Диагностическая проективная методика № 5 – «Дом, в котором я живу». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическая проективная методика № 5 – «Дом, в котором я живу».



Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть: и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. [17, с. 91].

Изучив теоретический материал и подготовив все необходимые материалы для проведения исследования, педагогический эксперимент проводился на базе МОАУ «СОШ №71» г. Оренбурга. В исследовании приняли участие 25 обучающихся 6 «Б» класса.

 

2.2 Психолого-педагогические рекомендации по улучшению межличностных отношений среднего школьного возраста

В рамках нашего исследования, мы выяснили, что неблагоприятные межличностные отношения провоцировали возникновение состояния напряженности и тревожности у детей, вспышки агрессивности. Для изучения этой проблемы было проведено исследование по выявлению психолого-педагогических условий формирования межличностных отношений в коллективе с использованием различных методик.

Например, с помощью социометрического исследования мы получили необходимый нам материал для анализа данного вопроса. Обрабатывая результаты методики, в которой участвовали 25 человек, что составило 100%,

мы получили что «Звезд» в классе 1 человек (4%), «Предпочитаемых» 1

обучающийся (4%), «Принятых» 15 обучающихся (55%), «Непринятых» 8 человек (30%), а «Отвергнутых» 2 человека (7%). Результаты проведенной методики видно по диаграмме показателей социального статуса испытуемых.

На основе полученных данных была предложена рекомендация по улучшению межличностных отношений младших школьников.

На первоначальном этапе оптимизации психологического климата следует использовать такие игры, где не требуется определенное количество участников. Поэтому участие в них могут принимать одновременно все дети. Командные игры объединяют игроков общей целью - победой в соревновании. Как правило, члены команд помогают друг другу справиться с поставленной перед ними задачей, «болеют» за свою команду, заряжают друг друга эмоциями.

Должна проводиться работа c семьей: беседы c родителями, семейное консультирование, выявление проблем между подростками и родителями через различные виды тестов, анкеты. Чем лучше y ребенка отношения c родителями, тем легче ему находить общий язык со сверстниками.

Таким образом, первым делом при изучении межличностных отношении средних школьников необходимо провести методики диагностики межличностных отношении, таких как: социометрия, методика «Дом, в котором я живу».

 

Заключение

Теоретический анализ в данной работе позволил раскрыть сущность понятия межличностных отношений и определить особенности их развития в подростковом возрасте.Межличностные отношения, также как и субъективные связи, преимущественно эмоционального характера, в структуре группы относятся к эмоциональной составляющей, но в них присутствует и когнитивный элемент. Возникают в связи с обобщением эмоциональных реакций участников коллектива на проявления со стороны сверстников, которые являются личностно - значимыми для них, а также могут возникнуть под давлением общественного мнения группы. Межличностные отношения носят динамический характер, могут меняться в результате модификации ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, а также из-за эмоциональных всплесков и спадов.

Подростковый возраст является важным периодом в жизни человека, этот период является сензитивным для развития навыков межличностного взаимодействия. Формируются социальные установки, отношение к себе, к окружающим, складываются основы нравственности и формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми, преимущественно со сверстниками.

Были описаны методы и формы, оказывающие психолого-педагогическую помощь подросткам, испытывающим трудности в межличностных отношениях со сверстниками. В большинстве случаев, подростки не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Это необходимо учитывать в коррекционной работе и направлять её на формирование навыков эффективных способов общения, развитие умения слушать и понимать собеседника, умения конструктивно решать конфликтные ситуации, развитие рефлексивных способностей. Коррекционная работа по оптимизации межличностных отношений проводится с подростками в групповой форме.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём проведен анализ психолого-педагогической литературы и изучены теоретические основы проблемы межличностных отношений подростков, определены условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте, выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы.

В ходе практического исследования была проведена диагностика, результаты которой показали, что класс представляет собой диффузную и мало – сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития. Межличностные отношения в данном классе носит ситуативный характер, такой вывод был сделан, исходя из наличия «отвергаемых» в группе, низкого уровня коммуникативных навыков и не вполне благополучного психологического климата в классном коллективе. Результаты диагностики подтвердили, что подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.

 

Список литературы

1. Андреева, Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс,

2006.

2. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном

коллективе. – М.: ВЛАДОС, 2010.

3. Аракелов, Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка/

Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков. – М.: Изд-во УРАО, 2012.

4. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд. - Москва:

Просвещение, 2015.

5. Бодалев, А.А. Личность и общение. Избранные труды / А.А.Бода

лев. - Москва: Знание, 1983.

6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.:

Просвещение, 2009.

7. Варфоломеева, Е.П. Внеучебная проектная деятельность как

фактор становления межличностных отношений в среде младших подростков

[Текст] / Е.П. Варфоломеева// Среднее профессиональное образование. 2015.

№ 1.

8. Варфоломеева, Е.П. Особенности возникновения конфликтов в

межличностных отношениях у младших подростков и педагогические

условия их разрешения [Текст] / Е.П. Варфоломеева // Российский научный

журнал. 2014. № 5(43).

9. Варфоломеева, Е.П. Педагогические условия формирования

культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной

деятельности [Текст] / Е.П. Варфоломеева // Вестник МГТУ им. М.А.

Шолохова. Серия "Педагогика и психология". 2015. № 1.

10. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. -

М.: Ось-89, 2012.

11. Волков, Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие.

– М.: Академические Проект: Трикста, 2006.

12. Волков, Б.С. Психология подростка. – М.: Пед. об-во России,2010.

13. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

14. Гогицаева, О.У. Динамика межличностных отношений

подростков/ О.У. Гогицаева// Вектор науки ТГУ. - 2014. - №4.

15. Гогицаева, О.У. Психолого – педагогические аспекты

социализации личности ребенка//Вектор науки ТГУ. - 2013. - №4.

16. Грецов, А.Н. Психологические тренинги с подростками / А.Н.

Грецов. - Санкт-Петербург: Питер, 2013.

17. Долгова, В.И. Психолого- педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации. – Челябинск: АТОКСО, 2015.

18. Донцова, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцова. - Москва:

Издательство Московского университета, 2004.

19. Драгунова, Т.В. Психологические особенности подростка.

Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010.

20. Драгунова, Т.Д. Проблема конфликта в подростковом возрасте /

Т.Д. Драгунова // Вопросы психологии. - 2016. - №2.

21. Журавлев, А.Л. Социальная психология. – М.:Просвещение, 2012.

22. Козлов, Н.И. Психология межличностных отношений. - М.: Просвещение, 1995.

23. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. Система

личностных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. - Минск: ЕГУ, 2012.

24. Кон, И.С. Психология ранней юности: [Текст] / И.С. Кон Кн.дляучителя. – М.,Просвещение, 1989.

25. Кон, И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. -

М.: Просвещение, 1980.

Приложение 1

Год Событие
   

Рис.1. Таблица к диагностической методике № 1 –«Памятные даты моей жизни».

Школьная неделя

Значимые события

Я Класс
1-ая    
2-ая    
-ая    
34-ая    

Рис.2. Таблица к диагностической методике № 2 «Дневник моей жизни».

Рис.3. Таблица к диагностической методике № 3 «Мое состояние».

Задание 3

 

Предмет, класс

ИЗО, 4 «А» класс

УМК, автор программы

Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. Б.М. Неменский

Учитель

Гуляш Наталья Алексеевна, учитель МБОУ СОШ № 71

Тема урока, № урока в рабочей программе

№13: «Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.»

Цельурока

Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов.

Познакомить с особенностями в облике городов.

Планируемыерезультатыурока

Предметныезнания и умения

Личностныекачества, метапредметные УУД

приобретение опыта создания художественного образа храма при работе различными материалами.

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов создания храма. Анализировать соответствие результатов изображения храма поставленным задачам. Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки работы с художественными материалами. Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда. Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог. Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании собственной работы..
Методическоеобоснованиеурока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы сформировать у обучающегося полное представление о внешнем облике храма и города в древности. Изучать архитектурные особенности древнерусского храма.Изучать особенности древнерусских городов.

ИОС урока Учебно-методическое обеспечение Вид используемых на уроке средств ИКТ(универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
  Учебник – 60-63 с. Раздаточный материал: плакаты презентация «Города русской земли.» персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора

 

 

Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный Подготовка материалов и инструментов к уроку Контроль за подготовкой рабочего места Готовят рабочее место
Введение Вступительное слово   Вступительное слово учителя Приобретение новых знаний
Постановка задачи Ознакомление с новым материалом Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися. Поиск информации в процессе анализа учебника презентации к уроку
Творческая работа Создание храма в графике и с использованием мозаики. Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает решить возможные вопросы Самостоятельно выбирают архитектурную постройку, используя технику и материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа храма.
Подведение итогов урока Представление работ учащихся. Анализ работ Координирует действия учащихся. Дети представляют свои проекты. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах.
Рефлексия Отвечают на вопросы (опираясь на свои личные ощущения) Координирует действия учащихся Вспоминают новые термины

 

Введение

Дорогие друзья!

Знают взрослые и дети много разного на свете,

Но пока идут года, строят люди города.

Славятся они церквами, расписными теремами,

В них звонят колокола и сверкают купола.

Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Да, правильно. Сегодня мы отправимся в новое путешествие и побываем в нескольких древних русских городах.

А зачем мы это сделаем? Какова цель нашего путешествия?

Ответ детей (постановка детьми целей и задач данного урока)

ГОРОДА, как люди, - у каждого свой характер, свой нрав и уклад.

Великий Новгород – древний русский город, он стоит на реке Волхов при впадении реки в озеро Ильмень. Здесь родились сказания о Садко, отсюда отправился он на кораблях со своими товарищами торговать, путешествовать, мир смотреть! Искал он счастье, но затосковал по Родине и понял, что только на Родине, только дома живет его счастье.

Посмотрите на стр.60 новгородский кремль. И что же вы видите главное - большое, обращающее на себя внимание?

Да, правильно – (дети отвечают: главный храм - он называется СОФИЙСКИЙ СОБОР, его фото на стр. 61, проводят анализ увиденного на слайдах и в учебнике)

Храм – очень большой, глав у него 5. Покрытые шлемами - куполами. Они напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца.

А теперь вспомним:

Сколько башен - куполов мы знаем на храмах…………Дети отвечают.

Какой формы бывают купола?

Какого цвета бывают купола?

Вывод: НОВГОРОД – город деловых, вольнолюбивых людей. Благородная простота и мужество – характерные признаки новгородского искусства. УКРАШЕНИЯМИ здесь НЕ УВЛЕКАЛИСЬ, правда со временим их становилось больше. На смену суровой силе приходила приветливость.

ПСКОВ (Дети рассказывают о городе, учитель направляет их рассказ) Город совсем недалеко от Новгорода и стоит на реке Великой. Псковичам выпала доля часто защищать свою землю, но они не ожесточились. (от немецких рыцарей) Псковские бояре не были так влиятельны, как новгородские, а крестьяне жили вольнее и это сказалось на архитектуре. БОГАТЫРСКИЕ СТРОЕНИЯ ПСКОВИЧЕЙ отличаются ОКРУГЛОЙ МЯГКОСТЬЮ ФОРМ, Поверхность так сильно не заглажена. Она леплена.

Строили здесь из местного камня, а он оказался не очень прочным, выветривался.

Вывод: СТЕНЫ храмов БЕЛИЛИ, для лучшей сохранности. Псковские мастера для лучшей вместимости окружали свои храмы множеством строений – это была одна из особенностей. Особенно это проявлялось в создании звонниц. СКВОЗНЫЕ ЗВОННИЦЫ СТАЛИ ОСОБЕННОСТЬЮ Псковской земли. В открытых проемах синеет небо, плывут облака (см. стр. 62 и 63)

ВЛАДИМИР И СУЗДАЛЬ. Все постройки этих городов создавались для КНЯЗЕЙ и по их почину.

Вопрос к детям – и какие же они были тогда? (ответы детей)

Поэтому они отл. ВЕЛИКОЛЕПИЕМ И НАРЯДНОСТЬЮ

ВЛАДИМИРО - СУЗДАЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ОТЛИЧАЛОСЬ УТОНЧЕННОСТЬЮ, ИЗЯЩЕСТВОМ,

(все смотрим Дмитриевский собор.) Дети рассуждают. КАМЕННЫЕ РЕЛЬЕФЫ с изображением зверей, птиц. Самые разные сказочные и легендные сюжеты.

ПОКРОВА НА НЕРЛИ – самый замечательный собор ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛИ,

Рассматриваем с детьми, обсуждаем.

МОСКВА столица, укреплялся и перестраивался древний Московский Кремль, возводились новые каменные соборы.

(смотрим соборную площадь, анализируем с ребятами)

Уже в древности Москва имела архитектурный облик, выделявший ее среди других городов.

Вывод: Зодчие – строители первыми задумались, как объединить разные постройки, чтобы получился величественный ансамбль. В то время поставили колокольню ИВАНА ВЕЛИКОГО. (смотрим с детьми, анализируем).

Поводим итог: в чем разница и в чем великолепие русских городов.

Постановка задачи

Сегодня мы выполним рисунок храма графическими материалами (тушью или маркерами). А стены храма украсим мозаикой из рваной бумаги.

Творческая работа

Подведение итогов

Создавая свои храмы, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Давайте устроим выставку ваших работ. Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось и достигнут ли поставленный результат в создании храма.

Рефлексия (детям выдается анкета)

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке я доволен/не доволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я не устал/устал

Мое настроение стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/безполезен

легким/трудным

Домашнее задание: Посмотреть в интернете архитектуру Московского Кремля.

Уборка рабочих мест

Всем спасибо за урок.

Литература к уроку

1. Грабарь И. Э. О русской архитектуре. М., 1969.

2. Л. Е. Красноречьев, Л. Я. Тынтарева «Как мера и красота скажут»

Лениздат. 1971.

3. Л. А. Неменская «Изобразительное искусство». Просвещение. 2012

 

Технологическая карта

 

Предмет, класс

ИЗО, 6 «Б» класс

УМК, авторпрограммы

Неменский Б.М. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»

Учитель

Гуляш Наталья Алексеевна, учитель МБОУ СОШ № 71

Тема урока, № урока в рабочей программе

№14: «______ Цвет в натюрморте __»

Цельурока

Расширить знания о натюрморте, познакомить с основами композиции;

Планируемыерезультатыурока

Предметныезнания и умения

Личностныекачества, метапредметные УУД

 

ПознавательныеУУД: ознакомление с натюрмортами, осуществлять анализ объектов; ЛичностныеУУД: развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства; Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; Р егулятивныеУУД: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
Методическоеобоснованиеурока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы сформировать умение выражать в натюрморте свое настроение и переживание с помощью цвета и ритма цветовых пятен; развивать ассоциативное и образное мышление, эмоциональную сферу, умение чувствовать; актуализировать стремление учащихся к самовыражению.

ИОС урока Учебно-методическоеобеспечение Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
  Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / Под ред. Б.М. Неменского Листы-задания.     персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора

 

Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный Подготовка материалов и инструментов к уроку Контроль за подготовкой рабочего места Готовят рабочее место
Введение Вступительное слово   Вступительное слово учителя Приобретение новых знаний
Постановка задачи Ознакомление с новым материалом Показывает презентацию к урокуо натюрморте и цвете, ведет диалог с учащимися. Поиск информации в процессе листов раздаточных, анализа учебника, презентации к уроку
Творческая работа Рисунок выполняется по вариантам: 1 вариант – радостный торжественный натюрморт. 2 вариант – мрачный, грустный натюрморт. Учитель инструктирует обучающихся по выполнению натюрморта. Учитель находится рядом с обучающимися, помогает в построении рисунка, с выбором цветовой гаммы, консультирует по возникающим вопросам у обучающихся во время выполнения задания. Выполняют задания. Осуществляют творческий поиск. Делятся практическими открытиями во время работы
Подведение итогов урока Представление работ учащихся. Анализ работ Координирует действия учащихся. Обучающиеся выходят к доске по несколько человек и коротко рассказывают о своих работах, что хотелось изобразить и что получилось, о цветовой гамме и технике исполнения, передающей настроение в натюрмортах.
Рефлексия Отвечают на вопросы (опираясь на свои личные ощущения) Дает домашнее задание: составить дома из предметов быта не большой натюрморт, сфотографировать и принести фотографии на следующий урок. Записывают домашнее задание в дневник

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Учитель:

приветствует, спрашивает о присутствии учащихся на уроке;

сообщает цель урока через проблемные вопросы, которые появляются после выполнения короткого задания (прочитать описание картин на выданных за ранее листках, которые лежат на столах).

Читают и определяют жанр. Творческий обмен мнениями, вспоминают определение натюрморта. Совершают заочную экскурсию в галерею и музей, знакомятся с натюрмортами Винсента Ван Гога "Подсолнухи", "Стакан с розами".



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.094 с.)