Обучение и воспитание дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение и воспитание дошкольников



В.С. Васильева

В.Н. Рязанова

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В.С. Васильева

В.Н. Рязанова

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Учебное пособие

 

 

Челябинск

2016

УДК 371.9 (021)

ББК 74. 5 я 73

В 19

Васильева, В.С. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования [Текст]: учеб.пособие /В.С. Васильева, В.Н. Рязанова.– Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. –149с.

 

В учебном пособии представлены материалы, позволяющие студентам, обучающимся в педагогическом вузе, получить представление о категории детей дошкольного возраста с  нарушениями функций  опорно-двигательного аппарата и сформировать понимание возможности инклюзивного обучения данной категории детей.

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», для дальнейшей профессиональной деятельности в области образования лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения; а также всех специальностей направления подготовки «Образование и педагогика».

Рецензенты: Е.Ю. Никитина, д-р пед. наук, профессор

Л.А. Дружинина, канд. пед. наук, доцент

 

© В.С. Васильева, В.Н. Рязанова, 2015

 

© Издательство Челябинского государственного педагогического

университета, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5
Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе 10
Причины детского церебрального паралича 14
Предупреждениедетского церебрального паралича 17
Ранние признаки детского церебрального паралича 19
Клинические формы детского церебрального паралича и их проявления 21
Структура двигательного дефекта при детскомцеребральном параличе 27
Проблемы, сопутствующие детскому церебральному параличу 40
Особенности развития познавательной сферы дошкольников с детскимцеребральным параличом 42
Варианты психического инфантилизма при детском церебральном параличе 43
Игровая деятельность у детей с ДЦП 46
Рекомендации по созданию модели инклюзивного образовательного пространства для дошкольников с детским церебральным параличом 52
Экспертная оценка ограничения жизнедеятельности  
Комплексное сопровождение дошкольников с ДЦП  
Основные подходы к педагогической реабилитации дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования  
Учет состояния двигательной сферы при проведении обучения и воспитании детей с ДЦП  
Обязательное оборудование в системе инклюзивного образования дошкольников с ДЦП  
Заключение  
Библиографический список  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инклюзия – гражданское право любого ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование с учетом его индивидуальных психофизических особенностей.

Успех инклюзии зависит от уровня поддержки и профессиональных действий всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, руководителей образовательных организаций, родителей), необходимых для развития ребенка, на основе его индивидуальных особенностей и потребностей.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую образовательную систему в дошкольном и школьном возрасте может внести большой вклад в их развитие и социализацию, включая повышение уровня двигательных, речевых и коммуникативных навыков, навыков социального и интеллектуального уровня.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Многочисленные источники отмечают, что инклюзивное образование(фр. inclusif – включающий в себя,лат. include – заключаю, включаю) – процесс развитияобщего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей сособыми образовательными потребностями.

Рассматривая инклюзивное образование как возможность обеспечения создания условий для обучения, которое будет более гибким для удовлетворения разнообразных потребностей в получении знаний ребенком и его социализации в общество, можно говорить о том, что если воспитание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, то от этого выиграют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями).

В науке выделяется восемь принципов инклюзивного образования [8]:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

С нашей точки зрения, важно также выделить основные положения, рассматриваемые в Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями(Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.). В данном документе отмечается, что:

1. Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

2. Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

3. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

4. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей;

5. Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством: борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Ведущие места в структуре первичной детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития, болезни нервной системы и психические расстройства. Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детскийцеребральныйпаралич, распространенность которого составляет 2–2,5 случая на 1 000 детей.

По данным Министерства здравоохранения РФ, на сегодняшний день наблюдается отчетливая тенденция к увеличению числа детей, у которых диагностируется различные по степени выраженности формы детского церебрального паралича. 

Термин «детский церебральный паралич» – это комплексное понятие, объединяющее ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением различных отделов мозга[3]. По данным ведущих исследователей[1, 3, 4, 5, 7], детский церебральный паралич (ДЦП) развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних этапах внутриутробного развития плода, в родах и в первые месяцы жизни ребенка. Основным клиническим симптомом ДЦП является расстройство двигательной функции, при этом в большинстве случаев диагностируются различные по степени выраженности нарушения речи, зрения, слуха, поведения, различные варианты нарушения психического развития.

С 1853 года, когда впервые В. Миттелем было представлено клиническое описание детского церебрального паралича, данная категория детей находится в сфере пристального внимания и изучения медиков, дефектологов, логопедов, психологов[3]. В большинстве стран мира, в том числе и в России, создана система специальных медицинских, образовательных, социальных и реабилитационных учреждений и центров для лечения, воспитания, обучения и социализации данной категории детей.

Детский церебральный паралич – это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения и состояния о возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.

Когда люди видят ребенка с легкой степенью заболевания, у них создаётся впечатление, что он не нуждается ни в каком особенном воспитании и обучении. Но когда люди видят ребенка с тяжелой степенью той же патологии, у них возникают мысли о том, что учить таких детей бесполезно. И только специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременное оказание специальной медико-психолого-педагогической помощи.

Парадокс заключается в том, что категория детей с детским церебральным параличом в наибольшей степени нуждается не только в специальном лечении и специальном образовании, но может рассматриваться как категория детей, для которой могут быть созданы специальные условия обучения, воспитания и развития в условиях инклюзивного образования. Многие авторы в своих исследованиях отмечают, что педагогическая абилитация таких детей играет большую роль не только в улучшении их психофизического состояния, но и жизнедеятельности в целом[5, 11, 12].

Трудности в разработке вопросов обеспечения разнообразных форм обучения и воспитания данной категории детей в условиях инклюзивного образования и особенностей организации работы с ними связаны с достаточно небольшим количеством специальной литературы и учебных пособий, к которым могли бы обратиться специалисты, педагоги, родители.

Данное учебное пособие разработано с целью расширения знаний студентов в вопросах работы с детьми с ДЦП.

Представленные в учебном пособии материалы позволяют рассмотреть основные вопросы психофизического развития данной категории детей, возможности социализации и инклюзии, а также возможности создания модели инклюзивного образования дошкольников с детским церебральным параличом.


 

Перинатальныйп ериод

· Трудные роды, повлекшие деформацию головы ребенка;

· Асфиския в родах;

· Родовая травма.

Постанатальный период

· Травмы: черепа и костей, субдуральные гематомы и т.д.;

· Мозговые инфекции (например, менингит, энцефалит, абсцесс мозга);

· Интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками (стреп-томицин), свинцом, мышьяком и др.;

· Кислородная недостаточность: при удушении, утоплении и др.;

· При новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге: опухоли мозга, кисты, гидроцефалия и т.д.

· Желтуха новорожденного;

· Несчастные случаи, повлекшие повреждения головы.

Во многих случаях причина заболевания ДЦП остается невыясненной.

У специалистов и родителей часто возникает ряд важных вопросов, которые раскрывают специфику факторов, лежащих в основе данной патологии и возможные перспективы работы с данной категорией детей.

Есть ли возможность предупредить заболевание?Полностью предупредить данное заболевание не представляется возможным. Возможнотолько сократить число детей, имеющих предрасположенность к заболеванию, путем регулярных обследований матери на протяжении всей беременности.

Инфекционное ли это заболевание?Это не инфекционное заболевание. Заразиться церебральным параличом от больного ребенка невозможно.

Может ли случится тожесамое со следующим ребенком?В крайне редких случаях заболевание поражает двоих детей в одной и той же семье.

Помогает ли оперативное вмешательство?Оперативным путем ДЦП не лечится. Иногда его применяют для нормализации стягивания укороченных мышц либо при слабом растяжении спастических мышц для предупреждения развития контрактуры. Однако это может повлечь и ухудшение в движении. Вопрос об операции может стоять лишь в отношении детей, которые уже ходят. Лучший способ оказать помощь детям – предупредить развитие контрактуры путем возможно более активного движения и упражнений на растягивание плохо развитых мышц.

Сможет лиребенок ходить?Каждая мать и каждый отец беспокоятся об этом, но ответ может быть дан, только когда их ребенок станет постарше. Многие дети с ДЦП начинают ходить не раньше 7 лет (иногда позднее). Дети с менее серьезными случаями заболевания начинают ходить раньше.Чувство равновесия должно развиться до того, как ребенок будет в состоянии ходить.Дети, которые с трудом стоят на негнущихся пальцах ног, когда их поддерживают, ходить не готовы. Их резкие шажки, вызванные движениями тела ребенка, называют рефлекторным шагом, который должен исчезнуть прежде, чем могут развиться навыки правильной ходьбы.

Не все дети смогут научиться ходить! Важно сосредоточить внимание на других аспектах развития. Обучение навыкам приема пищи, умывания, одевания, умению играть и общаться позволит им быть вместе со всей семьей, своими сверстниками.

Это одни из важных положений, которые необходимо учитывать при разработке модели инклюзивного образования дошкольников с ДЦП.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Наличие параличей и парезов

Центральный паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и пирамидных путей головного мозга. Паралич проявляется при всех формах ДЦП.

Парез –слабая форма паралича, которая выражается в ограничении возможности совершать произвольные движения (страдает наиболее тонкие и дифференцированные движения, например, изолированные движения пальцев рук). Парез проявляется при всех формах ДЦП.

Центральные параличи и парезы обусловлены поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутствие тех или иных движений. Например, ребенок не может или затрудняется поднять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть вперед, согнуть или разогнуть ногу и др. Все это служит препятствием для своевременного и полноценного развития важнейших моторных функций, затрудняет формирование навыков самообслуживания, предметной, игровой, учебной и других видов деятельности. ДЦП – это не неспособность двигаться вообще, а неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения.

Выделяютчетыре вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения:

1. Тетраплегия– общее поражение всех четырех конечностей;

2. Диплегия (параплегия) – поражение либо верхних, либо ни них конечностей;

3. Гемиплегия – поражение либо правой, либо левой половины тела;

4. Моноплегия –редко встречающееся поражение одной конечности.

Нарушение мышечного тонуса

Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы.

Спастичность – это повышение мышечного тонуса (наибольшее повышение тонуса наблюдается в мышцах сгибательных конечностей, в приводящих мышцах бедер и подошвенных сгибателях стоп) при поражении пирамидной системы. Нарушение мышечного тонуса проявляется при с пастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП.

Ригидность – напряжение тонуса мышц-антогонистов и агонистов, при котором нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия (тяжелое поражение экстрапирамидной системы). Агонист –мышца, за счёт сокращения которой производится движение определённой части тела. В то время как мышца-агонист сокращается, противодействующая ей мышца-антагонистрасслабляется. Ригидность проявляется при двойной гемиплегии.

Гипотония – низкий мышечный тонус (мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые), связанно с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного анализатора. Проявляется при атонически-астатической и гиперкинетической формах на первом году жизни ребенка.

Дистония –меняющейся характер мышечного тонуса. Проявляется при гиперкинетической форме

При осложненных формах ДЦП отмечается сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса.

3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных)рефлексов (гиперрефлексия)

Гиперрефлексия является признаком поражения пирамидных путей. Крайняя степень повышения сухожильных рефлексов проявляется клонусом – ритмичными, долго не прекращающимися сокращениями какой-либо мышцы, возникающими вслед за резким ее растяжением. Наиболее постоянны при поражении пирамидной системы клонусы стопы и коленной чашечки.Могут проявляться при всех формах ДЦП.

4. Синкинезии

Синкинезии – это непроизвольные содружественные движения, сопровождающиеся выполнением активных непроизвольных движений (имитационные, координационные, оральные). Различают физиологические и патологические синкинезии.

К физиологической синкинезии относят, например, движения рук при ходьбе. Патологические синкинезии возникают при поражении пирамидной системы.

Примером патологически синкинезии может быть непроизвольное поднимание парализованной ноги при попытке вставания с постели без помощи рук; появление в парализованной конечности движений, повторяющих движения здоровой конечности; производя какие-либо действия рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их движениями языка и губ.

У детей с ДЦП наиболее часто наблюдаются глобальные патологические синкинезии, когда выполнение любого произвольного движения сопровождается непроизвольными движениями в других частях тела (в первую очередь вовлекаются наиболее пораженные конечности).

Например, ребенку предлагается выполнить какое-нибудь движение здоровыми конечностями: сжимая руку в кулак, поднять ее вверх, взять игрушку, поймать мяч и др. В ответ наблюдается ряд непроизвольных движений на парализованной стороне (пораженная рука сгибается в локте, приводится к туловищу, происходит пронация предплечья, сгибание кисти приведение ноги).

Наличие патологических синкинезии усложняет и затрудняет формирование произвольных движений и освоение различных видов деятельности.Синкинезии проявляются при всех формах ДЦП.

Насильственные движения

Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловлены переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных двигательных актов (могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей). Гиперкинезы, в зависимости от вида, могут проявляться при всех формах ДЦП.

Хореатоз – непроизвольные быстрые, размахивающие, неритмичные движения, возникающие в разных частях тела. Характерны для гиперкинетической формы ДЦП.

Атетоз –  медленные, вычурные, червеобразные движения в мышцах (с переразгибанием пальцев). Характерны для гиперкинетической формы ДЦП.

Хореатитоз – сочетание атетоидных движений с хореиформными. Характерны для гиперкинетической формы ДЦП.

Двойной атетоз – выраженный атетоидный гиперкинез мышц лица и конечностей с двух сторон. Характерен для гиперкинетической формы ДЦП.

Тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка).

Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольных двигательных актов. Они препятствуют своевременному формированию предметной, игровой, учебной и других видов деятельности, негативно сказываются на речи и письме.

Характерны для атонически-астатической формы ДЦП и для других форм, осложненных атактическим синдромом.

Защитные рефлексы

К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявляются, что создает оптимальные условия для развития произвольных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоровых людей они не вызываются. У детей с церебральным параличом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного возраста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Высшие интегративные двигательные центры не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное  функционирование нижележащих мозговых структур задерживает  созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.

К позотоническим рефлексам относят:лабиринтный тонический рефлекс;асимметричный тонический шейный рефлекс;симметричный тонический шейный рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменении положения головы. Повышение тонуса мышц-разгибателей, когда ребенок лежит на спине, и мышц-сгибателей, когда ребенок лежит на животе.

В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Голова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кисти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть  выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности.

Лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, задерживает формирование основных двигательных функций.

Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в изменении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противоположной стороне тела – в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторону вызывает изменение в положении конечностей и ребенок принимает позу «фехтовальщика». Особенно пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторной координации, зрительном восприятии и предметной деятельности. При повороте головы в сторону предмета рука на стороне поворота непроизвольно разгибается и ребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не представляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как на элементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовыми умениями и навыками.

Симметричный тонический шейный рефлекс – влияние движений головы в шейном отделе позвоночника на мышечный тонус конечностей (ребенок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолировать движения головой, не вызывая патологическое синергическое движение в конечностях). Проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах. При поднятии головы, а также при наклоне головы вперед усиливаетсятонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс формирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную  работу рук и ног при ходьбе.

Часто может проявляться  сочетание различныхпозотоническихрефлексах у одного и того же ребенка. Так или иначе, позотонические рефлексы являются по своей природе и влиянию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП патологическими.

Патологические тонические рефлексы могут проявляться при всех формах ДЦП.

12.  Нарушение равновесия и координации движений

Атаксия – несформированность реакций равновесия и координации. Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. Характерны для атонически-астатической формы ДЦП.

13. Нарушение ощущений движения

Нарушение проприоцептивной регуляции движений проявляется в резком затруднении выработки условно рефлекторных связей – ослабление чувства позы, искаженное восприятие направлений движений. Характерно для всех форм ДЦП.

Таким образом, ДЦП – это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций, а заболевание, характеризующееся своеобразно нарушенным ходом моторного развития, что в большинстве случаев нарушает последовательный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к  своеобразной аномалии развития в целом.

В процессе формирования модели инклюзивного образования детей с детским церебральным параличом важно учитывать структуру двигательной патологии каждого ребенка, с целью создания адекватной коррекционно-реабилитационной предметно-развивающей среды.

 


 

Замедление роста.

Маленькие дети, которым трудно принимать пищу, могутнабирать вес медленно. Старшие дети могут быть более худыми, чем это обычно бывает в их возрасте, поскольку двигаются они мало и их мускулатура не развита.У детей с гемиплегиейпораженные рука и нога обычно суше и короче здоровых конечностей.

6. Замедленное развитие. Часто считается, что дети, которые не в состоянии отчетливо говорить и должным образом управлять своим лицом, имеют замедленное умственное развитие. Это не всегда так. Около половины детей, больных ДЦП, испытывают трудности в обучении. Остальные, в особенности те, у которых атетоидный синдром, имеют средний или хороший интеллектуальный уровень развития.

7. Особенности личности и поведения. Церебральный паралич может влиять на развитие личностиребенка.Поскольку ребенок сталкивается с трудностямив движении и общении, он может быстро вспылить, разгневаться во время какого-то занятия, либо вообще бросить его и больше к нему не возвращаться.


 

Варианты психического инфантилизма

Младший дошкольный возраст

Низкий уровень. Игры однообразны. Интерес к игрушке кратковременный. Использование предметов заместителей вызывает затруднение. Наблюдается неустойчивость в игровом общении (захватывает игрушки, разрушает постройки товарищей). Игровые действия не сопровождаются речью. Самостоятельная игра кратковременна. Наблюдаются неадекватные действия с игрушками. Роль не обозначена.

Средний уровень. Интерес к игрушке устойчивый. Игровые действия разнообразны. Цепочка действии соответствует логике, носит сюжетный характер. Понимает предложение к использованию предметов-заместителей, пользуется ими. Называет себя в игровой роли. Сопровождает игру речью. В игре со сверстниками проявляет доброжелательность. Игровые действия бытового содержания. Игрушки заранее самостоятельно не подбирает.

Высокий уровень. Интерес к игрушке избирательный, устойчивый. Игровые действия разнообразны, соответствуют логике. В играх проявляет инициативу, охотно включается в ролевой диалог. Самостоятельно пользуется предметами-заместителями. Много говорит в слух. В общении с детьми доброжелателен. Роли четко обозначены.

Средний дошкольный возраст

Низкий уровень. Интерес к игрушкам кратковременный. Игровые действия однообразны, иногда наблюдаются нарушения логики. Затрудняется самостоятельно придумывать сюжет игры или новую роль, игровые действия. Испытывает трудности в ролевом диалоге. В общей игре вступает в конфликты. Использует в игре ограниченное количество предметов-заместителей. Проявляет интерес к совместными играм с воспитателями.

Средний уровень. Интерес к игрушкам устойчивый. Воспроизводит разные сюжеты (бытовые, общественные). Игровые действия объединены сюжетом и соответствуют логике. Может принять разные роли. В игре использует как реальные предметы, так и их заместителей. Сопровождает игру речью. Инициативен, доброжелателен со сверстниками. Имеет партнеров в играх.

Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к разнообразным предметам и игрушкам. Самостоятелен в выборе предметов-заместителей. Проявляет инициативу и творчество в создании игровой обстановки и новых ролей. Поддерживает ролевой диалог, активен в нем. Воспроизводит в играх события, впечатления от передач и мультфильмов. В играх доброжелателен, хорошо взаимодействует в подгруппе детей.

Старший дошкольный возраст

Низкий уровень.

Интерес к игрушкам неустойчивый. Игровые действия однообразны, ребенок не использует речь. Ролевой репертуар беден, сосредоточен на действиях с игрушками. Не наблюдаются элементы планирования, сотрудничества с кем-либо. Игры кратковременны. Не умеет согласовывать свои действия с общим игровым замыслом. Нет партнеров по игре.

Средний уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к играм. Игрушки, предметы подбирает в соответствие с ролью, участвует в создании игровой обстановки. Сюжеты игр разнообразны (бытовые, трудовые, по мотивам знакомых сказок). Называет свою роль и роли других детей, раскрывает игровые действия. Использует широко предметы-заместители. Активен в ролевом диалоге. Учитывает интересы играющих, доброжелателен. Пытается справедливо разрешить споры. Использует считалки, жребий, очередность.

Высокий уровень. Интерес к игрушкам устойчивый. Имеет разносторонние игровые интересы. В играх инициативен, фантазирует, комбинирует реальные и фантастические события. Активен в ролевом взаимодействии, в ролевых диалогах. Доступны как ведущие, так и второстепенные роли. Планирует, подбирает необходимые игрушки, предметы для игр. К сверстникам доброжелателен, проявляет интерес к сотрудничеству.

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

С целью разработки адекватных индивидуальных образовательных маршрутов для воспитания, развития и обучения дошкольников с ДЦП специалистам важно проанализировать данные комплексного  диагностического обследования дошкольников, включенных в систему инклюзивного образования.

В первую очередь необходимо проанализировать возможности включения дошкольников с ДЦП в систему инклюзивного образования с учетом данных полученных при проведении экспертной оценки ограничения их жизнедеятельности.

Пользуясь приведенным ниже описанием основных форм проявления нарушений, проводится экспертная оценка имеющихся у ребенка ограничений жизнедеятельности в соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности [5].

И их родителей

Комплексная реабилитация дошкольников с ограниченными возможностями вследствие детского церебрального паралича (ДЦП) подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных на восстановление (развитие, формирование) психических функций, процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе, т.е. направленных на восстановление (развитие) психологических механизмов социальной интеграции. Этот аспект реабилитационных мероприятий дефиницируется как психологическая реабилитация.

Ее целесообразность, приоритетные направления, оптимальные методические приемы в условиях инклюзивного образования будут определяться прежде всего тем, какие именно сферы, моменты психической деятельности оказались нарушенными, тем, какие именно психические функции, свойства следует восстанавливать и развивать в первую очередь. Соответственно, для этого необходимо проведение психодиагностического обследования, психологической экспертизы.

Психодиагностическое обследование показано ребенку с детским церебральным параличом с того момента, когда решается вопрос о необходимости его реабилитации и возможности включения в систему инклюзивного образования. Смысл психологического обследования ребенка с ДЦП заключается и в том, что его результаты имеют необходимую информационную ценность для разработки содержательного аспекта реабилитационной программы.

В силу того, что в качестве объекта психологической реабилитации должен выступать не только сам ребенок с ограниченными возможностями, но и его ближайшее окружение, в первую очередь родители, семья, то очевидна и необходимость в психодиагностическом обследовании семьи, в оценке той системы отношений, в которой развивается ребенок.

Итак, психологическое обследование ребенка с ограниченными возможностями вследствие ДЦП и его семьи показано во всех случаях, когда речь идет о необходимости проведения реабилитационных мероприятий. Цель этих обследований заключается в определении наиболее эффективных средств психологической реабилитации, в расстановке ее приоритетов (направленности), в объективизации оценки ее эффективности в процессе разработки модели инклюзивного образования. Соответственно, задачами психодиагностики являются:

· определение нарушений психической деятельности у ребенка с ограниченными возможностями и оценка вероятности восстановления нарушенных функций;

· определение возможных механизмов компенсации психических расстройств и способов «стимуляции», актуализации этих механизмов;

· определение психологических параметров, которые целесообразно использовать в качестве мониторируемых в ходе реабилитационного процесса;

· определение объема и характера психологической помощи, которая должна оказываться родителям для обеспечения эффективной реабилитации ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что психологическое обследование дошкольника с ограниченными возможностями вследствие ДЦП должно акцентировать внимание не только на патологических проявлениях его психического развития, но и на анализе индивидуал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.085 с.)