Субтест 3. Последовательные картинки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субтест 3. Последовательные картинки



Аналогичный субтест применяется в тестах Бине-Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированное™ у ребенка причин­но-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ). Мы предлагаем детям наборы из 6 картинок (см. Стимульный материал, карточки №№ За и 36), поскольку наш опыт показал, что детям этого возраста составить рассказ по 7-8 картинкам слишком сложно, а менее, чем по шести, — очень просто.

Инструкция. Общую карточку со стимульным материалом необходимо раз­резать на части и, перемешав их, положить перед ребенкомсо словами: "У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расска­жи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)".

Критерии оценки. Если ребенок самостоятельно правильно и логично определя­ет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.

Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отры­вочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.

Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных дета­лей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов.

Субтест 4. Геометрические фигуры.

Этот субтест был включен в набор по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализиро­вать пространство. Для этого субтеста используются фигурки, вырезан­ные из карточки 4а, в качестве образца используется карточка 4б.

Инструкция. На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладывают­ся геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.

Критерии оценки.

Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фи­гурку.

Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал "тулови­ще, голову и ноги" геометрического человека.

Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не по­лучилась.

Субтест 5. Аналогии.

Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволя­ет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

Инструкция.

"Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг дру­гу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходя­щее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

Слова такие:

- ОКУНЬ - РЫБА, а РОМАШКА -...? (цветок).

- МОРКОВЬ - ОГОРОД, а ГРИБЫ -...? (лес).

- ЧАСЫ - ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК -...? (температура}.

- ГЛАЗ - ЗРЕНИЕ, а УШИ -...? (слух).

- ДОБРО - ЗЛО, а ДЕНЬ -...? (ночь).

- УТЮГ - ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН...? (звонить).

Другие варианты:

- ГОЛУБЬ - ПТИЦА, а ВАСИЛЕК -...? (цветок).

- ОГУРЦЫ - ГРЯДКА, а ШИШКИ -...? (лес).

- САМОЛЕТ - ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА —...? (водитель, шо­фер).

- РАДИО - СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ -...? (зрение, смот­реть).

- ДЕНЬ - НОЧЬ, а БЕЛОЕ -...? (черное).

- ЗАЯЦ - ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА -...? (рыба).

- ГРИБЫ - ЛЕС, а ПШЕНИЦА -...? (поле).

- ШКОЛА - УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА -...? (врач).

- ФОНАРЬ - СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ -...? (рисовать).

- КНИГА - ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА -...? (слушать, играть, сочинять).

- ДЛИННОЕ - КОРОТКОЕ, а ЛЕТО -...? (зима).

Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем сло­вом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник — температура" некоторые дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ яв­ляется правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо от­мечаем в протоколе.

Критерии оценки.

Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правиль­ное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правиль­ное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел пра­вильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.

Субтест 6. Логопедический.

Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звуко-произношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ре­бенка. Субтест состоит из двух частей.

Инструкция.

Часть 1."Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен раз­делить их на части, хлопая в ладоши".

Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, со­провождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ре­бенка сделать то же самое с предложенными ему словами:

- САМОВАР

- ПОДУШКА.

Эти слова можно заменять на другие трехсложные.

Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:

- БЕРЕТ

- ВОЛНА

- АТАМАН

- УТКА.

Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный, последний — гласный, в третьем: первый — гласный, последний — сог­ласный, в четвертом — оба звука гласные.

Наверное, логопедическое задание можно подобрать и другое, но на­ша практика показывает, что спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно этого субтеста можно достаточно надеж­но, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов).

Критерии оценки.

Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).

Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с иска­жениями или ошибается при выполнении первой или второй ча­сти задания.

Ребенок получает 0 баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошиб­ки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.007 с.)