Кто на самом деле мешает вам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто на самом деле мешает вам.



 

Если вы действительно хотите что‑то сделать – делайте. Разумеется, я имею в виду что‑то реальное, а не песочные замки. Уловки в обычной жизни не проходят. Все сводится к разнице между попыткой к действию и настоящим действием, между разговором о деле и настоящим делом. И здесь есть еще два важных фактора: намерение и концентрация. Вы действительно намерены действовать? Достаточно ли вы сосредоточены на деле, можете ли уделить ему столько внимания, сколько оно требует?

Если ответ положительный, достаточно начать: включить настрой на конкретное действие и определить, как вы будете двигаться к своей цели.

Например, ваша цель в том, чтобы написать книгу. Если вы будете проверять соцсети пять раз в день, вы не приблизитесь к цели. Разговоры о книге тоже не помогут. Рассылка SMS друзьям тоже… ну, вы поняли. Даже если вы вступите в писательское сообщество или поучаствуете в конференции, вы все равно не приблизитесь к цели. Вам нужно усесться в кресло и положить руки на клавиатуру компьютера на долгое время. Вы должны отдаться писательскому труду, даже если первые варианты вашего опуса будут ужасны.

Когда я взялся за эту книгу, то приучил себя вставать пораньше, чтобы иметь какое‑то время для работы до того, как проснется моя жена Рут. Даже тогда, когда времени на сон почти не оставалось. Я стал экономить по одному‑два дня на основной работе, хотя это удавалось редко. Я взял себе за правило каждое утро быть за компьютером до тех пор, пока не закончу книгу. Я сделал ее своим приоритетом и не позволял ничему отвлекать меня от нее.

Когда люди говорят о том, кто мешает им достигать своих целей, они обычно имеют в виду критиков. Это может быть член семьи, неосторожно бросивший обидное слово. Или учительница, поставившая плохую оценку. Или ваш бывший руководитель, который счел ваше предложение глупостью. Но на самом деле никто из этих критиков не может остановить вас. Более того, никто из негативно относящихся к вам людей не заслуживает места на вашем пути. Даже если они украдут вашу клавиатуру или сломают все ваши карандаши, они не смогут остановить вас.

Обычно никто не пытается помешать нам достичь своих целей. В большинстве случаев ситуация складывается так, как это блестяще показано в известном английском телесериале «Заключенный»[7]. Главный герой, которого называют Номер Шесть, пытается убежать от преступников, работающих на их босса, Номера Один. В одном из последних эпизодов Номер Шесть находит ответ на свой вопрос: «Кто это Номер Один?» В начале фильма ему говорили: «Ты Номер Шесть». Теперь он понимает, что ответ на вопрос «Кто это Номер Один?» должен звучать как: «Ты, Номер Шесть». Он в метафорическом смысле заключил себя в тюрьму. Как писал Франц Кафка: «Но он оказался в клетке из прутьев, спокойно и вызывающе, как дома, шум мира проникал к нему сквозь прутья; в действительности заключенный был свободен, он мог все получить, он замечал все, что происходило за пределами клетки, он мог просто уйти из клетки, прутья отстояли далеко друг от друга, он даже не был заключенным»[8].

Даже когда перед вами встает реальное препятствие, вы можете обойти его. Много лет назад мы с Рут находились в Индии и по телефону поменяли дату вылета, сместив ее на день раньше. Когда мы приехали в аэропорт Дели примерно в два часа ночи, охранник не пускал нас в терминал, потому что на нашем бумажном билете днем вылета стоял будущий день. Мы объяснили, что поменяли дату, но охранник был неумолим.

Я сказал ему, что стойка United Airlines в нескольких метрах от входа в терминал. И если бы он разрешил мне пройти к ней, я поменял бы там время вылета и вернулся, чтобы показать ему. Он отказался. Я предложил оставить свой паспорт в качестве залога. Он отказался. Я предложил в качестве залога жену. Он отказался. Тогда я предложил ему в качестве гарантии и паспорт, и жену. Он по‑прежнему не разрешал мне пройти!

И тогда я принял смелое решение. Я посмотрел на его винтовку. Она выглядела очень старой, явно произведенной еще до независимости Индии, и была, видимо бесполезной. Шансы на то, что она взорвется в его руках в случае стрельбы, были выше, чем шансы на то, что выпущенная из нее пуля долетит до меня. Поэтому я просто взял Рут за руку и прошел мимо охранника. Он не стрелял, а я не оглядывался.

Обычно рядом нет вооруженных охранников. Мы останавливаемся сами. Мы становимся Номером Один. Вы сами отвечаете перед собой за то, что делаете, а что нет. Не перекладывайте вину на других и не ищите оправданий, чтобы объяснить свое поведение или придать ему налет рациональности. Даже если оправдания помогут выпутаться из трудностей сейчас, в долгосрочной перспективе они контрпродуктивны.

 

Проблема времени

 

Одно из главных наших оправданий – нехватка времени. У всех в сутках только 24 часа, но Мать Тереза, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс и Мартин Лютер Кинг достигли за свою жизнь много большего, чем большинство из нас.

Тут стоит вернуться к проблеме намерений и концентрации. Дело не в том, что у них было больше времени. Они могли создавать больше времени для себя. Когда что‑то становится для вас абсолютным приоритетом, вы должны хотеть и уметь отрешиться от всего, что стоит на вашем пути к нему. Если в вашей жизни есть бесполезные помехи, почему вы миритесь с ними? Число часов в сутках не увеличить. Но можно же что‑то предпринять, чтобы успевать сделать все, что нужно?

Вероятно, вам поможет ведение дневника в течение нескольких дней. Честно опишите все свои дела за день и время, которое они заняли. Возможно, вы тратите гораздо больше времени, чем предполагали, на утренний душ и сборы на работу? На рассылку SMS? На электронную почту? На блуждания в интернете? На компьютерные игры? Даже время на такие полезные занятия, как чтение книг или приготовление пищи, иногда можно сократить, если вы хотите успеть сделать кое‑что поважнее. Когда вам нужно закончить отчет или разобраться с длинным, но необходимым приложением, не сидите и не тяните время. Включите настрой на конкретное дело, отложив в сторону рутину. Выполняйте главное в первую очередь. Не тратьте время на готовку, используйте консервы и полуфабрикаты. Отложите газеты на потом, а то и вовсе забудьте о них.

В современном мире у нас может образовываться огромное количество «временн ы х дыр». Не попадайте в них. Забирайте из них время, чтобы реализовывать ваши намерения.

 

 

Глава 3

Как стать свободным

 

Если что‑то не заслуживает того, чтобы это делать, то нет никакой необходимости делать это хорошо {13}.

Неизвестный автор

 

Пьяный человек идет по улице и сталкивается с фонарным столбом. Он отшатывается и, восстановив равновесие, снова делает шаг вперед, чтобы еще раз столкнуться с тем же столбом и снова отшатнуться. Все это повторяется несколько раз. В конце концов пьяный садится на землю и говорит: «Ладно, сдаюсь. Они меня окружили».

Если мы не пьяны, то, заметив препятствие на пути или пару раз столкнувшись с ним, мы, как правило, стремимся его обойти. К сожалению, иногда это трудно. Мы начинаем думать, что окружены со всех сторон, и действуем подобно подвыпившему человеку.

Будем считать, что мы трезвы. Как нам обойти препятствие?

 

Как обойти фонарный столб

 

Нужно изменить подход к проблеме. В качестве задания в одном из своих курсов по дизайну я попросил каждого слушателя определить беспокоящую его проблему и решить ее. Один студент, Кришна, заявил, будто его проблема в том, что у него сломана кровать и он не может нормально высыпаться. Перед ним была поставлена задача устранить поломку. Все продолжалось несколько недель.

Сначала он сказал, что не может найти проволоку, чтобы скрепить детали. На следующей неделе пожаловался, что не находит подходящий инструмент. На третьей неделе он не смог достать какие‑то маленькие пружинки. В конце концов я потерял терпение и сказал Кришне: если он не устранит проблему к следующей неделе, я поставлю ему «неуд». На следующей неделе он пришел с широкой улыбкой на лице. Я понял, что его драма чем‑то завершилась. Когда я попросил его рассказать о своем решении, он заявил: «Я купил себе новую кровать».

Вот замечательный пример того, что обычно мы работаем над поиском решения проблемы как над ответом на заданный вопрос. Дизайн‑мышление подчеркивает, что работать нужно над решением самой проблемы. Ошибка Кришны заключалась в том, что изначально он принялся искать неправильное решение. Он пытался ответить на вопрос: «Как починить кровать?» Правильным же вопросом в данном случае было: «Как обеспечить себе хороший сон?» Это существенно расширило пространство для поиска решения и устранило трудности при ремонте. Когда Кришна взялся за решение проблемы, он сразу догадался: нужно купить новую кровать. Такой подход позволил ему обойти установленный им самим фонарный столб под названием «ремонт кровати».

 

Переход на верхние уровни

 

Наверняка у вас были проблемы, которые казались неразрешимыми. Вы думали о них, порой теряя сон. Бьюсь об заклад: часто при этом вы пытались решить не ту проблему. Когда вы не можете найти решение, причина нередко в том, что вы задаете неправильные вопросы.

Для наглядности рассмотрим вопрос: «Как найти себе жену?»

В конце фразы стоит вопросительный знак, но от этого она еще не превращается в вопрос. Опустите «Как», и фраза превратится в утверждение: «Найти жену». И рассматривать его можно как ответ. Итак, проблема поиска жены может принимать как форму вопроса, так и форму ответа.

На какой вопрос отвечает фраза «Найти жену»? Этих вопросов может быть множество. Приведем лишь некоторые из возможных.

 

Как найти себе объект для общения?

Как найти заботу о себе?

Как прекратить работать?

Как найти себе сексуального партнера?

Как избавиться от постоянных упреков родителей?

Как улучшить свое материальное положение?

Как улучшить свои отношения в обществе?

Как сравняться со своими друзьями?

 

Если на каждый из них взглянуть как на проблему, то у нее много возможных решений. Найти жену – одно из них. Но это может и не стать хорошим решением ни одной из таких проблем.

Мой опыт подсказывает, что одна из причин плохого сна из‑за нависающей над нами проблемы – наша уверенность в том, что мы имеем дело с вопросом, тогда как на самом деле мы имеем дело с ответом (решением), который позволит нам избавиться от реальной проблемы.

Чтобы обойти эту дилемму, нужно задать себе вопрос: «Что даст мне решение проблемы?» Ответ может породить более продуктивный вопрос.

Если я считаю, что жена нужна для удовлетворения потребности в общении, то истинная проблема такая: «Как найти объект для общения?»

Теперь поиск жены становится одним из многих возможных путей поиска общения. Изменив вопрос, я изменил подход к проблеме и значительно увеличил число возможных решений.

Схематически эту ситуацию можно изобразить так.

 

 

Поскольку до сих пор я не мог найти себе жену, я могу поставить другую задачу: спросить, что я получу, если найду жену.

 

 

Думаю, это даст мне общение. Поэтому новый вопрос такой: «Как найти общение?» Нижеприведенный рисунок показывает возможные ответы.

 

 

И больше я не зацикливаюсь на поиске жены. Вот как просто.

Осознание того, чего вы ожидаете от решения проблемы, на которой зациклились, позволяет перейти на более высокий уровень размышлений и в итоге формулировать более общие и качественные вопросы.

Изменения вопроса часто достаточно, чтобы преодолеть начальные трудности и прийти к удовлетворительному решению. В приведенном примере, если я нахожу возможность для общения без женитьбы, изначальный вопрос о поисках жены снимается.

Так поиски решения проблем можно поднимать на более высокие уровни. Если для меня проблема общения становится трудноразрешимой, я могу поставить следующий вопрос: «Что я получу, если найду общение?»

Возможные ответы таковы.

 

Мне будет не так скучно.

Я буду ощущать себя частью общества.

Это будет способствовать развитию моего интеллекта.

Я буду меньше ощущать одиночество.

Я буду чувствовать себя в большей безопасности.

 

Выбрав ответ, который более всего созвучен моим чувствам (например, «Я буду меньше ощущать одиночество»), можно перевести его в очередной вопрос: «Как меньше ощущать одиночество?» Согласитесь, он далеко отстоит от изначального «Как найти себе жену?».

Многие женатые люди даже в браке чувствуют себя одинокими. И решение изначально поставленной проблемы (поиск жены) не всегда решает реальную проблему одиночества.

Теперь ситуацию можно представить так.

 

 

Используйте этот прием, когда зацикливаетесь на проблеме и не можете из‑за нее спать. Часто он помогает найти новые решения. Изначальная проблема исчезает, перед вами открывается ясный путь.

Чтобы методика работала, вы должны быть честны с собой и не цепляться за первый вопрос, даже если вам нравится ударяться об один и тот же фонарный столб. Человек склонен объяснять свое негативное поведение различными оправданиями. При этом он стесняется признаваться себе в том, что это оправдания. Он лукаво называет это «причинами». Но вы, наверное, понимаете, что это те самые прекра‑асные причины?

Отнюдь не всегда на вопрос: «Какую пользу я вынесу из того, что решу эту проблему?» – мы находим единственный ответ. Так что продолжайте задавать себе вопросы «Как сделать это?» столько, сколько необходимо, пока вас не осенит: «Ага!» Это будет означать, что вы добрались до сути проблемы.

Некоторые студенты говорили мне, что этот метод не всегда приводит к решению изначальной проблемы и просто подменяет ее той, которую вы в состоянии решить. Они не понимают одного: перестать цепляться за изначальную проблему – часто и есть лучшее решение. Это особенно касается тех случаев, когда вы сосредоточены на неверной проблеме.

Препятствия на пути к успеху в этом упражнении возникают тогда, когда вы не можете освободиться от первого вопроса. Например, на одном из моих семинаров женщина задала вопрос: «Как мне добиться того, чтобы моя дочь поступила в хороший колледж?» Ей было трудно признать, что главная польза для нее в решении этой проблемы заключалась в снижении остроты ее волнений. Если бы она смогла «перепрыгнуть» через свой вопрос, то на более высоком уровне сформулировала бы его иначе: «Как мне избавиться от своих волнений?» И эта новая проблема была бы дальше от проблемы поступления ее дочери в приличный колледж. Точнее, она не имела бы к ней никакого отношения. Видимо, как только ее дочь успешно поступила бы в колледж, эта женщина быстро нашла бы другой повод для беспокойства. Так что, если бы она была честна с собой, она сразу начала бы работать с другой проблемой – своими волнениями.

 

 

Ваша очередь

Чтобы на практике испытать метод обхода фонарного столба, вспомните о проблеме, которая не давала вам спать в последнее время. Это должно быть что‑то такое, что всерьез беспокоит вас и имеет непосредственное отношение к вашей жизни, взаимоотношениям с людьми или работе. То есть не нечто абстрактное или глобальное вроде вопроса о том, как достичь мира во всем мире.

Запишите проблему в виде простого вопроса вроде: «Как мне добиться того‑то и того‑то». Потом спросите себя, что даст вам решение проблемы. Другими словами, если бы вы перестали мучиться от бессонницы из‑за этой проблемы, то в чем состояла бы польза для вас? Запишите ответ над вопросом. А теперь переведите этот ответ в форму вопроса и несколько минут поразмышляйте над вариантами решения этого нового вопроса.

Если у вас открытый и гибкий ум, то велик шанс, что в эти моменты вы как раз обойдете стороной фонарный столб.

Но предположим, что вы по‑прежнему зациклены и не знаете, как решить свою новую проблему. Тогда поднимемся на уровень выше. Попробуйте ответить, что даст вам решение нового вопроса, и запишите ответ над ним. Этот ответ станет для вас новым вопросом. Подумайте над вариантами. Вскоре вы поймете, что сумели обойти стороной еще один фонарный столб.

И если после этого ваша изначальная проблема не исчезнет или вы по‑прежнему не видите ясных путей ее решения, то наверняка вы не говорите себе всей правды о реальной проблеме и о том, что даст вам ее решение. Возвращайтесь назад и начинайте все сначала!

 

 

Переосмысление проблем

 

Как только мы осознаём стоящую перед нами проблему, мы часто бросаемся с головой в ее решение. А лучше сначала переосмыслить ее. Это позволяет найти лучшее решение. Суть переосмысления в том, что вы можете поменять подходы в своем мышлении. Это положение хорошо иллюстрируется известным анекдотом об электрической лампочке.

 

Вопрос: Сколько нужно дизайнерски мыслящих людей для того, чтобы поменять электрическую лампочку?

Ответ дизайнерски мыслящего человека: А зачем вообще использовать электрические лампочки?

 

Есть разные варианты постановки проблем. В бизнесе и дизайн‑мышлении они иногда называются оценками вероятности проекта, оценками возможных действий по проекту или базовой концепцией. Лично я предпочитаю последнюю (иногда ее называют «точкой зрения» (point of view, POV)). Это не жестко структурированная концепция {14}. Ее цель в том, чтобы описать, в чем нуждается человек или проект. Не наше представление об их нуждах, а истинные нужды. Если вы хотите сделать что‑то новое, то вы должны начинать с проблем, а не с решений. Если вы преждевременно вsносите решение, вы губите процесс открытия.

Переосмысление проблемы – по сути, изменение точки зрения. Мы в Институте дизайна стали свидетелями того, как это привело к выдающимся результатам.

Слушатели нашего курса под названием «Дизайн‑мышление в предпринимательстве» были направлены в Мьянму для работы над проектом по улучшению ирригации. Они должны были проживать в семьях крестьян и определить их потребности в воде для полива сельхозкультур. Слушатели заметили, что из‑за недостатка электричества крестьяне для освещения жилищ пользовались керосиновыми лампами и свечами. Учащиеся остро ощущали запах продуктов горения в бедных крестьянских домах, где отсутствовала вентиляция. Они также выяснили, что расходы на свечи и керосин составляли до 25 процентов ежегодного дохода крестьянских семей.

Иногда крестьяне приспосабливали старые автомобильные аккумуляторы, чтобы хоть как‑то давать детям возможность выполнять домашние задания. Женщины вынуждены были регулярно совершать утомительные и опасные велосипедные поездки, чтобы заряжать эти аккумуляторы в больших поселках. Учащиеся Стэнфордского университета выяснили, что самой большой проблемой для бирманских крестьян была не ирригация, а освещение. Поэтому они убедили руководство Стэнфорда профинансировать в первую очередь изучение этих вопросов.

Студенты провели научные изыскания и разработали новые диодные солнечные батареи. Они создали компанию под названием d.light, которая к концу 2013 года продала более двух миллионов солнечных генерирующих установок в 42 странах. Они планируют развитие компании и продолжение снабжения отдаленных регионов мира доступной возобновляемой энергией. В данном случае было даже хорошо, что наши учащиеся не бросились с головой в проблемы ирригации. Переосмыслив проблему, они обратились к реальным повседневным нуждам бедных жителей нашей планеты.

Другой тип переосмысления проблемы был продемонстрирован нашими студентами в проекте под названием «Объятие» (Embrace). По просьбе медицинской некоммерческой организации слушатели курса «Дизайн‑мышление в предпринимательстве» выезжали в Непал, чтобы заняться проблемой инкубаторов для недоношенных детей. Каждый такой инкубатор стоит около 20 тысяч долларов и работает так же, как аналогичные устройства в США. Перед студентами стояло две задачи: наладить ремонт инкубаторов, потому что соответствующей базы до этого в Непале не было; и обеспечить их непрерывное снабжение энергией. Еще в Стэнфорде студенты занялись вопросами оснащения инкубаторов дополнительными аккумуляторами и внесением в их конструкцию модификаций, чтобы облегчить снабжение госпиталей запчастями. Прибыв в Непал, наши студенты заметили, что коэффициент использования даже полностью исправных инкубаторов очень низок. Чем больше они ездили по стране, тем больше убеждались в том, что только крупные клиники в городах располагали такой техникой. Многим женщинам, живущим в горах, она была недоступна. Зачастую спасение жизней новорожденных в этих условиях становилось невозможным.

На основе собранной информации студенты переосмыслили проблему. Они поняли, что прежде всего им нужно сосредоточиться не на вопросах работы аппаратуры в клиниках (там и так дело обстояло более или менее нормально), а на обеспечении теплом и другими условиями выживания преждевременно родившихся детей по месту рождения. В результате был спроектирован и создан миниатюрный переносной детский спальный контейнер с внутренней оболочкой, в которую нагнеталась воскообразная подогретая масса, обеспечивавшая стабильную температуру внутри в течение пяти часов. Нагревание оболочки могло производиться путем погружения ее в горячую воду; при этом можно было обойтись без электричества.

Созданное студентами Стэнфорда устройство ст о ит менее одного процента стоимости стационарного инкубатора и имеет во много раз большую область применения. Это решение стало доступно нашим учащимся в результате переосмысления изначального вопроса: «Как улучшить работу инкубаторов?» Они поняли, что ответ не решит проблему кардинально. И переформулировали задачу: как сохранить новорожденных в тепле достаточно долго для того, чтобы они могли выжить?

К апрелю 2014 года детские мини‑контейнеры, созданные по программе Embrace, использовались в 11 странах на трех континентах. Студенты создали инновационную и дешевую технологию, которая спасла жизни почти 50 тысячам недоношенных детей. С каждым днем статистика выживаемости улучшается.

Переосмысление проблемы полезно и после того, как путь ее решения найден. Даг Дитц давно занимается конструированием медицинского диагностического оборудования в медицинском центре корпорации General Electric. Однажды он испытал нервное потрясение, побывав в местной клинике, которая использовала созданный им магнитно‑резонансный томограф. Когда он представился обслуживающему устройство специалисту, врач хорошо отозвалась об аппаратуре. Даг воспарил, словно на крыльях. И тут появилась семья, которая из всех сил старалась успокоить плачущую девочку. Как только девочку ввели в аппаратную и она увидела незнакомых людей и огромный обод сканера МРТ, она расплакалась еще сильнее, и ей пришлось давать успокоительное. Даг и не представлял себе, что детям перед сеансом компьютерной томографии дают успокоительное. Когда же ему сказали, что такое лекарство дают 85 процентам детей трех – восьми лет, он почувствовал себя неудачником.

Вскоре после этого, участвуя в интенсивном трехдневном семинаре в нашем Институте дизайна, Даг понял причину. При разработке дизайна аппаратуры он советовался с инженерами, маркетологами, продавцами, технологами и врачами, но не уделил достаточно времени тому, чтобы поработать с семьями маленьких пациентов и ими самими.

Сразу после этого Даг встретился с детскими врачами, психологами, учителями, родителями и самими детьми. Он привлек специалистов, которые провели с родителями и детьми достаточно много времени. Он отобрал особую группу детей, с которой занимался сам. В процессе работы Даг создал особую методику МРТ‑исследований для детей, которую он назвал «Приключение» (Adventure Series).

МРТ‑исследование в рамках методики представляется не как медицинское исследование, а именно как приключение. Для этого Даг реконструировал аппаратную комнату, напольное покрытие и сканер установки. Он разработал специальные книжки‑раскраски, которые родители показывали детям накануне процедуры и приглашали их раскрашивать там рисунки. Были придуманы специальные истории вроде выезда на пикник с палатками и спальными мешками, в которые ребенку предлагалось залезть на столе аппарата и из которых он мог видеть вверху звезды. Другая история уподобляла процедуру нахождению на корабле, лежащем в штиле и прячущемся от пиратов.

Превращение медицинской процедуры в приключение оказалось очень успешным. Успокоительные оказались не нужны. Кроме значительной экономии времени и расходов сама атмосфера процедуры поменялась для родителей и их детей в лучшую сторону. Даг рассказывает, что после МРТ некоторые дети начали спрашивать родителей, когда они смогут вновь испытать это приключение.

Устройство осталось тем же. Была переосмыслена только методика его использования.

Эти примеры иллюстрируют важный базовый принцип: когда вы думаете о том, как достичь мечты, не нужно с головой бросаться в омут. Сделайте паузу и тщательно поразмыслите о том, в чем именно состоит проблема. Перейдите на более высокий уровень и подумайте, что может составлять ее суть. Можете поменять концептуальный подход к ее решению. Затем поменять его еще раз и посмотреть, где вы окажетесь. Реальная проблема сама откроется вам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.126.197 (0.082 с.)