Бодрицкий князь Годислав – супруг средней дочери Гостомысла Умилы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бодрицкий князь Годислав – супруг средней дочери Гостомысла Умилы



Средняя дочь Гостомысла Умила, около 776 года рождения, вышла замуж за среднего сына бодрицкого князя Вышеслава по имени Годислав (Готлиб, Богуслав) не позже 791 года. Славянское имя Годислав, означающее годный к славе, было переосмыслено немцами как Готлиб, то есть Бога славящий. Годислав был средним братом верховного князя Бодрицкого Союза Дражка.  У Годислава и Умилы родилось трое сыновей: старший Рюрик, средний Синеус и младший Трувор. Рюрик, старший сын Умилы, родился в 792 году; согласно Мазуринскому летописцу он прожил 87 лет и умер в 879 году в Кореле (Приозерске).

Умила Новгородская (родилась ок. 776 г.) – средняя дочь новгородского князя Гостомысла и мать Рюрика, основателя Руси. Художник Илья Сергеевич Глазунов, 1986 г.

Трагична судьба князя Годислава: при нападении данов на город Рерик в 808 году, он отправился к ним на переговоры. Коварные даны,нарушивданное обещание и перебив охрану Годислава,схватили и повесили князя. Однако ненадолго пережил егодатский король Гудфред:в 810 году он был отравлен на пиру своим телохранителем, по одной версии – по приказу императора Карла, по другой – причиной явилась личная местьили внутренние дворцовые интриги, поскольку жестокий король многим успел насолить.

Основатель Русского государства Рюрик (792-879 гг.) –

Старший сын Годислава

Монета Банка России – 1150-летие зарождения российской государственности. 50 рублей, золото, реверс. Художник С.А. Козлов. Скульптор А.А. Долгополова. Чеканка выполнена Санкт-Петербургским монетным двором. Князь Рюрик держит в левой руке чекан – вид древнего оружия

Согласно информации немецкого архивариуса Фридриха Виггера (1825-1886 гг.), датские и английские источники называли Годислава князем варягов. Другой корифей российской исторической науки– Василий Никитич Татищев– обращает внимание на слова польского историка Матвея Стры/й/ковского: «…Есть же город Вагрия, издревле славный, в Вандалии близ Любка, от котораго море Варяжское имяновано. А понеже [так как] вандалы словяне и потому руские единородных себе князей вагров, или варягов, избрали». [24.]

МатвейСтрыйковский (1547-1593 гг.) – польский историк, поэт, писатель, дипломат, католический священник

Легенда о призвании Рюрика известна по Новгородским летописям: «Егда же в великом междоусобии и многим нестроении российстии народи быша и несогласующеся во избрании от своих себе властелине советоваше, он нарочит [поручает] и [им] разумен муж в Великом Новеграде живущ Гостомысл, да пошлют к варягам и триех братии, уже бяху князи изящнии [превосходные] и в храбрости воинской изряднии [сильнейшие] на княжение Руское умолят... Князья эти три брата родные по именам: Рюрик, Синеус и Трувор. Они произошли от колена Августа, Кесаря Римского. На всеобщей думе в Новегороде согласилися, наконец, все славянорусские народы по завещанию Гостомыслову призвать княжить над собою варяжских князей, и для этого поидоша за море к варягам…» (Хлебниковская и Трёхлетовская летописи в пересказе этнографа Александра Яковлевича Артынова за 1842 год). [25.]

Варяги: прибытие Рюрика и его братьев Синиуса и Трувора в Старую Ладогу.

Художник Виктор Михайлович Васнецов, до 1913 г.

Русский этнограф Александр Яковлевич Артынов (1813-1896 гг.)

В 1857 году французский писатель и путешественник Ксавье Мармье, проживавший долгое время в Германии и прекрасно знавший немецкий язык, опубликовал легенду, рассказывающую о сыновьях Годлава (Годислава): «Другая традиция Мекленбурга [Велиграда] заслуживает упоминания, поскольку она связана с историей великой державы. В 8 веке нашей эры племенем ободритов [бодричей] управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый звался РюрикомМиролюбивым, второй Сиваром[Синеусом] Победоносным, третий Труваром Верным. Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. …После многих благих деяний и страшных боёв братья, которыми восхищались и которых благославляли, пришли в Руссию. <…> Тогда Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар Псковское, Трувар Белоозерское. Спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года». [26.]

Французский писатель и путешественник Ксавье Мармье (1809-1892 гг.)

Почему Рюрик с братьями отправились с южнобалтийского побережья на Восток? Дело в том, что у вандальских королей со времён завещания Гензериха существовала «очередная» система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. (Позднее «лествичная» система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси.) При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной «очереди». Годислав был убит, так и не ставверховным княземпри жизни. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Вот как сам новгородский князь Гостомысл характеризует трёх братьев, советуя новгородцам призвать варяжских князей: «…того ради нам надобны Князи, которые бы нами владели; а таковы три брата Князи, из честнаго произведения крови, обретаются в Варяжской земле, разумом и храбростию воинскою славны…» Данная речь новгородского старейшины была помещена в «Синопсис» XVII века. [27.]

Изображение короля вандалов Гензериха(ок. 389 – 477 гг.), правившего в 428-477 гг.,

на серебряной монете

Ещё энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов отмечал в «Возражениях на диссертацию Миллера »: «...варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною... В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришел из Немец, а инде [в другом месте] пишется, что из Пруссии... Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе... И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов». [28.]

Портрет Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765 гг.).

Художник Леонтий Семёнович Миропольский, 1787 г.

В 1613 году в Кёльне была издана книга французского учёного Клода Дюре (ок. 1570 – 1611гг.), в которой варяги отождествлялись с вандалами и венетами и говорилось, что именно от них и происходит Рюрик. Польский историк Станислав Сарницкий (ок. 1532-1597 гг.) в своих изданных в 1587 году «Польских анналах» писал о славянах-вендах с южного побережья Балтики как о предках русов. Себастьян Мюнстер, заслуживший за свою учёность славу «немецкого Страбона», в 1544 году отождествлял вагров и варягов и утверждал, что именно к этому народу принадлежал Рюрик, приглашённый княжить на Русь.

Немецкий учёныйСебастьан Мюнстер (1489-1552 гг.).

Художник Кристоф Амбергер, ок. 1545 г.

       Следует упомянуть и «римскую» генеалогию Рюриковичей, которая была изложена на рубеже XV-XVI веков в знаменитом «Сказании о князьях Владимирских». По мнению филолога и археографа Руфины Петровны Дмитриевой (1925-2001 гг.), его источником стало «Послание» опального митрополита Спиридона-Саввы (1410-е – 1505 гг.). Согласно ему, римский император Октавиан Август, основатель Римской империи в 27 году до н.э., поставил «Пруса в брезех [берёзах] Вислы реки в град, глаголемый Морборок [совр. Мальброк, Польша], и Торун [совр. То́рунь, Польша], и Хвоиница, и пресловы [издавна известный] Гданеск, и иных многих градов по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И вселися ту Прус многими времены лет, пожит же до четвертаго роду по колену племени своего; и до сего часа по имени его зовашеся Прусская земля. И сиа о сих.

ОсновательРимской империи Октавиан Август(63 г. до н.э. – 14 г. н.э.)

И в то время некий воевода новгородскы имянем Гостомысл скончявает житье и созва владалца сущая с ним Новагорода и рече: “Совет даю вам, да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовити князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода”. Они же шедше в Прусскую землю и обрятошя тамо некоего князя имянем Рюрика, суща от рода римска царя Августа, и молишя его с посланми всех новгородцев. Князь же Рюрик прииде к ним в Новгород и име с собою два брата; имя единому Трувор, другому Синеус, а третий племянник имянем Олег. И оттоле наречен бысть Новгород Великий; и княжай в нем князь великы Рюрик». [29.]

       «Сказание о князьях Владимирских» уточняет, что Прус был «сродником» Августа, а Воскресенская летопись добавляет, что Прус был его «братом». На севере Польши действительно бытовала традиция, связывавшая эти земли и их прежних правителей если не с самим Августом, то, по крайней мере, с его приёмным отцом Юлием Цезарем. Начало своё она вела с эпохи христианизации Поморья. Обобщив описания католических монахов о верованиях жителей польского города Волин, отечественный учёный Александр Фёдорович Гильфердинг констатировал: «В Волыне[так у автора]местную святыню составлял знаменитый, необыкновенной величины столб, на котором водружено было копьё. Много столетий, верно, простояло оно в Волыне: насквозь проеденное ржавчиной, железо его, по словам Оттонова[Отто́н I Великий – король Германии с 936 г., император Священной Римской империи с 962г.] жития, не могло бы ни на что пригодиться. Волынцы почитали это копьё чем-то божественным, говорили, что оно нетленно, что оно их святыня, защита их родины, знамение победы. К сожалению, нам неизвестно его настоящее значение, составляло ли оно какой-нибудь особенный священный памятник или принадлежало одному из богов волынских. Средневековые монахи, вообразив по искажённому названию этого города, Юлин, что он основан был Юлием Цезарем, твёрдо верили и все единогласно писали, что столб с копьём был памятник, воздвигнутый римскому завоевателю, и что сам Юлий обожался волынцами». [30.] Эту легенду упоминает в XII веке уже Гельмольд.

Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) – древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель

Отто́н I Великий (912-973 гг.) – герцог Саксонии(под именем Оттон II) в 936-961 гг., король Германии с 936 г., король Италии с 961 г., император Священной Римской империи с 962 г.

Волинское предание имело свое продолжение. Польская «Великая хроника», написанная в XIII-XIV веках, уже содержит легенду о родстве древних польских князей с римским императором: «Во времена этого Лешка Юлий Цезарь, стремясь подчинить славянские царства власти римлян, вторгся во владения лехитов. Вышеупомянутый Лешек, в меру своих сил сопротивляясь ему со своими храбрейшими лехитами, трижды с ним сразился, перебив очень много народа из войска Юлия Цезаря. <…> Юлий Цезарь, находясь в пределах Славонии, выдал за этого Лешка свою сестру [Юлию] и дал ему в качестве приданого землю Баварии. Юлия же по воле своего супруга построила две сильнейшие крепости, одну из которых назвала по имени брата “Юлий”, теперь [она] называется “Любуш” [ныне Любаш], а другую “Юлин” – теперь “Волин”. Когда она от своего мужа Лешка родила сына и сообщила об этом своему брату Юлию Цезарю, находившемуся в то время в Славонии, тот, обрадовавшись рождению племянника, дал ему имя Помпилиуш». [31.]

Путь «из варяг в персы»

В VII веке нашей эры возник Великий Варяго-Волжский (Варяго-Ладожско-Волго-Каспийский) путь – «из варяг в персы». Балтийское море до XVIIIвека называлось Варяжским. Варяго-Волжский,или Волжский, торговый путь – один из трёх великих морских и речных путей, соединявших Южную Балтику с Арабским халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, он сложился ранее Днепровского и Двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных – ещё до начала крестовых походов. Инициаторами Варяго-Волжскоготоргового маршрута были славяне-варяги.До конца VIII века торговля с Востоком была, в основном, бартерной: деньги брались, главным образом, в качестве элемента ювелирных изделий, например монисто, и в качестве драгметалла. Однако именно в конце VIIIвека, по данным археологии, началась активная денежная, а не бартерная торговля славян с Арабским халифатом: по нескольку тонн серебра в год шло по Руси из Арабского халифата в Северную Европу.

В период своего расцвета вIX векеВаряго-Волжский торговый путь обезпечивал экономическое благосостояние четырёх государственных образований – Бодрицкого Союза на южном побережье Варяжского моря, Новгородского княжества в верховьях Волги, Волжской Булгарии в средней её части и Хазарского каганата в её низовьях. Этот Восточный водный путь «из варяг в персы» начинался от южных берегов Варяжского моря в Стариграде, Велиграде, Рерике ипроходил через Варяжское море, Вуоксу (через основанный Гостомыслом город-порт Выбор) или Неву (у её устья существовало поселение Невский Конец, затем получившее название Невское Устье), Ладожское озеро (через порты Любшу и Старую Ладогу), далее он шёл по Волхову, озеру Ильменю, по системе малых рек и волоков до верховий Волги, а затем непосредственно по Волге и Каспию. Река Вуокса, западное русло которой впадало в Варяжское море у крепости-порта Выбора, а восточное русло втекало устьем в Ладожское озеро у города-порта Корелы,была более полноводна, чем Нева.Озёра Ладожское и Ильмень тогда были больше нынешних своих размеров, и реки, в том числе Вуокса, были больше и глубже, поэтому проход по ним на ладьях особой трудности не представлял. Мелководными были Нева и Волхов, но Неву всё же можно было пройти, а на Волхове была построена целая система пристаней и волоков с хорошей охраной.

«Волокут волоком». Художник Николай Константинович Рерих, 1915 г.

Река Волга соединяла народы Северной и Восточной Европы с народами Западной и Южной Азии. Хазарский каганат не был конечной южной точкой пути, торговые караваны шли дальше по Каспийскому морю до берегов Персии, затем товары перегружались на верблюдов и отправлялись не только в города Персии, но и дальше в Индию. Нижневолжскую часть маршрута контролировало Хазарское государство, на территории которого Великий Волжский путь пересекался с северным направлением Великого Шёлкового пути. По Великому Волжскому путис севера на юг перевозились меха, воск, мёд, изделия из кости и дерева. С юга на север доставлялись серебро, золото, различные ткани, одежда, гончарные и металлические изделия, оружие, вино, пряности. Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси.

Путь из «варяг в персы» изображён красной линией

Благодаря активному участию балтийских славян в Варяго-Волжском торговом пути, на южном побережье и островах Балтийского моря было найдено много арабских монет (преимущественно саманидского происхождения), относящихся к VIII-X векам (десятки тысяч монет в сотнях отдельных находок). Во время полуторавекового распада Аббасидского халифата в Средней Азии образовался полунезависимый эмират вМавераннахремежду реками Амударьи и Сырдарьи с правящей династией Саманидов (819-1005 гг.)и с крупными городами Самаркандом, Бухарой, Худжандом (Ходжент).Находки монет свидетельствуют о том, что как раз балтийские славяне поддерживали оживлённые торговые связи с восточными частями халифата.

Древнейший из известных кладов восточных монет найден на острове Карсиборе около Волина и датируется 698 годом. Карсибор (ныне Карсибур) – старое поморское название. В поморских диалектах польского языка слово karś(карс) означает «левый». Таким образом, название острова можно перевести как «бор по левой стороне». Остров Карсибор располагается в Щецинском заливе Балтийского моря, на территории Западно-Поморского воеводства Польши.

Очень древние клады середины VIII века найдены именно в районе балтийского Рерика. Большой Калининградский клад (бывшая территория Пруссии) из 150 монет датируется 746 годом. 770-780 годы дают в целом 49 монет.

Первый клад серебряных дирхемов в городе Ладоге датируется по самой молодой монете 786 годом. Он состоит из 28 целых и 3 разрубленных аббасидских монет багдадской чеканки.

Серебряный дирхем, отчеканенный в Багдаде в 786 г. На оборотной стороне внутренняя надпись гласит:

«По приказу раба Божия, Гаруна, повелителя правоверных»

Аббасидский халифат – феодальное теократическое государство, существовавшее с 750 по 945 и с 1194 по 1258 год, с правящей династией Аббасидов. В его состав входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран, Северная Африка и Индия. «Золотым веком» Аббасидов считаются 775-861 годы, совпадающие с развитием серебряной торговли «из персов в варяги». Герой «Тысячи и одной ночи», багдадский халиф Гарун аль-Рашид (Харун ар-Рашид), правивший в 785-809 годах и получивший от своего отца прозвище ар-Рашид, то есть Праведный,послал императору Карлу Великому в качестве подарка 40-летнего слона Абуль-Аббаса, имя которого означало «отец Аббаса». Слон проживал у императора в качестве питомца, сопровождая его повсюду. Однажды в 810 году, во время одного из военных походов, Абуль-Аббас тяжело заболел и умер, прожив у Карла Великого всего 8 лет. 

Гару́н аль-Раши́д (763-809 гг.) – правитель Аббасидского халифата в 786-809 гг.

Слон Абуль-Аббас – д ар Гаруна аль-Рашида Карлу Великому. Илл. 1878 г.

Особое место в торговле занимали меха, приносившие баснословную прибыль, достигавшую иногда 1000% при пересчёте стоимости пушнины в серебре у северных народов и на восточных рынках. То, что Русь поставляла меха в арабские города, может показаться несколько забавным, но такова была тогдашняя мода. Потребность в мехах возросла с распространением богатства и роскоши в блестящее царствование Гаруна аль-Рашида. Шубы стали почётною одеждою и покупались дорого; Зубейда (762-831 гг.), любимая жена Гаруна, первая ввела в моду шубы, подбитые русскими горностаями исоболями. В гардеробе самого Гаруна аль-Рашида после его смерти в 809 году было обнаружено около 4 000 халатов, подбитых мехом соболя.

Заслуга новгородского князя Гостомысла состояла в том, что, прогнав варягов-лютичей с территории Новгородского княжества, он возобновил связи с южным побережьем Варяжского моря: путь «из варяг в персы» был восстановлен, и торговля могла быть продолжена.

Открытие Гостомыслом пути «из варяг в греки»

Словяне заселили Приилменье ещё в XXIVвеке до н.э., о чём говорится в «Сказании о Словене и Русе». «Путь из варяг в греки» упоминается в «Повести временных лет» о путешествии апостола Андрея Первозванного из Крыма в Рим через Ладогу: «Есть путь из варяг в греки и из грек по Днепру, и в верховьях Днепра волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро [Ладожское], из того озера можно попасть устьем [реки Вуоксы или реки Невы] в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт [Чёрное] море, в которое впадает Днепр река». [32.]

Апостол Андрей Первозванный(7-103 гг.)

 

Путь «из варяг в греки»

Путь «из варяг в греки» – второй Великий Варяго-Днепровский водный путь с южного берега Варяжского моря через Восточную Европу в Византию, которыйвVIII-IXвеках контролировали бодрицкие, новгородские и киевские князья. От Варяжского моря он проходил по рекам Вуоксе (через крепость-порт Выборг) и Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильменю, реке Ловати, затем волоком до реки Западной Двины, далее волоком до реки Днепра и, наконец, выходил в Русское (Чёрное) море, по морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань купцы делали остановку для этих целей. Существовал также Западный путь – вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.


              «Варяжская сага – путь из варяг в греки». Иван Константинович Айвазовский, 1876 г.

С южного побережья Варяжского моря везли янтарь; из Новгородского княжества – «мягкое золото» (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мёд, воск, кованую и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу; из Киевского княжества – хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах; из Византии – вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги.

На берегу Варяжского моря располагалисьторговые центры:

· Велиград (Мекленбург) с 620 г.,

· Стариград (Ольденбург) с 650г.,

· порт Рерик с 735 г.

· крепость-порт Выбор[г] с 788 г.

 

На берегу Ладожского озера находились:

· порт Любша с 539 г.,

· порт Старая Ладога с 753 г.

После того как византийцы перекрыли этот важный торговый путь, то самому новгородскому князю Гостомыслу или его старшему сыну Выбору пришлось отправиться в поход на юг в Крым, чтобы пробить путь «из варяг в греки». «…пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил [всё] от Корсуня [Херсонеса] и до Керчи. С большою силою подошел к Сурожу[Судаку], 10 дней тяжко бились между собою [осаждающие и осаждённые] и после десяти дней вошел князь в город». [33.] Разбив двери в церкви святой Софии и ворвавшись внутрь, князь и его знатные воины увидели раку святого с лежащим на ней царским покрывалом, вышитым жемчугом, золотом и драгоценными камнями, а такжемножество золотых сосудов и кадил. Как только начался грабёж, князь Бравлин вдруг упал: его лицо повернулось назад, изо рта пошла пена, и он вскричал: «Велик человек святой, который находится здесь и который ударил меня по лицу, и повернулось лицо моё назад». И сказал князь боярам своим: «Верните назад всё, что взяли». Они же, возвратив всё, хотели вынести из церкви лежащего на полу князя. Князь же вновь закричал: «Не трогайте меня, сокрушить меня хочет один старый святой муж, он сдавил меня, и душа моя выйти хочет. Скорее выведете рать из города сего, да не возьмёт ничего рать». И вышла рать из города, и, ещё не встав, снова сказал князь боярам: «Возвратите все награбленные священныецерковные сосуды из Корсуня и Керчи, и отовсюду. И принесите всё, и положите на rpoб Стефанов». Они возвратили всё, ничего себе не оставив: всё принесли и положили у гроба святого Стефана. И сказал святой Стефан князю: «Если не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не выйдешь отсюда». И взмолился князь: «Да придут попы и покрестят меня, если встану и вернётся лицо моё на прежнее место, то крещуся». Пришедшие попы и архиепископФиларет сотворили над княземмолитву и крестили его во имя Отца и Сына и Святого Духа. Тогда вернулось лицо его на своё место. Крестились и все бояре. Но шея князя всё ещё продолжала болеть. Попы сказали князю: «Обещай Богу отпустить всех пленников – мужей, жён и детей, захваченных от Корсуня до Керчи». Повелев отпустить пленников восвояси, князьнеделю не покидал церковь, пока приносили дары великому святому Стефану, и, почтив таким образом город, жителей и попов, удалился. Узнав об этом, «другие неприятели боялись нападать на город, так как если кто нападёт, то со срамом уйдёт». [33.]

Кто такой князь Бравлин?

Брав + лин: по-древнеславянски бравъ = «боров, скотина»; линъ, ленъ [курящийся] = «крайне слабый человек в духовно-нравственном смысле, в котором еле теплится искра света и добра» [34.], то есть имя Бравлин означало «язычника с искрой света и добра». В современном понимании бравый происходит от итальянского в значении «хороший» изаимствовано из французского или немецкого языка в значении «храбрый, бравый».

Американский византолог Георгий Владимирович(Джордж)Вернадский назвал точныйгод нападения новгородского князя Бравлина на Сурож– 790 год. Кто мог быть князем Бравлиным? Сам Гостомысл, князь Новгородского княжества, как считает историк Николай Анатольевич Савин или, по мнению автора этого исследования, его первенец и главный наследник – старший сын Выбор, которому в 790 году могло быть около 18-19 лет и которого отец послал с ратью в Сурож.

Георгий Владимирович (Джордж) Вернадский (1887-1973 гг.) –

русский и американский историк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.052 с.)