Специфика добрачного периода: функции и факторы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика добрачного периода: функции и факторы.



 Добрачный период и добрачное ухаживание - важный этап при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этапа претерпела изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно).

С. В. Ковалев выделяет 3 важнейшие функции этого периода, отраж 3 основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни.
       1. На протяжении всего ухаживания происходит накопление совместных впечатлений и переживаний. Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к инд светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского союза.
       2.    Узнавание друг друга и уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. По мнению С. В. Ковалева, следует обратить внимание на:
1. особенности семейного уклада избранника, которые кажутся ему естественными;
2. способность избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;,
3. подготовленность партнера к выполнению семейных функций.

3.    П роектирование семейной жизни: определение мат-быт условий и опред-е уклада семьи.       В настоящее время обычно выделяют след семейные уклады: традиционная патри- и матриархальная семья, эгалитарная семья, супружеская семья (без детей), материнская семья.

В неопатриархальной семье стратегическим (внесемейным) и деловым лидером является муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным — жена. В неоматриархальной — наоборот. Эгалитарная семья предполагает равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни.

Особенностью совр предбрачного ухаживания является так называемый «предбрачный эксперимент» — своеобразное моделирование реальности семейных отношений до их официального юридического начала (включая сексуальный контакт). По мнению С. В. Ковалева, «предбрачный эксперимент» может помочь в определении функционально-ролевой совместимости, а вовсе не в сексуальной сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексуальной совместимости. Для достижения интимно-личностного соответствия часто требуются годы, во многом по той причине, что способность к полноценной интимной жизни возникает у женщин позже, чем у мужчин: часто к 26-28 годам. Начало сексуальных отношений до брака нередко приводит или к «добрачному разводу» или к «вынужденным бракам».
Возможно также, что сама попытка «проверить отношения» говорит о недостаточном принятии людьми друг друга, об их неготовности брать на себя серьезные обязательства.

В. А. Сысенко ввел понятие «способность к браку»: способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро; способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение; способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения; высокая этическая культура, предполагающая умение быть тер­пимым и снисходительным, великодушным и добрым, прини­мать другого человека со всеми его странностями и недостатка­ми, подавлять собственный эгоизм. Все эти способности являются показателя­ми умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Американские психологи Б. Торнд и Д. Коллард утверждали, что так называемые добрачные факторы, с которыми молодые люди начинают семейную жизнь, оказывают очень сильное влияние на стабильность их будущих семей. Они могут либо укрепить семью, либо создать риск ее дестабилизации и распада. Поэтому эти факторы были названы «факторами риска». К ним относят:

· -ранний возраст брачующихся (мужчины до 20 лет, женщины до 18 лет), ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;

· -поздний возраст (для Запада: для мужчины – 40-45 лет, для женщины – 30-35 лет, для нас: для мужчины – 30-32 года, для женщины – 25-27 лет);

· -превышение возраста жены относительно возраста мужа;

· -наличие у жены более высокого образования;

· -городское происхождение;

· -гетерогенность статуса, соц-демографическая разница в происхождении;

· -отсутствие братьев и сестер у жены; -отсутствие сестер у мужа;

· -неустойчивость отношений до брака;

· -отрицательное отношение родителей к браку;

· -слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

· -неоптимальные мотивы вступления в брак;

· -добрачная беременность;

· -наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.

Кроме этих, выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в целом расцениваются как прогностически-благоприятные. К ним относят:

· высшее образование у мужчины;

· оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);

· "теплые" отношения до брака;

· сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);

· наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;

· наличие общих друзей будущей семейной пары;

· согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

 

3. Психологические особенности добрачных отношений

 Семья - сообщество, осн на браке супругов (отца, матери) и их детей, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Самым сложным моментом в налаживании семейной жизни является псих адаптация супругов к условиям совм проживания и инд-личн особенностям друг друга, формирование внутрисем отношений, сближение привычек, представлений, ценностей молодых супругов и других членов семьи. В зависимости от того, как пройдет «притирка» личностей на начальном этапе брака, во многом зависит жизнеспособность семьи. Из двух половинок, необходимо создать целое, не потерять при этом себя и в то же время не разрушить внутренний мир другого. Философ И. Кант утверждал, что супружеская пара должна образовать как бы единую моральную личность.

Самые серьезные ошибки допускаются в период ухаживания. Решение о вступлении в брак молодые люди принимают необдуманно, выделяя в будущем супруге те характеролог черты и личн особенности, которые в сем жизни играют несущ, а иногда и негативную роль. Одной из распространенных причин нарушения отношений является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог получить полную информацию о будущем спутнике жизни.

В системе мотивов выбора брачного партнера необходимо различать собственно мотивировки и мотивы. Мотивировки - это рациональные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам. Человек не всегда разграничивает истинные мотивы и мотивировки, чаще всего они выступают для него в общем, смешанном виде.

Нередко брачный выбор детерминируется прошлым опытом. В частности, тем опытом, который получен в процессе жизни в родительской семье. Может случиться так, что брачный партнер выбирается «по образу и подобию» родителя противоположного пола. Иногда человек подбирает партнера, с которым мог бы воссоздать модель родительской семьи (например, патриархальную); сформировать отношения, подобные тем, которые существовали между его родителями. Нередко индивид стремится воссоздать не модель отношений родителей, а собственное положение среди братьев и сестер, которое он занимал в родительской семье. Например, мужчина, имевший старшую сестру, выбирает в жены женщину, с которой мог бы чувствовать себя как младший брат - ждет от нее заботы о нем и покровительственного отношения. Часто брачный выбор осуществляется на основе проекции неудовлетворенных в детстве желаний. Каждый из партнеров имеет скрытые потребности, которые в детстве не были удовлетворены родителями, и для брака выбирает человека, который помог бы ему воссоздать свои инфантильные ситуации и вернуться к своим не до конца разрешенным конфликтам. Партнеры взаимодействуют, экспериментируя на себе, пытаясь взаимно отреагировать и разрешить свои невротические проблемы.

В общем плане мотивация семейного союза может включать в себя четыре основных мотива: хозяйственно_бытовой, нравственно_психологический, семейно_родителъский и интимно_личный. Человек может вступать в брак, в основном (именно в основном, потому что в любом браке в какой_то степени присутствуют и другие мотивы), ориентируясь:

1) на преимущественно хозяйственно_бытовой союз, искренне считая, что главное в семье - это хорошо налаженный быт и ведение домашнего хозяйства;

2) союз нравственно_психологический, желая найти верного друга и спутника жизни, который хорошо понимает именно его;

3) союз семейно_родительский, педагогический, исходя из того, что главная функция семьи - рождение и воспитание детей;

4) союз интимно_личный, стремясь найти желанного и любимого партнера для любви.

Таким образом, среди множества мотивов, которые лежат в основе брачного выбора, можно условно выделить, по крайней мере, пять основных мотивов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.

 

 

4. Культурно-исторический анализ происхождения и развития семьи

В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений:

 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные;

 2-экономические, т.е. отношения на базе хозяйства, быта, семейной собственности;

 3-духовно-психол, нравственно-эстет, связ с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о родителях, с моральными нормами поведения.

Только совокупность названных связей создает семью как особое социальное явление. 

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи:

1) вступление в первый брак - образование семьи;

2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалась как разросшаяся вширь семья.

Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История развития человечества свидетельствует, что христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало.

Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом ("умычка"). В Повести Временных лет этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и некоторым другим племенам. Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, к ним переходила роль главы семейства.

Крещение, принесло многие нормы византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Семья находилась под покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права. Христианство запретило многоженство. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Стремясь укрепить брачные узы, церковные уставы запрещали скрытые формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые сношения между родственниками и свойственниками. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми строились на основе традиционных правил,  с изменениями, внесенными каноническими нормами. Власть отца была непререкаемой, ему принадлежало право решать внутрисемейные споры, наказывать детей. 

В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой». Жена являлась регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечала за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Главная обязанность детей – любовь к родителям, послушание в детстве и юности и забота в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

 Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения. При заключении брака делалась запись в метрическую книгу. Постепенно происходил процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам

Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к нуклеаризации семейной группы. В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности.

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

Наиболее распространенной типологии семьи в настоящее время: патриархальная (или традиционная), детоцентристская (или современная); супружеская (или постсовременная); неполная; внебрачная; альтернативная (конкубинат и полигамия). Все более распространёнными становятся альтернативные семьи. Конкубинат - это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит, причем обе семьи знают о существовании друг друга. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин-брак. На рубеже XX-XXI веков распространение получили так называемые внебрачные семьи (фактические браки, материнские семьи).

В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность,- смена акцентов в системе "общество – семья - человек". Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности. Также значительно уменьшилось количество детей в семье. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что Решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 3670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.025 с.)