Роль социально-психологической службы в нравственном воспитании подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль социально-психологической службы в нравственном воспитании подростков



Организация индивидуальной работы со студентами

 

Алексеева Ольга Юрьевна,

социальный педагог,

Шумерлинский политехнический техникум

Минобразования Чувашии

 

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Изначально термин «нравственность», берет свое начало от слова нрав. трактовке латинских источников нравы синони мизируют с (moralis) моралью.

Отношение к определению сущности категории «нравственность» современных исследователей исходит из позиции таких видных отечественных педагогов, как П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.В. Шелгунов и других.

 Л.Н. Толстой, рассматривая сущность «нравственности» человека, выдвинул «идею самосовершенствования каждого человека»;

 К.Д. Ушинский считал главным в нравственном человеке - его «стремление к проявлению доброй воли к борьбе со злом»;

Н.В. Шелгунов подчеркивает необходимость «создать в ребенке безошибочное сознание, дать ему такие факты, из которых он мог бы вывести руководящие принципы своего поведения»;

П.Ф. Лесгафт утверждал, что нужно содействовать выработке в ребенке «нравственного человека со стремлением руководствоваться в жизни этим идеалом»;

В.П. Острогорский говорил о необходимости привить ребенку стремление к нравственному идеалу, потребность самому всегда поступать «прекрасно, гуманно, в духе любви».

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для подростка значимым и привлекательным, потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий: опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности и обеспечивающие эмоциональную насыщенность общей деятельности; организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников; создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху; утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности; учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения; заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Таким образом, нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни подростков.

Очень хорошо, что сегодня решается данная проблема путем объединения усилий не только педагогов, родителей, но и административных структур. Всё, что впитывает ребёнок в себя очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас педагогов. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит нравственное воспитание личности ребёнка.

Труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем.

Для техникума важно, чтобы подростки были:

- настоящими гражданами: любили свою страну, истории, обычаи, язык, желали стать на ее защиту, если это потребуется.

- трудолюбивыми – испытывали потребность в созидательной трудовой деятельности, понимали пользу труда для себя и общества.

– умели согласовывать свои желания с желаниями других, умели координировать свои усилия с усилиями других, умели подчиняться и умели руководить.

– уважали себя при уважении других, выросли честными и правдивыми, нравственно чистыми, скромными.

Важно, чтобы у них сформировалась:

- устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения,

- культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.

- способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль.

Это должно проявляться в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Конечно же, решающее влияние на нравственный облик ребенка оказывают здоровая атмосфера в семье, правильно организованная жизнь образовательного учреждения, нравственный облик окружающих людей. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а зачатки дурных наклонностей, приобретенные, может быть, прежде, понемногу загладятся. Считаю, быть носителем нравственности, так как учитель также как и родители является примером для подражания детей, в котором сочетаются: знания традиций своего народа, глубокое понимание общечеловеческих ценностей, внутренняя и внешняя культура.

Таким образом, главными источником формирования духовности, является Доброта, Истина и Красота, а основной принцип и метод ее реализации – сотворчество учителя, детей, родителей.

Современный учащийся стремится получить от учебного заведения не только знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему быть более эффективным в социальной среде. Семейные условия, социальное положение, род занятий, материальное положение и уровень образования родителей предопределяют жизненный путь ребенка.

Выделим основные направления работы с обучающимися:

предоставление возможностей подростку ознакомиться с учебно - материальной базой, преподавателем и обучающимися училища (дни открытых дверей, собрания и индивидуальные консультации в социально-психологической службе, работа социального педагога по индивидуальной программе в системе дополнительного образования).

Предоставление возможности удовлетворения потребностей личности в физическом развитии, в художественном и техническом творчестве, в овладении знаниями и навыками в пользовании компьютерной техники.

Приглашение обучающихся и их родителей на традиционные техникумовские мероприятия, которые наиболее полно передают дух техникума. Это способствует появлению уверенности в завтрашнем дне. Что особенно важно в период естественного подросткового психологического кризиса.

Помощь обучающимся в самопознании определении своих индивидуальных и личностных качеств и соотношении их с требованиями и возможностями профессионального обучения в техникуме (психодиагностика, ознакомление с требованиями устава, образовательного процесса, особенностями учебного заведения).

Помощь в осознании в процессе обучения правильности выбора достойной личной и социальной значимости цели, уровня профессионального образования (психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в течении всего периода обучения, совместная деятельность по корректировке психофизических и личностных качеств для достижения поставленной цели).

Как показывает анализ, у некоторых обучающихся выявлены проблемы личностного развития. Эти обучающиеся требуют постоянного психологического сопровождения, так как чаще всего не могут найти пути разрешения проблем, проявляющихся на уровне взаимодействия со сверстниками, родителями и окружающими людьми.

На решение данной проблемы ориентировано профилактическое и коррекционное направления деятельности социально-психологической службы:

-все обучающиеся изучают дисциплину «Профессиональное становление и саморазвитие личности»;

- действует открытая форма тренинговой группы в которой принимают участие те обучающиеся у которых имеются проблемы в общении, принятие себя, трудности в обучении;

- совместно с педагогами службы кураторы и мастера п/о выстраивают и реализуют коррекционные воспитательные планы;

- ведется индивидуальная консультативная работа с обучающимися и их родителями.

В результате анализа социально демографических паспортов семей трудных подростков определены основные типы неблагополучных семей (конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные), разработаны формы индивидуальной работы с ними (беседы, посещение на дому, составление акта обследования материально-бытовых условий по месту жительства несовершеннолетнего- потенциального правонарушителя, посильная материальная и другая помощь, установление связи с предприятиями, на которых работают родители обучающихся).

Ко 2 курсу количество обучающихся имеющих проблемы личностного развития снижается.

Мудрецы говорят, что человек рождается дважды. Один раз как живое существо, второй раз как личность. В техникуме создаются условия и возможности для второго рождения и социально - психологическая служба в техникуме занимает активную позицию в их формировании. Функционирование социально-психологической службы в образовательном учреждении является одним из свидетельств высокого уровня его развития.

 

 

  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДИК И УПРАЖНЕНИЙ В ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЕ ПО СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА.

Организация групповой психокоррекционной работы со студентами

 

Бурмистрова Надежда Викторовна,

педагог-психолог,

Вурнарский сельскохозяйственный техникум Минобразования Чувашии

 

Сплоченность групповая - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях - чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов - чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность. [3]

По мнению Р.С. Немова, сплоченность – это психологическое и поведенческое единство группы, то есть единство мнений, суждений, оценок, отношений и поступков членов группы в наиболее важных для нее жизненных ситуациях. [2, 372]

А вот еще одно высказывание: «Групповая сплоченность – есть процесс формирования в группе особого типа связей, которые позволяют превратить формальное объединение в действительную группу, функционирующую с определенными целями и нормами и связанную устойчивыми эмоциональными отношениями». [1, 466]

Каждый бы, наверное, хотел оказаться в коллективе, где царит взаимопонимание, взаимопомощь и взаимовыручка, где тебя ценят и уважают. Именно в таком добром окружении чувствуешь себя комфортно и уютно, именно здесь хочется находиться, учиться и работать, реализовывать свои умственные и творческие способности, стремится к новому. Именно от положительного психологического климата зависит успешность работы группы, а также комфортность каждого из участников. Поэтому очень важно сплачивать коллектив уже в начале его формирования и способствовать групповому развитию на следующих этапах.

На что бы не была направлена групповая работа педагога-психолога со студентами, она, во многих случаях, затрагивает и развивает сплоченность в группе, особенно на тренинговых занятиях. Тема групповой сплоченности актуальна, ведь от нее зависит многое: психологический климат, эффективность и производительность группы, развитие отдельной личности, вовлеченность в общественную, культурную и спортивную деятельность в техникуме, а также посещаемость и успеваемость. Поэтому одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является организация психокоррекционной и развивающей работы со студентами по сплочению коллектива.

Методик и упражнений на развитие сплоченности множество, но хочется отметить некоторые, которые улучшают эмоциональный фон во время мероприятия, положительно воздействуют на поведение участников и заставляют ребят задуматься и сделать правильные выводы.

Самая большая часть времени приходится на работу со студентами первого курса, так как коллектив здесь только зарождается. Целью тренинговых занятий является построение эффективного командного взаимодействия, сглаживание конфликтных ситуаций на основе осознания всеми участниками своих индивидуальных особенностей. Задачи преследуются следующие: помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе, формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе, и создание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Как и любой тренинг, все начинается с принятия правил работы в группе, которые обговаривают сами участники и охотно им следуют. Также в начале мероприятия предпочтительнее проводить вводные упражнения, например, «Продолжите фразу «Я люблю свою группу за…»», или похожее упражнение «Продолжите предложение», где участники вытягивают карточку с фразой и дополняют ее, утверждения могут быть следующие: «Меня радует…», «Я сержусь, когда…», Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…» и так далее. Или для настроя на мероприятие можно провести небольшой «Тест на внимание» (Приложение 1).

Основная часть мероприятия приходится на умение работать в команде, на выработку стратегии при решении текущих проблем. На поиск быстрого решения поставленной задачи, вербальное и невербальное общение можно взять следующие упражнения: «Перекинь мяч», где участники могут наблюдать за тем, как можно решить одну и ту же задачу в кротчайшие сроки, приложив для этого совместные усилия; «Молчащее и говорящее зеркало», где смысл задания состоит в том, чтобы угадать человека находящегося за спиной, используя зеркала, которыми являются участники своих команд. Одно зеркало может показывать, изображать, а другое говорить. В этом упражнении можно увидеть, насколько участники умеют общаться, правильно передавать информацию, насколько могут быть понятыми и понять другого человека.

На работу в команде подходят, такие упражнения как, «Воздушные замки», где за определенное время необходимо построить замок высотой более одного метра, используя только бумагу. Или «Вавилонская башня», где команде дается ватман, маркеры и каждому индивидуальное задание на карточке. И они должны совместно, не переговариваясь, нарисовать «Вавилонскую башню», опираясь на свою индивидуальную инструкцию. Например, инструкция может быть следующей: «Башня должна иметь 10 этажей» или «Над башней развивается синий флаг» и так далее.

Для эффективного и позитивного завершения тренинга можно использовать упражнение «Уменьшающаяся газета», где участники должны поместиться на одном газетном листе, который будет с каждым разом все меньше и меньше. Это упражнение студентам обычно очень нравится и они, увлеченные процессом, пытаются до конца устоять на максимально маленьком газетном обломке, придумывая всевозможные варианты. Или упражнение «Невидимая нить» (Приложение 2), которая побывав в руках у каждого участника, наталкивает на размышления и выводы.

 Конечно же, очень важна рефлексия не только в конце всего мероприятия, но и каждого упражнения, где проговаривая свои чувства, эмоции и мысли, участники приходят к правильным решениям и умозаключениям.

Надо сказать, что результата сразу через несколько занятий увидеть невозможно, ведь это процесс долгий. Но блеск в глазах студентов, их довольные лица, положительный тон в словах уже после первых мероприятий, говорит, о том, что они открыты, что они готовы доверять и действовать, и меняться в каких-то моментах. Очень приятно, слышать от студентов слова благодарности, когда они говорят о нужности проведения таких мероприятий, когда они говорят, что посмотрели на свою группу другими глазами, что осознали индивидуальность каждого, и что будут стараться не идти на поводу у своих эмоций, хотя это очень сложно, а прислушиваться к другим. Почва подготовлена, семена дружбы посеяны, а что из этого прорастет, покажет время. Ведь важно поддерживать теплую атмосферу, подпитывать и удобрять положительными поступками, и убирать любые «сорняки», которые могут мешать развитию сплоченного коллектива, всем вместе, сообща. Ведь в сплоченном коллективе взаимоуважение и взаимопомощь – это залог успеха.

 

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

 

1. Занковский А.Н. Организационная психология – М.: Изд-во Флинта, МПСИ, 2000 -648с.
2. Качалов В. Мир психологии. Психологический словарь. – 1999 -2019// http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=938

3. Немов Р.С. Общая психология.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 396 с.

 

 Приложение 1

Тест на внимание

Отвечать надо быстро, не раздумывая и не тратя понапрасну время.

1. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?

Ответ: Если ответ, первый – он абсолютно неверный. Вы обогнали второго бегуна и заняли его место, так что вы теперь на второй позиции.

2. Вы обогнали последнего бегуна, на какой позиции вы теперь находитесь?

Ответ: Если ответ на предпоследнем - ответ опять абсолютно неверный. Подумайте. Как можно обогнать бегуна, идущего последним? Если вы бежите за ним, значит он не последний. Ответ - это невозможно.

3. Вот еще один вопрос. Ничего не пишите и не используйте калькулятор, и помните – вы должны отвечать быстро. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось? Ответ?

Ответ: 4100. Попробуйте пересчитать на калькуляторе.

4. У отца Мэри есть пять дочерей: 1. Чача 2. Чече 3. Чичи 4. Чочо.
Вопрос: Как зовут пятую дочь?

Ответ: Чучу? НЕТ! Конечно, ее зовут Мэри. Послушайте еще раз вопрос.

 

Приложение 2

Упражнение «Невидимая нить»

Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом! - думал мудрец. - Что бы такого предпринять? - размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».

Инструкция: закройте глаза и ожидайте появления нити у вас в руках.

В это время ведущий включает релаксационную музыку и вкладывает в руку каждого из участников нить.

«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.

- Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная… Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутыми…А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем… Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом… О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя»…

Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею… Про такие ситуации люди говорят «посадил себе на шею»…

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят… В нашей команде это недопустимо.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое будет наиболее удобным для всех. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Игра закончена, на время обсуждения нить можно положить в круг, потом смотать и убрать. Нить можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды как символ связи между ее членами.

Главный вопрос для обсуждения: «Чему эта игра может научить команду?» Ответы всех членов команды желательно записывать на доске, так как этот материал можно использовать при формировании ценностей команды.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Организация групповой просветительной работы со студентами

Губаева Наталья Юрьевна,

педагог-психолог

Алатырский технологический колледж

Минобразования Чувашии

Актуальность темы работы. Тема семьи в России в последние годы занимает значительное место в выступлениях экспертов, политиков, представителей власти и общественных деятелей, активизировались научные исследования современного состояния института семьи, её места и роли в настоящем и будущем страны. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. В современном мире развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют и ценностное отношение к ней людей.

Целью работы является формирование у студентов положительного отношения к ценностям семьи.

Задачи:

- формировать у студентов общую готовность к качественной, здоровой семейной жизни;

- способствовать повышению престижа материнства и отцовства;

- воспитывать любовь, уважение и ответственность к своей будущей семье.

В семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании. Семья является единственным «воспроизводителем» высших ценностей: любви, веры, способности жертвоприношения. К таким ценностям ещё можно отнести: уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

Назрела необходимость в создании и внедрении комплекса мер по формированию у молодёжи ответственного отношения к созданию семьи, которые помогут молодым людям четко понимать, что семья – это отнюдь не способ решения личных социально- экономических проблем (незапланированная беременность, отсутствие прописки, улучшение социального, финансового положения), а постоянный серьезный труд. Конфликты, неумение их разрешить, финансовые проблемы, нежелание поступиться частью своих интересов во благо семьи – отнюдь не полный список проблем, с которыми сталкивается молодая семья, а незнание методов решения таких проблем приводит к увеличению количества разводов.

Семейная жизнь в современной российской действительности стала многим, с одной стороны, приносить радость и удовлетворение, а с другой - вызывать напряженную обстановку, в которой проявляются моменты взаимного непонимания и отчуждения. Это вызвано в первую очередь, по нашему мнению, тем обстоятельством, что в свое время молодые люди, ныне образовавшие молодую семью, не получили от семьи и общества достаточных знаний и умений по созданию собственной семьи, умению решать семейные конфликты на почве компромиссов во имя семьи, как высшей ценности для человека и общества.

В современной России именно в молодежной возрастной группе наиболее сильно выражены глубинные перемены и противоречия между традиционными ценностями и современными ориентациями в системе брачно-семейных отношений.

Выделим следующие тенденции семейных отношений. К позитивным можно отнести определенную демократизацию в системе семейных отношений, расширение многообразия форм демографического поведения, модернизацию сфер жизнедеятельности семей, внутрисемейную занятость и т.д.

Негативными тенденциями являются дестабилизация и деструкция семейных отношений, деформация репродуктивного поведения, прогрессирующее сокращение регистрируемой брачности и рост числа разводов; рост рождений у несовершеннолетних; формирование ориентации на бездетные и однодетные семьи.

По итогам анкетирования «Молодая семья» среди студентов нашего колледжа- 4% живут в гражданском браке, 3 человека в законном браке, у одной несовершеннолетней есть ребенок, матеря одиночки – 2 человека.

Ведущим фактором создания современной молодой семьи участники опроса считают любовь. 55% - отмечают, что семью они создадут под влиянием этого чувства. Значимость бытового комфорта на втором месте - 36 %, карьерный рост - 5 %. За регистрацию брака была большая половина опрошенных, желание иметь детей 100%. И большинство считают, что для того, чтобы иметь здоровых полноценных детей, родители должны вести здоровый образ жизни, и быть для своих детей положительным примером.

Причины разногласий в молодой семье, по мнению студентов:

1 место - Тяжёлое материальное положение (недостаток финансовых средств) – 25%

2 место - Жилищная проблема – 21 %

3 место - Различные взгляды на воспитание детей -11,5 %

4 место - Вмешательство родителей в семейную жизнь супругов – 11%

5 место - Психологическая несовместимость супругов – 7 %

6 место - Разочарование в супруге, угасание чувств – 2 %

7 место - Алкогольная, наркотическая зависимость супруга – 2 %

8 место - Дисгармония в интимных отношениях – 1 %

Приоритетным направлением социальной политики на современном этапе является повышение роли семьи и ответственности родителей в воспитании детей, подготовка молодежи к семейной жизни.

В связи с этим перед системой образования стоит задача формирования соответствующей системы ценностей у студенческой молодежи, обеспечение в их глазах престижа, положительного имиджа семьи, в том числе, многодетной, приемной и опекунской; формирование идеала стабильного, официально зарегистрированного брака; воспитание ответственного родительства с юных лет. Поэтому в нашем колледже осуществляется не только подготовка специалистов, но и одновременно способствуем подготовке студентов к семейной жизни и выполнению функций родителей. В колледже проводится в этом направлении ряд мероприятий, приуроченных к таким праздникам, как «Всероссийский день трезвости», «День пожилых людей», «День матери», «День отца», «Всемирный день счастья», «Международный день семьи» и другие.

Обсуждаем, вопросы о семье на классных часах, во время преподавания таких дисциплин, как ОБЖ, психология общения, литература, экономика и др. Проводим беседы, консультации со студентами 3-4 курсов: «Ранние браки», «Мой дом - моя крепость», «Семья и брак», «Молодые родители», а также организовываем встречи с духовенством города, врачами женской консультации, работниками городского ЗАГСа, проводим психологические опросы, тестирования, круглые столы, тренинги, с использованием жизненных ситуаций из семейной жизни.

Внеклассные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в колледже «Будьте счастливы», «Семейный очаг», главной целью которых было, воспитание у студентов любви, уважения и ответственности к своей будущей семье.

     

 

Сегодня Всероссийский день трезвости как никогда актуален. Разумный и осознанный выбор трезвого образа жизни – одна из основных задач современного общества. И наша задача, направлять студентов на здоровый образ жизни, чтобы были здоровыми и семьи и дети.

Проводили конкурс плакатов «Молодежь за ЗОЖ»

Кураторские часы, посвященные «Дню матери», «Дню отца», где студенты обсуждают значимость отцовства и материнства.

Также, каждый год перед Новым годом и на праздник День защиты детей мы со студентами навещаем малышей Дома ребенка г.Алатырь с подарками. Глядя на ребят таких счастливых, веселых, окруженных заботой и любовью работников учреждения, студенты понимают, что дети должны расти в полноценной семье.

    

Проводятся тренинги, где студенты в игровой форме решают жизненные ситуации семейной жизни, умение планировать семейный бюджет, делают выводы.

Также проходят беседы и консультации с медицинскими работниками, где затрагиваются вопросы «О сохранении репродуктивного здоровья», где знакомят с основными методами планирования семьи; ранней половой близости, правилах гигиены, о контрацептивных средствах и другие.

Интересные встречи проходят с духовенством города которые направлены на формирование у них отношения к семейным ценностям и семейным традициям, как к основе личностного и духовно-нравственного развития человека.

 

Организуются встречи с юристами, которые дают понятия об основах семейного законодательства, о правах матери, отца, молодой семьи.

Все эти мероприятия необходимы для повышения ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью, делая акцент на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя девушек на брак, семью, детей. Одновременно повышая психологическую готовность студентов к браку, даются емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, психогигиене сексуальной жизни и т.д. Также ведётся в колледже и антиалкогольная пропаганда среди молодежи, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги употребляют алкогольные напитки, курят. Обращаем внимание студентов на то, что семейные конфликты и ссоры оказывают пагубное влияние на психическое здоровье детей, и часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. На практических занятиях решаем вопросы о рациональном ведении домашнего хозяйства, эффективном и экономном распределении бюджета семьи.

Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль - родителей. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Модели материнства и отцовства отличаются скорее функционально, нежели по личностным характеристикам. Мать должна давать ребенку любовь, заботу, ласку и понимание, а отец — защиту, чувство безопасности образование и материальное обеспечение. Причем, так считают и мужчины, и женщины. Функции отца и матери разнятся, выступают как взаимодополняющие друг друга, их личностные характеристики во многом схожи.

Процесс становления ответственного родительского отношения связан с двумя основными периодами — до рождения собственного ребенка и после его рождения. При этом период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения. Будущие родители сначала бессознательно повторяют роли своих родителей, пока не смогут вести себя по отношению к своему ребенку как самостоятельные отец и мать..

К сожалению, в последнее время наблюдается снижение ценности материнства. Значительная часть современных российских женщин воспринимает материнство не как своё призвание, а как обузу, препятствие в профессиональном становлении, как нечто, с чем со временем надо смириться.

Ценность отцовства тоже снижается. В русской традиции и культуре роль отца в семье особая. Отец – непререкаемый авторитет. Он является главой семьи. Отец несёт ответственность за семейное благополучие, осуществляет помощь и защиту. Такие требования сохранились в нашей культуре до сих пор в виде ожиданий от "настоящего (идеального) отца". Но что, же наблюдается в действительности? Отцы часто занимают периферическое, дистанционное положение по отношению к матери и к детям. Это создаёт условия для обесценивания его роли в глазах супруги и собственных детей.

Кроме того, растёт количество мужчин, вступающих в брак с инфантильными, а порой и потребительскими установками в отношении своей второй половины. Конечно, так ведут себя далеко не все отцы. Но современных российских мальчиков на осознанное отцовство, на отцовство как ценность особо и не ориентируют (за исключением отдельных случаев в конкретных семьях). Их внимание наравне с девочками концентрировали на профессиональные успехи, а сейчас – на самореализацию, личные достижения и независимость. Разрушение ценности отцовства не может пройти бесследно. Есть русская народная поговорка – "семья без отца, что дом без крыши".

И как следствие снижение ценности материнства и отцовства непосредственно сказывается на детях, которых воспитывают незрелые родители. Не случайно количество обращений к психологу неуклонно растет. Родители приходят с жалобами на непослушание, агрессивность, конфликтность, страхи, инфантильность детей. Все чаще стали говорить об отсутствии, каких – либо интересов увлечений, нежелании учиться («надоело», «скучно», «зачем?») и др.

Современные родители уделяют недостаточное внимание своим детям, менее активно занимаются воспитанием, не обсуждают проблемы, связанные с разрешением конфликтных ситуаций в семье, что приводит к низкому уровню социализации ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.088 с.)