Как пользоваться учебно-методическим пособием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как пользоваться учебно-методическим пособием



ПСИХОЛОГИЯ

ЧАСТЬ I

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Волгоград

 2017-18 уч. год


 

Автор-составитель:

Глазырина Л.Г. старший преподаватель кафедры психологии Волгоградского государственного социально-психологического университета

 

 

 

В пособии представлены материалы для организации практических занятий в курсе «Психология» (раздел «Психология человека»). Содержание соответствует ФГОС 3+ для специальностей педагогического профиля. В пособии привлечены материалы, относящиеся к области психологии человека, этнографии детства, и др., различным по своим исходным основаниям психологическим подходам.

Предназначено для подготовки бакалавров педагогического образования.

 

 


Содержание

 

Введение  
Рекомендации студентам по выполнению заданий СРС  
Рекомендации студентам по работе на лекциях  
Тема 1. Введение в курс «Психология человека» 1
Тема 2. Психика как научная проблема 2
Тема 3. Деятельность 1
Тема 4. Потребностно-мотивационная сфера личности 1
Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности 2
Тема 6. Самооценка и уровень притязания личности  
Тема 7. Психическте свойства личности: темперамент и характер  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1  
ПРИЛОЖЕНИЕ 2  
ПРИЛОЖЕНИЕ 3  
ПРИЛОЖЕНИЕ 4  

ВВЕДЕНИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ СРС

Самостоятельная работа студента включает в себя несколько видов работ, выполнение которые имеют свои специфические особенности.

 

Правила разработки программы (научно-исследовательской, профилактической)

 

При составлении научно-исследовательской программы необходимо учитывать следующие моменты:

· Четко формулируйте цели работы (что в результате Вы хотите вывить).

· Определите круг задач, которые конкретизируют цель исследовательской работы.

· Четко определить содержание этапов (подготовительный, основной, заключительный), стратегию и тактику проведения исследования.

· Подберите методы и методики исследовательской работы.

· Продумайте индивидуальный план, который может включать следующие пункты:

 

При составлении программы по профилактике необходимо учитывать следующие моменты:

· Четко формулируйте цели работы (что в результате Вы хотите сформировать, развить).

· Определите круг задач, которые конкретизируют цель профилактической работы.

· Определите стратегию, тактику и формы проведения профилактической работы. Необходимо помнить, что профилактическая работа с учащимися направлена на создание условий оптимального развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, людях, общественных событиях, связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательность.

· Подберите методики (игры, бесед, дискуссии, работа с видео и литературными материалами и др.) и виды, приемы влияния.

· Определите общее время для реализации вей программы. Помните о том, что не возможно за 1-2 занятия выработать у ребенка конкретные знания, умения, конкретные личностные качества. Это долга и кропотливая работа. Определите частоту необходимых встреч.

· Определите содержание профилактических занятий. Подумайте, каких специалистов можно было бы привлечь.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО РАБОТЕ НА ЛЕКЦИЯХ

 

Главное, что необходимо сделать студенту, обучаясь в вузе — стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности. То есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе — это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что, главный предмет для любого ученика — это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

 

Литература

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.Информационно-методическое пособие к курсу Психология человека. 3-е издание, исправленное и дополненное. М. Педагогическое общество России 2006г. 276с

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М-,2010.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- 2 изд. – М., 2008 -

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб, 2012.

Соколова Е.Е.Введение в психологию: учебник для студентов вузов – М. 2005

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.,1995

 

Тема 2. Психика как научная проблема

(аудиторная работа 4 часа)

Узловые вопросы темы:

1. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи.

2. Природа, механизмы и общая структура психики. Основные функции психики.

3. Сходство и отличие психики человека и животных.

4. Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания.

 

Ключевые слова (словарь)

1. Активность, анализатор, ассоциация, инстикт, отражение, познание, рефлекс (условный, безусловный, ориентировачный), рефлексия, рецепторы.

Психика, сознание.

2. Нужда, потребность, цель, задача.

Эмоции, чувства; внимание, восприятие, память, мышление; воля.

Индивид, субъект.

Задания для подготовки и работы на занятии:

Задание 1. (письменно) Анализируя документальный фильм режиссера Феликса Соболева «Думают ли животные» (1970г) студенты первого года обучения выдвегают несколько версий о том какую же реальность следует считать психикой. В материалах для индивидуальной работы представлен цитатник студенческих работ, отражающий размышления первокурсников на этот вопрос. Используя рекомендуемую литературу, выполните следующее задание:

· Объяснит е авторам версий с научной точки зрения, в чем они оказались правы, а в чем заблуждались, 1) в своих размышлениях о психике, 2) в корректности использовании понятий (терминологии), с помощью которых студенты пробовали объяснить проявление психики.

 

Задание 2. Наблюдая за животными или человеком, мы ничего такого не обнаруживаем, что можно было бы назвать психикой. Тем не менее, психологи утверждают, что с одной стороны человек обладает высшим уровнем психического развития, с другой – психика животного и человека имеет много общего.

В материалах для индивидуальной работы представлены фрагменты текстов, описывающие поведение индивидов в условиях депривации. Проанализируйте данные тексты и выполните следующее задание:

А) Используя научные знания о психике, полученные в процессе работы над заданием 1, сформулируйте выводы о закономерностях возникновения, развитияи функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Подготовьтесь обсуждать данное задание в группе.

В) Опираясь на теорию В.В. Давыдова об общей стуктуре психики и понимании сознания, объясните причины поведения индивидов в каждом из приведенных случаев через механизм работы психики.

Задание 3. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Ещё древние греки отмечали две составляющие каждого человека: вешние, вещественные проявления и внутренние особенности человека. Это и есть проявления психической жизни человека.

В материалах для индивидуальной работы представлен рассказ В. Токоревой, описывающий один день из жизни ребенка. Проанализируйте данный текст и выполните следующее задание:

· Используя научные знания о стуктуре психики, приведите примеры описание проявления психики героев рассказа.

Подготовьтесь обсуждать данное задание в группе.

Задания для самостоятельного изучения

Задание 1. (письменно) Используя рекомендованные тексты (Маклаков А.Г., Соколова Е.Е.), заполните таблицу:

Развитие психики животных

Уровни

Стадии

Обусловленность поведения

Особенности НС

Психические явления

Представители царства животных
4  

 

       

 

 

3

   

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 
   

 

   

1

 

 

   

 

 

 

 

 

 
                       

 

Рекомендуемые видиофильмы

Документальный фильм ВВС, режисера Кристофера Спенсера «Тело человека. Мозг человека» (1988г), Великобритания.

Документальный фильм Джин-Ив Коллета, Кристофв Лемайра «Свет мой зеркальце, скажи» (2003г), Франция, США.

Документальный фильм. ВВС, режисераСэма Робертса «Тайны мозга. Первый среди равных» (2004г), Великобритания.

 

Тема 3. Деятельность

(аудиторная работа - 2ч)

 

Узловые вопросы темы:

1. Общее понятие о деятельности.

2. Типы, виды и формы деятельности. Структура и уровни деятельности человека.

3. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности.

 

Ключевые слова

Активность, действие, деятельность, жизнедеятельность, навыки, привычка, умения.

Виды, типы, формы деятельности.

Задача, мотив, нужда, операция, потребность, цель.

Интерорецепция, интериоризация, эктерорецепция, экстериоризация.

Личность, субъект, субъектность, субъективность.

Задания для подготовки и работы на занятии

Задание 1. Психическая форма жизни не может развиваться без активного взаимодействия субъекта со средой. Действуя в мире, субъект отражает его «через призму» деятельности, которое (отражение) характеризуется различиями в субъективных переживаниях.

Для продуктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса педагогу необходимо уметь понимать и учитывать субъективные переживания субъектов. Следовательно, педагогу необходимо уметь анализировать деятельности субъекта в мире объектов.

В материалах для индивидуальной работы представлен фрагмент повести В. Крапивина. Ознакомтесь с текстом и выпоните задание:

· Определите и приведите примеры проявления основных структурных элементов деятельности главного героя повести.

· Сформулируйте ответы на вопросы:

- Что в этой структуре является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависящим от конкретных условий?

- Как соотносятся между собой психическое отражение и деятельность? Можно ли психику назвать деятельностью?

Подгогтовьтесь обсуждать данное задание в группах.

Задание 2 (письменно). Одной из задач обучения является формирование умений и навыков, без которых невозможно мастерство, творческое выполнение любой деятельности. Для педагога такими умениями являются доходчивое объяснение обучающимся необходимой информации, формирование у него познавательной потребности, привитие стойкого интереса к учебной деятельности и т.д.

На основе анализа собственного опыта по выполнению домашних заданий по психологии и рекомендованной литературы (Гамезо М.В., Слободчиков В.И., Теплов Б.М.) составьте авторский текст, адресованный студентам первокурсникам в форме: научно-популярной статьи, стендового доклада, тематической беседы (на выбор) на тему: «Как превратить выполнение домашней работы в творческий процесс», «Когда домашняя работа становится творчеством», «Домашняя работа это творческая деятельность обучающегося» и т.п.

В процессе написания авторского текста затроньте следующие вопросы:

- Какие навыки необходимы студентам для успешного овладения предметом Психология. Какие из ранее сформированных навыков помогут в этом.

- Каково взаимоотношение между навыками и творчеством.

- Какие условия способствуют выработке навыков и продуктивности творческой работы

- Как следует организовать свою творческую деятельность по выполнению домашнего задания, чтобы оно было продуктивным.

Литература

Основная

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2010, С. 53 - 61

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.Информационно-методическое пособие к курсу Психология человека. - М. 2006, С 83-95

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб, 2012, С. 97-107

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.,1995, С.126 – 137 (76 - 83)

Соколова Е.Е.Введение в психологию: учебник для студентов вузов – М. 2005, С. 175-183, 214 - 223

Теплов Б. М. Психология. - М., 1953, С. 96-103

 

Дополнительная

Давыдов В.В.. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н.Леонтьева// Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. С.217-224.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005, С. 182-207.

 

Тема 4. Потребностно-мотивационная сфера личности

(аудиторная работа – 2)

Узловые вопросы темы:

1. Механизмы регуляции деятельности человека.

2. Мотивация как проявление поребностей в деятельности человека.

3. Виды мотивов и формы их проявлений.

Ключевые слова

Мотивы, мотивация, мотивационная сфера, мотивировка, направленность, нужда, потребность.

Влечение, идеалы, интересы, желание, мечта, мировоззрение, стремления, склонность, убеждения, установка.

Виды мотивации (внутренняя, внешняя, престижная, достижения успеха, избегания неудачи, компенсаторная, власти).

 

Задания для подготовки и работы на занятии

Задание 1. Человеческая деятельность является полимотивированной, т.е. регулируемой одновременно двумя или даже несколькими мотивами. В материалах для индивидуальной работы представлен рассказ А.П. Чехова, описывающий как одна и та же деятельность, может соподвигаться разными мотивами. Опираясь на источники рекомендуемой литературыпроанализируйте художественный текст и ответьте на следующие вопросы:

· Какие потребности по А. Маслоу дети пытаются удовлетворить в игре?

· Определите потребности, виды и формы проявления мотивов главных героев произведения.

Предоставьте развернутую аргументацию своего ответа для работы в группах.

 

Задание 2. (письменно) Разные виды стимуляции обладают различным мотивационным потенциалом, т.е. оказывают разное воздействие на энергетику мотива. Внешние стимулы, применяемые взрослыми, могут, как усиливать, так и ослаблять силу мотива обучающегося.

Использую тексты материалов для индивудуальной работы (А.Н. Леонтьев, мотивационные письма старшекурсников), а так же рекомендуемую литературу составьте сообщение на тему «Как привить любовь к учению», которое можно использовать для проведенияродительского собрания или педагогического совета (на выбор). В своей работе затронте следующие вопросы:

· Ведущие мотивы обучающихся их роль в процессе учения.

· Каковы основные причины отсутствия интереса у обучающихся на занятиях.

· От каких факторов зависит сила мотивов.

· Что целесообразно применять взрослым в процессе взаимодействия с ребенком, а что нет, чтобы стимулировать его к учебной деятельности.

 

Литература

Основная

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001, С. 61-72

Маслоу А.Г. Теория человеческой мотивации. В книге Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций, М. - 2009 с. 238-257

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб. 2012, С. 510-534 (407-423).

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С.254-261

 

Дополнительная

Аристова А.А. Общая психология: мотивация, эмоции, воля. Владивосток 2003

Бадмаева Н.Ц. - Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей

Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. - Психология мотивации и эмоций

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.

Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград, 1983.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М, 1984.

Хекхаузен Х. - Мотивация и деятельность

 

Художественная

Чехов А.П. Детвора Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 4. М., «Наука», 1984.

 

 

Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

(аудиторная работа – 2)

Узловые вопросы темы:

4. Виды эмоций и формы их проявлений.

5. Развитие эмоций их роль в жизни человека.

6. Волевая и эмоциональная регуляция поведения.

 

Ключевые слова

Воля, волевой акт, волевое поведение, произвольность, произвольное поведение.

Волевые качества: инициативность, самооценка, самостоятельность, самоконтроль, сила воли (выдержка, самообладание, настойчивость целеустремленность оперативная и стратегическая), последовательность действий, решительность.

Аффект, настроение, переживание, страсть, стресс, фрустрация, чувства, эмоции (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина).

 

Задания для подготовки и работы на занятии

Задание 1. Саморегуляция деятельности может быть рассмотрена на операционально-техническом уровне как волевое поведение или на эмоционально-мотивационном уровне как переживание. В материалах для индивидуальной работы представлен отрывок художественного произведения В. Крапивин. Ознакомьтесь с текстом и поразмышляйте над вопросами:

· О чем идет речь в рассказе – о волевом поведении или эмоциональном переживании?

· Какие волевые качества проявляет главный герой? Какие средства, механизмы саморегуляции использовал герой?

· Определите эмоции главного героя. Какую функцию (побудительную или тормозящую) выполняли эмоций в приведенном отрывке.

Подгогтовьтесь обсуждать данное задание в группе, обосновывая свои ответы примерами из текста.

 

Задание 2 (письменно) Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля не развивается сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Использую рекомендуемую литературу, составьте текст стендового доклада, научной статьи (на выбор), который можно использовать для просветительской работы молодых педагогов. В своей работе затронте следующие вопросы:

· Каковы основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте?

· Какие обстоятельства в учебной деятельности способствуют волевой мобилизации школьников?

· Какие ошибки могут допускаться взрослыми, в том числе и педагоги, при формировании воли у ребенка?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Задание 1. (письменно) Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Посмотрите документальный фильм ВВС «Тайны мозга. Эмоции» (2012г) и сформулируйте ответьты на вопросы:

· Что собой проставляют эмоции как психическое явление?

· Какова роль эмоций в жизни человека?

· Какие психологические теории возникновений эмоций встречаются в фильме?

Литература

Основная

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.Информационно-методическое пособие к курсу Психология человека. - М. 2006, С 193-216

Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.:

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб. 2012, С. 373-415 (292-322).

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995, С.262 - 277

Теплов Б. М. Психология Учпедгиз, М., 1953, С.72-93

 

Дополнительная

Аристова А.А. Общая психология: мотивация, эмоции, воля. Владивосток 2003.С. 90-103

Выготский Л.С. - Учение об эмоциях

Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - Психология эмоций. М., 1984. —288 с.

Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. - Психология мотивации и эмоций

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции

Изард К.Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.

Рувинский Л.И., Хохлов С.И. - Как воспитать волю и характер – М., 1986. — 144 с.

 

Художественная

Крапивин В. Журавленок и молнии. Роман для ребят и взрослых. М.:1985

 

 

Ключевые слова

Самосознание, самопознание, самооценка, образ «Я», «Я-концепция».

Самооценка: личностная, текущая; адекватная, неадекватная; завышенная, заниженная; прогностическая, ретроспективная.

Уровень притязаний: адекватный, нереалистичный; частный, общий.

Защитные механизмы личности.

 

Задания для подготовки и работы на занятии

Задание 1. В материалах для индивидуальной работы приведено описание взаимодействия родителей и учителей с детьми разного возраста (Жутикова Н.В.). Ознакомьтесь с отрывками и поразмышляйте над вопросами:

· Какие ошибки были допущены взрослыми?

· Как человек «защищает» себя, свою самооценку? Каковы возможные варианты реагирования детей на подобное отношение к ним со стороны взрослых?

· Какие действия взрослых в этих ситуациях могут рассматриваться как стимулирующие развитие адекватности самооценки?

· В чем заключаются особенности оказания психолого-педагогической помощи тревожным, неуверенным, самоуверенным детям?

Подготовьтесь обсуждать данное задание устно в группе.

 

Задание 2. (письменно) И.С. Кон выделил три механизма самооценивания:

1) усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентации на то, как индивид представляет себе эти оценки),

2) социальное сравнение – индивид осознает и ценивает себя путем сравнения с другимилюдьми,

3) самоатрибция – индивид заключает о себе и своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.

В материалах для индивидуальной работы, представлены оценочные описание себя детьми разного возраста (Кулагина, Колюцкий). Проанализируйте данные высказывания. Обоснуйте письменно ответы на следующие вопросы:

· Для каких возрастных этапов характерны данные оценочные суждения? Какие механизмы самооценивания в них включены?

· Как изменяется самооценка в процессе развития человека?

Используя рекомендуемую литературы, составьте рекомендации для родителей и(или) учителей по формированию у детей адекватной самооценки, которые можно будет использовать на родительском собрании, педагогическом совете.

Литература

Основная

Маралов В.Г. «Основы самопознания и саморазвития». – М., 2002.

Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. 64 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 190 -204

Дополнительная

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30-66.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязании. Учебн. пособие. - М.: 1993.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.- Просвещение, 1988

Защитные механизмы личности: Методические рекомендации. / Сост. проф. В.В.Деларю. - Волгоград, 2004. - 48 с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2004

 

Психические свойства

Активность

сила пс. реакций средняя большая очень большая средняя скорость пс. реакции высокая медленная очень высокая средняя пластичность - ригидность пластичный ригидный пластичный ригидный энергичность (выносливость) средняя средняя очень высокая низкая реактивность низкая средняя очень низкая очень высокая

Моторика

разнообразие действий интенсивные замедленные интенсивны недостаточно интенсивны экспрессия умеренная пониженная повышенная повышенная экстраверсия - интроверсия экстраверт интроверт экстраверт интроверт

Эмоциональность

впечатлительность средняя слабая очень большая большая импульсивность умеренная слабая высокая высокая эм. лабильность устойчив очень устойчив неустойчив очень неустойчив

А.П. Чехов. Темпераменты (по последним выводам науки) Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 1. М., "Наука", 1984. (дано с сокращением)

Сангвиник. Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда, говорит Гуфеланд, происходит легкомыслие... В молодости он bebe (малыш) и Spitzbube (плут). Грубит учителям, не стрижется, не бреется, носит очки и пачкает стены. Учится скверно, но курсы оканчивает. Родителей не почитает. Когда богат, франтит; будучи же убогим, живет по-свински. Спит до двенадцати часов, ложится в неопределенное время. Пишет с ошибками. Для любви одной природа его на свет произвела: только тем и занимается, что любит. Всегда не прочь нализаться до положения риз; напившись вечером до зеленых чёртиков, утром встает как встрепанный, с чуть заметной тяжестью в голове, не нуждаясь в «similia similibus curantur» (подобное лечится подобным). <…> Будучи легкомысленен, либерален. Или вовсе никогда ничего не читает, или же читает запоем. Газеты любит и сам не прочь погазетничать. Почтовый ящик юмористических журналов выдуман исключительно для одних только сангвиников. Постоянен в своем непостоянстве. На службе он чиновник особых поручений или что-либо подобное. В гимназии преподает словесность. Редко дослуживается до действительного статского советника; дослужившись же, делается флегматиком и иногда холериком. Шалопаи, прохвосты и брандахлысты - сангвиники. Спать в одной комнате с сангвиником не рекомендуется: всю ночь анекдоты рассказывает, а за неимением анекдотов, ближних осуждает или врет. <…>

Холерик. Желчен и лицом желто-сер. Нос несколько крив, и глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки в тесной клетке. Раздражителен. За укушение блохи или укол булавкой готов разорвать на клочки весь свет. Когда говорит, брызжет и показывает свои коричневые или очень белые зубы. Глубоко убежден, что зимой «чёрт знает как холодно», а летом «чёрт знает как жарко...». Еженедельно меняет кухарок. Обедая, чувствует себя очень скверно, потому что всё бывает, пережарено, пересолено... Большею частью холостяк, а если женат, то запирает жену на замок. Ревнив до чёртиков. Шуток не понимает. Всё терпеть не может. Газеты читает только для того, чтобы ругнуть газетчиков. Еще во чреве матери был убежден в том, что все газеты врут. Как муж и приятель - невозможен; как подчиненный - едва ли мыслим; как начальник - невыносим и весьма нежелателен. Нередко, к несчастью, он педагог: преподает математику и греческий язык. В одной комнате спать с ним не советую: всю ночь кашляет, харкает и громко бранит блох. Услышав ночью, пение котов или петухов, кашляет и дребезжащим голосом посылает лакея на крышу поймать и, во что бы то ни стало, задушить певца. <…>

Флегматик. Милый человек (я говорю, разумеется, не про англичанина, а про российского флегматика). Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Ест когда и что угодно; не пьет, потому что боится кондрашки, спит 20 часов в сутки. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает, дремлет без зазрения совести и терпеливо ожидает конца. Женится в 30 лет при помощи дядюшек и тетушек. Самый удобный для женитьбы человек: на всё согласен, не ропщет и покладист. <…> Фраза «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» (Суета сует и всяческая суета) выдумана флегматиком. Бывает, болен только тогда, когда его избирают в присяжные заседатели. <…> Выписывает «Ниву» и сердится, что в ней не раскрашивают картинок и не пишут смешного. Пишущих считает людьми умнейшими и в то же время вреднейшими. Жалеет, что его детей не секут в гимназии, и сам иногда не прочь посечь. На службе счастлив. В театре - кассир, лакей, суфлер и иногда pour manger (ради хлеба) актер. <…>

Меланхолик. Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. На лбу и около носа морщинки. Рот несколько крив. Зубы черные. Склонен к ипохондрии. Вечно жалуется на боль под ложечкой, колотье в боку и плохое пищеварение. Любимое занятие - стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык. Думает, что слаб грудью и нервен, а потому ежедневно пьет вместо чая декокт и вместо водки - жизненный эликсир. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих ближних, что лавровишневые и валериановые капли ему уже не помогают... Полагает, что раз в неделю не мешало бы принимать слабительное. Давно уже порешил, что его не понимают доктора. Знахари, знахарки, шептуны, пьяные фельдшера, иногда повивальные бабки - первые его благодетели. Шубу надевает в сентябре, снимает в мае. В каждой собаке подозревает водобоязнь, а с тех пор, как его приятель сообщил ему, что кошка в состоянии задушить спящего человека, видит в кошках непримиримых врагов человечества. Духовное завещание у него давно уже готово. Божится и клянется, что ничего не пьет. <…> Ведет деятельную переписку с дяденьками, тетеньками, крестной мамашей и друзьями детства. Газет не читает. Читал когда-то «Московские ведомости», но, чувствуя при чтении этой газеты тяжесть под ложечкой, сердцебиение и муть в глазах, он бросил ее. <…> Страдает слезотечением и кошмарами. На службе не особенно счастлив: далее помощника столоначальника не дотянет. <…> Вздыхает день и ночь, а потому спать с ним в одной комнате не советую. Предчувствует потопы, землетрясение, войну, конечное падение нравственности и собственную смерть от какой-нибудь ужасной болезни. <…>

 

Практические занятия по психологии. Под ред. Богдановой Д.Я., Волкова И.П. – М. 1989,

 с. 41-45 (дано с сокращением и некоторыми изменениями)

1. По характеру я оптимист. Настроение у меня всегда веселое. Конечно, в жизни возникают трудности, но я не падаю духом, стараюсь сохранять жизнерадостность и уверенность, что завтра повезет больше. По-настоящему серьезные неприятности бывают у меня редко. Обычно они возникают из-за моей склонности к выдумкам и проделкам. Я довольно быстро соображаю и поэтому мне все легко дается. Люблю бывать на людях, в компаниях. У меня много друзей. Я к ним отношусь тепло, стараюсь принимать активное участи в их судьбе. Охотно всем помогаю, с легкость могу что-либо дать другому, но также легко забываю, кому что дал. Не люблю однообразную, кропотливую работу. Меня постоянно тянет к новому, неизведанному, к острым впечатлениям. В общем, я мало кого могу поставить выше себя.

2. Настроение у меня почти всегда плохое. Никак не могу избавиться от ощущения, что вот-вот может случиться что-то плохое. Мне постоянно кажется, что я в чем-то виноват, что делаю что-то не так, что я хуже других. Именно поэтому я сторонюсь людей, не люблю компаний, друзей у меня мало. Когда я с самым близким другом мне намного легче. Толь с ним я могу обсуждать сои личные проблемы. Я считаю, что в жизни слишком много трудностей, с которыми бесполезно бороться, так как это отнимает много сил. Иногда мне в голову приходят мысли о ее ошибочности и пустоте.

3. У меня очень часто меняется настроение. Бывает, что я длительное время чувствую себя хорошо и даже очень. Испытываю прилив сил, с аппетитом ем, хорошо сплю, много могу успеть сделать за день, с удовольствием хожу на вечеринки в кино, общаюсь с друзьями. Неприятности, если они случаются в такое время, переношу легко. Но иногда, по совершенно не понятным для меня причинам, настроение у меня портится на долгое время – недели и даже на месяцы. Мне все становится безразличным, а иногда попадается опасение, что случится что-то плохое. Трудности и неприятности выбивают меня из колеи, я плохо ем, сплю, просыпаюсь с чувством пустоты и разбитости. У меня нет желания кого-либо видеть, что-нибудь делать. Хочется просто лежать в постели и забыть обо всем.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.141 с.)