По психолого-педагогическому направлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По психолого-педагогическому направлению



АССОЦИАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(АО ПО ЧР)

Республиканское учебно-методическое объединение

По психолого-педагогическому направлению

 

Электронный сборник материалов

Республиканского конкурса «Роль социально-психологической службы в нравственном воспитании подростков»

ЧЕБОКСАРЫ

2019

Введение

В мае 2019 года Республиканским учебно-методическим объединением по психолого-педагогическому направлению, Ассоциацией организаций профессионального образования Чувашской Республики был проведен Республиканского конкурса «Роль социально-психологической службы в нравственном воспитании подростков» (далее конкурс).

Конкурс организован с целью стимулирования творческой активности педагогических работников по повышению собственного профессионального уровня, осмысления индивидуального практического опыта, поддержания и поощрения творческого профессионального поиска, обобщения опыта работы, распространения и внедрения лучшего опыта в практику работы организаций профессионального образования Чувашской Республики.

Организовывая данный конкурс, были поставлены следующие задачи:

- создание условий для обобщения опыта преподавателей психологии, педагогов-психологов, социальных педагогов организаций профессионального образования;

- выявление и распространение психолого-педагогических инициатив, отражающих опыт деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов по сопровождению образовательного учреждения;

- определение содержания и методов психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

К участию в конкурсе были приглашены преподаватели психологии, педагоги-психологи, социальные педагоги организаций профессионального образования Чувашской Республики.

Были определены следующие направления работы конференции:

«Организация групповой просветительской работы со студентами»;

«Организация групповой работы со студентами»;

«Организация индивидуальной работы со студентами».

С целью распространения и популяризации работ был создан данный электронный сборник.

Нам бы очень хотелось, чтобы с опытом работы наших педагогов ознакомилось как можно больше педагогов-психологов, социальных педагогов организаций профессионального образования Чувашской Республики.

Организационный комитет РУМО по психолого-педагогическому направлению благодарит всех участников конкурса за представленные работы и ценный вклад в работу нашего объединения.

 

 

Руководитель РУМО по психолого-педагогическому направлению

Белова Зинаида Борисовна, педагог-психолог

Цивильского аграрно-технологического техникума

Минобразования Чувашии

НАШИ АВТОРЫ

Алексеева Ольга Юрьевна, социальный педагог, ГАПОУ Чувашской Республики «Шумерлинский политехнический техникум» Минобразования Чувашии «Роль социально-психологической службы в нравственном воспитании подростков»   5
Бурмистрова Н.В., педагог-психолог, ГАПОУ Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДИК И УПРАЖНЕНИЙ В ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЕ ПО СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА»   8
Губаева Н.Ю., педагог-психолог, ГАПОУ Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж» Минобразования Чувашии «ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»   13
Гусева Л.Ф., социальный педагог, Романова Н.А., социальный педагог, ГАПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ»
   

 

21
Димитриева А.В. социальный педагог, ГАПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства» Минобразования Чувашии «Организация воспитательного процесса в Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства»   25
Егорова С.В., педагог-психолог, ГАПОУ Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж» Минобразования Чувашии «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СТУДЕНТАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В АЛАТЫРСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ»   33
Иванова Кристина Анатольевна, педагог-психолог, ГАПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии «Духовность студента в зеркале современных психологических знаний и психологического сопровождения воспитательного процесса»   38
Иванова О.Р., педагог-психолог, Чебоксарский медицинский колледж Министерства здравоохранения Чувашии «Психологический тренинг «Азбука нравственности»   44
Кузьмина Светлана Аркадьевна, педагог-психолог, ГАПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства» Минобразования Чувашии «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ» (нравственные основы выбора поведения)»   49
Кулиш Т.В., педагог-психолог, ГАПОУ Чувашской Республики Чебоксарский машиностроительный техникум» Минобразования Чувашии «Тренинг «Мастер общения»   54
Майорова Т.А.,педагог-психолог, Николаева Т.В., социальный педагог, ГАПОУ Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум» Минобразования Чувашии «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ»   62
Мифтахутдинова Д.Р., педагог-психолог, ГАПОУ Чувашской Республики «Канашский транспортно-энергетический техникум» Минобразования Чувашии «Методическая разработка группового занятия с обучающимися «Формула успеха»   70
Молева Т.А., педагог – психолог, ГАПОУ Чувашской Республики Чебоксарский машиностроительный техникум» Минобразования Чувашии «Занятие с элементами тренинга «Мужчина и женщина. Кто они?»   76
Петрова Ольга Михайловна, социальный педагог, ГАПОУ Чувашской Республики «Канашский строительный техникум» Минобразования Чувашии «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАЙНДМЕППИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»   82
Ярабаева Наталья Юрьевна, педагог-психолог, ГАПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Минобразования Чувашии «ТРЕНИНГ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОИСК КЛАДА» 88

Тест на внимание

Отвечать надо быстро, не раздумывая и не тратя понапрасну время.

1. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?

Ответ: Если ответ, первый – он абсолютно неверный. Вы обогнали второго бегуна и заняли его место, так что вы теперь на второй позиции.

2. Вы обогнали последнего бегуна, на какой позиции вы теперь находитесь?

Ответ: Если ответ на предпоследнем - ответ опять абсолютно неверный. Подумайте. Как можно обогнать бегуна, идущего последним? Если вы бежите за ним, значит он не последний. Ответ - это невозможно.

3. Вот еще один вопрос. Ничего не пишите и не используйте калькулятор, и помните – вы должны отвечать быстро. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось? Ответ?

Ответ: 4100. Попробуйте пересчитать на калькуляторе.

4. У отца Мэри есть пять дочерей: 1. Чача 2. Чече 3. Чичи 4. Чочо.
Вопрос: Как зовут пятую дочь?

Ответ: Чучу? НЕТ! Конечно, ее зовут Мэри. Послушайте еще раз вопрос.

 

Приложение 2

Упражнение «Невидимая нить»

Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом! - думал мудрец. - Что бы такого предпринять? - размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».

Инструкция: закройте глаза и ожидайте появления нити у вас в руках.

В это время ведущий включает релаксационную музыку и вкладывает в руку каждого из участников нить.

«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.

- Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная… Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутыми…А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем… Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом… О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя»…

Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею… Про такие ситуации люди говорят «посадил себе на шею»…

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят… В нашей команде это недопустимо.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое будет наиболее удобным для всех. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Игра закончена, на время обсуждения нить можно положить в круг, потом смотать и убрать. Нить можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды как символ связи между ее членами.

Главный вопрос для обсуждения: «Чему эта игра может научить команду?» Ответы всех членов команды желательно записывать на доске, так как этот материал можно использовать при формировании ценностей команды.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Организация групповой просветительной работы со студентами

Губаева Наталья Юрьевна,

педагог-психолог

Алатырский технологический колледж

Минобразования Чувашии

Актуальность темы работы. Тема семьи в России в последние годы занимает значительное место в выступлениях экспертов, политиков, представителей власти и общественных деятелей, активизировались научные исследования современного состояния института семьи, её места и роли в настоящем и будущем страны. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. В современном мире развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют и ценностное отношение к ней людей.

Целью работы является формирование у студентов положительного отношения к ценностям семьи.

Задачи:

- формировать у студентов общую готовность к качественной, здоровой семейной жизни;

- способствовать повышению престижа материнства и отцовства;

- воспитывать любовь, уважение и ответственность к своей будущей семье.

В семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании. Семья является единственным «воспроизводителем» высших ценностей: любви, веры, способности жертвоприношения. К таким ценностям ещё можно отнести: уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

Назрела необходимость в создании и внедрении комплекса мер по формированию у молодёжи ответственного отношения к созданию семьи, которые помогут молодым людям четко понимать, что семья – это отнюдь не способ решения личных социально- экономических проблем (незапланированная беременность, отсутствие прописки, улучшение социального, финансового положения), а постоянный серьезный труд. Конфликты, неумение их разрешить, финансовые проблемы, нежелание поступиться частью своих интересов во благо семьи – отнюдь не полный список проблем, с которыми сталкивается молодая семья, а незнание методов решения таких проблем приводит к увеличению количества разводов.

Семейная жизнь в современной российской действительности стала многим, с одной стороны, приносить радость и удовлетворение, а с другой - вызывать напряженную обстановку, в которой проявляются моменты взаимного непонимания и отчуждения. Это вызвано в первую очередь, по нашему мнению, тем обстоятельством, что в свое время молодые люди, ныне образовавшие молодую семью, не получили от семьи и общества достаточных знаний и умений по созданию собственной семьи, умению решать семейные конфликты на почве компромиссов во имя семьи, как высшей ценности для человека и общества.

В современной России именно в молодежной возрастной группе наиболее сильно выражены глубинные перемены и противоречия между традиционными ценностями и современными ориентациями в системе брачно-семейных отношений.

Выделим следующие тенденции семейных отношений. К позитивным можно отнести определенную демократизацию в системе семейных отношений, расширение многообразия форм демографического поведения, модернизацию сфер жизнедеятельности семей, внутрисемейную занятость и т.д.

Негативными тенденциями являются дестабилизация и деструкция семейных отношений, деформация репродуктивного поведения, прогрессирующее сокращение регистрируемой брачности и рост числа разводов; рост рождений у несовершеннолетних; формирование ориентации на бездетные и однодетные семьи.

По итогам анкетирования «Молодая семья» среди студентов нашего колледжа- 4% живут в гражданском браке, 3 человека в законном браке, у одной несовершеннолетней есть ребенок, матеря одиночки – 2 человека.

Ведущим фактором создания современной молодой семьи участники опроса считают любовь. 55% - отмечают, что семью они создадут под влиянием этого чувства. Значимость бытового комфорта на втором месте - 36 %, карьерный рост - 5 %. За регистрацию брака была большая половина опрошенных, желание иметь детей 100%. И большинство считают, что для того, чтобы иметь здоровых полноценных детей, родители должны вести здоровый образ жизни, и быть для своих детей положительным примером.

Причины разногласий в молодой семье, по мнению студентов:

1 место - Тяжёлое материальное положение (недостаток финансовых средств) – 25%

2 место - Жилищная проблема – 21 %

3 место - Различные взгляды на воспитание детей -11,5 %

4 место - Вмешательство родителей в семейную жизнь супругов – 11%

5 место - Психологическая несовместимость супругов – 7 %

6 место - Разочарование в супруге, угасание чувств – 2 %

7 место - Алкогольная, наркотическая зависимость супруга – 2 %

8 место - Дисгармония в интимных отношениях – 1 %

Приоритетным направлением социальной политики на современном этапе является повышение роли семьи и ответственности родителей в воспитании детей, подготовка молодежи к семейной жизни.

В связи с этим перед системой образования стоит задача формирования соответствующей системы ценностей у студенческой молодежи, обеспечение в их глазах престижа, положительного имиджа семьи, в том числе, многодетной, приемной и опекунской; формирование идеала стабильного, официально зарегистрированного брака; воспитание ответственного родительства с юных лет. Поэтому в нашем колледже осуществляется не только подготовка специалистов, но и одновременно способствуем подготовке студентов к семейной жизни и выполнению функций родителей. В колледже проводится в этом направлении ряд мероприятий, приуроченных к таким праздникам, как «Всероссийский день трезвости», «День пожилых людей», «День матери», «День отца», «Всемирный день счастья», «Международный день семьи» и другие.

Обсуждаем, вопросы о семье на классных часах, во время преподавания таких дисциплин, как ОБЖ, психология общения, литература, экономика и др. Проводим беседы, консультации со студентами 3-4 курсов: «Ранние браки», «Мой дом - моя крепость», «Семья и брак», «Молодые родители», а также организовываем встречи с духовенством города, врачами женской консультации, работниками городского ЗАГСа, проводим психологические опросы, тестирования, круглые столы, тренинги, с использованием жизненных ситуаций из семейной жизни.

Внеклассные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в колледже «Будьте счастливы», «Семейный очаг», главной целью которых было, воспитание у студентов любви, уважения и ответственности к своей будущей семье.

     

 

Сегодня Всероссийский день трезвости как никогда актуален. Разумный и осознанный выбор трезвого образа жизни – одна из основных задач современного общества. И наша задача, направлять студентов на здоровый образ жизни, чтобы были здоровыми и семьи и дети.

Проводили конкурс плакатов «Молодежь за ЗОЖ»

Кураторские часы, посвященные «Дню матери», «Дню отца», где студенты обсуждают значимость отцовства и материнства.

Также, каждый год перед Новым годом и на праздник День защиты детей мы со студентами навещаем малышей Дома ребенка г.Алатырь с подарками. Глядя на ребят таких счастливых, веселых, окруженных заботой и любовью работников учреждения, студенты понимают, что дети должны расти в полноценной семье.

    

Проводятся тренинги, где студенты в игровой форме решают жизненные ситуации семейной жизни, умение планировать семейный бюджет, делают выводы.

Также проходят беседы и консультации с медицинскими работниками, где затрагиваются вопросы «О сохранении репродуктивного здоровья», где знакомят с основными методами планирования семьи; ранней половой близости, правилах гигиены, о контрацептивных средствах и другие.

Интересные встречи проходят с духовенством города которые направлены на формирование у них отношения к семейным ценностям и семейным традициям, как к основе личностного и духовно-нравственного развития человека.

 

Организуются встречи с юристами, которые дают понятия об основах семейного законодательства, о правах матери, отца, молодой семьи.

Все эти мероприятия необходимы для повышения ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью, делая акцент на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя девушек на брак, семью, детей. Одновременно повышая психологическую готовность студентов к браку, даются емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, психогигиене сексуальной жизни и т.д. Также ведётся в колледже и антиалкогольная пропаганда среди молодежи, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги употребляют алкогольные напитки, курят. Обращаем внимание студентов на то, что семейные конфликты и ссоры оказывают пагубное влияние на психическое здоровье детей, и часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. На практических занятиях решаем вопросы о рациональном ведении домашнего хозяйства, эффективном и экономном распределении бюджета семьи.

Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль - родителей. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Модели материнства и отцовства отличаются скорее функционально, нежели по личностным характеристикам. Мать должна давать ребенку любовь, заботу, ласку и понимание, а отец — защиту, чувство безопасности образование и материальное обеспечение. Причем, так считают и мужчины, и женщины. Функции отца и матери разнятся, выступают как взаимодополняющие друг друга, их личностные характеристики во многом схожи.

Процесс становления ответственного родительского отношения связан с двумя основными периодами — до рождения собственного ребенка и после его рождения. При этом период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения. Будущие родители сначала бессознательно повторяют роли своих родителей, пока не смогут вести себя по отношению к своему ребенку как самостоятельные отец и мать..

К сожалению, в последнее время наблюдается снижение ценности материнства. Значительная часть современных российских женщин воспринимает материнство не как своё призвание, а как обузу, препятствие в профессиональном становлении, как нечто, с чем со временем надо смириться.

Ценность отцовства тоже снижается. В русской традиции и культуре роль отца в семье особая. Отец – непререкаемый авторитет. Он является главой семьи. Отец несёт ответственность за семейное благополучие, осуществляет помощь и защиту. Такие требования сохранились в нашей культуре до сих пор в виде ожиданий от "настоящего (идеального) отца". Но что, же наблюдается в действительности? Отцы часто занимают периферическое, дистанционное положение по отношению к матери и к детям. Это создаёт условия для обесценивания его роли в глазах супруги и собственных детей.

Кроме того, растёт количество мужчин, вступающих в брак с инфантильными, а порой и потребительскими установками в отношении своей второй половины. Конечно, так ведут себя далеко не все отцы. Но современных российских мальчиков на осознанное отцовство, на отцовство как ценность особо и не ориентируют (за исключением отдельных случаев в конкретных семьях). Их внимание наравне с девочками концентрировали на профессиональные успехи, а сейчас – на самореализацию, личные достижения и независимость. Разрушение ценности отцовства не может пройти бесследно. Есть русская народная поговорка – "семья без отца, что дом без крыши".

И как следствие снижение ценности материнства и отцовства непосредственно сказывается на детях, которых воспитывают незрелые родители. Не случайно количество обращений к психологу неуклонно растет. Родители приходят с жалобами на непослушание, агрессивность, конфликтность, страхи, инфантильность детей. Все чаще стали говорить об отсутствии, каких – либо интересов увлечений, нежелании учиться («надоело», «скучно», «зачем?») и др.

Современные родители уделяют недостаточное внимание своим детям, менее активно занимаются воспитанием, не обсуждают проблемы, связанные с разрешением конфликтных ситуаций в семье, что приводит к низкому уровню социализации ребенка.

Наши студенты в оценке возможностей воспитания детей в семье считают наиболее существенным прокормить, одеть, обуть своих детей (более 60%) и дать хорошее образование (79% ответивших). В остальных вопросах, связанных с воспитанием, у большинства различные ориентации. Более половины хотят уберечь детей от влияния преступного мира, более 45% - воспитать культурного, нравственного человека, более трети полагает актуальным воспитание трудолюбия, приучение к самостоятельности, независимости, нахождение с детьми общего языка и взаимопонимания, обеспечения им материального жизненного "старта". Но главное желание у всех быть авторитетом для своих детей.

Со студентов колледжа проводятся встречи с работниками городского ЗАГСа, с целью пропаганды укрепления семьи, чтобы и в будущем создавались крепкие и дружные семьи, основанные на взаимопонимании и согласии, и как можно больше интересоваться историей своих семей, отмечать семейные даты и праздники.

Совместно с коллективом отдела ЗАГСа и Советом женщин нашего города был организован «открытый урок», приуроченный к Международному дню семьи для студентов с приглашением семей, испытавших радость появления на свет своих малышей.

 

Таким образом, для дальнейшего формирования у молодых граждан ответственного отношения к созданию семьи и повышению престижа материнства и отцовства необходимо систематически и целенаправленно педагогически воздействовать на ценностное содержание представления о семье среди студентов и тем самым формировать общую готовность к качественной, здоровой семейной жизни.

 

 

СО СТУДЕНТАМИ «ГРУППЫ РИСКА»

В АЛАТЫРСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Организация групповой психокоррекционной работы со студентами

 

Егорова Светлана Владимировна,

педагог-психолог,

Алатырский технологический колледж

Минобразования Чувашии

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания, появилось такое понятие как дети группы риска.

В педагогике к «Группе риска» относятся дети, живущие в состоянии неустойчивого равновесия между общественной нормой и противостоянием ей, с отклоняющимся, так называемым девиантным, поведением. Девиантное (от лат. deviantio.–отклонение) поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.[1, 47]

В «Группу риска» колледжа входят студенты от 15 до 18 лет. Основной особенностью данного возраста является появление «чувства взрослости», желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники. В то же время для подростков очень важно одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих как взрослых, так и сверстников.

Проведенное психологическое изучение подростков «Группы риска» позволили мне определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, отсутствие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.

К группе риска мы в колледже относим следующие категории студентов:

– студенты-сироты;

– студенты- инвалиды;

– студенты с аддиктивным поведением;

– студенты социально-неблагополучных семей.

В целом социально-коррекционная работа продолжается в течение всего учебного года и включает следующие формы организации работы со студентами:

1.Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-беседы, круглый стол, работа в группах, групповые консультации, психодиагностика.

Особенностью занятий является дискуссионный характер общения с подростками, способствующий возникновению доверительной атмосферы, что позволяет мне как психологу затрагивать сложные темы, которые обычно подростки обсуждают только между собой, получая искаженную, противоречивую информацию. Доверительные отношения побуждают подростков открыто высказывать свои мысли, выражать свои чувства и это позволяет эффективно воздействовать на сознание подростков в процессе проведения занятий.

2. Индивидуальная коррекционная работа с подростками – личные беседы, игры и упражнения, психодиагностика. С каждым студентом проводится работа по индивидуальным коррекционным программам.

3.Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «педагог-обучающийся».

4. Консультативная работа с родителями студентов.

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними.

Целью диагностических исследований личности является получение информации о динамике психического развития обучающихся и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В работе с педагогами, задачей является информирование их об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований, обучение навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками. Предлагаются рекомендации по конструктивному общению с подростком.

Психокоррекционная работа в основном состоит из блока тренинговых занятий.

В процессе занятий подростки учатся заглядывать внутрь себя, задумываться о своей жизни, своих взаимоотношениях с окружающим миром, проявлять себя в творчестве.

Например, на тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников. Студентам крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других. Проводя занятия, следует особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками.

После окончания групповой работы также проводятся индивидуальные консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения.

Основной задачей в работе психолога является работа с семьей студента, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса.

Работа с семьей начинается с изучения условий жизни ребенка, устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.

Родительское собрание является одним из важных методов психологического просвещения где я, как педагог-психолог информирую родителей о возрастных психологических особенностях детей, даю рекомендации по оптимизации межличностных отношений с ними.

Одной из форм психолого-педагогического просвещения и коррекции, который я использую в своей работе с родителями, является кинотренинг и просмотр видеороликов. При просмотре видеороликов и сюжетов из фильмов есть возможность взглянуть со стороны на обсуждаемую проблему. В это время родители могут проанализировать поступки своих детей. Иногда просмотр видеосюжетов вызывает у родителей эффект «узнавания» себя в поведении ребенка.

Большое внимание при работе с родителями я уделяю диагностическому направлению. Изучение семей обучающихся позволяет мне ближе познакомиться с самим студентом, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Важным моментом в работе со студентами является эффективное использование свободного от учебы времени, привлечение к досуговой и спортивной занятости.

Неорганизованность досуга, а также отсутствие возможностей у большинства подростков для полноценного отдыха, творческого и физического развития в специальных кружках и секциях приводит к тому, что подростки оказываются «на улице».

Подросток уходит «на улицу», чтобы почувствовать собственную независимость, самостоятельность, свободу. Молодежные компании обычно встречаются в местах, где меньше всего вероятность попасть под контроль взрослых. Освобождаясь из-под контроля взрослых, подростки предоставлены сами себе и могут развлекаться, как они хотят. В результате растет преступность, кражи, правонарушения.

Для физического и духовно-нравственного развития основными задачами являются: восстановление и развитие позитивных интересов подростка с девиантным поведением; чувства социальной ответственности и навыков дисциплины и самодисциплины.

В нашем колледже работает много кружков и спортивных секций, также активно ведет деятельность Совет студенческого самоуправления.

После проведенных бесед и убеждений со студентами «Группы риска», мы стараемся вовлечь их во внеурочную деятельность.

Также наше учебное заведение оказывает помощь в трудоустройстве и временной занятости студентов, что также имеет немаловажное значение для развития нравственных качеств личности.

Целью трудоустройства является приобщение подростка к труду и получение профессиональных навыков. Обучающиеся работают на субботниках по уборке и благоустройству колледжа и города. Результатом было то, что внеурочное время были заняты полезной деятельностью.

Одним из направлений в нашей работе является привлечение студентов к волонтерской деятельности. Участие студентов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольче



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.108 с.)