Все поэты, начиная с гомера, воспроизводят лишь призраки добродетели и всего остального, что служит предметом их творчества, но истины не касаются. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все поэты, начиная с гомера, воспроизводят лишь призраки добродетели и всего остального, что служит предметом их творчества, но истины не касаются.



Вопросы по литературоведению на экзамен

1. Значение слова «образ». Образ как эстетическая категория.

                                                    

Образы – основной язык искусства. Значения слова «образ». В философии – любое отражение действительности ( и рациональное, то есть понятийное, и иррациональное, чувственное). Психология – образ как синоним представления, то есть мысленного созерцания предмета в его целостности, некая идея о предмете, которую для себя фиксирует индивид. Эстетика – воспроизведение целостности предмета в определенной системе знаков. В данном случае, материалом, с помощью которого воспроизводится образ, и служит язык художественного произведения. Художественный образ – категория эстетики, характеризующая результат осмысленния автором (художником) какого-либо явления, процесса, свойственными тому или иному виду искусства. Художественный образ, по Гегелю, – результат "очищения" явления от всего случайного, затемняющего сущность, результат его "идеализации

отличие художественного осмысления от научного осмысления, понятийного мышления от единичного, и есть отличие образа от понятия. Художественное мышление оживляет закономерность, раскрывает истину через подражание, или имитацию, создание вымышленных чувственно воспринимаемых образов. Образ соотносится с понятием в том аспекте, что оба они – инструменты (и результаты тоже) миропознания, единство индивидуальных и общих качеств предмета. Понятийное и образное мышление нельзя ни противопоставить, ни сопоставить – дополняют друг друга. «Ученый доказывает, поэт показывает. Один убеждает логическими доводами, другой – картинами». Наука – к объективным закономерностям, искусство – к мироощущению человека, его настроению, опыту

 

 

2. Свойства художественного образа.

Свойства образа

Художественный образ сочетает рассудочный и интуитивный подходы. Отражает действительность в чувственно-наглядной форме. Шеллинг –«способ выражения бесконечного через конечное».

- Целостность образа.

- Обобощение (типическое восприятие действительности)

- репрезентативный характер. Выделяются некие черты – символ. (образ паруса у Л). + говорящие имена литературных героев.

-Творческая типизация. –«знакомый незнакомец». Гобсек у Бальзака.

* роль вымысла. В массовой литературе чересчур преувеличен – триллер, фэнтези…В художественной литературе часто могут использоваться документы. В Дубровском – текст подлинного судебного решения. В Воскресении Толстого – тоже такое. Область «Художественно-документальной литературы».

- Экспрессивность образа. Выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Обращен к чувствам читателя. Изображение превосходит рассуждение. Важнейшие виды идейно-эмоционального – эстетические категории. Героизация, комческое, романтизм, трагизм. Эмоциональная полифония (горе от ума). Оценку демонстрируют тропы. В частности, сравнения. Или предметные мир.

- самодостаточность образа. Образ – форма выражения содержания в искусстве. Самодостаточность художественного образа объясняет возможность различных его пониманий. Образ многозначен, его смысл не сводится к сентенциям, даже если они "сформулированы" автором, как это принято в некоторых дидактических жанрах ("мораль" в басне, заключительная реплика персонажа в комедиях классицизма). А.А.Потебня подчеркивал возможность выведения из басни, притчи различных нравоучений; в качестве примера он, в частности, указывал на различные толкования Пугачевым и Гриневым в "Капитанской дочке" Пушкина калмыцкой сказки об орле и вороне. В большинстве же жанров, в особенности начиная с эпохи романтизма, когда, по ироническим словам Пушкина, для читателей становится "порок любезен" ("Евгений Онегин", гл. 3, строфа XII), авторы уклоняются от разъяснений своих творений в самом художественном тексте

Виды образов:

Так как литературный текст неоднороден, в истории не раз попытки оспорить «образность» как неотъемлемую часть худ. Проз. Бёрк: «Поэзия, не является искусством, основанным на подражании» - в Илиаде много мест, которые не вызывают образов.

Несмотря на то, что худ. Текст не всегда порождает в сознании читателя «представление, чувственно-наглядный образ». (представление возникает на основе припоминания, без воздействия внешнего предмета на органы чувств») Образ-представление. Не все художники используют. 

Произведения, где заметная роль отведена живой и неживой природе – «вторичная условность стиля». Однако специфические предмет художественной литературы – «человеческие сущности». – Антропоцентризм искусства – «Природный мир изображается не только ради них самих». – Иерархия образов в произведении – в центре любого художественного произведения стоит человек –Тимофеев. Отсюда – необходимость типологии образов.

- образ персонаж и образ-представление. Персонажем может быть не только человек, но и животное, дерево…- все, что обладает антропоморфными качествами. «Лицо коня», Особый статус персонажа – драма. «Дорогой сад, многоуважаемый шкаф». Образы вырастают из речи персонажей. В сравнении с драмой, в эпосе границы образа-персонажа более размыты. Структуру образа определяет читатель, а не персонаж. Лирика бесперсонажна – лирический субъект – единство переживания, настроения, размышления. Бестелесный голос, точка зрения. В эпосе первичный субъект речи тоже есть, это – повествователь, повествующий голос. В драме это все – рамочный текст.

 

 

3. Античные теории искусства как подражания (Платон, Аристотель).

А живописца — тоже мастером и творцом этих вещей?

— Ни в коем случае.

— Что же он тогда такое в этом отношении, как ты скажешь?

— Вот что, мне кажется, было бы для него наиболее подходящим именем: он подражатель творениям мастеров.

— Хорошо. Значит, подражателем ты называешь того, кто порождает произведения, стоящие на третьем месте от сущности?

                     

Живописец, по мнению Сократа, наиболее далек от истинной идеи вещи, так как он подражатель третьей степени, подражающий плотнику, сделавшему скамью по образцу идеи. Замечательно, что идея скамьи есть нечто существенно отличное от того, что кажется подражающему ей художнику. Художник подражает не самой идее скамьи, а только ее различным видимым глазу воплощениям, и тем самым он далеко отстает от истины и от "царя", т. e., по Платону, от устроителя и создателя космоса — демиурга

. Какую задачу ставит перед собой каждый раз живопись? Стремится ли она воспроизвести действительное бытие или только кажимость? Иначе говоря, живопись — это воспроизведение призраков или действительности?

— Призраков.

подражательное искусство далеко от действительности. Поэтому-то, сдается мне, оно и может воспроизводить все, что угодно: ведь оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачное ее отображение.

Аристотель говорит о подражании как о естественном свойстве человека и ставит искусство выше, чем Платон. Именно это свойство и способствовало зарождению поэзии. Вторая причина – подражание доставляет удовольствие всем.  По его мнению, с помощью подражания человек может как получать информацию, так и учится.

 

 

4. Антропоцентризм искусства и виды художественного образа. Виды персонажа (как образа).

Виды образов:

Так как литературный текст неоднороден, в истории не раз попытки оспорить «образность» как неотъемлемую часть худ. Проз. Бёрк: «Поэзия, не является искусством, основанным на подражании» - в Илиаде много мест, которые не вызывают образов.

Несмотря на то, что худ. Текст не всегда порождает в сознании читателя «представление, чувственно-наглядный образ». (представление возникает на основе припоминания, без воздействия внешнего предмета на органы чувств») Образ-представление. Не все художники используют. 

Произведения, где заметная роль отведена живой и неживой природе – «вторичная условность стиля». Однако специфические предмет художественной литературы – «человеческие сущности». – Антропоцентризм искусства – «Природный мир изображается не только ради них самих». – Иерархия образов в произведении – в центре любого художественного произведения стоит человек –Тимофеев. Отсюда – необходимость типологии образов.

* Тропы – средство создания образов, их не стоит считать самостоятельными образами. 

- образ персонаж и образ-представление. Персонажем может быть не только человек, но и животное, дерево…- все, что обладает антропоморфными качествами. И наоборот, живой человек как часть интерьера, образ-представление.  Образ-представление – чаще всего описание. «Лицо коня», Особый статус персонажа – драма. «Дорогой сад, многоуважаемый шкаф». Образы вырастают из речи персонажей. В сравнении с драмой, в эпосе границы образа-персонажа более размыты. Структуру образа определяет читатель, а не персонаж. Лирика бесперсонажна – лирический субъект – единство переживания, настроения, размышления. Бестелесный голос, точка зрения. В эпосе первичный субъект речи тоже есть, это – повествователь, повествующий голос. В драме это все – рамочный текст. 

Первичные субъекты речи (не являются персонажами) – только голос. Это – субъектная организация речи текста произведения. Тропы же – средство создания образов.

Один из видов – всеведущий повествователь. «Маленькая княгиня как старая полковая лошадь…» - пристутсвие автора в тексте. Доказательство – тропы. Но стоит отличать рассуждения как компонента образа-персонажа от внехудожественных высказываний автора.

 

 

5. Эстетическая природа искусства и его связь с другими формами общественного сознания. Эстетизм.

 

Эстетическое – особый род отношений человека к действительности.  Эстетическое отношение = Эмоциональная рефлексия – переживание переживаний.

Прекрасно то, что познается без посредства понятия как предмет необходимого удовольствия (суждения вкуса). Возвышенным называем то, что безусловно велико. Возвышенное, как и прекрасное, количество – общезначимое, качество – лишенное интереса. 

Художественное – есть род человеческой деятельности, высшую форму эстетических отношений. Эстетическое является духовным истоком художественного. Эстетическую деятельность (в отл. От художественной, оперирующей художественным образом как неким знаком), не может быть семиотической. Она также невоспроизводима.

1. Эмоциональная рефлексия возможна только в условиях вторичной реальности. – закон условности

2. Предпосылка – целостность. Эстетическое оформление – придание объекту целостности и завершенности. 

Эстетическая дистанция Читатель или критик должен быть одновременно вовлечен и отделен от того, на чем он концентрируется. Произведение "дистанцировано" так, что оно может оцениваться эстетически и не смешиваться с реальностью.

Эстетизм как абсолютизация эст. ценностей – культ прекрасного в ущерб другим ценностям. 2 варианта: 1)Шиллер «Письма об эстетическом воспитании». Эстетизм противопоставлен революции. Искусство гармонизирует личность, воспитать чела через искусство можно прийти к гармоничному обществу. Эстетическое воспитывает, поучает людей, путь эстетического воспитания как средство возвращение целостного мировосприятия Эстетическая утопия 2)Кьеркегор. Демонический эстетизм. Ницше. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Позиция героя: смотрит на мир с т зр своего удовольствия, ультраэгоизм. Позицию героя нельзя приписывать автору. Брюсова упрекали в эстетизме. Брюсов: эстетизм должен быть холодным. Все в жизни – средство для поэзии.

 

6. И. Кант о «суждении вкуса» и об искусстве.

Эстетический способ суждения – предикат его никогда не может быть познанием (понятием о предмете) Определяющее основание – ощущение. Оно чисто субъективно, основано на чувстве удовольствия\неудовольствия. Порождается чувственным миросозерцанием предмета

Вкус - способность суждения. Эстетическое суждение. Только субъективно. Удовольствие, которое определяет суждение вкуса свободно от всякого интереса (пример про дворец) + приятное (обусловленное побуждениями) и хорошее – практическое удовольствие. Суждение вкуса должно быть присуще притязание на значимость для каждого, но и на субъективную значимость (одного конкретного предмета)

Искусство – созидание через свободу, разум произвольная деятельность (отличие искусства от природы)

Искусство от науки отличает противопоставление теории и практики. Искусство – это то, что знаешь как и умеешь сделать

Искусства от ремесла снова отличает свобода. Ремесло – несвободная деятельность для заработка. Во всех свободных искусствах, в то же время есть элемент несвободы (правила языка, стихосложения)

Искусство, непосредственной целью имеющее удовольствия – эстетическое искусство. (приятное или изящное) Удовольствие сопутствует Представлениям как вид познания. (изящное)- способствует культуре способностей души. Или удовольствие сопутствует представлениям как ощущениям. (приятное)

Целесообразность искусства не должна казаться преднамеренной, должна казаться свободной от всякой принудительности – уподобление природе

Гений – талант, который дает искусству правило. Гений – прирожденные задатки души. Гений есть талант создавать то, для чего не может быть дано никакого определенного правила – оригинальность первое его свойство.

2. Показательность, образцовость произведений. Это не предписание, не образец для подделывания, а для подражания.

3Гений не может описать, каким образом у него осуществляются идеи и не в его силах придумать произвольно идеи и сообщить их другим, чтобы они создали подобное произведение. Хотя в любом искусстве присутствуют механические элементы.

4. Гений – понятие только изящного искусства

Дух – оживляющий принцип в душе. То, что приводит душевные силы в движение. Способность изображения эстетических идей – представление воображения, которая дает повод много думать, это не некое определенное понятие, полно и четко выраженное в языке. Противоположна идее разума. Эстетическая идея - присоединение к некому понятию воображения. Гений – воображение и рассудок

 

7. Свойства слова-знака (по Ф. Соссюру). Три измерения семиозиса (по У. Моррису). Знаковые системы («коды») в художественной литературе и интерпретация произведения.

 

Соссюр.

Языковой знак связывается не вещь и понятие, а понятие и акустический образ. – физический «Отпечаток звучания». З нак – есть двусторонняя психическая сущность. Понятие и Ак. Образ. Или – означающие и означаемое. 

Свойства знака       

Бахтин (эпос и роман)

Роман – единственный постписьменный (ну и самый молодой) жанр, у которого нет еще жестких форм, он есть становящийся жанр.

 

Роман не должен быть "поэтичным" в том смысле, в каком поэтическими являются остальные жанры художественной литературы; 2) герой романа не должен быть "героичным" ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова: он должен объединять в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные; 3) герой должен быть показан не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью; 4) роман должен стать для современного мира тем, чем эпопея являлась для древнего мир

Эпическая цельность человека распадается в романе и по другим линиям: появляется существенный разнобой между внешним и внутренним человеком. Наконец, человек приобретает в романе идеологическую и языковую инициативность, меняющую характер его образа (новый и высший тип индивидуализации образа. Настоящее в его незавершенности, как исходный пункт и центр художественно-идеологической ориентации, - грандиозный переворот в творческом сознании человека

Понятие «эпической дистанции». В эпосе действите отнесено в недосягаемое, неизменное прошлое и замкнуто в нем. Прошлое – не только временная, но и нравственная категория. Идеологический инициативы у человека нет. романизация других жанров.  Они становятся свободнее и пластичнее, их язык обновляется за счет внелитературного разноречия и за счет "романных" пластов литературного языка, они диалогизуются, в них, далее, широко проникают смех, ирония, юмор, элементы самопародирования, наконец, - и это самое главное - роман вносит в них проблемность, специфическую смысловую незавершенность и живой контакт с неготовой, становящейся современностью

Буало: Выделяет следующие группы жанров:

2 песнь: Эклога, идиллия, ода, сонет, эпиграмма, баллада, рондо, сонет, сатира, водевиль.

3 песнь: трагедия, эпопея, поэма, комедия. 

Буало рассматривает критерии как формы (например, сонет), так и содержания, что позволяет выделять черты, характерные для каждого жанра. Ведущие мотивы – подражание античности, особенно для второй группы жанров, недопустимость нововведений, герои и сюжеты должны оставаться античными + три единства.

Поспелов: Проблема в бессистемности и многозначности. Новелла – жанр один, а смыслов много разных вкладывает каждый. Проблема выделения жанровых свойств и нежанровых свойств. Жанр в первую очередь стоит определять исходя из формы, а не из содержания. В то же самое время, нельзя игнорировать и формальное сходство жанров. 

О Веселовском: из обрядовой песни-пляски возникает лирическая поэзия. Затем оттуда появляется уже драматическая поэзия. Эпос – запев корифея, руководителя хора, постепенно приобретает повествовательные черты. Поэма, например, продолжает в литературном развитии эпоса повествовательную песню.

 

Буало.

1. Определяет систему жанров, формальные и содержательные характеристики каждого жанра. Торжественность оды, несерьезность и насмешливость эпиграммы, добрую направленность сатиры.

2. Особое место – мотив подражания античности. В трагедии стоит избегать современных сюжетов и героев, а надо черпать из античности, Гомер, Софокл, Еврипид.

3. Три единства для драмы, одна сюжетная линия, действо длиной не более дня, в одном месте.

Аристотель:

трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в различных частях, — воспроизведение действием, а не рассказом. посредством сострадания и страха очищение подобных чувств. шесть (составных) частей, соответственно чему трагедия обладает теми или другими качествами. Эти части: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция. Важнейшая из этих частей — состав событий, так как трагедия есть изображение не людей, а действий и злосчастия жизни. А счастье и злосчастье проявляется в действии, и цель трагедии (изобразить) какое-нибудь действие, а не качество. Фабула – воспроизведение одного события.

 

Гораций:

Следуй преданью, поэт, иль выдумывай с истиной сходно. Если происходит нечто новое, оно не должно само себе противоречить, а быть от начала до конца целостным. Однако взору зрителя не должно быть представлено все, происходящее в трагедии. недостоин трагедии стих легкомысленной шутки. Если, как ржавчина, в ум заберется корысть, то возможно ль С нею стихов ожидать, в кипарисе храниться достойных?

Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный Тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно!

Если ты что вымышляешь, будь в вымысле к истине близок:

 

Буало:

Приятным ужасом сердца не захватил

И не посеял в них живого состраданья,

- как у Аристотеля.

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,

Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз

- как у Горация.

Поэт обязан быть и гордым и смиренным,

Высоких помыслов показывать полет,

Изображать любовь, надежду, скорби гнет,

Писать отточенно, изящно, вдохновенно,

Порою глубоко, порою дерзновенно,

И шлифовать стихи, чтобы в умах свой след

Они оставили на много дней и лет.

 

 

Романтизм как преодоление традиционализма в творчестве. Предисловие к «Кромвелю» В.Гюго (основные положения).

- Не следовать грекам, так как их театр и современный не имеют ничего общего.

- отказ от следования образцам.

- отказ от двух единств

- строгой системы жанров

- гротеск и противоречия в драме имеют место и должны там быть, так как жизнь противоречива и гротескна сама по себе.

- драма как соврменный вид искусства (она устремлена в настоящее)

33. Повествование и повествователь (нарратор). Способы повествования. – Бахтин

Сюжет и его композиция в эпике и драме. Вопросы терминологии. Разграничение в русской формальной школе «фабулы» и «сюжета»

Сюжет – цепь событий, изображаемых в литературном произведении, жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга обстоятельствах. Это – образующее начало в драме и эпике. Совокупность событий в их внутренней связи – фабула. Художественное построенное распределение событий – сюжет.

Вопросы по литературоведению на экзамен

1. Значение слова «образ». Образ как эстетическая категория.

                                                    

Образы – основной язык искусства. Значения слова «образ». В философии – любое отражение действительности ( и рациональное, то есть понятийное, и иррациональное, чувственное). Психология – образ как синоним представления, то есть мысленного созерцания предмета в его целостности, некая идея о предмете, которую для себя фиксирует индивид. Эстетика – воспроизведение целостности предмета в определенной системе знаков. В данном случае, материалом, с помощью которого воспроизводится образ, и служит язык художественного произведения. Художественный образ – категория эстетики, характеризующая результат осмысленния автором (художником) какого-либо явления, процесса, свойственными тому или иному виду искусства. Художественный образ, по Гегелю, – результат "очищения" явления от всего случайного, затемняющего сущность, результат его "идеализации

отличие художественного осмысления от научного осмысления, понятийного мышления от единичного, и есть отличие образа от понятия. Художественное мышление оживляет закономерность, раскрывает истину через подражание, или имитацию, создание вымышленных чувственно воспринимаемых образов. Образ соотносится с понятием в том аспекте, что оба они – инструменты (и результаты тоже) миропознания, единство индивидуальных и общих качеств предмета. Понятийное и образное мышление нельзя ни противопоставить, ни сопоставить – дополняют друг друга. «Ученый доказывает, поэт показывает. Один убеждает логическими доводами, другой – картинами». Наука – к объективным закономерностям, искусство – к мироощущению человека, его настроению, опыту

 

 

2. Свойства художественного образа.

Свойства образа

Художественный образ сочетает рассудочный и интуитивный подходы. Отражает действительность в чувственно-наглядной форме. Шеллинг –«способ выражения бесконечного через конечное».

- Целостность образа.

- Обобощение (типическое восприятие действительности)

- репрезентативный характер. Выделяются некие черты – символ. (образ паруса у Л). + говорящие имена литературных героев.

-Творческая типизация. –«знакомый незнакомец». Гобсек у Бальзака.

* роль вымысла. В массовой литературе чересчур преувеличен – триллер, фэнтези…В художественной литературе часто могут использоваться документы. В Дубровском – текст подлинного судебного решения. В Воскресении Толстого – тоже такое. Область «Художественно-документальной литературы».

- Экспрессивность образа. Выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Обращен к чувствам читателя. Изображение превосходит рассуждение. Важнейшие виды идейно-эмоционального – эстетические категории. Героизация, комческое, романтизм, трагизм. Эмоциональная полифония (горе от ума). Оценку демонстрируют тропы. В частности, сравнения. Или предметные мир.

- самодостаточность образа. Образ – форма выражения содержания в искусстве. Самодостаточность художественного образа объясняет возможность различных его пониманий. Образ многозначен, его смысл не сводится к сентенциям, даже если они "сформулированы" автором, как это принято в некоторых дидактических жанрах ("мораль" в басне, заключительная реплика персонажа в комедиях классицизма). А.А.Потебня подчеркивал возможность выведения из басни, притчи различных нравоучений; в качестве примера он, в частности, указывал на различные толкования Пугачевым и Гриневым в "Капитанской дочке" Пушкина калмыцкой сказки об орле и вороне. В большинстве же жанров, в особенности начиная с эпохи романтизма, когда, по ироническим словам Пушкина, для читателей становится "порок любезен" ("Евгений Онегин", гл. 3, строфа XII), авторы уклоняются от разъяснений своих творений в самом художественном тексте

Виды образов:

Так как литературный текст неоднороден, в истории не раз попытки оспорить «образность» как неотъемлемую часть худ. Проз. Бёрк: «Поэзия, не является искусством, основанным на подражании» - в Илиаде много мест, которые не вызывают образов.

Несмотря на то, что худ. Текст не всегда порождает в сознании читателя «представление, чувственно-наглядный образ». (представление возникает на основе припоминания, без воздействия внешнего предмета на органы чувств») Образ-представление. Не все художники используют. 

Произведения, где заметная роль отведена живой и неживой природе – «вторичная условность стиля». Однако специфические предмет художественной литературы – «человеческие сущности». – Антропоцентризм искусства – «Природный мир изображается не только ради них самих». – Иерархия образов в произведении – в центре любого художественного произведения стоит человек –Тимофеев. Отсюда – необходимость типологии образов.

- образ персонаж и образ-представление. Персонажем может быть не только человек, но и животное, дерево…- все, что обладает антропоморфными качествами. «Лицо коня», Особый статус персонажа – драма. «Дорогой сад, многоуважаемый шкаф». Образы вырастают из речи персонажей. В сравнении с драмой, в эпосе границы образа-персонажа более размыты. Структуру образа определяет читатель, а не персонаж. Лирика бесперсонажна – лирический субъект – единство переживания, настроения, размышления. Бестелесный голос, точка зрения. В эпосе первичный субъект речи тоже есть, это – повествователь, повествующий голос. В драме это все – рамочный текст.

 

 

3. Античные теории искусства как подражания (Платон, Аристотель).

А живописца — тоже мастером и творцом этих вещей?

— Ни в коем случае.

— Что же он тогда такое в этом отношении, как ты скажешь?

— Вот что, мне кажется, было бы для него наиболее подходящим именем: он подражатель творениям мастеров.

— Хорошо. Значит, подражателем ты называешь того, кто порождает произведения, стоящие на третьем месте от сущности?

                     

Живописец, по мнению Сократа, наиболее далек от истинной идеи вещи, так как он подражатель третьей степени, подражающий плотнику, сделавшему скамью по образцу идеи. Замечательно, что идея скамьи есть нечто существенно отличное от того, что кажется подражающему ей художнику. Художник подражает не самой идее скамьи, а только ее различным видимым глазу воплощениям, и тем самым он далеко отстает от истины и от "царя", т. e., по Платону, от устроителя и создателя космоса — демиурга

. Какую задачу ставит перед собой каждый раз живопись? Стремится ли она воспроизвести действительное бытие или только кажимость? Иначе говоря, живопись — это воспроизведение призраков или действительности?

— Призраков.

подражательное искусство далеко от действительности. Поэтому-то, сдается мне, оно и может воспроизводить все, что угодно: ведь оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачное ее отображение.

все поэты, начиная с Гомера, воспроизводят лишь призраки добродетели и всего остального, что служит предметом их творчества, но истины не касаются?

подражатель? На опыте ли приобретет он знание о предметах, которые он рисует: хороши ли они и правильны ли, или у него составится верное мнение о них благодаря необходимости общаться с человеком сведущим и выполнять его указания насчет того, как надо рисовать?

— У подражателя не будет ни того ни другого.

— Стало быть, относительно достоинств и недостатков тех предметов, которые он изображает, у подражателя не будет ни знания, ни правильного мнения

 

Аристотель: В чем совершается подражание, тем, чему подражание, тем, как подражают. В звучании, в виде. Чему – сам предмет. Предмет – лучшие люди, как Гомер. Похижие на нас, или хуже чем мы. Как (благодаря мастерству, навыку, природный дар)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.083 с.)