Общество с дополнительной ответственностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество с дополнительной ответственностью



 

Утратил силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

 

Акционерное общество

 

Статья 96. Основные положения об акционерном обществе

1. В п. 1 комментируемой статьи дано определение акционерного общества.

Акционерное общество является второй по распространенности организационно-правовой формой после обществ с ограниченной ответственностью. Во многом это обусловлено тем, что на первоначальном этапе приватизации государственных и муниципальных предприятий после распада СССР именно акционерные общества были той организационно-правовой формой, в которую было предписано законом им преобразовываться. Преимуществом такой организационно-правовой формы является то, что владелец акций при желании выйти из состава акционеров общества не ограничен излишними процедурами, и объем возмещения ранее вложенных в акции средств осуществляется по рыночной стоимости.

Вместе с тем акционерные общества, являясь наиболее защищенной и устойчивой формой образования юридических лиц, составляют всего 4% от всех зарегистрированных коммерческих организаций.

Привлекательной стороной акционерных обществ является то, что участник акционерного общества несет риски только в пределах средств, затраченных им на оплату имеющихся у него акций, то есть при осуществлении обществом коммерческой деятельности, существует определенная распыленность риска акционеров, что является благоприятным для привлечения инвестиций. При этом, имея ограниченную степень имущественного риска, акционеры имеют право участвовать в управлении обществом, что также можно рассматривать в качестве преимущества этой организационно-правовой формы.

Особенностью акционерного общества является то, что его уставный капитал оформляется акциями как особой разновидностью ценных бумаг и при выходе акционера из состава его участников путем отчуждения акций акционер может требовать компенсации только от своего контрагента, а не от общества.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи сказано, что акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Другими словами, требование по обязательствам может быть предъявлено к каждому из таких акционеров в полном объеме.

2. Общее положение п. 2 комментируемой статьи о том, что фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным, конкретизируется в ст. 4 Закона об акционерных обществах, согласно п. 1 которого акционерное общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

При этом полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму - акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке - также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" либо аббревиатуру "АО", а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке - полное или сокращенное наименование публичного общества и слова "публичное акционерное общество" либо аббревиатуру "ПАО" (Например, ПАО Сбербанк).

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

3. В настоящее время правовой статус акционерных обществ помимо ГК регулируется также Законом об акционерных обществах, которые являются основополагающими правовыми актами в данной сфере.

К числу законов и иных правовых актов, учитывающих особенности акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, относится в частности, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В п. 3 комментируемой статьи указывается на возможность специального регулирования особенностей правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, а также прав и обязанностей их акционеров. Речь идет о таких правовых актах, как Закон о Центральном банке Российской Федерации, Закон о банках и банковской деятельности, Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и др.

Кроме того, деятельность акционерных обществ регулируется целым рядом других правовых актов, среди которых можно назвать:

- Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

- Федеральный закон от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"

- Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";

- Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

- Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах";

- Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

- Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";

- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

- Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".

 

Статья 97. Публичное акционерное общество (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Правовое регулирование акционерных обществ как юридических лиц подверглось в новом ГК существенным изменениям. В частности, в настоящее время не предусматривается такой разновидности хозяйственных обществ, как закрытые акционерные общества, однако закрепляется норма о том, что перерегистрацию таких обществ осуществлять не потребуется, а положения Федерального закона "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах будут применяться к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

Вместо открытых и закрытых акционерные общества по действующему законодательству делятся на публичные и непубличные. По существу правовой статус публичного акционерного общества близок к статусу открытого акционерного общества, тогда как непубличное акционерное общество имеет, по сути, статус закрытого акционерного общества.

Акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным. Таким образом, применительно к акционерным обществам предусматривается возможность изменения статуса непубличных обществ на общества публичного типа не в силу фактических обстоятельств (например, прохождение процедуры публичного размещения акций и включение акций данного общества в котировальный список), а в силу воли участников (акционеров) данного юридического лица.

Общая характеристика публичных акционерных обществ дана в ст. 66.3 ГК (см. комментарий к ней), согласно п. 1 которой публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признается непубличным.

Хотя в законе говорится о публичных обществах вообще, однако реально речь может идти только о применении данной классификации к акционерным обществам. В литературе правильно отмечено, что такой классификации можно подвергать только акционерные общества, имея в виду установление более жестких требований к статусу публичных АО, акции которых котируются на фондовых биржах, а участники (акционеры) нуждаются в повышенной охране от различных злоупотреблений. Но применительно к обществам с ограниченной ответственностью она теряет смысл, поскольку ООО ни при каких условиях не могут стать публичными хозяйственными обществами - им нечего котировать на биржах*(6).

Акционерное общество, отвечающее признакам публичных акционерных обществ данных в ст. 66.3 ГК, согласно п. 1 комментируемой статьи обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

При этом комментируемая статья предоставляет право каждому акционерному обществу, в том числе и бывшему закрытому акционерному обществу, объявить себя публичным акционерным обществом (ч. 2 п. 1 ст. 97 ГК), хотя ранее таким не являлось.

2. Со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, оно приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах. После этого оно должно внести соответствующие изменения в устав и внутренние документы общества.

3. Статьей 97 ГК вводится императивная норма по созданию коллегиального органа управления акционерного общества и его численному составу в публичном акционерном обществе. В п. 3 указанной статьи сказано, что в публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (см. комментарий к пункту 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются Законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

В соответствии с нормой ч. 1 п. 1 ст. 66 Федерального закона "Об акционерных обществах" члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Лица, избранные в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, могут переизбираться неограниченное число раз (ч. 2 п. 1 ст. 66 ФЗ "Об акционерных обществах").

Акционерное законодательство не содержит никаких квалификационных требований к членам совета директоров. Однако согласно п. 2.1.3 § 2 гл. 3 Кодекса корпоративного поведения (не является обязательным к применению нормативным актом), для того чтобы совет директоров надлежащим образом выполнял свои обязанности и вносил реальный вклад в управление обществом, члены совета директоров должны обладать знаниями, навыками и опытом, необходимыми для принятия решений, обычно относящихся к компетенции совета директоров и требуемых для эффективного осуществления функций совета директоров определенного общества. В связи с этим в уставе общества рекомендуется закрепить конкретные требования к членам совета директоров.

В течение длительного времени ставился вопрос о разделении статуса и компетенции наблюдательных советов, являющихся органами контроля акционеров за действиями менеджмента, и советов директоров как исполнительных органов. В ранее действовавшем законодательстве существовало их отождествление, дающее возможность членам коллегиального исполнительного органа общества участвовать в деятельности контролирующего его органа общества, что лишает действия последнего какого-либо смысла. Наблюдательные советы более не отождествляются с советами директоров.

Порядок образования и компетенция наблюдательного совета определяются Законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества. Как было отмечено в п. 3.10 Концепции развития законодательства о юридических лицах, необходимо отказаться от терминологической путаницы в названии контрольного органа. Он должен именоваться наблюдательным советом, а не советом директоров (наблюдательным советом). Термин "совет директоров" (board of directors) более свойственен английскому корпоративному праву и законам о корпорациях отдельных американских штатов, где им обозначается основной орган управления компанией, совмещающий в себе функции управления и контроля, тогда как наблюдательный совет как контрольный орган акционеров свойственен более близкой к российской или германской системе корпоративного управления.

4. Как следует из п. 4 ст. 97 ГК, публичное акционерное общество не может само вести реестр акционеров и исполнять функций счетной комиссии. В соответствии с указанным пунктом обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

5. В п. 5 комментируемой статьи говорится о том, какие ограничения нельзя вводить в устав публичного акционерного общества. В частности в соответствии с п. 5 ст. 97 ГК РФ в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены:

- количество акций, принадлежащих одному акционеру;

- их суммарная номинальная стоимость;

- максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 100 ГК (см. комментарий к ней) и Федеральным законом "Об акционерных обществах".

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ и Законом "Об акционерных обществах".

6. Пункт 6 комментируемой статьи обязывает публичное акционерное общество публично раскрывать определенную информацию, предусмотренную законом. Целью раскрытия информации является повышение уровня информационной открытости общества в связи с публичным ведением деятельности, что способствует защите интересов инвесторов.

В данном случае следует обратить внимание на ст. 92 Закона об акционерных обществах, названную "Обязательное раскрытие обществом информации", в которой указывается, какая именно информация подлежит раскрытию.

7. Согласно п. 7 комментируемой статьи дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и законодательством о ценных бумагах.

 

Статья 98. Создание акционерного общества (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Порядок и процедура создания акционерного общества будет отличаться в зависимости от того, создается ли оно путем учреждения или приватизации государственных или муниципальных унитарных предприятий.

Процедура создания акционерного общества путем учреждения установлена в ст. 98 ГК и главе II Закона об акционерных обществах. Согласно п. 1 комментируемой статьи учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные Законом об акционерных обществах.

Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Причем договор о создании акционерного общества не является учредительным документом общества и действует до окончания определенного договором срока оплаты акций, подлежащих размещению среди учредителей.

Более подробно процедура создания акционерного общества прописана в Законе об акционерных обществах. В ст. 9 указанного Закона сказано, что создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. При этом решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества.

При учреждении общества учредители могут утвердить аудитора общества. В этом случае решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей общества и принятое учредителями решение об утверждении аудитора общества.

В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об особенностях ответственности учредителей акционерного общества и самого общества по обязательствам, возникшим до регистрации общества.

В частности, учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. При этом общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

3. Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав. В п. 3 комментируемой статьи содержится перечень положений, которые должны содержаться в уставе как публичного, так и непубличного акционерного общества.

Требования к его содержанию помимо комментируемого пункта определяются ст. 52 ГК (см. комментарий к ней), и ст. 11 Закона об акционерных обществах. При этом абз. 12 п. 3 статьи 11 Закона об акционерных обществах отдельно регламентированы сведения, которые могут быть внесены в устав непубличного общества, а п. 3.1 статьи 11 - сведения, которые наряду с общими сведениями, установленными п. 3 статьи, должен содержать устав публичного акционерного общества.

Содержащийся в п. 3 статьи 11 Закона об акционерных обществах перечень сведений, которые отражаются в уставе АО, не является исчерпывающим, на что прямо указывают положения абз. 11 п. 3 статьи, определяя, что устав АО может включать иные положения, не противоречащие законодательству.

4. Пункт 4 комментируемой статьи в отношении порядка совершения иных действий по созданию акционерных обществ, в том числе определения компетенции учредительного собрания, отсылает к Закону об акционерных обществах.

Согласно ст. 8 указанного закона общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.

Конкретная процедура учреждения АО установлена в ст. 9 указанного закона. В частности, решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

Решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и утверждения регистратора общества.

Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.

Определенные особенности содержатся в процедуре создания акционерных обществ работников (народных предприятий). Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.07.1998 N 115-ФЗ (ред. от 21.03.2002) "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается.

5. В пункте 5 комментируемой статьи содержится норма отсылочного характера, касающаяся особенностей создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий. В частности, согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи акционерное общество (как публичное, так и непубличное) может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Наличие подобной возможности обусловлено особенностями, свойственными хозяйственным обществам, основанным на объединении капиталов. В данном случае существование акционерного общества (в отличие от хозяйственного товарищества) не связано с каким-либо конкретным лицом или группой лиц: может поменяться весь состав акционеров, но общество будет продолжать свою деятельность даже при наличии одного акционера.

Сведения о том, что данное акционерное общество является компанией одного лица, должны содержаться в уставе общества и быть внесению в единый государственный реестр юридических лиц.

Однако по общему правилу акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Иное может быть установлено специальным законом.

 

Статья 99. Уставный капитал акционерного общества

1. В п. 1 комментируемой статьи дается общее определение уставного капитала акционерного общества. Аналогичное определение содержится в п. 1 ст. 25 Закона об акционерных обществах.

Уставный капитал акционерного общества выполняет различные функции. Так, само создание юридического лица требует наличия определенного имущества, минимальный размер которого может быть определен в законе. Он также выполняет материально-обеспечительную функцию, поскольку юридическое лицо не может функционировать, не имея соответствующей материальной базы. Наконец, он служит определенной гарантией по обязательствам с контрагентами.

По российскому законодательству (ст. 26 Закона об акционерных обществах) минимальный размер уставного капитала публичного общества должен составлять 100 тыс. руб., а непубличного - 10 тыс. руб.

К акционерным обществам, занимающимся банковской, инвестиционной и страховой деятельностью, применяются иные требования минимального уставного капитала, касающиеся его размера и порядка определения. Например, согласно ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме:

1) 1 миллиард рублей - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;

2) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией.

2. В п. 2 комментируемой статьи юридически закреплен запрет на освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества при формировании уставного капитала.

Кроме того, определенные ограничения установлены в отношении применения зачета встречных требований (о зачете встречных требований см. комментарий к ст. 410) при оплате размещаемых обществом дополнительных акций: он допускается только в случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах.

Так, согласно п. 2 ст. 34 указанного оплата дополнительных акций путем зачета денежных требований к обществу допускается в случае их размещения посредством закрытой подписки.

3. Пункт 3 комментируемой статьи запрещает проведение открытой подписки на акции акционерного общества до полной оплаты уставного капитала общества, а также устанавливает, что при учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей. В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 97 комментируемой главы АО приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным (см. комментарий к указанной статье). Положение п. 3 комментируемой статьи о том, что при учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей, содержится также в п. 2 ст. 25 Закона об акционерных обществах.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится о последствиях той ситуации, когда по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше его уставного капитала. В таких случаях общество в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об акционерных обществах, обязано увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала.

Решение об уменьшении уставного капитала должно быть принято не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года (п. 6 ст. 35 Закона об акционерного общества).

Если же стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Стоимость чистых активов определяется как разность между величиной принимаемых к расчету активов организации и величиной принимаемых к расчету обязательств организации. Объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются (п. 4 Приказа Минфина России от 28.08.2014 N 84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов").

5. В непубличных акционерных обществах согласно п. 5 ст. 99 ГК РФ могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.

Так, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" предусмотрено, что один акционер народного предприятия, являющийся его работником, не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5% уставного капитала народного предприятия.

Поскольку в п. 5 комментируемой статьи говорится только о непубличных акционерных обществах, то можно придти к выводу, что в публичном акционерном обществе в соответствии с п. 5 ст. 97 комментируемой главы не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

 

Статья 100. Увеличение уставного капитала акционерного общества

1. Согласно п. 1 ст. 100 ГК РФ акционерное общество в соответствии с Законом об акционерных обществах вправе увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Так, согласно п. 1 ст. 28 указанного закона уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров. При этом решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение (п. 2 ст. 28 Закона об акционерных обществах).

2. Увеличение уставного капитала акционерного общества в соответствии с п. 2 комментируемой статьи допускается после его полной оплаты.

В п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.04.2001 N 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным" отмечено, что "согласно статье 100 Гражданского кодекса Российской Федерации увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его оплаты. В связи с этим решение совета директоров общества об увеличении уставного капитала общества и выпуске дополнительных акций до полной оплаты уставного капитала не могло признаваться документом, имеющим юридическую силу, и на его основании не должна была проводиться государственная регистрация выпуска акций".

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом об акционерных обществах, акционерам и лицам, которым принадлежат ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, может быть предоставлено преимущественное право покупки дополнительно выпускаемых обществом акций или конвертируемых в акции ценных бумаг.

Так, согласно ст. 40 Закона об акционерных обществах акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).

 

Статья 101. Уменьшение уставного капитала акционерного общества

1. Любое акционерное общество в соответствии с п. 1 комментируемой статьи в случаях и порядке, установленных Законом об акционерных обществах имеет право уменьшить уставный капитал двумя способами: путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Так, согласно п. 2 ст. 29 Закона об акционерных обществах решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций или путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества принимается общим собранием акционеров.

Причем уменьшение уставного капитала общества допускается только после уведомления всех его кредиторов в порядке, также определяемом Законом об акционерных обществах. Об этом, в частности, говорится в ст. 30 указанного Закона, согласно которой в течение трех рабочих дней после принятия обществом решения об уменьшении его уставного капитала оно обязано сообщить о таком решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц поместить в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (речь идет о журнале "Вестник государственной регистрации"), уведомление об уменьшении его уставного капитала.

Особым образом регулируются права и обязанности кредиторов кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерного общества. В таких случаях применению подлежат нормы специализированных законов, регулирующих их деятельность. В качестве примера можно привести § 4.1 гл. IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ) "О несостоятельности (банкротстве)", которая назван "Банкротстве кредитных организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона об акционерных обществах при принятии решения об уменьшении уставного капитала кредиторы вправе потребовать досрочного исполнения обязательства, а если это невозможно - возмещения убытков и прекращения обязательства. Суд может отказать кредитору в удовлетворении его требования в двух случаях (п. 4 ст. 30 Закона об акционерных обществах): во-первых, если имеется иное обеспечение исполнения обязательства (например, договор устанавливает условие о поручительстве, банковской гарантии, залоге, неустойке и др.); во-вторых, если уменьшением уставного капитала не нарушаются права кредитора.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается по решению общего собрания акционеров, если такая возможность предусмотрена в уставе общества (п. 3 ст. 72 Закона об акционерных обществах).

Конкретная процедура уменьшения установлена ст. 29 Закона об акционерных обществах, согласно п. 2 которой решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций или путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества принимается общим собранием акционеров.

В литературе Ф.И. Тимаевым отмечено несоответствие положений комментируемой статьи и соответствующих положений Закона об акционерных обществах.

В частности, он отмечает, что "Гражданский кодекс РФ предусматривает в качестве одного из способов уменьшения уставного капитала "покупку обществом части акций в целях сокращения их общего количества" (абз. 1 п. 1 ст. 101 ГК РФ) и допускает такое уменьшение уставного капитала "путем покупки и погашения части акций, если такая возможность предусмотрена в уставе общества" (п. 2 ст. 101 ГК РФ). Таким образом, в Гражданском кодексе речь идет только о возможности приобретения обществом акций с целью их сокращения путем погашения на основании сделки, и только в этом случае возможность уменьшения уставного капитала таким способом должна быть предусмотрена в уставе общества.

Из абзаца 2 п. 1 ст. 29 Закона об акционерных обществах следует, что уставный капитал может быть уменьшен путем сокращения общего количества акций, в том числе путем приобретения части акций, в случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах. В этом случае законодатель предусмотрел, как мы понимаем, уменьшение уставного капитала не только путем покупки акций обществом и их дальнейшим погашением (сокращением), но и путем иного приобретения акций обществом и их последующим погашением.

Эта иная, основанная на законе, а не на сделке возможность приобретения акций обществом и предусмотрена абзацем 4 п. 1 ст. 34 Закона об акционерных обществах. Тогда, когда общество получило в собственность акции в соответствии с вышеуказанной нормой и не реализовало их в указанные в Законе сроки, оно обязано принять решение об уменьшении уставного капитала"*(7).

С этой точкой зрения вполне можно согласиться.

 

Статья 102. Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.066 с.)