Отчетные материалы выполнения индивидуальных заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчетные материалы выполнения индивидуальных заданий



Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт дошкольного и начального образования

Кафедра художественно-эстетического воспитания

 

ОТЧЕТ

О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ЛОБАНОВОЙ АННЫСЕРГЕЕВНЫ

Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

 

Профили подготовки

Изобразительное искусство и Технология

 

курс 3 группа ЗБ-ИЗОТ-31

 

Форма обучения

заочная

Оренбург 2021

Период прохождения практики: с «30» ноября 2020 г. по «12» декабря 2020 г.

 

Руководитель практики от кафедры Бреусова Т.А., доцент

 

 

Групповой руководитель практики от кафедрыБреусова Т.А., доцент

 

 

База практики (профильная организация) МОАУ «СОШ №71» г. Оренбурга

 

Адрес профильной организации: Джангильдина ул., 6, Оренбург, Оренбургская обл., 460052

 

Руководитель профильной организацииБодина Т.М., директор

 

 


1. Рабочий график (план) практики

 

Содержание работ и индивидуальных заданий Период выполнения работ и заданий Планируемые результаты Формы отчетности
Задание 1.Проведите комплексное изучение системы учебно-воспитательной работы школы. На основе беседы с заместителем руководителя ОО по учебно-воспитательнойработе выясните особенности системы учебно-воспитательной работы школы, оформите протокол беседы и заполните соответствующий раздел дневника педагогической практики. 30.11.-12.12.2020 ОК-7 ПК-1 ОПК-1 Протокол беседы с заместителем руководителя ОО по учебно-воспитательной работе
Задание 2. Разработайте план и проведите психолого-педагогическое исследование отдельного учащегося и/или классного коллектива. Оформите результаты работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно- исследовательской работе студентов. 30.11.-12.12.2020 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 План и описание психолого-педагогического исследования отдельного учащегося и/или классного коллектива.
Задание 3. Подготовьте конспекты уроков изобразительного искусства/технологии в начальной, основной школе. 30.11.-12.12.2020 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 Конспекты уроков изобразительного искусства и технологии в начальной, основной школе.
Задание 4. Напишите самоанализ уроков изобразительного искусства/технологии, проведенных вами. 30.11.-12.12.2020 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 Самоанализ уроков изобразительного искусства и технологии, проведенных вами.
Задание 5. Разработайте оценочные листы и проведите проверку знаний, умений и навыков учащихся по отдельным разделам изобразительного искусства/технологии на материале, пройденном за период практики. 30.11.-12.12.2020 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 Оценочные листы по отдельным разделам изобразительного искусства и технологии на материале, пройденном за период практики.
Задание 6. Подберите или разработайте дополнительные дидактические материалы для уроков изобразительного искусства/технологии. 30.11.-12.12.2020 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 Дидактические материалы для уроков изобразительного искусства и технологии.
Задание 7. Подготовьте конспекты (сценарии) внеклассных мероприятий, в том числе в сфере культурно-просветительской деятельности. 30.11.-12.12.2020 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 Конспекты (сценарии) внеклассных мероприятий, в том числе в сфере культурно-просветительской деятельности.
Задание8. Напишите самоанализ проведенных вами внеклассных мероприятий 30.11.-12.12.2020 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 Самоанализ проведенных внеклассных мероприятий
Задание9. Соберите необходимые материалы и оформите индивидуальное профессионально-методическое портфолио. 30.11.-12.12.2020 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 Индивидуальное профессионально-методическое портфолио
Задание 10.Проведите самоанализ результатов производственной практики 12.12.2020 ОК-7 ОПК-3 Самоанализ результатов практики

 

Индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики согласованы.

 

Руководитель практики от кафедры_________________ доцент Бреусова Т.А.

 

Руководитель

профильной организации ______________ Бодина Т.М.

М.П.

 

 

Обучающийся____________ Лобанова А.С.


2. Инструктаж обучающегося по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка

 

Дата Характер работы Подпись обучающегося
30.11.2020 Ознакомление с требованиями охраны труда    
30.11.2020 Ознакомление с требованиями техники безопасности    
30.11.2020 Ознакомление с требованиями пожарной безопасности    
30.11.2020 Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка    

 

 

_______________________ ___________________ _________________________

Должность лица,                                подпись                                          ФИО
проводившего инструктаж


Оценочный лист практики

 

Содержание работ Планируемые результаты руководитель практики от профильной организации групповой руководитель практики по кафедре
Задание 1Проведите комплексное изучение системы учебно-воспитательной работы школы. На основе беседы с заместителем руководителя ОО по учебно-воспитательнойработе выясните особенности системы учебно-воспитательной работы школы, оформите протокол беседы и заполните соответствующий раздел дневника педагогической практики. ОК-7 ПК-1 ОПК-1    
Задание 2 Разработайте план и проведите психолого-педагогическое исследование отдельного учащегося и/или классного коллектива. Оформите результаты работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно- исследовательской работе студентов. ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2    
Задание 3 Подготовьте конспекты уроков изобразительного искусства/технологии в начальной, основной школе. ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2    
Задание 4 Напишите самоанализ уроков изобразительного искусства/технологии, проведенных вами. ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2    
Задание 5 Разработайте оценочные листы и проведите проверку знаний, умений и навыков учащихся по отдельным разделам изобразительного искусства/технологии на материале, пройденном за период практики. ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2    
Задание 6 Подберите или разработайте дополнительные дидактические материалы для уроков изобразительного искусства/технологии. ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2    
Задание 7Подготовьте конспекты (сценарии) внеклассных мероприятий, в том числе в сфере культурно-просветительской деятельности. ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2    
Задание8 Напишите самоанализ проведенных вами внеклассных мероприятий ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2    
Задание9 Соберите необходимые материалы и оформите индивидуальное профессионально-методическое портфолио. ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ОПК-2    
Задание 10.Проведите самоанализ результатов производственной практики ОК-7 ОПК-3    
Оформление отчетной документации соответствует / частично соответствует / не соответствует    
Своевременность сдачи отчетной документации соответствует / частично соответствует / не соответствует    
«Штрафы»      
«Бонусы»      

 

Итоговая оценка: _______________________________________________

Руководитель практики от кафедры _____________ доцент Бреусова Т.А.

«____» января 2021 г.


Оценочные материалы

Задание 1. Проведите комплексное изучение системы учебно-воспитательной работы школы. На основе беседы с заместителем руководителя ОО по учебно-воспитательной работе выясните особенностисистемы учебно-воспитательной работы школы, оформите протокол беседы и заполните соответствующий раздел дневника педагогической практики.

 

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
отлично В протоколе представлены четкие, полные и развернутые ответы на вопросы беседы с заместителем руководителя ОО по учебно-воспитательной работе о комплексном изучении системы учебно-воспитательной работы школы
хорошо В протоколе представлены четкие, полные и развернутые ответы на большинство вопросов беседы с заместителем руководителя ОО по учебно-воспитательной работекомплексном изучении системы учебно-воспитательной работы школы
удовлетворительно В протоколе представлены нечеткие, неполные и неразвернутые ответы на вопросы беседы с заместителем руководителя ОО по учебно-воспитательной работе о комплексном изучении системы учебно-воспитательной работы школы
неудовлетворительно Протокол беседы с заместителем руководителя ОО по учебно-воспитательной работе о комплексном изучении системы учебно-воспитательной работы школы не представлен.

 

Задание 2. Разработайте план и проведите психолого-педагогическое исследование отдельного учащегося и/или классного коллектива. Оформите результаты работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательской работе студентов.

 

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
отлично Представлено четкое, полное и развернутое содержание психолого-педагогического исследования отдельного учащегося и/или классного коллектива. Оформлены результаты работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно- исследовательской работе студентов.
хорошо Представленодостаточно четкое, полное и развернутое содержание психолого-педагогического исследования отдельного учащегося и/или классного коллектива. Оформлены результаты работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательской работе студентов.
удовлетворительно Представленонечеткое, неполное и не развернутое содержание психолого-педагогического исследования отдельного учащегося и/или классного коллектива. Результаты работы не оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательской работе студентов.
неудовлетворительно Психолого-педагогическое исследование отдельного учащегося и/или классного коллектива не представлено

 

Задание 3. Подготовьте конспекты уроков изобразительного искусства/технологии в начальной, основной школе.

 

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
отлично Представлены четкие, развернутые конспекты уроков изобразительного искусства/технологии в начальной, основной школе.
хорошо Представлены четкие, но недостаточно развернутые конспекты уроков изобразительного искусства/технологии в начальной, основной школе.
удовлетворительно Представлены нечеткие и неразвернутые конспекты уроков изобразительного искусства/технологии в начальной, основной школе.
неудовлетворительно Конспекты уроков изобразительного искусства/технологии в начальной, основной школене представлены

 

Задание 4. Напишите самоанализ уроков изобразительного искусства/технологии, проведенных вами.

 

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
отлично Представлен четкий, развернутый, детальный самоанализ проведенных уроков изобразительного искусства/технологии
хорошо Представлен четкий, развернутый, но не достаточно детальный самоанализ проведенных уроков изобразительного искусства/технологии
удовлетворительно Представлен нечеткий, неразвернутый и не детальный самоанализ проведенных уроков изобразительного искусства/технологии
неудовлетворительно Не представлен самоанализ результатов проведенных уроков изобразительного искусства/технологии

 

Задание 5. Разработайте оценочные листы и проведите проверку знаний, умений и навыков учащихся по отдельным разделам изобразительного искусства/технологии на материале, пройденном за период практики.

 

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
отлично Разработаныподробные, содержательные оценочные листы и проведена проверка знаний, умений и навыков учащихся по отдельным разделам изобразительного искусства/технологии на материале, пройденном за период практики.
хорошо Разработаныдостаточно подробные, содержательные оценочные листы и проведеначастичная проверка знаний, умений и навыков учащихся по отдельным разделам изобразительного искусства/технологии на материале, пройденном за период практики.
удовлетворительно Разработаныне достаточно подробные, не содержательные оценочные листы и проведеначастичная проверка знаний, умений и навыков учащихся по отдельным разделам изобразительного искусства/технологии на материале, пройденном за период практики.
неудовлетворительно Не разработаны оценочные листы по предмету

Задание 6. Подберите или разработайте дополнительные дидактические материалы для уроков изобразительного искусства/технологии.

 

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
отлично Представлены разнообразные дополнительные дидактические материалы для уроков изобразительного искусства/технологии.
хорошо Представлены недостаточно разнообразные дополнительные дидактические материалы для уроков изобразительного искусства/технологии.
удовлетворительно Представлены однотипные дополнительные дидактические материалы для уроков изобразительного искусства/технологии.
неудовлетворительно Не представлены дополнительные дидактические материалы для уроков изобразительного искусства/технологии

 

Задание 7. Подготовьте конспекты (сценарии) внеклассных мероприятий, в том числе в сфере культурно-просветительской деятельности.

 

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
Отлично Технологическая карта заполнена полностью, без пропусков граф, в соответствии с требованиями. Содержание и выбранная форма воспитательного мероприятия соответствует поставленным целям и задачам, возрастным особенностям. Воспитательное мероприятие разработано и проведено в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых актов сферы образования. Мероприятие ориентировано на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающегося, характеризуется воспитательной ценностью, гуманистической и социальной направленностью. Студент демонстрирует высокий уровеньумения взаимодействовать с участниками образовательного процесса, осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Демонстрирует владение нормами профессиональной этики и речевой культуры
Хорошо Технологическая карта заполнена не полностью, с пропуском некоторых граф, соответствует требованиям. Содержание и выбранная форма внеклассного мероприятия соответствует поставленным целям и задачам, возрастным особенностям не в полной мере. Воспитательное мероприятие разработано и проведено в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых актов сферы образования. Мероприятие ориентировано на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающегося, характеризуется недостаточной выраженностьювоспитательной ценности, гуманистической и социальной направленности. Студент демонстрирует недостаточно высокий уровень умения взаимодействовать с участниками образовательного процесса, осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Недостаточно четко демонстрирует владение нормами профессиональной этики и речевой культуры
Удовлетворительно Технологическая карта заполнена не более чем на 50%, частично соответствует требованиям. Содержание и выбранная форма внеклассного мероприятия частично соответствует поставленным целям и задачам, возрастным особенностям. Воспитательное мероприятие разработано и проведено в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых актов сферы образования. Мероприятие частично ориентировано на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающегося, не имеет яркой воспитательной ценности, гуманистической и социальной направленности. Студент частично демонстрирует умения взаимодействовать с участниками образовательного процесса, осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Частично демонстрирует владение нормами профессиональной этики и речевой культуры
Неудовлетворительно Технологическая карта не заполнена или заполнена менее чем на 50%, не соответствует требованиям. Содержание и выбранная форма внеклассного мероприятия не соответствует поставленным целям и задачам, возрастным особенностям. При проведении воспитательного мероприятия нарушены некоторые требования основных нормативно-правовых актов сферы образования. Мероприятие не ориентировано на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающегося, не имеетвоспитательной ценности, гуманистической и социальной направленности. Студент демонстрирует низкий уровеньумения взаимодействовать с участниками образовательного процесса, осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Демонстрирует низкий уровень владения нормами профессиональной этики и речевой культуры

 

Задание 8. Напишите самоанализ проведенных вами внеклассных мероприятий.

 

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
Отлично Схема самоанализа заполнена полностью, без пропусков граф, в соответствии с требованиями. Содержание и выбранная форма воспитательного мероприятия соответствует поставленным целям и задачам, возрастным особенностям. Студент демонстрирует высокий уровеньумения взаимодействовать с участниками образовательного процесса, осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Демонстрирует владение нормами профессиональной этики и речевой культуры
Хорошо Схема самоанализа заполнена не полностью, с пропуском некоторых граф, соответствует требованиям. Содержание и выбранная форма внеклассного мероприятия соответствует поставленным целям и задачам, возрастным особенностям не в полной мере. Воспитательное мероприятие разработано и проведено в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых актов сферы образования. Студент демонстрирует недостаточно высокий уровень умения взаимодействовать с участниками образовательного процесса, осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Недостаточно четко демонстрирует владение нормами профессиональной этики и речевой культуры
Удовлетворительно Схема самоанализа заполнена не более чем на 50%, частично соответствует требованиям. Содержание и выбранная форма внеклассного мероприятия частично соответствует поставленным целям и задачам, возрастным особенностям. Воспитательное мероприятие разработано и проведено в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых актов сферы образования. Частично демонстрирует владение нормами профессиональной этики и речевой культуры
Неудовлетворительно Схема самоанализа не заполнена или заполнена менее чем на 50%, не соответствует требованиям. Содержание и выбранная форма внеклассного мероприятия не соответствует поставленным целям и задачам, возрастным особенностям. При проведении воспитательного мероприятия нарушены некоторые требования основных нормативно-правовых актов сферы образования. Студент демонстрирует низкий уровеньумения взаимодействовать с участниками образовательного процесса, осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Демонстрирует низкий уровень владения нормами профессиональной этики и речевой культуры

 

Задание 9. Соберите необходимые материалы и оформите индивидуальное профессионально-методическое портфолио.

 

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
отлично Представлено четко структурированное, детальноеиндивидуальное профессионально-методическое портфолио.
хорошо Представлено достаточно четко структурированное, детальноеиндивидуальное профессионально-методическое портфолио.
удовлетворительно Представлено не четко структурированное, не детальноеиндивидуальное профессионально-методическое портфолио.
неудовлетворительно Не представлено индивидуальное профессионально-методическое портфолио.

Задание 10. Проведите самоанализ результатов производственной практики.

Шкала оценивания:

Оценка Критерии оценивания
отлично Представлен четкий, развернутый, детальный самоанализ результатов практики.
хорошо Представлен четкий, развернутый, но не достаточно детальный самоанализ результатов практики.
удовлетворительно Представлен нечеткий, неразвернутый и не детальный самоанализ результатов практики.
неудовлетворительно Не представлен самоанализ результатов практики.

 


 

МОАУ «СОШ №71» г. Оренбурга

Протокол №1

От 07.12.2020г.

 

Повестка дня:

1. Ознакомление с воспитательной системой школы.

2. Основные направления воспитательного процесса.

3. Организация школьной жизни.

4. Участие в мероприятиях, организуемых Российской, региональной, городской, окружной системой гражданского и патриотического воспитания.

5. Педагогическое сообщество.

Присутствовал:

1. Зам. Руководителя ОО по УВР.

 

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт дошкольного и начального образования

Кафедра художественно-эстетического воспитания

 

ОТЧЕТ

ЛОБАНОВОЙ АННЫ СЕРГЕЕВНЫ

Психолого-педагогического исследования классного коллектива в средней школе:

Методики диагностики межличностных отношений среднего школьного возраста

 

Оренбург 2021

Содержание

Введение

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Учебно-воспитательная работа не может проводиться успешно, если учителю неизвестны данные о классе как о коллективе учащихcя. Без знания психологических особенностей детского коллектива классному руководителю будет трудно планировать воспитательные мероприятия, определять задачи и перспективы его дальнейшего развития, организовывать учащихся для совместной деятельности, для достижения лучших результатов в учении, для борьбы за сознательную дисциплину, за установление благоприятных межличностных отношений, взаимопонимания, взаимопомощи, дружбы и товарищества.

Изучение класса и составление его психолого-педагогической характеристики предполагает знание основных пcихологических закономерностей, характеризующих взаимоотношений людей в группах и коллективах и методов их исследования.

Каждый педагог работая с классом должен уметь адекватно оценивать уровень подготовки и общую атмосферу в классе. Дело в том, что класс - это сложившийся коллектив со своими фаворитами и аутсайдерами. То, насколько точно педагог умеет формулировать психолого-педагогическую характеристику классного коллектива скажется на эффективности обучения учащихся.

Составление психолого-педагогической характеристики класса является очень ответственным и важным занятием. Нужно внимательно исследовать все поведенческие и эмоциональные особенности каждого отдельно взятого учащегося и затем провести параллель между поведением всего классного коллектива в целом.

Правильно составленная педагогическая характеристика класса позволяет в дальнейшем выявить причины сбоев в дисциплине класса и диагностировать снижение общей успеваемости в коллективе. Это позволит делать прогноз по поводу общей успеваемости и выбрать направления по корректировке психологического климата в классе. Подготовка психолого-педагогический характеристики состоит из нескольких этапов:

1. Общие сведения о классе. История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся. Социальная характеристика семей учащихся. Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса. Мнение учителей-предметников о классе. Методы исследования: беседа с учителями и учащимися, наблюдения на / вне уроков, изучение классного журнала и личных дел учащихся.

2. Направленность деятельности класса. Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение. Сложившиеся традиции класса. Жизнь класса вне учебных занятий. Участие класса в общешкольной жизни. Методы исследования: беседа с учителями и учащимися, наблюдения на / вне уроков, анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга/, тест общей направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина и др.)

3. Организационная структура класса. Характеристика органов самоуправления в классе. Закрепление обязанностей и ролей в классе. Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).Стиль классного руководства: авторитарный: "общение – дистанция", "общение – устрашение"; демократический – "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского расположения"; либеральный – непоследовательный: "общение – заигрывание". Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений. Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс. Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс. Методы исследования: беседа с классным руководителем, активом; наблюдения на и вне уроков; анкетирование; методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина.

4. Характеристика учебной деятельности класса. Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности. Методы исследования: беседа с учителями, классным руководителем, учениками; наблюдения на уроках; изучение классного журнала, ученических тетрадей.

5. Особенности межличностных отношений в классе. Товарищество и дружба в классе. Отношения мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе. Методы исследования: наблюдения на и вне уроков; беседа с классным руководителем, учениками; методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина; тест общей направленности деятельности личности.

6.Психологический климат в классе. Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства. Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповыхзадач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?).Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?) Методы исследования: наблюдения на и вне уроков; беседа с классным руководителем; карта-профиль оценки психологического климата группы; методика по изучению единства ценностных ориентаций группы (ЕЦО).

7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса. Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияние на товарищей. Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся. Как в классе проявляются психологические особенности возраста. Методы исследования: наблюдение; беседа с классным руководителем, учениками.


 

 

Заключение

Теоретический анализ в данной работе позволил раскрыть сущность понятия межличностных отношений и определить особенности их развития в подростковом возрасте.Межличностные отношения, также как и субъективные связи, преимущественно эмоционального характера, в структуре группы относятся к эмоциональной составляющей, но в них присутствует и когнитивный элемент. Возникают в связи с обобщением эмоциональных реакций участников коллектива на проявления со стороны сверстников, которые являются личностно - значимыми для них, а также могут возникнуть под давлением общественного мнения группы. Межличностные отношения носят динамический характер, могут меняться в результате модификации ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, а также из-за эмоциональных всплесков и спадов.

Подростковый возраст является важным периодом в жизни человека, этот период является сензитивным для развития навыков межличностного взаимодействия. Формируются социальные установки, отношение к себе, к окружающим, складываются основы нравственности и формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми, преимущественно со сверстниками.

Были описаны методы и формы, оказывающие психолого-педагогическую помощь подросткам, испытывающим трудности в межличностных отношениях со сверстниками. В большинстве случаев, подростки не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Это необходимо учитывать в коррекционной работе и направлять её на формирование навыков эффективных способов общения, развитие умения слушать и понимать собеседника, умения конструктивно решать конфликтные ситуации, развитие рефлексивных способностей. Коррекционная работа по оптимизации межличностных отношений проводится с подростками в групповой форме.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём проведен анализ психолого-педагогической литературы и изучены теоретические основы проблемы межличностных отношений подростков, определены условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте, выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы.

В ходе практического исследования была проведена диагностика, результаты которой показали, что класс представляет собой диффузную и мало – сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития. Межличностные отношения в данном классе носит ситуативный характер, такой вывод был сделан, исходя из наличия «отвергаемых» в группе, низкого уровня коммуникативных навыков и не вполне благополучного психологического климата в классном коллективе. Результаты диагностики подтвердили, что подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.

 

Список литературы

1. Андреева, Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс,

2006.

2. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном

коллективе. – М.: ВЛАДОС, 2010.

3. Аракелов, Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка/

Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков. – М.: Изд-во УРАО, 2012.

4. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд. - Москва:

Просвещение, 2015.

5. Бодалев, А.А. Личность и общение. Избранные труды / А.А.Бода

лев. - Москва: Знание, 1983.

6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.:

Просвещение, 2009.

7. Варфоломеева, Е.П. Внеучебная проектная деятельность как

фактор становления межличностных отношений в среде младших подростков

[Текст] / Е.П. Варфоломеева// Среднее профессиональное образование. 2015.

№ 1.

8. Варфоломеева, Е.П. Особенности возникновения конфликтов в

межличностных отношениях у младших подростков и педагогические

условия их разрешения [Текст] / Е.П. Варфоломеева // Российский научный

журнал. 2014. № 5(43).

9. Варфоломеева, Е.П. Педагогические условия формирования

культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной

деятельности [Текст] / Е.П. Варфоломеева // Вестник МГТУ им. М.А.

Шолохова. Серия "Педагогика и психология". 2015. № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.099 с.)