Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материалы для индивидуальной работы
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.- 1988, с. 7,31,120 (дано с сокращением и некоторыми изменениями) «Вот ее (учителя начальных классов) слова: «Ребенок у вас хороший. Но она постоянно не уверена в себе. Ранима. Самолюбива. Не понимает юмора». И что же? Я стала смотреть на дочь иными глазами… Я ведь всеми силами старалась воспитать в ней общительность, аккуратность, послушание, рассудительность… По сравнению с детьми, с которыми она общается у нас дома, она не неряха, довольно умна… Но вот она попала в общество, где окружающие оказались умнее ее, и сразу она замолчала, стала отвечать: «Не знаю. Не умею. Забыла». Замкнулась. Перестала отвечать на вопросы. А дома даже сказала: «Мама, я знаю мало сказок и стихов. Я не умею так рисовать, как Дима. Я больше не пойду в школу никогда». Стала очень болезненно реагировать на замечания. Учительница мне говорит: «Делайте ей замечания почаще, и она к ним привыкнет». А в садике мне о ней говорили так: «Все бы такими были! Ни одного замечания за день! Все понимает сразу, ей повторять не надо. Все делает сама. Спокойненькая. Умненькая». Вот и думаю сейчас: должно быть, я слишком люблю свою дочь и потому не вижу в ней никаких минусов и все считаю, что она маленькая. А ведь нужно подготавливать ее к жизни…» <…> «Однажды на перемене, играя во дворе, Анна не заметила, как зацепилась за что-то, порвала себе сзади платье. На следующем уроке она, как нарочно, была вызвана к доске и вдруг спиной почувствовала ту внезапную тишину, которая сейчас разрядится ударом. Девочка втянула голову в плечи... И вот жесткая рука крепко повернула ее лицом к классу, а другая рука, схватив подол ее платья, ткнула им Анну в нос: «Это что такое?!» Девочка онемела. «Чувствую – погибаю. Все смотрят на меня, а я как голая перед ними. Помню все до мелочей. Вот учительница задрала мой подол, растягивает его перед классом, показывает. А я в ужасе еще от того, что трусики видно, а в классе много мальчишек. И вдруг она вызывает самого неряшливого из них: «Бакин! Как теперь ее надо называть?!» И Сашка Бакин, вечный грязнуля, встает и говорит: «Неряха…» Кажется, уже конец всему, ужаснее быть ничего не может. Оказывается, еще не конец. Она послала этого Бакина сходить за моей матерью в ее класс (она работала в этой же школе учителем). Я жду с таким ужасом, как перед казнью. И вот она входит… После этого я ничего не помню. Только уже вечером, дома лежу в кровати и ничего мне не хочется, совсем ничего. Жить больше не хочется, а только уснуть и чтобы никогда больше не просыпаться…»
<…> «Родители Аркадия имеют высшее образование и занимают очень «престижные» должности. С Аркадием у них были связаны «большие надежды». Уже в младших классах музыкальной школы он выделялся среди маленьких скрипачей особой музыкальностью и «взрослым звуком». Это был один из признанных «вундеркиндов» и в общеобразовательной школе: он всегда знал много больше того, что было задано, а его сочинения входили в «золотой фонд» школы. Ему нравилось познавательное чтение. Но в средних классах ему все больше стало навиться еще и уважительное удивление, которое он читал в глазах окружающих. Его родители тоже привыкли слышать похвалы в его адрес и пророчество в «большое будущего». Он был огражден от деревни, от деда, от лазанья на крыши и через заборы, от хоккея и футбола. После 8-го класса Аркадий поступил в музыкальное училище. Здесь все было другим. Самым непривычным было то, что никто уже не видел в нем исключительность, никто не удивлялся ему. Мало того, его понуждали делать что-то, что ему не нравилось совершенно. Преподаватель по специальности не принимал всерьез его суждений, его интерпретации музыкального произведения. Педагога раздражала самонадеянность подростка, заносчивость, и он «одергивал» его довольно резко, не скрывал своего мнения по поводу того, кем Аркадий является на самом деле, требовал беспрекословного выполнения всех указаний. Аркадия это возмущало, тем более, что ему казалось: уж он-то лучше знает!.. Отношения между преподавателем и учеником приняли откровенно конфликтный характер. Аркадию был предъявлен ультиматум: или он примет и учтет все указания преподавателя, или не будет допущен к экзамену… И это после стольких лет сплошного триумфа! Дома он объявил, что больше не намерен терпеть «эту бездарность», «этого безмозглого тупицу»… И вообще не намерен «ценою таких унижений добиваться сомнительной чести играть перед невежами!». Короче - он заявил, что ноги его больше не будет в музучилище. Мать примчалась к директору училища, но тот сообщил ей: «Преподаватели часто жалуются на Аркадия, что на уроках он выискивает повод уличить преподавателя в ошибке, в неточности, в недостаточном знании своего предмета. Иногда он отнимает пол-урока… В связи с этим администрация училища хотела бы обратить внимание родителей…» Но мать перебила: «А разве плохо, что мальчик так много знает? И разве он виноват в том, что преподаватели училища не знают того, что знает он?» А что до специальности, то «в музыкальной школе с мнением Аркаши считались, ведь он был самым лучшим учеником!»
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2004
1.<…> Н.А. Менчинcкая, в своих работах описывает ситуации, в которых ребенок высоко оценивает себя, независимо от того, как он реально поступает, — хорошо или плохо. Так, например, Саша, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось, — брал мамины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал: «Теперь хороший». Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя проговорил: «Молодец я», — а затем громко для взрослых: «Больше не буду». 2.<…> «Характер у меня слабый. Когда я был маленьким, еще, когда в сад ходил и в первый класс, меня другие дети били, а я сдачи не давал им, только плакал и даже учительнице не жаловался. Потом я научился себя защищать. Меня папа научил в бокс играть. Теперь меня не бьют, но спортсмен я плохой. Мне надо закаляться, стать сильным. Но зарядку я не делаю. Все собираюсь и никак не начну». 3.<…> «Я лучше катаюсь на велосипеде, чем мой брат», «О, это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а то и на кол». 4.<…> «Я не хуже, но и не лучше других», «У меня плохой характер, но он меня устраивает». 5.<…> «Какой я есть, на самом деле я не знаю, но мне хотелось бы быть успешным и чтобы с моим мнением считались». 6.<…> Если предложить детям оценить свою работу, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Мои рисунки никогда не берутся на выставку, всегда говорят, что надо стараться, я сам его повесил», «Я не хуже всех, у меня тоже хорошая работа». 7.<…> В этом возрасте происходит осознание не только своего «Я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». 8.<…> «Мое тело будто взбесилось». «Я не красивая, вон нос длинный и уши оттопыренные. Терпеть не могу себя за это». 9.<…> «Я слушаюсь маму, поэтому и хороший», «Я красивая, у меня длинный волос». 10.<…> «На самом деле я не трус – я был разумным, того требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо». «Да я струсил, но ведь и все мои приятели — трусы, каждый поступил бы так же на моем месте» 11.<…> «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра... до лампы... тогда я буду большой». Литература Основная Маралов В.Г. «Основы самопознания и саморазвития». – М., 2002. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. 64 с. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 190 -204 Дополнительная Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30-66. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязании. Учебн. пособие. - М.: 1993. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.- Просвещение, 1988 Защитные механизмы личности: Методические рекомендации. / Сост. проф. В.В.Деларю. - Волгоград, 2004. - 48 с. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2004
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.009 с.) |