Причины и условия возникновения конфликта тренера со спортсменами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и условия возникновения конфликта тренера со спортсменами



 

Основными причинами возникновения конфликтов тренера со спортсменами являются невыполнение спортсменами планов тренировок, низкий уровень развития у спортсменов волевой сферы, проявление ими отрицательных свойств личности, завышенный уровень притязаний, неподчиняемость спортсменов, расхождение взглядов на методику тренировки (Бабушкин Г. Д. Психология труда тренера по спорту. Омск, 1985).

Часто причина конфликта тренера со спортсменами не лежит на поверхности, поэтому остается для тренера непонятной.

Причины конфликтов с детьми и подростками:

1) смысловой барьер, возникающий в связи с тем, что ребенок иначе смотрит на некоторые события (он, например, иначе относится к драке), или потому, что требование тренера кажется ученику придиркой, насмешкой или выражается в грубой форме;

2) требование тренера кажется ребенку непосильным или что для его выполнения нет условий;

3) неправильное мнение ученика о негативном отношении к нему тренера, связанное с несколькими необоснованными замечаниями последнего; это определяет соответствующую негативную установку на то, что говорит тренер (даже справедливое замечание воспринимается спортсменом как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, он будет беспрекословно выполнять).

Наличие у подростков завышенной самооценки при низких оценках тренерами их возможностей и личностных свойств тоже приводит к недовольству и конфликтному поведению.

К субъективным условиям возникновения конфликтов можно отнести следующие типичные искажения восприятия партнера по общению в конфликтной ситуации.

1. «Иллюзия собственного благородства», когда мы считаем, что являемся жертвой злобного противника и с точки зрения морали сами ведем себя образцово. В большинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте, в готовности разрешить конфликт и убеждены, что все дело в оппоненте, который этого не хочет.

2. «Поиск соломинки в глазу другого». Тренер, конфликтующий с учеником, как правило, в деталях рассказывает, как тот грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Он замечает малейшие нюансы в поведении ученика. А на вопрос: «А как вели себя вы?» – нередко возмущенно отвечает: «А при чем здесь я? Ведь мы разбираем поведение ученика». Хотя своим поведением тренер может либо успокоить спортсмена, либо спровоцировать его на еще более грубые нарушения дисциплины.

3. «Двойная этика». Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к оппоненту, а чужие – как недопустимые, нечестные.

4. «Все ясно». Нередко обе стороны упрощают ситуацию конфликта, преследуя цель представить собственные действия правильными, а вот действия оппонента непозволительными, неадекватными ситуации.

В качестве субъективных предпосылок конфликта может иметь значение, например, несовпадение темпераментных особенностей тренера и учащегося. Если тренер подвижен и решителен, то его раздражает основательный и медлительный ученик, и наоборот, если тренер сам основателен и нетороплив, то его раздражает поспешность и торопливость ученика.

Конфликтность как черта личности тоже имеет значение для легкости возникновения конфликтов. Она базируется на более частных особенностях личности: обидчивости, вспыльчивости бескомпромиссности, подозрительности. Вклад каждого из этих свойств в конфликтность человека может быть различным, в связи с чем и выделяют типы конфликтных личностей.

 

* * *

 

У тренеров могут возникать конфликты с родителями учеников. Основными причинами этих конфликтов являются расхождения в понимании родителями роли и сущности спорта и плохая успеваемость детей в школе.

 

Типы конфликтных личностей

 

Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк выделили конфликтные личности демонстративного, ригидного, неуправляемого, сверхточного и целенаправленного типов.

Демонстративный тип конфликтной личности хочет быть в центре внимания, любит выглядеть хорошо в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как те относятся к нему. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо. Часто оказывается зачинщиком споров, но таковым себя не считает. Эмоциональное поведение у него преобладает над рациональным.

Ригидный тип конфликтной личности подозрителен, обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждения собственной значимости. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен к несправедливости. Прямолинеен и негибок в поведении, часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Не очень считается с мнением окружающих, с большим трудом принимает во внимание чужую точку зрения.

Неуправляемый тип конфликтной личности импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение его вызывающе агрессивно, плохо предсказуемо. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Постоянно требует подтверждения своей значимости, обладает завышенной самооценкой. В неудачах обвиняет других. Из прошлого опыта извлекает мало пользы для будущего.

Сверхточный тип конфликтной личности скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, причем в такой форме, что другим кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью, придает излишнее значение замечаниям окружающих, переживает свои неудачи и просчеты, расплачиваясь за них бессонницей, головной болью. Неожиданно порывает отношения с друзьями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели.

Целенаправленный тип конфликтной личности рассматривает конфликт как средство достижения своих целей. Он часто выступает активной стороной в развязывании конфликтов, причем действует в конфликте рационально, просчитывает варианты, оценивает позиции сторон. Хорошо владеет техникой общения в «горячем» споре.

 

Типы поведения в конфликте

 

При общении в конфликтных ситуациях выделяют три типа поведения, в соответствии с которыми людей делят на «практиков», «собеседников» и «мыслителей».

«Практики» руководствуются правилом: нападение – лучшая защита, «собеседники» считают, что лучше плохой мир, чем хорошая война, а «мыслители», не признавая своего поражения, рассуждают так: «Пускай думает, что он победил».

«Собеседникам» свойственна общительность, поэтому они чувствительны к изменениям настроения партнера по общению и своевременно пытаются сгладить возникшее недоразумение, снять напряженность в отношениях, стараются не затрагивать глубинные чувства собеседника.

«Практик» в силу действенности своих побуждений, стремясь обязательно добиться нужного ему результата, склонен недооценивать последствия конфликта. Он не чувствителен к недомолвкам: если у него возникает конфликт с собеседником, то это значит, что речь идет о принципиальных для него противоречиях.

«Мыслитель» более осторожен в действиях, он больше продумывает логику своего поведения, выстраивает сложную систему доказательств собственной правоты и неправоты оппонента. В широком кругу общения более дистантен в отношениях, Поэтому ему сложнее попасть в конфликтную ситуацию, зато глубина конфликта и степень включенности в него у «мыслителя» будут большими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.005 с.)