Это как поездка на велосипеде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Это как поездка на велосипеде



 

Знакомая сказала мне недавно, что хотела бы научиться ездить на велосипеде. Ей уже за тридцать, и я спросил ее, почему она не освоила велосипед в детстве. Что помешало ей? Поначалу я предположил, что она выросла в большом городе.

– Нет, я родилась и выросла в пригороде, – сказала она. – Я пыталась, но у меня нет чувства равновесия. Так у меня ничего и не вышло.

Мне показалось, что эту проблему можно решить с применением дизайн‑мышления. Прежде всего мне нужно было удостовериться в природе этой проблемы. Хотела ли моя знакомая просто научиться наконец ездить на велосипеде или ее к этому толкала какая‑то другая проблема, более глубинная? Я спросил женщину, почему вдруг она захотела освоить велосипед именно сейчас.

– Моя дочь только что научилась ездить на велосипеде. Пока я могу бежать трусцой рядом с ней, но скоро уже не буду за ней поспевать. Я хочу научиться, чтобы ездить рядом с ней.

Итак, проблемой второго уровня было желание моей знакомой быть ближе к дочери, и мне оно показалось очень симпатичным. Научившись ездить на велосипеде, женщина оказалась бы ближе к решению. Теперь пора было поставить вопрос: как ей научиться езде на велосипеде.

– Я подумала, что пойду в спортивный магазин и выберу самый легкий в управлении велосипед, – сказала она.

Это было, конечно, самое простое решение. А если у нее снова возникнут проблемы с чувством равновесия? Она намекнула, что по‑прежнему легко теряет ощущение баланса.

Мы обговорили несколько вариантов. Возможно, ей стоило бы позаниматься на курсах йоги, чтобы разработать вестибулярный аппарат. Или обратиться к врачу, чтобы уточнить, не нужно ли ей какое‑нибудь лекарство для внутреннего уха. А может, взять уроки езды на велосипеде или для начала потренироваться на специальных взрослых велосипедах с боковыми колесами? Последнее предложение вызвало у нее смех, но оно же и навело нас на одно из возможных решений.

– Знаете, ведь есть и трехколесные велосипеды для взрослых, – сказал я.

И здесь ее посетило озарение: она и не подумала об этом раньше. Конечно, поездка на таком велосипеде не будет выглядеть так красиво, как на крутом современном байке, зато проблема исчезнет. Она сможет быть рядом со своей дочерью в велосипедных прогулках, и проблемы с вестибулярным аппаратом не возникнет. Кстати, на трехколесный велосипед пересел и один из моих пожилых знакомых, когда ему стало сложно управляться с двухколесной машиной.

Моя знакомая была так обрадована решением, что нам не пришлось искать другие пути к тому, как ей быть ближе к своей дочери, когда та катается на велосипеде.

Такова природа работы с партнером или в команде: у каждого есть свой опыт и свои подходы к решению проблем, которыми можно обмениваться друг с другом. Я смог предложить знакомой быстрое решение проблемы, поиск которого она откладывала, считая ее слишком трудной. Она смогла прекратить раздумья и начать действовать.

 

Действие под давлением

 

На моем курсе мы со слушателями среди прочего обязательно читаем отрывок из классического романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева». Я условно называю его «Тракторист». В нем рассказывается о конфликте между фермером по имени Даст Боул, земля которого отобрана банком за долги, и молодым трактористом, которого наняли, чтобы он снес дом и ферму Боула и перепахал всю принадлежавшую ему когда‑то землю. Тракторист вырос в этой местности, и фермер Боул знал и его, и его отца.

После ознакомления с отрывком я прошу поднять руки тех, кто согласился бы повторить поступок тракториста, у которого, видимо, не было других источников заработка, чтобы прокормить семью. Затем я спрашиваю, сколько слушателей отказались бы управлять трактором и сколько не уверены в ответе. Обычно ответов «да» и «нет» – по 45 процентов, а воздержавшихся – 10 процентов.

Этот отрывок представляет классическую моральную проблему. Тракторист понимает, что его действия уничтожат фермера и его семью. Но он знает, что других вариантов у него нет, поскольку нужно содержать свою семью. В итоге тракторист оправдывает себя тем, что если не он снесет его ферму и не перепашет его землю, то это сделает кто‑то другой. Даже если фермер его застрелит, все равно завтра придет кто‑то и выполнит эту работу. Такого рода оправдания очень распространены. Как и различные их варианты вроде «Я должен заботиться о семье» и несколько менее философское «Я просто исполнял приказ».

Мне нравится этот отрывок из романа великого писателя, поскольку он дает мне прекрасную возможность поделиться со студентами своей уверенностью в том, что они никогда не могут знать заранее, как поведут себя при столкновении с подобной проблемой морального выбора. Я обычно говорю им, что в критические моменты своей жизни я не всегда действовал в соответствии со своей внутренней самооценкой.

Однажды мы с Рут путешествовали по Франции на автомашине. Вела машину жена, а наш старший сын расположился на заднем сиденье. Мы объехали по серпантину верхушку холма и увидели вереницу машин, которые собрались из‑за светофора, установленного внизу. Дорога при этом уже пошла вниз. Рут попыталась притормозить, но ничего не вышло. Она закричала, что не работают тормоза. После секунды ужаса я вдруг ощутил расслабление, успокоенный неожиданной мыслью о том, что по крайней мере мы все умрем вместе. К счастью, умерла только наша машина. Она была разбита вдребезги. Никто из членов моей семьи или невезучей французской семьи, в автомобиль которой мы врезались, не пострадал. Более того, водитель‑француз оказался очень милым человеком. Хотя мы разнесли прицеп, с которым он вез свою семью отдыхать, он предложил нам вместе пообедать, потому что мы ничего не могли сделать без перевозки и представителя компании по аренде автомобилей, у которых, судя по всему, тоже был обеденный перерыв. Я был слишком расстроен, чтобы принять его любезное приглашение, из‑за чего позже расстраивался еще больше.

Вскоре после аварии я понял, в чем дело. У машины была механическая коробка передач, и Рут, привыкшая к автоматам, судя по всему, при движении под уклон ошибочно нажала не на тормоз, а на педаль сцепления. Какой же я был глупец! Вместо того чтобы гонять в голове идиотские мысли о неминуемой смерти, я должен был дотянуться своей ногой до педали тормоза (или хотя бы крикнуть об этом жене), или потянуть на себя ручной тормоз, или перевести ручку передач на задний ход. Что угодно, но только не то, что я сделал! А ведь обычно в чрезвычайных ситуациях я не теряю голову и действую вполне разумно. Что же тогда случилось со мной? Я не был собой.

Я пережил схожий случай, когда одного моего хорошего друга и коллегу выдвинули на повышение. В офисе проректора заинтересовались, насколько он эффективен не только в качестве ученого, но и в качестве преподавателя. Мне выпало провести опрос его нынешнего курса. По просьбе ректората я раздал всем студентам коллеги опросные формы. Затем я собрал заполненные листы. В своем кабинете я просмотрел их и понял, что некоторые ответы могут создать моему другу проблемы. Если я пошлю их в таком виде в ректорат, повышения ему не видать.

Я заколебался. Я знал, что мой коллега – хороший преподаватель, хотя он и отличался своеобразным педагогическим подходом и не все студенты одобряли его творческий метод. Я не считал, что опросные формы в том виде, в котором они были сформулированы, могут быть достойным мерилом его преподавательского мастерства. Но главное, я полагал, что я верный друг своего коллеги, и не разделял многие из критериев, по которым ректорат оценивал людей. Все эти факторы усиливали мою решимость «потерять» некоторые анкеты. Внутренний голос также поддерживал меня в том, чтобы не передавать их в ректорат. Однако в итоге я передал в офис ректора весь пакет.

Моральную дилемму я разрешил совсем не так, как планировал. К счастью, это не был вопрос жизни и смерти. Какое‑то время мой друг помучился, но его повышение было отложено только на год. Впоследствии он сделал выдающуюся научную карьеру и жил вполне счастливо.

Порой очень интересно читать о том, как в той или иной ситуации действует тот или иной человек, и думать, что на его месте вы поступили бы иначе, но гораздо полезнее анализировать и изучать свои поступки. Вспоминая о компромиссах, на которые вам пришлось пойти, вы можете лучше понять сложность и непредсказуемость этических и моральных решений других.

Однажды я столкнулся с моральной дилеммой, когда Дэйв, генеральный директор крупной компании из Беркли, которая занималась разработкой робототехники по индивидуальным заказам, пригласил меня на обед, чтобы обсудить мое вхождение в совет директоров. И когда Дэйв излагал мне свои планы по производству новых промышленных роботов, которые заменили бы на производстве человека, я почувствовал отторжение. Это был сложный момент: я не хотел иметь дело с технологиями, которые отбирали бы у людей работу, и в то же время я был заинтригован – ведь вопрос шел в том числе и о выделении мне солидного пакета акций компании. Я понимал, что если выскажу Дэйву свои возражения, то сделки мне не видать.

Я находился под воздействием мощного стресс‑фактора, но был вынужден дать Дэйву ответ. Я сказал, что не могу принять его предложение. Дэйв попросил меня объяснить причины отказа. Я поделился с ним своими соображениями, и он заверил меня, что разделяет их. Более того, он добавил, что никогда не сделает того, против чего я возражаю. Поверил ли я ему? Не знаю. В конце концов, автоматизация производства и осуществляется как раз для того, чтобы сокращать в нем долю ручного труда… И все же в этом случае хватило легкого толчка в нужном направлении, чтобы я забыл о муках совести. Я принял предложение и вошел в совет директоров.

Моя работа в совете была для меня очень полезна как в профессиональном, так и в личном плане. Через несколько лет компания Дэйва была продана крупной корпорации. Мой пакет акций принес мне тогда, пожалуй, самое большое единовременное финансовое вознаграждение за всю мою жизнь. Оглядываясь назад, я всегда вспоминаю, насколько я был уверен в том, что, высказав свои возражения, я твердо откажусь от предложения Дэйва. Но вышло с точностью до наоборот.

Из того случая я вынес два важных урока. Во‑первых, я был уверен, что мог представить себе реакцию другого человека (Дэйва). Но на самом деле это невозможно. Вы никогда не можете знать наверняка, о чем думает собеседник. Во‑вторых, я был уверен, что смогу противостоять искушению. Но когда на меня немного надавили, я легко «видоизменил» свои принципы, тем более что мне подсказали оправдание для моего поступка. Поэтому я обычно сочувствую тем, кто в решающий момент выбирает управление трактором.

Классическое описание тревоги человека за то, как он поступит под давлением обстоятельств, есть в романе Стивена Крейна «Алый знак доблести»[21]. Там дан психологический портрет молодого солдата, которого гложут переживания по поводу того, что в бою он проявит страх. По мере развития военных действий он проявляет и трусость, и героизм. Как и ему, нам, независимо от нашей внутренней самооценки, зачастую сложно понять заранее, как мы будем действовать под давлением мощных стресс‑факторов.

 

Исследования и статистика

 

Когда вы принимаете решение на основании «исследований», вы можете легко уйти в сторону от правильного решения под влиянием ошибок и искажений, допущенных учеными. Эти ошибки могут приводить к ложным выводам и преувеличениям. Б о льшую часть своей профессиональной жизни я готовил и публиковал результаты различных исследований. Поэтому я кое‑что знаю об исследовательской работе: как самом процессе, так и его границах. Да и некоторые из моих лучших друзей – исследователи. Ряд из них принадлежат даже к числу психологов или изучают поведенческую психологию, и я был свидетелем (а иногда и участником) их экспериментов.

По опыту могу утверждать, что в сфере изучения человеческого поведения сложно делать категоричные утверждения. Здесь всегда есть место для неправильного понимания явлений, преувеличения выводов и даже серьезных погрешностей. Поэтому меня часто коробят такие заявления: «Наука утверждает, что…», или «Результаты исследований показывают, что…», или «За этими утверждениями стоят научные данные о том, что…». Хорошо было бы, если бы мы действительно знали то, о чем часто так громко заявляем. Психологи добились многого и сделали великие открытия, но громкие слова о надежности того или иного вывода о природе человеческого поведения с научной точки зрения часто бывают преувеличением.

Переоценка значимости научных данных, возможно, объясняется тем, что в психологии появилось огромное количество неподтвержденных мифов и забавных дилетантских теорий. Для борьбы с обманом, манипулированием мнением людей и невежеством и возникла система научной защиты. Для некоторых людей ничто не может быть достоверным без разрешающей печати науки. Меня же больше всего беспокоит то, что, когда мы требуем научного подтверждения явления, мы снижаем или даже исключаем важность мудрости человека, существующей помимо формальных научных доказательств.

К сожалению, экспериментальная проверка выводов – сама по себе несовершенный инструмент. Нужно помнить: когда кто‑то из нас произносит слова «наука» и «исследования», он имеет в виду не некие всесильные существа, обладающие конечной истиной, а могущих ошибаться людей, работающих в конкретных условиях рядом с коллегами. Им сложно экспериментально доказать или отвергнуть научные мнения, если только они не заняли еще прочное место в системе научных ценностей {19}.

 

 

Ваша очередь

Сделайте (а не пытайтесь сделать) следующее: запишите на бумаге как можно больше устоявшихся базовых представлений о жизни, а затем спросите себя, откуда появилось каждое из них. На личном опыте я установил (и это неудивительно), что большинство моих базовых представлений о жизни я перенял от родителей, окружения, в котором вырос, а также сверстников и друзей. Следующий вопрос сформулируйте так: какие из ваших представлений все еще служат вам, а какие утратили свое значение и от них лучше отказаться?

Даже если статистические данные по количеству разводов в США верны (половина семейных пар распадается), значит ли это, что лучше не вступать в брак? Статистика показывает тенденции, но не может предсказать вашу жизнь.

Подумайте, например, о том, что теория вероятностей всегда давала человеку минимальный шанс на то, чтобы стать великим. Если бы каждый из нас решал свою профессиональную судьбу по шансам на финансовое благополучие, то среди нас не было бы кинозвезд, известных писателей, музыкантов или поэтов. Ведь шансы на то, чтобы стать известным профессиональным певцом или музыкантом, очень низки. Но включите радио – и вы услышите сотни исполнителей. Теория вероятностей была против Beatles, Элвиса Пресли, группы Grateful Dead и других. Они могли бы проявить «научный» подход и выбрать для себя более приземленные профессии. Какой потерей обернулось бы это для всего мира!

Когда вы достигаете успеха, шансы уже не играют роли. В любой профессии успех сопутствует обычно двум процентам людей. Если вы попали в эти два процента, это значит, что вы добились стопроцентного успеха. Не бойтесь долгого пути к нему.

 

 

Что нам дарит неудача

 

Опра Уинфри была уволена с первого места работы в качестве телеведущей. И это было зд о рово. Можете себе представить, чего бы она лишилась, если бы удовольствовалась местом простого репортера в Балтиморе? Первая книга доктора Сьюза[22] была отвергнута десятками издателей и увидела свет только благодаря тому, что один его друг согласился напечатать ее за свои деньги. Томас Эдисон много раз терпел неудачи на пути к изобретению электрической лампочки. Это даже породило его знаменитые слова: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают».

Почти все великие люди, которые добились великих достижений, сталкивались с серьезными неудачами. И часто их увольнение с работы или другая аналогичная неприятность оказывались подарком судьбы, который открывал им путь к большому успеху.

Как вы теперь знаете, в нашем Институте дизайна (d.school) одним из основных принципов стал приоритет действия. Лучше начать что‑то делать и потерпеть неудачу, чем ждать появления правильного пути. Если действие для вас приоритетно, то вы должны быть готовы к неудачам как составной части будущих результатов.

Неопределенность не должна парализовывать силы и разум. Если вы что‑то делаете и у вас получается – отлично! Если вы что‑то делаете и у вас не получается – это, возможно, еще лучше. Вы делаете, терпите неудачу и учитесь. Вы снова делаете, снова терпите неудачу и учитесь уже чему‑то большему. Если вы внимательны к тому, что вы сделали, то неудача становится вашим учителем. При наличии небольшого везения, пережив ряд неудач, вы добьетесь успеха. Часто такой путь к цели гораздо лучше, чем долгие и изнурительные поиски верного направления.

Никто не жаждет неудач, и все же они случаются. Это часть той цены, которую вам приходится платить за действие. И не нужно заметать свои неудачи под ковер и делать вид, что их нет. Наиболее расковывающий способ признать свою неудачу – порадоваться ей.

Посмотрите на клоунов. Когда они ненарочно роняют предмет, которым жонглируют, то часто подпрыгивают, разводят руками, широко улыбаются и громко восклицают «та‑да‑ам!». Мой бывший коллега Рольф Фэйст заставлял участников нашего семинара по‑клоунски кланяться и произносить «та‑да‑ам!», когда они ошибались в ответе. Этот прием творил чудеса: он позволял человеку спокойно признать ошибку и не пытаться скрывать ее. Если метод решения проблемы путем неоднократного спокойного признания неудач и повторения попыток применяется с открытым взглядом на вещи, то он может привести к гораздо лучшим результатам, чем страх перед ошибкой. Когда человек склонен скорее наказывать себя за неудачи, чем осознавать, что они неизбежны на пути к успеху, он подавляет в себе творческое начало.

Люди в целом на уровне абстракции вполне способны нормально воспринимать тезис о продуктивности неудачи. Но, что неудивительно, в жизни спокойно относиться к неудачам им трудно, если только они не находятся в такой атмосфере, где этот тезис поддерживается. Мы в Институте дизайна добились значительных успехов в создании именно такой атмосферы. Вы не представляете себе, насколько замечательно видеть наших слушателей освободившимися от расхожего стереотипа, который утверждает, что с точки зрения будущей карьеры ошибки непозволительны. Исчезает чудовищное давление стресса, учащиеся чувствуют себя словно вновь родившимися и часто выдают потрясающие результаты.

 

Это и есть успех, глупышка

 

Я ничего не помню об учебе в седьмом и восьмом классах средней школы, за исключением того, что я делал устройство для резки бутылок. В моей памяти все связанное с этим стоит особняком. Я легко восстанавливаю в памяти детали своего проекта. Я помню рынок, где я купил деревянную подставку для фруктов, которая стала основанием в моем устройстве. Я помню, как я покупал метр проволоки из хромово‑никелевого сплава. Это было сердце моего изделия. Эта тонкая проволока обладает очень высоким сопротивлением и быстро разогревается докрасна при пропускании через нее электрического тока. Так происходит, например, в тостерах и фенах. Если эту проволоку (достаточно тонкую) обернуть вокруг стеклянной бутылки (достаточно плотно) и раскалить, то при помещении разогретой части бутылки в воду она ломается, образуя очень ровные края. Я считал это чудом, хотя не припомню, чтобы связывал с этими своими занятиями какие‑то практические задачи.

Из того времени я помню только учителя физики мистера Дилла. Он проявил тогда беспокойство о моем проекте, когда я пришел к нему за советом. Мне требовалась своя собственная сеть с предохранителем, иначе я мог сжечь все пробки в своей квартире. Сделать ее было нелегко.

Этот опыт так ярко запечатлелся в моей памяти, потому что тогда я впервые в жизни что‑то сделал сам от начала до конца. Я открыл для себя, что могу сделать что‑то реальное. Это был важный этап формирования моей личности, который дал мне чувство самоуважения и веру в собственные силы.

Тогда я этого не понимал, но тот маленький успех оказался для меня предвестником последующей жизни, в которой я получаю удовлетворение от решения проблем и самостоятельного создания идей и вещей.

Я заметил, что подобные воспоминания из ранней юности остались и у многих моих коллег. Дэвид Келли вспоминает, как, будучи подростком, он сумел разобрать и вытащить из дома семейный рояль. Мой друг Вик больше говорит о своих юношеских проектах, чем о разработках сложной робототехники, которые сделали его знаменитым.

Даже привычка к чтению обычно формируется у человека благодаря маленьким успехам. Я вспоминаю, как воодушевился, когда прочел свою первую книгу. С того момента я полюбил чтение. Значительно позже, будучи уже занят своими профессиональными делами, я утратил эту привычку. Так что, когда я начал вести свой курс «Дизайнер и общество», я включил в него чтение литературных произведений. Сделал я это как ради себя, так и ради студентов. Обычно я прошу их читать по книге в неделю на протяжении восьми недель. И это приучает всех нас к тому, чтобы выделять в своем графике достаточно времени для чтения. Лично я свою привычку восстановил, и многие студенты с благодарностью говорят мне, что считают чтение неожиданным дополнительным бонусом моего курса.

Успех помогает повысить самооценку. Если он приходит достаточно рано, то может существенно повлиять на ваше будущее. Если высокая самооценка рано не формируется, то она может быть достигнута позже. При этом важно искать разные возможности, а не зацикливаться на какой‑то одной, которая не наполняет и не развивает вашу жизнь.

Страх неудачи часто порождает неудачный выбор. Вместо того чтобы впустую мечтать, испытайте новые возможности. Даже небольшие шаги вперед с небольшими успехами могут существенно изменить жизнь.

 

 

Ваша очередь

Помните ли вы, как вам удалось самому сделать что‑то от начала до конца? Постарайтесь восстановить воспоминания. Что бы вы сделали сейчас иначе, если бы не боялись неудачи или того, что будете плохо выглядеть в глазах окружающих? На следующей неделе постарайтесь что‑то предпринять. Сделайте маленький шаг вперед. А затем сделайте еще по одному шагу вперед в каждую из трех последующих недель. Если что‑то пойдет не так, не пугайтесь. Соберитесь и двигайтесь вперед.

 

Основные тезисы этой главы легко проверить. Будьте честны с собой и всегда замечайте разницу между тем, что вы о себе думаете, и тем, что делаете. Помните о разнице между намерениями и реальными действиями, между попытками что‑то сделать и реальным делом. И наконец, помните, что привычка добиваться своих целей строится на конкретном опыте, преодолении страха неудачи.

 

 

Глава 6

Следите за своим языком

 

Искренность. Если вы умеете ее подделывать, то вы имеете все.

Джордж Бёрнс [23]

 

Наш стиль общения с людьми во многом влияет на то, что они думают о нас. И большую роль здесь играет не только что мы говорим, но и то, как мы это делаем. Приобретение навыков общения поможет исправить отношения с людьми, обеспечить лучшие возможности трудоустройства и убедительно донести информацию или точку зрения до слушателей.

Язык влияет на то, как мы видим разные явления. Специалисты по связям с общественностью и рекламе отлично знают это, как и политики, высокопоставленные чиновники и вообще работающие с речевой информацией. Давно известно, что использование различных характеристик для одного объекта вызывает разную реакцию у публики. Необходимо понимать, какой набор слов и какой тип речи стоит использовать для достижения той или иной цели. Когда мы контролируем эти параметры, мы можем приспосабливать свой язык к своим намерениям и ситуациям, которые мы описываем.

 

Да/нет

 

Начнем с простого: «да» и «нет». Порой мы говорим одно, а думаем другое. В культурах некоторых народов, например, невежливо говорить «нет». У других же, наоборот, считается вежливым, когда человек говорит «нет», подразумевая при этом «да». Например, в Иране принято отказаться от первого предложенного хозяином угощения. Только после того, как он настоятельно попросит вас принять предложение, вы можете согласиться.

Я часто использую дихотомию «да» и «нет» в простом упражнении. Я выбираю пару людей и прошу их провести беседу, в которой один участник все время повторяет «да», а другой постоянно отвечает ему «нет». После нескольких минут такого разговора я прошу их поменяться ролями.

Большинству легче говорить «да». Немало моих студентов признавались, что им комфортнее говорить «нет». И очень немногие сообщали, что им все равно. Для меня главное в этом упражнении – психологическая составляющая. Ее содержание разнится. Например, это может быть спор, обыденный разговор, обмен шутками или даже ухаживание. Идея в том, чтобы участники почувствовали разницу между словами и музыкой разговора. Для упражнения я написал слова: да, нет, да, нет, да, нет, а слушатели должны придумать для разговора музыку или даже хореографию (каким тоном произносить «да» или «нет» и какой конкретно язык жестов использовать). После обдумывания результатов многие мои слушатели корректируют свой выбор любимой музыки так, чтобы она помогала им лучше понять себя.

 

И/но

 

Здесь слова явно верховенствуют над музыкой. Обычно жизненные ситуации требуют от нас союза «и», а не «но». Однако на деле мы гораздо чаще используем «но». Эта подмена стала уже такой привычной, что кажется нам правильной. К сожалению, зачастую она превращает нейтральную фразу в отрицательную.

Рассмотрим пример: «Я хочу пойти в кино, но должен сделать работу». В данном предложении союз «но» связывает две части: «Я хочу пойти в кино» и «Я должен сделать работу». Предположим, обе эти части верны. Тогда ситуация должна была бы быть представлена предложением: «Я хочу пойти в кино и я должен сделать работу». На деле кино и работа не противоречат друг другу. Союз «но» может быть употреблен в просторечии. Однако он не отражает всей правды.

Когда вы используете союз «но», вы создаете конфликтную ситуацию, которой на самом деле нет. Если вы используете союз «и», то в большинстве случаев конфликта не возникает. Вы можете выбрать, а можете не выбирать между кино и работой. Союз «но» закрывает вам свободу выбора, тогда как союз «и», наоборот, ее открывает. Более того, союз «но» часто придает следующему за ним утверждению непонятный смысл. В общем, его следует избегать.

Так что же делать с этим «но»?

Всегда, когда вы стремитесь чего‑то достичь, помните, что вы ограничиваете себе свободу маневра союзом «но». Представьте себе, например, что вы хотите получить престижную зарубежную стажировку. Однако она требует значительного числа перелетов. Вы говорите себе: «Я хотел бы получить эту стажировку, но я боюсь летать». Внутренним ответом вашему мозгу будет: «Ну что же, такова жизнь. Похоже, эту стажировку я не получу».

Если же вы измените вторую часть своего утверждения на «и я боюсь летать», мозг начнет соображать, как ему логически связать две части предложения. Может, ст о ит сходить к врачу? Или заняться медитацией?

Однако если в разговорах вы будете бесконечно употреблять союз «и», то станете выглядеть странно. Несколько лет назад я проделал эксперимент, без остановки употребляя только «и» в течение всех выходных. Поверьте: лучше вам этого не делать.

Я нашел решение: вслух в положенных местах произношу «но», а внутренне для себя в тот же момент говорю «и». В целом этот прием работает хорошо. Правда, когда прошедшие мой семинар слушатели слышат от меня «но», они неизменно с удовольствием публично меня поправляют. Я смеюсь, и мне это не нравится. Пожалуйста, не лезьте со своими умничаниями к другим, лучше разберитесь с собой. Если хотите поучить своих друзей и родственников, лучше дайте им экземпляр этой книги. Это будет гораздо лучше для ваших взаимоотношений.

 

 

Ваша очередь

Чтобы почувствовать сказанное мной на практике, следующие пять раз, когда вы будете говорить «но», постарайтесь заменить его в уме на «и». Делайте это молча, просто повторяя про себя только что сказанную вслух фразу и заменяя в ней всего один союз. Обратите внимание на свои ощущения.

 

 

Должен/хочу

 

Следующее в нашем списке слов, которые вам следует употреблять как можно реже, – «должен». Истинная ситуация всегда лучше обозначается словом «хочу». Я обычно не спорю с людьми на этот счет, а предлагаю простое упражнение, которое лучше выполнять с партнером. Он должен заменять в произнесенном вами предложении слова «Я должен» на слова «Я хочу». Например, вы говорите: «Я должен закончить свою работу», а ваш партнер отвечает: «Ты хочешь закончить свою работу».

Этот прием можно применить к чему угодно. Он показывает, как много значат ваши желания в тех решениях, которые кажутся вам навязанными. Например, «Я должен дышать» превращается в «Я хочу дышать».

«Что? Но ведь я действительно должен дышать!» – скажете вы.

И правда… если хотите жить. Есть другой вариант – совершить самоубийство и прекратить дышать. Выбор в пользу продолжения дыхания – правильная тактика, если вы хотите остаться в живых.

 

 

Ваша очередь

Чтобы почувствовать сказанное мной на практике, следующие пять раз, когда вы будете говорить «Я должен», постарайтесь заменить в уме «должен» на «хочу». Делайте это молча, повторяя про себя только что сказанную вслух фразу и заменяя в ней всего одно слово.

Это упражнение помогает людям понять, что все их действия (даже неприятные) они совершают по своему выбору. Хороший пример – случай с моим хорошим другом Озгуром. Когда он учился в моей группе, он никак не мог заставить себя сказать, что хочет пройти курс математики (того требовала программа магистратуры). Озгур точно знал, что не хочет проходить этот курс и не стал бы этого делать, если бы не требования.

Получив степень магистра, Озгур пошел работать в одну компанию, но через год вернулся в Стэнфорд в докторантуру. И в первую очередь нашел меня и пригласил на ужин в турецкий ресторан в Сан‑Франциско. За ужином он сказал мне, что, хотя до сих пор считает курс математики в магистерской программе ненавистным, но понимает, что всегда хотел пройти его, потому что плюсы от этого существенно перевешивали дискомфорт. Я ждал этих слов. С того вечера начались наши традиционные встречи, в ходе которых мы обошли почти все турецкие рестораны в округе.

Даже если Озгур не осознавал этого и по возвращении в аспирантуру, упражнение «должен/хочу» явно на него подействовало. Ведь повседневная жизнь – это не точные науки. В некоторых научных областях, скажем в математике, единственного отрицательного примера достаточно для доказательства того, что тезис или теорема не работают. В жизни наоборот. Если что‑то срабатывает у вас хотя бы в большинстве случаев, это уже может считаться правильным ориентиром.

Если бы Озгур проанализировал свою жизнь и понял, что единственное, чего он не хотел делать, но должен был, – пройти курс математики, то мог бы считать, что сделал в жизни все, что хотел. Надеюсь, вы слышали такую поговорку: «Исключение подтверждает истинность правила»? Если вам трудно найти хоть одно исключение, вы можете считать, что прожили свою жизнь в соответствии с правилами {20}.

 

 

Не могу / не буду

 

Теперь взглянем на сочетание «не могу» с «не буду». Протестировать эту пару можно так же, как и в предыдущем упражнении. Например, если вслух вы говорите: «Я не могу прекратить дышать», то про себя вы должны сказать: «Я не буду прекращать дышать». Простое изменение «не могу» на «не буду» может оказаться очень действенным. «Не могу» подразумевает беспомощность, «не буду» – собственную волю и наличие выбора.

Такие же упражнения полезно проделать с парами «мне нужно / я хочу» и «боюсь, что / хотел бы». В соответствующих заменах присутствует существенное отличие. Вторые части пар подразумевают усиление вашей самооценки и той роли, которую вы играете в действии.

 

«Помогать» и «мне следует»

 

А еще нам стоит реже употреблять слова «помогать» и «быть обязанным». Если вы сравните глагол «помогать» с глаголами «поддерживать» или «способствовать», то сложности с использованием первого сразу станут понятны. Когда вы помогаете кому‑то, скорее всего, вы относитесь к нему свысока, как к беспомощному человеку. Когда же вы поддерживаете кого‑то, то относитесь к нему достойно и видите, что он в принципе сам в состоянии сделать необходимое. Поддерживать – сильное слово, а помогать – слово, подразумевающее наличие у вашего партнера некой слабости.

«Мне следует…» – несколько разоружающее словосочетание. Оно подразумевает действие по обязательству или внешнему побуждению. Это примерно как «должен» в паре «должен/хочу». Упражнение с использованием этого сочетания строится так: один из участников произносит предложение, начинающееся с «мне следует». Партнер отвечает: «Что значит “мне следует”?» Через две минуты первый участник понимает бессмысленность «мне следует», и партнеры меняются ролями с таким расчетом, чтобы и второй участник тоже пришел к такому же выводу. Вы можете проделать это упражнение и в одиночку. При этом вы получите не меньше удовольствия.

 

Вопросы «почему»

 

В межличностных отношениях лучше избегать вопроса «почему». Он содержит отрицательный и даже порицающий оттенок, который вызывает у объекта инстинктивное желание оправдаться.

Четко выражайте свою позицию, используя местоимение «я». Например, вместо того чтобы задать вопрос: «Почему ты выбрал Джейн в помощники?», скажите: «Я задета тем, что ты выбрал Джейн в помощники».

Прямой и честный разговор экономит время и позволяет более эффективно достигать целей. В данном случае ответ о том, почему была выбрана Джейн, может стать оправданием в виде прекра‑асной причины и не потребует от вас дальнейшей расшифровки вашего чувства обиды.

 

Общие вопросы

 

Обычно в разговоре используются информационные вопросы, вопросы о мнении собеседника и риторические вопросы.

Следует помнить, что не все вопросы задаются по существу. Никакого вопроса нет в приветствиях «Как дела?», «Как прошел ваш день?» или «Как вы себя чувствуете?». На них никто не ждет ответа.

Эти вроде бы бессмысленные вопросы служат для того, чтобы подчеркнуть дружелюбие по отношению к тому, кому они задаются. Когда я слышу их от незнакомых людей, я прежде всего думаю об их расположении и играю свою роль, отвечая так, как положено в обществе. Но мне труднее сохранять это отношение к таким вопросам, когда они оказываются частью чьей‑то работы. Однажды в меня вселился дьявол, и у меня состоялся следующий разговор с кассиршей в супермаркете:

 

Она: Как поживаете?

Я: Умираю от рака.

Она: Хорошо.

Я: Хорошего дня.

 

Было понятно, что она произносила фразы «на автопилоте» и даже не вслушивалась в мои ответы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.148.210 (0.131 с.)