Изучение совместной со сверстниками деятельности как показателя готовности к школьному обучению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение совместной со сверстниками деятельности как показателя готовности к школьному обучению.



Подготовка исследования. Подготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора и 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. С детьми 6—7 лет проводят две серии эксперимента.

Первая серия. Двум детям одновременно дают по одно­му изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, были одинаковыми. Поясня­ют, что сначала необходимо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Каждый из детей получает по набору карандашей.

Вторая серия проводится аналогично первой, но детям дают один набор карандашей на двоих, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Обработка данных. Сопоставляя данные по двум сериям эксперимента, выявляют соответствие деятельности дошколь­ников одному из трех уровней, показывающих развитие ком­муникативных умений в совместной деятельности.

Низкий уровень. Ребенок не принимает задачу выполнять общую деятельность, хотя и понимает содержание задания — раскрасить рукавичку. Действия партнера замечает в том слу­чае, когда они мешают ему выполнять собственную деятель­ность (например, в ситуации, когда надо делиться каранда­шами). Наблюдается подражание ровеснику в содержании узора, но в данном случае подражание ситуативно и не свя­зано с достижением общей цели.

Средний уровень. Ребенок воспринимает совместную деятельность как способ для самоутверждения. Преобла­дают отношения конкуренции. Ведущим является сорев­новательный мотив. Дошкольник соотносит свои действия с действиями партнера, пытаясь доказать свое преимущество в выполнении деятельности («Я делаю лучше. Ты делаешь не­правильно»). Подражание сверстнику вызывает с его сторо­ны протест. Ребенок может поделиться карандашами, но де­монстрирует нетерпение, торопит ровесника, утверждает свои права на преимущественное использование карандаша. Дош­кольник может в общих чертах планировать общую деятель­ность до ее начала, но в процессе ее выполнения забывает о намеченном плане.

Высокий уровень. Ребенок договаривается об общем спо­собе действия, создает общий замысел, согласует свою деятельность с ровесником в процессе выполнения задания. Он сопереживает успехам сверстника, помогает в случае необходимости. Интересуется тем, как выполняет задание ровесник. Осознает, что результат рисования является общим достижением.    

 

- Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина)

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

0 балл - ребенок не может оценить поступки детей (Критический уровень: дети не знакомы с нравственными нормами.).

1 балла – ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. Дети не осознают нравственные нормы.

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. Дети осознают нравственную норму, но, не придают ей особого значения (внимания).

3. балла – ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. Высокий уровень: дети глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повседневной жизни.

Образец протокола

Ф.И.О. ребенка ________________________________________________

Возраст

Заданные вопросы

истории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.115.99 (0.008 с.)