Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. «Готовность к школе»Стр 1 из 9Следующая ⇒
Содержание программы практики по модулям Раздел 2. «Готовность к школе» Содержание второго раздела учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков – Готовность ребенка к школе, предполагает выполнение следующих заданий: Модуль 1. Диагностическая оценка готовности детей к школе Цель: изучить особенности организации жизнедеятельности детей на этапе подготовки к школе, исследовать особенности психофизического развития ребенка, оценить уровень готовности ребёнка к обучению в школе. Задачи: ˗ Познакомиться с условиями организации преемственности детского сада и школы в конкретном учреждении. ˗ Изучить уровень физического и психомоторного развития ребенка. ˗ Оценить основные компоненты готовности ребенка к школьному обучению. Виды деятельности студентов. 1. Побеседовать с воспитателем, администрацией о задачах работы с детьми на этапе подготовки к школе, о реализации преемственности в работе детского сада и школы. 2. Изучить медико-психолого-педагогическую документацию на одного ребенка, собрать общие сведения о ребенке, на которого будет в последующем оформляться характеристика. 3. Оценить состояние физического и психомоторного развития ребенка. 4. Изучите уровень развития познавательной активности ребенка. 5. Изучите мотивационные предпочтения детей и сформированность внутренней позиции школьника. 6. Подготовится и оценить уровень интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. Необходимо подготовить: 1. Вопросы для беседы с воспитателями и администрацией детского сада, оформить протокол беседы. 2. Изучить методики диагностики готовности к школе, отработать последовательность действий, выучить инструкции детям по необходимости подготовить стимульный материал, оборудование (см. ниже раздел Практикум по модулю 1). 3. Подготовиться к проведению стандартизированного наблюдения (хронометраж работоспособности и устойчивости внимания на занятии). 4. Подготовить бланки протоколов, заполнить протоколы в соответствии с правилами ведения записи и требованиями метода (методики): ˗ протокол диагностики уровня физического и психомоторного развития ребенка; ˗ протокол диагностики познавательной активности;
˗ протокол диагностики мотивационных предпочтений ребенка; ˗ протокол диагностики уровня работоспособности, внимания; ˗ протокол диагностики интеллектуальной готовности ребенка к школе. Психолого-педагогический практикум по модулю 1 Оценка состояния здоровья
На основе изучения медицинской документации дать оценку состояния здоровья и определить группу здоровья одного ребенка. Полученные данные занести в таблицу, оформить её (и все таблицы и графики в последующем) в соответствии с техническими требованиями см. п. 7 программы практики.
Изучение сформированности предпосылок учебной деятельности и мотивационных предпочтений детей III. Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности. 1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной форме обучения. 2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным. 3. Предпочтение отметки как формы учебной работы другим видам поощрения (сладости, игрушки). IV. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями). Изучение мотивов учения Подготовка исследования. Материал: 6 карточек со схематичным изображением фигур (содержание см. ниже). Проведение исследования. Эксперимент проводится в начале и в конце учебного года с детьми 6—7 лет подготовительной к школе группы. Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают схематический соответствующий содержанию рисунок (внешняя опора для запоминания). «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай.
Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребенком выкладывается карточка № 1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив). Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился". Выкладывается карточка № 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив). Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там f весело и много ребят, с которыми можно играть". Выкладывается карточка № 3: фигуры двух ребят, играющих в мяч (игровой мотив). Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Выкладывается карточка № 4:2 фигурки, изображенные спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, — игрушечный автомобиль (позиционный мотив). Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать кем захочешь". Выкладывается карточка № 5: фигура с портфелем в руках направляется к зданию (социальный мотив). Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки". Выкладывается карточка № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив получения отметки). После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку вопросы: «А как по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?» Дети последовательно осуществляют 3 выбора. При этом испытуемый указывает на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. Если содержание недостаточно явственно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?» Обработка данных. Для каждого из шести мотивов (учебный, социальный, отметка, игровой, позиционный, внешний) подсчитывают процент детей, у которых этот мотив встретился хотя бы в одном выборе.
Изучение интеллектуальной готовности ребенка к школе. Оценка результатов ребенка Все результаты ребенка оцениваются баллами. Критерии оценки приведены ниже в описании каждого субтеста. По окончании всей диагностики баллы суммируются. Дети, набравшие более 18 баллов, зачисляются в школу сразу же. При результате 17 баллов и меньше требуется специальная консультация психолога или логопеда. Содержание диагностики Субтест 1. «Нелепицы» Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны (см. Стимульный материал, карточки №№ 1а, 16, 1в). "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается. В качестве материала мы брали сюжеты из пособия С.Д. Забрамной "Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях" (М., Просвещение, 1985 г.) и других пособий. В наших условиях приходилось использовать одновременно 5-6 вариантов рисунков, три из них мы включили в настоящий комплект.
Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста. Инструкция. Картинка предлагается ребенку со словами: «Посмотри, какая у меня картинка». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Критерии оценки. Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все "нелепости". Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью— 1 или 2 вопроса — находит нелепые места. Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает. Субтест 5. Аналогии. Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии. Инструкция. "Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару. Слова такие: - ОКУНЬ - РЫБА, а РОМАШКА -...? (цветок). - МОРКОВЬ - ОГОРОД, а ГРИБЫ -...? (лес). - ЧАСЫ - ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК -...? (температура}. - ГЛАЗ - ЗРЕНИЕ, а УШИ -...? (слух). - ДОБРО - ЗЛО, а ДЕНЬ -...? (ночь). - УТЮГ - ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН...? (звонить). Другие варианты: - ГОЛУБЬ - ПТИЦА, а ВАСИЛЕК -...? (цветок). - ОГУРЦЫ - ГРЯДКА, а ШИШКИ -...? (лес). - САМОЛЕТ - ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА —...? (водитель, шофер). - РАДИО - СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ -...? (зрение, смотреть). - ДЕНЬ - НОЧЬ, а БЕЛОЕ -...? (черное). - ЗАЯЦ - ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА -...? (рыба). - ГРИБЫ - ЛЕС, а ПШЕНИЦА -...? (поле). - ШКОЛА - УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА -...? (врач). - ФОНАРЬ - СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ -...? (рисовать). - КНИГА - ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА -...? (слушать, играть, сочинять).
- ДЛИННОЕ - КОРОТКОЕ, а ЛЕТО -...? (зима). Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник — температура" некоторые дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо отмечаем в протоколе. Критерии оценки. Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных. Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных. Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных. Субтест 6. Логопедический. Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звуко-произношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей. Инструкция. Часть 1."Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши". Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами: - САМОВАР - ПОДУШКА. Эти слова можно заменять на другие трехсложные. Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах: - БЕРЕТ - ВОЛНА - АТАМАН - УТКА. Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный, последний — гласный, в третьем: первый — гласный, последний — согласный, в четвертом — оба звука гласные. Наверное, логопедическое задание можно подобрать и другое, но наша практика показывает, что спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно этого субтеста можно достаточно надежно, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов). Критерии оценки. Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно). Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания. Ребенок получает 0 баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого. Субтест 8. Ключи. Это задание мы ввели для того, чтобы дать возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Поскольку этот субтест достаточно сложен, с ним справляются далеко не все дети. Субтест направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этого субтеста педагог может сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребенка и о возможном левшестве.
В качестве стимульного материалаиспользуется карточка №5. Изображенные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая), форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству полосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один, два и три). Инструкция. Педагог предъявляет ребенку карточку с нарисованными на ней ключами и говорит при этом: "Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные, но при этом все-таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет дорисовать его вот здесь (дать ребенку Анкету-протокол с недорисованным шаблоном — см. Анкету для ребенка, "Место для рисунков ребенка"). Критерии оценки. Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 3 или 4 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 2 балла. Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 1 или 2 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 1балл. Если на тестовом рисунке ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков, то его результат оценивается в 0 баллов. Субтест 9. Чтение. Педагоги начальной школы считают необходимым знать исходный уровень владения грамотой у детей, поступающих в школу, и это задание было включено в диагностический комплекс по их просьбе. Для этого субтеста стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов (см. карточку №6) —для детей, умеющих читать и в виде букв (см. карточку №7) — для детей, не умеющих читать. Карточка 6 содержит три варианта стимульного материала, для проведения диагностики надо разрезать ее на части и в каждом конкретном случае давать ребенку только один из них. Инструкция. Педагог спрашивает у ребенка, умеет ли он читать. Если ребенок отвечает утвердительно, то имеет смысл предложить ему текст с просьбой прочитать его (Стимульный материал, карточка №6), если нет, то стоит показать карточку с буквами (Стимульный материал, карточка №7) и попросить их назвать. Критерии оценки. Ребенок получает 3 балла, если он читает бегло, словами. Ребенок получает 2 балла, если он читает слогами, понимая прочитанное. Ребенок получает 1 балл, если он знает хотя бы 10 из показанных букв. Ребенок получает 0 баллов, если он знает меньше 10 из показанных букв. Это единственный субтест, который оценивается по четырехбалльной шкале. Субтест 10. Рисунок человека. Тест "Рисунок человека" является одним из самых распространенных в психологии. Он используется в самых разных областях психологии и с самыми разными целями. В нашем случае субтест позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представление об интеллекте ребенка в целом. Инструкция. Педагог дает ребенку Анкету для ребенка и, показав ему Место для рисования, просит: "Нарисуй, пожалуйста, здесь человека". Критерии оценки. Задание оценивается в соответствии с образцом: Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №№ 1 и 2, то ребенок получает за этот субтест 2 балла. Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №№ 3 и 4, то ребенок получает за этот субтест 1 балл. Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №№ 5 и 6, то ребенок получает за этот субтест 0 баллов. Критерии оценки. Если ребенок составил два или больше слов, то он получает за выполнение этого субтеста 2 балла. Если ребенок составил хотя бы одно слово, то он получает за выполнение этого субтеста 1 балл. Если ребенок не составил ни одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0 баллов. Итак, мы получаем заполненную Анкету-протокол собеседования с ребенком, в котором отмечено знаком "+" количество баллов, набранное ребенком за выполнение каждого из 11 субтестов. Сумму баллов мы обычно сообщаем родителям, обязательно даем положительную оценку тому, как ребенок работал, отмечаем его сильные стороны. Психологическое консультирование по результатам собеседования. Если по сумме баллов результат ребенка оказывается ниже нормы, то родители получают рекомендацию обратиться к психологу или к школьному логопеду (ниже 18 —желательно, ниже 16 баллов — обязательно). В школе МЖК "Сабурово" это является обычной практикой, психологи работают в часы приема первоклассников. Работа психолога при "контрольном" консультировании может быть организована следующим образом: 1. По анкете ребенка, которая заполнена педагогом, выявляются задания, с которыми ребенок справился наименее успешно. Здесь хотелось бы отметить, что качественный анализ анкеты ребенка может дать психологу очень много информации. Так, например, мы всегда обращаем внимание на ответы ребенка в первой части анкеты, а именно: правильно ли он называет свои имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли свой день рождения и даже в какой последовательности называет членов семьи (кстати, эта информация нужна и в случаях с неполными семьями для того, чтобы не травмировать ребенка вопросами об отсутствующих членах семьи). Скудные, неполные ответы, незнание полных имен родителей и их социальных ролей и тому подобные ответы могут быть не только признаком отсутствия контакта ребенка с тестирующим его педагогом, но и (при общих низких результатах тестирования) позволяют предположить сниженный уровень вербального развития, недостаточность общей осведомленности ребенка. При просмотре анкеты можно сразу выделять группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка; субтесты 2, 4 и 8 — о развитии его пространственных представлений; субтесты 5, 8 и 11 — о развитии логического мышления. Если видно, что результаты всех субтестов в какой-либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать, что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностики, так и при выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых нами родителям для занятий дома. 2. Выявляются причины неудачи (усталость, отсутствие контакта с педагогом, вмешательство родителей, негативные эмоции, связанные с воспоминаниями о подобного рода занятиях и т.п.). Анкета ребенка. 1. Как тебя зовут? Назови имя, отчество и фамилию. 2. Сколько тебе лет?. Когда ты родился? 3. С кем ты вместе живешь? Назови членов своей семьи. 4. Как зовут маму?Кем и где она работает? 5. Как зовут папу? Кем и где он работает? 6. Где ты живешь? Назови адрес. Ходишь ли ты в детский сад? Нет 7. Занимаешься ли ты в какой-нибудь секции или кружке? Кем ты хочешь быть и почему? Обработка результатов. 0 балл - ребенок не может оценить поступки детей (Критический уровень: дети не знакомы с нравственными нормами.). 1 балла – ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. Дети не осознают нравственные нормы. 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. Дети осознают нравственную норму, но, не придают ей особого значения (внимания). 3. балла – ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. Высокий уровень: дети глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повседневной жизни. Образец протокола Ф.И.О. ребенка ________________________________________________ Возраст
Содержание программы практики по модулям Раздел 2. «Готовность к школе» Содержание второго раздела учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков – Готовность ребенка к школе, предполагает выполнение следующих заданий:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.068 с.) |