От разума к аффектам, от мозга к телу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От разума к аффектам, от мозга к телу



 

Актуальность проблемы.

 

Так сложилось, что отечественное искусство вошло в позднюю современность под эгидой концептуализма. Отсюда на долгое время художественную практику стали определять далекие от эмоционального опыта аналитические и редукционистские процедуры. То же самое касается и нашей магистерской программы и школы современного искусства, где я учился до поступления сюда. Поиск проблемы, критический анализ, художественная редукция проблемы – таков освновной алгоритм создания художественной работы. В современной России все еще живы традиции концептуализма, в связи с чем я хочу обозначить и рассмотреть другую актуальную тенденцию – поворот к аффективному, чувствам, эмоциям. Эмоциональный поворот как нечто оправданное и позитивное, так как он восстанавливает в культуре баланс противоположностей. Ведь «чувство и разум — такая же постоянная пара для западной понятийной традиции, что и пара инь-ян для Востока.

 

Если попытаться ввести в данное эссе также и политический слой, то будет уместно вставить слова петербургского философа Аллы Митрофановой, рассуждающей об актуальности в текущем культурном процессе эмоционального: «Современный поворот к эмоциональным и аффективным онтологиям возвращает ценность любого существования, а также политическое воображение, равно как и политическое требование лучшей жизни в ее конкретности. Аффективная онтология переводит эмоции из незначимых и стихийных в культурные и смысловые, переустанавливает фильтры и правила доступа, чем обогащает реальность. В сфере современного искусства устанавливаются и делаются видимыми новые эмоциональные и перцептивные различения, необходимые для переопределения реальности. Предлагаемый читателям фрагмент блога показывает драматический и политический аспект проявления индивидуальных эмоций там, где они традиционно считались неприемлемыми.»

 

«Истолковывать – значит обеднять, иссушать мир ради того, чтобы учредить призрачный мир “смыслов”» – слова Сьюзан Сонтаг, разрушительницы интерпретации в искусстве, и, я бы сказал более того, приверженицы аффективного, взамен концептуальному.

 

Эмоциональная сторона искусства.

 

Искусство производит аффект. Именно производит, а не вызывает или пробуждает. Искусство заставляет что-то в нас шевелиться, имеет внутренний потенциал к движению. Малевич, Дюшан и Кошут произвели аффекты, и поэтому остались надолго в коллективной памяти. Но как производятся аффекты сегодня, какие мы можем выбрать методы? Процессы, происходящие сейчас в современном танце полностью удовлетворяют моим запросам в поиске.

 

Эмоции предполагают движение. Эмоции – душевные волнения происходят от латинского emovere – выдвигать, волновать, колебать. Они – свидетели подлинности. Эмоции делают людей живыми. И нужно развивать не интеллект, который таит множество опасностей, как показала эпоха модернизма, а эмоциональный интеллект. Чарльз Дарвин написал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Идейная основа книги в том, что базовые эмоции — общая черта, объединяющая человека и прочих приматов, собак и других животных. Эмоции — не только удел наследования, но и дело адаптации. Ученые доказали: именно эмоциональный интеллект содействовал выживанию человека в доисторические времена.

 

Борис Гройс рассуждает об отходе от разума в эссе «Быть другим». Он начинает рассуждения мыслью о солипсизме, когда индивидуальное сознание рассматривается в качестве единственной и несомненной реальности и отрицается объективная реальность окружающего мира. Мыслитель считает, что солипсизм создает интимную связь между индивидуумом и его миром: умирает человек – и исчезает его мир.

«Само существование мира оказывается онтологически зависимым от индивидуума – отсюда возникает забота о мире, забота о среде, в которой человек живет – мир становится дорог человеку, поскольку человек не может жить вне мира. Коррелятивность человека и мира есть также основной принцип гуссерлианской феноменологии, которая требует от человека отказаться от «естественной установки», которую лучше было бы назвать установкой обыденного сознания, в пользу «феноменологической установки». Естественная установка предполагает, что человек есть просто часть мира, в котором он живет, в то время как феноменологическая установка делает мир коррелятивным субъекту. Но что означает тот факт, что уход индивидуума из мира ничего в нем не меняет – что нет онтологической корреляции между мной и миром? Это означает только то, что изначально я – другой, посторонний по отношению к миру и к социальной среде, в которой живу.»

 

Начиная с того же Платона, возникает проект универсального разрыва с традицией – с любой традицией, включая ближнюю и дальнюю. Речь идет о разрыве с традицией во имя разума. Согласно Платону, власть разума никогда и нигде не была реализована. В результате ставка на разум может восприниматься только как безумие. И, действительно, Сократ был осужден судом демократических Афин фактически как опасный безумец. Сегодня на традицию и универсальность претендует технология, которую даже можно рассмотреть как воплощенный разум:

 

«Mожно сказать, что машина — это Христос нашего времени. Однако человек-машина, подобно человеку-христианину, является лишь господствующим, но отнюдь не универсальным модусом человеческого существования. Не случайно Вальтер Беньямин обратился к прототехнологическому прошлому как источнику революционного разрыва с господствующей идеологией прогресса — но уже вне и помимо любых иллюзий, связанных с этим прошлым. Однако откуда возникает потребность в самоостранении? Она, несомненно, прежде всего, связана с волей к власти. Индивидуум контролируется обществом, в котором он живет. Ответом на этот контроль может быть лишь выход за пределы этого общества.

Для марксистской традиции пролетариат именно потому является революционной силой, что он ни к чему не привязан в жизни. Ему нечего терять, кроме своих цепей, и он в любой момент готов разрушить существующий мир до основания и «умереть в борьбе за это». Рабочий становится здесь орудием смерти, поскольку уподобляется мертвой машине, которой он оперирует. Ницше пишет о дионисийском начале всеобщего разрушения, с которым ассоциируется человек. Фрейд переформулирует это начало как работу Танатоса, Хайдеггер — как бытие к смерти. Именно идентификация с энергией смерти порождает новые формы жизни.»

Возможно, тот же принцип возникает в искусстве – порождение новых форм жизни через энергию смерти. А смерть является также и базовым страхом человека. Фрейд называет его разменной монетой всех аффектов, а Лакан – аффектом, который никогда не обманывает. Страх указывает на приближение истины, а особым оттенком страшного – чувство жуткого, которое мы и находим, как раз-таки в искусстве.

 

Тело.

 

Поставить на место разум — значит вернуть права телу. Теоретик Лора Маркс вводит понятие «осязательная эстетика», которая «отражает рост интереса к прикосновению и тактильности в таких сферах, как антропология, история искусства, киноведение, исследования интерактивных медиа, психология, нейронаука и философия». Рассмотеть это понятие интересно потому, что западная эстетика исключала осязание, как и другие проксимальные чувства, поскольку оно считается неспособным к трансцендентному опыту. Прикосновение подрывает различение между субъектом и объектом, между воспринимающим и воспринимаемым, что обычно считается необходимым для эстетического суждения. Также, будучи чувством, которое отвечает на непосредственный контакт с предметом, прикосновение считается слишком близким по отношению к вещи для того, чтобы быть ее объективной репрезентацией.

 

Мне, как человеку занимающемуся нефигуративным искусством, понятие осязательной эстетики и понимание значения проксимальных чувств позволяют обратить внимание на традиции в искусстве, которые считались второстепенными или декоративными и пристальнее рассматриеть их связь с телом, движением, а также разрушить устоявшуюся в искусстве иерархию. Речь идет, в первую очередь о ремеслах, которые требуют ручного производства и ближнего зрения, ведь различие между ремеслом и музейным искусством ослабевает, когда мы не отмахиваемся от проксимальных чувств.

 

И сейчас я хочу приблизится вплотную к истории современного танца, которая связана, в первую очередь, с освобождением: избавившись от необходимости быть виртуозным, он определяет себя через фундаментальное недоверие к хорошо заученным движениям что позволяет ему найти более интересный путь – производства знания и новой реальности. И здесь я хочу рассмотреть один недавний феномен.

Художник Мартин Спонберг изобретает понятие посттанец, которому не нужно доказывать свою интеллектуальность, он ставит своей задачей пересмотреть и расширить область знаний, открыв её всему, что не касается рационального мышления: аффективности, интуиции, телесным ощущениям.

 

Одна из теоретиков постанца Бояна Цвеич показывает, как хореографы от хореографирования эмоций (быть собой, выражать себя, свои чувства и эмоции — как, например, Марта Грэм) переходят к хореографированию аффектов, от самовыражения к конструированию ситуации, которая эти аффекты генерирует. В современном танце не мыслят тело как медиум для передачи эмоций от танцовщика к зрителю (надеясь, что это происходит без каких-либо искажений), посттанец конструирует ситуации посредством аффектов. Аффект, будучи автономным и внеличностным, генерирует в созданной хореографом среде определенные отношения и процессы. Судьба аффекта – осознаваться и смещаться. И поскольку аффект – подвижная интенсивность, он склонен претерпевать в зависимости от представлений то или иное преобразование. Так, гнев превращается в вину, вина – в страх. Само это превращение отмечает неуловимый характер аффекта, а его качество зависит исключительно от связи с тем или иным представлением.

 

В связи с темой аффекта я хочу также вспомнить слова своей коллеги, Дарьи Юрийчук. В своих танцевальных работах она работает с темой производства аффекта через подключение материальных объектов.

«Внимание к аффекту и его производным – настроению, страсти, эмоции, интенсивностям и чувствам – трансцендирует человека, фокусируя на отношениях между живыми, неодушевленными объектами, нечеловеческим. Танец, владеющий инструментами развенчания оппозиции ума и тела (в отличие от, например, концептуального искусства), способен пересмотреть перформативное производство знания с позиций материальности, которая является совокупностью отношений, так как тело теперь процессуально, оно сборка, оно материально. Сохранять себя целым, в каждый момент пересобирать себя в своих границах – одна из задач тела, а тело пересобирается поскольку тело непосредственно производит материальное знание и трансформирует реальность.»

 

Катарина Хейлс в статье «Познание всюду: подъем внесознательного познания и издержки сознания» отмечает общность тенденций, связанных со сдвигом культурной формации, которая проявляется во внимании к внесознательному познанию и бросает вызов не только рациональности, но и привычной концепции познания в целом. Главная мысль Хейлс: познание — гораздо шире человеческого мышления: и животные, и природные системы, и технические устройства заняты процессами понимания и интерпретации. Эти интерпретации пересекаются и накладываются друг на друга, существенно влияя на сознательные и бессознательные интерпретации людей. Это перекликается с теорией воплощенного сознания пионеров энактивизма Умберто Матурана и Франсиско Варела, которые являются основными фигурами моей диссертации, которая строится вокруг теории энактивизма. Их идеи были впервые сформулированы в книге «Воплощенный разум». Основное внимание здесь уделяется взаимозависимости восприятия, познания и действия. разрабатывая понятие сенсомоторной жизни — это «жизнь, которую мы проживаем в то время, как занимаемся делами, оцениваем наше окружение, организуем нашу деятельность», жизнь, погребенная под смыслами, в действительности проходит в бесконечных телесных процессах восприятия, в конкретных действиях и движениях, а не в отдаленном уединении мозга, совершающем серии вычислений.

 

Заключение.

Данное эссе собрано, отчасти, как лоскутное одеяло из заимствованных размышлений о теории исскусства, аффекте, современном танце, телесности. Но все эти мысли связаны целью сформировать облако связей внутри процессов, происходящих в современной культуре относительно вспышке интереса к иррациональному, телесному, осязательному, к смещению внимания и, вытекающему из этого формированию новых горизонтальных связей внутри экосистемы современной культуры.

 

 


[1] Новостной портал «Лента» URL: https://lenta.ru/news/2020/07/03/trancetter/ (Дата обращения 28.10.2020)

[2] Кэмбриджский словарь. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/cancel-culture (Дата обращения: 28.10.2020)

[3] https://donttakefake.com/vse-drug-druga-otmenyayut-chto-takoe-cancel-culture-i-chego-ot-nee-bolshe-vreda-ili-polzy/

[4] Журнал «Хаспер» URL: https://harpers.org/a-letter-on-justice-and-open-debate/ (Дата обращения: 28.10.2020)

[5] Бенедикт Р. Хризантем и меч: Модель японской культуры / Пер. с англ. 2- изд. М., Спб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 256 с.

[6] Гулевич О. Психология массовой коммуникации: от газет до интернета. Litres, 2020. С.113.

[7] BBC. McAlpine F. The Japanese obsession with girls – explained. URL: https://www.bbc.co.uk/music/articles/84fd62c3-f5a4-49e6-9e3e-6f5217c1448c

[8] Sasetsu T. No More Objectification of Me: 女性アイドルはなぜ「謝らされる」のか?. GQ Japan. URL: https://www.gqjapan.jp/culture/column/20190305/no-more-objectification-of-me

[9] Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни. // Adindex.ru. / 1 октября 1012 г. – URL: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/10/1/93612.phtml. (Дата обращения: 06.12.2020).

[10] Hirst unveils £50m diamond skull / BBC News Online. BBC News. 1 October 2014. – URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/entertainment/6712015.stm. (Дата обращения: 09.12.2020).

[11] Shaw, William. The Iceman Cometh. / The New Yourk Times, 3 June 2007. – URL: https://www.nytimes.com/2007/06/03/magazine/03Style-skull-t.html. (Дата обращения: 09.12.2020).

[12] В пер. с англ.: «Скажи на милость, что же ты будешь делать дальше?»

[13] В пер. с лат.: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!».

[14] New Religion / Damien Hirst - URL: http://damienhirst.com/exhibitions/solo/2016/new-religion-kazakhstan (Дата обращения: 09.12.2020).

[15] Там же.

[16] По Boden M.A. What is generative art?. University of Technology Sydney. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: http://research.it.uts.edu.au/creative/eae/intart/pdfs/generative-art.pdf

[17] По Deltron J.-M., Macrez F. Authorship in the age of mahine learning and artificial intelligence. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://poseidon01.ssrn.com/delivery.php?ID=518006097104091064114123003024029081055014008040030058110005098066073026107120123024099019107060014040017108010095114025118084037029021013039123101006069006013095123063029064117114019113086097006112111092119093070017031091064117110122029015117107022022&EXT=pdf  

[18] См. Is artificial intelligence set to become art’s next medium? (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://www.christies.com/features/A-collaboration-between-two-artists-one-human-one-a-machine-9332-1.aspx?sc_lang=en 

 

[19] См. Проект AIVA: искусственный интеллект может лишить работы композиторов киномузыки. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5b3df9b343cf0000a9169f45/proekt-aiva-iskusstvennyi-intellekt-mojet-lishit-raboty-kompozitorov-kinomuzyki-5b75b2bff83f0400a8dc930f?utm_source=serp

[20] См. A Japanese A.I. program just wrote a short novel, and it almost won a literary priz. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://www.digitaltrends.com/cool-tech/japanese-ai-writes-novel-passes-first-round-nationanl-literary-prize/

[21] Тест Тьюринга. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%A2%D1%8C%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0

[22] По Борис Орехов: «Интересно научить нейросеть не имитировать, а создавать что-то новое». (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://postnauka.ru/talks/154968

[23] По Deltron J.-M., Macrez F. Authorship in the age of mahine learning and artificial intelligence. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://poseidon01.ssrn.com/delivery.php?ID=518006097104091064114123003024029081055014008040030058110005098066073026107120123024099019107060014040017108010095114025118084037029021013039123101006069006013095123063029064117114019113086097006112111092119093070017031091064117110122029015117107022022&EXT=pdf  

[24] По Борис Орехов: «Интересно научить нейросеть не имитировать, а создавать что-то новое». (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://postnauka.ru/talks/154968



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.035 с.)