Кто был подлинным основателем города Выборга? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто был подлинным основателем города Выборга?



Кто был подлинным основателем города Выборга?

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Михаил Васильевич Ломоносов

На роль основателя нашего города Выборга претендуют две исторические личности – новгородский князь Гостомысл и шведский маршал Торгильс Кнутсон.

 

(1) Новгородский князь Гостомысл –

Подлинный основатель города Выборга

Князь Гостомысл «град во имя старшего сына своего Выбора при

Море построи» и проложил пути «из варягв персы»

И «из варяг в греки»

 

Именно новгородский князь Гостомысл является истинным основателем города Выборга, назвавшего его в честь своего старшего сына Выбора. Об этом сообщает Иоакимовская летопись: «…град во имя старшего сына своего Выбора при море построи[л]...» [1.] Имя Гостомысла, внук которого Рюрик известен как основатель Русского государства, упоминается во всех русских летописях.

Согласно новейшим исследованиям, Гостомысл является подлинным историческим лицом. В своей книге «История происхождения русов и славян» историк Николай Анатольевич Савин, благодаря историческому анализу, смог установить не только даты жизни самого князя, но и дату возникновения Выборга. Наш город помолодел ещё на век. (Согласно предыдущим исследованиям автора,

· Выборг был основан в 1-ой половине IX века; [2.]

· на основании версиифилолога и историка Сергея Николаевича Азбелева (1926-2017 гг.)– в 844 году. [3.])

788 – год основания Выборга князем Гостомыслом: «…Гостомысл около 788/789 года стал князем Словенска [Великого Новгорода]. На северной границе своих земель он построил крепость, которой правил его старший сын Выбор». [4.] Двойной год означает, что до 1492 года в России каждый новый год начинался с 1 марта по юлианскому календарю и оканчивался 28 февраля или 29 февраля в високосные годы.

Сам князь Гостомысл родился приблизительно в 756 году, а умер в 860-м, прожив 104 года.Отцом Гостомысла был Буривой, родившийся в 736 году и ставший Новгородским (тогда Словенским) князем в 765 году, когда ему было около 30 лет. Будучи потомком Владимира Древнего в девятом колене и прадедом Рюрика, Буревой правил Новгородом до 786 года. Согласно Иоакимовской летописи, он вёл долгую борьбу с варягами-велетами (лютичами) и неоднократно побеждал их. Но однажды на реке Кумени (ныне Кюмень, Кюми), что на границе с Финляндией, Буревой потерпел поражение, погубив всех своих воинов, едва сам спасся и вынужден был бежать в город Бярмы (затем Корела, ныне Приозерск), где и умер.

 

Князь Гостомысл (756-860 гг.).

Скульптор Николай Степанович Пименов (1812-1864 гг.)

 

Князь Гостомысл, сын князя Буривоя, был приглашён в Новгород, когда варяги-велеты (лютичи) обложили тяжёлой данью племена славян, руси и чуди. Варягами называли славянские народы с южного побережья Варяжского (Балтийского) моря от Вагрии до польского Поморья включительно. (По мнению историка Аполлона Григорьевича Кузьмина варяг происходит от слова «вар», обозначающего в индоевропейских языках «воду» и «море», то есть варяги – это «поморяне».) Чудь включала в себя водь, сумь, эстов, ижору и корелу.

 

 

Аполлон Григорьевич Кузьмин (1928-2004 гг.) – русский историк,

доктор исторических наук, профессор, публицист, общественный деятель

 

Гостомысл, приняв власть, действовал решительно: большинство варягов перебил, часть изгнал и отказался платить дань. Пойдя на варягов войной, он одержал победу и построил город во имя своего старшего сына Выбора при впадении западного рукава реки Вуоксы в Варяжское море у нынешнего Выборгского залива. После заключения мира с варягами наступило спокойствие по всей земле.

В Иоакимовской летописиговорится: «Варяги же абие [ тотчас] пришедше град великий [Новгород Великий] и прочии обладаша, и дань тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь. Людие же терпяху тугу [беду] велику от Варяг, пославше к Буривою, испросили у него сына Гостомысла, да княжит во велице граде; и егда Гостомысл прия власть, абие Варяги бывшие овы [иные] изби, овы изгна, и дань Варягом отрече, и шед на ня [них] победи и град во имя старейшаго сына своего Выбора [здесь и ниже – выделение автора исследования] при море построи, учини с Варяги мир, и бысть тишина по всей земли».

«Сей Гостомысл был муж елико [сколько] храбр, толико [столько] мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим расправы [наказания преступников] ради и правосудия: сего ради вси окольны [близкие] чтяху его, и дары и дани дающе, купуя [покупая] мир от него, многи же Князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду». [1.]

Основание Выборга (града Выбора) в 788 году

       Когда Гостомысл стал в 788 годукнязем Новгорода (Словенска), на северной границе своих земель он построил названную в честь старшего сына крепость Выборг.Очень часто города Древней Руси носили имена первопоселенцев или родоначальников-князей: Словенск (Великий Новгород), Выборг, Изборск, Ярославль.Выборг был возведёнпосле победы новгородских словян в войне против варягов-велетов (лютичей), располагавшихся в Южной Финляндии. Иоакимовская летопись прямо говорит, что Гостомысл гнал варягов-захватчиков к реке Кумени, где он с ними заключил мир.

Основанная в 788 году крепость Выборг имела огромное значение, поскольку с её помощью князь мог контролировать окрестные земли и проходящие по ним важнейшие торговые пути «из варягв персы» и «из варяг в греки». Тогда западный рукав Вуоксы, соединявший Варяжское море через Выборг с Ладожским озером, был полноводен и судоходен. К сожалению, о самом старшем сыне Выборе нам известно только то, что именно в честь него город-порт получил своё название. До завоевания шведами в 1293 году город называли Выбор, его жителей выборянами, о чём свидетельствуют русские летописи и Ореховецкий договор, подписанный в 1323 году между Русью в лице Новгородского княжества и Швецией, то есть до своего завоевания шведами в течение 505 лет город Выбор принадлежал Руси. Название города, к которому шведы прибавили в конце одну букву, продолжалозвучать как «Виборь». Новгородцы уже в 1294 году попытались отвоевать город, но тогда им это не удалось. Потом русские неоднократно предпринимали попытки возвратить Выборг в 1322, 1351, 1411, 1495, 1556, 1592, 1703годах, и только царь Пётр I смог вернуть его России в 1710 году.

Русский экземпляр Ореховецкого договора 1323 г.

Дети Гостомысла

Князь Гостомысл со своими четырьмя сыновьями: Выбором (справа вверху), Словеном (слева вверху), Избором (слева внизу) и 3-мпо рождению сыном, имя которого неизвестно (справа внизу).

Художник Павел Васильевич Ильин (род. в 1961 г.)

 

У новгородского князя Гостомысла было 4 сына: старший Выбор, Избор, имя 3-го неизвестно (возможно Руг) и младший Словен, а также 3 дочери: старшая Прекраса, средняя Умила, а имя младшей неизвестно.

Былина «Пир Гостомысла» так описывает князей Гостомысла и Выбора:

Как во стольном-то граде Славенске-то [Новгороде]
Да сам Белый-то Царь
Гостомысл, свет-то Буревоевич
Да по Дидовой-то крови сам Вандалович,

Созывал да людей на великий-то пир…
Как встречал сих достойных наместных Князей

Да наследный-то сын Царя Белого
Да само Гостомысла Буревоевича
Выбор – Кровный-то Князь Гостомыслович…
[5.]

Сын Гостомысла Избор управлял Изборском, контролируя западную границу, а умер он от укуса змеи, как это произойдёт спустя столетие, в 912 году, с Вещим Олегом – князем Новгородским с 879 года и великим князем Киевским с 882 года: «Сын же его Избор змием уяден умре». [6.]

Вот что сказано о младшем сыне Словене в «Изборнике» историка Андрея Николаевича Попова (1841-1881 гг.) по списку хронографа 1679 года «О пространстве земли Руссия и о княжении князя Гостомысла»: «И тако нача расширятися страна Руская вельми [сильно] и общим именем прозывахуся старейшаго князя Гостомысла сына его младшаго Словена». [6.]

Гостомысл выгодно выдал замуж своих дочерей за сыновей бодрицкого князя Вышеслава с южного побережья Варяжского моря: старшую Прекрасу за старшего Дражка и среднюю Умилу за среднего Годислава.

 

В 747-795 годах

Вышеслав (Вышан, Витсан, Вицан, Вислав) был потомком легендарного Пруса (согласно «Степенной Новгородской книге» Прус, Радим и Вятко были братьями) и единственным сыном скончавшегося в 747 году князя бодричей Ариберта II и его супруги,дочери Ульфреда Английского. Его дед, король вендов и бодричей Ариберт I, правивший с 700 по 724 год, был женат на Вундане (или Виндоне), дочери короля Сарматии. Сарматией именовали Восточную Европу, и Вундана была дочерью предводителя славянского племени с севера Восточной Европы.

Согласно Мекленбургским хроникам, Вышеслав, сын бодрицкого князя Ариберта II, родился в 728 году и начал править в 19-летнем возрасте. Он был женат на дочери князя Руси и Литвы. У княжеской четы было три сына: Дражко, Годислав и Славомир. 

С 747 года до своей смерти в 795 году Вышеслав являлся верховным князем Бодрицкого Союза, объединявшего родственные славянские племена, основных из которых насчитывалось четыре:

1. Бодричи, столица Велиград (Мекленбург), возведённая около 620 года; в 735 году недалеко от Велиграда, ближе к морю, был построен порт Рерик (Сокол);

2. Вагры, столица Стариград (Ольденбург), основанная около 650 года; крупный город Любица (Любек);

3. Полабы, столица Ратибор (Ратцебург);

4. Варны, столица Росток; торгово-ремесленное поселение Дирков (сейчас район города Ростока).

К Бодрицкому Союзу присоединялись и другие племена:

· Глиняне, столица Лачин (Лучин, Ленчин, ныне Ленцен);

· Смолинцы (смоляне), столица Конибор;

· Древане (древяне), столица Луна (Люна, Люнебург);

· Бутинцы (бутяне), жившие на восточном берегу нижнего течения Лабы (Эльбы) между глинянами на севере и смолинцами на юге.

 

Расселение славян в VIII-X вв. на южном побережье Варяжского моря

Княжество бодричей располагалось по соседству с саксами, на восток от подножия Ютландского полуострова. Бодричам принадлежал крупнейший варяжский (балтийский) порт Рерик (Сокол). К югу от бодричей, до рек Гаволы (Хафеля) и Спревы (Шпрее) и к востоку до Одры (Одера), лежали земли Союза лютичей (или вильцев, вилетов, волотов). Ещё южнее, вдоль Средней Лабы от Салы(Заале) до Нисы (Нейсе) находились земли лужичан (они же лужицкие сербы, или сорбы), не имевших выхода к Варяжскому (Балтийскому) морю. На острове Руяне (Рюгене), воспетом великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным как Буян, и на прилегающей части варяжского побережья жили руяне (раны, руги). На территории от реки Одры до реки Вистулы (Вандала, Вислы) находились владения поморян.

Бодричи (ободриты, венды, рерики)– одно из племён полабских славян – были главной составляющей Бодрицкого Союза. Слово бодрич на древнеславянском означает «бдительный, неусыпный, неустрашимый, храбрый, сильный». По мнению историка Степана Александровича Гедеонова, рерики (соколы) было прозвищем бодричей. Порт Рерик, построенный в 735 году на Варяжском море рядом с Велиградом, носил название Сокол. Ободриты (об-одриты, то есть связанные с рекой Одрой) – это венеды(венеты), которых античные историки помещали к востоку от Вислы – от варяжского (балтийского) побережья до Карпат и низовьев Дуная (наряду с балтийскими бодричами, в IX веке известны бодричи и на Дунае, поблизости от Белграда).По поводу самого названия венеды можно сказать, что, скорее всего, в его основе лежит древнеарийский корень “ vand ” или “ vend ”, означающий «воду». Венеды, венеты, венды, винды – так называли немцы, скандинавы и англо-саксысоседних им славян.

Степан Александрович Гедеонов (1816-1878 гг.) – русский историк, драматург, первый директор Императорского Эрмитажа (с 1863 г.), директор Императорских театров (1867-1875 гг.)

В религиозном отношении бодричи, как и все балтийские славяне, были язычниками. В отличие от руян и лютичей, бодричи не имели специальных храмовых городов, а поклонялись богам в дубовых рощах, где и ставили идолов своих богов. Известно, что бодричи, исповедуя многобожие, имели небольшие пантеоны из различных богов, причём у разных бодрицких племён они были разными: главным богом бодричей был Радегаст; у вагров это был Прове, или Проне (искажённое Перун); богиней живших вдоль реки Лабы славян-полабов была Жива (или Сива). 

Как сообщает немецкий историк Иоахим (Йоахим) Херрман (1932-2010 гг.), бодрицкие городища имели характерный облик: небольшие, с мощными укреплениями, они были рассчитаны на узкий круг людей, племенную знать и дружины, в то время как основная часть соплеменников жила поблизости на укреплённых предградьях или в открытых поселениях.

Сами славяне Бодрицкого Союза называли себя словенами. Славяновед Александр Фёдорович Гильфе́рдинг также считал, что племя, возглавлявшее Бодрицкий Союз, называло себя ререгами, то есть соколами. Бодричи воевали со своими соседями саксами и лютичами, выступая союзниками франков. А лютичи «из закоренелой вражды», наоборот, заключали союзы с саксами против бодричей.

 

 

Александр Фёдорович Гильфе́рдинг (1831-1872 гг.) – русский славяновед, фольклорист,

член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук

 

  Столицей вендов-бодричей был город, который славяне называли Велиград, то есть Великий город, у латинских хронистов он назывался Магнополис, что является калькой предыдущего, у саксов – Михелинбург (совр. Мекленбург), у скандинавов – Микилингард и, наконец, у датчан – Рерик, или Рарог, что значит на западнославянском«сокол». Сокол был племенным символом бодричей.Велиград-Рерик имел окружность около 20 вёрст и поэтому был защищён не стеной, а тремя замками, два из которых были расположены в крайних точках города, тогда как третий служил резиденцией великих князей бодричей.

  Начиная с VIII века в экономическом и культурном развитии Европы на первый план выдвигаются земля племени бодричей со столицей Велиградом-Рериком у Висмарской бухты, Вагрия с приморской столицей Стариградом (то есть Старый город, ныне Ольденбург) и пограничной крепостью Любицей(ныне Любек), а также Полабия со столицей Ратибором (ныне Ратцебург).

Столицу вагров Стариград «некогда населяли храбрейшие мужи, так как, находясь на переднем крае всей Славии, они имели соседями датчан и саксов и все военные столкновения или сами первыми начинали, или, если нападали другие, принимали удар на себя», – сообщает монах Гельмольд в «Славянской хронике», написанной им на латыни в XII веке. [7.] Арабский географ Шамсуддин ад-Димашки (1256-1327 гг.), повествуя о «море Варенгском» (Варяжском), поясняет, что варяги «суть славяне славян», то есть знаменитейшие из славян.По мнениюАлександра Фёдоровича Гильфердинга,слово вагр происходит от санскритского вагара – «храбрый, удалой» (отсюда от ваг а), а слово варн – от «вран», «ворон». Историк Я.П. Зинчук отмечает, что славяне, имея мощный флот, были не только самым мореходным народом на Балтике (поэтому море и называлось Варяжским), но они также были первыми в морском деле и в морских сражениях. Среди всех славян своей дерзостью и неукротимостью славились вагры-варяги из Вагрии.

Римляне называли наших предков вандалами, то есть венедами, а ещё варварами, то есть варягами. По мнению русского учёного-правоведа, писателя Владимира Игоревича Карпеца, варвар – от древнегреческого «иноплеменник, иноземец», то есть человек, говоривший на непонятном языке; санскритское barbaras (барбарас) выражает однообразие чужой, непонятной речи. Сравните наше слово «немец» от немой. В переносном значении варвары стали означать невежественных, грубых, жестоких людей, разрушителей культурных ценностей.

Владимир Игоревич Карпец (1954-2017 гг.) – русский учёный-правовед, специалист по истории государства и права, истории политических учений, кандидат юридических наук, доцент; писатель, поэт, переводчик, публицист, режиссёр и сценарист

Позже венеды на побережье Варяжского моря стали варягами. Слово варяг означает «защитник» и происходит от древнеславянского варъ – «защита», образованного от глагола варити, варяти – «защищать, охранять, беречь, предупреждать» (сравните: пред вар ить). Американский историк Александр Валентинович Рязановский (род. в 1928 г.), вслед за историком Степаном Александровичем Гедеоновым, выводит название варяг, варанег от западнославянского слова, обозначающего «меч». Санскритский глагол vr (вр) означает«охранять», отсюда варяг – «охранник, защитник». [8.]

 Именно Русь – это исконное родовое имя народа, а варяги – всего лишь территориальное обозначение (от индоевропейского вар – «вода») – то есть живущие у воды, поморяне. Любопытно и показательно, что корень вар-, являющийся определяющим в слове ВАРяг, сохранился в санскрите (vār, vāri в значении «вода») и тохарском языке. В русском языке имеется большое количество слов, происходящих от слова вар: отвар, варево, варить, сварить, варенец, варенье, вареник и другие.

        Современный исследователь славянского присутствия в Германии, историк Андрей Пауль составил карту, где показаны многочисленные топонимы с корнем «вар-» на южном побережье Балтийского (Варяжского)моря в Германии. В начале III века область у истоков Эльбы (Лабы) именовалась «Вандальскими горами».

Топонимы с корнем «вар-» на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря

Именно Вышеслав договорился с королём франков Карлом Великим о серебряной торговле. Так заработал «путь из варяг в персы», проходивший по Варяго-Волжскому пути, в том числе и через город Выборг, специально основанный Гостомыслом для этой цели в 788 году. Хроники франков упоминают Вышеслава как равноправного союзника Карла Великого и противника лютичей и саксов. 

Карл Великий (742-814 гг.) – король франков с 768 г., император Запада с 800 г.

Французский художник Луи-Феликс Амьель, 1837-1839 гг.

Словяне и русы

В «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» из Хронографа 1679 года говорится: «В лето от сотворения света 2244 (5508 – 2244= 3264 г. до н.э.), во второе же лето по потопе, по благословению Ноя праотца разделися вся вселенная на три части трем сыном его, Симу, Хаму и Афету. Афету же по благословению отца своего Ноя излиявшуся на западныя и на северныи страны даже и до полунощия. По мале же времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братий своих и от рода своего от западных стран, и коснушася полуденных стран, и вселишася во Ексинопонте [Чёрное море], и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы и умножишася зело[сильно], и прозвашася по имени прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобица и крамола многа и тесноты ради места. Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении кровницы, им же имена: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер. …Князем убо скифским Словену и Русу, мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшим, и начаша размышляти со ближними своими премудре, рекоша же сице: “…И ныне убо[итак], братие и друзи, послушайте совета нашего, оставим далече от нас вражду сию и несогласие, еже [которая] ныне тесноты ради творится в нас, и подвигнемся убо, и идем от земля сея и от рода нашего, и пойдем по вселенной света, сущей во жребии прадед наших, иде[куда] же нас приведет счастие и благословение праотца нашего благословеннаго Афета и подаст нам землю доброплодну во обитание нам и родом нашим”.

И в лето от сотворения света 3099 (5508 – 3099= 2409 г. до н.э.) Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна. И во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселения по сердцу своему. 14 лет (2409 – 14 = 2395 г. до н.э.) пустыя страны обхождаху, дондеже[наконец] дошедше езера некоего велика, Моикса зовомаго, последи[после] же от Словена Илмер [Илмень] проименовася во имя сестры их Илмеры [Эльмира – «принцесса, повелительница»].

И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже[которые] под рукою его, седе на реце[реке], зовомей тогда Мутная, последи[после]ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома. Начало Словенску граду, иже[который] последи [после] Новъград Великий проименовася[ год основания Новгорода Великого – 2395 г. до н.э. ]. И поставиша град, и именоваша его по имени князя своего Словенеск Великий, той же ныне Новъград, от устия великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов, полтора поприща. И от того времени новопришельцы скифстии начаху именоватися словяне, и реку некую, во Илмер впадшую, прозваша во имя жены Словеновы Шелони. Во имя же меньшаго сына Словенова Волховца преименова оборотню протоку, иж[которая] течет из великие реки Волхова и паки[снова] обращается [возвращается] в него.

Другий же брат Словенов Рус вселися на месте некоем разстояннем Словенска Великаго, яко стадий 50 [стадий – мера длины, равная 200 метрам] у соленого студенца[колодезя], и созда град между двема рекама, и нарече его во имя свое Руса, иж[который] и доныне именуется Руса Старая. Реку же ту сущую едину прозва во имя жены своея Порусии, другую ж реку имянова во имя дщери своея Полиста [полистый = ровный, плоский; полевой]. И инии градки многи Словен и Рус поставиша. И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси. От создания мира до потопа лет 2242, а от потопа до разделения язык 530 лет, а от разделения язык до начала создания Словенска Великаго, иже ныне Великий Новъград, 327 лет. И всех лет от сотворения света до начала словенскаго 3099 лет [указано время исхода с юга, без 14 лет хождений].

Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша [добыли] себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго[называемого] дынка, сиречь [то есть] соболь. Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше[получили]». [10. ]

В собранной из многих исторических книг «ИСТОРИОГРАФИИ начатия имени, славы и разширения народа Славянского, и их Царей, и Владетелей под многими именами, и со многими Царствиями, Королевствами и Провинциями»(1601 г.)далматинский (югославянский) католический историк Мавро Орбини (1563-1614 гг.) писал: «Никакоже удивително есть, что слава народа Славянского ныне не так ясна, как о ней довлело[следовало] разславитися во Вселенней. Ежели бы сей народ так достаточен был людми учеными и книжными, как был доволен военными и превосходителным оружием; тоб ни един другой народ во Вселенней был в пример имени Славянскому. А что протчие народы, которые зело [сильно] были нижше его, ныне велми[весьма] себя прославляют, то не ради чего иного, токмо чрез бывшихв их народелюдей ученых. <…> Народже Славянской во древних временах бывши оскужен[оставлен] людми учеными; и изначала старался непрестанно, воевати и чинити дела достойные вечной славе оружием; а не пекся нимало о том, чтоб кто описывал поступки их, и не многие историографы воспомянули о Словянех; но и то напоминовение учинили болши по причине ратей [сражений],чиненых от Славянского народа с протчими народы, нежели выхваляли сей народ какою светлостию, себе неприятелей, ведь народ озлоблял оружием своим мало не все народы во Вселенней; разорил Персиду: владел Азиею и Африкою, бился с Египтяны и с Великим Александром; покорил себе Грецию, Македонию, Иллирическую землю[западная часть Балканского полуострова, которую населяли иллирийцы]; завладел Моравиею, Шленскою землею[Силезия], Чешскою, Польскою и береги моря Балтийского, прошел во Италию, где многое время воевал против римлян. <…> На конец покорив под себя державство Римское, завладел многие их провинции, разорил Рим, учиня данниками Цесарей Римских, чего во всем свете иной народ не чинивал. Владел Францыею, Англиею и уставил державство во Ишпании[Испания]; овладел лучшие провинции во Европе: и от сего всегда славного народа в прошедших временах произошли силнейшие народы: сиречь[то есть] Славяне, Вандалы, Бургонтионы[Бургунды], Готы, Остроготы[Остготы], Руси или Раси, Визиготы, Гепиды, Геты-аланы[Гето-аланы], Уверлы[Верлы] или Грулы [Герулы], Авары, Скирры, Гирры, Меландены[Меланхлены], Баштарны[Бастарны], Пеуки [Певкины, Певки], Даки, Шведы, Норманны, Фенны или Финны, Укрыили Ункраны [Укране], Маркоманны[Маркоманы], Квады, Фраки[Фракийцы]; Аллери [Иллирийцы] были близ Венедов, или Генетов, которые засели[ли] берег моря Балтийского и разделилися на многие началы: то есть Помераняны[Померане], Увилцы [Вильцы, или Лютичи], Ругяны [Руяне, или Раны], Уварнавы [Варны], Оботриты[Бодричи], Полабы, Увагиры [Вагры], Лингоны [Глиняне], Толенцы [Доленчане], Редаты[Ратари] или Риадуты[Рядиры], Цирципанны [Черезпеняне], Кизины[Хижане]: Эрулы [Герулы] или Элуелды [Эрулы], Левбузы[Любушане], Увилины [Волиняне], Стореданы[Стодоряне] и Брицаны [Брежане], со многими иными, которые все были сам народ Славянской…» [11.] Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй [Силезией], Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями.

Американский славист Гораций Лант считал, что словяне означают «группу (племя) под предводительством Словена». Он обосновывал это тем, что форма словѣн и [ c ловен и ] была зафиксирована раньше форм словѣн е [словен е ], словѧн е [словян е ], которые впервые появились только в середине XIV века. Имя Словѣнъ [Словен] значит «овеянный славой, славный». Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков в Словакии, словенцев в Словении и словинцев в Поморском воеводстве Польши. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене – жители Новгородской земли.

Американский славист Гораций Лант (1918-2010 гг.)

 

Форма словяне восходит к двум родственным славянским словам слово и слава, которые происходят от глагола слышать в значении «называться, именоваться, быть известным». В древности эти слова были взаимозаменяемы: например, словый употреблялось вместо славый-славный. [12.]

Санскритский корень ras (рас) значит «течь». Русский и Россия происходят от слова «рассеяние» в значении распространение, рассредоточение. По этой же причине и греческие писатели, как сообщает византийский писатель Прокопий Кесарийский (между 490 и 507 – после 565 гг.), называли русских спорами (семенами), то есть рассеянным, распространяющимся народом. Историк Мавро Орбинисообщает, что славянские переселенцы рассеялись от Северного Ледовитого океана (на севере) до Средиземного моря и его залива – Адриатического моря (на юге), а также от Тихого океана (на востоке) до Балтийского моря (на западе). Согласно словарю Владимира Ивановича Даля, русь значит«мир, белсвет».В наших северных деревнях русью называли «светлое место»: например, если рассада, которую высевали в избе, начинала вянуть, то её выносили на русь, то есть на светлое место, на солнце. Когда кто-то больной лежал в избе и ему не становилось лучше, то его тоже выносили на русь.

Старший сын Годислава

Монета Банка России – 1150-летие зарождения российской государственности. 50 рублей, золото, реверс. Художник С.А. Козлов. Скульптор А.А. Долгополова. Чеканка выполнена Санкт-Петербургским монетным двором. Князь Рюрик держит в левой руке чекан – вид древнего оружия

Согласно информации немецкого архивариуса Фридриха Виггера (1825-1886 гг.), датские и английские источники называли Годислава князем варягов. Другой корифей российской исторической науки– Василий Никитич Татищев– обращает внимание на слова польского историка Матвея Стры/й/ковского: «…Есть же город Вагрия, издревле славный, в Вандалии близ Любка, от котораго море Варяжское имяновано. А понеже [так как] вандалы словяне и потому руские единородных себе князей вагров, или варягов, избрали». [24.]

МатвейСтрыйковский (1547-1593 гг.) – польский историк, поэт, писатель, дипломат, католический священник

Легенда о призвании Рюрика известна по Новгородским летописям: «Егда же в великом междоусобии и многим нестроении российстии народи быша и несогласующеся во избрании от своих себе властелине советоваше, он нарочит [поручает] и [им] разумен муж в Великом Новеграде живущ Гостомысл, да пошлют к варягам и триех братии, уже бяху князи изящнии [превосходные] и в храбрости воинской изряднии [сильнейшие] на княжение Руское умолят... Князья эти три брата родные по именам: Рюрик, Синеус и Трувор. Они произошли от колена Августа, Кесаря Римского. На всеобщей думе в Новегороде согласилися, наконец, все славянорусские народы по завещанию Гостомыслову призвать княжить над собою варяжских князей, и для этого поидоша за море к варягам…» (Хлебниковская и Трёхлетовская летописи в пересказе этнографа Александра Яковлевича Артынова за 1842 год). [25.]

Варяги: прибытие Рюрика и его братьев Синиуса и Трувора в Старую Ладогу.

Художник Виктор Михайлович Васнецов, до 1913 г.

Русский этнограф Александр Яковлевич Артынов (1813-1896 гг.)

В 1857 году французский писатель и путешественник Ксавье Мармье, проживавший долгое время в Германии и прекрасно знавший немецкий язык, опубликовал легенду, рассказывающую о сыновьях Годлава (Годислава): «Другая традиция Мекленбурга [Велиграда] заслуживает упоминания, поскольку она связана с историей великой державы. В 8 веке нашей эры племенем ободритов [бодричей] управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый звался РюрикомМиролюбивым, второй Сиваром[Синеусом] Победоносным, третий Труваром Верным. Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. …После многих благих деяний и страшных боёв братья, которыми восхищались и которых благославляли, пришли в Руссию. <…> Тогда Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар Псковское, Трувар Белоозерское. Спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года». [26.]

Французский писатель и путешественник Ксавье Мармье (1809-1892 гг.)

Почему Рюрик с братьями отправились с южнобалтийского побережья на Восток? Дело в том, что у вандальских королей со времён завещания Гензериха существовала «очередная» система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. (Позднее «лествичная» система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси.) При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной «очереди». Годислав был убит, так и не ставверховным княземпри жизни. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Вот как сам новгородский князь Гостомысл характеризует трёх братьев, советуя новгородцам призвать варяжских князей: «…того ради нам надобны Князи, которые бы нами владели; а таковы три брата Князи, из честнаго произведения крови, обретаются в Варяжской земле, разумом и храбростию воинскою славны…» Данная речь новгородского старейшины была помещена в «Синопсис» XVII века. [27.]

Изображение короля вандалов Гензериха(ок. 389 – 477 гг.), правившего в 428-477 гг.,

на серебряной монете

Ещё энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов отмечал в «Возражениях на диссертацию Миллера »: «...варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною... В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришел из Немец, а инде [в другом месте] пишется, что из Пруссии... Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе... И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов». [28.]

Портрет Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765 гг.).

Художник Леонтий Семёнович Миропольский, 1787 г.

В 1613 году в Кёльне была издана книга французского учёного Клода Дюре (ок. 1570 – 1611гг.), в которой варяги отождествлялись с вандалами и венетами и говорилось, что именно от них и происходит Рюрик. Польский историк Станислав Сарницкий (ок. 1532-1597 гг.) в своих изданных в 1587 году «Польских анналах» писал о славянах-вендах с южного побережья Балтики как о предках русов. Себастьян Мюнстер, заслуживший за свою учёность славу «немецкого Страбона», в 1544 году отождествлял вагров и варягов и утверждал, что именно к этому народу принадлежал Рюрик, приглашённый княжить на Русь.

Немецкий учёныйСебастьан Мюнстер (1489-1552 гг.).

Художник Кристоф Амбергер, ок. 1545 г.

       Следует упомянуть и «римскую» генеалогию Рюриковичей, которая была изложена на рубеже XV-XVI веков в знаменитом «Сказании о князьях Владимирских». По мнению филолога и археографа Руфины Петровны Дмитриевой (1925-2001 гг.), его источником стало «Послание» опального митрополита Спиридона-Саввы (1410-е – 1505 гг.). Согласно ему, римский император Октавиан Август, основатель Римской империи в 27 году до н.э., поставил «Пруса в брезех [берёзах] Вислы реки в град, глаголемый Морборок [совр. Мальброк, Польша], и Торун [совр. То́рунь, Польша], и Хвоиница, и пресловы [издавна известный] Гд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.088 с.)