Что известно о летописце Иоакиме? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что известно о летописце Иоакиме?



Иоаким Корсунянин (? – 1030 г.) – первый епископ в Новгороде

с титулом «епископ Новгородский»в 989-1030 гг.

Летописец Иоаким Корсунянин был первым новгородским епископом. Он был родом из Корсуня (Херсонеса Таврического), который ещё в древности принадлежал грекам. Возможно, что до прибытия на Русь Иоаким был епископом в Корсуне. Неизвестно, какую иерархическую степень проходил он до посвящения своего в сан епископский и где; но не подлежит никакому сомнению то, что он был рукоположен в Константинополе и был муж добродетельный, образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием. Сам равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси, обращался в 990 году в Царьград к Патриарху Николаю с просьбой прислать ему епископов. Исполняя усердную просьбу благочестивого князя, Патриарх прислал к нему епископов, в том числе и Иоакима Корсунянина.

Иоаким прибыл в Киев в 991 году и в скором времени, в 992 году, отправился в Великий Новгород в сопровождении нового Киевского митрополита Леона. Достигнув Новгорода, Леон оставил здесь епископом Иоакима и поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую. С помощью дяди князя Владимира, брата его матери Малуши, – воеводы Добрыни, ставшего прообразом одного из трёх былинных русских богатырей, – архипастырь приступил к обращению новгородцев в христианство. Жители восточной – ныне Торговой – стороны города показали более готовности и покорности принять новое учение, но не так были сговорчивы новгородцы, жившие на западной – ныне Софийской стороне. Возмущаемые тысяцким Угоняем и жрецом Богомилом, или Соловьём (так прозвали его за красноречие), жившие там новгородцы не хотели креститься.

Добрыня. Фрагмент картины «Богатыри».Художник Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г.

Народ в досаде на Добрыню, как бы главного виновника нововведения, рассвирепел, разорил его дом, убил жену и ещё некоторых из родни. Тогда Владимиров тысяцкий Путята – муж смыслённый и храбрый – дошёл до двора Угоняева, схватил его и других лучших людей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ в числе 5000 обступил Путяту, у которого было всего 500 ростовцев, и начал злую сечу. Подступив к городу с другой стороны, Добрыня велел зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались, побежали тушить пожар, и сеча прекратилась. Тогда знатнейшие граждане пришли к Добрыне просить мира. Собрав войско, Добрыня запретил грабёж, но тотчас послал всюду с объявлением, чтобы шли креститься. Посадник Воробей, сын Стоянов, обсудив дело здраво, сам согласился принять веру христианскую и уговаривал народ. Многие с радостью пошли к реке сами, а кто не хотел, тех воины тащили. Мужчины крестились выше моста, а женщины – ниже. Многие язычники, чтобы избежать крещения, объявляли, что крещены. Для этого епископ Иоаким велел крещёным надеть кресты, а тем, кто не будет иметь на себе креста, не верить, что крещён, и крестить. Эта насильственная мера произвела неприятное впечатление на новообращённых и сохранилась в памяти новгородцев в виде народной пословицы: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём».

Епископ Иоаким сам лично и бывшие при нём священники ходили по торгам, улицам, учили людей и объясняли заблуждающимся всю нелепость их служения бездушным истуканам. Когда же святая вера восторжествовала в Великом Новгороде, он велел сокрушить идолов: деревянных сжечь, каменных, изломав, побросать в реку, а главного идола Перуна, перед которым особенно благоговел Новгород, приказал разрушить при всём народе и бросить в реку Волхов.

Первую церковь святитель Иоаким основал в 992 году во имя Святой Софии, на память Цареградской, откуда пришло просвещение Руси. Церковь была срублена из дубового леса о тринадцати верхах (главах), которые знаменовали Спасителя с двенадцатью апостолами. В то же время владыка построил и другую, но уже каменную церковь во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, в честь дня своего Ангела.

Вскоре после крещения новгородцев, вслед за тем как свергнут был истукан Перуна, стоявший на холме при истоке Волхова из озера Ильмень, на этом самом месте в 995 году деятельным пастырем был основан мужской монастырь с храмом Рождества Богородицы, прослывший в народе под именем Перыня и Перыньского.

Для упрочения христианства и для полного торжества святой веры над язычеством епископ Иоаким, признавая самым лучшим средством действовать на молодое поколение, основал с помощью ученика своего Ефрема в Великом Новгороде школу, куда отбирали детей у лучших граждан и у священнослужителей и обучали их славянской грамоте, догматам святой веры христианской и греческому языку. 

Более 38 лет правил паствой владыка Иоаким. Он преставился в 1030 году и причтён церковью к лику святых предстателей на небе за Новгород. Тело его было погребено в созданной им каменной церкви Богоотец Иоакима и Анны. В 1699 году, по случаю падения церкви от ветхости, мощи его, как сказано в летописи, были перенесены митрополитом Иовом в Софийский собор и положены в золотой (Мартириевской) паперти подле приемника его – епископа Луки. Память его местно празднуется вместе с другими новгородскими владыками дважды в год – 10 февраля и 4 октября.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.007 с.)