Как славяне-русы оказались на берегу венедского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как славяне-русы оказались на берегу венедского



(Варяжского, Балтийского) моря?

В XIII веке до н.э. славяне и русыпришли в Прибалтику с востока. Балтийское море с древнейших времён вплоть до X века н.э. называлось Венедским, сами русы с XIпо XVII век называли его Варяжским. Все морские и торговые термины на Балтике имеют славянское происхождение. Это веско говорит о том, кто был хозяином моря. Славяне и русы позже стали венедами, сами они называли себя варягами.

В VII-VIII веках на Балтике использовались южнобалтийские суда. Результаты многолетних раскопок рисуют следующую картину: «Практически полное отсутствие деталей скандинавских судов, особенно наглядно на фоне гигантского объёма находок фрагментов плоскодонных судов, построенных по южнобалтийской технологии. В раскопах Новгорода и Старой Ладоги найдены бортовые доски, большое количество элементов ластовых уплотнений, включая скобы разных типов, трапециевидные шпангоуты, шпангоуты-планки и множество деревянных нагелей разных размеров и типов. Это косвенно указывает на существование устойчивых связей Новгорода именно с южным побережьем Балтики…» [14.]

В 2009 годукандидат технических наук Андрей Васильевич Лукошков, опираясь на результаты проведённого в 2006-2008 годах поисково-разведочного картирования дна рек Волхов, Нева, Лиелупе, Буллипе, Вента, нижнего течения Даугавы, Ладожского озера и Рижского залива, в ходе которого были обнаружены многочисленные части деревянных судов, подытожил, что все найденные на территории России и Латвии суда построены по южнобалтийской конструктивной схеме. Ссылаясь на результаты проведённых в бассейне Рейна раскопок, которые позволили обнаружить обломки судов VIII-XIII веков, имеющих прямое сходство с строившимися в тот же период в регионе Новгорода плоскодонными судами, исследователь пришёл к выводу, что «уже сегодня можно говорить о господствующем влиянии именно южнобалтийской судостроительной традиции на создание новгородских судов. Более того – можно предполагать, что именно из западнославянских земель побережья Южной Балтики был привнесён на новгородские земли опыт строительства судов для речного и прибрежного плавания». [14. ]

Реконструкция славянского торгового судна из Музея на валу в Ольденбурге-Гольштейне

(бывш. Стариград)

 

Венеды ведут своё происхождение из Тшинецкой культуры XIX-XIвеков до н.э. Праславянская часть Тшинецкой культуры в XIII веке до н.э. переросла в Лужицкую (Венедскую) культуру Центральной Европы. Главным занятием племён Лужицкой культуры было земледелие с применением деревянной сохи и плуга. Венеды культивировали злаки и бобовые – рожь, три вида пшеницы, просо, бобы, горох, люцерну и т.п., при этом рожь является ведущим признаком славянского народа, её выращивавшего, поскольку никто, кроме праславян, рожь в древности не культивировал. Венеды занимались также скотоводством, охотой и рыболовством. Им была хорошо известна обработка бронзы: из привозной бронзы они изготовляли отличные топоры, серпы, кинжалы, мечи, украшения, сосуды.

Поселившись в XIII веке до н.э. на новом месте в Прибалтике, русы начали серьёзно менять свой образ жизни. Из лесных и речных жителей, в основном земледельцев и скотоводов, они стали переходить к морской торговле. Поскольку русы владели искусством изготовлений железных орудий, именно венедов в XIII веке до н.э. можно считать родоначальниками настоящей революции военного дела, вызванной появлением у них длинного мощного копья и рубящего мяча. Щиты, видимо, также были большими. Около 1000 года до н.э. прибалтийские русы продвинулись далеко на запад по южному берегу Балтийского моря вплоть до южной Дании и заселили земли, ставшие впоследствии родиной варягов.

Одним из основных товаров тогда был янтарь, ведь янтарный путь был известен гомеровским грекам IX-VIII веков до н.э. По-древнеславянски янтарь назывался «илектр», или «(а)латырь-камень», т.е. «лак + тырь». «Лак» происходит от санскритского корня lik - luk (лик-лук), что значит «светить», «лучеиспускать». Окончание «тар», «тра» означает существо или предмет, производящие какие-либо действия: янтарь считался лечебным. В азбуковниках (рукописный сборник, словарь, род энциклопедии) Руси читаем: «…Илектр – камень зело честен от великих камней, именуем златовиден…» [15.] Известно, что греки и римляне весьма дорожили янтарём не только как украшением, но и как высокоцелебным средством: его носили на себе в качестве амулетов. Название «янтарь» соответствует литовскому gintaras [гинтарас], греческому ilektron [илектрон], латинскому electrum [электрум], арабскому elek [елек] в значении «смола»; оно подобозвучно церковнославянскому «олтарь» («алтарь»). Слово «янтарь», как доказано лингвистом Олегом Николаевичем Трубачёвым, проникло в балтийские языки из славянского. Это значит, что первыми торговцами янтарём были именно русы.

 

Олег Николаевич Трубачёв (1930-2002 гг.) – русский лингвист-славист, доктор филологических наук, академик Российской академии наук (1992 г.)

К VI веку до н.э. балтийские русы заселили южное побережье Балтийского моря между реками Одрой(Одер) и Русой (Неман). Их культуры известны археологам как Поморская (VI-II вв. до н.э.) и Оксывская (II в. до н.э. – I в. н.э.). Поморская культура была принесена в Поморье русами с северо-востока.

Вандалы = венеды = варяги

Известный хронист XII века, христианский миссионер Гельмольд из Босау (1120-1177гг.) писал в «Славянской хронике»: «Много славянских племён живёт на берегу Балтийского моря. <…> Это же море называется Варварским [Варяжским], или Скифским, морем по варварским народам, страны которых омывает. …южный берег населяют племена славян, из которых первыми от востока идут русы, затем полоны [поляки], имеющие соседями с севера прусов, с юга – богемцев, и тех, которые зовутся моравами, каринтийцами [карантанами] и сорабами [сербами]. А “если прибавить к Славянии… угров, так как они не отличаются от них ни по внешнему виду, ни по языку”, то пределы земли, занимаемой славянским народом, так расширятся, что почти невозможно будет её описать». «Там, где кончается Полония [Польша], мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются». [16.] Славянией, или Славией, Гельмольд, вслед за немецким хронистом Адамом Бременским, которого цитирует, называет всю страну, населённую славянами. Виниты, винулы восходят к термину «венеды».

Северогерманский хронист Адам Бременский (ок. 1050 г. –  после 1081 г.)

Венеды – предки не только собственно славянских (в современном понимании), но, по сути, всех народов Европы, да и не только её. На огромных пространствах от Ботнического залива до берегов Испании в географических названиях можно встретить тот же корень «вен(д)»: Вандея (франц. Vendée) – департамент и одноимённая река на западе Франции; Вьенна (франц. Vienne) – расположенные неподалёку от Вандеи департамент и река на западе Франции; Вена (лат. Vindabona, нем. Wien, польск. Wieden) – столица Австрии; итальянский город Венеция и окрестная провинция Венето, заселённые в древние времена племенем Венети (Veneti);впадающая в Балтийское море река Вента в Латвии и Литве (в Литве её называют Вянта) ирасположенные на ней город Вента в Литве (по-литовски Вянта) и порт Вентспилс (до 1917 года Виндава) в Латвии; финские город и река Вантаа (швед. Ванда). Почти все авторы отмечали многочисленность венедов и обширность занятых ими пространств.

Река Вента и порт Вентспилс

Ещё в XIX веке в народной речи немцев славянин, в общем племенном смысле, слыл вендом или виндом, и это имя встречается в безчисленных местных названиях и в безчисленных исторических памятниках по всей западной границе славянского племени, где оно соприкасается или соприкасалось с германским племенем, от Балтийского моря до Адриатического. В старинных памятниках, кроме слов венд или винд, находим также венед или винид.

Все эти названия для славян свойственны собственно языку германцев (как немцев, так и скандинавов). Поэтому необходимо считать эти формы: венд, винд, венед, винид, прошедшими сквозь струю немецкого выговора, в котором буква д заменяла всегда коренное т, так что в своём коренном виде название это должно было звучать вент или венет, как правильно писал древнеримский историк Публий Тацит,называя венетами обширный народ, занимавший пространство между германцами и финнами.

 

Публий Тацит (середина 50-х – ок. 120 гг.) – древнеримский историк

 

Между тем как немец превращал букву т в д, финн в этом слове не мог выговорить ни т, ни д после звука н. Имя вент или венд становилось у него вене (в призношении вэнэ). Так карелы и финны, считающие своим легендарным предком Вяйнемёйнена, до сих пор называют русских венелайсет (вэнэлайсэт), то есть вены (славяне), Россию – Венайя (Вэнайя), то есть венская (славянская) земля. Кстати, вене[вэнэ] по-фински значит «лодка».

Разматывая дальше этимологическую цепочку, можно выявить явную параллель с ванами скандинавских саг. Член-корреспондент Императорской Академии наук, историк Александр Николаевич Попов связывает имя венедов с легендарным народом ванов из германской мифологии. Ваны относятся к группе богов германо-скандинавского пантеона. Даже легендарные асы уступали им в возрасте и мудрости. Средой обитания ванов считалась Ванахейма – страна Северного Причерноморья к западу от реки Дон (Ванаксвиль), о чём говорится в древнеисландской «Саге об Инглингах». В отличие от кочевников и скотоводов асов,ваны – это группа богов, занимавшихся земледелием, воплощавших функции сакрального миролюбия и обитавших в низовьях Днепра и Дона. Согласно скандинавским преданиям, собранным исландским историографом Снорри Стурлусоном, Великая Скифия простиралась к северу от Русского (Чёрного) моря и упиралась своей восточной границей в Уральский хребет. С севера на юг по Скифии протекала впадавшая в Русское море и разделявшая Европу и Азию река Танаис (Дон), которая «прежде называлась Танаксвиль, или Ванаксвиль». Местность у её устья называлась прежде «страной ванов», или «жилищем ванов». [17.] Тут уместно вспомнить и то, что одно из любимых и самых частых русских имён – Иван.

 

Александр Николаевич Попов (1820-1877 гг.) – русский историк и правовед, член-корреспондент Императорской Академии наук

 

Снорри Стурлусон (1178-1241 гг.) – исландский скальд (поэт), прозаик, историограф и политик

В языке древних индусов сохранился коренной глагол ван (а также ванд) в значении «чтить, выражать почтение, хвалить», отсюда ванит, венет – «почтенный, любезный, достохвальный». Ещё в VI веке значение этого слова помнили венеты, занимавшие восточный угол верхней Италии. Готский историк Иордан, сообщая о походах готского короля АларихаI, замечает, что «обладатели этого города [Равенны] назывались в старину, по преданию предков, венетами, т. е. достохвальными». [18.]

Готский историк Иордан (? – после 551 г.)

 

Аларих I («Могущественный король») (370-410 гг.) –  вождь и первый король вестготов в 382-410 гг. Он был фактически одним из первых христианских (арианских) монархов

Ещё одно видоизменение имя венеты получило от греков, потому что они не выговаривали звука в и обращали его в начале слов в простое придыхание либо вовсе опускали. Действительно, в греческих сообщениях славяне, обитавшие в странах к северу от Русского (Чёрного) моря, означаются именем анты, а на среднем Дунае, так же как и в разных других местах, греческими писателями упоминается народ энетов. Анты, энеты – это не что иное, как греческая форма выговора вместо ванты и венеты.

Таковы древнейшие видоизменения одного и того же названия славян от Финляндии до Дуная и от Балтийского (Варяжского) до Чёрного моря, которое в древности называлось Русским. Венеты, венеды, венды, винды, вены, банты (в лангобардских сказаниях), анты, энеты – так разветвилось в устах соседних славянам народов их имя.

Карта расселения славян и их соседей (ок. 862 года) из Учебного атласа по русской истории

барона Николая Николаевича Торнау, 1910 г.

Согласно новгородским летописям, сыновьями Словена были Волхов, Вандал (Венд), Волховец и Рудоток: «По устроении Великого града[Новгорода] умре Славен князь, а по владаху сынове его и внуци много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий» (Иоакимовская летопись). [19.]

Историк Василий Никитич Татищевцитирует в «Истории Российской» средневекового ганзейского историкаXV-XVIвеков Альберта Кранца: «Венды с князем их Винулем ходили на восток морем и многие места пруские, курляндские и естляндские повоевали». [20.] Согласно легенде, Вандал расправился со старшими и младшими братьями, коих было четыре, и стал один править во всех их уделах. Сыновьями Вандала были Избор, Владимир Древний и Столпосвят. Вандал «...имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построи по единому граду, и в их имена нарече, и всю землю им разделя, сам пребывал в Велице граде лета многа и в старости глубоце умре, а по себе Избору град Великий и братию его во власт предаст. Потом измроша Избор и Столпосвят, а Владимир приат власть на всей земли. Он имел жену от варяг Адвинду...» (Иоакимовская летопись). [19.]

Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) – русский инженер-артиллерист, историк, географ, экономист и государственный деятель; основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми; автор первого капитального труда по русской истории под названием «История Российская»; основоположник источниковедения

Альберт Кранц (1448-1517 гг.) – немецкий богослов, историк и дипломат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.032 с.)