Гостомысл – великий князь Союза бодричей в 830-844 годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гостомысл – великий князь Союза бодричей в 830-844 годы



Гостомысл – великий князь славянского племени бодричей, возглавлявший Союз бодричей в 830-844 гг. Бодричи (ободриты, венды, рерики)– одно из племён полабских славян – были главной составляющей Союза. Слово «бодрич» на древнеславянском означает «бдительный», «неусыпный», «неустрашимый», «храбрый», «сильный». Ободриты (об-одриты связаны с рекой Одрой – ныне Одер) – это древние венды (венеды, венеты, венделы, вандалы), которых античные историки помещали к востоку от Вислы – от балтийского побережья до Карпат и низовьев Дуная (наряду с балтийскими бодричами, в IX веке известны бодричи и на Дунае, поблизости от Белграда).По мнению историка Степана Александровича Гедеонова, рерики (соколы) было прозвищем бодричей. Имя Рерик первым получил князь бодричей Дражко, возглавлявший в 795-809 годы Союз бодричей и в честь которого их столица Велиград была названа Рерик (Сокол). Князь Дражко, имя которого происходит от слов «дорогой», «драгоценный», «досточтимый», прославился победой над саксами в 798 году, и именно он является дядей князя Рюрика, родоначальника княжеской и впоследствии царской династии Рюриковичей на Руси.

Степан Александрович Гедеонов (1816-1878 гг.) – русский историк, драматург, искусствовед, первый директор Императорского Эрмитажа (с 1863 г.),директор Императорских театров (1867-1875 гг.)

Расселение славян в VIII-X вв. на южном побережье Варяжского моря

 

 

 

Рерик – родной город князя Рюрика находился на месте современного Мекленбурга (бывш. Велиграда), современный Рерик получил название только в 1938 г.

 

Согласно «Баварскому географу», в середине IX века Союз бодричей состоял из четырех родственных племен: вагры (самое западное племя), полабы (по реке Лабе – ныне Эльба), собственно бодричи и варновы, или варны (вдоль реки Варновы – ныне Варнов). Каждое из этих племен управлялось своими вождями (князьями), имело своих богов и города. К Союзу бодричей присоединялись и другие племена: глиняне, смолинцы, древане, бутинцы.

Славяновед Александр Фёдорович Гильфе́рдинг производит слово «вагр» от санскритского «вагара» – «храбрый», «удалой», а слово «варн» – от «вран», «ворон».

 

Александр Фёдорович Гильфе́рдинг (1831-1872 гг.) –

русский славяновед, фольклорист, член-корреспондент

Санкт-Петербургской Академии наук

 

  Столицей вендов-бодричей был город, который славяне называли Велиград, то есть Великий город, у латинских хронистов он называется Магнополис, что является калькой предыдущего, у саксов – Михелинбург (совр. Мекленбург), у скандинавов – Микилингард и, наконец, у датчан – Рерик, или Рарог, что значит на западнославянском «сокол». Сокол был племенным символом бодричей.Велиград-Рерик имел окружность около 20 вёрст и поэтому был защищён не стеной, а тремя замками, два из которых были расположены в крайних точках города, тогда как третий служил резиденцией великих князей бодричей.

  Начиная с VIII-IX веков в экономическом и культурном развитии Европы на первый план выдвигаются земля племени бодричей со столицей Велиградом-Рериком у Висмарской бухты, Вагрия с приморской столицей Стариградом (то есть Старый город, ныне Ольденбург) и пограничной крепостью Любицей(ныне Любек), а также Полабия со столицей Ратибором (ныне Ратцебург).

Историк Я.П. Зинчук отмечает, что славяне, имея мощный флот, были не только самым мореходным народом на Балтике (поэтому море и называлось Варяжским), но они также были первыми в морском деле и в морских сражениях. Среди всех славян своей дерзостью и неукротимостью славились вагры-варяги из Вагрии. Их столицу Стариград «некогда населяли храбрейшие мужи, так как, находясь на переднем крае всей Славии, они имели соседями датчан и саксов и все военные столкновения или сами первыми начинали, или, если нападали другие, принимали удар на себя», – сообщает монах Гельмольд в «Славянской хронике», написанной им на латыни в XII веке.

Арабский географ Шамсуддин ад-Димашки (1256-1327 гг.), повествуя о «море Варенгском» (Варяжском), поясняет, что варяги «суть славяне славян», то есть знаменитейшие из славян.

Основная деятельность Гостомысла была направлена на сохранение независимости Союза бодричей от короляЛюдовика II Немецкого, правившего в Восточно-Франкском королевстве (Германии) в 843-876 годах.

По сообщению Фульдских анналов,главного источника по истории Восточно-Франкского королевства,Гостомысл погиб в 844 году во время карательной экспедиции Людовика на земли бодричей: 844«Людовик пошёл войной на бодричей, которые замышляли измену, и усмирил их. Король этого народа Гостомысл погиб, и Людовик велел передать под управление князей эту страну и её народ, который Бог сделал ему подвластным».

Фульдский анналист, написавший об убиении Гостомысла, находился в личных отношениях с королем Людовиком, и, отражая официальную точку зрения, существенно искажал истинный смысл событий. Так, он представил как победу следующую войну Людовика Немецкого с бодричами, которых возглавил князь Добромысл, брат Гостомысла: «Король, предприняв поход против бодричей, принудил их мятежного князя Добромысла покориться ему и дать ему, в числе других заложников, своего собственного сына». Хроника Гинкмара, входящая в Бертинские анналы, подробно повествует, в сущности, о поражении войск Людовика, единственным успехом которого оказалось добывание заложников: «Поход ему [Людовику] не удался: он потерял некоторых из знатнейших лиц своего войска, не имел никакого успеха и возвратился в Германию, удовольствовавшись тем, что ему дали каких-то заложников».  

Бертинские анналы, написанные независимым от Людовика современником в Западно-Франкском королевстве, располагавшемся на территории нынешней Франции, дают об этой войне, пожалуй, наиболее содержательное известие, в котором среди её жертв Гостомысл вообще не назван: 844 – «Король германцев Людовик, совершив поход на народы славян и их земли, некоторых принял к сдаче, некоторых перебил, почти всех царьков той страны подчинил себе либо силой, либо милостью».

В Ксантенских анналах, третьей современной событиям хронике Франкского королевства, в сообщении о Гостомысле употреблён глагол, который можно перевести тремя значениями, а именно: король Гостомысл «погиб», «пропал» или «исчез»: 844 –«В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб [пропал, исчез] один из их королей по имени Гостомысл, остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушёл, они тотчас нарушили её».

Дарственная грамота, датированная 20 марта 844 года и подписанная в городе Аквисгране (ныне Ахен, Германия), свидетельствует, что император Лотарь, король Средне-Франкского королевства, в которое входили Италия и полоса земли от Нидерландов до Прованса, даровал весь славянский остров Рюген со всеми землями и жителями Ново-Корбейскому монастырю, основанному в 816 году на реке Везере (ныне Везер). Сюда были перенесены мощи святого Вита из древнего Корбейского монастыря, существовавшего ещё в VII веке на ручье Корбэ близ Амьена, города на севере Франции. Император Лотарь считал, что благодаря заступничеству святого мученика Вита славянский князь Гостомысл был побеждён и земли его были завоеваны. В грамоте говорится, что «сам король по имени Гостомысл с некоторыми старейшинами был разбит». Об убиении самого Гостомысла в грамоте речь не идёт, победа же над его войском и вождями подчинённых ему племен приписывается не Людовику Немецкому, королю восточных франков, а Лотарю, носившему титул императора и номинально возглавлявшему Франкскую империю, которая уже в 843 году была разделена на три части между братьями. Опираясь на известия о военном успехе своего младшего брата, Лотарь мог пожаловать монастырю права на часть территории побеждённых.

Сведения русских летописей позволяют оспорить основанное на односторонней информации мнение, что Гостомысл был убит в 844 году. В Новгородской 1-й летописи (младшего извода) Гостомысл в перечне новгородских посадников упомянут первым. О расселении славян в начальной части «Повести временных лет» есть такое добавление: «Словене же, пришедше с Дуная, седоша около озера Ильмеря[Ильменя], и прозвашася своим именем, и зделаша град и нарекоша и [его] Новгород, и посадиша старейшину Гостомысла».

По всей видимости, Людовик воспользовался отсутствием Гостомысла, которое и позволило, хотя бы ненадолго, привести к покорности славянских князей. Так как среди них Гостомысла не оказалось, то посчитали его погибшим. Очень возможно, что в 844 году погиб как раз один из сыновей Гостомысла, вероятно, это был его старший сын Выбор, наследник, поэтому фульдский хронист, преувеличивая успех своего повелителя, даже объявил об убиении самого короля.

Точная датировка грамоты от 20 марта 844 года помогает обрисовать ход дальнейших событий, если признать вероятной версию филолога и историка Сергея Николаевича Азбелева о том, что вождь бодричей-рериков-вендов Гостомысл не был убит в 844 году, а был приглашён на княжение в Новгород. Потерпев поражение от франков, Гостомысл отбыл с остатками войска в Новгород, до которого морем можно было добраться в течение 14 дней. Зная, что варяги взимали дань со славян, руси и чуди, Гостомысл мог сделать остановку не в устье Невы, где остановились варяги, ау впадения реки Вуоксы в Финский залив, чтобы отдохнуть и набраться сил перед сражениями с варягами. Если его старший сын Выбор погиб в начале 844 года, то понятно, почему Гостомысл после прибытия в Новгород и победы над варягами решил построить в память о своём любимом сыне-наследнике город Выбор на берегу будущего Выборгского залива. Мудрый князь понимал важность строительства города для охраны судоходного Вуоксинского пути из Ладоги и Саймы в Варяжское море.

Сергей Николаевич Азбелев (1926-2017 гг.) – русский филолог и историк, доктор филологических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны

Таким образом, именно 844 год можно считать годом основания русского города Выбора, превратившегося после завоевания его шведами в 1293 году в Выборг, при этом шведы произносили и произносят название Выборг без конечной согласной: что-то вроде «Виборь». Оставшиеся в живых выборяне охотно приняли новое название, так как егоможно представитькак усечённое соединение двух слов – Выбор + град. В русских летописях, в том числе и Ореховецком договоре 1323 года, закрепившим за шведами завоевание русского города, он по-прежнему назывался Выбор и никогда Выборг. До шведского завоевания Выбор в течение 449 лет входил в состав Руси, под властью Швеции он находился 417 лет. Наш Выборг – один из древнейших городов Руси, которому в этом году исполнится 1174 года, а не 725, – столько лет мы собираемся отмечать.

Как инициатор «призвания варягов», Гостомысл упоминается в Воскресенской летописи: «И в то время в Новегороде некый старейшина именем Гостомысл скончавает житие и созва владалца сущая с ним Новогорода, и рече: «совет даю вам, да послете в Рюскую [так в тексте летописи] землю мудрыя мужи и призовете князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода».

Иоакимовская летопись об этом сообщает так: «Гостомысл же, видя конец живота своего, созва вся старейшины земли от славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и дрягович… и посла избраннейшия в варяги просити князя. И приидоша по смерти Гостомысла Рюрик со двемя брата и роды ею [их]».

Мекленбургские историки Бернард Латом и Иоганн Фридрих фон Хемниц считали Вицлава (Витослава II,умершего в 795 году) 28-м королём вендов и ободритов, который правил в Велиграде-Рерике. Имя Витослав значит «славящий жизнь». Он женился на дочери князя Руси и Литвы, и сыном от этого брака был принц Годлейб (Годислав), который стал отцом троих братьев – Рюрика Миролюбивого, Сивора (Синеуса) Победоносного и Трувора Верного, урождённых вендских и варяжских князей. Матерью братьев была Умила, дочь князя Гостомысла.Князь Годислав был повешен по приказу датского короля в 808 году во время нападения данов на Велиград-Рерик. После гибели отца Рюрик и его братья потеряли права на престол, которые перешли к их дяде и его потомкам.

Внуки Гостомысла Рюрик, Трувор и Синеус.

Художник Илья Сергеевич Глазунов, 1986 г.

 

Умила Новгородская, мать Рюрика.

Художник Илья Сергеевич Глазунов, 1986 г.

Сыновья Гостомысла, как мы знаем из текста Иоакимовской летописи, «ово [одни] на войнах избиени, ово [другие] в дому измороша [умерли]».
Четыре сына Гостомысла погибли бездетными при жизни отца, когда его возраст уже не давал надежд на продолжение рода по мужской линии. Перед своей смертью князь Гостомысл, оставшийся без наследников в Новгороде, пригласил своих внуков – Рюрика и братьев – править на Русь.

Историк Алексей Александрович Шахматов, не раз обращавшийся к преданию о Гостомысле, отмечал, что «память о Гостомысле держалась в Новгороде долго» и что из новгородских бояр Гостомысловых вышла святая Иулиания Тверская.

Алексей Александрович Шахматов (1864-1920 гг.) –русский филолог, лингвист и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы

«Сей Гостомысл был муж елико [сколько] храбр, толико [столько] мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим расправы [наказания преступников] ради и правосудия: сего ради вси окольны [близкие] чтяху его, и дары и дани дающе, купуя [покупая] мир от него, многи же Князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду».

Мы, выборжане, находимся в долгу перед памятью основателя нашего города – князем Гостомыслом, имя которого на древнеславянском значит «гостеприимный». Хорошо было бы переименовать проспект Ленина в проспект князя Гостомысла, а улицу Выборгскую – в улицу князя Выбора и установить памятник русским князьям, определившим на века судьбу нашего любимого города.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.025 с.)