В чем сущность принципов, определяющих особенности организации процесса обучения? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем сущность принципов, определяющих особенности организации процесса обучения?



Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения определяет направленность обучения на развитие личности ребенка, его интеллекта, гуманистической направленности чувств и поведения, эмоциональной отзывчивости. Под влиянием обучения интенсивно развиваются основные виды детской деятельности: познавательная, художественная, продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая и др. В этом проявляется важнейшая черта обучения в детском саду — направленность на развитие детской деятельности и становление субъ­ектной позиции ребенка.

Принцип наглядности отражает ведущую роль наглядно-образного и наглядно-действенного мышления ребенка в процессе обучения, ука­зывает на необходимость привлечения сенсорного восприятия, наблюде­ния. Разнообразные виды наглядности — предметы, картины, книжная графика, компьютерные средства и пр. — создают базу для обогащения представлений ребенка о мире, их конкретизации. Реализация данного принципа осуществляется в процессе участия ребенка в совместной со взрослым деятельности, в элементарных опытах, использовании пои­сковых действий и экспериментировании.

Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста связан с использованием таких методов и при емов, которые ставят ребенка в активную позицию, позволяют само­стоятельно «открывать» новые знания и способы действий. Особое значение для реализации данного принципа имеют задания творческо­го характера, которые стимулируют самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. В то же время степень самостоятель­ности ребенка дошкольного возраста в обучении относительна, она обеспечивается поддержкой со стороны взрослого, использованием занимательных и игровых ситуаций, ярких и красочных материалов, что во многом обусловлено преобладанием у ребенка непроизвольного внимания.

Принцип систематичности, последовательности и прочности ос­ваиваемого в процессе обучения материала. Данный принцип требует установления логики в выборе содержания обучения, определения поэтапности в переходе от одних представлений к другим, в форми­ровании умений с их постепенным усложнением. Систематичность и последовательность обеспечиваются разбивкой содержания обучения на отдельные этапы, установлением связи между этапами и разными образовательными областями программы. Своеобразие применения принципа систематичности и последовательности проявляется в неболь­ших объемах содержания, предлагаемого детям для усвоения, в частой повторяемости содержания с небольшими усложнениями. Тем самым обеспечивается прочность усвоения материала. На прочность усвоения огромное влияние оказывает возможность его практического приме­нения в повседневной деятельности детей: игровой, изобразительной, коммуникативной и пр.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе обучения важно учитывать высокую эмоциональную воз­будимость детей дошкольного возраста, их быструю утомляемость. Поэтому в процессе обучения важно поддерживать эмоционально положительный фон, чередовать различные формы детской актив­ности (слушание, проговаривание, обыгрывание, упражнения и пр.) для предупреждения утомляемости. Дети различаются по степени активности, быстроте восприятия и запоминания, работоспособности. В соответствии с данными особенностями воспитатель предлагает им индивидуальные задания разной степени сложности, оказывает педаго­гическую поддержку в случае затруднений, использует дополнительные разъяснения и показ способов действия.

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие лич­ности ребенка.

 

4. Методы обучения

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Термин «метод» происходит от греч. methodos, что означает «путь, способ движения к цели».

Метод обучения — это способ взаимосвязанной, упорядоченной дея­тельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Метод обучения характеризуется тремя важными признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения учебного материала и ха­рактер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Прием обучения — структурная единица метода. Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть ис­пользованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы. Приемы — это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.004 с.)