Работа психологической службы в условиях ресурсного центра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа психологической службы в условиях ресурсного центра



Работа психологической службы в условиях ресурсного центра

 

«Работа психологической

Службы в условиях ресурсного центра»

учебно-методическое пособие

 

Данное учебно-методическое пособие, раскрывает содержание работы по организации  психологической службы в опорной школе (ресурсном центре) в межсессионный и сессионный период. Представлена модель планирования социально психологической деятельности. Что поможет начинающим специалистам, работающим в опорных школах, качественно, с перспективой на удовлетворение образовательных потребностей и всестороннего развития учащихся, планировать и качественно выполнить намеченную работу с учётом социализации, углубленного профильного обучения и изучения способностей и интересов школьников.

Адресовано социальным педагогам и педагогам психологам опорных школ (ресурсных центров), малокомплектных школ.

 

Введение

Глава государства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выделил образование как стратегически важную сферу жизни Казахстанского общества, призванную готовить конкурентоспособных специалистов.

В закон Республики Казахстан «Об образовании» от 24.10.2010 г (ст. 1 пункт 53–2)введено понятие опорной школы (ресурсного центра). Опорная школа является организацией общего среднего образования, на базе, которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих малокомплектных школ для проведения краткосрочных сессионных занятий, промежуточной и итоговой аттестацию обучающихся в целях обеспечения доступа к качественному образованию учащихся малокомплектных школ.
Сегодня профессиональное педагогическое сообщество все более осознает, что необходимы новые подходы к оценке качества образования.

Доступность - обеспечение равного доступа к полноценному образованию для всех слоев населения: "образование для всех".
Перевод организации образования в режим ОШ – РЦ осуществляется при наличии психолого-социологической службы, обеспечивающей изучение образовательных потребностей участников образовательного процесса, сопровождение процессов самоопределения и социальной адаптации обучающихся.

Психологическая служба (ПС) является одним из структурных компонентов воспитательной системы учебного заведения, который обеспечивает социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Непосредственное руководство ПС осуществляет руководитель учебного заведения. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и специалисты ПС осуществляют совместную деятельность, причем функции педагога-психолога, социального педагога и других работников учебного заведения четко разграничены.

Деятельность психологической службы позволяет реализовать цели и задачи воспитания, направленные на создание гуманной воспитательной среды в учебном заведении, личностно-ориентированного подхода к воспитанию учащихся школы и воспитанников, профессиональному развитию и готовности к жизненному самоопределению.
Основные задачи психологической службы:

неотложная психологическая помощь учащимся школы и их семьям; консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях школы;

обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;

социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов в воспитании не совершеннолетних;

психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям в экстремальных ситуациях.

Образец № 1

 

ФИ ребёнка

пол

национальность

класс

Адрес

 

Б) Психолого-педагогические характеристики, составленные совместно с классным руководителем и психологом

 

Образец № 2

 

В большинстве случаев характеристика включает в себя следующие разделы:

1. Общие сведения об учащемся. (Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, информация о родителях и т.д.).
2. Состояние здоровья и физическое развитие.
3. Условия семейного воспитания.
4. Интересы ученика.
5. Интеллектуальное развитие.
6. Особенности темперамента.
7. Волевые качества.
8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями.
9. Уровень притязаний и самооценка
10. Морально-этические качества
Заключение.

 

В) Социальный паспорт учащегося

 

Образец № 3

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

учащегося и его семьи

Ф. И. О. учащегося __________________________________________________________________________

Дата рождения ________________ Класс ______________ Школа _________________________________________________________________

Домашний адрес __________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Состав семьи:

Мать Ф. И. О. __________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения _______________ Образование (высшее, незакон. высшее, среднее, ср. специальное) __________________________________________________________________________________________________________________________________

Место работы __________________________________________________________________________________________________________________________________

Должность ________________ Тел. служебный (сотовый) _________________________________________________________________

Отец Ф. И. О. __________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения _______________ Образование (высшее, незакон. высшее, среднее, ср. специальное) __________________________________________________________________________________________________________________________________

Место работы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классный руководитель _________________________________________________________________

 

Дата __________________________ подпись ________________

 

 

Составительный этап

 

Составление плана работы на учебный год

 

Образец № 4

 

Мероприятия

Виды деятельности

сроки

ответственный

Изучение документации предоставленной магнитной школой

Сбор сведений изучение характеристик, социальных паспортов

Август - начало сентября

Психолог

Социальный педагог

Составление плана работы на год

Разработка программы действий

Начало сентября

Психолог

Социальный педагог

 

Первая сессия

«По одежке встречают, по уму провожают».

Беседа с элементами тренинга с учащимися ресурсной школы

О прибытии новеньких ребят из магнитной школы

Перед заездом учащихся

Психолог

 

 

«Всё в твоих руках»

Беседа с учителями ресурсной школы

Перед заездом учащихся

Психолог

«Мой день»

Психологический настрой

В день заезда, перед уроками

Психолог

«Давайте познакомимся!»

Психологический тренинг, самовыражение чувств

В день заезда после уроков

Психолог

 

«Я рисую мир»

Психологический тренинг

самовыражение чувств и настроение через рисунок.

 

Второй день до уроков

Психолог

«Выбор профессии»

Проф. ориентация

Второй день после уроков

 

Социальный педагог

Тест «САН» (самочувствие, активность, настроение)

тестирование

Третий день перед уроками

Психолог

«Я и закон»

Правовой всеобуч

Третий день после уроков

Социальный педагог

Анкета «Отношение к школе»

Анкетирование

Четвёртый день перед уроками

Психолог

 

«Я среди других»

Коррекционные занятия по результатам диагностик

Ежедневно после уроков

Психолог

 

Вторая сессия

 

«Мой день»

Психологический настрой

В день заезда, перед уроками

Психолог

«Самооценка»

Диагностика

В день заезда после уроков

Психолог

«Моя самооценка»

Коррекционные занятия

По мере необходимости

Психолог, Социальный педагог

«О мире профессий»

Консультативная работа

Второй день после уроков

Социальный педагог

«Социометрия»

Диагностика

Третий день занятий

Психолог

«Путешествие на материк Общения»

Коррекционные занятия

По мере необходимости

Социальный педагог и Психолог

 

Третья сессия

 

«Подари улыбку»

Психологический настрой

В день заезда, перед уроками

Психолог

«Пьедестал»

Диагностика

Третий день

Психолог

«Моя самооценка»

Коррекционное занятие

По мере необходимости

Психолог

«Кем быть, каким быть»

Консультативная работа

По мере необходимости

Социальный педагог

Учебные заведения Северного Казахстана.

Консультативная работа

По мере необходимости

Социальный педагог

 

 

Основная часть.

Психолог. В словаре русского языка Ожегова слово «успех» рассматривается в трёх значениях: как удача в достижении чего – либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учёбе, в общественной деятельности.

На доске нарисован человечек.

-Ребята, что можно сказать о нём? (ничего).

-А можно ли сказать, что он воспитанный, приятный в общении? (нет)

Психолог. А давайте «наградим» этого человечка такими качествами, благодаря которым его можно было бы назвать культурным, воспитанным, образованны. (Ответы ребят). Воспитанный человек – это солнышко для других людей – светит, греет, улыбается.

Психолог. Первое впечатление о человеке складывается впервые 5 минут. А чтобы его впоследствии изменить, потребуется вся жизнь. Люди судят о чём-то по первому впечатлению, помните об этом. Вас пригласили в гости, где вы никого не знаете. Вас запомнят таким, каким вы туда придёте. «Хорошо выглядишь!» - о вас составят впечатление по тому, как вы выглядите на сегодняшний день. Значит, вы должны стараться выглядеть очень хорошо, аккуратно, и это постепенно станет частью имиджа. Психологи установили, что из всех впечатлений 55% определяется тем, что люди видят - визуальный критерий. 38% - что слышат (голос, интонация). 7% - какие слова произносят.

Упражнение «Снежинка». Складываем лист бумаги и отрываем верхний правый угол. В результате - ни одной одинаковой снежинки в классе не оказалось. Вместе с психологом ребята делают вывод о том, что мы разные и мир воспринимаем по- разному.

Игра «Оценка».

Цель: обращённость растущего человека к внутренним свойствам другого через специфические черты его внешней характеристики.

«Посмотрите на этот портрет – каково ваше впечатление? Внимательно вглядитесь в выражение лица этого человека, обратите внимание на его одежду, позу. Что можно о нём сказать? О его характере, роде занятий, образовании? Добрый, злой, общительный, не очень?»

Подобрать фотографии известных и успешных людей (карточки, слайды презентации) например: Гейтс Билл, Коко Шанель, Святослав Фёдоров и т. д.

В заключение занятия.

Психолог. Чтобы быть успешным есть масса различных талисманов. Это «счастливый пятачок», любимая ручка или игрушка. Я хочу передать вам подкову счастья. Давайте передадим её из рук в руки ребятам, которые приедут к нам из магнитной школы, и каждый пожелает им и своим одноклассникам - успеха! Покажем ребятам, какие мы радушные хозяева.

Ритуал прощания. Аплодисменты.

 

«Всё в твоих руках»

Притча

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно «как дома».

 

«Мой день»

Обработка данных

При подсчёте крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие.
Таким образом, перевод баллов будет следующий, начиная с позитивного качества: 7 баллов – 3, 6 баллов – 2, 5 баллов – 1, 4 балла – 0, 3 балла – 1, 2 балла – 2, 1 балл – 3. Баллы будут располагаться по порядку 7 6 5 4 3 2 1, если позитивное качество расположено слева, или 1 2 3 4 5 6 7, если позитивное качество расположено справа. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырёх баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Участники самостоятельно обрабатывают и подсчитывают суммы набранных баллов по шкалам С, Н, А и общий балл по тесту.

 

«Я и закон»

Советы социального педагога

Подросток и закон

Развивающая беседа с элементами тренинга
Цель:
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает об совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (Убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Выступление инспектора по делам несовершеннолетних. Ребятам было рассказано о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании.
Задания для учащихся.
1. Разбор ситуации:
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско–правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте (А)
7. Разбил мячом окно (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте (А)


Анкета «Отношение к школе»

(адаптированный вариант анкеты Н. Г. Лускановой)

Анкета позволяет выявлять уровень адаптации ребёнка к условиям проживания, обучения, воспитания к данному учреждению.

Инструкция: отвечая на поставленные вопросы, выберите тот вариант ответа, который отражает ваше мнение, обведите его кружком.

1

Тебе нравится учиться в этой школе?

Да
3

не знаю 1

Нет 0

2

С хорошим ли настроением ты встречаешься с одноклассниками и воспитателями?

да

не знаю

нет

3

Согласился ли ты перейти в другую школу, если бы тебе предложили?

нет

не знаю

да

4

Когда ты бываешь за приделами школы, то скучаешь по ней?

да

не знаю

нет

5

У тебя есть любимые занятия в школе?

много

кое-что

нет

6

Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям?

всегда

иногда

нет

7

Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями?

часто

редко

нет

8

Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель?

нет

не знаю

да

9

У тебя в школе, классе много друзей?

много

мало

нет

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

да

не очень

нет

 

Всего:

 

Анализ результатов.

За каждый первый ответ (первая колонка) – 3 балла, за промежуточный (вторая колонка) – 1 балл, последний (третья колонка) – 0 баллов. Суммируйте баллы.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень адаптации ребёнка в данном коллективе.
25 – 30 баллов: высокий уровень адаптации, сформировано положительное отношение к себе как к члену данного коллектива.
15 – 24 баллов: средний уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива в целом сформировано.
10 – 14 баллов: низкий уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива не сформировано, ребёнок испытывает психологический дискомфорт.
Ниже 10 баллов: дезадаптация ребёнка, негативное отношение к школе.

Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику уровня психологического самочувствия воспитанников. Снижение уровня психологического самочувствия может служить показателем дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует его адаптации к условиям школы.
Качественная обработка результатов заключается в определении проблем взаимоотношений воспитанников (отношение к школе, наличие друзей и общение с ними, отношение к воспитателю, наличие интересных дел и др.)

 

«Я среди других»

Психологический тренинг

Цель: осознание собственной потребности и способности к общению. Решение некоторых проблем в общении.

1. Начало работы

Цель: создание рабочей атмосферы в группе.

Методы: разговор о чувствах, об итогах прошедших занятий, заполнение листа «Как я сегодня себя чувствую».

Материал: листы бумаги, ручка (карандаш).

Лист «Как я сегодня себя чувствую»: участники делают записи по поводу своего самочувствия на чистом листе бумаги. Затем каждый из участников делится с группой написанной информацией. Проводится обсуждение.

2. Разминка

Цель: осознание и активизация невербального компонента в общении.

Методы: техника «невербальное знакомство».

Заметки для ведущего: техника вызывает сильные переживания. Могут возникать сложности.

Упражнение «невербальное знакомство»: участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами.

3. Основная работа

Цель: осознание возможных проблем в общении.

Методы: мини-лекции «Ролевые игры (по В. Сатир)», обсуждение и проигрывание стилей в общении.

Мини-лекция «Ролевые модели общения (по В. Сатир)».

«Элементы, составляющие общение:

- тело (движения, внешний вид, форма);

-ценности - представления о том, что должен делать человек, а что - окружающие его люди;

-органы восприятия: глаза, уши, нос, рот и кожа;

-способность говорить: голос, слова;

-интеллект - переживания, знания человека.

Каждый человек, прежде чем вступить в контакт с другим человеком, считывает информацию о своем партнере - зрительную, слуховую, кинестетическую и т.п. Затем происходит когнитивная переработка информации, в результате которой происходит сравнение с собственным предыдущим опытом (родителей, идеалами и т.д.). Полученная информация интерпретируется, и человек приходит к выводу о том, как вести себя с данным партнером.

Разговор людей друг с другом можно выразить в виде несложной схемы:

- Вербальное общение = слова;

- Невербальное общение = выражение лица, поза тела, мышечный тонус, дыхательный ритм, тон интонации.

Существует четыре типа преодоления стрессовых ситуаций в общении.

Во всех четырех случаях человек реагирует на опасность, но, не желая показать свою слабость, пытается скрыть ее следующим образом:

1. Заискивать, чтобы партнер не сердился.

2. Обвинять так, что партнер чувствует в вас силу.

3. Рассчитывать все с конечной целью, чтобы окружающие поняли, что вы справились с угрозой, не причинив никому вреда. Попытка укрепить собственную самооценку, используя громкие слова.

4. Отвлечься и проигнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее и нет».

Игры на развитие общения (по В. Сатир)

Модели общения приобретаются еще в раннем детстве. Ребенок начинает использовать ту или иную модель общения, когда ищет свой путь в сложном, грозящем опасностями мире.

Для того чтобы осознать собственные позиции в общении, тренер просит участников изобразить описанные модели в ролевых играх.

Затем проводится обсуждение.

В следующих четырех моделях наблюдается двусмысленность в общении, расхождение тона голоса, жестов, позы.

1.Миротворец (заискивающий).

Миротворец всегда говорит в заискивающем тоне, пытаясь угодить, извиняясь, со всеми соглашаясь. Он человек, который всегда говорит «да». Он говорит так, как будто не способен к самостоятельным действиям, и ему нужен кто-то, кто его действия одобрит. Поза - человек стоит на одном колене, одна рука прижата к груди, вторая поднята кверху, как будто он просит подаяние. Голос: хныкающий и скрипучий.

2.Обвинитель.

Это человек, который всюду находит вину, диктатор. Он - главный и, как будто, говорит: «Если бы не ты, все было бы хорошо». Физически он находится в напряжении. Его голос - резкий и часто громкий. Обвинитель постоянно указывает на кого-то пальцем и начинает все свои высказывания со слов: «ты всегда», «ты никогда». Поза - человек одной рукой держится за талию, другую - вытянул вперед с вытянутым указательным пальцем. Его лицо напряжено, губы сжаты, ноздри расширены.

3.Расчетливый (компьютер).

Представитель этого типа - очень правильный, уравновешенный, никогда не демонстрирующий своих чувств. Он спокоен, бесстрастен, собран. Его можно сравнить с компьютером или словарем. Его голос монотонный, слова - длинные, носят абстрактный смысл. Поза - человек сидит неподвижно, с вытянутым позвоночником, руки безжизненно и изнуренно сложены на коленях. Его мозг сосредоточен на отборе нужных слов и на том, чтобы не допустить проявления какого-либо движения или проявлений чувств.

4.Отвлекающийся (сбитый с толку).

Чтобы не делал этот человек это - неуместно и не связано со словами и поступками окружающих. Он отвечает на заданные вопросы неопределенно. Его внутреннее ощущение постоянное головокружение. Его голос похож на песню со словарем, но без музыки. Человек ходит безо всякой цели из стороны в сторону, так как он полностью рассредоточен. Этот человек слишком занят процессом артикуляции, движениями тела, рук, ног, говорит невпопад. Не реагирует на вопросы, теряет мысль, затем находит, но уже - другую. Поза тело движется сразу в нескольких направлениях, колени изогнуты вовнутрь, плечи сгорблены. Он размахивает руками в разные стороны.

5.Уравновешенный (гибкий). Преимущество этого типа общения в том, что человек, его проявляющий, может жить как гармоничная личность в мире с сердцем и разумом, с чувствами и телом. Чтобы перейти к этой модели общения, необходимы мужество, храбрость, новые навыки и убеждения. Когда люди набираются смелости и пробуют общаться, таким образом, барьеры непонимания рушатся.

В этой модели слова соответствуют жестам, позе и тону. Взаимоотношения просты, свободны и честны. Этот тип общения подразумевает ваше право соглашаться, если вы согласны, возражать - если вы не согласны, свободно выражать свои мысли и менять жизненные позиции, потому, что вы испытываете в этом потребность. Быть гибким человеком значит быть прямым ответственным, честным, не бояться открыться людям до конца, быть компетентным, творческим, уметь решать проблемы.

5. Завершение работы

Цель: навык разговора о чувствах, рефлексия.

Методы: обмен впечатлениями.

6. Ритуал прощания

 

«Я среди других»

Цель: формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению.

1. Начало работы

Цель: создание рабочей атмосферы.

Методы: обмен чувствами.

2. Разминка

Цель: отработка навыков эффективного общения.

Методы: упражнения «Вход - выход из круга».

Заметки для тренера: возможна видео съемка для последующего анализа.

Упражнение «Вход - выход из круга»: задача одного из участников любым способом выйти из или войти в круг, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы. Упражнение направлено на отработку навыков противостояние группе, умение убедить, сказать «нет».

3. Основная работа

Цель: получение навыков откровенного разговора о проблеме, осознание и анализ собственных привычных форм общения.

Методы: обсуждение проблемы, ролевая игра (психодрама), обсуждение форм общения персонажей, активное слушание.

Предлагается рассказать каждому участнику о своей актуальной проблеме. Группа выбирает одну предъявленную реальную проблемную ситуацию для обыгрывания ее. Распределяются роли. Ситуация разыгрывается участниками (возможно обмен ролями (элементы психодрамы)). В конце игры участникам необходимо выйти из игры, «стряхнуть» с себя роли.

В итоге обсуждаются чувства участников в различных ролях, форм и способов общения. В итоге необходимо провести параллели между формами общения персонажей в игре и опытом общения участников.

Заметки для тренера: На всякий случай нужно иметь подготовленный сценарий, который можно разыграть по ролям. Для того чтобы игра состоялась, важно создать достаточный уровень открытости у участников.

4. Разминка

Цель: отдых, интенсивное общение, разрядка эмоциональная и физическая.

Методы: подвижная игра.

Игра «Белые медведи»: 2-3 человека берутся за руки цепочкой и образуют группу «белых медведей». Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный пингвин» становится «медведем».

Заметки для тренера: для проведения упражнения требуется безопасное помещение.

5. Завершение работы

Цель: опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе.

Оборудование: бумага, скотч, фломастеры.

Методы: обмен впечатлениями, психогимнастика.

Упражнение «Надписи на спине»: участникам прикрепляется к спине листки бумаги. Все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке.

6.Ритуал прощания

 

«Мой день»

Дерево достижений

Педагог. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и

помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

 

Золотая рыбка

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).

Педагог. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!

 

Волшебная поляна

Вырезать красивые цветы разного цвета.

Педагог. На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наша лаборатория и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!

Колесо удачи

В комнате находится старинная прялка.

Педагог. Перед нами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку.

(Педагог крутит колесо прялки.)

Будьте на уроке легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки.

 

Веселый теннис

Берутся две теннисные ракетки, можно им придать форму лица, например, прикрепить парик. Из ткани вырезаются нос, глаза, губы, брови.

Каждый участник берет любую часть лица и прикрепляет к теннисной ракетке (позаботьтесь, чтобы лицо получилось веселым).

Педагог. Спорт — это красота! Сейчас обычные ракетки превратились у нас в добрых, веселых, красивых человечков. Посмотрите на них, и у вас появится хорошее настроение.

 

«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

 

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

 

Релаксация (под музыку звуков природы).

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

 

Метод “Земля, воздух, огонь и вода”.
Цель: – повысить уровень энергии в классе.

Численность: – весь класс.

Время: – 5 минут.

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.


Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее “взбодрилась”).

 

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

 

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

 

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

 

 

«Самооценка»

Блок методик на выявление самооценки и выявления значимости каждого участника в коллективе (социометрия)

 

Цели.

· Усиление группового единства,

· увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи,

· развитие умения гордиться собой.

Приветствие.

Можно разработать любую форму приветствия и сохранять ее на протяжении всех занятий.

Упражнение «А я такой».

Цель игры — усилить развитие группового единства.

Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о себе. Когда обсуждение в парах окончено, каждый участник пары представляет своего партнера остальным.

Продолжительность игры

Завершение занятия.

Как заметил Р. Берне 1986г, чем больше человек узнает о себе, тем многограннее становится его Я-ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.223 с.)