Какова структура учебной деятельности ребенка. В чем ее своеобразие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова структура учебной деятельности ребенка. В чем ее своеобразие.



В структуру учебной деятельности входят задачи учебной деятельности, ее мотивы, планирование, учебные действия, результат.

Учебные задачи — конкретизированные цели обучения, это задания, сформулированные педагогом и позволяющие ребенку понять, какие действия необходимо совершить с учебным материалом.

В младшем дошкольном возрасте для детей характерна слитность учебной и практической задачи («Нарисовать дом», «Сосчитать, сколько кубиков»). На первых этапах обучения дети не воспринимают задания, возникающие по ходу учебной деятельности («Рисуя дорожку, надо на­брать немного краски на кончик кисточки»), их привлекает сам процесс деятельности. Постепенно у детей формируется умение воспринимать учебные задания по ходу деятельности. Для этого необходимо сопо­ставление педагогом результата деятельности с заданием, совпадение вопроса или задания с действиями ребенка («Покати кубик, а теперь шарик. Что лучше катится?»).

В среднем дошкольном возрасте дети начинают дифференцировать практическую и учебно-познавательную задачу, например принимают задачу рассмотреть предмет, чтобы потом нарисовать его, или внима­тельно послушать рассказ, чтобы пересказать. Условиями формирова­ния умения воспринимать учебную задачу становятся ее конкретность, близость к детскому опыту, связь с практической деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте учебные задачи начинают приобре­тать учебно-познавательный характер, но при этом связь с практической деятельностью сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Этим обусловлено широкое использование в обучении дошкольников игровых и проблемно-игровых ситуаций, включение учебных задач в игровой сюжет или привлекательную для детей практическую дея­тельность.

Многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя группами.

1. Непосредственно-побуждающие мотивы — основаны на эмоциональных проявлениях ребенка (яркость, новизна, занимательность, внешние атрибуты — использование символических средств, вызываю­щих интерес: волшебные стеклышки, элементы костюмов; игра, тайна, сюрприз, стремление к поощрению).

2. Перспективно-побуждающие мотивы — основаны на понимании значимости знаний, стремлении к самоутверждению среди сверстников, к самореализации («Мне это нужно для того, чтобы научиться делать самому; пойти в школу…» и т. д.).

3. Интеллектуально-побуждающие мотивы — основаны на получе­нии удовлетворения от самого процесса познания (любознательность, познавательный интерес).

В дошкольном возрасте учитываются потребности, которые дви­жут ребенком в процессе познания (в одобрении со стороны взрослых и сверстников, в самоутверждении, в «радостном общении», игре и др.).

Планирование учебной деятельности включает предварительный отбор средств и способов достижения результатов, установление после­довательности действий. В дошкольном возрасте дети первоначально действуют по плану воспитателя, к концу возраста самостоятельно могут составить план рассказа, рисунка и др.

Учебные действия направлены на решение учебной задачи. Это действия по принятию и пониманию учебной задачи, принятию или составлению плана ее решения, исполнительские действия (слышать, видеть, выполнять), действия контроля и оценки. Действия самокон­троля и самооценки формируются на основе аналогичных действий педагога и требуют предварительно установленных критериев для анализа деятельности.

Учебные действия тесно связаны с познавательными, поэтому часто их называют учебно-познавательными.

Учебно-познавательные действия можно разделить на две большие группы: внешние действия (наблюдаемые) и внутренние действия (не­наблюдаемые). К внешним учебным действиям относятся: предметные (письмо, рисование), перцептивные (слушание, рассматривание, наблю­дение), символические (рассказывание, счет). К внутренним учебным действиям относятся: мнемические (действия по запоминанию и вос­произведению информации), действия воображения, интеллектуальные действия (анализ, синтез, систематизация, обобщение и пр.).

Наиболее важными учебными умениями, формируемыми в дошколь­ном детстве, являются:

— умение наблюдать. Это сложное умение включает разнообразные визуальные, сенсомоторные и интеллектуальные действия: визуальное целенаправленное восприятие, оперирование сенсорными эталонами, использование обследовательских и поисковых действий, сравнения, обобщения, классификации. Результат наблюдения представлен в речи, которая отражает уровень понимания наблюдаемого;

— умение воспринимать и понимать речь взрослого проявляется в умениях слушать и слышать, развитии слухового внимания. У детей формируется умение воспринимать и понимать образное содержание и выразительные средства художественной речи (Л. М. Гурович);

— умение действовать по словесному указанию взрослого позволяет осваивать разнообразные умения (А. П. Усова), выступает основой для планирования учебной деятельности. Данное умение лежит в основе способности соотносить учебные задачи, которые ставит воспитатель, со своей деятельностью;

— умение точно отражать в речи результаты познавательной деятель­ности — это свидетельство понимания детьми содержания осваиваемых знаний. Это умение проявляется в способности ребенка отвечать на вопросы воспитателя, пользоваться развернутой формой речи, доказа­тельством, рассуждать и давать пояснения;

— умение сотрудничать со сверстниками в учебной деятельности проявляется в способности объединения усилий участников, взаим­ного согласования действий на уровне цели, планирования, регуляции и достижения общих результатов (Л. С. Римашевская).

Результат учебной деятельности — это знания и умения, качество ума и интеллектуальное развитие личности, умение учиться, познава­ тельная активность, освоение позиции субъекта детских видов деятель­ности и поведения.

Какое место занимает обучение в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения?

Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкаль­но-художественной, чтения). Назначение обучения состоит в систе­матизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлека­тельная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества.

Обучение детей во время организации режимных моментов направ­лено на накопление опыта, который затем используется в организо­ванной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления.

 

3.Принцип ы обучения

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Принципы обучения — это исходные положения, определяющие особен­ности функционирования всех компонентов процесса обучения. В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Их использование опосредовано возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детей дошкольного возраста. Принципы делятся на две большие группы: принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста, и принципы, опреде­ляющие организацию процесса обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.008 с.)