Тема: научно – методический анализ содержания и структуры раздела «механика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: научно – методический анализ содержания и структуры раздела «механика»



Авторы программы УМК Громов С.В., Родина Н.А. УМК Кабардин О.Ф. (Архимед) УМК «Сферы» Белага В.В. УМК Генденштейн Л.Э.
Содержание с указанием часов на изучения темы. Движение и взаимодействие тел (22 ч) Механическое движение. Скорость. Средняя скорость. Ускорение. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела. Сила. Сила тяжести. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Сила трения. Трение в природе и технике. Механические явления(39) Кинематика Механическое движение. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Ускорение - векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Динамика Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твёрдого тела. Механические явления. Кинематика Механическое движение. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Ускорение - векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Динамика Инерция. Инертность тел. закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса - векторная величина. скалярная величина. Плотность вещества. Сила II закон ньютона. III закон ньютона. Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твёрдого тела. Механические явления (54/80 ч) Движение и взаимодействие тел (22/33 ч) Механическое движение. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Давление. Закон Архимеда и плавание тел (19/26 ч) Давление твёрдых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание. Работа и энергия (13/21 ч) Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твёрдого тела, имеющего закреплённую ось вращения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики"). Коэффициент полезного действия механизма.
Лабораторные работы (фронтальные экспериментальные задания) Лабораторные работы: 3. Измерение массы тела на рычажных весах. 4. Измерение объёма тела. 5. Измерение плотности твёрдого тела. 6. Измерение силы с помощью динамометра. Экспериментальные задания: 1. Измерение средней скорости неравномерного движения тела. 2. Исследование зависимости массы вещества от его объёма. 3. Измерение силы динамометром. 4. Исследование зависимости результата действия силы от модуля, направления и точки приложения. 5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. 6. Изучение зависимости силы тяжести от массы тела. 7. Изменение веса тела при его движении по вертикали с ускорением. 8. Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения. 9. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Демонстрации: 1. Равномерное прямолинейное движение. 2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта. 3. Свободное падение тел. 4. Равноускоренное прямолинейное движение тел. 5. Явление инерции. 6. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов. 7. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии. 8. Сложение сил. 9. Явление невесомости. 10. Свойства силы упругости. 11. Свойства силы трения. Кинематика Демонстрации Равномерное прямолинейное движение. 2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта. 3. Свободное падение тел. 4. Равноускоренное прямолинейное движение. 5. Равномерное движение по окружности. Лабораторные работы и опыты 1. Измерение скорости равномерного движения. 2. Измерение ускорения свободного падения. 3. Измерение центростремительного ускорения. Динамика Демонстрации 1. Явление инерции. 2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов. 3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии. 4. Измерение силы по деформации пружины. 5. Третий закон Ньютона. 6. Свойства силы трения. 7. Сложение сил. 8. Явление невесомости. 9. Равновесие тела, имеющего ось вращения. 10. Барометр. 11. Опыт с шаром Паскаля. 12. Гидравлический пресс. 13. Опыты с ведёрком Архимеда. Лабораторные работы и опыты 1. Измерение массы тела. Измерение плотности твёрдого тела. Измерение плотности жидкости. 4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. 5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. 6. Сложение сил, направленных под углом. 7. Измерение сил взаимодействия двух тел. 8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. 9. Измерение атмосферного давления. 10. Исследование условий равновесия рычага. 11. Нахождение центра тяжести плоского тела. 12. Измерение архимедовой силы. Кинематика Демонстрации: 1. Равномерное прямолинейное движение. 2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта. 3. Свободное падение тел. 4. Равноускоренное прямолинейное движение. 5. Равномерное движение по окружности. Лабораторные работы и опыты: 1. Измерение скорости равномерного движения. 2. Измерение ускорения свободного падения. 3. Измерение центростремительного ускорения. Динамика Демонстрации: 1. Явление инерции. 2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов. 3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии. 4. Измерение силы по деформации пружины. 5. III закон ньютона. 6. Свойства силы трения. 7. Сложение сил. 8. Явление невесомости. 9. Равновесие тела, имеющего ось вращения. 10. Барометр. 11. Опыт с шаром Паскаля. 12. Гидравлический пресс. 13. Опыты с ведёрком Архимеда. Лабораторные работы и опыты: 1. Измерение массы тела. 2. Измерение плотности твёрдого тела. 3. Измерение плотности жидкости. 4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. 5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. 6. Сложение сил, направленных под углом. 7. Измерение сил взаимодействия двух тел. 8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. 9. Измерение атмосферного давления. 10. Исследование условий равновесия рычага. 11. Нахождение центра тяжести плоского тела. 12. Измерение архимедовой силы. Движение и взаимодействие тел Лабораторные работы: № 4. «Исследование равномерного движения тела». №5. «Измерение массы тела». №6. «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей». №7. «Конструирование динамометра и измерение сил». №8. «Исследование трения скольжения». Кратковременные фронтальные практические работы при изучении нового материала: №3. «Определение зависимости средней скорости движения шарика по наклонной плоскости от угла наклона плоскости». № 4. «Исследование зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы». №5. «Определение зависимости силы трения покоя и силы трения скольжения от материалов поверхностей тел». Давление. Закон Архимеда и плавание тел Лабораторные работы: №9. «Изучение выталкивающей силы (силы Архимеда)». №10. «Условия плавания тел в жидкости». Кратковременные фронтальные практические работы при изучении нового материала: №6. «Изучение зависимости объёма воздуха в закрытом сосуде от давления». № 7. «Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело». №8. «Изготовление модели лодки и измерение её грузоподъёмности». Работа и энергия Лабораторные работы: №11. «Правило равновесия рычага. Нахождение и сравнение моментов сил». Кратковременные фронтальные практические работы при изучении нового материала: №9. «Измерение работы силы трения на заданном пути». № 10. «Нахождение центра тяжести плоской фигуры». №11. «Конструирование систем блоков и исследование условия равновесия блока». №12. «Измерение коэффициента полезного действия системы блоков».
Авторы программы УМК Мякишев УМК Генденштейн Л.Э УМК Физика. Под. Ред. Пинского (10-11) Углубленный уровень
Содержание с указанием часов на изучения темы. Механика (27/69): Кинематика (6/15), законы динамики Ньютона (4/10), силы в механике (5/16), законы сохранения импульса (3/5), законы сохранения механической энергии (4/10), динамика вращательного движения абсолютно твердого тела (3), статика (3/5), основы гидромеханики (2/5). Механика (42 ч) Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики - перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений. Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости. Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны. Механика (49): Кинематика (12) Кинематика. Система отсчета. Механическое движение, Материальная точка. Виды движения. Закон движения, уравнение движения. Мгновенная скорость. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное движение. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Угловая скорость. Инвариантные и относительные величины в кинематике. Закон сложения скоростей Динамика(15) Динамика. Первый закон Ньютона. Инерция и инертность. Инерциальные системы отсчета. Масса. Сила, Виды сил. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона Законы сохранения(14) Импульс тела. Закон сохранения и изменения импульса. Движение тел переменной массы. Реактивное движение. Момент импульса. Закон сохранения момента импульса Энергия. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия вращающегося тела. Работа силы. Мощность. Связь работы и энергии. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Полная механическая энергия
Лабораторные работы (фронтальные экспериментальные задания) Кинематика Лабораторные работы: 1. Изучение движения тела по окружности. 2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально. 3. Измерение мгновенной скорости с использованием секундомера или компьютера с датчиками. 4. Измерение ускорения. Исследования: 1. Исследование равноускоренного движения с использованием электронного секундомера и или компьютера с датчиками. Силы в механике Лабораторные работы: 1. Измерение жесткости пружины. 2. Измерение коэффициента скольжения. Законы сохранения механической энергии Лабораторные работы: 1. Изучение закона сохранения механической энергии. 2. Определение энергии и импульса по тормозному пути. Статика Лабораторная работа: изучение равновесия тел под действием нескольких сил. Лабораторные работы: 1. измерение жесткости пружины; 2. определение энергии и импульса по тормозному пути; 3. изучение закона сохранения энергии в механике с учётом действия силы трения скольжения; 4. изучение колебаний пружинного маятника. Лабораторные работы 1. Измерение ускорения движения тела. 2. Проверка закона путей для равноускоренного движения. 3. Измерение сил и ускорений. 4. Измерение импульса. Физический практикум 1. Изучение движения тела, брошенного горизонтально. 2. Изучение движения тела по окружности. 3. Исследование зависимости ускорения тела от его массы. 4. Изучение движения системы связанных тел. 5. Изучение закона сохранения импульса. 6. Исследование превращения потенциальной энергии упругой деформации в кинетическую энергию. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

3. Тема: Разработка поурочного планирования по теме « Работа, мощность, энергия »

Тема урока Тип урока Цели урока Знания и умения, формируемые на уроке
1 Механическая работа Урок изучения нового материала Личностные: воспитать умения и навыки коллективной работы; содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира. Предметные: сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути; продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента. Метопредметные: сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы; развивать умение анализировать учебный материал; развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.   Знать: понятие механической работы, Уметь: рассчитывать величину работы, находить значение работы указанной силы в конкретной ситуации.
2 Мощность Урок изучения нового материала Личностные: формировать внимательность на уроке; Предметные: познакомить учащихся с мощностью как характеристикой скорости выполнения работы, научиться вычислять мощность по формуле; Метопредметные: развивать логическое мышление при изучении материала, решении задач. Знать: понятия мощность. Уметь: вычислять мощность.
3 Энергия Урок изучения нового материала Личностные: аккуратность ведения записей, формировать внимательность на уроке. Предметные: научить объяснять понятие энергия, как способность тела совершать работу, научить объяснять определение, формулу и от чего зависит кинетическая энергия, научить объяснять определение, формулу и от чего зависит потенциальная энергия. Метопредметные: развивать логическое мышление при изучении материала, решении задач. Знать: понятие энергия, определение, формулу и от чего зависит кинетическая энергия (потенциальная энергия). Уметь: вычислять кинетическую и потенциальная энергия
4 Закон сохранения энергии Комбинированный урок Личностные: воспитание доброжелательности, сотрудничества, сотворчества; воспитание профориентационной направленности.  Предметные: ввести понятие механическая энергия, познакомить с законом сохранения и превращения энергии. Метопредметные: уметь творчески интерпретировать имеющуюся информацию, обогащать словарный запас учащихся, отрабатывать вычислительные навыки. Знать: понятие механическая энергия, закон сохранения энергии Уметь: решение задач на тему закон сохранения энергии
5 Использование энергии движущейся воды и ветра Урок творческого поиска Личностные: расширение кругозора учащихся. Предметные: углубление понятия энергия на примере её практического применения; показ различных методов научного познания – экспериментального и теоретического; Метопредметные: дальнейшее формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию. Знать: практического применения энергии
6 Рычаг. Правило моментов Комбинированный урок Личностные: стимулировать творческую активность учащихся, способствовать воспитанию толерантности в ходе групповой и индивидуальной работы по вопросам изучаемой темы. Предметные: сформировать понятие «простые механизмы», «выигрыш в силе»; «момент силы», выяснить условие равновесия рычага, научить решать простейшие задачи по данной теме. Метопредметные: развить общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности  учащихся, интерес к предмету, сформировать умения применять знания в решении учебных и жизненных задач. Знать: понятие «простые механизмы», «выигрыш в силе»; «момент силы», условие равновесия рычага. Уметь: решать простейшие задачи по теме «Рычаг. Правило моментов».  
7 Лабораторная работа 7. Выяснение условия равновесия рычага Урок комплексного применения знаний и умений 1.Формирование учебно-познавательной компетенции через выяснение условия равновесия рычага. 2.Проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. 3.Проверка на опыте правила моментов. Знать: правило равновесия рычага, правило моментов Уметь: применять знания по данной теме на практике.
8 Блок. Другие механизмы Урок комплексного применения знаний и умений · Личностные:  расширение кругозора учащихся. · Предметные: овладения знаниями и умениями по данной теме; научить объяснять принципы действия простейших механизмов, их применение; · Метопредметные: вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс; расширение кругозора, развитие интереса к физике. формировать навыки учебной деятельности: обобщать, анализировать, делать выводы. Знать: принципы действия простейших механизмов  
9 Коэффициент полезного действия Комбинированный урок Личностные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности. Предметные: обеспечить усвоение учащимися важнейшей характеристики машин и механизмов – КПД; формировать умение находить КПД различных механизмов; обеспечить усвоение формулы для расчёта КПД при решении задач; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала. Метопредметные: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь, развитие умения правильно оформлять и решать задачи. Знать: КПД, формулы для расчёта КПД. Уметь: находить КПД
10 Лабораторная работа 8. Определение КПД наклонной плоскости Урок комплексного применения знаний и умений Предметные: Дать определение КПД механизма. Убедиться на опытах, что полезная работа, выполненная с помощью наклонной плоскости, меньше затраченной работы. Определить КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Выяснить, от чего зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Показать связь изученного материала с жизнью. Личностные: Создать условия для развития личности учеников в процессе их деятельности. Способствовать развитию практических навыков измерения силы с помощью динамометра, выполнения схемы эксперимента. Продолжить формирование умения выделять главное, выдвигать гипотезу и проверять её на опыте. Метопредметные: Продолжить развитие коммуникативных навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка). Уметь: измерять характеристики наклонной плоскости, рассчитывать полезную и затраченную работу, КПД простого механизма.
11 Диагностико-коррекционное занятие Урок контроля и коррекции знаний Личностные: формировать внимательность на уроке; Предметные: закрепление полученных знаний; Метопредметные: развивать логическое мышление при изучении материала, решении задач.  
12 Контрольная работа 3 по теме «Работа и мощность. Энергия» Урок контроля и оценки знаний Личностные: Предметные: проверка усвоения темы «Работа и мощность. Энергия» Метопредметные: развивать логическое мышление при изучении материала, решении задач Воспроизводить полученные знания и умения в ходе контрольных мероприятий.

2 Демонстрационные опыты:

Опыт 1 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу.

Опыт 2 «равновесие»

Оборудование: линейка, карандаш, ластик.

Проведение: 1. Линейка, лежащая на карандаше, - это рычаг. Карандаш О - опора рычага, а отрезки линейки ОА и ОВ - плечи рычага. Положим карандаш под середину линейки. Линейка не качается и сохраняет то же горизонтальное положение, как если б она лежала на столе, т. е. находится в равновесии. Значит, центр тяжести линейки находится в её середине.

2. Положим на концы линейки по ластику Л - плечи рычага останутся в равновесии.

3. Добавим на плечо ОА ещё 2 ластика, и оно перевесит плечо ОВ с одним ластиком. Это значит, что центр тяжести линейки с ластиками сместился.

4. Уравновесим линейку четырьмя ластиками, сместив карандаш-опору ближе к трём ластикам. Плечо ОА стало короче плеча ОВ на столько же, насколько один ластик, легче двух. 3Л: 1Л = ОВ: ОА

 

3.Задачи

 


 

4.Тема: составление конспектов уроков»

Тема урока: Энергия.

Цель урока: сформировать умение распознавать основные виды механической энергии и рассчитывать их величину.

Задачи урока:

Предметные: Объяснять значение понятия энергия; понимать смысл физической величины механическая энергия, знать её единицы в СИ; различать виды механической энергии: кинетическая и потенциальная энергия; записывать формулы для вычисления кинетической и потенциальной энергии; объяснять зависимость тормозного пути от кинетической энергии автомобиля

Метопредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; развивать логическое мышление при изучении материала, решении задач.

Личностные: сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; аккуратность ведения записей, формировать внимательность на уроке.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: Учебник (Громов С.В., Родина Н.А.), наклонная плоскость, два бруска.

          

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Повторение с целью актуализации. (Опрос по теме «Работа. Мощность»).

3. Изучение нового материала.

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

5. Рефлексия.

6. Задание на дом.

Ход урока:

I. Организационная часть.

Приветствие, проверка явки учащихся и их готовности к занятию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.039 с.)