Методологические приципы изучения связи эффективности спортивной деятельности с типологическими особенностями свойств нервной системы (по Е. П. Ильину) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические приципы изучения связи эффективности спортивной деятельности с типологическими особенностями свойств нервной системы (по Е. П. Ильину)



Можно выделить три типа связей типологических особенностей с эффективностью деятельности, способностями, мотивами, особенностями поведения спортсменов.

Прямые связи наблюдаются в том случае, когда типологические особенности проявления свойств нервной системы выступают в виде задатков способностей, волевых качеств, устойчивости к неблагоприятным состояниям.

При этом между выраженностью той или иной типологической особенности у спортсмена и эффективностью его деятельности существуют как прямолинейные, так и криволинейные зависимости. Например, чем слабее нервная система, тем большей устойчивостью к монотонии обладает человек, или чем сильнее нервная система, тем больше у него терпеливость к утомлению, к гипоксемии и т. п. Здесь зависимость между выраженностью свойства нервной системы и эффективностью деятельности или действия прямолинейная (в первом случае – обратно пропорциональная, во втором – прямо пропорциональная). В других же случаях зависимости носят криволинейный характер. Так, сила мышц, точность воспроизведения протяженности движения, максимальный темп движений наибольшие не при преобладании возбуждения по внешнему балансу, а при уравновешенности нервных процессов.

Опосредованные связи проявляются в типологически обусловленном стиле деятельности, который формируется с учетом склонностей и способностей, зависящих от типологических особенностей проявления свойств нервной системы, во влиянии на механизмы выдвижения того или иного спортсмена в лидеры, капитаны команд в силу присущих ему определенных волевых качеств: упорства, терпеливости, самообладания, которые определяются не только социальными факторами (воспитанием), но и биологическими (психофизиологическими) особенностями.

Сопутствующие связи являются по сути мнимыми связями типологических особенностей с теми или иными характеристиками человека.

Важность дифференциально‑психофизиологического подхода к спортивной деятельности состоит в том, что он позволяет прогнозировать особенности поведения данного спортсмена в определенной ситуации, а также его способности (на основании выявления у спортсмена набора типологических особенностей и знания того, в каких сочетаниях они влияют на особенности поведения и способности). Однако чтобы такое прогнозирование было эффективным, необходимо учитывать следующее.

1. Каждая типологическая особенность может выступать в роли как положительного, так и отрицательного фактора спортивной деятельности. Так, слабая нервная система имеет положительное влияние на быстроту реагирования, устойчивость к монотонии, но приводит к неустойчивости при выраженной психической напряженности, создает предпосылки для высокой тревоги и переживания страха. Инертность нервных процессов является основой хорошей кратковременной произвольной памяти, но затрудняет переключение с одной ситуации на другую, и т. д.

2. Положительная или отрицательная роль той или иной типологической особенности определяется видом спортивной деятельности и требованиями, которые предъявляются к человеку этой деятельностью.

3. При изучении зависимости эффективности спортивной деятельности от типологических особенностей нужно выделять не только крайние группы (сильных/слабых, подвижных/инертных и т. д.), но и группы со средней выраженностью изучаемого свойства. Кроме того, необходимо иметь в виду, что корреляция, близкая к нулю, может свидетельствовать либо об отсутствии связи между свойствами нервной системы и эффективностью деятельности, либо о том, что эта связь нелинейная.

Каждая типологическая особенность имеет полифункциональное проявление, то есть влияет сразу на несколько особенностей личности. Так, слабость нервной системы влияет на устойчивость к состоянию монотонии, на проявление качеств быстроты, на выбор некоторых стилей спортивной деятельности. Подвижность возбуждения способствует проявлению скоростных способностей, решительности, выбору комбинированного стиля ведения спортивного единоборства и т. д.

4. Эффективность конкретной деятельности зависит от нескольких типологических особенностей, которые в сочетании усиливают влияние друг друга. Так, быстрота реагирования на одиночный стимул зависит от слабости нервной системы, подвижности нервных процессов, преобладания возбуждения по внешнему балансу. Терпеливость определяется сильной нервной системой, инертностью нервных процессов, преобладанием торможения по внешнему балансу и возбуждения по внутреннему балансу. Таким образом, типологические особенности выступают в роли своеобразных кирпичиков, из которых строится целое здание той или иной функции.

В связи с этим прогноз эффективности деятельности нужно делать не по отдельным типологическим особенностям, а по их комплексам. Чем больше учитывается входящих в этот типологический комплекс свойств нервной системы, тем более надежен прогноз.

5. По эффективности деятельности и поведенческим характеристикам нельзя делать вывод о наличии у спортсмена какой‑либо типологической особенности проявления свойств нервной системы. Это связано с тем, что одинаковая эффективность деятельности или действия может быть достигнута, во‑первых, за счет знаний и умений, во‑вторых, за счет разных (у разных спортсменов) типологических особенностей. Например, средняя степень терпеливости у одного может быть обусловлена высокой инертностью нервных процессов, а у другого – большой силой нервной системы.

Существенно также влияние на эффективность деятельности силы мотива, которая может маскировать проявление типологических особенностей в той или иной деятельности.

6. Влияние типологических особенностей проявления, свойств нервной системы может быть опосредовано состояниями спортсмена. Так, сила нервной системы не влияет на проявление решительности в спокойной ситуации, но влияет при возникновении у спортсмена состояния страха.

7. Разные типологические особенности могут приводить при действии одного и того же фактора к развитию разных (противоположных) состояний. Монотонность тренировочных нагрузок может вызвать как состояние монотонии (которое быстро развивается у лиц с сильной нервной системой), так и состояние психического пресыщения (у лиц со слабой нервной системой). Поэтому чтобы заранее знать индивидуальную реакцию спортсмена на воздействие того или иного фактора, надо учитывать имеющиеся у него типологические особенности.

8. Выявлять связь типологических особенностей с эффективностью деятельности нужно не только, а подчас и не столько на группах с высокими достижениями, сколько на группах с низкими достижениями. Это связано с тем, что в ряде ситуаций надежными в спортивной деятельности могут быть лица с разными типологическими особенностями, а ненадежными – лишь с определенными.

Так, смелыми бывают люди с различными типологическими комплексами, а трусливыми – с определенным, а именно со слабой нервной системой, преобладанием торможения по внешнему балансу и с подвижностью торможения.

9. В отношении использования типологических особенностей в качестве критериев ориентации и отбора в подростковом возрасте следует соблюдать осторожность, так как в связи с половым созреванием нейродинамика подростков претерпевает временные изменения: увеличивается подвижность нервных процессов, а внешний и внутренний балансы сдвигаются в сторону возбуждения. Это усиление спринтерского типологического комплекса и приводит наряду с прочими причинами к тому, что наибольшая природная быстрота проявляется, как показано в лаборатории В. С. Фарфеля, в возрасте 14–15 лет. Однако если в этом возрасте у подростка имеются инертность нервных процессов, или сильная нервная система, или уравновешенность нервных процессов, или преобладание торможения, то следует с большой долей вероятности ожидать, что эти типологические особенности будут проявляться у него и в более позднем возрасте, т. е. могут быть критериями для ориентации и отбора. Следует также учитывать, что у девушек вслед за сдвигом внутреннего баланса в сторону возбуждения довольно часто наступает сдвиг в противоположную сторону, приводящий к преобладанию у них торможения (с чем связано снижение в возрасте 16–18 лет двигательной активности у девушек). Поскольку набор в целый ряд видов спорта осуществляется с 6–8 лет, следует помнить, что с возрастом сила нервной системы увеличивается, поэтому ряд новичков с годами может перейти из группы со слабой нервной системой в группу со средней или большой силой нервной системы. 10.

10. Психофизиологическое прогнозирование с учетом типологических особенностей свойств нервной системы является лишь составной, хотя и необходимой частью комплексного прогноза эффективности деятельности спортсмена. Прогноз должен строиться также на изучении направленности личности спортсмена, его мотивации к данной деятельности и морфофизиологических и биохимических особеннностей. Поэтому психофизиологическое прогнозирование связано с установлением предпосылок для эффективного осуществления той или иной спортивной деятельности, а не предсказанием ее конкретного результата.

 

Приложение 8

 

Методика исследования отношений между спортсменом и тренером (Ю. Л. Ханин, А. В. Стамбулов)

Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то отметьте крестиком «да», если оно неверно, то отметьте галочкой «нет».

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка результатов опроса включает подсчет с помощью ключа по каждой шкале: гностической, эмоциональной и поведенческой и общего итогового показателя.

Ключ рлн обработки результатов опроса

 

 

 


[1] В одной научной публикации было написано, что нажатие на динамометр при соревновании двух групп спортсменов друг с другом – это стресс.

 

[2] Когда говорят о стабильности или нестабильности результатов, показываемых спортсменом, как о критериях его надежности, возникает вопрос: что лучше – быть нестабильным, но выиграть один раз в своей карьере олимпийское золото (как в свое время это сделал американский прыгун в длину Боб Бимон, установивший на Олимпиаде в Мехико феноменальный мировой рекорд, к которому он сам потом не мог даже приблизиться), или быть стабильным, но занимать места где‑то в шестерке лучших? В нашей стране был бегун на 400 м с барьерами, который в течение всего сезона показывал один и тот же результат, рекордный для себя, но улучшить его он никак не мог. Думаю, что такая надежность выступлений вряд ли его радовала.

 

[3] Насколько это важно для спортсменов, показывает проведенный опрос советских олимпийцев. Половина из них собирали вырезки из газет и журналов с материалами о них, 38,5 % заявили, что помнят, когда, где и кто впервые упомянул их фамилии в прессе, 39,2 % спортсменов утверждали, что публикации о них в печати помогли им в жизни и спорте. Вместе с тем 35,1 % отметили, что за время их спортивной карьеры в прессе появлялись необъективные материалы и несправедливые упреки в их адрес, которые вызывали неприятный осадок (Мильштейн О. А., Кулинкович К. А. Советский олимпиец: социальный портрет. М.: ФиС, 1979. С. 123).

 

[4] У спортсменок, занимающихся айкидо, наблюдается повышенный уровень мужского полового гормона тестостерона и снижение женских половых гормонов эстрогенов, то есть усиление маскулинности и агрессивности.

 

[5] Психологический пол – выполняемая субъектом роль с позиции мужественности/женственности, то есть стереотипные особенности поведения, предписываемые обществом мужчинам и женщинам. Маскулинность, андрогинность и фемининность присущи как мужчинам, так и женщинам.

 

[6] Подробное изложение этого способа саморегуляции см.: Алексеев А. В. Себя преодолеть! М.: ФиС, 1978.

 

[7] Следует отметить, что страх могут переживать и смелые, и трусливые. Но смелые могут преодолеть влияние страха, направляя свое сознание на выполнение упражнения, а трусливые будут проявлять защитные реакции, что снизит качество выполнения упражнения.

 

[8] В 80‑е годы прошлого века это были очень значимые и престижные соревнования, так как обе социалистические страны стремились доказать друг другу свое превосходство в спорте. Немецким спортсменам за победу над советскими спортсменами в любых соревнованиях выплачивалось даже дополнительное денежное вознаграждение.

 

[9] IQ – коэффициент интеллекта.

 

[10] Часто понятия «темп» и «ритм» употребляются как синонимы. В действительности это несколько разные понятия. Темп – это повторение одних и тех же движений (например, беговых шагов) через одинаковые промежутки времени. Ритм характеризуется повторением движений при различных временных интервалах (например, разбег прыгуна в высоту или все убыстряющиеся вращения метателя молота)

 

[11] Описание методик измерения различных психомоторных, в том числе проприорецптивных, показателей см.: Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003.

 

[12] См.: Евсеева Л. Ф. Меткость баскетболистов и мышечно‑суставная рецепция // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. Л., 1974.

 

[13] У опытных пловцов обостряется чувствительность к температуре воды в бассейне: они могут различать разницу в температуре, равную 0,5 C.

 

[14] См.: Ильина М. Н. Проявление выносливости и ее компонентов у представителей различных видов спорта // Психомоторика. Л., 1976.

 

[15] В обычной речи понятия «способности» и «одаренность» используются как синонимы. С научной же точки зрения между ними имеется различие. Способность – это высокая выраженность какой‑либо одной функции, например концентрации или переключения внимания, быстроты или силы движения. Одаренность – совокупность способностей, благоприятствующих данному виду спортивной деятельности, соматических особенностей спортсмена (например, росто‑весовые данные, длина конечностей) и физиологических особенностей (уровень максимального потребления кислорода, наличие в мышцах медленных или быстрых волокон).

 

[16] Тревожность – постоянное беспокойство человека, эмоциональная напряженность, большая озабоченность в ответственной ситуации. Эмоциональная возбудимость – легкость (быстрота) возникновения эмоций. Импульсивность – быстрота принятия решения и осуществление действия без продумывания имеющихся в данный момент условий. Ригидность – устойчивость и трудная изменяемость привычек, стереотипов и точек зрения. Экстраверсия – легкость установления контактов с незнакомыми людьми, обращенность человека вовне.

 

[17] См.: Капустин А. Н. Влияние темперамента на особенности сосредоточения у гимнастов // Вопросы спортивной психогигиены. М., 1973. Вып. 2.

 

[18] У людей с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу и сильной нервной системой объем двигательной активности значительно больше, чем у людей с преобладанием торможения и слабой нервной системой. Очевидно, лица с этой типологией имеют от рождения более высокий заряд двигательной активности и им требуется больше времени для ее разрядки. Только тогда они получают удовлетворение от двигательной деятельности. Кроме того, они более терпеливы, то есть могут дольше работать на фоне усталости.

 

[19] Желающие ознакомиться с этими закономерностями могут обратиться к книге: Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. М., 1983 (глава VII, § 3). Там же читатель найдет и физиологическое обоснование еще одного важного принципа спортивной тренировки – прогрессирования и оптимальной трудности заданий.

 

[20] Динамический стереотип – комплекс движений или поведенческих навыков, выполняемых в определенной последовательности, связанный под влиянием многократных повторений в единую цепь, где конец предыдущего акта является сигналом для начала следующего.

 

[21] Именно настрой спортсмена имел в виду выдающийся тренер В. А. Алексеев, когда говорил, что он может привести спортсмена в состояние спортивной формы за две недели.

 

[22] См.: Мильман В. Э. Зарубежные исследования свойств личности спортсменов // Вопросы спортивной психогигиены. М., 1975. Вып. 3

 

[23] Помимо тревожности на ухудшение результатов соревнований оказывают влияние имеющиеся у спортсменок высокая эмоциональная возбудимость, низкая импульсивность и ригидность, причем тем в большей степени, чем сильнее был соревновательный мотив.

 

[24] См.: Грибкова Л. П., Круглова С. Г. Особенности личностной тревожности студентов‑спортсменов // Психологические особенности личности студентов‑спортсменов. Смоленск, 1988

 

[25] См.: Запаско М. Н. О влиянии оценки и самооценки на межличностные отношения в спортивном коллективе // Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1976.

 

[26] Правда, при таких подсчетах следует учитывать, что относят исследователи к неречевым средствам общения. Так, по данным Ю. Л. Ханина, у волейболистов и гандболистов неречевое общение составляет лишь 8‑11 %. Очевидно, им не учитывались в качестве таковых пасы мяча партнерам. Кроме того, имеются индивидуальные особенности в использовании речевых и неречевых средств. По данным В. И. Румянцевой, одни спортсмены чаще пользуются речевыми средствами общения, а другие – неречевыми.

 

[27] Нельзя не вспомнить реакцию шока у нашей футбольной общественности, когда приехавший руководить нашей сборной командой голландский специалист Гус Хиддинк появился впервые перед телекамерами в красных шортах и вообще в непритязательной одежде, как будто он приехал не в Москву, а на южный курорт.

 

[28] Эмпатия – это эмоциональное понимание эмоций другого, способность человека сочувствовать и сопереживать другому.

 

[29] Рыжонкин А. В. О соотношении положения спортсмена в команде и характера проявления некоторых личностных особенностей: Тезисы докладов VII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1973. Ч. 2. С. 153

 

[30] Это возможно, по мнению Р. М. Загайнова, в связи с двумя обстоятельствами: психолог стал новым другом спортсмена (на основании взаимной симпатии, интереса в общении и т. п.) или же он сумел своими воздействиями эффективно повлиять на достижение спортсменом более высоких результатов.

 

[31] Фрустрация – крушение надежд.

 

[32] См.: Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС, 1981. С. 76–77

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.036 с.)