с классным руководителем, круг интересов детей, особенности трудных детей;

- традиции классного коллектива;

- система воспитательной работы классного руководителя;

- рекомендуемые методы, формы и направления работы с классом в период практики.

 

Примерная схема изучения возрастных особенностей учащихся.

- на основе наблюдений в ходе подготовки и реализации мероприятий, на занятиях и переменах собрать наиболее яркую информацию, которая иллюстрирует возрастные особенности развития детей на определенном возрастном этапе по предложенной схеме;

- описать наблюдаемую ситуацию, зафиксировать в протоколе через конкретные примеры;

- проинтерпретировать результаты на основании возрастных закономерностей развития.

 

ВЫВОДЫ.

Примерная схема изучения особенностей развития детского коллектива.

- на основе наблюдений в ходе подготовки и реализации мероприятий, бесед с классным руководителем собрать наиболее полную информацию о классе;

- подобрать и провести 1-2 социометрических игры, в ходе которых данная информация может быть уточнена и проверена;

- дать характеристику класса, проиллюстрировать примерами из наблюдений и бесед по предложенной схеме.

Параметры Показатели Метод
Композиция группы Количественный, возрастной и половой состав класса Беседа с классным руководителем
Социометрическая структура группы   Характеристика лидеров и отверженных членов класса Наблюдение, беседа с классным руководителем
Коммуникативная структура группы Характеристика коммуникативных  лидеров и отверженных членов класса Наблюдение, беседа с классным руководителем
Структура социальной власти (формальная, неформальная) Характеристика лидеров класса   Беседа с классным руководителем
Оценка общей активности Активность членов класса в целом, стремление участвовать в жизни школы, класса Наблюдение в ходе деятельности
Интересы и предпочтения класса Интересы членов класса На основе бесед, анкетирования
Эмоциональная стабильность и благополучие членов отряда, совместимость членов группы, психологический климат Количество конфликтов, умение договариваться сотрудничать Наблюдение в ходе подготовки и реализации мероприятий
Группы риска Характеристика группы риска в классе (отверженные, имеющие девиантное и конфликтное поведение, наличие акцентуаций характера и т.п.) Наблюдение в ходе реализации социометрических игр,  подготовки и реализации мероприятий с классом

 

Рекомендации к выполнению заданий

  1. СХЕМА ПОДГОТОВКИ К ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ

- На основе изучения основных направлений воспитательной работы в летнем лагере, с одной стороны, и характеристики отряда, с другой, определите цели воспитательной работы.

- В соответствии с целями воспитания и особенностями группы определите форму воспитательной работы.

Аналитический этап практики

Цель: формирование умений анализировать собственную педагогическую деятельность и деятельность сокурсников.

Согласно программе практики, необходимо спланировать посещение 1 воспитательного мероприятия сокурсников.

Рекомендации к выполнению заданий

План анализа мероприятия (по заданным критериям опишите и проанализируйте проведенное и посещенное мероприятие)

 

Название мероприятия:_______________________________________________________

Отряд:__________________       Возраст участников:_____________________

 

  • Цели и задачи мероприятия:
  • Какие из поставленных задач удалось реализовать, какие нет и почему.
  • Проанализируйте необходимость мероприятия и целей, поставленных в нем для данного отряда (учитывая возрастные и индивидуальные особенности участников, этап развития отряда и др.)

Только для проведенного мероприятия:

  • Трудности, с которыми столкнулись (Вы и участники) при организации и проведении мероприятия (постановка целей и задач, отбор содержания, организация отряда, мотивация участников, проведение и анализ мероприятия и др.) Как эти трудности преодолели?
  • Особенности межличностного взаимодействия при подготовке мероприятия:

- Кто подал инициативу о проведении мероприятия (вожатый или члены отряда)?

- Как распределялись обязанности в подготовке и проведении мероприятия (Укажите фамилии участников и их обязанности).

- Какова роль формального и неформального лидера в подготовке и проведении мероприятия?

- Фактическое участие членов отряда в организации и проведении мероприятия? (были ли уклонения от поручения, если были, укажите причины).

Общая характеристика посещенного и проведенного мероприятия:

1        Оценка основных личностных качеств воспитателя
1.1      Компетентность воспитателя и уровень его эрудиции
1.2      Уровень заинтересованности проводимого мероприятия
1.3      Степень демократичности в общении с воспитанниками
1.4      Степень содействия и помощи воспитанникам
1.5      Внешний вид воспитателя, культура речи мимика и жесты
2        Оценка основных характеристик и поведения воспитанников
2.1          Активность воспитанников в процессе проведения мероприятия 
2.2    Их заинтересованность в процессе проведения мероприятия
2.3    Степень инициативности и творчества самих воспитанников
2.4    Уровень самостоятельности воспитанников
2.5    Степень эмоциональности воспитанников
2.6    Степень дисциплинированности и ответственности
3       Оценка содержания воспитательного мероприятия
3.1    Научность и мировоззренческая направленность содержания
3.2    Доступность и посильность содержания для данного возраста
3.3    Степень актуальности содержания (связь с жизнью)
3.4    Целесообразность и познавательная ценность содержания
3.5    Новизна и оригинальность содержания
4       Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников
4.1    Степень рациональности и эффективности использования времени
4.2    Эстетичность и действенность оформления
4.3    Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия
4.4    Выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений
4.5   Степень участия воспитанников в проведении мероприятия          (что преобладает: участие или присутствие и почему)     
5      Оценка цели и результата воспитательного мероприятия
5.1   Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость
5.2   Реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени                        
5.3    Степень эмоционального и воспитательного воздействия 
5.4   Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия
Выводы и рекомендации:

2. Схема отчета студента о прохождении практики «Инструктивно-методический лагерь».

СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА

Отчет пишется в свободной форме. Студенту необходимо проанализировать и обобщить собственной деятельности, сформированные навыки и умения, а также чувства на протяжении всех этапов практики.

 

I. Диагностический этап:

· цель;

· мероприятия;

· анализ собственных квалификационных умений:

- умение определить точные цели и содержание диагностики

- умение подобрать способы диагностики, необходимые и достаточные для достижения цели

- умение собрать информацию

- умение обработать информацию

- умение анализировать возрастные особенности детей и подростков

- умение анализировать уровень развития коллектива

- умение осуществлять наблюдение за детьми и подростками

- умение диагностировать различные характеристики группы и личности

- выводы

II. Организационно -деятельностный этап:

· цель;

· фронт работ;

· результаты;

· анализ собственных квалификационных умений:

- умение выбирать адекватные методы, средства, формы воспитания и формы воспитательной работы

- умение планировать, организовывать и осуществлять воспитательные мероприятия

- умение принимать самостоятельные решения в ходе реального педагогического процесса

- умение строить общение с людьми

- выводы.

III. Аналитический этап:

· цель;

· объем работы;

· анализ собственных квалификационных умений:

 - умение вычленять психолого-педагогические явления в реальном педагогическом процессе, взаимодействии;

 - умение охарактеризовать психолого-педагогические явления

 - умение оценивать психолого-педагогические явления

 - умение прогнозировать ход и результаты педагогического процесса

- умения анализировать собственную педагогическую деятельность и деятельность однокурсников

 - выводы.

IV. Рефлексия и шеринг чувств на тему: «Я - вожатый».

V. Предложения по организации и содержанию данного вида практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

в инструктивно-методическом лагере

Направление 050400.62 Психолого-педагогическое образование

 

Методические рекомендации

 утверждены на заседании кафедры

педагогики и психологи

общего и профессионального образования

(протокол № 1 от 09 января 2013 г.)

Заведующий кафедрой, к.пс.н., доцент

_________________ Н.Н.Каданкова


Целью учебной практики в инструктивно-методическом лагере является создание условий, обеспечивающих приобретение студентами опыта организации и осуществления видов деятельности вожатого (воспитателя), приобретение опыта профессиональной деятельности по созданию условий для полноценного взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализации учащихся в условиях летнего отдыха.

Задачи практики:

- закрепление знаний о системе понятий, отражающих сущность и основные характеристики деятельности вожатого (воспитателя);

- формирование умений осуществления видов деятельности вожатого (воспитателя);

- формирование умений критериального анализа видов деятельности вожатого (воспитателя);

- формирование гуманистических установок в осуществлении видов деятельности вожатого (воспитателя).

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата:

Профессиональный цикл. Учебная практика.

Дисциплина тесно взаимосвязана с курсом «Общая и экспериментальная психология» (Профессиональный цикл), «Теории обучения и воспитания» (Профессиональный цикл), «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» (Профессиональный цикл), «Социальная психология» (Профессиональный цикл), «Психология развития» (Профессиональный цикл), «Психология детей дошкольного возраста» (Профессиональный цикл), «Психология детей младшего школьного возраста» (Профессиональный цикл), «Психология детей подросткового возраста» (Профессиональный цикл), «Особенности деятельности вожатого (воспитателя) в летнем оздоровительном лагере» (Профессиональный цикл). Дисциплина позволяет интегрировать знания, полученные в ходе изучения указанных предметов, осмыслить их в аспекте подготовки к осуществлению деятельности вожатого (воспитателя) по созданию условий для полноценного отдыха детей в условиях летнего лагеря, к психолого-педагогическому сопровождению летнего отдыха детей в условиях временного детского объединения.

Для успешного освоения дисциплины необходимо, чтобы студент имел следующую подготовку: 1) понятие о предмете психологии и педагогики (психолого-педагогической действительности); 2) знания о психологических и педагогических теориях, составляющих основу теории воспитания учащихся; 3) знания о специфике процесса воспитания учащихся в рамках различных теорий воспитания; 4) понятие о психолого-педагогическом взаимодействии, как сущностном признаке процессов обучения и воспитания; 5) знания о возрастных особенностях детей и подростков; 6) понятие о детском коллективе и специфике его развития; 7) знания о специфике процесса социализации личности.

Система знаний, умений и навыков, полученных в ходе прохождения данной практики, является основой для подготовки студентов к производственной педагогической практике «Вожатый (воспитатель) в детских оздоровительных лагерях».

Формы проведения производственной практики: у чебная практика в инструктивно-методическом лагере проводится в опытно-практической форме.

Место и сроки проведения учебной практики: у чебная практика в инструктивно-методическом лагере проводится на базе МОУ «СОШ» г. Северодвинска Архангельской области в течение 2 недель на 2 курсе в 4 семестре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.055 с.)