Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика добрачного периода: функции и факторы.
Добрачный период и добрачное ухаживание - важный этап при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этапа претерпела изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С. В. Ковалев выделяет 3 важнейшие функции этого периода, отраж 3 основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни. 3. П роектирование семейной жизни: определение мат-быт условий и опред-е уклада семьи. В настоящее время обычно выделяют след семейные уклады: традиционная патри- и матриархальная семья, эгалитарная семья, супружеская семья (без детей), материнская семья. В неопатриархальной семье стратегическим (внесемейным) и деловым лидером является муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным — жена. В неоматриархальной — наоборот. Эгалитарная семья предполагает равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. Особенностью совр предбрачного ухаживания является так называемый «предбрачный эксперимент» — своеобразное моделирование реальности семейных отношений до их официального юридического начала (включая сексуальный контакт). По мнению С. В. Ковалева, «предбрачный эксперимент» может помочь в определении функционально-ролевой совместимости, а вовсе не в сексуальной сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексуальной совместимости. Для достижения интимно-личностного соответствия часто требуются годы, во многом по той причине, что способность к полноценной интимной жизни возникает у женщин позже, чем у мужчин: часто к 26-28 годам. Начало сексуальных отношений до брака нередко приводит или к «добрачному разводу» или к «вынужденным бракам».
В. А. Сысенко ввел понятие «способность к браку»: способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро; способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение; способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения; высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу. Американские психологи Б. Торнд и Д. Коллард утверждали, что так называемые добрачные факторы, с которыми молодые люди начинают семейную жизнь, оказывают очень сильное влияние на стабильность их будущих семей. Они могут либо укрепить семью, либо создать риск ее дестабилизации и распада. Поэтому эти факторы были названы «факторами риска». К ним относят: · -ранний возраст брачующихся (мужчины до 20 лет, женщины до 18 лет), ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;
· -поздний возраст (для Запада: для мужчины – 40-45 лет, для женщины – 30-35 лет, для нас: для мужчины – 30-32 года, для женщины – 25-27 лет); · -превышение возраста жены относительно возраста мужа; · -наличие у жены более высокого образования; · -городское происхождение; · -гетерогенность статуса, соц-демографическая разница в происхождении; · -отсутствие братьев и сестер у жены; -отсутствие сестер у мужа; · -неустойчивость отношений до брака; · -отрицательное отношение родителей к браку; · -слишком короткий или слишком длительный период знакомства; · -неоптимальные мотивы вступления в брак; · -добрачная беременность; · -наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов. Кроме этих, выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в целом расцениваются как прогностически-благоприятные. К ним относят: · высшее образование у мужчины; · оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет); · "теплые" отношения до брака; · сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества); · наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность; · наличие общих друзей будущей семейной пары; · согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.
3. Психологические особенности добрачных отношений Семья - сообщество, осн на браке супругов (отца, матери) и их детей, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Самым сложным моментом в налаживании семейной жизни является псих адаптация супругов к условиям совм проживания и инд-личн особенностям друг друга, формирование внутрисем отношений, сближение привычек, представлений, ценностей молодых супругов и других членов семьи. В зависимости от того, как пройдет «притирка» личностей на начальном этапе брака, во многом зависит жизнеспособность семьи. Из двух половинок, необходимо создать целое, не потерять при этом себя и в то же время не разрушить внутренний мир другого. Философ И. Кант утверждал, что супружеская пара должна образовать как бы единую моральную личность. Самые серьезные ошибки допускаются в период ухаживания. Решение о вступлении в брак молодые люди принимают необдуманно, выделяя в будущем супруге те характеролог черты и личн особенности, которые в сем жизни играют несущ, а иногда и негативную роль. Одной из распространенных причин нарушения отношений является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог получить полную информацию о будущем спутнике жизни. В системе мотивов выбора брачного партнера необходимо различать собственно мотивировки и мотивы. Мотивировки - это рациональные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам. Человек не всегда разграничивает истинные мотивы и мотивировки, чаще всего они выступают для него в общем, смешанном виде. Нередко брачный выбор детерминируется прошлым опытом. В частности, тем опытом, который получен в процессе жизни в родительской семье. Может случиться так, что брачный партнер выбирается «по образу и подобию» родителя противоположного пола. Иногда человек подбирает партнера, с которым мог бы воссоздать модель родительской семьи (например, патриархальную); сформировать отношения, подобные тем, которые существовали между его родителями. Нередко индивид стремится воссоздать не модель отношений родителей, а собственное положение среди братьев и сестер, которое он занимал в родительской семье. Например, мужчина, имевший старшую сестру, выбирает в жены женщину, с которой мог бы чувствовать себя как младший брат - ждет от нее заботы о нем и покровительственного отношения. Часто брачный выбор осуществляется на основе проекции неудовлетворенных в детстве желаний. Каждый из партнеров имеет скрытые потребности, которые в детстве не были удовлетворены родителями, и для брака выбирает человека, который помог бы ему воссоздать свои инфантильные ситуации и вернуться к своим не до конца разрешенным конфликтам. Партнеры взаимодействуют, экспериментируя на себе, пытаясь взаимно отреагировать и разрешить свои невротические проблемы.
В общем плане мотивация семейного союза может включать в себя четыре основных мотива: хозяйственно_бытовой, нравственно_психологический, семейно_родителъский и интимно_личный. Человек может вступать в брак, в основном (именно в основном, потому что в любом браке в какой_то степени присутствуют и другие мотивы), ориентируясь: 1) на преимущественно хозяйственно_бытовой союз, искренне считая, что главное в семье - это хорошо налаженный быт и ведение домашнего хозяйства; 2) союз нравственно_психологический, желая найти верного друга и спутника жизни, который хорошо понимает именно его; 3) союз семейно_родительский, педагогический, исходя из того, что главная функция семьи - рождение и воспитание детей; 4) союз интимно_личный, стремясь найти желанного и любимого партнера для любви. Таким образом, среди множества мотивов, которые лежат в основе брачного выбора, можно условно выделить, по крайней мере, пять основных мотивов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.
4. Культурно-исторический анализ происхождения и развития семьи В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2-экономические, т.е. отношения на базе хозяйства, быта, семейной собственности; 3-духовно-психол, нравственно-эстет, связ с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о родителях, с моральными нормами поведения.
Только совокупность названных связей создает семью как особое социальное явление. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи: 1) вступление в первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалась как разросшаяся вширь семья. Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История развития человечества свидетельствует, что христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало. Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом ("умычка"). В Повести Временных лет этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и некоторым другим племенам. Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, к ним переходила роль главы семейства. Крещение, принесло многие нормы византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Семья находилась под покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права. Христианство запретило многоженство. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Стремясь укрепить брачные узы, церковные уставы запрещали скрытые формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые сношения между родственниками и свойственниками. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми строились на основе традиционных правил, с изменениями, внесенными каноническими нормами. Власть отца была непререкаемой, ему принадлежало право решать внутрисемейные споры, наказывать детей.
В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой». Жена являлась регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечала за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Главная обязанность детей – любовь к родителям, послушание в детстве и юности и забота в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения. При заключении брака делалась запись в метрическую книгу. Постепенно происходил процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к нуклеаризации семейной группы. В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима. Наиболее распространенной типологии семьи в настоящее время: патриархальная (или традиционная), детоцентристская (или современная); супружеская (или постсовременная); неполная; внебрачная; альтернативная (конкубинат и полигамия). Все более распространёнными становятся альтернативные семьи. Конкубинат - это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит, причем обе семьи знают о существовании друг друга. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин-брак. На рубеже XX-XXI веков распространение получили так называемые внебрачные семьи (фактические браки, материнские семьи). В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность,- смена акцентов в системе "общество – семья - человек". Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности. Также значительно уменьшилось количество детей в семье. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что Решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 3670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.025 с.) |