Социально – педагогическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально – педагогическая деятельность



СО СТУДЕНТАМИ «ГРУППЫ РИСКА»

В АЛАТЫРСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Организация групповой психокоррекционной работы со студентами

 

Егорова Светлана Владимировна,

педагог-психолог,

Алатырский технологический колледж

Минобразования Чувашии

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания, появилось такое понятие как дети группы риска.

В педагогике к «Группе риска» относятся дети, живущие в состоянии неустойчивого равновесия между общественной нормой и противостоянием ей, с отклоняющимся, так называемым девиантным, поведением. Девиантное (от лат. deviantio.–отклонение) поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.[1, 47]

В «Группу риска» колледжа входят студенты от 15 до 18 лет. Основной особенностью данного возраста является появление «чувства взрослости», желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники. В то же время для подростков очень важно одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих как взрослых, так и сверстников.

Проведенное психологическое изучение подростков «Группы риска» позволили мне определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, отсутствие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.

К группе риска мы в колледже относим следующие категории студентов:

– студенты-сироты;

– студенты- инвалиды;

– студенты с аддиктивным поведением;

– студенты социально-неблагополучных семей.

В целом социально-коррекционная работа продолжается в течение всего учебного года и включает следующие формы организации работы со студентами:

1.Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-беседы, круглый стол, работа в группах, групповые консультации, психодиагностика.

Особенностью занятий является дискуссионный характер общения с подростками, способствующий возникновению доверительной атмосферы, что позволяет мне как психологу затрагивать сложные темы, которые обычно подростки обсуждают только между собой, получая искаженную, противоречивую информацию. Доверительные отношения побуждают подростков открыто высказывать свои мысли, выражать свои чувства и это позволяет эффективно воздействовать на сознание подростков в процессе проведения занятий.

2. Индивидуальная коррекционная работа с подростками – личные беседы, игры и упражнения, психодиагностика. С каждым студентом проводится работа по индивидуальным коррекционным программам.

3.Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «педагог-обучающийся».

4. Консультативная работа с родителями студентов.

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними.

Целью диагностических исследований личности является получение информации о динамике психического развития обучающихся и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В работе с педагогами, задачей является информирование их об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований, обучение навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками. Предлагаются рекомендации по конструктивному общению с подростком.

Психокоррекционная работа в основном состоит из блока тренинговых занятий.

В процессе занятий подростки учатся заглядывать внутрь себя, задумываться о своей жизни, своих взаимоотношениях с окружающим миром, проявлять себя в творчестве.

Например, на тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников. Студентам крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других. Проводя занятия, следует особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками.

После окончания групповой работы также проводятся индивидуальные консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения.

Основной задачей в работе психолога является работа с семьей студента, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса.

Работа с семьей начинается с изучения условий жизни ребенка, устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.

Родительское собрание является одним из важных методов психологического просвещения где я, как педагог-психолог информирую родителей о возрастных психологических особенностях детей, даю рекомендации по оптимизации межличностных отношений с ними.

Одной из форм психолого-педагогического просвещения и коррекции, который я использую в своей работе с родителями, является кинотренинг и просмотр видеороликов. При просмотре видеороликов и сюжетов из фильмов есть возможность взглянуть со стороны на обсуждаемую проблему. В это время родители могут проанализировать поступки своих детей. Иногда просмотр видеосюжетов вызывает у родителей эффект «узнавания» себя в поведении ребенка.

Большое внимание при работе с родителями я уделяю диагностическому направлению. Изучение семей обучающихся позволяет мне ближе познакомиться с самим студентом, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Важным моментом в работе со студентами является эффективное использование свободного от учебы времени, привлечение к досуговой и спортивной занятости.

Неорганизованность досуга, а также отсутствие возможностей у большинства подростков для полноценного отдыха, творческого и физического развития в специальных кружках и секциях приводит к тому, что подростки оказываются «на улице».

Подросток уходит «на улицу», чтобы почувствовать собственную независимость, самостоятельность, свободу. Молодежные компании обычно встречаются в местах, где меньше всего вероятность попасть под контроль взрослых. Освобождаясь из-под контроля взрослых, подростки предоставлены сами себе и могут развлекаться, как они хотят. В результате растет преступность, кражи, правонарушения.

Для физического и духовно-нравственного развития основными задачами являются: восстановление и развитие позитивных интересов подростка с девиантным поведением; чувства социальной ответственности и навыков дисциплины и самодисциплины.

В нашем колледже работает много кружков и спортивных секций, также активно ведет деятельность Совет студенческого самоуправления.

После проведенных бесед и убеждений со студентами «Группы риска», мы стараемся вовлечь их во внеурочную деятельность.

Также наше учебное заведение оказывает помощь в трудоустройстве и временной занятости студентов, что также имеет немаловажное значение для развития нравственных качеств личности.

Целью трудоустройства является приобщение подростка к труду и получение профессиональных навыков. Обучающиеся работают на субботниках по уборке и благоустройству колледжа и города. Результатом было то, что внеурочное время были заняты полезной деятельностью.

Одним из направлений в нашей работе является привлечение студентов к волонтерской деятельности. Участие студентов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону.

Важная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительной акции, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д.

Эффективная коррекционная работа невозможна без комплексного взаимодействия с организациями, занимающимися вопросами, связанными с несовершеннолетними.

Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Алатыря и субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в следующем:

- проведение индивидуальных профилактических бесед в образовательном учреждении;

- профилактические беседы с сотрудниками МО МВД России «Алатырский»;

- участие в Информационных днях КПДН и ЗП в образовательном учреждении «Права и обязанности несовершеннолетних в свете законодательных актов», где перед обучающими выступают работники прокуратуры, правоохранительных органов (подразделения по делам несовершеннолетних, отделения по контролю за оборотом наркотиков МО МВД России «Алатырский», ГИБДД), медицинские работники.

Главное в работе со студентами «Группы риска» - согласованность действий всех субъектов профилактики. Только в этом случае, возможно достижение положительного результата, ради которого мы работаем.

 

Литература:

 

1. Ефимова И.С. Воспитание трудного ребенка, дети с девиантным поведением. Учебно- методическое пособие. М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2011.

2. Гомонова С.И. Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения.- М.,2013.

3. Жирова Т.М. Твоя жизнь - твой выбор. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и родителей. – М., 2014.

4. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2012.

5. Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением.- М.-Амстердам, 2016.

Духовность студента в зеркале современных психологических знаний и психологического сопровождения воспитательного процесса

«Организация групповой просветительской работы со студентами»

Иванова Кристина Анатольевна,

педагог-психолог,

Чебоксарский техникум

«ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии

 «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

В.А. Сухомлинский

Развитие воспитания в системе образования в России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений всех видов и типов.

Проблема развития воспитания привлекает особое внимание, так как, речь идет о будущем нашей Республики, нашей страны, ценностных ориентациях нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения. Все мы видим острую необходимость развития деятельностного подхода к организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания подростков, гуманизацию своей педагогико-психологической деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание наших студентов. Все это связана с резким падением духовного здоровья нашего общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (культа насилия, эгоизма, обмана и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. «Нравственность» представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, его этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами.

События настоящего времени подтверждают, что социальная дифференциация общества, понижение духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего на современную молодежь.

Не случайно сегодня проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают обучающимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме. Формирование духовно – нравственного, с активной жизненной патриотической позицией современного специалиста – задача каждого человека.

В последние десятилетия в психолого-педагогической литературе была поставлена задача "формирования у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности". Особо актуальной становится проблема создания психолого-педагогических условий для эффективного воспитания студенческой молодежи, способствующего становлению и развитию духовно-нравственного компонента их личности и разработка программ оптимального психологического сопровождения этого процесса. Формирование специалиста нового типа, сочетающего профессиональную компетентность с высокой личной культурой, требует достижения такого качества психолого-педагогического сопровождения, которое способно помочь студенту в его духовном самообразовании.

Актуальность темы заключается в следующем:

- её реализация будет способствовать спасение национального сознания, заполнению существующего у молодёжи духовного вакуума;

- утверждение национального образа жизни, основанных на духовных ценностях, будет способствовать формированию принципов жизнеспособной цивилизации.

Целью является создание условий для формирования ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях, формирование воспитательной среды, способствующей развитию ключевых компетенций студентов.

Задачи:

- воспитание студентов на принципах общечеловеческих ценностей, формирование нравственных, духовных, интеллектуальных, эстетических, общекультурных компетенций студентов;

- гражданское, патриотическое воспитание;

- создание единого толерантного пространства для формирования единого коллектива студентов, независимо от уровней профессионального образования и ограничений в здоровье;

- применение разнообразных технологий для создания атмосферы психологического комфорта;

- повышение ответственности студентов к выполнению правил внутреннего распорядка;

- внедрение современных здоровьесберегающих технологий при формировании личности студентов;

- воспитание профессиональной культуры и повышение уровня трудового воспитания;    

- продолжение реализации программы по профилактике асоциального поведения, алкоголизма, табакокурения, наркомании;

Таким образом, воспитательная система сочетает в себе традиции и инновации; она направлена на поиск содержания и новых форм работы, которые позволяют сформировать у студентов необходимый уровень духовной, нравственной, интеллектуальной, профессиональной, экологической, художественной, физической и правовой культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.027 с.)