Родительские установки, стили взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительские установки, стили взаимодействия



Родительская позиция представляет собой систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ребенком и способов поведения с ним. родительская позиция определяется: 

 1) эмоциональным отношением в терминах принятия-отвержения;

2) особенностями родительского образа ребенка; 

 3) определенным стилем общения и способами поведения с ребенком. 

  Исследователи выделяют также основные признаки родительской позиции: 

1. Адекватность-неадекватность. - отражает степень ориентированности в восприятии инд особенностей ребенка, неадекватность проявляется в приписывании ребенку несущ качеств.

2. Динамичность-ригидность. Отражает степень подвижности род позиции, её способности к изменению; степень вариативности род воздействий на ребенка, гибкости в общении с ним. 

3. Прогностичность. Х-ет способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка, способность планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития. 

Важнейшей составляющей родительской позиции, является когнитивный образ ребенка. 

Выделяют глобальный и дифференцированный образ ребенка: 

1. Глобальный образ – образ, который отражает возрастные особенности ребенка. Мера адекватности глобального образа определяется степенью псих-пед компетентности родителя и объемом воспитательного опыта. В отношении второго, третьего, четвертого и т.д. ребенка у родителя, как правило, возникает более адекватный глобальный образ.   

2. Дифференцированный образ – образ, который характеризует инд-личн качества ребенка (темперамент, характеролог. особенности). Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Можно выделить следующие механизмы такого влияния:

 1. Механизм создания «зоны ближайшего развития» и организация сотрудничества в её пределах. (потенциал возможностей)

2. Механизм идентификации ребенка с предлагаемым родителями образом. Ребенок полностью отождествляет себя с предл образом, но может ему не соотв (при неадекв род позиции). 

3. Механизм обусловливания. Родитель наказывает/поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка и проявляемые качества соответствуют родительскому образу. Таким образом, родитель направленно формирует у ребенка заданные в образе качества и свойства.

 Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает феномен «мистификации». - навязывание детям неадекватной системы представлений о себе, как внушение детям того, кем они являются, каковы их потребности, интересы и ценности.

В психологической литературе рассматривают следующие формы мистификации: 

1. Приписывание ребенку определенных качеств: либо позитивных, либо негативных. 

 2. Делегирование. - предполагает отношение к ребенку как к объекту исполнения (достижения) родительских целей, планов, нереализованных самим родителем.

    3. Инфантилизация. - отражает стремление родителя остановить развитие ребенка на детской стадии, когда ребенок был послушен, зависим и им можно было манипулировать. 

     4. Инвалидизация. - принудительное обесценивание возможностей ребенка, его интересов и планов. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного;

Родительские установки - это  взгляд на свою роль родителя, вкл в т ч и репродуктивный компонент установки, осн на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах.

Родительские установки имеют трехкомпонентную структуру.

1. Когнитивный компонент - совокупность знаний и идей, рассматривающихся в качестве достоверных и использующихся родителями для построения стратегии и тактики воспитания.

2. Эмоционально- оценочный — представляющий собой оценку ребенка и ситуации воспитания и определяющий эмоциональное отношение к ребенку.

3. Поведенческий, включающий в себя реализацию намерений вести себя определенным образом по отношению к ребенку, проявляющийся в конкретной практике, в стиле воспитания.

       Родительские установки и ожидания включают три уровня:

       "мы - родители" (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);

       "мы - родители нашего ребенка" (установки в детско-родительских отношениях);

"это - наш ребенок" (установки и ожидания в отношении ребенка).

Основными факторами, определяющие родительские установки в семье выступают: разница в гендерных особенностях родителей. Отношение матери к ребенку имеет ключевое значение для формирования чувства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безусловного эмоционального его принятия, мать своим образцом нежности и заботы демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей. Родительские установки влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, в будущем зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, - х-ся высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, - сущ ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

другая классификация стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль – х-ся властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Однако бывает он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие пед принципы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.009 с.)