Самоубеждение: инструмент перемен? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоубеждение: инструмент перемен?



 

Максуэлл Мольц был пластическим хирургом, который однажды обнаружил, что многие пациенты недовольны результатами его операций, хотя с технической точки зрения они были проведены успешно. Мольц решил, что во многом такие настроения его больных были связаны с нарушениями их самооценки. Решение проблемы он увидел в разработке методик, с помощью которых люди могли бы самостоятельно повышать ее.

Одним из придуманных Мольцем приемов стала постановка пациентом перед собой ряда целей с последующим мысленным воображением их достижения. При этом Мольц опирался на психологический эффект, который дает человеку самоубеждение, а также психосоматические связи между мозгом и телом. В 1960 году он опубликовал свои идеи в книге «Психокибернетика»[18] – практическом пособии по саморазвитию, которое мгновенно разлетелось по миру в количестве более 30 млн экземпляров. Некоторые мои студенты считают методики Мольца очень полезными.

Упражнения на самоубеждение подразумевают многократное повторение позитивных тезисов либо вслух, либо на бумаге. Выполнявшие их люди утверждают, что формируемый в результате положительный подход к окружающей действительности помогает сделать то, что ранее казалось недостижимым. Чтобы сформулированный тезис достиг своего эффекта, необходимо, чтобы он относился к настоящему времени, имел позитивную направленность, был конкретным и относился непосредственно к личности человека. Вы выбираете то, что вы хотите в себе изменить или усилить, и каждый день по несколько раз говорите себе, что это уже произошло. Используя самоубеждение, вы можете, например, неоднократно повторять себе: «Когда я рядом со своей дочерью, я любящий отец».

Конечно, положительный подход к окружающей действительности очень помогает в жизни. Методики самоубеждения эффективны для некоторых людей. Но не для всех. Например, мне трудно убедить себя, что любой позитивный тезис может быть правдивым. Это напоминает мне эпизоды из сказки о Белоснежке, в которых злая королева каждый день спрашивает у зеркала: «Кто на свете всех милее?» Хотя королева каждый раз и получает желаемый ответ, она, кажется, не верит ему. Если бы верила, то не обращалась бы к зеркалу снова, чтобы проверить ответ.

Проблема самоубеждения в том, что зачастую люди считают, будто их позитивные самооценки ложны. А негативные оценки собственной личности они воспринимают как правду. Это классическая иллюстрация примера с полупустым и полуполным стаканами. Многим из нас полупустой стакан представляется реальностью, а полуполный – неправдой. Возможно, истина в том, что стакан объединяет в себе оба качества, но именно от нас зависит то, каким мы его видим. Нужно получить достаточно внешних подтверждений полунаполненности. Настолько, чтобы изменить нашу внутреннюю самооценку и сделать ненужным обращение к зеркалу для получения ответа о том, какие мы на самом деле.

Можно формулировать позитивные утверждения в непрямой форме. Вместо того чтобы закладывать в них желаемую цель, мы можем заложить в них наши действия, которые приведут к нужному результату.

Например, в ходе одного эксперимента старшеклассников с плохой успеваемостью не стали просить мысленно представить себя успевающими. Их попросили назвать качества, которые необходимы для успешной учебы и подготовки к дальнейшей трудовой деятельности. Среди ответивших процент продолживших обучение (не отсеявшихся) был значительно выше, чем среди их сверстников, не участвовавших в эксперименте.

Такой прием тесно связан с советом, который психологи часто дают родителям и учителям: в работе с детьми делать упор на те усилия, которые они прилагают к достижению цели, а не на само достижение. Суть в том, чтобы сместить акцент именно на усилия. Это поможет детям выдержать любые промежуточные неудачи. Когда же акцент делается на достижение, это не способствует выработке жизнестойкости и сопротивляемости, которая необходима для преодоления неизбежных жизненных разочарований.

 

Надо делать дело

 

Когда я только начинал вести в университете курс, на основе которого написана эта книга, я видел, что многие студенты склонны выбирать такие научные проекты, которые пригодились бы им в жизни. Также я встречал тогда много инженеров из Кремниевой долины, работавших в крупных компаниях вроде Hewlett‑Packard, которые мечтали о собственном деле. Это были 1960‑е, когда не существовало такого количества венчурных компаний и инновационных фондов, как сейчас, и развитой культуры стартапов еще не было. Люди только говорили об этом, но ничего не менялось. Ситуация напоминала мне сюжет пьесы драматурга Юджина О’Нила «Продавец льда грядет»[19]. Герои на протяжении всего действия находятся в пивной, говоря о том, что нужно куда‑то бежать, но никто не уходит. (Тогда один из моих знакомых, Ник, правда, ушел из Hewlett‑Packard и основал свое дело. Я был так восхищен его поступком, что подарил ему ящик шампанского. Сегодня, спустя 40 лет, он, по‑видимому, до сих пор удивляется, зачем я это сделал.)

Тогда мне в голову пришла идея приучать студентов к мысли, что им не обязательно ждать окончания университета. Ведь многие из них привыкли к проторенной дороге, которая предполагает, что они могут пробовать достичь чего‑то только после получения диплома. Но если они не развивают в себе привычку поступать в соответствии со своей волей, они не изменятся после выпускной церемонии. Многие великие предприниматели начинали свой бизнес, еще учась в колледжах, а некоторые вообще их не окончили. Яркий пример – Марк Цукерберг и четверо его однокашников, которые создали Facebook в общежитиях Гарварда.

Именно из этой мысли выросла моя концепция: дать учащимся возможность разрабатывать свои проекты под лозунгом «Сделайте что‑нибудь, что вы давно хотели, но не могли сделать. Или решите свою проблему».

Программа призвана формировать у студентов привычку к достижениям. Они поняли, что им не нужно ждать будущего, чтобы взять свою жизнь в свои руки. Осуществляя по своему выбору десятинедельный проект, каждый из них приобретает уверенность в себе, которая в большинстве случаев сохраняется у них на всю жизнь.

Вы тоже можете перестать ждать своего Годо[20] и начать делать то, что давно хотели сделать. Если вы последуете советам из этой книги и избавитесь от проблем, то высока вероятность того, что вы сможете зажить более интересной и насыщенной жизнью.

Хью Лори, сыгравший роль доктора Хауса в одноименном телесериале, сказал как‑то в интервью журналу Time Out New York: «Думаю, это ужасно – ждать в жизни того момента, пока ты станешь готов к чему‑то. У меня такое ощущение, что из нас вообще никто и никогда ни к чему не готов. Такого понятия, как “готовность”, не существует в природе. Есть только “сейчас”. И чувство, что вы можете сделать это сейчас. Речь, конечно, не о прыжке с тарзанки. Я не любитель такого адреналина. Но я думаю, что “сейчас” – это такая же важная жизненная категория, как и любая другая».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.140.12 (0.006 с.)