III.VI. Феноменология «сакрального» у М. Элиаде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.VI. Феноменология «сакрального» у М. Элиаде



Проанализировав концепцию «Сакрального» М. Элиаде в онтологическом и теологическом аспектах, перейдем к ее рассмотрению в феноменологическом плане. Вначале рас- смотрим такую концепцию Элиаде как homo religiosus. Этот термин мы уже часто использовали в данной работе. Это одно из фундаментальных понятий философии религии М. Элиаде.

С одной стороны, он обозначает архаического человека, который рассматривался ученым как глубоко религиозный, имевший истинную или чистую форму переживания Са- крального. В этом смысле М. Элиаде употребляет такие по- нятия как архаический, примитивный, аборигенный или illud tempus (лат. «Время оно» т.е. начало времен) для обозначе- ния истинной и идеальной формы религиозного опыта.

С другой стороны, этим термином Элиаде обозначает про- сто религиозного человека, который актуализировал свои способности к восприятию религиозного опыта и испытывает Сакральное либо через иерофании, либо через мистический опыт (например, мистики всех времен и мест), либо если чело- век «крипторелигиозен», то через простые человеческие чув- ства, как дружба или любовь, а также через сны. В то время как, для религиозного человека феномен может «открывать» себя, как «сакральный», тот же феномен может, в то же самое время, открывать себя, как «профанный», для нерелигиозно- го человека. Концепция homo religiosus напрямую связана в

 

179 Элиаде М. Миф о вечном возвращении. С. 124.


методологии Элиаде с его концепцией религиозного опыта. Он считает, что религиозный опыт открывается «во встрече человека с сакральным»180. Концепция homo religiosus Элиаде тождественна концепции известного представителя русской религиозной философии священника Павла Флоренского о человеке, как homo liturgus: «Деятельность литургическая центральна; как средоточное зерно деятельности целокупной

– она есть деятельность, прямо выражающая человека в со- кровенности его бытия, деятельность – собственно и по преи- муществу человеческая, ибо человек есть homo liturgus»181.

Подобно В. Джемсу, Р. Отто и священнику Павлу Фло- ренскому, Элиаде утверждает наличие специальной способ- ности к религиозному или нуминозному опыту у всех людей. Элиаде называет эту способность «сверхсознанием». Если Отто в постулировании этой способности опирался на по- ложения немецкой классической философии, главным обра- зом, на И. Канта, Ф. Шлейермахера и Ф. Якоби, то Элиаде опирается на аналитическую психологию К. Г. Юнга.

М. Элиаде постулирует вдобавок к трем областям ума Юнга (сознанию, коллективному и личному бессознатель- ному) четвертую, «сверхсознание», которую он рассматри- вает как тесно связанную с встречей нуминозного опыта.

Он помещает «сверхсознание» в коллективное бессозна- тельное. Элиаде пишет: «Если между представителями рода человеческого и впрямь существует некая внутренняя общ- ность, то она может быть прочувствована и задействована только на уровне образов (мы не говорим – в плоскости под- сознания) ибо, если оно и впрямь существует, должно также существовать и сверхсознание»182. Сверхсознание для Элиаде

 

180 Элиаде М. Ностальгия по истокам. С. 47.

181 Флоренский Павел, свящ. Лекция 2. Культ, религия и культура // Флоренский Павел, свящ. Из богословского наследия // Богословские тру- ды № 17, 1977. – С. 107.

182 Элиаде М. Образы и символы. С. 133.


есть область коллективного бессознательного, в которой «со- хранился» религиозный опыт наших предков (религиозное решение экзистенциальных кризисов человека). Потому, что

«религия – это пример разрешения всякого кризиса бытия, и не только потому, что она предполагает бесконечную повто- ряемость, но еще и потому, что она будто бы имеет истоки в высшем Мире и, следовательно, расценивается как Открове- ние, ниспосланное из другого, сверхчеловеческого Мира. Ре- лигиозное решение не только способно преодолеть кризис, оно делает существование открытым к особым ценностям, непре- ходящим и всеобщим, позволяющим человеку подняться над личными жизненными проблемами и, в конечном итоге, войти в духовный мир»183.

Здесь два важных для последующего анализа Элиаде утверждения. Первое, это то, что Элиаде признает, что че- ловек спасается от своего экзистенциального кризиса по- средством своей встречи с Сакральным. Это мнение учено- го сближает его позиции с концепцией «экзистенциальной ситуации» протестантского теолога П. Тиллиха и «предель- ной ситуации» немецкого философа К. Ясперса. Второе, тот факт, что постулированием сверхсознания Элиаде показы- вает, что ««сакральное» есть элемент в структуре сознания, а не стадия в истории этого сознания»184.

Исходя из этого факта, Элиаде постулирует концепцию крипторелигиозности или скрытой религиозности современ- ного человека, притом, если тот даже объявляет себя атеи- стом либо агностиком. «В некотором смысле можно даже утверждать, – пишет ученый, – что и у тех наших современ- ников, которые объявляют себя неверующими, религия и мифология «скрыты» в глубине подсознания. Это означает также, что возможность вновь приобщиться к религиозному

 

183 Элиаде М.Священное и мирское. С. 355.

184 Элиаде М. Ностальгия по истокам. С. 15.


опыту жизни все еще жива в недрах их «я». Если подойти к этому явлению с позиций иудео-христианства, то можно ска- зать, что отказ от религии равноценен новому грехопадению человека, что неверующий человек утратил способность со- знательно жить в религии, т. е. понимать и разделять ее. Но в глубине своего существа человек все еще хранит память о ней, точно так же, как и после первого падения его предок, первый человек Адам, даже духовно ослепленный, все же со- хранил в себе разум, позволивший ему отыскать следы Бога,

– а они видны в этом Мире. После первого падения религи- озность опустилась до уровня разорванного сознания, после второго – она упала еще ниже, в бездны бессознательного; она была забыта. Этим завершаются размышления историка религий. Этим открывается проблематика философов, пси- хологов, а также теологов»185. Поскольку религиозное чув- ство является частью человеческого сознания, даже искрив- ляясь и искажаясь, оно не перестает проявлять себя. «Пода- вляющее большинство неверующих, – говорит ученый, – не свободны от религиозного поведения и мифологии. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить мифологическую структуру коммунизма и его эсхатологический смысл»186.

 

Это сближает позицию М. Элиаде и некоторых совре- менных христианских теологов. Например, точке зрения Элиаде на скрытую религиозность многих современных лю- дей: атеистов и агностиков, близка точка зрения протоиерея Александра Меня о том, что «массовое идолопоклонство людей, у которых отняли Бога, доказывает, что человек не может существовать без Бога»187. Католическим богословом недавнего времени, развивавшим идею крипторелигиозно- сти, являлся К. Ранер. Он писал о том, что «изначальный

185 Элиаде М. Священное и мирское. С. 356.

186 Там же. С. 128.

187 Мень Александр, прот. Быть христианином. Интервью и последняя лекция. – М., 1992. – С. 7.


опыт Бога, опыт, к которому мы апеллируем, не есть, в пер- вую очередь, или, в конечном счете, такой опыт, который человек получает тогда, когда он волевым и ответственным образом эксплицитно решается на религиозное деяние, на- пример, молитву, культовое действие или рефлексивные, теоретические занятия религиозной тематикой, но это есть такой опыт, какой ниспосылается каждому человеку, пре- жде, нежели он станет совершать эти религиозные деяния и принимать эти религиозные решения, причем, возможно, в таком облике и таких понятиях, которые не имеют, на первый взгляд, никакого отношения к религии»188. Можно сказать, что «отсюда следуют два фундаментальных выво- да: человек не может отказаться от сверхприродной цели, не отказавшись от самого себя и, кроме того, поскольку сверхприродное измерение существует всегда, всякий че- ловеческий поступок сам по себе является участием в этом измерении. Здесь рождается знаменитый образ «анонимно- го христианина»»189.

В связи с концепцией «сверхсознания» Элиаде нужно коснуться его анализа мистического опыта. Главными со- ставляющими этого опыта, по мнению Элиаде, являются: экстаз, мистический жар, мистический полет, видение света. В аспекте этих составляющих он анализирует шаманизм, йогу, касается даосизма и исихазма.

Так, шаманизм Элиаде называет архаической техникой экстаза. Затем он пытается осмыслить шаманизм как рели- гиозное явление: «Шаманы являются «избранными», и, как таковые, они причастны к сфере сакрального, недоступной остальным членам сообщества. Их экстатические пережива- ния оказывали и, по-прежнему, оказывают огромное влияние

 

188 Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие / Пер. с нем. – М., 2006. – С. 83.

189 Скола А., Маренго Д., Лопес Х.П. Богословская антропология. М.: Христианская Россия, 2005. – С. 26.


на стратификацию религиозной идеологии, на мифологию, комплекс ритуалов. Но, ни идеология, ни мифология, ни об- ряды арктических, сибирских и азиатских народов не являют- ся творениями их шаманов. Все эти элементы предшествова- ли шаманизму или, по крайней мере, параллельны ему в том смысле, что являются плодом общего религиозного опыта, а не опыта определенного класса «избранных» – экстатиков»190.

Потом Элиаде анализирует религиозную «ситуацию» в тех архаических обществах, где появился шаманизм и, где он особенно хорошо выражен как феномен мистического опыта. Этот анализ дан в его книге «Шаманизм: архаиче- ские техники экстаза». Вот пример данного анализа: «Если считать жителей Огненной Земли потомками одной из пер- вых волн иммигрантов, достигших Америки, то мы вправе допустить, что их религия является остатком архаической идеологии; с интересующей нас точки зрения, она вклю- чает веру в небесного Бога, шаманское посвящение через призвание или добровольный поиск, связи с душами умер- ших шаманов и дружественными духами (связи, доходящие иногда до «одержимости»), концепция болезни как резуль- тата внедрения магического объекта или потери души, не- чувствительность шамана к огню. Складывается впечатле- ние, что большинство этих элементов присутствуют как в регионах, где шаманизм доминирует в религиозной жизни общества (Северная Америка, эскимосы, сибиряки), так и в регионах, где он является лишь одним из компонентов магико-религиозной жизни (Австралия, Океания, Юго- Восточная Азия)»191. А вот другой отрывок, рассматриваю- щий шаманизм народов северной и центральной Азии: «Ази- атский шаманизм следует считать архаической техникой экстаза, в основе которой заложена первичная идеология

 

190 Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. С. 20.

191 Там же. С. 246.


– вера во Всевышнее небесное Существо, с которым мож- но поддерживать прямые отношения путем вознесения на Небо; эта идеология постоянно преображалась в силу цело- го ряда экзотических влияний, увенчавшихся вторжением буддизма»192.

Далее Элиаде пишет следующее: «Вознесение на Небо играет принципиальную роль в шаманских посвящениях. Обряды влезания на дерево или столб, мифы о вознесении и магическом полете, экстатический опыт левитации, полета, мистических путешествий на Небо и т. п. – все эти элемен- ты выполняют решающую функцию в шаманских призва- ниях и посвящениях. Иногда этот набор практик и религи- озных идей кажется связанным с мифом о древней эпохе, когда связь между Небом и Землей была намного легче. С этой точки зрения шаманское переживание равнозначно возвращению этих первичных мифических времен, а шаман представляется как привилегированное существо, которое обретает для себя счастливое состояние человечества из мифических времен»193.

В другом своем труде «Йога: бессмертие и свобода» М. Элиаде делает обобщение относительно мистического опыта шаманизма: «Шаманистский религиозный комплекс очень архаичен: он встречается, в полном или частичном объеме, у аборигенов Австралии, индейцев обеих Америк, в Приполярье и других местах. Основной, определяющий признак шаманиз- ма – экстаз: шаман считается знатоком сакральных областей, способным покидать тело и совершать дальние путешествия, будучи «восхищенным в духе» (т.е. находясь в трансе). «Одер- жимость духами», хотя и присуща многим видам шаманизма, не является, по-видимому, его основополагающим, первосте- пенным элементом. Одержимость – это скорее деградация,

 

192 Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. С. 373.

193 Там же. С. 112.


ведь основная цель шамана – оставление своего тела и после- дующее затем восхождение в небеса или спуск под землю – не позволяет ему подчиниться помогающим ему духам, демонам или душам мертвых; идеал шамана – покорить этих духов, но самому не попасть под их иго»194. Таким образом, шаманизм представляет собой попытку человека своими силами и без Бога достичь Неба, в этом смысле он сродни магии.

Надо сказать, что различие между религией и магией по- нималось в философии религии еще таким мыслителем как Гегель, который в своих «Лекциях по философии религии», критикуя позицию другого немецкого мыслителя Иммануи- ла Канта (1724-1804), писал: «Кант, например, пытался и мо- литву рассматривать как колдовство195, исходя из того, что в молитве человек стремится оказать воздействие не через опосредствование, а из глубин духа. Разница, однако, заклю- чается в том, – говорит сам Гегель, – что в молитве чело- век обращается к абсолютной воле, для которой единичный человек есть предмет заботы, которая может, внять молитве или не внять ей, будучи определена благими целями вообще. Колдовство же, в общем, состоит в том, что человек осу- ществляет свою власть в своей природности в соответствии со своим вожделением»196. Неслучайно известный отече- ственный историк Л. Н. Гумилев определял шаманизм как

«сложную систему мистического атеизма»197. Думается, что вывод ученого совершенно правильный, поскольку и магия

 

194 Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. С. 397 – 398.

195 Прим: Немецкий философ Иммануил Кант отвергал религиозный культ как «идолопоклонство», «фетишизм», «религиозную иллюзию». Не признавая никакой разницы между европейским прелатом и тунгусским шаманом, он писал: «Все, что, кроме доброго образа жизни, человек пред- полагает делать, чтобы быть угодным Богу, есть только религиозная иллю- зия и лжеслужение Богу». – Цит. по: Кант И. Религия в пределах только разума// Кант И. Сочинения. В 8 тт. Т. 6. – М.,1994. – С. 184.

196 Гегель. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. М., 1976. – С. 435.

197 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989. – С. 360.


и шаманизм исходят из желания стяжать сверхспособности, овладеть скрытыми космическими закономерностями (в ма- гии), достичь паранормальных состояний, прорваться даже на недоступное Небо (в шаманизме) и манипулировать всем этим по своему усмотрению; вера здесь не нужна, а нужна техника, поэтому название Элиаде шаманизма архаической техникой экстаза также совершенно верное и правильное.

К феноменам мистического опыта Элиаде относит и ин- дийскую йогу. Он проводит интересные параллели между йогой и шаманизмом. И там и здесь ученый замечает лич- ное переживание веры в предсуществование души челове- ка, способность восстановить в памяти «прошлые жизни»,

«на уровне мистической техники заметное сходство между шаманизмом и йогой наблюдается в феномене «внутреннего тепла»»198. В связи с обнаружением параллелей между йогой и шаманизмом весьма ценным будет следующее высказыва- ние протоиерея Александра Меня: «Вполне вероятно, что архаическая практика экстаза, известная у многих перво- бытных народов, была предшественницей йоги. Ведь имен- но в шаманизме каменного века возникли первые попытки

«взять Небо штурмом», овладеть таинственными силами. Люди, которые умели приводить себя в состояние транса, почитались обладателями «маны», космической энергии, превращавшей их во всесильных магов»199.

 

Элиаде рассматривает мистический опыт в разных рели- гиях и у мистиков разных времен и мест в феноменологиче- ском ключе. Это, безусловно, продолжение традиции начатой В. Джемсом, Р. Отто, Ф. Хайлером и другими психологами и феноменологами религии. Так, он пишет относительно яв- лений мистического света: «Нас интересуют, в первую оче- редь, две группы фактов: субъективный опыт переживания

198 Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. С. 415.

199 Мень Александр, прот. На пороге Нового Завета. Книга 1. – М., 2003.

– С. 39.


люминофании и объективные феномены – т.е. объективный свет, наблюдавшийся свидетелями»200. Пример такого фено- менологического рассмотрения мистических феноменов мы можем видеть в книге Элиаде «Мифы, сновидения, мисте- рии». В ней Элиаде выявляет тему рая в мистическом опы- те архаических религий и христианства. «В христианстве господствует страстное желание Рая. Молитва к Востоку воссоединяет нас с райской темой. Поворот, в направлении к Востоку, похоже, является выражением ностальгии по Раю. Аналогичный райский символизм встречается в обрядах крещения. Вместо Адама, подпавшего под влияние Сатаны и изгнанного из рая, выступает новообращенный, будто вы- пущенный новым Адамом на свободу из-под власти сатаны и снова допускаемый в рай. Таким образом, христианство представляется осуществлением рая. Та же ситуация наблю- дается в архаических религиях: определенное стремление к раю наблюдается на всех уровнях религиозной жизни но, более всего, оно проявляется в мистических переживаниях, то есть в экстазах шаманов. Специфические признаки вос- становления illud tempus также одинаковы: дружба с живот- ными, восхождение на Небо и разговор с владыкой Небес. Возвращение рая как христианским святым, так и шаманам в экстазе является лишь условным, так как ни первому, ни второму не удается полностью восстановить изначальное положение человека»201. Чтобы его правильно поняли и не обвинили в религиозном синкретизме, Элиаде делает пояс- нение: «Но поймите нас правильно, проводя эти аналогии, мы не претендуем на оценку содержания различных мисти- ческих переживаний, примитивных или иных. Нам доста- точно отметить, что центром и ядром их идеологий является ностальгия по раю. Это, конечно же, не исключает многочис-

 

200 Элиаде М. Миф о воссоединении. С. 362.

201 Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. С. 73.


ленных различий, существующих не только между прими- тивной мистикой и мистикой иудейско-христианской, но и между различными школами христианского мистицизма»202. А вот феноменологическая оценка Элиаде мистического фе- номена вознесения на Небо: «Все мистические видения и со- стояния экстаза, так или иначе, включают в себя вознесение на Небо. Разумеется, даже в феноменологии восхождений существует коренное различие между религиозным опытом и магической техникой: если святой «взят» живым на Небо, то йоги, аскеты и маги достигают Неба своими собственными усилиями. Но и в том, и в другом случае восхождение отде- ляет их от массы рядовых и неинициированных душ: они вхо- жи на небеса, насыщенные святостью, и могут уподобляться богам»203. Такой же взгляд выражен в его оценке исихазма. Элиаде пишет следующее: «Некоторые аскетические под- готовительные практики и способы молитвы, используемые монахами-исихастами, довольно часто напоминают йогиче- ские техники, особенно пранаяму. Но мы не должны обманы- ваться этими внешними аналогиями с пранаямой. В исихаз- ме дыхательные упражнения и телесные позы служат лишь предварением умной молитвы; в «Иога-сутрах» же эти прие- мы преследуют целью унификацию сознания и подготовку к медитации, а роль Бога (Ишвары) сравнительно мала»204. Та- кой подход Элиаде, с одной стороны, выявляет общие идеи и тенденции, с другой, избегает религиозного синкретизма.

Сакральное являет себя не только в мистическом опыте, но даже в большей степени в иерофаниях. Мы уже исполь- зовали это слово в нашей работе, а теперь рассмотрим не- посредственно ту концепцию иерофании, которую Элиаде развивает на страницах своих трудов.

 

202 Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. С. 75-76.

203 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 110 -111.

204 Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. С. 130.


«Для объяснения того, как проявляется священное, – пи- шет ученый, – мы предлагаем термин иерофания, который удобен, прежде всего, тем, что не содержит никакого до- полнительного значения, выражает лишь то, что заключено в нем этимологически, т. е. нечто священное, предстающее перед нами»205. В определении «иерофании» Элиаде при- нимает во внимание его греческое происхождение. Первый термин конституирован посредством ίερός (священный, свя- той) и φαίνω (являть, показывать, обнаруживать)206. Элиаде использует термин «иерофания» для всех видов «явлений» сакрального во всех формах духовности. Однако, в связи с персоналистической формой духовности, он очень часто ис- пользует термины «теофания» и «эпифания», когда он рас- сматривает «явление» Личного Бога.

Иерофания у Элиаде является религиозным критерием:

«Можно сказать, что история религий, начиная от самых элементарных и кончая наиболее высокоразвитыми, состо- ит из ряда значительных иерофаний – проявлений священ- ной реальности»207. Он утверждает далее, что все может стать иерофанией: «По сути, самые элементарные иерофа- нии являются ни чем иным, как всего лишь радикальным от- делением какого-либо объекта от окружающей космической сферы, отделением, имеющим онтологический смысл: опре- деленный камень, дерево, место благодаря самому факту, что они проявляются как сакральные, что они были опреде- ленным образом «выбраны» как объекты, наполненные са- кральным, онтологически отделяются от остальных камней, деревьев и мест и размещаются в иной, сверхъестественной плоскости»208.

 

205 Элиаде М. Священное и мирское. С. 255.

206 Перевод греческих терминов дан по изданию: Вейсман А.Д. Греческо- русский словарь. – Репринтное издание. М., 1991.

207 Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. С. 141.

208 Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. С. 33 – 34.


Элиаде говорит о единстве иерофаний, о том что они имеют одну и ту же структуру и объясняются той же диа- лектикой сакрального: «Все проявления священного рав- ноценны как таковые, что самая скромная иерофания и наиболее вселяющая ужас теофания имеют одну и ту же структуру и должны объясняться одной и той же диалек- тикой священного, тогда мы поймем, что в течение рели- гиозной жизни человечества нет никакого значительного разрыва»209. Элиаде так старается объяснить эту диалекти- ку. Иерофании, во-первых, историчны. Мы уже говорили об этом, когда описывали метод исследования Элиаде и здесь, думается, излишне повторяться снова. Они обратимы. Эту точку зрения Элиаде мы также упоминали, когда говорили о теологическом аспекте метафизики «Сакрального». Элиа- де считал, что не было никакого перерыва в преемственно- сти от «примитивной» архаики до христианства. Диалекти- ка иерофании остается единой и в австралийской чуринга и в воплощении Логоса. Именно, отсюда он выводил уче- ние о обратимости иерофаний. Элиаде писал: «Диалектика сакрального делает возможным различные обратимости; ни одна «форма» не гарантирована от деградации и распада, ни одна «история» не является окончательной. Опыт пророков монотеистов может повторяться, несмотря на огромную историческую разницу, у самых «отсталых» первобытных племен; достаточно для этого «осуществить» иерофанию небесного бога, бога, почитаемого почти во всем мире, даже если в данный момент он почти не присутствует в религиоз- ной действительности»210.

Также Элиаде говорит о локальных и универсальных ие- рофаниях: «Некоторые иерофании имеют локальное значе- ние, но существуют такие, которые имеют или приобретают

 

209 Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. С. 142.

210 Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. С. 11 – 12.


универсальную значимость»211. Под локальными иерофания- ми в сочинениях Элиаде нужно понимать: сверхъестествен- ные существа мифов: предков, культурных героев, тотемы, и т.д.; людей: царей, священников, шаманов, врачей, йогов, гуру, факиров и т.д.; животных: змею, льва, слона, корову, орла и т.д.; деревья, растения или растительность, опреде- ленные природные места: гору Синай, Фавор, Гаризим и т.д.; определенные построенные людьми места: храмы, церкви, алтари, скинии, культовые места, такие как: Мекка, Вефиль и т.д.; определенные времена: новый год, Пасха, «Великое время», «Вечность», и т.д.; культовые объекты: Священные Писания, инструменты культа и святыни, обряды, мифы и т.д. Под универсальными иерофаниями М. Элиаде понимает

«Универсальные» или «Архетипальные символы»: «Мать- Земля» или «Великая Богиня», «Древо Жизни» («Космиче- ское Древо», «Космический столб», Axis Mundi, «Космиче- ская Гора»), символизм центра, смерть-рождение, символ совпадения противоположностей212.

Здесь мы должны коснуться взгляда М. Элиаде на поня- тие символа и значение архетипа в его концепции. Говоря об употреблении слова символ, Элиаде пишет следующее:

«Строго говоря, термин «символ» следовало бы применять только к тому, что-либо развивает иерофанию, либо само является «Откровением», выражая то, что не под силу вы- разить никаким другим магико-религиозным формам (обря- ду, мифу, гаданию и т. д.). Однако в более широком смысле быть символом или выступать в его роли может что угодно, от самой незначительной кратофании («символизирующей» магико-религиозную силу, заключенную в предмете) до са- мого Христа, который (отвлекаясь от вопроса реальности его

 

 

211 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 19.

212 См. Barbosa da Silva.The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem. – P. 198.


собственных притязаний) может, по крайней мере, считать- ся «символом» чуда воплощения божества в человеке»213.

Далее Элиаде касается функций символизма: «Его функ- ция трансформировать предмет или действие во «что-то иное», что предстает профанному взору»214. Затем – его зна- чения, вопроса соотношения символа и иерофании: «Важ- ность символа не только в том, что в нем продолжается или им замещается иерофания; главное значение символа – в его способности осуществлять процесс иерофанизации и особенно быть иногда самому иерофанией: он обнажает са- кральную или космологическую реальность, которую ничто другое раскрыть не в состоянии. Если иерофания предпо- лагает некий разрыв в религиозном опыте (ибо всегда так или иначе есть брешь между сакральным и профанным и переход от одного к другому, и именно, существование раз- рыва и перехода лежит в основе религиозной жизни), то символизм поддерживает постоянное единство человека со священным»215. Итак, символ свидетельствует не только о том, что существует некий иной мир, что бытие не замкнуто в нашем мире, но и о том, что возможна связь между двумя мирами. Символ не только разграничивает два мира, но и связывает их, поскольку запредельное для человеческого сознания выражается символически, так как лишь язык символа способен выразить трансцендентное. К таким вы- водам приводит нас рассмотрение концепции символа у М. Элиаде. Итак, можно сказать, что Элиаде использует тер- мины иерофания и символ как взаимозаменяющие и взаи- модополняющие.

Далее мы проанализируем его концепцию архетипа. Само слово архетип означает образец. Это слово вошло в обиход

 

213 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 406.

214 Там же. С. 404.

215 Там же. С. 405.


западной философии со времен Платона, который считал архетипами те вечные идеи, благодаря, которым Демиург творит точные земные копии этих идей, т.е. вещи. Из антич- ности понятие архетип перешло в лексикон христианской мысли. Это понятие встречается в «Corpus’е Areopagiticum». Там этим понятием обозначены также божественные идеи, но не как самобытные и самодовлеющие, а существующие в Боге и открывающие Его миру. Встречается данное понятие и в творениях блаженного Августина, который, тоже под- разумевал под этим понятием божественные идеи. Отличие

«Corpus’а Areopagiticum» и вообще греческой патристики от блаженного Августина в том, что там эти идеи принадлежат миру божественных энергий, а у Августина пребывают в уме Бога, т.е. в Его Сущности, что не может не быть отражением неоплатонического влияния на мысль блаженного Августи- на. Сам Элиаде считал, что он заимствовал свою концепцию архетипов у блаженного Августина. Августиновские истоки концепции архетипа у Элиаде признают также такие иссле- дователи как, например, Джон Маквари (Macquarrie) «Ре- лигиозная мысль XX столетия» (Twentieth Century Religious Thought) (1963), В. Р. Кабо «Происхождение религии: исто- рия проблемы» (2002). Среди других исследователей преоб- ладает иная точка зрения, в частности, Барбоса да Сильва считает, что Элиаде использует «архетипальные символы или образы» в смысле К. Г. Юнга, т.е. обращается к мифоло- гическим мотивам, которые встречаются постоянно и обще- значимы по всему миру независимо от времени и простран- ства216. Исследователь, главным образом, ссылается на ра- боту Элиаде «Образы и символы», а также на публикации в сборниках «Eranos-Jahrbuch». Выдающийся отечественный филолог, специалист по мифу Е.М. Мелетинский, который

 

216 См. Barbosa da Silva.The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem. – P. 202.


первым из российских ученых проанализировал роль Элиа- де среди исследователей мифа, также считал, что тот «ис- пытал некоторое влияние юнгианства»217.

Выяснить, кто все-таки прав из двух групп исследовате- лей, не представляется возможным без обращения к трудам самого Элиаде. То, что он испытал влияние идей Юнга это общеизвестный факт, и мы сказали об этом, когда касались его концепции совпадения противоположностей в изна- чальной тотальности и его концепции сверхсознания. Если обратиться к трактовке образа, которую делает Элиаде в своей работе «Образы и символы», то влияние идей Юнга там, конечно, превалирует. Элиаде пишет следующее: «Об- ладать воображением – значит пользоваться всем своим внутренним богатством, беспрерывным и спонтанным кипе- нием образов. Но спонтанность вовсе не равнозначна произ- вольным выдумкам. Этимологически слово «воображение»,

«имагинация» родственно существительному «imago», «об- раз», «представление», «подражание» и глаголу «imitor» –

«имитировать», «подражать», «воспроизводить». Здесь, как и везде, этимология отражает не только психологическую реальность, но и духовные истины. Воображение подражает высоким образцам – образам, – воспроизводит их, вводит в оборот современности, без конца повторяет. Иметь вообра- жение – значит видеть мир во всей его целокупности, ибо смысл и назначение образов – это показ целостной картины того, что дробится на части в любом понятии, в любой кон- цепции. Этим и объясняются невзгоды и внутренний распад человека, лишенного воображения, – ведь он отрезан как от своей глубинной жизненной реальности, так и от соб- ственной души»218.

 

 

217 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 2000. – С. 72.

218 Элиаде М. Образы и символы. С. 135.


Далее мы рассмотрим, как Элиаде соотносит свои взгляды на образы и символы с историей религий, причем его точка зрения здесь вполне совпадает с креативной герменевтикой

– его методом изучения истории религий. «Рассматривая и изучая человека не только как историческое существо, но и как живой символ, – пишет он, – история религий могла бы стать – да простится мне этот термин – метапсихоанализом. Ибо в таком случае она способствовала бы пробуждению и новому осознанию символов и древних архетипов, живущих или погребенных в религиозных традициях всего человече- ства. Мы рискнули употребить термин метапсихоанализ, поскольку здесь идет речь о, своего рода, духовной технике, призванной высветить теоретическое содержание символов и архетипов, вернуть прозрачность и связность тому, что с течением времени стало «околичностью», загадкой, фраг- ментом. В этом случае можно говорить и о новой форме май- евтики: подобно тому, как Сократ помогал рождению мыс- лей собеседника, историк религии мог бы способствовать рождению нового человека, более подлинного и цельного, чем теперешний; посредством изучения религиозных тради- ций современные люди не только вновь обрели бы навыки архаического поведения, но и осознали, какое духовное бо- гатство за ним скрывается»219.

Кроме выше процитированного, следует сказать, что сам Элиаде сближал мир архетипов Юнга с миром идей Плато- на. Он утверждал следующее: «Мир архетипов Юнга схо- ден с миром идей Платона в том, что архетипы безличны и участвуют не в историческом времени жизни индивидуума, а во времени видов – и даже самой органической жизни»220. Поэтому следует, конечно, согласиться с мнением Барбо- сы да Сильва о влиянии идей Юнга на понимание Элиаде

 

219 Элиаде М. Образы и символы. С. 145 – 146.

220 Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. С. 59.


значения архетипальных символов. Однако и Барбоса да Сильва отнюдь не говорит о простом заимствовании Элиа- де концепции архетипов Юнга. Он говорит лишь о влиянии Юнга на Элиаде. Это влияние самим Элиаде, безусловно, творчески переосмыслялось. Так, Барбоса да Сильва пишет:

«Юнг использует термин «примитивный» в отрицательном смысле и с эволюционной точки зрения. Элиаде использует

«примитивный» или архаический в положительном смыс- ле... Элиаде принимает юнговскую гипотезу об архетипах как «архаических образах», дает им религиозное содер- жание и пытается установить их положение посредством свидетельств, проистекающих из его феноменологического подхода»221. Поэтому подходы двух групп ученых, рассма- тривающих использование Элиаде термина архетип, можно считать взаимодополняющими222.

Можно сказать, что Элиаде вообще использует термин символ в строгом смысле, чтобы ссылаться только на архети- пальные символы, которые он также именует универсальны- ми иерофаниями. Под этим подразумевается, что для Элиаде архетипальные символы или являются «выражениями» «Са- крального» как «Предельной Реальности», т.е. «Сакральное» как «Бог», «Бытие», «Основа», «Брахман», «определенная структура Космоса», или «Космос как целое».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.089 с.)