Материалы для индивидуальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для индивидуальной работы



 

Цитатник работ первокурсников: «Какую реальность можно назвать психикой?»

ВАРИАНТЫ ВЕРСИЙ СТУДЕНТОВ

1.

«…это то, что дано животным от природы…», «…это набор установок, дающихся с рождения», «…это врожденные условные рефлексы», «…это набор врожденных генетических программ, обеспечивающих целесообразное поведение»,
«…это накопленный опыт прежних поколений»
«…это то, что сложилось в течение жизни в памяти отдельного животного», «… психика формируется на основе жизненного опыта»
«психика прививается природой животным при рождении»

2.

«…т.к. окружающая нас действительность влияет на поведение человека, то психикой можно назвать окружающую нас реальность»
«…это что-то внутренее в живом существе, это то, что заложено в мозг…», «…это совокупность функций мозга, позволяющих животным адаптироваться к окружающей среде посредством получения информации об окружении»
«…это состояние нервной системы, которое определяет поведение животного», «…уровень развития психики зависит от уровня организации ЦНС и ВНД»

3.

 «…психика животного предствавлена инстиктами и рефлексами», «…это биологические инстикты и рефлексы, проявляющиеся в чувстве конформизма», «…психика имеет связь с инстиктами и рефлексами»
 «…это стериотипное поведение животных и человека для достижения поставленных целей», «…это набор норм и установок поведения в ответ на ту или иную ситуацию», «…это целесообразное поведение, которое можно прировнять к разуму», «…это совокупность поступков, которые зависят от ситуаций», «…это совокупность логически обоснованных поступков»
«…каждый живой организм может думать, выбирать как ему поступить, отклоняться от инстиктов в определенной ситуации», «…это манера мыслить, которая есть у всех животных…», «…это способность анализироваь, принимать решения и находить способы и методы действий», «…это синтез, анализ, обобщение информациии…», «…это логика животных, котороя помогает им предвидеть возможную развязку ситуациии»
«…это субъективная реальность. Это отражение объективной реальноси через призму инстиктов, чувств, ощущений, опыта конкретного живого существа», «…это некие душевные порывы, которыу заставляют нас проявлять себя в тех или иных ситуациях», «…это внутренний компас», «…животные ориентируются в окружающем мире благодаря собственным внутренним ощущениям…»

4.

«…это инстикты животного, которые одинаковы у представителей одного вида»
«…психика индивидуальна. Каждый представитель одного вида может реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию, например, пауки с ипорченной паутиной», «…это индивидуальные свойства живого организма…»
«…это нечто бессознательное, которое действует на сознание, меняя поведение», «…психика отражается в сознании»,
«…это умение сознательно выстраивать свое отношение к чему-либо не смотря на стрессовые ситуациии и внешние перемены. Например, инфузория туфелька, поняв, что вибрация не несет никакой опасности, перестает на нее реагировать. Или кошка, воспитывающая цыплят, сознательно подчинилась инстикту материнста, подавив в себе инстикт охотника»
5. «…это то, что помогает ориентироваться, помогает принять верное решение», «…это свойство, присущее и животным и людям, помогающее им приспосабливаться к окружающему миру», «…это то, что соподвигает живое существо адаптироваться под нововую среду», «...психика позволяет удовлетворять биологические потребности, становится мотивацией поведения животного, «…то, что определяет мотив поведения, заклалывает в нас память и стремление к цели», «…это умение обучаться»

Фрагменты текстов, описывающие поведение индивидов в условиях депривации

1. В научной литературе получила широкую известность история двух девочек, найденных в Восточной Индии, которые, попав в волчью стаю, переняли у зверей их повадки и в поведении уподобились волкам.

В тот момент, когда их нашли, одной из них было около трех лет, другой – пять-шесть. Девочек обнаружил в Восточной Индии священник Сингх. Им дали имена – Амала и Камала, и поместили в сиротский приют города Миндапура. Оказавшись среди людей, девочки продолжали вести себя по-звериному: они разрывали одежду, которую пытались на них надеть, очень быстро передвигались на четвереньках, отчего на коленях и на ладонях у них были жесткие мозоли. Питались девочки только сырым мясом, молоком и водой. Вареную пищу есть отказывались. Днем девочки дремали, а ночью пребывали в непрерывном движении и иногда выли. Сотрудниками приюта описан случай, когда одна из девочек, оказавшись среди дворовых собак, бесстрашно включилась в их трапезу и даже отобрала у них кость. В этот момент в ее поведении проявлялись повадки, свойственные волкам.

Всякие попытки завязать контакт с Амалой и Камалой встречали сопротивление с их стороны. При возможности уклониться от контактов девочки забивались в угол. Усиленное воспитание и обучение, порученное миссис Сингх, дало лишь незначительные результаты. Младшая из сестер, Амала, первой стала реагировать на названия различных продуктов. Однако прожила в приюте недолго – умерла в возрасте шести лет, так и не став человеком. О Камале известно, что к семнадцати годам она имела в запасе около шести десятков слов.

 

2. Слепоглухонемота существует столько же, сколько существует человечество. Родившиеся слепоглухими или потерявшие слух в течение первых лет, на начальных этапах онтогенеза не похожи на человеческих детей: они не проявляют стремления к целенаправленным действиям, не принимают человеческих поз, не умеют ходить и пользоваться предметами обихода. Помимо этого, дети не проявляют интереса к пище: если ребенку вложить в руку хлеб или мясо, он не тянет их в рот, чаще наблюдается противоположное – сопротивление кормлению. Этот этап ученые называют доконтактным, он характеризуется отсутствием сознательного контакта с окружающей средой и людьми. Попадая в детский дом, слепоглухонемые дети обычно сидят в своих постелях, совершая маятникообразные навязчивые движения.

3. В медицинской литературе по невропатологии профессором Адольфом фон Штрюмпелем описан клинический случай одного из пациента. В результате обширного ожога больной утратил осязательные ощущения (кожа утратила тактильную и температурную чувствительность), слуховые (оглох на оба уха) и частично зрительные (ослеп на один глаз). Если ему закрывали здоровый глаз, то он немедленно засыпал.

В.Токарева Этот лучший из миров (сборник рассказов). На каникулах СПб. 2016

У него было имя, отчество и фамилия: Сергей Юрьевич Гранат. Но по имени его никто не называл, все звали почему-то по фамилии, и он так привык к этому, что сам иногда не помнил своего настоящего имени, а тем более отчества.

Гранат в это утро проснулся оттого, что мимо его лица ходили куры. Это значило, что баба Дуня вышла из избы и не закрыла за собой дверь.

Гранат сел на тюфячке, обнял руками коленки. Кожа на его спине натянулась, обозначились позвонки так, будто под кожей были бусы. Он сидел и представлял себе, что будет дальше: сейчас войдет Дуня, увидит кур, замечется по избе с раскинутыми руками, как на пожаре, и завопит «Беси, тьманники, супостаты, шишь, окаянные!» Набегавшись за курами, она завопит на Грната абсолютно в тех же выражениях: «Бес, тьманник, супостат...»

Потом Гранат выйдет из этого террора во двор. Там его окружат деревенские мальчишки и спросят:

 — Олово или дуб?

Если Гранат скажет «олово», мальчишки закричат: «Хвать его за голову». Если же Гранат выберет дуб, они обрадованно заорут: «Хвать его за зуб». Но и в том и в другом случае они потычут в него кулаками, несильно, но унизительно.

Гранат не видел объективной причины такого к себе отношения. А мальчишки ви­дели: во-первых, Гранат не умел жевать смолу. А во-вторых, боялся влезть на лошадь. От смолы у него во рту скапливалась горькая слюна, и его начинало тошнить. А лошадь была очень высокая, хмурая, с жестким хребтом и громоздкими копытами. Тем не менее, Гранат был не трус. Во всяком случае, не слабее и не трусливее тех, кто его дразнил. Он еще не знал, что можно быть не слабее и не трусливее, и все равно над тобой будут смеяться.

Гранат поднялся с тюфяка, разыскал свою тюбетейку, чтобы солнце не напекло голову, и вышел во двор. Он прошел мимо огорода, слушая босыми ступнями прохладную землю, выглянул за забор.

По дороге бежала Верка. Верка свернула за забор сплетницы Котихи и исчезла. Гранат понял, что она побежала к озеру. А дальше было уже нетрудно догадаться, что раз Верка так торопится — значит, на озере Витька. А если на озере Витька — значит, там все деревенские мальчишки.

Гранат представил себе воду, густую и темную, как нефть, прохладные мясистые листья, поднимающиеся со дна на длинных стеблях, и сваленное дерево с выдолбленной серединой, на котором верхом плавает Витька.

Гранат скинул с калитки веревочную петлю, вышел на дорогу.

По другую сторону дороги на желтых досках сидел Вова-дурак и грыз кочерыжку. Вова всегда что-нибудь жевал или просто сосал большой палец, и на его майку капали прозрачные слюни.

Гранату с Вовой было неинтересно, но другого общества у него не было, приходилось рассчитывать на то, что есть.

Гранат подошел к Вове и сказал:

— Дай куснуть...

Вова на минуточку вытащил изо рта кочерыжку, переложил ее из правой руки в левую, а свободной рукой сложил фигу. Фига получилась большая.

«Понимает», — отметил про себя Гранат, но вслух ничего не сказал.

На Вову глядеть ему не хотелось, по сторонам тоже глядеть было не на что. Гранат поднял голову, и, чуть пошатываясь, стал смотреть в небо. Было оно бледно-голубое, ситцевое, а солнце небольшое, четкое и такое яростное, что Гранат зажмурился. А когда открыл глаза, увидел на дороге Ивана. Лет Ивану — три раза по восемь, и был он очень красивый в своей плоской кепочке, голубой майке и широких коротковатых брюках. Иван недавно вернулся из армии, где служил в пограничных войсках.

В данную минуту Иван стоял возле мотоцикла и нажимал ногой на педаль. Вова слез с досок, подошел к самому мотоциклу. И Гранат тоже слез с досок, остановился рядом с Воной.

— Как жизнь? — неопределенно поинтересовался Иван.

Вова ничего не ответил, этот вопрос был для него сложным. И Гранат не ответил, с восхищением глядел на Ивана,

— Хотите, прокачу? — предложил Иван.

Вова опять промолчал, по той же причине, что и в первый раз. И Гранат промолчал, потому что очень удивился. Иван никогда никого на свой мотоцикл не сажал, и просить его об этом было бесполезно.

Непринужденная беседа не завязывалась, а ждать, когда она завяжется, Ивану было некогда. Он подхватил Граната под мышки, усадил его на заднее сиденье, а сам уселся впереди и нажал на педаль.

Мотоцикл взревел, как ракета, и рванулся с места.

— А-у-а! — азартно завопил Вова и, тряся руками над головой, помчался за мотоциклом.

Он был еще маленький и не умел завидовать.

— Ноги ширше держи, — крикнул Иван, — чтоб в колеса не замотало!

Услышав такое предупреждение, Гранат задрал ноги вверх, как можно выше, и в сто­роны, как можно шире. Сидеть было очень неудобно. Гранат не ощущал радости движения и ничего вокруг себя не видел, думал только о том, что, если он приспустит ноги, их тут же замотает в колеса.

— Хорошая машина, — похвалил Иван. — Только тормоза гуляют. Слушай, а как твоя фамилия?

Гранат не ответил. Вытянутые ноги болели от напряжения, будто он держал на них тяжесть. Он зажмурился и ждал, когда все кончится. Ему казалось, что это не кончится никогда.

— Че? — переспросил Иван и повернул лицо в профиль, чтобы ухо было поближе к губам Граната.

— Гранат, — торопливо проговорил Гранат.

— Зовут Гранат и фамилия Гранат? — удивился Иван. — Ты какой же нации?

Мотоцикл вдруг стал, будто споткнулся. Гранат, сохраняя прямолинейное движение, ткнулся лицом в Иванову майку. От майки пахло чем-то копченым.

— Приехали! — Иван подхватил Граната и поставил его на землю.

Гранат открыл глаза, увидел перед собой озеро, головы мальчишек над водой и Верку на берегу. Верка мыла тряпкой деревянные мостки, которые спускались с берега в воду. Подражая взрослым, она подоткнула юбку, чтобы не мешала, и действительно походила на маленькую бабенку.

Иван, уверенный в том, что сделал для Граната большое одолжение, сел на свой мотоцикл, и он, вихляя, понес его по дороге.

Гранат с тоской провожал глазами затылок Ивана, его загорелую шею, голубую майку ждал, что сейчас из воды в брызгах выскочат мальчишки и заорут: «Олово или дуб?»

Гранат мог бы не ждать, а повернуться и уйти, но здесь была Верка, и он остался стоять.

А мальчишки тем временем вели себя странно: они не выскакивали из воды, а выходили медленно. Вышли на берег и остановились друг подле друга, глядели на Граната серьезно и молча. Губы у всех были синие, кожа в пупырышках, а мокрые волосы стояли на голове торчком.

Верка оглянулась на Витьку, тот смотрел исподлобья, лицо у него было сосредоточенное. Верка тоже стала смотреть исподлобья.

Гранат, чувствуя на себе Веркин взгляд, подошел к воде, сунул туда ногу, побаландал и сказал:

— Парное молоко...

Верка быстро бросила на мостки свою тряпку, не оглядываясь на Витьку, побежала к воде, сунула туда ногу, побаландала и сказала:

— Парное молоко...

Гранат понял вдруг, что его уважают. Более того, ему подражают. Он, правда, не понимал причины такой перемены: в том, что Иван привез его на мотоцикле, была заслуга Ивана, а не его.

Гранату очень понравилось новое свое положение, и он решил не разбираться в причинах и заслугах. Осмелев, подошел к Витьке и сказал, дернув головой в сторону дороги:

— Ничего машина, только тормоза гуляют.

Гранат несколько опасался, что Витька сейчас спросит: «Олово или дуб?» Но Витька ничего спрашивать не стал, отвел лицо чуть в сторону и цыкнул слюнями в воду.

Гранат понял, что он немножко зарвался, и отошел.

В полдень Гранат прибежал домой. Губы у него были синие, кожа в пупырышках, а мокрые волосы стояли на голове торч­ком. Увидев все это, баба Дуня запричитала:

— Чу, бес, тьманник, супостат... — Она хотела добавить «окаянный», но Гранат оборвал ее:

— Не ори! Я есть хочу.

Баба Дуня неожиданно послушалась и побежала за едой. Вернувшись, она поставила на стол картошку, политую сметаной, оладьи с медом, простоквашу в литровой банке. Гранат тут же стал хватать руками со всех тарелок. Он вдохновенно жевал, и уши при этом у него двигались.

— Да не хватай ты, — посоветовала бабка. — Не ворованное ешь.

Потом достала из кармана фартука яйцо, в два раза больше обычных размеров.

— Гляди-кась, — показала она, — верно, с двумя желтками...

Гранат посмотрел на яйцо, перестал жевать. Потом быстро проглотил все, что у него было во рту, и попросил:

—- Отдай мне это яйцо!

— На что тебе? — удивилась баба Дуня.

Гранат прикинул, что если он скажет: «Для Ивана», то бабка яйцо не отдаст. Сле­довало срочно придумать что-то другое, но другое не придумывалось.

— Ну, пожалуйста, — жалостно проговорил Гранат, обожая бабку глазами, — ну что тебе, жалко?

Баба Дуня растерялась, даже заробела как-то.

— Да бери, господи... — испуганно сказала она и, положив яйцо на стол, притихшая, пошла из избы.

Гранат, беспокоясь, что бабка может передумать и вернуться, быстро сунул яйцо в карман и, придерживая карман ладонью, вылез из-за стола. Не разобравшись толком, наелся он или нет, выбежал на улицу, помчался в соседний дом к Котихе.

Стены в Котихиной избе были украшены обложками от журнала «Огонек», по столу ползали мухи. Гранат никогда не видел одновременно такого количества мух.

Возле стола на табуретке сидела Котихина племянница Нюра, вязала, быстро пе­ребирая спицами, и рассказывала что-то из своей жизни.

Здравствуйте, — поздоровался Гранат, — Тетя Паша, вкрадчиво проговорил он, — будьте добры, сварите мне, пожалуйста, яйцо в цветной тряпке, чтобы разноцветное получилось...

— На что? — удивилась Котика. Выдвинув подбородок, она подтянула под ним ко­сынку.

Гранат подумал, что, если скажет: «Для Ивана», Котиха передаст бабе Дуне, а баба Дуня отберет яйцо.

— А я вам завтра целый стакан малины насобираю, — пообещал он.

— Нужна мне малина твоя... — с пренебрежением сказала Котиха. Взяла у Граната яйцо и полезла в сундук за цветной тряпкой.

Гранат томился, пережидая время, в течение которого Котиха сварит яйцо. Думал о том, что хорошо бы этот кусок времени можно было вырезать из дня ножницами и положить в ящик. Вообще хорошо бы завести такой ящик и складывать туда все бесполезное и скучное время, а потом, когда накопятся дни, недели, месяцы, одалживать другим людям или тратить самому на что-нибудь хорошее.

Наконец Котиха сварила яйцо. Тряпка, видимо, была какая-то линялая, потому что рисунок получился нечеткий, и окрасилась скорлупа с одной только стороны, а на другой шли подтеки.

— Надо было б в луковую шелуху, — посоветовала Нюра.

— Ничего, — сказал Гранат, скрывая разочарование. — Я вам все равно завтра малины насобираю.

Гранат вернулся домой, запер дверь на крючок, чтобы никто не заходил.

Разыскал на подоконнике химический карандаш и, положив перед собой яйцо, уселся за стол. Прищурился, оглядел яйцо со всех сторон и, не зная еще, что будет делать дальше, обвел контуры цветных пятен на скорлупе. Получилось две буро-зеленые полосины, а под полосинами разляпанный желтый круг — относительно большой и неровный.

Гранат подвинул кружку с водой, макнул туда палец, стал размывать грани между желтым и зеленым. Желтое пятно стало лохматым, как подсолнух, а фиолетовые лучики от чернильного карандаша поползли во все стороны. Полосы получались пошире и поуже, сиреневые и розоватые — одна из другой на покатой, смуглой, слабоокрашенной скорлупе.

Гранат окунал палец в кружку, потом стряхивал его, как градусник, и ничего для него не существовало на свете, кроме выплывающих из-под пальца дымно-фиолетовых дыханий, похожих не то на мечты, не то на утро.

Мальчишки, баба Дуня — все это было в другой, прежней жизни. И сам Гранат в той жизни был другой. Никаких конкретных мыслей у него сейчас не было, только напряженная сосредоточенность и еще присутствие чего-то необходимого. Даже не присутствие, а предчувствие. Может, это было предчувствие города, в котором Гранат жил всю зиму, весну и осень, может, предчувствие мамы, которая никогда на него не кричит.

— Эй! — позвали за окном тоненьким голосом.

Голос расколол тишину и сосредоточенность.

Гранат подошел к окну, увидел Верку. Она стояла, задрав голову, и смотрела на Граната так же, как он сам смотрел днем на Ивана.

— Чего тебе? — спросил Гранат.

 — А мы в малину идем. Хоть с нами? — позвала Верка.

— Не хочу, — отказался Гранат, хотя обещал малину Котихе. — Я занят.

Гранат вернулся к столу, сел — усталый и безразличный. Яйцо лежало перед ним — нежное, мраморное. И все хорошее, что испытывал Гранат, рисуя яйцо, возвращалось к нему, когда он на него смотрел.

По полю взад-вперед ходил настоящий комбайн, а посреди поля Иван метал охапки. Он стоял голый по пояс, на его руках и на спине, будто шары, перекатывались мускулы, а загорелое лицо было осыпано остью. Он нагибался, поддевал на вилы скошенную пшеницу и толкал вилы вверх на стог, где стояла Веркина мать в косынке, повязанной по самые глаза.

Вокруг стояло много стогов и работало много баб. Из мужиков был только Иван. Гранат подошел к нему, достал из кармана подарок, протянул.

— Это тебе...

Иван принял хрупкий дар на потную ладонь и некоторое время с интересом смотрел на яйцо.

Гранат сглотнул. Его душило волнение, даже дна волнения: одно свое собственное, и другое то, которое должен был испытывать Иван.

— А че оно акое большое? — спросил Иван безо всякого волнения.

— С двумя желтками... — Гранат удивился вопросу.

— А соли не принес? — снова спросил Иван.

И вдруг неожиданно он кокнул яйцо о вилы.

Гранат видел, как зашевелились его толстые пальцы и пестрая скорлупа опала на скошенную траву.

Облупленное яйцо лежало на ладони Ивана, оно действительно было очень большое, лысое и блестящее.

— А хлеба не взял? — спросил Иван.

Гранат не ответил. Он вдруг почувствовал себя совершенно не нужным ни полю, ни этим людям. А поле и люди были не нужны ему.

Гранат как-то сразу устал и заплакал. Он, случалось, и раньше плакал, от боли и от обиды. От боли — громко, от обиды — тихо. Но так, как сейчас, он не плакал ни разу, без слез, с неподвижным лицом.

Гранат был еще маленький и не знал, что такое в жизни с ним случится не раз, и привыкнуть к этому будет невозможно, и еще не раз он заплачет вот так — без слез, с неподвижным лицом.

Гранат повернулся и пошел прочь. Идти босиком по скошенной траве было больно, и он постарался поскорее выбраться на дорогу.

По дороге в сторону леса шли мальчишки, Витька и Верка. Верка увидела Граната, перескочила через канаву, подошла к нему так близко, что он увидел крапинки возле ее зрачков.

— Пойдем с нами в малину, а? — Верка потерлась щекой о собственное плечо, заглядывая в лицо Граната просительно и с унижением, как нищенка.

В это время с другой стороны дороги появился Вова. Ему, видно, скучно было сидеть одному на досках, и он разыскивал по деревне своего старого товарища.

Гранат посмотрел в крапинки Веркиных зрачков. Пережитая только что обида еще не осела в нем, но не вызывала озлобления. Наоборот, в нем взмыла гордость. Гранат чувствовал себя спокойным и сильным настолько, что мог сам выбирать себе друзей, а не быть избранным.

— Пойдем, — позвал Витька и поправил консервную банку из-под свиной тушенки, которая висела у него на шее. Гранат посмотрел на банку, на Витьку. Банка как банка, и Витька как Витька. Гранату захотелось цыкнуть слюнями сквозь зубы. Но это было лишнее. Он просто сунул руки в карманы штанов, повернулся и зашагал по дороге навстречу Вове.

 

Рекомендуемая литература

Основная

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- 2 изд. – М., 2008 - С. 37-61

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб, 2012, - С.54-68

Соколова Е.Е.Введение в психологию: учебник для студентов вузов – М. 2005, - С. 186-206

 

Дополнительная

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.Информационно-методическое пособие к курсу Психология человека. 3-е издание, исправленное и дополненное. М. Педагогическое общество России 2006г. - С.43-60

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М-,2002, - С. 18-21

Карой А. Думают ли животные. – М., 1965, с. 44

Психология и педагогика: учебник для вузов/ под ред. Реана А.А. – Питер, 2002 – С. 18-24

 

Рекомендуемые видиофильмы

Документальный фильм ВВС, режисера Кристофера Спенсера «Тело человека. Мозг человека» (1988г), Великобритания.

Документальный фильм Джин-Ив Коллета, Кристофв Лемайра «Свет мой зеркальце, скажи» (2003г), Франция, США.

Документальный фильм. ВВС, режисераСэма Робертса «Тайны мозга. Первый среди равных» (2004г), Великобритания.

 

Тема 3. Деятельность

(аудиторная работа - 2ч)

 

Узловые вопросы темы:

1. Общее понятие о деятельности.

2. Типы, виды и формы деятельности. Структура и уровни деятельности человека.

3. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности.

 

Ключевые слова

Активность, действие, деятельность, жизнедеятельность, навыки, привычка, умения.

Виды, типы, формы деятельности.

Задача, мотив, нужда, операция, потребность, цель.

Интерорецепция, интериоризация, эктерорецепция, экстериоризация.

Личность, субъект, субъектность, субъективность.

Задания для подготовки и работы на занятии

Задание 1. Психическая форма жизни не может развиваться без активного взаимодействия субъекта со средой. Действуя в мире, субъект отражает его «через призму» деятельности, которое (отражение) характеризуется различиями в субъективных переживаниях.

Для продуктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса педагогу необходимо уметь понимать и учитывать субъективные переживания субъектов. Следовательно, педагогу необходимо уметь анализировать деятельности субъекта в мире объектов.

В материалах для индивидуальной работы представлен фрагмент повести В. Крапивина. Ознакомтесь с текстом и выпоните задание:

· Определите и приведите примеры проявления основных структурных элементов деятельности главного героя повести.

· Сформулируйте ответы на вопросы:

- Что в этой структуре является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависящим от конкретных условий?

- Как соотносятся между собой психическое отражение и деятельность? Можно ли психику назвать деятельностью?

Подгогтовьтесь обсуждать данное задание в группах.

Задание 2 (письменно). Одной из задач обучения является формирование умений и навыков, без которых невозможно мастерство, творческое выполнение любой деятельности. Для педагога такими умениями являются доходчивое объяснение обучающимся необходимой информации, формирование у него познавательной потребности, привитие стойкого интереса к учебной деятельности и т.д.

На основе анализа собственного опыта по выполнению домашних заданий по психологии и рекомендованной литературы (Гамезо М.В., Слободчиков В.И., Теплов Б.М.) составьте авторский текст, адресованный студентам первокурсникам в форме: научно-популярной статьи, стендового доклада, тематической беседы (на выбор) на тему: «Как превратить выполнение домашней работы в творческий процесс», «Когда домашняя работа становится творчеством», «Домашняя работа это творческая деятельность обучающегося» и т.п.

В процессе написания авторского текста затроньте следующие вопросы:

- Какие навыки необходимы студентам для успешного овладения предметом Психология. Какие из ранее сформированных навыков помогут в этом.

- Каково взаимоотношение между навыками и творчеством.

- Какие условия способствуют выработке навыков и продуктивности творческой работы

- Как следует организовать свою творческую деятельность по выполнению домашнего задания, чтобы оно было продуктивным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.118 с.)