Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние подвижных игр на подростков среднего школьного возраста
В подростковом возрасте (11-15 лет) дети начинают проявлять свою личность в более открытой форме, они экспериментируют и познают себя. То есть сталкиваются с несоответствием или несовместимостью каких-то своих идеалов и желаний с реальной действительностью и переживают внутренние диссонансы и конфликты в обществе. В это время подросток начинает по-новому осваивать свое положение в семье, обществе и команде. А стремление обрести себя как личность порождает желание отчуждения от всех, кто оказывал на него влияние. Это выражается в духе противоречия — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам. Если раньше ребенок испытывал эмоциональный голод и стремился к тому, чтобы взрослые его оценили, выказали свое расположение, похвалили, то теперь ребенок стремится к себе подобному обществу, идентифицироваться со своими сверстниками — ведь они имеют такой же жизненный опыт. Поэтому дружба среди подростков имеет такое важное для них значение. Она дает возможность глубже познать друга и самого себя. Дружба как социальное явление учит сложным рефлексиям на другого человека не только в момент доверительного общения, но и в перспективе будущего. Рефлексии на себя открывают подростку глубины несовершенства мира и самого себя, что приводит к психологическому кризису. Это явление неизбежно. Подросток через преодоление этого кризиса обогащает свой внутренний мир новыми мыслями, знаниями, чувствами, эмоциями. Дело же тренеров и преподавателей на данном этапе развития состоит в том, чтобы не дать подростку уйти в себя, помочь преодолеть психологический барьер, направить его развитие в нужное русло. Раньше ребенок был увлечен игрой, учёбой, теперь приоритетную роль играет общение со сверстниками. У подростка меняется внутреннее отношение к школе и процессу обучения. Теперь игру и общение стоит рассматривать как школу социальных отношений. Важно помнить, что ограничивать ребенка в общении в этом возрасте крайне нежелательно. Ведь набираясь жизненного опыта и переживая новые чувства и старые чувства по-новому, обретая огромное количество эмоций от прикосновения к культуре и ее памятникам или ее современным проявлениям, ребенку нужно поделиться с кем-либо. Для него сложно пережить это в одиночку. Поделиться своими переживаниями и мыслями становится для подростка сущностной потребностью. Учитывая эту психолого-возрастную особенность подростков, можно сделать вывод, что они с наибольшим удовольствием воспримут командные игры, где их личностные стремления и достижения будут во благо победы команды.
Учеба занимает в жизни подростка большую часть времени, и, что примечательно, ребенок охотно принимает те виды учебной деятельности, которые позволяют ему доказать свою самостоятельность самому себе и окружающим. В связи с осознанием жизненных перспектив, своего места в будущем, профессиональных намерений возникают новые мотивы познавательной деятельности, усиливается мотивация учения или стремление к спортивным высотам и достижениям. Подростки охотно играют в различные викторины, где они могут удовлетворить свои притязательства на признание, лидерство и показать свои сильные стороны. Учитывая развитие высших психических функций важно отметить следующее. Развитие сенсорного восприятия достигло уровня эстетического удовольствия от освоенных умений читать, видеть, слышать и воспроизводить: прочитанное, увиденное, услышанное. Люди именно в подростковом возрасте наиболее восприимчивы к музыке. Слушание музыки непосредственно, а иногда совершенно непроизвольно, сопровождается двигательными реакциями. Способность воспринимать музыку помогает развитию музыкально-ритмического, эмоционально-ладового чувства. Говоря о мышлении, нельзя не сказать, что в подростковом возрасте вырабатывается формальное мышление. Подросток может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, он может уже действовать по логике рассуждения. Ребенок уже в состоянии сам анализировать результаты деятельности. Правда, стоит оговориться, что данные суждения подходят для детей с высоким уровнем рефлексии и высокой познавательной активностью. Внимание, память и воображение в подростковом возрасте приобретают самостоятельность. Подросток может произвольно и непроизвольно концентрировать свое внимание, в то время как детей младшего школьного возраста какой-либо вид деятельности захватывал и ребенок непроизвольно концентрировал свое внимание и полностью погружался в этот процесс.
В подростковом возрасте память изменяет свой характер — от механического запоминания к смысловому, при котором обязательно задействуется мышление. Воображение может превратиться в свободный вид деятельности, когда подросток может комбинировать его с другими видами психических функций. Воображение оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу, влияя тем самым и на познавательную активность. Более высокая способность выдерживать физические нагрузки и психологическая характеристика детей в этом возрасте (стремление к соревнованию и утверждению авторитета среди сверстников) объясняет их предпочтение в выборе подвижных игр, носящих соревновательный характер. Им интересны сложные эстафеты с преодолением препятствий, игры с элементами борьбы и сопротивления, выручкой и взаимопомощью. Длительность и интенсивность игр увеличивается, но следует избегать нервного и физического напряжения, чтобы не допустить перевозбуждения и усталости. Учитывая все эти психофизиологические особенности подростков можно сделать выводы о том, что игровая деятельность в этом возрасте одновременно и развлечение, и способ освоения некоторых правил взаимодействия с другими людьми, а также способ развития двигательные умений, навыков и физических качеств. Дети в возрасте 10-12 лет (4-6 классы) характеризуются устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в играх с большой интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. В этом возрасте костно-связочный аппарат ещё довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые способности данных детей ещё невелики. Однако деятельность сердца и сосудов стабилизируется, ёмкость лёгких увеличивается, поэтому игры становятся по времени более продолжительны, чем игры для младших школьников. У детей развивается способность к абстрактному мышлению и это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами и переключениями. Действия детей в подвижных играх становятся более согласованными, точными, совершенствуется их игровая тактика. Заметно повышается ловкость и её проявления. Обогащается выбор приёмов ухода от условного противника, а также способов борьбы с ним в единоборстве или при поддержке товарищей. Действия детей в подвижных играх становятся более согласованными, точными, совершенствуется их игровая тактика. Заметно повышается способность быстро и ловко увертываться от преследующих игроков (или от мяча, направленного в играющего); обогащается выбор приемов ухода от условного противника, а также способов борьбы с ним в единоборстве или при поддержке товарищей. Условия выполнения действий становятся сложнее, повышается трудность выполнения задач, поставленных перед играющими; требования к взаимоотношениям с играющим коллективом, с товарищами по команде возрастают. Правила игр усложняются, а разрешение игровых конфликтов требует от участников достаточно развитых волевых способностей и выдержанности. Детям 10-12 лет интересны игры, в которых совместные усилия направлены на достижение единой цели. Их начинают больше привлекать игры, в которых перед каждой командой ставится конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой, одержать победу в игре.
К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою координацию, меткость, ориентирование в пространстве и времени, выносливость, силу и сообразительность. Хороводы, пение, речитативы, подражание образам используются в их играх редко. Очень большим спросом у детей данного возраста пользуются индивидуальные соперничества, а также проявления своего «Я» для победы команды и группы игроков. Специальные подвижные игры детей этого возраста по характеру действий и видам движений разнообразны, но все двигательные действия в них имеют по структуре или кинематике движений сходство с деятельностью футболиста в игре. В период 13-15 лет жизнь детей характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут трубчатые кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений. В этом возрасте у мальчиков начинается половое созревание, а у девочек оно заканчивается. Сердечнососудистая система подростка, несмотря на бурную возбудимость, связанную с половым созреванием, хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Это позволяет использовать специальные подвижные игры более продолжительное время. Продолжается окостенение хрящевой ткани, значительно увеличивается объем мышц и их сила. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек. Поэтому необходимо учитывать эти различия и делить подростков по полу в играх, связанных со взаимным соревнованием и сопротивлением. В различных играх на скорость бега, преодоление препятствий, с метанием на дальность необходимо строго следить за одинаковым количеством мальчиков и девочек в каждой команде, а в некоторых случаях по технике безопасности проводить такие игры раздельно. В этом возрасте подросткам нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Большой интерес они проявляют к играм командным. Причем разделение на команды сложное, с дифференцированными ролями. Подростки уже проявляют интерес к постоянным командам, а не случайного характера. Сюжетность в играх совершенно отпадает, основное место занимает моторное содержание и организационная структура игры. Широко используются игры, подготовительные к спортивным (специальные подвижные игры), и спортивные игры. Подростки любят тренировать отдельные навыки, необходимые для спорта. Они понимают их пользу и с увлечением играют в игры с мячом, подготовительные к различным видам спорта. Подростки любят строгое объективное судейство и стремятся честно соблюдать правила игры. Характерно для учащихся этого возраста склонность к переоценке своих сил. В этих играх их интересует больше всего сам процесс игры, тренировка технических навыков в игре и тактического поведения в ней. Простые подвижные игры частично заменяются спортивными играми, которые проводятся во внеклассное время и во внешкольной обстановке, т.к. требуют много времени для их проведения и ограниченное правилами количество игроков (секции по спортивным играм). Если же спортивные игры и проводятся во время уроков, то по упрощенным правилам.
Широко применяются соревнования по подвижным играм в виде эстафет с преодолением препятствий, с борьбой, метаниями, прыжками, лазанием и перелазанием, а также в виде различных удержаний мяча. Значительно увеличивается жизненная емкость легких. Потребность организма в кислороде велика, но дыхательный аппарат еще недостаточно развит, вследствие этого дыхание у подростков часто бывает поверхностным, в силу чего большое значение приобретают игры с различными энергичными действиями, способствующими выработке более глубокого и экономичного дыхания. Сердце подростков отличается повышенной возбудимостью, поэтому игры, требующие большой подвижности, могут вызывать у них быстрое учащение сокращений сердечной мышцы и повышение кровяного давления. Однако из этого не следует делать выводы о «неполноценности» сердца здорового и тренированного подростка. Работы многих ученых свидетельствуют о том, что сердечнососудистая система у детей этого возраста хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Это позволяет использовать специальные подвижные игры с бегом с различной скоростью и направлением движения, с сопротивлением и борьбой, игры с проявлением выносливости в свободной форме. Необходимо избегать лишь слишком высоких нагрузок, острых перенапряжений и перетренировки, отрицательно сказывающихся на деятельности сердечнососудистой системы. Сюжетные игры для подростков уже неприемлемы, основное место занимают игры с характерным соревновательным началом. Многие игры с мячом являются переходной ступенью к играм спортивным и содержат в себе целый ряд элементов спортивной техники и тактики. В командных играх дифференцируются роли отдельных игроков или групп («защитники», «нападающие»). Подростки предпочитают составлять постоянные команды, в специальных подвижных играх их привлекает возможность решать некоторые тактические задачи и совершенствовать технику игры. Они стараются четко соблюдать правила игры, замечания и объяснения тренера становятся лаконичнее, а замечания в процессе игры — строже, чем в младших возрастах.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.009 с.) |