Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От разума к аффектам, от мозга к телу ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Актуальность проблемы.
Так сложилось, что отечественное искусство вошло в позднюю современность под эгидой концептуализма. Отсюда на долгое время художественную практику стали определять далекие от эмоционального опыта аналитические и редукционистские процедуры. То же самое касается и нашей магистерской программы и школы современного искусства, где я учился до поступления сюда. Поиск проблемы, критический анализ, художественная редукция проблемы – таков освновной алгоритм создания художественной работы. В современной России все еще живы традиции концептуализма, в связи с чем я хочу обозначить и рассмотреть другую актуальную тенденцию – поворот к аффективному, чувствам, эмоциям. Эмоциональный поворот как нечто оправданное и позитивное, так как он восстанавливает в культуре баланс противоположностей. Ведь «чувство и разум — такая же постоянная пара для западной понятийной традиции, что и пара инь-ян для Востока.
Если попытаться ввести в данное эссе также и политический слой, то будет уместно вставить слова петербургского философа Аллы Митрофановой, рассуждающей об актуальности в текущем культурном процессе эмоционального: «Современный поворот к эмоциональным и аффективным онтологиям возвращает ценность любого существования, а также политическое воображение, равно как и политическое требование лучшей жизни в ее конкретности. Аффективная онтология переводит эмоции из незначимых и стихийных в культурные и смысловые, переустанавливает фильтры и правила доступа, чем обогащает реальность. В сфере современного искусства устанавливаются и делаются видимыми новые эмоциональные и перцептивные различения, необходимые для переопределения реальности. Предлагаемый читателям фрагмент блога показывает драматический и политический аспект проявления индивидуальных эмоций там, где они традиционно считались неприемлемыми.»
«Истолковывать – значит обеднять, иссушать мир ради того, чтобы учредить призрачный мир “смыслов”» – слова Сьюзан Сонтаг, разрушительницы интерпретации в искусстве, и, я бы сказал более того, приверженицы аффективного, взамен концептуальному.
Эмоциональная сторона искусства.
Искусство производит аффект. Именно производит, а не вызывает или пробуждает. Искусство заставляет что-то в нас шевелиться, имеет внутренний потенциал к движению. Малевич, Дюшан и Кошут произвели аффекты, и поэтому остались надолго в коллективной памяти. Но как производятся аффекты сегодня, какие мы можем выбрать методы? Процессы, происходящие сейчас в современном танце полностью удовлетворяют моим запросам в поиске.
Эмоции предполагают движение. Эмоции – душевные волнения происходят от латинского emovere – выдвигать, волновать, колебать. Они – свидетели подлинности. Эмоции делают людей живыми. И нужно развивать не интеллект, который таит множество опасностей, как показала эпоха модернизма, а эмоциональный интеллект. Чарльз Дарвин написал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Идейная основа книги в том, что базовые эмоции — общая черта, объединяющая человека и прочих приматов, собак и других животных. Эмоции — не только удел наследования, но и дело адаптации. Ученые доказали: именно эмоциональный интеллект содействовал выживанию человека в доисторические времена.
Борис Гройс рассуждает об отходе от разума в эссе «Быть другим». Он начинает рассуждения мыслью о солипсизме, когда индивидуальное сознание рассматривается в качестве единственной и несомненной реальности и отрицается объективная реальность окружающего мира. Мыслитель считает, что солипсизм создает интимную связь между индивидуумом и его миром: умирает человек – и исчезает его мир. «Само существование мира оказывается онтологически зависимым от индивидуума – отсюда возникает забота о мире, забота о среде, в которой человек живет – мир становится дорог человеку, поскольку человек не может жить вне мира. Коррелятивность человека и мира есть также основной принцип гуссерлианской феноменологии, которая требует от человека отказаться от «естественной установки», которую лучше было бы назвать установкой обыденного сознания, в пользу «феноменологической установки». Естественная установка предполагает, что человек есть просто часть мира, в котором он живет, в то время как феноменологическая установка делает мир коррелятивным субъекту. Но что означает тот факт, что уход индивидуума из мира ничего в нем не меняет – что нет онтологической корреляции между мной и миром? Это означает только то, что изначально я – другой, посторонний по отношению к миру и к социальной среде, в которой живу.»
Начиная с того же Платона, возникает проект универсального разрыва с традицией – с любой традицией, включая ближнюю и дальнюю. Речь идет о разрыве с традицией во имя разума. Согласно Платону, власть разума никогда и нигде не была реализована. В результате ставка на разум может восприниматься только как безумие. И, действительно, Сократ был осужден судом демократических Афин фактически как опасный безумец. Сегодня на традицию и универсальность претендует технология, которую даже можно рассмотреть как воплощенный разум:
«Mожно сказать, что машина — это Христос нашего времени. Однако человек-машина, подобно человеку-христианину, является лишь господствующим, но отнюдь не универсальным модусом человеческого существования. Не случайно Вальтер Беньямин обратился к прототехнологическому прошлому как источнику революционного разрыва с господствующей идеологией прогресса — но уже вне и помимо любых иллюзий, связанных с этим прошлым. Однако откуда возникает потребность в самоостранении? Она, несомненно, прежде всего, связана с волей к власти. Индивидуум контролируется обществом, в котором он живет. Ответом на этот контроль может быть лишь выход за пределы этого общества. Для марксистской традиции пролетариат именно потому является революционной силой, что он ни к чему не привязан в жизни. Ему нечего терять, кроме своих цепей, и он в любой момент готов разрушить существующий мир до основания и «умереть в борьбе за это». Рабочий становится здесь орудием смерти, поскольку уподобляется мертвой машине, которой он оперирует. Ницше пишет о дионисийском начале всеобщего разрушения, с которым ассоциируется человек. Фрейд переформулирует это начало как работу Танатоса, Хайдеггер — как бытие к смерти. Именно идентификация с энергией смерти порождает новые формы жизни.» Возможно, тот же принцип возникает в искусстве – порождение новых форм жизни через энергию смерти. А смерть является также и базовым страхом человека. Фрейд называет его разменной монетой всех аффектов, а Лакан – аффектом, который никогда не обманывает. Страх указывает на приближение истины, а особым оттенком страшного – чувство жуткого, которое мы и находим, как раз-таки в искусстве.
Тело.
Поставить на место разум — значит вернуть права телу. Теоретик Лора Маркс вводит понятие «осязательная эстетика», которая «отражает рост интереса к прикосновению и тактильности в таких сферах, как антропология, история искусства, киноведение, исследования интерактивных медиа, психология, нейронаука и философия». Рассмотеть это понятие интересно потому, что западная эстетика исключала осязание, как и другие проксимальные чувства, поскольку оно считается неспособным к трансцендентному опыту. Прикосновение подрывает различение между субъектом и объектом, между воспринимающим и воспринимаемым, что обычно считается необходимым для эстетического суждения. Также, будучи чувством, которое отвечает на непосредственный контакт с предметом, прикосновение считается слишком близким по отношению к вещи для того, чтобы быть ее объективной репрезентацией.
Мне, как человеку занимающемуся нефигуративным искусством, понятие осязательной эстетики и понимание значения проксимальных чувств позволяют обратить внимание на традиции в искусстве, которые считались второстепенными или декоративными и пристальнее рассматриеть их связь с телом, движением, а также разрушить устоявшуюся в искусстве иерархию. Речь идет, в первую очередь о ремеслах, которые требуют ручного производства и ближнего зрения, ведь различие между ремеслом и музейным искусством ослабевает, когда мы не отмахиваемся от проксимальных чувств.
И сейчас я хочу приблизится вплотную к истории современного танца, которая связана, в первую очередь, с освобождением: избавившись от необходимости быть виртуозным, он определяет себя через фундаментальное недоверие к хорошо заученным движениям что позволяет ему найти более интересный путь – производства знания и новой реальности. И здесь я хочу рассмотреть один недавний феномен. Художник Мартин Спонберг изобретает понятие посттанец, которому не нужно доказывать свою интеллектуальность, он ставит своей задачей пересмотреть и расширить область знаний, открыв её всему, что не касается рационального мышления: аффективности, интуиции, телесным ощущениям.
Одна из теоретиков постанца Бояна Цвеич показывает, как хореографы от хореографирования эмоций (быть собой, выражать себя, свои чувства и эмоции — как, например, Марта Грэм) переходят к хореографированию аффектов, от самовыражения к конструированию ситуации, которая эти аффекты генерирует. В современном танце не мыслят тело как медиум для передачи эмоций от танцовщика к зрителю (надеясь, что это происходит без каких-либо искажений), посттанец конструирует ситуации посредством аффектов. Аффект, будучи автономным и внеличностным, генерирует в созданной хореографом среде определенные отношения и процессы. Судьба аффекта – осознаваться и смещаться. И поскольку аффект – подвижная интенсивность, он склонен претерпевать в зависимости от представлений то или иное преобразование. Так, гнев превращается в вину, вина – в страх. Само это превращение отмечает неуловимый характер аффекта, а его качество зависит исключительно от связи с тем или иным представлением.
В связи с темой аффекта я хочу также вспомнить слова своей коллеги, Дарьи Юрийчук. В своих танцевальных работах она работает с темой производства аффекта через подключение материальных объектов. «Внимание к аффекту и его производным – настроению, страсти, эмоции, интенсивностям и чувствам – трансцендирует человека, фокусируя на отношениях между живыми, неодушевленными объектами, нечеловеческим. Танец, владеющий инструментами развенчания оппозиции ума и тела (в отличие от, например, концептуального искусства), способен пересмотреть перформативное производство знания с позиций материальности, которая является совокупностью отношений, так как тело теперь процессуально, оно сборка, оно материально. Сохранять себя целым, в каждый момент пересобирать себя в своих границах – одна из задач тела, а тело пересобирается поскольку тело непосредственно производит материальное знание и трансформирует реальность.»
Катарина Хейлс в статье «Познание всюду: подъем внесознательного познания и издержки сознания» отмечает общность тенденций, связанных со сдвигом культурной формации, которая проявляется во внимании к внесознательному познанию и бросает вызов не только рациональности, но и привычной концепции познания в целом. Главная мысль Хейлс: познание — гораздо шире человеческого мышления: и животные, и природные системы, и технические устройства заняты процессами понимания и интерпретации. Эти интерпретации пересекаются и накладываются друг на друга, существенно влияя на сознательные и бессознательные интерпретации людей. Это перекликается с теорией воплощенного сознания пионеров энактивизма Умберто Матурана и Франсиско Варела, которые являются основными фигурами моей диссертации, которая строится вокруг теории энактивизма. Их идеи были впервые сформулированы в книге «Воплощенный разум». Основное внимание здесь уделяется взаимозависимости восприятия, познания и действия. разрабатывая понятие сенсомоторной жизни — это «жизнь, которую мы проживаем в то время, как занимаемся делами, оцениваем наше окружение, организуем нашу деятельность», жизнь, погребенная под смыслами, в действительности проходит в бесконечных телесных процессах восприятия, в конкретных действиях и движениях, а не в отдаленном уединении мозга, совершающем серии вычислений.
Заключение. Данное эссе собрано, отчасти, как лоскутное одеяло из заимствованных размышлений о теории исскусства, аффекте, современном танце, телесности. Но все эти мысли связаны целью сформировать облако связей внутри процессов, происходящих в современной культуре относительно вспышке интереса к иррациональному, телесному, осязательному, к смещению внимания и, вытекающему из этого формированию новых горизонтальных связей внутри экосистемы современной культуры.
[1] Новостной портал «Лента» URL: https://lenta.ru/news/2020/07/03/trancetter/ (Дата обращения 28.10.2020)
[2] Кэмбриджский словарь. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/cancel-culture (Дата обращения: 28.10.2020) [3] https://donttakefake.com/vse-drug-druga-otmenyayut-chto-takoe-cancel-culture-i-chego-ot-nee-bolshe-vreda-ili-polzy/ [4] Журнал «Хаспер» URL: https://harpers.org/a-letter-on-justice-and-open-debate/ (Дата обращения: 28.10.2020) [5] Бенедикт Р. Хризантем и меч: Модель японской культуры / Пер. с англ. 2- изд. М., Спб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 256 с. [6] Гулевич О. Психология массовой коммуникации: от газет до интернета. Litres, 2020. С.113. [7] BBC. McAlpine F. The Japanese obsession with girls – explained. URL: https://www.bbc.co.uk/music/articles/84fd62c3-f5a4-49e6-9e3e-6f5217c1448c [8] Sasetsu T. No More Objectification of Me: 女性アイドルはなぜ「謝らされる」のか?. GQ Japan. URL: https://www.gqjapan.jp/culture/column/20190305/no-more-objectification-of-me [9] Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни. // Adindex.ru. / 1 октября 1012 г. – URL: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/10/1/93612.phtml. (Дата обращения: 06.12.2020). [10] Hirst unveils £50m diamond skull / BBC News Online. BBC News. 1 October 2014. – URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/entertainment/6712015.stm. (Дата обращения: 09.12.2020). [11] Shaw, William. The Iceman Cometh. / The New Yourk Times, 3 June 2007. – URL: https://www.nytimes.com/2007/06/03/magazine/03Style-skull-t.html. (Дата обращения: 09.12.2020). [12] В пер. с англ.: «Скажи на милость, что же ты будешь делать дальше?» [13] В пер. с лат.: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!». [14] New Religion / Damien Hirst - URL: http://damienhirst.com/exhibitions/solo/2016/new-religion-kazakhstan (Дата обращения: 09.12.2020). [15] Там же. [16] По Boden M.A. What is generative art?. University of Technology Sydney. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: http://research.it.uts.edu.au/creative/eae/intart/pdfs/generative-art.pdf [17] По Deltron J.-M., Macrez F. Authorship in the age of mahine learning and artificial intelligence. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://poseidon01.ssrn.com/delivery.php?ID=518006097104091064114123003024029081055014008040030058110005098066073026107120123024099019107060014040017108010095114025118084037029021013039123101006069006013095123063029064117114019113086097006112111092119093070017031091064117110122029015117107022022&EXT=pdf [18] См. Is artificial intelligence set to become art’s next medium? (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://www.christies.com/features/A-collaboration-between-two-artists-one-human-one-a-machine-9332-1.aspx?sc_lang=en
[19] См. Проект AIVA: искусственный интеллект может лишить работы композиторов киномузыки. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5b3df9b343cf0000a9169f45/proekt-aiva-iskusstvennyi-intellekt-mojet-lishit-raboty-kompozitorov-kinomuzyki-5b75b2bff83f0400a8dc930f?utm_source=serp [20] См. A Japanese A.I. program just wrote a short novel, and it almost won a literary priz. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://www.digitaltrends.com/cool-tech/japanese-ai-writes-novel-passes-first-round-nationanl-literary-prize/ [21] Тест Тьюринга. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%A2%D1%8C%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0 [22] По Борис Орехов: «Интересно научить нейросеть не имитировать, а создавать что-то новое». (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://postnauka.ru/talks/154968 [23] По Deltron J.-M., Macrez F. Authorship in the age of mahine learning and artificial intelligence. (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://poseidon01.ssrn.com/delivery.php?ID=518006097104091064114123003024029081055014008040030058110005098066073026107120123024099019107060014040017108010095114025118084037029021013039123101006069006013095123063029064117114019113086097006112111092119093070017031091064117110122029015117107022022&EXT=pdf [24] По Борис Орехов: «Интересно научить нейросеть не имитировать, а создавать что-то новое». (Дата обращения: 10.12.2020). URL: https://postnauka.ru/talks/154968
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.035 с.) |