Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 26. Персонификация смерти
Представления о Смерти как о мифическом существе (а не только как о состоянии умирания) широко известны и в славянской, и в западноевропейской мифологии. Наиболее распространенными можно признать два типа внешности: скелетоподобное существо с косой в руке и женская фигура в белом (реже – в черном), вооруженная косой или без нее. Женская ипостась в поверьях славян считается абсолютно преобладающей. В соответствии с грамматическим родом лексемы смерть, даже такие образы этого персонажа, как скелет или бесполая фигура в белом саване, обычно наделяются женскими именами, в которых отражаются главные признаки ее внешнего вида (белая, сухая, костлявая, зубастая, высокая, несущая косу) или названия женских терминов родства (тетка, кума): ср. рус. Белая, Смертная, Смертушка; укр. карпат. Зубата, Сухоребрицька [имеющая сухие ребра], тота, шо по гробах ходит; болг. оная с косата [та, что с косой]; пол. Biala [Белая], Chuda [Худая], Sucha [Сухая], Kostucha [Костлявая], «ta duga z kosom» [та высокая с косой], Smierc Kuma, Ciotka Smierc [Смерть Кума, Тетка Смерть]; словац. Smrtka, Tetka Smrt’ [Смертка, Тетка Смерть]. Свидетельства о телесных формах воплощения персонифицированной Смерти, зафиксированные в народной культуре, несут на себе заметные следы влияния церковно‑книжной и иконографической традиции. В западноевропейской и древнерусской иконографии (а также на церковных фресках и витражах, в книжных миниатюрах, в надгробных скульптурах и картинках) Смерть предстает во множестве разных образов: то в женском, то в мужском обличье, то в виде ангела с нимбом над головой, то как черный демон, то как всадник верхом на коне, то как мертвец или скелет с косой в руках (Майзульс 2012: 151–181). Стереотип «Смерть в виде скелета с косой в руках» наиболее подробно разработан в западнославянском фольклоре (Profanova 1998: 111–120), а в мифологической прозе восточных славян он встречается преимущественно в легендах, духовных стихах, сказках и на лубочных картинках, тогда как в быличках и народных поверьях Смерть выглядит чаще всего как худая, высокая, костлявая женщина или старуха (Власова 1998: 477–478). Универсальной и преобладающей ипостасью этого персонажа в восточнославянской традиции является «белая женщина» (Толстая 2012: 63; Гузш 1995: 363). Во многих народных свидетельствах о Смерти белый цвет оказывается ее единственным идентифицирующим маркером: «...увийшло у хату биле‑биле, як сниг, и ничого никому не сказавшы, скоро выйшло. У ту ж саму годыну, як Смерть (бо то була Смерть) выйшла з хаты, и дытына умерла» (Гринченко 1901: 124).
Вторым опознавательным знаком этого персонажа является наличие орудия убийства в руках. Чаще всего это коса или серп, но кроме того, множество других орудий или предметов домашнего обихода (в том числе вилы, метла). В жанрах фольклорно‑книжного характера и в лубочных картинках Смерть всегда изображается вооруженной. В западноукраинской легенде «Рыцарь и Смерть» она грозит человеку «подрезать ноги косой, перепилить кости пилой, перерезать горло серпом, отсечь руки мечом, отрубить голову топором, замести кровь метлой» (Гнатюк 2000: 195). Однако, по многочисленным восточнославянским данным, коса служит лишь постоянным атрибутом Смерти, а не орудием убийства, ибо считалось, что она губит людей одним своим присутствием, взглядом, либо тем, что душит человека, отравляет его ядом, вынимает из него душу и т. п. (Демидович 1896: 135). Происхождение и онтологический статус Смерти в славянских мифологических рассказах обычно никак не объясняется. Судя по тому, что встречи с ней часто происходят возле кладбища, она мыслится как существо загробного мира. Противоречивые сообщения о том, что Смерть является либо прислужницей дьявола, либо посланницей Бога, явно сохраняют следы книжной традиции. Согласно севернорусским легендам, она, как и вся нечистая сила, произошла из падших ангелов, но поскольку отказалась служить Сатане, Бог дозволил ей жить у ворот рая, или ада, и повелел приходить к нему за указаниями, когда и кого из людей забирать на тот свет (РДС 1995: 520). Белорусы называли Смерть «матерью грехов» и верили, что она живет в пекле; оттуда ее посылает за людскими душами главный черт (Романов 1912/8: 310). По украинским поверьям, этот персонаж пресекает жизнь человека лишь по воле Божьей (Гузш 1995: 364). К числу наиболее популярных, известных в мифологии всех славян, можно отнести следующие действия и функции этого персонажа (кроме очевидной функции прерывания человеческой жизни): Смерть часто выступает в роли предвестницы кончины человека (а не его убийцы); подобно духам болезней, она насылает на людей мор, повальные болезни; запрыгивает на спину случайному прохожему и велит донести ее до села; просит рыбака перевезти ее на другой берег реки; стучит в окна домов, окликая по имени свою жертву. Смешение близких по функции (лишать людей жизни) персонифицированных образов Болезни (Мора) и Смерти отмечается во многих восточнославянских верованиях. В одной из украинских черниговских быличек Смерть появляется в селе одновременно с мором на детей: «...щось иде вулыцею и голосыть, та так голосыть, як по мертвому, та й пишла на кладовыще (...) Се Смерть голосыла. Так одного году було так, що дитей пере‑душыв той Дихтерык [дифтерит]» (Гринченко 1901: 126).
Комплекс п о л е с с к и х народных представлений об этом персонаже по основным признакам совпадает с украинско‑белорусской мифологической традицией, где Смерть изображается как женщина в белой одежде, безоружная или с косой в руках. Общее количество текстов, содержащих сведения о персонифицированной Смерти, в Полесском архиве не слишком велико – всего около 230‑ти, но часть из них не удается идентифицировать вполне однозначно, поскольку для Полесья особенно характерно сближение образов Смерти и «моровой болезни». Та и другая часто описывается как женская фигура в белом или черном одеянии; их общим отличительным признаком являются коровьи копыта или коровьи рога на голове; для обоих образов характерен мотив о том, что персонифицированная Смерть/Болезнь щадит человека, оказавшего ей определенную услугу (того, кто перевозит ее через реку, подвозит к селу). Вообще такие характеристики внешнего вида, как «худая», «костлявая», «высокого роста», «с холодными руками», «бледная», «в белой или черной одежде» и под., оказываются в полесских свидетельствах ведущими как при описании Смерти, так и при описании разного рода Болезней, с той лишь разницей, что последняя всегда изображается безоружной (см. в главе 25 раздел: 25.5а. Болезнь выглядит как женщина в белом, с коровьими копытами). Значительная группа признаков позволяет установить сходство Смерти с типичной нечистой силой. Согласно многочисленным полесским данным, она ходит только с вечера до первых петухов и при свете солнца появляться не может (гомел., житомир.); входя в хату в облике женщины, она «Богу не молицца», а сразу идет к постели больного (гомел.); ее могут увидеть лишь те люди, которые «знаются» с нечистой силой (гомел., житомир.); она имеет обыкновение садиться верхом на человека, который в ночное время проходит мимо кладбища (брест.); если возница соглашается подвезти ее до села, то повозка становится непосильно тяжелой, кони не могут сдвинуться с места (брест.); Смерть не может войти в дом, если на двери в канун Крещения нарисовать крест (житомир.). Специфической чертой полесской Смерти можно признать ее склонность к прядильно‑ткаческим занятиям. По ряду поверий, она (подобно другим мифическим существам, контролирующим соблюдение запретов на прядение, снование, тканье) приходит по ночам к нарушительницам этих запретов. При публикации архивных текстов в настоящей главе мы отмечаем большой буквой слово Смерть, если речь идет о названии персонифицированного образа, чтобы отличить его от понятия смерти как конца человеческой жизни; ср.: «Можна увмдеть Смэрть пэрэд смэртью» (текст № 73). СХЕМА ОПИСАНИЯ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.005 с.) |