Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Указатель мифологических мотивов
Глава 15. С г л аз I. Названия сглаза и его субъектов 1а. Название сглаза – вредоносного действия и его результата: 15. №№ 1–78, 89, 93, 95–96, 98–101, 103, 107–108, 110, 112–113, 117, 121, 125–126, 132, 136–138, 140, 147–148, 151, 155, 159–161, 166–167, 171, 174, 177–178, 181, 183, 185, 187, 190, 203, 210, 214, 224, 226, 231, 235, 266, 268, 273, 308–309, 348, 354, 377, 391, 393–394, 461, 466, 468, 474, 480, 488, 491–494, 497, 501, 507, 517–522, 529, 543–544, 564, 567, 570, 572, 575, 586–587, 591, 593, 595; 1б. Название излечения сглаза: 15. №№ 3, 6–9, 11, 14, 22, 24–25, 40, 44, 46, 48, 50–51, 59–63, 66–69, 72, 78, 79–87, 96, 104, 123, 163, 468, 473–474; 1в. Название человека/животного, подверженного сглазу: 15. 88–90, 186, 332–333, 344, 471, 592; 1г. Название человека, способного сглазить: 15. №№ 91–92, 128, 133, 139, 140, 144, 145, 147, 153, 157, 161, 168, 182; II. Разновидности сглаза 2а. Сглаз – это воздействие взглядом: 15. №№ 16, 26, 35, 93–105, 109, 111, 123– 124, 137, 148–149, 153, 155–157, 161, 169–170, 172, 182, 309, 449, 463, 470, 527, 542, 556, 588; 2б. Сглаз – это воздействие мыслью: 15. №№ 31, 93, 97, 106–113, 114, 125, 127, 129, 133, 136, 148, 309, 346; 2в. Сглаз – это воздействие словом: 15. №№ 34, 95, 100, 114–123, 129, 132, 173, 184, 377, 452, 574; III. Кто МОЖЕТ СГЛАЗИТЬ? 3а. Сглазить могут люди с «плохим» глазом: 15. №№ 16, 88, 91–92, 95, 99, 124– 140, 142, 144, 146, 151–153, 156–157, 162–165, 168–169, 171, 176, 178, 181, 373; зб. Сглазить могут люди, которых мать дважды отлучала от груди: 15. №№ 141–169; зв. Сглазить могут люди, у которых зубы в два ряда: 15. №№ 170–171, 172; зг. Сглазить могут люди, которым два раза перевязывали пуповину: 15. № 172; зд. Сглазить могут люди, у которых особая кровь: 15. №№ 170–171, 173–175; зе. Сглазить могут люди, которые едят плоды с кожурой: 15. №№ 176; зж. Сглазить могут люди, «тяжелые на переход»: 15. №№ 143, 177–180; зз. Сглазить могут близнецы: 15. № 181; зи. Сглазить могут люди, родившиеся «в рубашке»: 15. № 182; зк. Бывает «плохая» минута, когда может сглазить любой: 122, 131, 183–184, 450; IV. Объекты сглаза 4а. Сглазу подвержен ребенок, молодняк скота: 15. №№ №№ 5, 56–57, 89, 103, 108, 110, 114, 121, 123–125, 139–140, 153, 155–157, 163, 169, 171, 185, 193–194, 202, 203, 231, 239, 242–243, 256, 259–261, 275, 297, 307, 312, 345, 354, 356, 361, 369, 372–373, 375, 387, 406, 408, 475–476, 506, 509, 546–548, 556, 574, 589; 4б. Сглазу подвержены люди и животные, родившиеся при молодом месяце: 15. № 186; 4в. Сглазу подвержена работа, особенно прядение, ткачество: 15. №№ 19, 32, 69, 98, 106, 115–116, 120, 133, 142, 170, 179, 187, 219, 223–224, 226, 229, 233, 237–238, 263, 267, 271, 276–278, 306, 316, 318, 367–368, 383, 416–417, 420, 427–428, 430, 433, 439–440, 460, 463, 534, 562, 567, 590; 4г. Сглазу подвержены люди/скот в состоянии перехода (невеста, беременная): 15. №№ 138–139, 151, 188, 196, 218–219, 230, 232, 234–236, 247–248, 251–256, 269, 283, 285–286, 294, 296, 299, 301–302, 323, 350, 353, 379;
4д. Сглазу подвержен скот (корова, ее молоко): 15. №№ 4, 16, 26, 45, 66, 89–90, 93–94, 100–102, 109, 111, 118, 122, 125, 131–132, 134, 153, 155–157, 160, 166, 173–174, 186, 189, 190–192, 196–199, 205, 209–210, 212, 214–216, 236, 240–241, 246–248, 250–251, 262, 264, 283, 286–291, 293–296, 298, 300, 302–303, 305, 308, 310–311, 315, 317, 321, 324, 328, 330, 332–341, 343, 347, 349, 351, 386, 389–396, 426, 452, 457, 469, 494, 506, 514–546, 567–576; V. Обереги‑предметы от сглаза 5а. Амулет – оберег от сглаза: 15. №№ 94, 188–189, 190–204, 260, 281, 304, 426; 5б. Освященные предметы, святая вода – оберег от сглаза; 15. №№ 192, 196, 200, 204, 205–215, 264, 286–287, 317, 320, 324, 331, 335, 344; 5в. Острые, колючие предметы, растения – оберег от сглаза: 15. №№ 178, 194–195, 204, 216–266, 312, 320, 392, 421; 5г. Металлические предметы – оберег от сглаза: 15. №№ 197, 204, 256, 265, 267–269, 320, 574; 5д. Кукиш – оберег от сглаза: 15. №№ 270–278, 401, 438; 5е. Мужская одежда (штаны, пояс) – оберег от сглаза: 15. №№ 186, 205, 279–301, 330, 332–333; 5ж. Женская одежда (юбка, сорочка, фартук) – оберег от сглаза: 15. №№ 294, 302–312; 396; 5з. Хлеб – оберег от сглаза: №№ 188, 194–195, 199–200, 203, 209, 212–213, 313–317, 331, 339; 5и. Крест – оберег от сглаза: 15. №№ 204, 206, 241, 318–320, 331, 507; 5к. Орудия, остатки ткачества – оберег от сглаза: 15. №№ 321–331, 344; 5л. Роса (юрьевская, купальская) – оберег от сглаза: 15. № 332–335; 5м. Ртуть – оберег от сглаза: 15. № 336; 5н. Купальский венок – оберег от сглаза: 15. № 337; 5о. Еда от нищего – оберег от сглаза: 15. № 338; 5п. Лошадиное путо – оберег от сглаза: 15. № 339; 5р. Нагота – оберег от сглаза: 15. № 340; 5с. Троицкое деревце – оберег от сглаза: 15. № 341; 5т. Соль – оберег от сглаза: 15. №№ 188, 191–194, 198–200, 203, 209–211, 215, 236, 314, 339, 342–344, 400–433, 534, 574; 5у. Мышиные глаза – оберег от сглаза; 15. № 197, 345, 375; VI. Обереги‑действия ба. Обсыпать маком, солью – оберег от сглаза: 15. №№ 214, 251, 286, 304, 346–350; бб. Накрывать, закрывать – оберег от сглаза: 15. №№ 351–353; бв. Выворачивать одежду наизнанку – оберег от сглаза: 15. №№ 178, 311–312, 354–365, 503, 522, 525, 527, 554–555, 561; бг. Плевать – оберег от сглаза: 15. №№ 366–369, 370, 373, 416, 423, 432, 441, 443–445, 562, 589; бд. Смотреть на свои ногти – оберег от сглаза: 15. №№ 153, 167, 370–380; бе. Складывать пальцы щепотью – оберег от сглаза: 15. №№ 172, 381; бж. Бросать вслед уголь – оберег от сглаза: 15. №№ 133, 278, 342, 382–384, 416, 430, 439–440;
бз. Отвлекать «злой взгляд» на сторонние предметы: 15. №№ 221, 223, 240, 294, 370, 374–375, 385–393, 396; би. Пропускать воду, молоко через отверстие – оберег от сглаза: 15. №№ 319, 394; бк. Прятать обрезанный кончик хвоста скотины – оберег от сглаза: 15. №№ 236, 286, 395–396; бл. Выливать воду после купания на границе – оберег от сглаза: 15. №№ 397–398; бм. Запрет наступать на пепел и сажу – оберег от сглаза: 15. №№ 399; бн. Охранительные формулы от сглаза: обезвреживание носителя зла: 15. №№ 154, 163, 192, 219, 223, 234, 274, 342, 400–433; бо. Охранительные формулы от сглаза: возвращение зла его носителю: 15. №№ 410, 424, 431, 434–445, 478, 502; бп. Охранительные формулы от сглаза: отсылание зла на сторонний предмет: 15. №№ 154, 379; бр. Охранительные формулы от сглаза: формула невозможного: 15. №№ 350, 419, 446; бс. Охранительные формулы от сглаза: благопожелание: 15. №№ 371, 414; 443; бт. Охранительные формулы от сглаза: запрет: 15. №№ 57, 367, 369, 376, 399, 401, 404, 425, 427, 447; VII. Лечение сглаза, избавление от сглаза 7а. Сглаз лечат заговором, молитвой: 15. №№ 69, 96, 134, 138, 142, 171, 448–469, 473, 577–580; 7б. Острые, колючие предметы, растения – лечение сглаза: 15. №№ 470– 491; 7в. Освященные предметы, святая вода – лечение сглаза: 15. №№ 142, 163, 449, 492–494, 511–513, 558; 7г. Пасхальный хлеб – лечение от сглаза: 15. №№ 495–496; 7д. «Сорочьи лапы» – лечение сглаза: 15. №№ 189, 279, 497–499; 7е. Экскременты – лечение сглаза: 15. №№ 500–502; 7ж. Умывать мочой – лечение сглаза: 15. №№ 503–510, 540; 7з. Окуривание – лечение сглаза: 15. №№ 511–513, 586; 7и. Вытирать подвергшегося сглазу мужскими штанами, поясом – лечение сглаза: 15. №№ 514–546; 7к. Вытирать подвергшегося сглазу женской одеждой, трусами – лечение сглаза: 15. №№ 163, 515, 523, 525, 547–561; 7л. Вылизывать глаза, лицо «сглаженного» – лечение сглаза: 15. №№ 547, 562; 7м. Битье веником – лечение сглаза: 15. №№ 563–566; 7н. Пропускать воду, молоко через отверстие – лечение сглаза: 15. №№ 567–576, 578; 7о. Наговаривать воду на угольках – лечение сглаза: 15. №№ 577–580; 7п. Смотреть между ног – лечение сглаза: 15. №№ 501, 581–584; 7р. Переступать через... – лечение сглаза: 15. №№ 163, 368, 444, 505, 585–589; 7с. Перелезать, измерять накрест – лечение сглаза: 15. №№ 235, 507, 556, 559, 575, 590; 7т. Протаскивать сквозь отверстие – лечение сглаза: 15. №№ 312, 510, 591–594; 7у. Тереться об угол, двери дома – лечение сглаза: 15. №№ 52, 595. Глава 16. Порча I. Терминология, связанная с порчей 1а. Названия действий по насыланию порчи: 16. №№ 1–21,, 23, 28, 32, 53, 57, 58, 60, 61, 64, 69, 72, 77, 83, 103, 125, 137, 161, 176, 208, 220; 1б. Название действий по избавлению от порчи: 16. №№ 1–3, 9–11, 13, 18, 22–23, 28, 32, 193–195; 1в. Название человека, на которого наслана порча: 16. № 24; II. Субъекты и объекты насылания порчи и ее последствия 2а. Порчу насылает ведьма, колдун, «знающий»: 16. №№ 1–2, 14, 25–31, 33, 41, 46, 48, 52, 56, 63, 65, 76, 82, 87–89, 91, 94, 96, 104–109, 111, 139, 142, 145, 158, 174, 178, 195, 223; 2б. Последствия порчи – болезнь, смерть, бесплодие, несчастья, отсутствие блага: 16. №№ 1, 12–13, 17, 25–26, 30–31, 32–36, 34, 41–42, 47, 49–52, 55–56, 62–64, 68–69, 71, 77–79, 81, 83–85, 88–90, 92, 95, 98–106, 111–113, 121–124, 126, 128, 130–133, 135–138, 140–142, 147, 150, 157–160, 178–180, 186, 188–189, 193, 197, 199, 202–203, 215, 219, 222, 225, 229–230; 2в. Порче подвержены люди/скот в состоянии перехода: 16. №№ 2, 27, 31, 37–38, 116, 119, 131, 143–144, 146, 148–153, 155–156, 159, 164, 171–172, 187–189, 199, 217, 227; 2г. Порче подвержен ребенок, молодняк скота: 16. №№ 25, 39, 44, 49–51, 131; 2д. Порче подвержен скот (корова, ее молоко): 16. №№ 26, 40, 43–44, 48–49, 51–52, 62–63;
III. Способы и механизмы наведения порчи за. Порчу наводят словом (заговорами, заклинаниями): 16. №№ 41–43, 45–46, 48, 66–67, 71, 80, 104, 127, 130, 139, 141, 146, 148–149, 151–153, 155, 168, 171, 184, 206; зб. Поклады – подкладывание вредоносных предметов в пространство жертвы на смерть/болезнь людей или скота: 16. №№ 12, 39–40, 44–91, 123–126, 134, 139–140, 167–169, 172, 175, 193, 196–197, 200–207, 209–216, 218–221, 223, 225; зв. Порчу наводят на предметы, принадлежащие жертве: 16. №№ 73, 92–95; зг. Порчу наговаривают на пищу/питье и дают съесть/выпить человеку: 16. №№ 96–105, 176, 177; зд. Колдун пропитывает змеиным ядом хлеб и дает съесть человеку: 16. №№ 106–109; зе. Насылание змей, гадов как наведение порчи: 16. №№ 15, 25, 27, 96–97, 99, 101, 103–104, 110–114; зж. Строители при закладке дома наводят порчу на дом или человека: 16. №№ 38, 57, 64, 115–134, 169, 224; зз. Колдун наводит порчу на след человека/скота: 16. №№ 135–142; зи. Источник порчи подкладывают на дорогу/перегораживают дорогу тому, кого хотят испортить: 16. №№ 37, 83, 143–158, 173; зк. Замыкать замок – порча на бесплодие: 16. №№ 159–160; зл. Втыкать иголку, нож в пространстве жертвы – способ наведения порчи: 16. №№ 161–163, 168, 174; зм. Порчу ведьмы, колдуны пускают вихрем, ветром: 16. № 41; зн. Порчу подкладывают супругам, чтобы развести, поссорить их: 16. №№ 37, 56, 146, 156, 164–173; зо. Любовный приворот и отворот как форма порчи: 16. №№ 174–177; зп. Порча – причина появления колтуна (см. 17.1а. Порча, сглаз – причина появления колтуна) зр. Знос – перенос порчи на чужого ребенка: 16. №№ 178–186; зс. Время наведения порчи: 16. №№ 43, 58, 61–63, 73, 93, 135, 147, 187, 190–191, 207, 228; зт. Завязывание узлов как форма порчи: 16. №№ 49, 51, 67, 73, 86; IV. Обереги от порчи 4а. Запрет давать из дома взаймы – оберег от порчи: 16. №№ 115, 187, 188–189, 197, 225; 4б. Втыкать в доме купальские травы – оберег от порчи: 16. №№ 190–191; 4в. Приговоры и заговоры – обереги от порчи: 16. №№ 179, 181, 183, 185–186, 192; V. Обезвреживание и уничтожение порчи 5а. Порчу находит и обезвреживает знахарь с помощью заговора: 16. №№ 10, 49–50, 84, 86, 96, 100–101, 193–199, 200, 202, 206, 208, 215–216, 220, 222, 225, 22; 5б. Порчу сжигают/запрет сжигать порчу: 16. №№ 71, 73, 89, 91, 103, 140, 200–208, 211–212, 214–215, 226; 5в. Порчу высушивают в печной трубе: 16. №№ 209–210; 5г. Порчу выносят на дорогу/перекресток: 16. №№ 209, 211–220, 221; 5д. Порчу бросают наотмашь, перебрасывают через дом: 16. №№ 50, 221, 222; 5е. Запрет прикасаться к порче: 16. №№ 49, 75, 88–91, 102, 107, 196–197, 210–211, 216, 226; 5ж. Порчу бросают в текучую воду: 16. №№ 89, 140, 210, 222; 5з. Порчу выбрасывают: 16. №№ 71, 82, 90;
5и. Порчу кладут под какой‑либо предмет: 16. № 223; 5к. Порчу обезвреживают святой водой: 16. №№ 111, 224, 225, 228; 5л. Порча обезвреживается крестом: 16. № 149; 5м. Порчу закапывают в землю: 16. № 204–205, 216, 218, 225; 5н. Тот, кто наслал порчу, обязательно приходит, когда порчу уничтожают: 16. №№ 197–198, 207, 225, 226–227; 5о. Порчу вылечивают с помощью молитвы: 16. №№ 228; 5п. Порчу переводят на того, кто испортил: 16. №№ 43, 129, 140, 182, 196–197, 202–205, 207–208, 210, 214, 216, 221, 225–226, 229–230; 5р. Во сне можно увидеть того, кто наслал порчу: 16. №№ 231. Глава 17. Колтун I. Причины появления колтуна 1а. Порча, сглаз – причина появления колтуна: 17. №№ 1–4, 21; 1б. Испуг – причина появления колтуна: 17. №№ 1, 5–8, 14, 17–19, 29–31, 40, 42–44, 46; 1в. Колтун – это следствие прикосновения к залому или сам залом: 17. №№ 9–10; 1г. Колтун – это следствие встречи человека с вихрем, нечистой силой: 17. №№ 11–12, 41, 52; 1д. Колтун – это следствие простуды, ревматизма: 17. №№ 5, 6, 13–14, 46; 1е. Колтун запускали специально, чтобы в него перешла болезнь: 17. №№ 15–20; 35, 37–38, 41; 1ж. Колтун появляется, если птица свила гнездо из волос человека: 17. №№ 5, 21–23, 46; 1з. Колтун человеку или коню делает домовой/ласка: 17. №№ 24–26, 37, 41; 1и. Колтун помогает ведьмам в колдовстве: 17. №№ 27–28; II. Симптомы и ФОРМЫ КОЛТУНА 2а. Колтун мучает, трясет человека: 17. №№ 29–30; 2б. Колтун приводит к болезни головы, глаз, слепоте, параличу человека: 17. №№ 2, 5, 28, 33, 53; 2в. Различаются мужская и женская ипостаси колтуна: 17. №№ 31, 35, 39, 41, 44; III. Способы лечения и уничтожения колтуна 3 а. Колтун заговаривает и отрезает специальный человек (знахарь, человек «чистый» в половом отношении): 17. №№ 1, 3, 5, 13, 28–30, 32–34, 36, 40, 43–44, 51; зб. Колтун нельзя отрезать, иначе человек умрет/будет калекой: 17. №№ 24, 35–37, 40–41; зв. Колтун нельзя расчесывать: 17. №№ 30, 38; зг. Колтун нужно носить определенное время: 17. №№ 1–3, 6, 8, 11, 13, 15, 20, 29, 39–41, 42, 51; зд. Колтун отрезают во время пасхальной всеночной: 17. №№ 3, 17, 21, 36, 39, 42–45; зе. Колтун отрезают и сжигают в Чистый четверг: 17. №№ 16, 30, 46; зж. Колтун отрезают при старом месяце/безлунии: 17. №№ 8, 47, 51; зз. Отрезанный колтун уничтожают, бросая в текучую воду: 17. №№ 3, 6, 11, 30, 39–40, 43, 48–51; зи. Чтобы избавиться от колтуна, голову моют святой водой: 17. №№ 52; зк. Отрезанный колтун расчленяют (бросают в колею, растаптывают ногами): 17. №№ 13, 46–47; зл. Отрезанный колтун подкладывают под какой‑либо предмет: 17. №№ 8, 10; 3н. Отрезанный колтун закапывают в землю: 17. № 50; 4. Профилактика колтуна: 17. № 53. Глава 18. Вихрь I. Причины появления вихря 1а. В вихре крутятся, справляют свадьбу черти, ведьмы, колдуны: 18. №№ 1–125, 127, 135, 141–144, 157–158, 170, 174, 176, 178–179, 182–192, 198–199, 204, 206, 209–213, 218–221, 223, 226, 237–238, 242, 247, 250–252, 254–255, 258, 261, 265–313, 315, 318–319, 321–322, 324–325, 327, 329–332, 335–336, 338, 342, 344–345, 347–349, 356–358, 361–363, 369, 371–372, 374, 379, 381, 383–388, 390–391, 393–394; 1б. В вихре носятся дети, умершие некрещеными: 18. № 126; 1в. Причина вихря – смерть колдуна, ведьмы: 18. №№ 127–149, 154, 242, 337; 1г. Причина вихря – висельник, «нечистый» покойник: 18. №№ 130, 150–159, 379;
1д. Вихрем, ветром ведьма, колдун пускают порчу: 18. №№ 160–170, 193, 260; 1е. Вихрь, буря поднимается если люди работают в праздник:
18. №№ 171–172;
1ж. Время появления вихря – полдень, полночь: 18. №№ 173–177, 181, 217, 317; II. Вихрь опасен для человека и его хозяйства 2а. Человек, попавший в вихрь, заболевает, умирает; его разбивает паралич: 18. №№ 57, 126, 156, 161, 163, 166–170, 172, 178–204, 232, 251, 253–256, 258–260, 262–267, 301, 331, 336, 350–352, 355–356, 360, 366, 376, 378–383; 2б. Женщина, попав в вихрь, может родить нечистую силу: 18. №№ 205– 206; 2в. У человека, попавшего в вихрь, появляется колтун: См.: 17.1г. Колтун – это следствие встречи человека с вихрем, нечистой силой; 2г. Вихрь может поднять в воздух, закрутить человека: 18. №№ 55, 188, 200, 204, 207–213, 266, 320, 330, 343, 345–349, 351, 357–359, 383; 2д. Вихрь может закрутить, разбросать сено, сорвать крышу, причинить убытки: 18. №№ 35, 42, 44, 128, 130, 143, 160, 162, 171, 177, 207, 214–221, 238, 248, 332, 337, 341, 358, 361, 371, 378; 2е. Предметы, закрученные вихрем, опасны для человека: 18. №№ 222–226, 238, 240–241, 243–245, 249; 2ж. Полотно, закрученное вихрем, «нечистое»: 18. №№ 227–237; 2з. Дерево, поваленное вихрем, «нечистое»: 18. №№ 238–243; 2и. Место, на котором крутился вихрь, «нечистое»: 18. №№ 244–249; III. Действия человека по отношению к вихрю 3а. При встрече с вихрем уклоняются от него (пригибаются к земле, закрываются, убегают): 18. №№ 27, 57, 119, 148, 156, 168, 176–177, 180, 189, 191, 200, 232, 250–267, 284, 286, 297, 299, 301, 315, 318–320, 328, 330, 347, 360, 378; зб. В вихрь бросают нож, который оказывается в крови крутящейся там нечистой силы: 18. №№ 237, 263, 268–304; зв. Человек бросает в вихрь нож. Позже он обнаруживает свой нож у ведьмы/ колдуна, которые летели в этом вихре: 18. №№ 305–312; зг. В землю втыкают нож, чтобы остановить вихрь: 18. №№ 237, 313; зд. При встрече с вихрем в него бросают песок, солому: 18. №№ 314–318; зе. При встрече с вихрем крестятся или крестят вихрь: 18. №№ 1, 11, 20, 119, 126, 156, 168, 174, 183, 186, 188, 208, 212, 262, 286, 297, 301, 315–316, 319–330, 335, 338, 349, 360–363, 367, 371, 381, 383; зж. При встрече с вихрем в его сторону плюют: 18. №№ 37, 40, 180, 252, 273, 288, 316, 319, 331–332; зз. При встрече с вихрем ему показывают кукиш: 18. №№ 333–344, 355; зи. Запрет показывать кукиш при встрече с вихрем: 18. №№ 345–351, 357; зк. При встрече с вихрем ему показывают голый зад: 18. №№ 352–356; зл. Запрет показывать голый зад при встрече с вихрем: 18. №№ 126, 206, 357–361; зм. При встрече с вихрем читают заговор, молитву, отгонные формулы: 18. №№ 1, 29, 37, 167, 170, 185, 208, 259–261, 318, 327, 339, 361, 362–369; зн. Запрет свистеть, чтобы не вызвать ветер, вихрь: 18. №№ 188, 370–371; зо. Обереги от вихря: 18. №№ 372–376; зп. Болезни, полученные от вихря, лечат заговорами, молитвами: 18. №№ 178, 190, 193, 211, 377–383; зр. Способ увидеть нечистую силу в вихре ‑ смотреть сквозь отверстие‑медиатор: 18. №№ 384–386; зс. По вихрю определяют погоду: 18. №№ 21, 45, 56, 114, 188, 198, 218, 300, 332, 350, 355, 387–394 Глава 19. Цветок папоротника 1. Человек добывает цветок папоротника, несмотря на противодействие нечистой силы, и обретает сверхзнание: 19. №№ 1–5, 72; 2. Человек пытается добыть цветок папоротника, но не выдерживает испытаний (убегает, гибнет, теряет разум): 19. №№ 6–11, 13, 86–87, 89; 3. Находящемуся в лесу человеку случайно попадает в обувь цветок папоротника, в результате чего он обретает сверхзнание; потеряв цветок, теряет и свое сверхзнание: 14. № 652; 19. №№ 12–28, 45, 64; 3а. Черт предлагает человеку поменяться обувью; тот отдает свои лапти, не зная, что в них случайно попал цветок папоротника: 19. №№ 29–30; 4. Колдуны и ведьмы стараются заполучить цветок папоротника ради укрепления своей колдовской силы: 19. №№ 31–37; 5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму): 19. №№ 8–9, 11, 14, 17–19, 22–23, 25, 27–28, 30, 32, 37, 38–62, 66, 68, 71–73, 75–78, 81, 83–84, 86–88; 6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных; раскрывает жене тайну своего сверхзнания – и лишается его: 19. №№ 1–2, 7–8, 12, 15–16, 19, 21–22, 24, 29, 38–39, 45, 54–55, 63–65, 74, 82; 7. Человек использует магические средства при попытке сорвать цветок папоротника: 19. №№ 9, 66–71, 85, 87, 89; 8. Человек ради сохранения добытого цветка папоротника прячет его, надрезав кожу руки: 19. №№ 2–3, 5, 22, 72–78, 87; 9. Папоротник цветет в полночь один раз в году (на Ивана Купалу, в Петровку, на Пасху, в грозовую ночь): 1. № 39; 19. №№ 1–11, 19–22, 28, 31, 35–63, 72, 75, 79–84, 87, 89; 10. Папоротник способен оборачиваться жабой, змеей, животным: 19. № 85; 11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей: 1. № 521; 6. № 8; 19. №№ 1, 3, 5, 7, 10–11, 18, 21–22, 25, 31, 36, 54, 68, 71–72, 86–91 Глава 20. Дождь при солнце (Мифологические толкования природного явления) А. Названия дождя при солнце связаны с мифологическими мотивами: 1. Название дождя при солнце связано с мотивом слез/плача: 20. №№ 1–15, 17, 29, 36, 50, 92; 2. Название дождя при солнце связано с мотивом купания: 20. №№. 16–19; 3. Название дождя при солнце связано с мотивами рождения/смерти: 20. №№ 20–27; 4. Название дождя при солнце связано с мотивом свадьбы: 20. №№ 28–30; 5. Название дождя при солнце связано с мотивом деятельности нечистой силы («ведьма сбивает масло», «лихорадка трясет волка», «черт жену бьет»): 20. №№ 31–49; Б. Названия дождя при солнце мотивируются определенными признаками: 6. Название дождя при солнце мотивируется признаками «слепой/глухой»: 20. №№ 50–58, 63, 69; 7. Название дождя при солнце мотивируется его природными свойствами (солнечный, грибной, громовой): 20. №№ 59–62, 116; 8. Название дождя при солнце мотивируется названиями животных (свинячий, куриный): 20. №№ 24, 38, 46, 48, 63–88, 96, 111, 116–117; 9. Название дождя при солнце мотивируется признаком «этнически чужой» (цыганский, жидовский): 20. №№ 3, 28–30, 59, 63, 69, 88, 89–114, 115; 10. Название дождя при солнце мотивируется признаками «бабский», «сиротский», «детский»: 20. №№ 115–117. Глава 21. Клад 1. Когда клад прячут, на него накладывают заклятие, без знания которого его невозможно достать: 21. №№ 7, 10, 12; 2. Владелец накладывает заклятие на клад. Посторонние подслушивают условие заклятия и достают клад: 21. №№ 1–2; 3. Клад пугает людей, показываясь разными предметами. «Знающий» ударяет по нему, и клад рассыпается золотом: 21. №№ 3–4, 7; 4. Клад показывается огнем, горящей свечой: 21. №№ 5–6, 7–8, 10–14; 5. Клад «пересушивается», показываясь в виде разных предметов: 21. №№ 4, 7, 9; 6. Клад показывается на Пасху, на Ивана Купалу: 21. №№ 8–9, 10; 7. Способ достать клад – положить перед ним пасхальную скатерть: 21. № 5; 8. Способ достать клад – бросить шапку или обувь: в первом случае клад окажется глубоко в земле, во втором – около поверхности: 21. № 10; 9. Нечистая сила охраняет клад, не допуская до него людей: 21. № 11; 10. Заклятый клад приносит несчастья откопавшему его человеку: 21. № 12; 11. Клад забирает тот, кому «судьба»; тот, кому «не судьба», не может забрать его: 21. №№ 13–14. Глава 22. Страх I. Обстоятельства встречи человека со Страхом 1а. Страх в виде предмета/животного преследует путника на дороге: 22. №№ 1–14, 41; 1б. Страх является человеку в виде животного. Человек пытается поймать животное, но оно исчезает: 22. №№ 15–17; 1в. Страх пугает человека в определенном месте дороги: 22. №№ 18–23; 1г. Страх является визионеру в виде человеческой фигуры/предмета, потом исчезает: 22. №№ 24–30, 96; 1д. Страх является на кладбище/когда кто‑то умирает: 22. №№ 9, 31–39; 1е. Страх в виде незримой музыки, танцев, пения: 22. №№ 5, 40–43, 89; 1ж. В доме пугает, если были нарушены правила при строительстве: 22. №№ 44–45; 1з. Страх пугает тех, кто нарушает запреты: 22. №№ 46–49; 1и. Визионер видит непонятное явление, другой человек – нет: 22. №№ 50– 51; 1к. Страх в церкви: в запертой церкви слышно, как там идет служба: 22. №№ 52; 1л. Страх исчезает внезапно/при свете/при крике петуха: 22. №№ 2–3, 6–7, 12; 1м. Страх может убить человека: 22. №№ 3, 6, 20, 76; 1н. Страх забирается человеку на плечи/бросается под ноги: 22. №№ 6, 9, 11, 56; 1о. Человек пугается, его охватывает ужас при встрече со Страхом: 22. №№ 1, 11, 24, 33, 36–38; 1п. После встречи со Страхом человек заболевает: 22. №№ 13, 49; II. Обереги от Страха 2а. Освященный мак – оберег от Страха: 22. №№ 53–54; 2б. Лён – оберег от страха: 22. № 55; 2в. Крест – оберег от Страха: 22. №№ 2, 6, 11, 15–16, 21, 26; 2г. Дорожная колея – оберег от Страха: 22. № 56; 2д. Выворачивать одежду наизнанку – оберег от Страха: 22. № 57; 2е. Запрет оглядываться, отзываться – оберег от Страха: 22. №№ 6, 11, 76, 82; III. Время, когда пугает за. Страх пугает в полночь: 22. №№ 8, 11, 14, 21, 27, 35, 38, 41–43, 58–83, 84, 92, 94, 106; зб. Страх пугает в полдень: 22. №№ 16, 35–37, 39, 41, 50–51, 62, 64, 67, 70, 77–78, 81, 84–102; зв. Страхи ходили, когда была неосвященная земля: 22. №№ 103; зг. Есть определенные дни, когда пугает: 22. №№ 104–106. Глава 23. Персонажи‑устрашители I. Мифологические и сакральные персонажи как устрашители ребенка 1. Русалка как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 1–9, 99, 107, 141, 169, 242, 252, 299–300, 310, 313–314, 329, 341, 344, 366, 387; 1а. Русалка подстерегает детей в поле: 23. №№ 10–57, 132, 182, 185, 204, 241, 277, 279–280, 287, 295, 364, 376, 380, 398–399, 405, 413; 1б. Русалка подстерегает детей в реке/колодце: 23. №№ 58–69, 145, 150, 193, 235, 298, 311; 1в. Русалка подстерегает детей в огороде: 23. №№ 70–83, 145–146, 161, 191, 215, 399; 1г. Русалка подстерегает детей в лесу: 23. №№ 84–85, 330; 1д. Русалка подстерегает детей в болоте: 23. № 86; 2. Черт как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 1, 87–93, 103, 183, 239, 258, 271, 292, 309–310, 317, 359, 418, 421; 3. Водяной подстерегает детей в реке/колодце: 23. №№ 73, 94–99, 250; 4. Утопленник подстерегает детей в воде: 23. №№ 100–106, 211, 235, 284; 5. Домовой как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 107–108; 6. Лесовик подстерегает детей в лесу: 23. №№ 95, 109–110; 7. Знахарь как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 111; 8. Ведьма как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 1, 55, 58, 80, 112–116, 194, 201, 399; 9. Змей как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 117; 10. Волколак как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 118–119; 11. Смерть как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 120–121; 12. Дикие люди подстерегают детей в лесу: 23. №№ 122; 13. Бог как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 123–125, 228; 14. Св. Илья как персонаж‑устрашитель: 23. № 126; II. Специфические детские персонажи‑устрашители 15. Баба как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 127–136, 228, 243, 256, 263, 306, 311, 406; 16. Железная баба как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 132, 137–142, 217, 317, 387, 391; 16а. Железная баба подстерегает детей в огороде: 23. №№ 108, 143–168, 376, 400; 16б. Железная баба подстерегает детей в поле: 23. №№ 169–170; 16в. Железная баба подстерегает детей в реке/колодце: 23. №№ 59, 171–189; 16г. Железная баба подстерегает детей в лесу: 23. №№ 190; 17. Железнячка как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 191–194, 233; 18. Баба Яга как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 1, 195–197, 235, 300, 317, 348, 387; 18а. Баба Яга подстерегает детей в реке/колодце: 23. №№ 198–213, 260; 18б. Баба Яга подстерегает детей в огороде: 23. №№ 119, 144, 161, 214–217, 302; 18в. Баба Яга подстерегает детей в саду: 23. №№ 18в, 194, 218; 18г. Баба Яга подстерегает детей в лесу: 23. №№ 219–222; 19. Голобаба как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 223–225; 20. Дед как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 131, 140–141, 150, 185, 217, 226–242, 310, 315, 391, 417; 20а. Дед подстерегает детей в реке/колодце: 23. №№ 109, 132–133, 145, 172, 243–264; 21. Дядька как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 111, 150, 265–268, 330, 348; 22. Бабай как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 129, 142, 190, 194, 269–274, 283, 302, 386; 23. Нимка как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 144, 275–280; 24. Хапун подстерегает детей в воде: 23. № 281; 25. Тэрэнька подстерегает детей в воде: 23. №№ 213, 282–284, 406; 26. Персонажи‑устрашители с именами с корнем *кик‑: 23. №№ 285–286; 27. Марушка как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 287, 357; 28. Толкач как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 288–289; 29. Кровосос как персонаж‑устрашитель: 23. № 290; 30. Гарбуза с лапами как персонаж‑устрашитель: 23. № 291; 31. Безличные персонажи, подстерегающие детей: 23. №№ 292–293; III. Социальные и этнические чужаки как персонажи‑устрашители 32. Поп как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 294–296; 33. Калеки, нищие и сумасшедшие как персонажи‑устрашители: 23. №№ 140–141, 185, 197, 226–228, 231, 236, 240, 242, 297–302, 303; 34. Маркитант как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 303; 35. Этнические чужаки как персонажи‑устрашители: 23. №№ 140, 150, 242, 297, 304–331, 348; IV. Животные и природные явления как персонажи‑устрашители 36. Волк/собака как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 1, 36, 139–140, 162, 169, 196, 234–235, 242, 252, 258, 286, 298, 300, 303, 310, 315–316, 318, 320, 331, 332–333, 391, 405; зба. Волк/собака подстерегает детей в лесу: 23. №№ 39, 109, 185, 204, 219–220, 308–309, 334–366, 389, 404; збб. Волк подстерегает детей в колодце: 23. №№ 205, 367–369, 378; збв. Волк подстерегает детей в поле: 23. №№ 38, 287, 370; 37. Змея/уж как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 30, 39, 109, 212, 217, 219–220; 242, 314, 316, 329, 356, 371–376, 398; 37а. Змея/уж подстерегает детей в реке/колодце: 23. №№ 377–381; 37б. Уж подстерегает детей в огороде: 23. №№ 382–385, 389; 38. Жаба как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 39, 271, 273, 316, 352, 375, 383, 386–387, 421; 38а. Жаба подстерегает детей в воде: 23. №№ 113, 189, 261, 388–397; 38б. Жаба подстерегает детей в поле: 23. №№ 398, 400; 38в. Жаба подстерегает детей в огороде: 23. №№ 151, 167, 192, 239, 399; 39. Черепаха как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 30, 205, 385, 400, 406; 40. Рыбы как персонажи‑устрашители: 23. №№ 30, 270, 401–406, 421; 41. Птицы как персонажи‑устрашители: 23. №№ 90, 407–411; 42. Насекомые как персонажи‑устрашители: 23. №№ 412–414; 43. Коза как персонаж‑устрашитель: 23. №№ 415–418; 44. Летучая мышь как персонаж‑устрашитель: 23. № 419; 45. Природные явления, которыми пугают детей: 23. №№ 420–421. Глава 24. Персонификация судьбы‑ дол и. Персонажи, назначающие человеку его судьбу 1. Новорожденному суждено утонуть в колодце: 24. №№ 1–5; 2. Ангел назначает, какой смертью суждено умереть человеку: в момент его рождения приносит горсть земли с могилы либо пьяницы, либо утопленника, либо висельника: 24. № 6; 3. Баба‑повитуха (по подсказке странника) заглядывает в окно дома роженицы, чтобы узнать судьбу новорожденного: 6. №№ 87–88; 24. №№. 7–11; 4. Плохая судьба настигнет человека, если ему при рождении дважды перевязали пупок: 24. № 12; 5. Кому суждено погибнуть от грома, тот не утонет: 24. № 13; 6. Предназначенная человеку судьба неизменна и неотвратима: 24. №№ 1–5, 14; 7. Человек избавляется от своей Злой Доли, утопив ее в реке: 24. № 15; 8. Во время гаданий можно увидеть свою судьбу (т. е. суженого); гадающий человек окликает свою Долю: 24. №№ 16–18. Глава 25. Персонифицированные болезни 1. Ночницы, криксы 1а. Ночницы нападают по ночам на младенцев, пугают, мучают, мешают спать: 25. №№ 1–7, 72; 1б. Ночницы – это нечистая сила: 25. №№ 8–11; 1в. Ночница пересаживается с ребенка на «прач» (валек для стирки), если его закутать в детские пеленки: 25. №№ 12–13; 1г. Ночницы не могут проникнуть в дом, пока не соберут весь рассыпанный возле входа мак: 25. №№ 14–15; 1д. Ночницы допрядают оставленную хозяйкой на ночь кудель: 25. №№ 16–17; 1е. Ночница пьет оставленную под колыбелью воду: 25. № 18; 1ж. Ночницы выглядят как женщины (как птица, они невидимы): 25. №№ 19–20; 2. Лихорадка (шухля, хиндя) 2а. Лихорадка выглядит как женщина: 25. №№ 21–23, 24; 2б. Лихорадка – это нечистая сила: 25. №№ 23, 24; 2в. Лихорадки действуют во множестве (77, 30): 25. №№ 25–31; 2г. Лихорадка покидает человека, если ее испугать внезапным шумом, криком; если больной идет спать в свинарник: 25. №№ 21, 27, 32–35; 2д. Лихорадка любит вареные яйца: 25. №№ 25, 26, 34, 36–37; 2е. Лихорадку убивает гром: 25. № 38; 2ж. Лихорадка хватает тех, кто спит на закате солнца: 25. № 39; 3. Падучая (чорная хвороба, падюшча болесть, своя слабость) 3 а. Человек отпугивает падучую, показывая свой голый зад (оскорбляет болезнь фразой: «Яка ты гость – така тобе и честь!»): 25. №№ 40–52, 56, 66; зб. Падучая боится освященных предметов и окуривания ладаном: 25. №№ 53–54; зв. Падучая покидает больного, если его накрыть черным полотном или его одежду вывернуть наизнанку: 25. №№ 55–56; зг. Падучая болезнь – это нечистая сила: 25. № 57; 4. Повальные (заразные) болезни (мор, падь, нядуга) 4а. Заразная болезнь не может пристать к самому старшему члену семьи: 25. № 58; 4б. Болезнь не может проникнуть в село, огороженное вытканным за сутки (обыденным) полотном: 25. № 59; 5. Повальные скотьи болезни (коровьяча смерть, свыняча хвороба, падь) 5а. Болезнь выглядит как женщина в белом, с коровьими копытами (как мужчина в белом, как животное): 25. №№ 60–62, 63; 5б. Болезнь не трогает скот того человека, который перевозит ее через реку или подвозит к селу: 25. №№ 63–65; 5в. Человек отпугивает болезнь фразой: «Яка ты гость – така тобе и честь!»: 25. № 66; 6. Болезнь (любая) ба. Болезнь появляется в виде животного (фигуры в белом, она невидима): 25. №№ 67–71; бб. Болезнь ходит по селу ночью или на закате солнца: 25. № 72; 7. Холера 7а. Холера появляется в виде женщины (двух женщин), заглядывающей в окна дома: 25. № 73 Глава 26. Персонификация смерти I. Как выглядит персонифицированная Смерть? 1. Смерть выглядит как антропоморфное существо 1а. Смерть выглядит как женщина в белой (черной, красной) одежде: 26. №№ 1–22, 23–26, 29–34, 36, 38–42, 44–50, 56–57, 59, 64–65, 67, 90, 95, 98, 101–102, 113, 117, 126, 134, 138, 140, 142, 145, 154, 156, 158, 162–163, 165, 168; 1б. Смерть выглядит как женщина (некто) с косой в руках (с серпом, ножом, пилой, вилами): 26. №№ 23–55, 69, 84, 96–98, 113, 135–150, 154, 166, 174–178, 184–185; 1в. Смерть выглядит как молодая женщина, пригожая, с распущенными волосами, с венком на голове: 26. №№ 56–59; 1г. Смерть выглядит как страшная, старая женщина (большая, «зубатая», лохматая): 26. №№ 60–69, 143; 1д. Смерть выглядит как женщина нейтрального вида (высокая, худая, обычная баба): 26. №№ 70–74, 92, 107, 119, 132, 139, 144, 153, 160, 169, 174–178; 1е. Смерть выглядит как девочка: 26. №№ 75–79; 1ж. Смерть выглядит как мужчина: 26. №№ 71, 80–85, 86, 105, 158, 173; 1з. Смерть выглядит как недавно умерший родственник: 26. №№ 86–94; 1и. Смерть выглядит как скелет: 26. №№ 95–97; 1к. Смерть выглядит как человек с зооморфными признаками: 26. №№ 98–99; 2. Смерть принимает вид животного, насекомого: 26. №№ 82, 100–116, 126, 164, 172; 3. Смерть выглядит как тень, воздушный столб, огонек, буря: 26. №№ 117–127; 4. Смерть выглядит как предмет (мяч, копна сена): 26. №№ 128–130; 5. Смерть выглядит как ангел: 26. №№ 131, 136; 6. Смерть невидима (либо видима не для всех): 26. №№ 75, 80–81, 110, 132–136, 165, 169, 176; II. Особенности поведения персонифицированной Смерти 7. Смерть убивает человека острым орудием (косой, серпом), топит в воде или душит: 26. №№ 63–64, 84, 137–150, 174; 8. Смерть появляется под окнами дома, стучит и заглядывает в окна, окликает человека через окно: 26. №№ 34, 76, 151–159; 9. Смерть сообщает, что пришла забрать человека с собой (или называет срок смерти): 26. №№ 68, 75, 93, 160–161, 174, 176, 180, 187; 10. Смерть появляется в доме возле печи, лезет на печь или под печь: 26. №№ 85, 162–165; 11. Смерть укоряет тех людей, кто в минуту отчаянья призывает смерть: 26. №№ 90, 166–167; 12. Смерть в виде путницы просит возницу подвезти ее к селу: 26. №№ 168–169; 13. Смерть в виде нагой женщины просит проезжего шофера привезти ей полотно на платье: 26. №№ 170–172; 14. Смерть в виде сидящего в реке мужчины зовет свою жертву («Пришла пора, а человека нет»): 26. №№ 146, 173; III. Человек пытается избежать смерти 15. Бедняк просит Смерть быть кумой на крестинах: 26. №№ 174–178; 16. Человек пытается перехитрить Смерть, сделав себе «крутящуюся кровать»: 26. №№ 179–188; 17. Человек загоняет Смерть в деревянную колоду: 26. № 189. Глава 35. Персонификация календарных праздников и дней недели (Мифологические персонажи, НАКАЗЫВАЮЩИЕ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ РАБОТУ) 35‑А. Мифологические персонажи, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ПРЯДИЛЬНО‑ТКАЧЕСКИЕ РАБОТЫ 2. Мифологический персонаж является нарушителю правил прядения/тканья, пугает его: 35‑А. №№ 13, 79–103, 173, 177, 222, 329; 3. В наказание за нарушение правил прядения/тканья мифологический персонаж портит работу (путает нитки, рвет, слюнявит пряжу, гадит на кудель и т. п.) или забирает кудель, пряжу себе: 35‑А. №№ 25, 39, 50, 52–53, 58, 66, 102, 104–146, 223; 4. Мифологический персонаж угрожает сжечь на животе у пряхи остаток недопряденной кудели: 35‑А. №№ 147–159; 5. В наказание за несвоевременное прядение мифологический персонаж забрасывает в дом много веретен и требует запрясть их все в течение одной ночи: 35‑А. №№ 160–186, 334; 6. Мифологический персонаж наказывает нарушителя правил прядения/тканья: бьет его, колет веретенами, наносит увечья, наказывает болезнями, гибелью детей, скота и т. п.: 35‑А. №№ 93, 116, 187–241, 300, 312, 319; 6а. Нарушителя правил прядения/тканья ожидает посмертное наказание на том свете: 35‑А. №№ 15, 80, 104, 153, 223, 242–253, 313, 360, 365; 7. Несвоевременное прядение/тканье вредит мифологическому персонажу (причиняет ему боль, страдания, калечит его, колет веретенами, засоряет глаза и т. п.): 35‑А. №№ 45, 64, 182, 186, 196, 215, 221, 225, 254–288, 259, 300, 302–347; 7а. Мифологический персонаж является нарушителю правил прядения/ тканья; упрекает; демонстрирует свои раны, увечья; запрещает прясть: 35‑А. №№ 289–301; 7б. Запрет прясть в определенные дни мотивируется почитанием иконописного образа Богоматери (св. Пятницы, св. Варвары), пронзенной веретенами: 35‑А. №№ 182, 186, 196, 215, 225, 259, 302–347; 8. К пряхе/ткачихе, оставившей на ночь незаконченную работу, приходит ночевать (либо ей снится) кто‑то «чужой»: 35‑А. №№ 348–359; 9. За пряхой, не успевшей до ночи или до праздника закончить прядение, бегает «ку‑деля»: 35‑А. №№ 360–371; 10. Если не связать и не спрятать на лето все веретена, они расползутся змеями: 35‑А. №№ 47, 150, 352, 372–395; 10а. Кто не спрячет на лето веретена, тот будет летом встречать в лесу много змей: 35‑А. №№ 396–445; 11. Несвоевременное снование привлекает к селу (двору, дому) волков, чертей, всякую нечисть, градовые тучи: 35‑А. №№ 194, 446–461; 12. Кто такие Пятница, Варвара, Середа, Неделя (святая, грешница, персонификация дня недели, мать многочисленных дочерей)? 35‑А. №№ 43, 160, 162, 168, 220, 224, 296, 298–299, 307, 311, 325–326, 330, 333, 335, 337, 342, 462–484; 35‑Б. № 36; 13. Мифологический персонаж является работающей поздним вечером пряхе и обещает помочь в прядении: 35‑А. №№ 485–486; 14. Персонифицированный праздник является нарушителю правил прядения/ тканья, демонстрируя, что он «большой» и его необходимо почитать: 35‑А. №№ 487–490; 35‑Б. Персонифицированные праздники, НАКАЗЫВАЮЩИЕ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ ПОЛЕВЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ 1. Персонифицированный праздник наказывает людей за несвоевременную работу
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.285 с.) |