Острецов А.В., Красавин П.А., Воронин В.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Острецов А.В., Красавин П.А., Воронин В.В.



Острецов А.В., Красавин П.А., Воронин В.В.

 

                 КЛАССИФИКАЦИЯ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ                                                                                Учебное пособие

 

Допущено УМО вузов РФ по образованию в области транспортных

машин и транспортно – технологических комплексов в качестве

  учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности

«Автомобиле –  и тракторостроение»

                                  г. Москва – 2009

УДК 629.

 

 

        Острецов А.В., Красавин П.А., Воронин В.В. Классификация транспортных средств: Учебное пособие по дисциплине «Конструкция автомобиля и трактора» для студентов вузов, обучающихся по специальности 190201 (150100) «Автомобиле – и тракторостроение». – М.: МГТУ «МАМИ», 2009. – с.

 

 

       В учебном пособии изложена классификация транспортных средств в соответствии с ГОСТ  Р 52051-2003, даны определения и обозначения типов кузовов транспортных средств категории М1. Приведены классификации:  легковых автомобилей (действующая в странах ЕС), минивэнов, внедорожных автомобилей и кроссоверов, а также автобусов. Помимо классификации грузовых автомобилей по полной массе также представлена их классификация по назначению.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Зав. кафедрой «Тракторы» МГТУ «МАМИ» засл. деятель науки РФ, д-р техн. наук, проф. ШАРИПОВ В.М.; Начальник отдела тяжелых колесных машин НПЦ «Специальное машиностроение», профессор кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана, д-р техн. наук, проф. БЕЛОУСОВ Б.Н.

 

© ОСТРЕЦОВ А.В., КРАСАВИН П.А., ВОРОНИН В.В., 2009

© Издательство МГТУ «МАМИ», 2009

                                                Содержание

  Стр.
  Введение                                                                                                            1.  Категории транспортных средств  2.  Определения и обозначения типов кузовов транспортных средств     категории М1 3. Классификация легковых автомобилей Классификация минивэнов Классификация внедорожных автомобилей Классификация кроссоверов 4. Классификация автобусов 5. Классификация грузовых автомобилей   5.1. Классификация грузовых автомобилей по полной массе   5.2. Классификация грузовых автомобилей по назначению   5.2.1. Классификация подвижного состава общего назначения   5.2.2. Классификация специализированного подвижного состава   5.2.2.1. Автомобили-самосвалы и их классификация   5.2.2.2. Автомобили-самопогрузчики и их классификация   5.2.2.3. Автомобили со съемными кузовами (кузовами-              контейнерами)   5.2.2.4. Автомобили-фургоны        5.2.2.5. Автомобили-цистерны        5.2.2.6. Специализированный подвижной состав промышленного,                   строительного и сельскохозяйственного назначения   5.2.2.7. Специальный подвижной состав Список литературы  

 

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

 

       Классификация (от латинского classis – разряд, класс) – система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знаний или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов или упорядочения представлений о какой-либо совокупности объектов [9].

       В автомобильной промышленности классификации транспортных средств (ТС) относятся к, так называемым, вспомогательным искусственным классификациям, в которых используются несущественные признаки объектов. Они обычно имеют своей целью ранжирование ТС в соответствии с потребительскими свойствами или предъявление к ним дифференцированных по каким-либо параметрам технических требований.

       В настоящее время существуют международные и национальные системы классификации. Международные организации, занимающиеся созданием нормативных документов и контролем их выполнения, классифицируют автомобильные ТС (АТС) на категории в соответствии с назначением и предъявляемыми к ним техническими требованиями.

       Анализ существующих тенденций развития систем классификации АТС позволил сформулировать основные требования к ним [6]:

1. Система классификации должна охватывать всё многообразие конструкций АТС, причем не только отечественных (не должно быть АТС, которые бы не вписывались в принятую систему классификации).

2. Классификационные признаки разных по назначению АТС могут различаться.

3. Крайние значения диапазонов изменения классификационных параметров, характеризующих разные классы АТС, должны быть выбраны таким образом, чтобы принадлежность к тому или иному классу отражала заметное изменение потребительских свойств.

4. Ширина диапазонов изменения классификационных параметров, относя-щихся к разным классам АТС, должна выбираться такой, чтобы распределение известных конструкций по классам было в определенной степени равномерным (чтобы не случилось так, что для половины классов можно найти только по одному представителю).

5. Система классификации должна быть доступна для понимания не только специалистам, для чего число классов не должно быть слишком велико, а их обозначения должны подчиняться общей идеологии.

 

      В Российской Федерации с 2004г. действует ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», разработанный Всероссийским научно-исследовательским инсти-тутом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), в соответствии с которым механические ТС и прицепы (полуприцепы) класси-фицированы по категориям. В ГОСТ Р52051-2003 также представлены определения типов кузовов легковых автомобилей (категория М1).

       Однако при всей универсальности в названом стандарте фактически не представлены классификации ни легковых автомобилей (сведены в одну категорию М1), ни автобусов (сведены в две категории М2 и М3), ни грузовых автомобилей (сведены в три категории N1, N2 и N3).

       В настоящее время в странах ЕС легковые автомобили принято подразделять на классы не только по габаритным размерам, но и по типу кузова, например, автомобили с кузовами «купе» и «кабриолет», минивэны, внедорожные автомобили и т.д.

  Автобусы подразделяются по назначению и габаритной длине.

       Классификация грузовых автомобилей по полной массе является наиболее универсальной, но не дает представления об их назначении, разновидностях и характере использования. В связи с этим они подразделяются на подвижной состав общего назначения (автомобили с бортовыми платформами, пикапы и седельные тягачи), специализированный (для перевозки грузов определенных видов) и специальный.

                             1. Категории транспортных средств

 

1.1. Категория L – механические ТС, имеющие менее 4-х колес и квадрициклы:

  L1 – двухколесные мопеды (рис. 1.1).

         

                                    Рис. 1.1. Двухколесный мопед и скутер

  L2 – трехколесные мопеды (рис. 1.2).

     

                                             Рис. 1.2. Трехколесные мопеды

       Мопеды – двух- или трехколесные ТС, максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:

    – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3 – в случае установки ДВС с принудительным зажиганием;

– максимальной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт – в случае установки ДВС других типов или электродвигателей.

  L3 – мотоциклы (рис. 1.3) – двухколесные ТС, у которых рабочий объем двигателя превышает 50 см3 и (или) максимальная скорость (при любом двигателе) более 50 км/ч.

                                                                                                                                                                                                                                                                                       Рис. 1.3. Спортивный мотоцикл и супербайк

  L4 – мотоциклы с коляской (рис. 1.4) – трехколесные ТС с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, у которых рабочий объем двигателя превышает 50 см3 и (или) максимальная скорость (при любом двигателе) более 50 км/ч.

                              

                                           Рис. 1.4. Мотоцикл с коляской

  L5 – трициклы (рис. 1.5) – трехколесные ТС с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, у которых рабочий объем двигателя превышает 50 см3 и (или) максимальная скорость (при любом двигателе) более 50 км/ч.

 

                                                                      

Рис. 1.5. Трициклы

  L6 – легкие квадрициклы.

  L7 – квадрициклы (ATV – All Terrain Vehicle).

       Квадрициклы (рис. 1.6) – четырехколесные ТС, снаряженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для ТС, предназначенных для перевозки грузов; 350 кг – для легких квадрициклов) без учета массы АБ (в случае электрических ТС), и максимальная мощность двигателя не превышает 15 кВт (4 кВт – для легких квадрициклов). При этом для легких квадрициклов макси-мальная скорость ограничена 50км/ч.

 

Рис. 1.6. Квадрициклы

     1.2. Категория М – механические ТС, имеющие не менее 4-х колес и используемые для перевозки пассажиров (рис. 1.7):

М1 – механические ТС, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя;

М2 – механические ТС, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя, и полную массу до 5,0 т;

М3 – то же, имеющие полную массу более 5,0 т.

           

 

Рис. 1.7. ТС категорий М1, М2 и М3

       При этом ТС категорий М2 и М3 должны относиться к одному или более из трех классов (I, II, III) по ГОСТ Р 41.36 - 99 и ГОСТ Р 41.107 - 2004, а также к одному из двух классов (А, В) по ГОСТ Р 41.52 – 2001, приведенных в табл. 1.

                                                                                                                     Таблица 1

 

Классы ТС категорий М2 и М3 по ГОСТ Р 41.36, ГОСТ Р 41.107 и ГОСТ Р 41.52

Класс ТС Характеристика по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.107
  I ТС, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена
  II ТС, сконструированные для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров, и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или в зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения 2-х двойных сидений
III ТС, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров
Класс ТС Характеристика по ГОСТ Р 41.52
А ТС, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров. ТС этого класса имеют сиденья, но могут также предусматривать перевозку стоящих пассажиров
В ТС, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров. ТС этого класса не имеют оборудования, предназначенного для перевозки стоящих пассажиров

 

1.3. Категория N – механические ТС, имеющие не менее 4-х колес и предназначенные для перевозки грузов (рис. 1.8):

   N1 – механические ТС полной массой не более 3,5 т;

   N2 – механические ТС полной массой свыше 3,5 т, но не более 12,0 т;

   N3 – механические ТС полной массой более 12,0 т.

 

 

Рис. 1.8. ТС категорий N 1, N 2 и N 3

1.4. Категория О – прицепы (включая полуприцепы) (рис. 1.9, 1.10):

  О1 – прицепы, полная масса которых не более 0,75 т

  О2 – прицепы, полная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т;

   О3 – прицепы, полная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10,0 т;

   О4 – прицепы, полная масса которых более 10,0 т.

       Максимальной массой, которая принимается в расчет при классификации полуприцепов и прицепов с центральными осями, является масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность полуприцепом или прицепом, несущими максимальную нагрузку, при наличии соединения с буксирующим ТС.

 

     

Рис. 1.9. Прицепы категорий О1 и О4

 

              

Рис. 1.10. Прицеп с центральной осью категории О2 и полуприцеп категории О3

       Кроме того, прицепы (полуприцепы) категорий О2 О4 относят к одному из следующих трех типов:

       Прицеп с центральной осью (рис. 1.10) – буксируемоеТС, с буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось (оси) которого расположена вблизи центра масс ТС (при равномерной нагрузке) так, что на буксирующее ТС передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% величины, равной максимальной массе прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).

       Полный прицеп (рис. 1.9) – буксируемое ТС, имеющее не менее 2-х осей с буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу) и служит для поворота передней оси (осей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее ТС. Одна ось или более могут иметь привод от буксирующего ТС.

        Полуприцеп (рис. 1.10, 1.11) – буксируемое ТС, ось (оси) которого расположена позади центра масс ТС (при равномерной нагрузке) и которое оборудовано сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее ТС. Одна ось или более могут иметь привод от буксирующего ТС.

Рис. 1.11. Тягач КЗКТ-74281 с полуприцепом-тяжеловозом ЧМЗАП-9990

1.5. Транспортные средства специального назначения.

       К ТС специального назначения относятся ТС категорий M, N и O, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования:

1.5.1. Автомобиль-дом (рис. 1.12) – ТС специального назначения категории М1, сконструированное таким образом, что включает жилой отсек со спальными местами, кухонным оборудованием и оборудованием и приспособлениями для хранения имущества.

Рис. 1.12. Автомобили-дома на шасси Renault Master и FIAT Ducato

1.5.2. Бронированное ТС (рис. 1.13) – ТС, оснащенное пуленепробиваемой броневой обшивкой, предназначенной для защиты перевозимых пассажиров и (или) грузов.

 

                        Рис. 1.13. Бронированные автомобили категории М1С

1.5.3. ТС медицинской помощи (рис. 1.14) – АТС категории М, предназначенное для перевозки больных или раненых и оснащенное специальным оборудованием.

 

                        

                                 Рис. 1.14. ТС медицинской помощи категории М2С

1.5.4. Автомобиль для ритуальных услуг (катафалк) (рис. 1.15) – АТС, предназначенное для перевозки умерших и оснащенное специальным оборудованием.

                                   Рис. 1.15. Автомобиль для ритуальных услуг

       ТС специального назначения имеют комбинированное обозначение, например, М2С.

 

1.6. Категория Т – сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы.

       Сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы – механические ТС на колесном или гусеничном ходу, имеющие не менее двух осей.

 

1.7. Категория G (рис. 1.16) – ТС повышенной проходимости.

       К ТС повышенной проходимости относятся ТС категорий М и N, удовлетворяющие требованиям, приведенным в приложении 1.

       ТС повышенной проходимости имеют комбинированное обозначение, например, М1G, N3G.

         

                  Рис. 1.16. ТС повышенной проходимости категорий М1 G и N 3 G

 

 2. Определения и обозначения типов кузовов транспортных средств категории М1

 

       ГОСТ Р 52051 - 2003 установил определения и обозначения типов кузовов ТС категории М1, которые приведены в табл. 2.                                                                              

                                                                                                           Таблица 2

 

                  Определения и обозначения типов кузовов ТС категории М1

Тип кузова (обозначе ние)                                         Определение
Седан (USA- Sedan,  GB-Saloon, D-Limousine, F-Berline, I- Berlina)   (АА)       Фастбек (Fastback, D-Fliessheck)    Лимузин (Limousine)     Брогам (Brougham, USA-Town car, F-Coupe de Ville)     Ландо (F- Loundoulet)   Седан- Хардтоп (Sedan- Hardtop)   Закрытый кузов с центральной стойкой между боковыми окнами или без нее, с жесткой несъемной крышей, часть которой при этом может открываться. Размещение сидений – не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Двери – две или четыре боковые, допускается также задняя дверь. Окна – не менее четырех боковых.     Кузов «седан-нотчбек» (двух- или трехобъемный) с двумя основными рядами сидений стал классическим в конце 40-х годов ХХ-века ВАЗ-2107                                         Volga Siber   Разновидности кузовов типа «Седан» Двухобъемный кузов с плавно спускающейся назад крышей. С 30-х по 50-е годы ХХ века этот тип кузова имел достаточно широкое распространение, что было связано с поисками наилучших аэродинамических форм автомобиля. В настоящее время практически не используется                                                                        ГАЗ-М20 «Победа»   Кузов, имеющий за первым рядом сидений перегородку с открывающимся окном   ЗИЛ-41047                                        ГАЗ-14 «Чайка»   Кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений. В настоящее время практически не используется        Lincoln, 1928 г.                      Rolls-Royce Phantom III, 1938 г.   Кузов с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений. В настоящее время этот тип кузова изредка используется на короткобазных внедорожных автомобилях. На легковых же автомобилях, за исключением экспериментальных образцов, он практически не применяется     Lada Niva Lando                                    Peugeot 607 Paladine   Кузов без средних боковых стоек. Изначально этот тип кузова появился в США в 50-е годы ХХ века. В настоящее время практически не встречается из-за недостаточной прочности крыши при опрокидывании автомобиля    
   Хэтчбек (Hatchback, D-  Heckklap- pen limousine)   (АВ)       Кузов типа «седан» с открывающейся вверх задней дверью. Этот тип кузова (двухобъемный), предназначенный для перевозки   пассажиров или грузов (при сложенных задних сидениях), представляет собой комбинацию из кузовов двух типов – «седана» и «универсала»                        Lada Priora                                        Renault Koleos
  Универ- сал (USA- Station wagon, GB-Estate  car,  D-combi,  F-Break, I- Giardinera)   (АС)   Закрытый кузов. Форма задней части кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем. Крыша – жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений – не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Один или более рядов сидений могут иметь откидывающиеся вперед спинки или выполняться съемными, образуя грузовую платформу. Двери – две или четыре боковые и задняя. Окна – не менее четырех боковых       ВАЗ- 2111                                             Волга-31022
  Купе (Coupe, I- Gran   turismo)   (А D)     Тарга (Targa)         Закрытый кузов с ограниченным, как правило, объемом задней части. Крыша – жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений – не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери – две боковые, допускается задняя. Окна – два или более боковых. Кузов двух- или трехобъемный, как правило, с одним основным или одним основным и одним дополнительным рядами сидений. Изначально этот тип кузова появился в Италии и был предназначен для туристических путешествий                    Audi A5 Quattro                                     Alfa Romeo GT                                Разновидность кузовов типа «Купе» Двухместный кузов с дугой безопасности, расположенной непосредственно за спинками сидений, и съемной средней частью крыши или с панорамной стеклянной крышей. Дуга была обязательным требованием безопасности к автомобилям, участвовавшим в гонках «Тарга Флорио» в 50-е годы ХХ века. Отсюда и название типа кузова                         Porsche 911                                    Porsche 911 Targa 4 S
   Кабрио- лет (Cabriolet)   (АЕ)             Купе - кабрио - лет (Coupe- сabriolet, Conver- tible)     Родстер (Roadster)      Родстер- купе (Roadster- сoupe)   Спайдер (Spider)   Фаэтон  (Phaeton)     Кузов со съемной или убирающейся крышей. Крыша – мягкая или жесткая, устанавливаемая не менее чем в двух положениях: в одном – закрывает кузов, в другом – отводится (откидывается) назад. Размещение сидений – не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери – две или четыре боковые. Окна – два или более боковых   Bentley Azure                                Porsche 911 Carrera   Кузов со съемной жесткой крышей. В настоящее время используется достаточно редко, причем, съемная жесткая крыша может быть предложена в виде опции с кузовами типа «родстер» или «спайдер» (для замены складывающегося тента)               Jeep Wrangler                Разновидности кузовов типа «Кабриолет» Кузов со складывающейся жесткой крышей и опускающимися стеклами боковых окон                                              BMW 3-series Cabrio   Двухместный кузов с мягкой складывающейся крышей, которая, например, на Audi TT Roadster может раскладываться и складываться при движении со скоростью до 50 км/ч   Audi TT Roadster   Двухместный кузов со складывающейся жесткой крышей и опускающимися стеклами боковых окон   Mercedes - Benz SL 500   Двухместный кузов с мягкой складывающейся крышей или без нее. Изначально термин «spider» применялся для легких трехколесных ТС. Позже этим термином стали называть автомобили с кузовами типа «родстер», производящиеся в Италии   Fioravanti Skill                                    Alfa Romeo Spider   Кузов с мягкой складывающейся крышей и съемными боковыми окнами (рамками стекол)               Cadillac V 16 фаэтон, 1931                   Фаэтон-универсал УАЗ-3151
  Много-  целевое ТС (AF)     Механическое ТС иное, чем АА, АВ, АС, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа или грузов в одном отделении.       ТС не считают относящимся к категории М1, если оно одновременно соответствует следующим требованиям: – число штатных мест для сидения, помимо места водителя, не превышает шести; – выполняется условие: Р – (М+N·68) > N·68, где Р – полная масса ТС, кг; М – масса снаряженного ТС, кг; N – число мест для сидения, помимо места водителя                                                 Многоцелевой автомобиль Hummer
  ТС специаль - ного  назначе- ния категории М1   Автомобиль – дом (SA); Бронированное ТС (SB); ТС медицинской помощи (SC); Автомобиль для ритуальных услуг (катафалк) (SD)

 

                            3. Классификация легковых автомобилей

 

       Универсальной классификации легковых автомобилей в настоящее время не существует. В странах ЕС в основу классификации легковых автомобилей, приведенной в табл. 3 положены габаритные размеры. Причем, классифицируют автомобили по «низшей» модификации – трех- или пятидверному хэтчбеку (если такая модификация имеется). 

                                                                                                                    Таблица 3

 

Европейская классификация легковых автомобилей

 

    Класс

 

 Обозначение

Габаритные размеры, мм

     длина (L) ширина (B)
Особо малый Малый класс 1 Малый класс 2     Средний     Большой  Представительский      А      В      С      D      E      F        L < 3700 3600 < L < 4100 4000 < L ≤ 4500 4500 < L ≤ 4800 4800 < L < 4950      L > 4900 менее 1600 1500 – 1700 1600 – 1750 1700 – 1800 более 1700 более 1700

 

       Эта классификация, однако, не распространяется на легковые автомобили с кузовами «купе» и «кабриолет», минивэны (автомобили повышенной вместимости с кузовами «универсал»), а также на внедорожные и спортивные легковые автомобили. В настоящее время принято выделять эти автомобили в отдельные классы.

       Помимо технических аспектов, в европейскую классификацию вмешиваются и рыночные. Автомобили классов Е и F могут незначительно отличаться габаритными размерами, но существенно отличаться ценой – порой в несколько раз, комплектацией, статусом, т.е. деление их весьма условно.

       Вообще не ясно, как классифицировать автомобили, выпускаемые в моно- и полноприводном вариантах (например, Nissan Qashqai, Chery Tiggo) и спортивные легковые автомобили, в том числе скоростные модификации массовых (например,VW Golf R32).

 

Классификация минивэнов

       Минивэны, за редким исключением, переднеприводные автомобили. Они подразделяются по габаритным размерам на микро, компактные и полноразмерные вэны. Компактные и полноразмерные вэны в настоящее время называют также MPV (многофункциональное пассажирское транспортное средство).

       Микровэны (Peugeot 1007, Opel Agila II) – 4-местные автомобили, длина которых не превышает 3800 мм (База < 2400 мм).

       Компакт-вэны (Citroen C4 Picasso, Ford C-Max, Mazda 5, Opel Zafira, VW Touran), как правило, 5-местные автомобили с достаточно широкими салонами (3800 ≤ L ≤ 4600 мм;  2400 ≤ База ≤ 2750 мм; 1700 ≤ В ≤ 1830 мм). Среди компакт - вэнов необходимо выделить группу капотных минивэнов (Citroen Berlingo, FIAT Doblo Panorama, Ford Tourneo Connect GLX, Оpel Combo Tour, Peugeot Partner VP, Renault Kangoo, VW Holiday) – пассажирских модификаций автомобилей-фургонов с высокой крышей (габаритная высота – 1800 – 1820 мм), имеющих широкие возможности по трансформации салонов и значительный объем багажных отделений (2750 – 3500 дм3).

 

                   а                                      б                                     в

Рис. 3.1. Компакт - вэны:

Классификация кроссоверов

       Кроссоверы имеют пятидверный несущий кузов, независимую подвеску колес, относительно небольшой дорожный просвет (185 – 205 мм), простую (одноступенчатую) раздаточную коробку и, как правило, передние ведущие колеса. Колеса задних осей подключаются через электромагнитные или многодисковые фрикционные муфты с электронным управлением автоматически при пробуксовке передних колес или принудительно (кнопкой), а также через вискомуфты, замыкающиеся при нагревании рабочей жидкости в их корпусах и повышении ее вязкости (принудительно колеса подключены быть не могут).

          Межколесные блокируемые дифференциалы или дифференциалы повышенного трения на кроссоверах встречаются редко. На них, как правило, имеется только электронная система имитации блокировок межколесных дифференциалов (при наличии антиблокировочной системы (АВS) и системы динамической стабилизации (ЕSР), которая автоматически подтормаживает забегающие (пробуксовывающие) колеса и перебрасывает часть момента к отстающим (застрявшим).

       По уровню комфорта, динамическим свойствам и топливной экономичности кроссоверы приближаются к легковым автомобилям.

       Кроссоверы подразделяются на два класса:

- компактные (L < 4750 мм; База < 2750 мм; число мест в салоне – 5) – BMW X3, Land Rover Freelander 2, Toyota RAV4, Honda CR-V III, Mitsubishi Outlander XL, Subaru Forester 2009;

 

                      а                                   б                                     в

Рис. 3.5. Компактные кроссоверы:

Рис. 5.1. Автопоезда: а - прицепной; б - седельный

 

       Основным параметром, определяющим функциональные возможности грузового автомобиля, является его грузоподъемность. Однако на шасси грузовых автомобилей с одинаковой допустимой полной массой может устанавливаться оборудование различной собственной массы. Кроме того, снаряженная масса самих шасси также может быть различной из-за разных кабин, двигателей, базы. Поэтому в качестве классификационного параметра принята полная масса  грузового автомобиля. Грузоподъемность же может являться таковым параметром только для автомобилей одинакового назначения (например, автомобили с бортовыми платформами; самосвалы; фургоны). В приложении 3 приведены классификации грузовых автомобилей по грузоподъемности.

 

Рис. 5.2. Пикапы: а - грузовой «Ока - Романтик»; б - грузопассажирский UAZ Pickup

       

                          а                                                             б

Рис. 5.3. Грузопассажирские пикапы: а - Nissan Navara; б - Great Wall Wingle

 

- седельные автомобили-тягачи. Они предназначены для буксирования полуприцепов и по сравнению с базовыми шасси имеют оригинальное опорно-сцепное устройство, а также укороченную базу и меньшую длину и, как следствие, лучшую маневренность.

 

                                  а                                                 б

Рис. 5.4. Седельные автомобили-тягачи: а - Freightliner Century; б - Ford Cargo

5.2.2. Классификация специализированного подвижного состава [3]

      1. По наличию погрузочно-разгрузочных устройств:

             - автомобили-самосвалы;

             - автомобили-самопогрузчики;

             - автомобили со съемными кузовами (контейнерами).

     2. По типу несущей системы (типу кузова):

             - автомобили-фургоны;

             - автомобили-цистерны.

     3. По роду перевозимого груза:

             - промышленного и строительного назначения (автовозы, лесовозы, металловозы, трубовозы, цементовозы и др.);

             - сельскохозяйственного назначения (скотовозы, птицевозы).

 

5.2.2.1. Автомобили-самосвалы и их классификация [1, 4, 7]

       Автомобили-самосвалы (автопоезда-самосвалы) – это специализированные грузовые автомобили (автопоезда), предназначенные для массовых перевозок насыпных (навалочных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требующих осторожности при перевозке и разгрузке.

       Одиночные автомобили-самосвалы, как правило, не  предназначены для работы с прицепами-самосвалами и не комплектуются необходимыми устройствами и оборудованием для их буксировки. Автомобили-самосвалы, рассчитанные для систематической работы с прицепами-самосвалами, имеют платформы с боковой или комбинированной разгрузкой (рис. 5.5, а), а седельные автопоезда-самосвалы – с задней разгрузкой (рис. 5.5, б).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.149 с.)