Оценка собственных положительных качеств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка собственных положительных качеств



 

Пропагандируя свои программы в поездках по стране, я прошу учителей, сиделок, консультантов и прочих специалистов рассказать мне об их талантах, уникальных, особенных качествах. Можно было бы ожидать, что люди этих профессий сразу укажут на «способность слушать», «сопереживание другим людям» или «бесконечное терпение». Но этого не происходит. Напротив, когда я задаю этот вопрос, лишь немногие могут составить список отличительных профессиональных качеств. Кое‑кто называет одно‑два, а некоторые с трудом способны указать хотя бы на один из своих талантов, остальные – вообще молчат!

Мне кажется, многие из нас растеряли свои таланты и утратили особенные качества на пути к взрослой жизни со всей ее ответственностью. Выполняя родительский долг, мы кормим и одеваем наших детей и занимаемся доброй сотней зачастую очень утомительных дел, отлаживая ход нашего домашнего хозяйства. В конце тяжелого дня у вас вряд ли найдутся время, энергия и желание оценить свои уникальные качества. Поэтому выберем минутку, чтобы заняться этим прямо сейчас. Вы обладаете сильными преимуществами по сравнению с другими или особыми способностями. Составьте список. Если испытываете затруднения, попросите помочь вашего партнера или друга.

Составляя список, вы, быть может, слышали внутренний голос, напоминающий вам обо всем, кем вы не стали и чем вы не обладаете. Внутренний голос досаждает вам, когда вы сосредоточиваетесь на ваших недостатках вместо достоинств. Вы можете контролировать этот голос так, чтобы не сожалеть о ваших недостатках, а сосредоточиться на том, чего не хватает вашим детям. Помните – вы ценны просто тем, что вы живете, и то же относится к вашим детям. Вы должны поощрять собственную неповторимость и показать детям, как развить уникальность в себе.

Если вам трудно думать о себе положительно или вы не способны разглядеть чудесные таланты в собственных детях, вам может понадобиться помощь. Ощущение неадекватности и старые эмоциональные комплексы могут помешать стать хорошими родителями и наслаждаться жизнью. Помощь консультанта залечит эмоциональные раны и подарит вам более оптимистическую перспективу относительно вас и людей, которых вы любите.

Чтобы сосредоточиться на положительных качествах ваших детей, вам может понадобиться утихомирить негативный внутренний голос. Сознательно отметьте положительные черты личности вашего ребенка отдельно от его поведения и успехов, поскольку последние слишком часто мешают оценке первых. Вы когда‑нибудь приносили домой дневник, далекий от идеала, хотя и со многими пятерками? А помните, как подвела вас ошибка в декларации, которую «ты не должен был сделать»? А как насчет той минуты, когда вы сознались во лжи, а вас тут же назвали «недостойным своих родителей»? Если вы хоть раз чувствовали себя нелюбимым, потому что не радовали родителей или не отвечали их требованиям, вы понимаете это чувство внутреннего опустошения. Как замечает Дороти Бриггс: «Успешный показатель поднимает чувство собственного достоинства; в ребенке, которого лелеют как личность, зарождается осознание, что его любят».

Может, вы согласитесь с моими словами, но при этом засомневаетесь: как это можно – всегда искать лучшее и поддерживать положительный настрой. Откровенно говоря, это невозможно. Но вы можете повседневно «ловить» те моменты, когда бываете непререкаемы, держитесь сурово или небрежно с вашим малышом, и тогда просто надо остановиться и начать сначала. Наши дети стремятся простить нас, когда мы в чем‑то виноваты. Нам только нужно знать, как выправить положение, и захотеть это сделать. Если задача кажется вам неразрешимой, обратитесь к профессиональному консультанту или запишитесь на родительские курсы, чтобы поднять уверенность в себе и укрепить навыки владения ситуацией.

Пусть ваш ребенок каждый день знает, что вы любите его, что вы думаете о нем и цените его таким, какой он есть. Оставляйте «послания» на зеркале. Положите маленький сюрприз под подушку. Обнимите малыша и скажите ему, почему он для вас такой особенный. Что бы вы ни делали, показывайте вашу любовь и ласку. Не бойтесь избаловать детей слишком частыми объятиями или ласковыми словами. Помните, ваш малыш подвергается большему риску, если не чувствует себя любимым.

Уделите время радостному общению с детьми. Как‑то в День матери моя дочь напомнила мне, что для нее больше всего значат мелочи, которыми мы забавляемся вместе. Поделитесь друг с другом приятными воспоминаниями, спойте вместе, отбросьте свою роль взрослого и научитесь играть! Рискните быть просто человеком, будьте веселы и дурашливы с малышами. Эти интимные минуты откладывают в вашем ребенке эмоциональные «запасы» на то время, когда вы разлучаетесь.

 

ПОХВАЛА И ПООЩРЕНИЕ

 

Любой ребенок ведет себя временами безупречно. Вы замечаете и поощряете положительные усилия ваших детей? Легко заметить их большие достижения, но необходимы сознательные усилия, чтобы не забывать похвалить их за маленькие шаги к успеху. Например, ваша дочь заучивает наизусть свой номер телефона, что необходимо ей в качестве важной информации по безопасности, и часть номера она произносит правильно. Какие из отцовских слов ближе вам по духу?

Отец № 1. Отлично!

Отец № 2. Ты запомнила правильно только половину.

Отец № 3. Ты хорошо запомнила первую часть номера. Не помочь ли тебе со второй?

Неопределенная, общая похвала типа «здорово», «прекрасно» или «фантастично» мало что означает для ребенка. Зачастую такая похвала дается почти бездумно, и ребенок совершенно не воспринимает ее смысла. Полуискреннее замечание отца № 1 вряд ли способно передать его удовольствие или гордость от хорошей работы дочери. Реакция отца № 2 сосредоточена на негативной стороне и, пожалуй, заставит ребенка усомниться в успехе дальнейших стараний. В третьем примере отец помогает ребенку реально оценить свои способности, нацеливает его на завершение важной работы.

Вдобавок всегда полезно выразить свое удовольствие от усилий ребенка.

Отец. Я счастлив, что ты заучиваешь свой телефонный номер. Запоминание номера – важное дело, и ты прекрасно с ним справляешься.

С такого рода особыми похвалами ребенок осознает, что он – ответственная личность и что его работа необходима. Когда мы показываем свое одобрение усилиям наших детей и поощряем их работу, они стремятся повторить «образец поведения».

Вот несколько примеров особенных похвал и поощрений.

Джефф звонит вам из школы. Вы попросили его сделать это, если он упустит автобус.

Джефф. Мам, ты не могла бы заехать за мной в школу?

Мать. Тебя же должна была забрать мама Джейсона.

Джефф. Ну да, только, наверно, что‑то случилось. Она опаздывает уже на полчаса.

Итак, теперь ваша очередь. Вы по уши в делах и рассержены, что мать Джейсона не выполнила уговора. Постарайтесь заполнить пустоты собственными словами, помня, что хотите похвалить и поощрить Джеффа за его ответственное поведение.

Вот пара возможных ответов Джеффу:

1. Мать. Я сердита, что мама Джейсона не пришла, но я рада, что ты позвонил мне, как и обещал, и не пошел домой один. Когда я знаю, что могу положиться на тебя и ты правильно оценишь ситуацию, я уверена, что могу отпустить тебя куда угодно с друзьями. Ты действовал очень ответственно.

2. Mать. Я рада, что ты позвонил мне и не пошел домой один. Ты хорошо оценил ситуацию. Я приеду через десять минут.

Мать сознательно подавляет собственное раздражение и отмечает ответственное поведение Джеффа. Джефф заканчивает разговор, чувствуя себя оправдавшим доверие. Вдобавок он осознает, что в результате правильного поведения заработал себе дальнейшие поблажки. Награждение детей привилегиями на основании их поведения и внушение им зависимости одного от другого настраивает малышей на успех и помогает им избежать ситуаций, с которыми они не могут справиться.

В этой главе я дала вам советы по созданию в семье атмосферы, в которой дети могут обсуждать что угодно и где ценится и поощряется самостоятельность. Мы говорили о том, как сделать, чтобы дети чувствовали, что их любят и лелеют, и о том, как эти чувства противоречат, противостоят детской самостоятельности. Устанавливая открытое общение и предлагая особые поощрения, мы воспитываем уважающих себя детей. Мы воспитываем таких малышей, которые уже вряд ли станут жертвами.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

 

Слушая детей…

• Устраните отвлекающие обстоятельства.

• Слушайте внимательно и спокойно.

• Пользуйтесь словами и мимикой, поощряющими их к дальнейшему откровенному разговору.

Разговаривая с детьми…

• Поддерживайте постоянный зрительный контакт.

• Пользуйтесь короткими простыми фразами.

• Говорите медленнее обычного.

• Используйте понятные для малышей слова.

Реагируя на чувства детей…

• Пытайтесь настроиться на переживание ребенком ситуации и на время забудьте о собственных чувствах.

• Дайте эмоциям вашего ребенка определение, чтобы он понял суть переживаемого (например: «Кажется, тебя это здорово смутило?»).

• Верьте чувствам ребенка, чтобы внушить ему доверие и чтобы манера общения стала открытой.

Развивая в детях чувство собственного достоинства…

• Говорите и показывайте детям, что вы любите и цените их.

• Подмечайте, когда они хорошо выполняют работу, и поощряйте их.

• Показывайте им, что они достойны уважения.

Поощряя и побуждая детей…

• Поощряйте их усилия так же, как и их успехи.

• Одобряйте проявление инициативы и самостоятельности и избегайте общих, безликих похвал.

• Используйтесь поощрение, побуждая детей к ответственному поведению.

• Применяйте реалистическое поощрение, чтобы помочь детям определить границы своих сил и способностей.

 

 

Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.022 с.)