Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV.I. идея космической религиозности
Элиаде останавливается на том факте, что для перво- бытного и архаического человека через природу открыва- лась реальность Сакрального. Он говорит, что «для перво- бытного человека природа не просто «естественна», она в то же время и сверхъестественна, то есть является и проявлением священных сил, и шифром трансцендентной реальности»249. Здесь нужно сказать о естественном бого- познании, о том, что «невидимое Его, вечная сила Его и Бо- жество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Раскрывая религиозную природу прамонотеизма, М. Элиаде также делает акцент на естественном богопознании первобытного человека: «Очевидно, – поясняет он, – что Небо есть воплощение трансцендентности, мощи и свято- сти. Простое созерцание небесного свода уже дает перво- бытному разуму религиозный опыт. Это вовсе не подразу- мевает поклонение небу как части природы. Небесный свод 249 Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. С. 20-21. – нечто, далее всего отстоящее от ничтожного человека и его крошечного срока жизни. Символизм его трансцендент- ности проистекает уже из одного осознания его бесконеч- ной высоты»250. Мы уже говорили, что М. Элиаде осмысляет проблему Высшего Существа автохтонных религий в тесной связи с точкой зрения двух других европейских религиоведов: В. Шмидта и Р. Петтацони. Первобытная религия, как полагал В. Шмидт, нигде не сохранилась в первозданном виде. «Оста- ется делом трудоемкого исследования постепенно снова со- ставлять картину этой религии из многих фрагментов»251, писал он. Шмидт считал, что возможно реконструировать перво- начальную религию на основе исследований религиозности наиболее архаических народов: племен юго-восточной Ав- стралии, пигмеев, некоторых народов севера Азии и Амери- ки. Он и предпринял такую попытку в своем 12-ти томном труде «Происхождение идеи Бога». Элиаде использовал идеи Шмидта в своей полемике с религиоведческим редукционизмом. Как и Шмидт, Элиаде полагал, что «не вызывает никаких сомнений, практически универсальное верование в Небесное Божественное Суще- ство, Которое сотворило мир и которое обеспечивает пло- дородность земли, посылая на нее дождь. Это Существо на- делено даром безграничного предвидения и мудрости. Оно установило моральные законы»252.
Затем ученый проводит обширный исторический обзор религий древних народов и цивилизаций, свидетельствую- щий об изначальности монотеизма для всего человечества на заре его истории: «Шумерский термин (Месопотамия) 250 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 50. 251 Schmidt W., Dr. P. Ursprung und Werden der Religion. Theorien und Tatsachen. – Mьnster, 1930. – S. 280. 252 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 50. для обозначения божества – дингир на самой ранней ста- дии обозначал небесную эпифанию: «светлый, сияющий» (дингир переводилось на аккадский язык как эллу – «свет- лый, сияющий»). Идеограмма, употреблявшаяся для слова «божество» (произносилась дингир) использовалась и для слова «небо» (в том случае она произносилась ана, ану «вы- сокий, высшая сущность»). В законах Хаммурапи к нему обращаются как к «Царю Ануннаки», а обычные его титулы таковы: ил шаме («Бог Неба»), аб шаме («Небесный Отец»), шар шаме («Небесный Царь»). Будучи шумерского проис- хождения, Ану тем не менее стал Верховным Богом у вави- лонян… Дьяус (санскр. Duaus – «Небо») общее слово для обозначения Высшего Бога всех арийских племен. В «Ведах» до нас дошло обращение «Небу-Отцу», к «Всезнающему Небу»… В древних китайских текстах Бог имеет два имени: Тянь («Небо» и «Бог Неба») и Шан-ди («Владыка-вышина», «Владыка в вышине»). Небо следит за космическим поряд- ком, предстает как всевидящая и законотворческая власть… Вера в Верховное Небесное Существо обнаруживается в наиболее архаичных из нынешних первобытных обществ (у пигмеев, австралийцев, огнеземельцев и т.д.)…Анализ раз- личных стадий австралийской религии ясно показывает, что на самой первой ее стадии Небесное Божество занимало центральную позицию в религиозной жизни»253. Подобно Хауитту, Э. Лэнгу и В. Шмидту, Элиаде так же непосредственно касается австралийской темы в своей кни- ге «Религии Австралии». Он пишет: «Нет сомнения в том, что представление о небесном высшем существе является частью самых древних и подлинных верований аборигенов юго-восточной Австралии. Эти верования были зафиксиро- ваны еще до появления христианских миссий. Более того,
253 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 72-75, 71, 64-65. как мы отмечали, имена, мифы и ритуалы, связанные с выс- шими существами, абсолютно секретны, их открывают ис- ключительно посвященным. Если заподозрить, что высшее существо – плод просто миссионерской пропаганды, может возникнуть вопрос, почему он почти не известен женщинам и почему он стал в центре тех религиозных и социальных тра- диций, которые принадлежат мифическому прошлому»254. Взгляд Элиаде на изначальность прамонотеизма разделяет также А.Б. Зубов, который в своих работах стремится обо- сновать тезис о монотеизме египетской религии255. Давайте здесь вернемся к рассмотрению точки зрения В. Шмидта. Что касается проблемы происхождения пред- ставлений о Высшем Существе то, с одной стороны, Шмидт разделял взгляд вышеупомянутого Э. Лэнга, что идея Выс- шего Существа явилась следствием присущей человеку ин- теллектуальной потребности в осознании происхождения и причины вещей. С другой, он допускал божественный от- вет на человеческие поиски в виде откровения. Как пишет российский этнолог Г.Е. Марков в своей работе «Немецкая этнология»: «Согласно учению Шмидта, в истории религии могут быть выделены 3 этапа, причем независимые один от другого и не являющиеся следствием эволюционного разви- тия чего-то исходного. Каждый из этих этапов возникал, по Шмидту, как результат Божественного откровения. На заре человеческой истории – в виде первобытного монотеизма, далее – как иудаизм и, наконец, – как христианство. При этом первобытные религии были подвержены «обратной эволюции»»256. 254 Элиаде М. Религии Австралии. – СПб., Университетская книга, 1998. – С. 32-33. 255 Зубов А.Б. Монотеизм или политеизм – вновь к представлениям о Боге в Древнем Египте. – Режим доступа: http: // www.mpda.ru/ru/ biblio/articles/index.php?id=288 256 Марков Г.Е. Немецкая этнология. – М., 2004. – С. 125. М. Элиаде также пишет о том, что «ни в одной из первобыт- ных религий мы не найдем Верховного Небесного Существа, Которое бы играло ведущую роль в религии. У австралийцев доминирующей формой религии является тотемизм. В Индо- незии Верховное Небесное Божество либо слилось с богом солнца, либо было заменено им. У большинства африканских племен наблюдается, что Великий Бог Неба, Верховное Суще- ство, Всемогущий Творец играет крайне незначительную роль в религиозной жизни племени: Вачагга, большое бантусское племя, живущее у Килиманджаро, почитают Руву-Творца, до- брого Бога, Хранителя нравственного закона. Он играет боль- шую роль в мифах и легендах, в религии очень ограниченную. Он настолько хорош и добр, что люди могут Его не бояться: все их страхи сконцентрированы на мире умерших. Лишь в тех случаях, когда молитвы и жертвоприношения духам оста- ются без ответа, они приносят жертвы Руве. А племя фанг, живущее в долинах Экваториальной Африки, выражает свою философию религии в такой песне: «Нзаме (Бог) – вверху, че- ловек – внизу. Бог есть Бог, человек есть человек. Каждый – у себя дома, каждый – в своем жилище»»257. Анализируя историю древних народов и цивилизаций, мы можем наблюдать тоже самое. «Ану – по крайней мере, в исторический период – представляется несколько аб- страктным Богом. Его культ не был широко распространен; его редко называют в религиозных текстах, а имя его не фигурирует в списках божественных имен. Он не является богом-творцом в отличие от Мардука. До сих пор не найде- но ни одной статуи Ану, и это, по-видимому, подтверждает тот факт, что он никогда не оказывал активного влияния на вавилонскую религиозную жизнь в исторический период. Судьба Урана в Греции также свидетельствует о том, что небесные божества постепенно изгонялись из религиозной
257 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 60-61, 59. жизни и деятельности и, в конце концов, уходили в забве- ние. Его место было занято Зевсом. Значение титулов Зевса вполне ясно: все они в той или иной степени свидетельству- ют о его связи с грозой, дождем и плодородием»258. Осмысляя переход архаического сознания от прамоноте- изма к политеизму, Элиаде останавливается на проблеме со- отношения духовного и материального, на некоем упоении первобытного человека, как и современного, одними земны- ми ценностями и перспективами. Элиаде замечает: «Один из главных факторов принижения Бога в глазах человека, это все возрастающее значение жизненных ценностей и жизни как таковой в менталитете человека практики. Люди вспоминают о небе и о Верховном Божестве, лишь, когда им непосредственно угрожает опасность с Неба; в осталь- ное время их набожность уходит в повседневные нужды, а религиозные действа и поклонение направлены на те силы, которые этими нуждами «владеют»»259. Однако М. Элиаде отнюдь не во всем соглашается с точ- кой зрения В. Шмидта на генезис Высших Существ. Отно- сительно теории прамонотеизма он более осторожен в вы- водах, чем В. Шмидт. «Вера в высшие Существа характерна для самых древних культур, но в этих последних мы находим другие религиозные элементы; это заставляет нас думать, что при данном состоянии наших знаний о самом отдаленном прошлом, самое надежное – исходить из гипотезы, будто ре- лигиозная жизнь с самого начала была достаточно сложной и, что «возвышенные» концепции сосуществовали здесь с более «низменными» формами культа и верования»260. В своем труде «Мифы, сновидения, мистерии» Элиаде го- ворит: «Схема, предложенная историко-культурной школой, 258 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 73, 82, 84. 259 Там же. С. 130, 60. 260 Элиаде М. Ностальгия по истокам. С. 46 – 47. нуждается в коррекции и модификации. Мы, скорее, долж- ны говорить о тенденциях, а не об исторических реалиях. Мы больше не можем сомневаться в существовании верхов- ного Существа, но следует добавить, что это первобытный монотеизм, понимаемый на уровне умственного развития архаического человека, а не в рамках теизма восемнадцато- го столетия. А это означает, что для символического мышле- ния – единственного типа мышления, которое является жиз- ненно важным и созидательным на этой архаической стадии человечества – Высшее Существо может вполне выступать в форме Животного и при этом совсем не терять своей не- бесной божественности. Наряду с верой в такое Высшее Су- щество имели место также и другие религиозные верования. То есть, насколько мы можем судить по имеющимся данным, в то время еще не было «чистой религии», а лишь тенденция некоторой формы религии стать предоминирующей»261.
В этом отношении примечательно, что «магия достигает преобладающего значения (над религией – добавлено мной А.Г.), – согласно Элиаде, – в более развитых обществах. Магическая практика весьма слабо развита у австралий- ских курнаи и огнеземельцев; в некоторых эскимосских и корякских сообществах магия распространена меньше, чем у их соседей айнов и самодийцев, которые превосходят их в культурном и иных отношениях… Магия – хотя она встре- чается почти повсюду – существует не иначе как вместе с религией»262. Как уже говорилось в работе, другим крупнейшим рели- гиоведом, который пытался дать оценку проблеме генезиса идеи Высшего Существа был Рафаэль Петтацони. Он счи- тал, что общая для всех верований идея Высшего Существа сформировалась на основе фундаментальных экзистен- 261 Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. С. 204-205. 262 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 37. циальных потребностей человека. Так, Петтацони пишет: «В представления о Высшем существе всегда привносятся смыслы, жизненно важные для человеческого существо- вания. Небесный Отец есть Высшее Существо типичных кочевников, которые живут благодаря своим стадам, а те, в свою очередь, зависят от влаги, пролитой с неба на паст- бища. Мать Земля есть Высшее Существо типичных земле- дельцев, кормящихся плодами земли. В более отдаленные времена, предшествовавшие земледелию и скотоводству, Высшее Существо было Владыкой животных. От этого Вла- дыки зависел исход охоты. Следовательно, представления о Высшем существе развились не столько из интеллектуаль- ных потребностей, сколько из озабоченности условиями существования»263. При решении вопроса о происхождении идеи Высше- го существа Р. Петтацони опирается на свой историко- феноменологический метод. Ученый считает, что «экзистен- циальная озабоченность является общим корнем структуры Высшего Существа, но эта структура исторически облека- лась в различные формы: Владыки животных, Матери Зем- ли, Небесного Отца. Все эти структуры имеют глубокие связи с разными культурными реальностями, которые обу- славливали их и в которых то или иное Высшее Существо находило свое выражение»264.
По мнению Элиаде, религия также не является чем-то, открываемым посредством «логического поиска причины», как полагал В. Шмидт. Об этом писали и ученики В. Шмид- та, например, Пауль Шебеста – католический священник, этнолог и исследователь религий первобытных народов. «Мы соглашаемся, что В. Шмидт слишком сильно выдвинул
263 Петтацони Р. Высшее Существо: феноменологическая структура и историческое развитие // Религиоведение № 1, 2002. – С. 153. 264 Там же. С. 153. на передний план причинно-логичное мышление и слишком пренебрег, нерациональным моментом в религии»265. Элиаде считает, что человек посредством своей встречи с Сакральным спасается от своего экзистенциального кризиса. Это верно и в отношении поведения человека к Высшим Су- ществам. В этом он во многом сходится во взглядах с Р. Пет- тацони. Прамонотеизм М. Элиаде, в противовес логически- причинному прамонотеизму Э. Лэнга и В. Шмидта, можно условно назвать созерцательно-экзистенциальным. Можно сказать, что «хотя мнения этих ученых в боль- шей мере гипотетичны, но могут рассматриваться как важ- ный вклад в философское освещение религии, так как их точка зрения исходит из непосредственных жизненных установок религиозного человека, именно, из религиозного переживания»266. Думается, что можно сгладить даже кажущиеся противо- речия между ними в оценке генезиса Высшего Существа. Поскольку разум архаического человека вновь открывал, через логический поиск причины сущего, позабытого Твор- ца, а его экзистенциальные потребности не давали угаснуть религиозным переживаниям связи с Ним, в сердце. М. Элиаде, как мы уже упоминали, говорит обо все воз- растающем значении жизненных ценностей и жизни как таковой в менталитете человека практики. В этом он видит начало модификации первобытной религии. Ученый пишет: «Можно сказать, что мы наблюдаем за постепенным пони- жением сакрального до уровня конкретного, когда жизнь человека и окружающая среда приобретают все больше и 265 Ursprung der Religion. Ergebnisse der vorgeschichtlichen und vцlerkundlichen Forschungen. – Herausgegeben von Paul Schebesta. – Berlin, 1961. – S. 191. 266 Варлаам (Горохов), иеромонах. Проблема генезиса Высшего Суще- ства древних автохтонных религий в европейском религиоведении XX века // Диалог культур и цивилизаций. Материалы VIII Всероссийской научной конференции молодых историков. В 2 ч: ч. 1. – Тобольск, 2007. – С. 87. больше оттенков сакральности. Вера в мана, анимизм, то- темизм, почитание духов умерших и местных божеств и многое другое ставят человека в принципиально иное поло- жение, нежели вера в Верховное небесное существо. Ме- няется сама структура религиозного опыта: какой-нибудь Дарамулун или Тирава (верховный небесный Бог, – до- бавлено мной А. Г.), например, познается человеком весь- ма отличным образом от тотемов или духов умерших»267. Интересно сравнить точку Элиаде на видоизменение пер- вобытной религии с мнением Владимира Сергеевича Со- ловьева, которое он выразил в своей работе «Мифологиче- ский процесс в древнем язычестве». В.С. Соловьев пишет, что «когда, по причине, действительность которой явству- ет из ее последствий, но которая сама лежит за пределами эмпирического сознания,268 чистый первобытный моноте- изм стал невозможным для человека и явилась необходи- мость внешнего проявления духовного единого божества, то эта необходимость поставила рядом с ним независимое от него материальное начало природы в образе женского божества, обусловив этим многобожие и весь мифологиче- ский процесс, состоящий в постепенном взаимном опреде- лении указанных двух начал, все более и более друг друга проникающих»269. Как мы видим, этот взгляд заключается в том, что «недоступное внутренне, божество становится по- знаваемым только в своем внешнем действии или проявле- нии – в видимом мире»270. Это, в общих чертах, совпадает с 267 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 62. 268 Сам В. Соловьев при определении этой причины опирается на точ- ку зрения немецкого ученого филолога, переводчика Вед и религиоведа М. Мюллера. Последний указывает на сознание греха (нем. das Schuldbe- wusstsein), как причину, отчуждающую от Божества, она есть характерная черта в религии Вед. 269 Соловьев В.С. Мифологический процесс в древнем язычестве // Со- ловьев В.С. Собрание сочинений. Т. 1. – Брюссель, 1966. – С. 24-25. 270 Там же. С. 10. точкой зрения и В. Шмидта, и М. Элиаде на модификацию первоначальной религии. В свою очередь, и Шмидт, и Элиаде указывают на из- менения в материальной жизни и культуре как подоснову религиозных изменений. Оба считают такой причиной воз- никновение земледелия. Так, Шмидт выделяет «материнско- правовых земледельцев» – третий тип, так называемых «продвинутых культур»»271. М. Элиаде также полагает, что в результате возникно- вения земледелия и соответствующей ментальности, Боги неба повсюду заменяются богами плодородия. Элиаде пи- шет: «Бог грозы динамичен и силен, вокруг него разраста- ются мифы, его культ становится пугающе огромным; но он более не Творец Вселенной и человека, он не всеведущ, иногда он лишь супруг великой богини»272. С возникновени- ем земледелия Элиаде связывает и появление человеческих жертвоприношений. Он связывает их со страхом первобыт- ного человека, который заключается в возможном исчез- новении природных объектов: солнца, луны, растений. Так как, «космогонический миф включает в себя ритуальную (т.е. насильственную) смерть изначального великана, из тела которого были сотворены миры и выросли растения, – рассуждает Элиаде, – то принесение в жертву людей ста- вит своей целью «воспроизвести» акт творения, впервые давший жизнь зерну»273. Другим аспектом материальной жизни, повлиявшим на изменение жизни религиозной, по мысли Элиаде, было воз- никновение металлургии. Об этом он пишет в своем труде «Азиатская алхимия». Элиаде считает, что «металлургия, возникшая позже, чем земледелие и гончарное ремесло, 271 Используется перевод терминологии В. Шмидта в труде Г.Е. Маркова «Немецкая этнология». 272 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С.112. 273 Там же. С. 318 – 319. вписывается в тот духовный универсум, в котором небес- ный бог, еще сохранявшийся на этнологической фазе со- бирательства и охоты, окончательно вытесняется могучим богом-оплодотворителем, носителем мужского начала, су- пругом Великой Земной Матери. Известно, что на этом ре- лигиозном уровне идея творения, совершаемого Верховным небесным Существом, отошла в тень, уступив место идее творения через иерогамию и кровавое жертвоприношение; можно даже выделить переход понятия «творение» в поня- тие «зачатие». Это одна из причин того, что в металлургиче- ской мифологии встречаются мотивы ритуального брака и кровавого жертвоприношения»274. В металлургии, как и в земледелии, полагает Элиаде, главной фигурой выступает жертва, новое творение осу- ществляется, именно, через нее. Он пишет: «Важно пра- вильно понять «новизну», выраженную идеей, что творение происходит через жертвоприношение или самопожертвова- ние. Предшествующие мифологии знали, преимуществен- но, тот тип творения, при котором бог «формует» некую первоначальную субстанцию. Объявление кровавого жерт- воприношения условием акта творения – как космогонии, так и антропогонии, – с одной стороны, укрепляет гомоло- гическую связь между человеком и Космосом (поскольку Универсум также ведет свое происхождение от некоего первогиганта, макрантропа), но главное – вводит идею, что жизнь может зародиться лишь от другой жизни, которую приносят в жертву»275. Далее в таком мировоззрении космос и человек стано- вятся все более детерминированными, обусловленными ма- гической причинностью: «В подобного рода Космосе, окру- женном все той же магической силой, вмещающем одни и те 274 Элиаде М. Азиатская алхимия. С. 153. 275 Там же. С. 153-154. же формы, которые встречаются на всех уровнях существо- вания, болезни не могут иметь иной причины, кроме магии. То ли на организм повлиял какой-то посторонний агент (де- мон, колдовство), то ли человек оказался в контакте с какой- либо пагубной заколдованной областью (коснулся нечистого предмета, преступил правила ритуала, вобрал нечто, обла- дающее иной структурой, чем его собственное тело), либо же просто-напросто его заставляет страдать его «судьба» (астральная, но и органическая), ввергая в «ад» (боль, под- сознательное чувство дисгармонии). Какой бы ни оказалась «историческая причина» болезни, ее «первопричина» всегда магического порядка: в силу воздействия неких несоответ- ственных сил нарушилась гармония»276. На страницах своих трудов М. Элиаде подробно излагает главные составляющие этого мировоззрения – политеистические мифы, комплек- сы, стереотипы сознания, и в этом заключается важная чер- та, придающая ценность его работам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.04 с.) |