Этические принципы специалистов-психологов, оказывающих эпп, в условиях ЧС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические принципы специалистов-психологов, оказывающих эпп, в условиях ЧС



Безусловно, деятельность психолога в чрезвычайной ситуации регулируется теми же общими принципами, которые приняты для оказания психологической помощи в целом. Однако эти принципы в ЧС приобретают некоторое своеобразие в соответствии с особенностями условий оказания помощи.

v Принцип защиты интересов клиента. Защита интересов клиента является ведущим принципом работы специалиста-психолога при оказании экстренной психологической помощи. Особенность применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий деятельности с клиентом не заключается психотерапевтический договор (как это бывает при консультационной работе), то есть не проговариваются границы работы с проблемой, не обсуждается желаемый результат. Это происходит потому, что экстренная психологическая помощь в условиях ЧС направлена на актуальное состояние клиента.

Кроме того, при работе с пострадавшими в условиях ЧС в обязанности психолога входит не только осуществление психологической поддержки, но и организация необходимых процедур и безопасного пространства для пострадавших (например, при процедуре опознания).

 

v Принцип «не навреди». Принцип «не навреди» обязательно присутствует в этическом кодексе психолога, оказывающего ЭПП. Своеобразие условий оказания психологической помощи делает возможным вывести несколько следствий из этого принципа. Первое следствие: краткосрочность оказания помощи, то есть помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, одновременно обеспечивая экологичность проводимых мероприятий для будущей жизни клиента. Принципиально неверно проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами клиента, так как такая работа должна быть пролонгированной. Второе следствие, связано с оценкой специалистом своего состояния и профессиональных границ: если вы чувствуете, что не готовы помочь пострадавшему, вам страшно, неприятно с ним разговаривать, вы устали, не делайте этого, передайте пострадавшего тому, кто сможет ему помочь.

v Принцип добровольности. В обычных условиях психолог часто занимает пассивную позицию (ждет, пока клиент обратится за помощью). Этот принцип в условиях экстренной психологической помощи трансформируется в особое поведение — специалист-психолог активно и ненавязчиво предлагает свою помощь пострадавшим. Такая позиция позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимую помощь людям, которые находятся в особом состоянии и зачастую не могут адекватно оценить потребность в помощи, с другой стороны – не нарушает личных границ человека.

v Принцип доступности психологической помощи. Доступность психологической помощи пострадавшим при ЧС означает, что помощь должна быть предоставлена оперативно и организована так, чтобы специалисты-психологи находились непосредственно в местах размещения пострадавших и их родственников, например, в пункте временного размещения или больнице. Для соблюдения этого принципа очень важно выделить участки работы специалистов-психологов и рассчитать их необходимое количество.

v Принцип конфиденциальности. При оказании экстренной психологической помощи принцип этот сохраняет свою актуальность, однако конфиденциальность может быть нарушена в случае получения психологом информации о том, что действия пострадавшего могут быть опасны для него самого или для окружающих. Например, такая ситуация может сложиться в том случае, если психолог узнает о готовящейся попытке самоубийства.

v Принцип профессиональной мотивации. В экстремальной ситуации соблюдение этого принципа становится особенно важным, так как существует большая вероятность того, что, помимо профессиональной мотивации, у специалиста могут присутствовать другие мотивы (мотив самоутверждения, мотив получения социального признания и т.д.), которые направлены не на содержание профессиональной деятельности и, соответственно, не гарантируют пострадавшим квалифицированную помощь психолога.

v Принцип профессиональной компетентности предполагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование и специальную подготовку для работы в чрезвычайных ситуациях. В обычных условиях деятельности психолог при необходимости рекомендует обратиться к другому специалисту, но в чрезвычайных условиях найти другого специалиста часто невозможно.

Соблюдение принципа профессиональной компетентности предполагает также умение психолога быстро восстановить высокий уровень работоспособности, умение быстро отслеживать свое состояние и по необходимости своевременно запрашивать помощь (смену) у своих коллег.

v Принцип безоценочности. В условиях ЧС этот принцип приобретает очень большую значимость. Психологам приходится оказывать ЭПП людям с абсолютно различными религиозными, культурными, национальными, социальными установками, которые не всегда совпадают с установками самого психолога. Однако, руководствуясь принципом безоценочности, специалист не должен давать никаких оценок установкам, высказываниям, поведению пострадавших.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.251 (0.009 с.)