Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Родительские установки, стили взаимодействия
Родительская позиция представляет собой систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ребенком и способов поведения с ним. родительская позиция определяется: 1) эмоциональным отношением в терминах принятия-отвержения; 2) особенностями родительского образа ребенка; 3) определенным стилем общения и способами поведения с ребенком. Исследователи выделяют также основные признаки родительской позиции: 1. Адекватность-неадекватность. - отражает степень ориентированности в восприятии инд особенностей ребенка, неадекватность проявляется в приписывании ребенку несущ качеств. 2. Динамичность-ригидность. Отражает степень подвижности род позиции, её способности к изменению; степень вариативности род воздействий на ребенка, гибкости в общении с ним. 3. Прогностичность. Х-ет способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка, способность планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития. Важнейшей составляющей родительской позиции, является когнитивный образ ребенка. Выделяют глобальный и дифференцированный образ ребенка: 1. Глобальный образ – образ, который отражает возрастные особенности ребенка. Мера адекватности глобального образа определяется степенью псих-пед компетентности родителя и объемом воспитательного опыта. В отношении второго, третьего, четвертого и т.д. ребенка у родителя, как правило, возникает более адекватный глобальный образ. 2. Дифференцированный образ – образ, который характеризует инд-личн качества ребенка (темперамент, характеролог. особенности). Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Можно выделить следующие механизмы такого влияния: 1. Механизм создания «зоны ближайшего развития» и организация сотрудничества в её пределах. (потенциал возможностей) 2. Механизм идентификации ребенка с предлагаемым родителями образом. Ребенок полностью отождествляет себя с предл образом, но может ему не соотв (при неадекв род позиции). 3. Механизм обусловливания. Родитель наказывает/поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка и проявляемые качества соответствуют родительскому образу. Таким образом, родитель направленно формирует у ребенка заданные в образе качества и свойства.
Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает феномен «мистификации». - навязывание детям неадекватной системы представлений о себе, как внушение детям того, кем они являются, каковы их потребности, интересы и ценности. В психологической литературе рассматривают следующие формы мистификации: 1. Приписывание ребенку определенных качеств: либо позитивных, либо негативных. 2. Делегирование. - предполагает отношение к ребенку как к объекту исполнения (достижения) родительских целей, планов, нереализованных самим родителем. 3. Инфантилизация. - отражает стремление родителя остановить развитие ребенка на детской стадии, когда ребенок был послушен, зависим и им можно было манипулировать. 4. Инвалидизация. - принудительное обесценивание возможностей ребенка, его интересов и планов. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного; Родительские установки - это взгляд на свою роль родителя, вкл в т ч и репродуктивный компонент установки, осн на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские установки имеют трехкомпонентную структуру. 1. Когнитивный компонент - совокупность знаний и идей, рассматривающихся в качестве достоверных и использующихся родителями для построения стратегии и тактики воспитания. 2. Эмоционально- оценочный — представляющий собой оценку ребенка и ситуации воспитания и определяющий эмоциональное отношение к ребенку. 3. Поведенческий, включающий в себя реализацию намерений вести себя определенным образом по отношению к ребенку, проявляющийся в конкретной практике, в стиле воспитания. Родительские установки и ожидания включают три уровня: "мы - родители" (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений); "мы - родители нашего ребенка" (установки в детско-родительских отношениях); "это - наш ребенок" (установки и ожидания в отношении ребенка). Основными факторами, определяющие родительские установки в семье выступают: разница в гендерных особенностях родителей. Отношение матери к ребенку имеет ключевое значение для формирования чувства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безусловного эмоционального его принятия, мать своим образцом нежности и заботы демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей. Родительские установки влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, в будущем зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.
Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля: 1) демократический, - х-ся высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей; 2) контролирующий, - сущ ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных. другая классификация стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический. Авторитарный стиль – х-ся властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Однако бывает он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие пед принципы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.009 с.) |